Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Москаленко, Ирина Владимировна

Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы
<
Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Москаленко, Ирина Владимировна. Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Москаленко Ирина Владимировна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2013.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/871

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования нравственных ценностей 15

1.1. Понятие нравственных ценностей в системе научного знания 15

1.2. Сущностная характеристика формирования нравственных ценностей в аспекте феноменологического подхода 36

1.3. Обусловленность формирования нравственных ценностей возрастными особенностями развития школьника 59

Выводы по главе 1 80

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы 85

2.1. Разработка и реализация программы методической помощи педагогу по формированию нравственных ценностей обучающихся 85

2.2. Создание ценностно-нравственной микросреды в образовательном процессе школы 104

2.3. Педагогическая поддержка взаимоотношений школьников, способствующих актуализации смыслов нравственных ценностей 127

Выводы по главе 2 154

Заключение 158

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное подрастающее поколение формируется в сложных социально-экономических условиях в связи с реформированием общества и системы образования, характеризующихся сменой ценностных установок и общим снижением гуманистического потенциала человека. Это подтверждается и словами Президента Российской Федерации в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, где констатируется наличие «ценностной катастрофы», с которой мы столкнулись в начале XXI века. Ценностная катастрофа, в первую очередь, связана с нравственным кризисом, который сопровождается сегодня падением культурного уровня школьников, распространением в подростковой и молодежной среде потребительского отношения к жизни, эмоциональной глухотой, ориентацией на утилитарные ценности и дальнейшей прагматизацией жизни. Вследствие чего человек отходит от осознания нравственных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия.

Обостряющиеся противоречия формирования личности обусловливают переосмысление и переоценку сущностных категорий, связанных с образом человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, но и человека нравственного, имеющего направленность к ценностно-смысловым аспектам жизни, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и ориентироваться на них в повседневной жизни современного социума. Это требует от современных школьников развитых рефлексивных способностей, личной свободы и социальной ответственности, при которых материальные ценности выступают не как цель, а как инструмент формирования нравственных ценностей сострадания и честности, порядочности и достоинства, толерантности и патриотизма.

Значимость формирования нравственных ценностей подрастающего поколения подчёркнута в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где говорится, что законопослушность, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и т. д. зависят от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни; что наиболее системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. В связи с этим повышается актуальность целенаправленного формирования нравственных ценностей школьников в образовательном пространстве, что требует поиска адекватных современным условиям способов организации данного процесса.

Важное теоретическое и практическое значение для нашего исследования имеют труды в области философии, педагогики и психологии, касающиеся понятия «нравственная ценность», процесса формирования нравственных ценностей, его механизмов и содержательной характеристики.

Философскому аспекту исследуемой проблемы посвящены работы О. М. Бакурадзе, В. И Бакштановского, В. А. Блюмкина, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, П. Е. Матвеева, С. Н. Шалютина, Д. С. Шимановского, Ю. А. Шрейдера и др., утверждающих, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого человека, так и для человечества в целом. Разрушение ценностной основы ведёт к кризису, как личности, так и общества в целом. В феноменологической школе как одном из направлений философии ценность рассматривается как смысловая реальность (Н. Гартман, Э. Гуссерль, И. А. Михайлов, В. И. Молчанов, М. Шелер, А. Шюц и др.). Изучением ценностей в психологии занимались Л. Н. Антилогова, Я. Гудечек, В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубенштейн, А. В. Серый, В. Франкл, Н. Е. Харла-менкова, М. С. Яницкий и др. Особенности ценностей в педагогике раскрывали Е. В. Бондаревская, О. Е. Воронова, В. А. Караковский, С. В. Кульневич, А. П. Лиферов, И. В. Метлик, Н. Д. Никандров, С. Д. Поляков, Е. Л. Руднева, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.

Ряд исследований за последние десять лет посвящен нравственным ценностям и проблемам их формирования, выделению признаков и характеристик нравственных ценностей, описанию этапов и принципов исследуемого процесса (Ж. 3. Кучукова, О. Ю. Смирнова, Л. Н. Танклаева, С. В. Шестопалов, Н. Н. Шиховцова и др.).

Несмотря на очевидную значимость работ, посвященных формированию нравственных ценностей, в них недостаточно акцентируется внимание, с одной стороны, на особенностях современных детей, а с другой - на осмыслении возникающих ситуаций на основе рефлексивных способностей. В данном русле формирование нравственных ценностей в школе не являлось предметом отдельного исследования.

Актуальность исследования обусловлена противоречием: между требованиями претерпевшего изменения общества к подрастающему поколению, способному принимать самостоятельные решения в ситуации выбора на основе нравственных ценностей и брать на себя за них ответственность, и недостаточным уровнем сформированности у школьников нравственных ценностей, необходимой рефлексии и способностей к осмыслению проблемных с точки зрения нравственности ситуаций.

Поиск путей разрешения противоречия составил проблему исследования, заключающуюся в необходимости теоретического рассмотрения понятия «нравственная ценность» в современном социуме, формирования нравственных ценностей школьников через феноменологическое взаимодействие педагогов и обучающихся, а также создания и практической реализации педагогических условий, обусловливающих результативность исследуемого феномена в образовательном процессе школы.

В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы».

Цель исследования - научное обоснование процесса формирования нравственных ценностей обучающихся, создание и экспериментальная провер-

ка педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.

Объект исследования - нравственные ценности.

Предмет исследования - нравственные ценности обучающихся и педагогические условия их формирования в образовательном процессе школы.

Гипотеза исследования: формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы будет положительно результативным, если:

исследуемый процесс рассматривается как феноменологическое взаимодействие педагогов и обучающихся, выступающих в качестве равноправных субъектов взаимодействия;

учитывается обусловленность процесса формирования нравственных ценностей возрастными особенностями развития современного школьника;

разработаны критерии и показатели, позволяющие охарактеризовать уровни сформированное нравственных ценностей школьников;

разработаны и реализованы педагогические условия, включающие методическую помощь педагогам, формирующим нравственные ценности обучающихся, создание ценностно-нравственной микросреды в образовательном процессе школы, а также организацию педагогической поддержки взаимоотношений школьников, способствующих актуализации смыслов нравственных ценностей.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Определить комплекс оснований для выделения нравственных ценностей, отличающих их от других видов ценностей, и уточнить содержательную характеристику обозначенных оснований.

  2. Обосновать принципы формирования нравственных ценностей через феноменологическое взаимодействие педагогов и обучающихся.

  3. Разработать критерии и показатели сформированности нравственных ценностей обучающихся с учетом возрастных особенностей школьников.

  4. Разработать и реализовать программу методической помощи педагогу по формированию нравственных ценностей школьников.

  5. Осуществить формирование нравственных ценностей обучающихся на основе создания ценностно-нравственной микросреды в образовательном процессе школы и реализовать педагогическую поддержку взаимоотношений школьников, способствующих актуализации смыслов нравственных ценностей.

  6. Разработать научно-методические рекомендации по формированию нравственных ценностей обучающихся.

Методологическую основу исследования составили: онтологический подход (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина и др.); аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.); феноменологический подход (Г. П. Звенигородская, С. В. Кульневич, Р. А. Куренкова, Н. М. Смирнова и др.); философско-этические концепции исследования ценностей (В. А. Блюмкин, О. Г. Дробниц-кий, П. Е. Матвеев, В. П. Тугаринов, и др.); концепция педагогической под-

держки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман, М. И. Губанова, Н. В. Касицина, С. Н. Чистякова и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории ценностей в психологии человеческого бытия (А. В. Брушлинский, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубенштейн, В. Франкл и др.), духовно-нравственного воспитания (О. С. Богданова, 3. И. Васильева, С. Ю. Дивногорцева, И. С. Марьенко, В. П. Сергеева, А. И. Шемшурина и др.), формирования нравственных ценностей (Е. Л. Руднева, И. С. Чальцева, С. В. Шестопалов, Н. Е. Щуркова и др.); исследования диалектики общечеловеческого и национального в содержании ценностей (Б. Л. Вульфсон, А. В. Гулыга, Н. Я. Данилевский, В. И. Иванов, И. В. Метлик, Н. Д. Никандров, В. С. Соловьёв и др.); положения возрастной психологии об особенностях младшего подросткового возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, О. В. Хухлаева, Д. Б. Эльконин и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач использовался комплекс методов исследования: общетеоретические методы: теоретический анализ, классификация, конкретизация, дедукция, синтез и обобщение философско-этической, психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы по тематике исследования; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, беседа, референтометрия, наблюдение, педагогический эксперимент; статистические методы: шкалирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, «угловое преобразование Фишера».

Экспериментальная база исследования: МОУ «Гимназия № 1» г. Кемерово, НМБОУ «Гимназия № 11» г. Анжеро-Судженск и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Топки. На констатирующем этапе эксперимента в исследовании приняли участие 627 обучающихся. На формирующем этапе в экспериментальную работу были включены 312 обучающихся, 37 учителей-предметников (включая классных руководителей).

Ограничения исследования. Формирование нравственных ценностей важно во все возрастные периоды, но именно в младшем подростковом возрасте, когда начинается интенсивное осмысление себя и своих взаимоотношений с окружающими людьми, становится актуальным и формирование нравственных ценностей через постижение их смыслов. Поэтому экспериментальная работа в контексте данного диссертационного исследования осуществлялась на базе 5-х и 6-х классов.

Исследование проводилось с 2007 по 2013 гг. и включало в себя три этапа:

1. Первый поисково-теоретический этап (2007-2008 гг.): происходил сбор необходимой для проведения исследования информации на основе изучения и анализа философско-этической, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственных ценностей; сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и намечены основные задачи исследования, разработан понятийный аппарат. Выявлены и охарактеризованы критерии и показатели сформированности нравственных ценностей; проведена

первичная диагностика (констатирующий этап эксперимента). Выделены и описаны уровни сформированности нравственных ценностей младших подростков.

  1. Второй опытно-экспериментальный этап (2009-2011 гг.): осуществлялась проверка сформулированной гипотезы исследования путём экспериментальной апробации педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное формирование нравственных ценностей обучающихся.

  2. Третий обобщающий этап (2012-2013 гг.): проводились систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных и их интерпретация с целью проверки результативности реализуемых педагогических условий, уточнялись теоретические положения и выводы, полученные в процессе осуществления исследования. Происходило оформление результатов формирующего эксперимента и отдельных теоретических положений и выводов; осуществлялась работа по оформлению текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Определен комплекс оснований для выделения нравственных ценностей и уточнена содержательная характеристика обозначенных оснований: наличие в нравственной ценности категории добра/зла как объективно существующей данности, проявляющейся в виде способности отличать добро от зла; направленность на другого человека как альтруистическая ориентация в поступках, основанная на эмпатии, чувстве морального долга по отношению к другим людям; добровольность и самодеятельность как независимость от окружения и ситуации при свободном выборе между добром и злом и проявление личного активного посыла в следовании добру; наличие внутренних регуляторов стыда, совести как субъективного осознания соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.

Конкретизировано понятие «нравственная ценность» - это ценность, которая отвечает нравственным требованиям добра, определяется альтруистической ориентацией, проявляется на добровольной самодеятельной основе и регулируется чувствами стыда и совести.

Уточнено понятие «формирование нравственных ценностей» как
процесса феноменологического взаимодействия педагогов и обучающихся,
способствующего актуализации смыслов нравственных ценностей школьников,
где актуализация есть перевод смыслов нравственных ценностей из латентного
состояния в явное и становление их личностно-значимыми. Под феноменологи
ческим взаимодействием
мы понимаем взаимодействие, направленное на под
держку в саморазвитии конкретному учащемуся в конкретной ситуации, обуслов
ленной единством внутренних переживаний, личностных смыслов и субъектного
опыта взаимодействующих.

Охарактеризованы показатели сформированности нравственных цен
ностей с целью выявления уровней их сформированности у младшего подрост
ка по критериям:

- когнитивный критерий (наличие знаний о таких категориях как добро/зло, Человек как наивысшая ценность, «друг/товарищ», честность, справедливость, порядочность; интерес к постижению феномена «Человек», феномена

«правда», к изучению своих прав и обязанностей; знание основных исторических событий России, исторических мест своего города и др.);

эмоционально-ценностный критерий (способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов человеческих отношений; способность к сопереживанию чужому душевному состоянию; эмоционально-положительное отношение к проявлению отзывчивости, доброжелательности, милосердия и бескорыстия; эмоционально-положительное восприятие русской природы, уважение к прошлому и настоящему своей страны, города, к другим нациям и народам; восприимчивость к проявлениям лжи и несправедливости и др.);

рефлексивно-поведенческий критерий (школьник проявляет взаимовыручку и взаимопомощь; добросовестно и ответственно выполняет учебные (общественные) обязанности; соблюдает правила этикета в общении с разными категориями людей; предлагает помощь в сложных ситуациях; радуется успехам товарищей; готов бескорыстно отдать вещь, которую можно было бы продать; дружелюбно относится к учащимся других национальностей; проявляет принципиальность и искренность в отношении себя и товарищей и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о процессе формирования нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы за счет: выявления и обобщения существующих теоретических положений содержания понятия «нравственная ценность» в зарубежной и отечественной литературе; определения оснований для выделения нравственных ценностей, отличающих их от других видов ценностей; рассмотрения процесса формирования нравственных ценностей через феноменологическое взаимодействие педагогов и обучающихся; характеристики показателей, позволяющих определить уровни сформированности нравственных ценностей младших подростков. Совокупность перечисленных позиций вносит определенный вклад в расширение современных представлений об исследуемом явлении в теорию воспитания на основе обобщения существующих подходов по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость исследования состоит в разработке: педагогических условий, обеспечивающих реализацию формирования нравственных ценностей обучающихся, позволяющих совершенствовать образовательный процесс в школе; диагностических материалов для определения уровней сформированности нравственных ценностей младших подростков (карта наблюдений сформированности нравственных ценностей младших подростков, методика диагностики знаний обучающихся о нравственных ценностях и др.); программы методической помощи учителю по формированию нравственных ценностей обучающихся, включающей в себя семинары и тренинг для педагогов.

Материалы исследования могут быть применены в практике преподавания общеобразовательных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, а также использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определенный комплекс оснований для выделения нравственной ценности и содержательная характеристика обозначенных оснований позволили

определить её как ценность, которая отвечает нравственным требованиям добра, определяется альтруистической ориентацией, проявляется на добровольной самодеятельной основе и регулируется чувствами стыда и совести.

  1. Основу формирования нравственных ценностей составляет феноменологическое взаимодействие педагогов и обучающихся, способствующее актуализации смыслов нравственных ценностей последних, а также выражения этих смыслов в нравственном поведении современных школьников.

  2. Формирование нравственных ценностей обучающихся есть процесс сознательно и целенаправленно выстраиваемый с опорой на принципы данного процесса, акцентирующие внимание на феноменологическом взаимодействии педагогов и школьников: принцип ценностного отношения к Человеку; принцип поиска смысла; принцип расстановки феликсологических акцентов; принцип обусловленности формирования нравственных ценностей национально-культурной спецификой.

  3. Процесс формирования нравственных ценностей обусловлен особенностями развития современного младшего подростка: наличием внутреннего осознания добра и зла при слабой выраженности когнитивных представлений о нравственных ценностях и их внутренних регуляторах стыда и совести; наличием страха перед ответственностью при осознании роли ответственности в структуре «мира взрослых»; требованием младшим подростком правды во всем; постижением амбивалентности мира; поиском образцов для подражания; нарастающей потребностью в виртуальном общении со сверстниками в ущерб реальной межличностной коммуникации; ориентацией на ценности, принятые группой сверстников.

  4. Положительной результативности процесса формирования нравственных ценностей обучающихся способствует реализация педагогических условий: разработка программы методической помощи педагогам, формирующим нравственные ценности обучающихся; создание ценностно-нравственной микросреды в образовательном процессе школы, а также педагогическая поддержка взаимоотношений обучающихся, способствующих актуализации смыслов нравственных ценностей.

Личное участие соискателя состоит: в анализе, систематизации и обобщении научно-теоретических оснований формирования нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы; разработке показателей уровневой оценки сформированности нравственных ценностей младшего подростка; организации экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы через реализацию педагогических условий, разработке учебно-методических рекомендаций для педагогов по формированию нравственных ценностей школьников и их апробации; проведении качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных, обработке и описании результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной разработанностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; этапным характером исследовательской и опытно-экспериментальной ра-

боты; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных и их репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения теоретических положений и практических рекомендаций автора на научно-практических конференциях разного уровня:

Международные научно-практические конференции: «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2010 г.); «Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты)» (г. Пенза, 2011 г.); «Современные проблемы развития человеческого общества» (г. Одесса, Лондон, 2011 г.); «Проблемы и перспективы развития образования в России» (г. Новосибирск, 2012 г.); «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы» (Краснодар, 2012 г.).

Всероссийские научно-практические конференции: «Социальное развитие и духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы и перспективы» (г. Волгоград, 2007 г.); «Материалы III Всероссийской научно-практической конференции» (г. Томск, 2008 г.); «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (г. Красноярск, 2010 г.); «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (г. Анжеро-Судженск, 2012 г.).

Кроме того, основные положения проведенного исследования нашли свое отражение на страницах сборников научных трудов: «Альманах современной науки и образования» (г. Тамбов, 2008 г.); «Вестник Кемеровского государственного университета» (г. Кемерово, 2011 г.); «Вестник КемГУКИ» (г. Кемерово, 2011 г.); «Педагогическое образование в России» (г. Екатеринбург, 2013 г.); «Сибирский педагогический журнал» (г. Новосибирск, 2013 г.).

Результаты исследования изложены в 14 публикациях, четыре из них - в изданиях, рекомендованных ВАК: «Вестник Кемеровского государственного университета» (2011 г.); «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» (2011 г.); «Педагогическое образование в России» (2013 г.); «Сибирский педагогический журнал» (2013 г.).

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, 7 таблиц, 2 рисунков, 12 приложений, списка литературы, включающего 230 источников, из них 9 на английском языке.

Сущностная характеристика формирования нравственных ценностей в аспекте феноменологического подхода

Категория «ценности» является одним из ключевых понятий современной научной и общественной мысли и используется в философии, психологии, педагогике, социологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе социальные идеалы и выступающие как образец должного. Особое значение проблемы ценностей привело к выделению в философии в конце XIX - начале XX века особой отрасли - аксиологии, которая исследует природу ценностей, их место в реальной действительности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.

В процессе изучения трудов ведущих ученых (В. А. Блюмкин, А. В. Бруш-линский, X. М. Вегас, О. Г. Дробницкий, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Ру-бенштейн, В. П. Тугаринов, В. Франкл и др.), исследующих ценности в рамках различных систем научного знания, были выделены основные теоретические направления исследования ценностей. Д. А. Леонтьев, анализируя и систематизируя существующие аксиологические концепции, определяет ценность через междисциплинарный подход и усматривает основную проблему «в выработке общего, единого определения и контекста употребления этого понятия, в котором нашли бы место разные его трактовки» [111, с. 16]. По мнению ученого, ценности существуют в трех формах, отражающих различные группы явлений общественного и индивидуального сознаний. Первая позиция: основная форма существования ценностей - в виде общественных идеалов, то есть выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Вторая позиция: предметно воплощенные ценности - зафиксированные в культуре предметные воплощения ценностных идеалов. Третья позиция: личностные ценности, представляющие внутренний мир личности и существующие как идеалы, которые задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного субъекта [111].

Большой вклад в разработку проблемы ценностей был сделан в рамках системы философского знания. Предпосылкой аксиологии в философии И. Канта явилось разведение сущего и должного, реальности и идеала. Все ценности являются чистыми формами, то есть они находятся в духе в силу своей априорности и поэтому могут претендовать на всеобщую значимость [Прив. по 177]. Другой представитель классической немецкой философии - Г. Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на утилитарные и духовные. Утилитарные (экономические) ценности выступают как товары. Эти ценности всегда относительны. Духовные ценности есть абсолютные ценности, то есть духовные по своей природе [Там же].

Подлинным открытием ценностного видения мира стала русская религиозная философия. Она раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Русские философы - В. С. Соловьев, Н. Федоров, А. С. Хомяков и их последователи Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, С. Л. Франк и др. показали глубинную взаимосвязь и органическое единство триады: Дух - Свобода - Личность [ Прив. по 53].

В отечественной философии к проблеме ценностей обратились только в 50-е годы XX века, а более интенсивно ею занялись спустя десятилетие. Среди множества отечественных подходов выделяют три основных трактовки понятия «ценность»:

1. Ценности представляют собой материальные и духовные объекты, которые благодаря своим свойствам удовлетворяют потребностям субъекта: общества, класса, личности (С. Ф. Анисимов, В. А. Василенко, Г. Е. Глазерман, Г. Я. Головных, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.).

2. Ценность есть отношение либо субъекта к объекту, либо объекта к субъекту, либо их взаимодействие (А.Ф. Ефремов, М. С. Каган, В. В. Лапицкий, В. В. Гречаный). 3. Ценности рассматриваются как идеалы общей и личной деятельности (О. М. Бакурадзе, И. С. Нарский и др.) [Прив. по 10].

В современной социологии под ценностями понимаются «обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры...» [221, с. 13].

Не менее важным является другое направление изучения ценностей - этика, которая исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей, которые обнаруживаются как во всех ситуациях, так и в личности (В. А. Блюмкин, В. Вундт, О. Г. Дробницкий, П. Е. Матвеев, Г. Спенсер и др.). Согласно этике, у каждого человека есть своя собственная "пирамида" ценностей. "Пирамида" ценностей, основой которых является принадлежность к какому-либо народу, имеет общую основную сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается [6].

В феноменологической школе как одного из направлений философии ценность представляет собой, прежде всего, смысловую реальность (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, И. И. Докучаев и др. [Прив. по 177].) «Ценности - это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [107, с. 136]. Н. М. Смирнова отмечает, что «феноменологически ценность выступает как «присвоение», интериоризация и эмоционально-чувственное переживание объективных социальных значений. В сознании отдельного индивида ценность является результатом «духовной приватизации» объективных социальных значений определенного культурного сообщества [177, с. 20]. Николай Гартман, один из первых феноменологов, обосновал понятие «личностная ценность», как то, что принадлежит только личности, носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания [42]. В психологии А. Маслоу обобщил сущностные проявления высших личностных ценностей, как духовных потребностей человека - любви, творчества, стремления к идеалу и т.д. в своеобразную иерархию ценностей. Существуя в виде врожденных, ценности-потребности выстраиваются по нарастающей сложности: от физиологических потребностей - к потребностям в безопасности - в любви и привязанности - в признании и оценке - к потребности в самоактуализации. Самоактуализация понимается как "рост изнутри", т.е. самоорганизация личности в мире реализуемых ею ценностей [124]. Мы согласны с С. В. Кульне-вичем, который полагает, что предложенную А. Маслоу "ценностную лестницу потребностей" можно представить как данную природой человеку возможность к соединению чувственного и смыслового опыта; как необходимость восхождения от чисто эмоционального мира детского восприятия ко "взрослому" восприятию мира человеческих смыслов [107].

Ценности как категории, выполняющие роль смыслов человеческой жизни, были описаны В. Франклом. Он показал, что они выступают как смысловые универсалии и составляют три основных класса, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной. Это ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего - любви) и ценности отношений (в первую очередь -педагогических). Источником ценностей являются: мир «десяти тысяч уникальных ситуаций» и совесть человека как «смысловой орган», способный отыскать уникальный нравственный смысл в каждой ситуации [197]. С. Л. Рубенштейн в работе «Человек и мир» показал связь ценностей и смыслов со значимостью для жизни человека других людей, их ценностью для субъекта, осмыслением им бытия [164]. А. В. Серый и М. С. Яницкий отмечают, что «в процессе восприятия и освоения объективной реальности смысл выступает в качестве фундамента формирования личностных ценностей, которые, в свою очередь, придают личностный статус смыслу. Ощущение смысла дает начало ценностям, которые, в свою очередь, синэргетически усиливают ощущение смысла». [220, с. 37]

Обусловленность формирования нравственных ценностей возрастными особенностями развития школьника

В младшем подростковом возрасте значимой становится такая особенность развития в мотивационной сфере как осознание подростком себя личностью. При анализе результатов опроса, касающихся образцов для подражания, мы отметили важность для ребят мысли, что образец для подражания является личностью. Используя метод незаконченного предложения: личность - это ... , мы проанализировали ответы школьников, на основании чего пришли к выводам, что личность в глазах современного подростка - это человек, занимающий активную жизненную позицию, ориентированный на достижение успеха в социуме, обладающий интеллектуальными способностями и физическими достоинствами, умеющий отстаивать свои взгляды, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Также мы констатировали, что для современного подростка понятие «личность» носит ярко выраженный индивидуалистический характер, они хотят быть личностями, но не соотносят это понятие с нравственными ценностями, в то время как научные источники указывают на его этический и нравственный характер. «Личность - это этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности» [195, с. 244]. «Личность - это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл» [107, с. 27].

Среди возрастных особенностей младшего подростка особой практикой реализации и усвоения нравственных ценностей, является общение, в частности, общение со сверстниками. Как показал анализ литературы (В. Г Ананьев, А. А. Бода-лев, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский и др.), общение становится ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте. Только воспроизводя нравственные ценности в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой и мотивом их поступков.

Мы считаем целесообразным определить степень и характер влияния сверстников на формирование нравственных ценностей. С этой целью подросткам было предложено написать сочинение на тему «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями?», а также был разработан блок ситуаций, касающийся значимости и характера влияния сверстника в ситуации нравственного выбора (ПриАшшвииир я полученные данные, мы пришли к выводу, что влияние сверстников на формирование нравственных ценностей может носить двойственный характер. С одной стороны, общение детей, лишённое постоянного родительского надзора, позволяет им усваивать нравственные ценности, основанные на взаимном согласии и равноправном сотрудничестве. С другой стороны, в условиях бесконтрольности процесс усвоения нравственных ценностей может серьёзно деформироваться, поскольку, как отмечает Е. А. Сорокоумова, нравственные ценности сверстников разрушают более высокие ценности взрослых [181]. Здесь, на наш взгляд, не последнюю роль играет такой феномен современной действительности, как Интернет, представляющий собой «новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое невозможно проконтролировать, со своими способами научения, внушения, предпочтения» [193, с. 8].

В целом Интернет предоставляет огромные возможности не только для получения информации, но и возможности для безграничной коммуникации. Для подростков это связано с желанием убежать от одиночества, обрести друга, поддержку, возможность быть самим собой в общении с посторонним человеком. Однако реальность такова, что современные дети утрачивают навыки межличностного общения, под которыми понимаются умение контактировать с окружающим миром и людьми, выступая в разных социальных ролях. Живое общение заменяется виртуальным. Слабо развитые социально-коммуникативные умения и навыки, в свою очередь, затрудняют процесс формирование нравственных ценностей младших подростков, поскольку нравственная ценность предполагает направленность на Другого и отношение к нему. Неумение наладить контакт с другим человеком приводит к невозможности формирования самой нравственной ценности. В связи с вышесказанным возрастной особенностью современного младшего подростка, обусловливающей формирование нравственных ценностей, мы считаем нарастающую потребность в виртуальном общении со сверстниками в ущерб реальной меж:Мішшшта т]дтіутіквцяи в&рстников в жизни младшего подростка, взаимоотношения с товарищами по классу представляют собой своеобразную структуру, которая характеризуется наличием связи между ребёнком и товарищами, т.е. структуру, в которой ребёнок хочет почувствовать себя частью целого. Как правило, важным для младшего подростка является принадлежность к какой-либо группе и ориентация на ценности, принятые группой сверстников [33]. Ориентация на ценности, принятые группой сверстников, актуализируется у младшего подростка и выделяется нами как возрастная особенность, имеющая непосредственное влияние на формирование нравственных ценностей подростка.

Проследив обусловленность формирования нравственных ценностей возрастными особенностями младшего подростка, мы считаем, что именно в этом возрасте, в первую очередь, надо делать акцент на формировании нравственных национальных ценностей, поскольку актуализирующиеся стремления младшего подростка к правде, честности, справедливости и т.п. и к одновременной реализации данных стремлений в коллективе (Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. А. Реан, О. В. Хухлаева, Д. Б. Эльконин и др.) непосредственно пересекаются с менталитетом российского человека и его традиционными, исторически сложившимися нравственными ценностями соборности, доброты, патриотизма, стремления к правде, выделенными нами в параграфе 1.1.

Анализ результатов анкетирования, а также наблюдение (приложение 3) и изучение мотивов участия школьников в деятельности по методике Л. В. Байбородовой и Л. И. Ченявской [9] показали, что одни младшие подростки в своем поведении и поступках "учитывают присутствие другого в своей жизни" (термин Н. Е. Щурковой), проявляя уважительное внимание к товарищам. Другие, совершая неблаговидные поступки, не испытывают ни чувства стыда; ни угрызения совести, даже несмотря на усилия педагога, апеллирующего к этим чувствам. Есть подростки (их мало), которые уже в этом возрасте достаточно четко понимают, что нужно следовать определенным нравственным правилам в разных ситуациях, и сознательно и добровольно предпочитают совершение добрых поступков даже в ущерб собственным интересам. В связи с этим на констатирующем этапе эксперимента мы изучали уровень сформированности нравственных ценностей обучающихся младшего подрбехвдующишзішїгам теоретического анализа рассматриваемой проблемы стала разработка критериев и соответствующих им показателей, которые необходимы для получения объективной информации о ходе эксперимента и выявлении исходного и достигнутого уровня сформированности нравственных ценностей младших подростков. В психолого-педагогической литературе по рассматриваемой проблеме (С. П. Акутина, Н. X. Гильмутдинова, 3. Ж. Кучукова, Н. В. Падеро, Л. Н. Танклаева, И. С. Чальцева, С. В. Шестопалов, Н. Н. Шихов-цова и др.) выделяются следующие критерии, с помощью которых можно судить об уровне сформированности нравственных ценностей.

Создание ценностно-нравственной микросреды в образовательном процессе школы

Акцентирование нравственных аспектов педагогами требовало от них нахождения логического перехода от знаниевого компонента той или иной темы к нравственному. Например, при изучении темы «Реки», обеспечив подростков фактологической информацией, учителя заостряли внимание на том, что река -это, прежде всего, природная стихия, и она не терпит легкомысленного к ней отношения, как это произошло на трагически известном теплоходе «Булгария». Педагоги лаконично, но при этом эмоционально заостряли внимание ребят на том, что именно в критических моментах человек, поставленный в ситуацию необходимости сделать нравственный выбор, полностью раскрывает свою сущность. Исходя из сделанного выбора, одни люди спасают других, а другие спасаются сами.

В короткой, но эмоционально насыщенной беседе ребята осознавали смысл нравственных ценностей соборности и доброты. Такие лаконичные, эмоциональные отступления являлись ещё одним важным видом запланированной деятельности, способствующим формированию нравственных ценностей, которые мы назвали «Пятиминутки добра». «Пятиминутки добра» представляют собой нравственные отступления учителя на уроке, либо еженедельные сообщения учеников, проводимые в начале урока, о значимом для них с точки зрения нравственных ценностей событии, произошедшем за прожитую неделю. Подобные сообщения, готовящиеся школьниками, предполагали опору на субъективный опыт ребят, их внутренние переживания и поиск личностного смысла, в результате чего происходило осмысление реальной повседневной жизни с точки зрения нравственных ценностей. В рамках актуализации национального аспекта в формировании нравственных ценностей на «пятиминутках добра» осмысливались также пословицы и поговорки нашего народа, например, такие как: «не го 126 вори, что делал, а говори, что сделал», «если ты сделал добро — молчи, если тебе сделали добро -расскажи»; «как ни мудри, а совести не перемудришь»; «не ищи где полегче, а ищи где почестней» и т.п.

Последующее использование нравственно-ценностного потенциала учебной дисциплины «География/природоведение» во внеурочной деятельности происходило на турслётах, представляющих собой возможность методом наблюдения зафиксировать сформированность или несформированность нравственных ценностей младших подростков.

О результатах сформированности нравственных ценностей в целом можно судить, на наш взгляд, по рефлексивно-поведенческому критерию. Развитие способности ребят самостоятельно увидеть проявление нравственных аспектов в реальной жизни и дать их ценностный анализ с опорой на собственный субъектный опыт, личностные смыслы и внутренние переживания свидетельствуют о положительной динамике процесса формирования нравственных ценностей.

Развивающуюся рефлексию мы фиксировали в сочинениях, проводимых в начале и в конце экспериментальной работы: «Что такое счастье?», «Настоящий человек. Кто он?». Анализ сочинений показал, что, если в начале пятого класса в рассуждениях ребят преобладали утилитарные аспекты жизни, то на конец эксперимента доминантой стали нравственные ценности. О развитии рефлексивных способностей младших подростков свидетельствовали и регулярно проводимые «пятиминутки добра». Если на начало эксперимента активность в выборе тем сообщений принадлежала, как правило, педагогам, то к концу шестого класса большинство ребят сами без помощи взрослых находили темы для обсуждений из реальной повседневной жизни, проявляя тем самым способность «видеть» и анализировать эти ситуации с позиций нравственных ценностей.

Готовность действовать согласно нравственным ценностям является ключевым моментом в процессе их формирования. Однако поскольку мы имеем дело с младшим подростковым возрастом, можно говорить только о начале осознанного становления данной готовности. В нашем эксперименте она проявлялась в желании ребят осуществлять деятельное добро, помогая подшефным ветеранам, участвуя в благотворительных ярмарках и мероприятиях и т.п. Мы замеряли положительную динамику сформированности нравственных ценностей на основе проявляемой активности ребят, используя методику «безадресной просьбы» [218], суть которой в том, что педагог обращается с какой-либо просьбой к классу. Никому ничего не предлагая, преподаватель, таким образом, ставил всех школьников в ситуацию свободы выбора и ожидал решения, мысленно вычисляя процентное соотношение всех присутствующих из числа откликнувшихся на просьбу. Если в пятом классе на просьбу педагога сразу откликались 10-15% ребят, то на конец эксперимента их число выросло до 30-40% учащихся.

Таким образом, содержание учебных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, технология их реализации позволяет создать ценностно-нравственную микросреду, включая в себя возможности (как в явной, так и в завуалированной форме) для целенаправленного формирования нравственных ценностей. Нами было показано, как педагоги использовали потенциал данных дисциплин, корректно расставляя нужные акценты и впоследствии используя его во внеурочной как запланированной, так и незапланированной деятельности с целью актуализации смыслов нравственных ценностей в сознании младшего подростка и становлении их личностно-значимыми.

Педагогическая поддержка взаимоотношений школьников, способствующих актуализации смыслов нравственных ценностей

Результатом реализации программы методической помощи педагогу по формированию нравственных ценностей школьников явилось переосмысление педагогами своей роли: педагог есть ценностно-ориентированная личность, способная к рефлексии, переживанию смыслов и феликсологическому проживанию жизни, содействующая актуализации смыслов нравственных ценностей в сознании учеников в процессе феноменологического взаимодействия.

Для получения обратной связи участникам тренинга была предложена анкета со следующими вопросами.

АНКЕТА. Уважаемый коллега! Ответьте, пожалуйста, на нижеприведённые вопросы. Заранее благодарим за проявленный интерес. Оцените Ваше отношение к проделанной работе по данной шкале: А. отрицательное Б. нейтральное В. положительное і. Что мешало Вам в этой работе?

Что Вам дала эта работа в содержательном плане?

Сможете ли Вы использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности? Приложение 7 Классный час «Великий язык - Великий народ» Цель: способствовать формированию чувства патриотизма через уважение к собственному языку Задачи: 1) ознакомить обучающихся с ролью языка в жизни человека; 2) способствовать осознанию взаимосвязи языка и нравственных качеств человека; 3) содействовать развитию рефлексии обучающихся. Форма проведения классного часа: дискурсивный классный час {дискурсия -групповое размышление над каким-либо вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла).

Предварительное задание: ребятам было предложено подготовить сценки-диалоги с использованием наиболее употребительных сленговых слов, принятых для общения «В Контакте». Мы назвали их «Диалоги на нерусском русском языке».

Оборудование: экран, проектор, компьютер. Эпиграф (записан на доске) Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, где нужно - страстный, где нужно - живой! Л. Н. Толстой Ход классного часа 1. Вступительное слово учителя

Учитель: Д. С. Лихачёв, известный учёный, литератор, общественный деятель, в своей статье «Учиться говорить и писать» говорил о том, что самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Учитель: А теперь, ребята, давайте обратим внимание на экран и попробуем охарактеризовать людей по тому, как они говорят (отрывки из кинофильмов, передач с разными видами говорения). 2. Обсуждение. Я-позщия. Причина

Предлагаем ученикам поразмышлять, что произойдёт с нами и языком, если осуществится «обрезание языка», о котором пишет Т. Толстая в рассказе «На липовой ноге».: «Скажем, жили - были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. И что же? -осталось только «крутой». Реже - «клёвый».

Совместный вывод: при таком отношении к языку произойдёт не только оскудение языка, но и деградация человека, деградация общества.

Учитель: Но это рассказ, а теперь давайте посмотрим, что мы имеем в реальной действительности. Дома вам нужно было подготовить сценки - диалоги на «нерусском русском языке».

Показ сценок-диалогов; анализ и перевод их на литературный русский язык с последующим инсценированием).

Вопрос ребятам: Какого человека они бы хотели видеть в качестве близкого друга: говорящего на языке CMC- и Интернет-общения (характеризующимся намеренным нарушением всех норм русского языка) или на литературном русском языке.

Учитель: Человек, пытающийся привлечь к себе внимание, пользуясь вульгарным языком, хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеётся, ничего не боится. А на самом деле, это человек - неуверенный в себе, боящийся, что окружающие люди поймут его слабости, увидят его настоящее лицо. И таким он может оказаться им неинтересен. Такие люди заслуживают жалости, хотя и не понимают этого.

1. По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly», примерно 300 млн человек по всему миру владеют русским языком (что ставит его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считают его родным (7-е место в мире)".

2. После распада СССР, интерес к русскому языку среди американцев резко пошёл на спад, однако после 2000 года наметилась обратная тенденция. По абсолютной численности русскоязычного населения лидирует штат Нью-Йорк. 3 августа 2009 года губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Патерсон подписал поправку в выборное законодательство, согласно которой все связанные с избирательным процессом документы должны переводиться на русский язык.

3. Из 82 миллионов человек, постоянно проживающих в Германии, около 6 миллионов в той или иной степени владеют русским языком, в том числе более 3 миллионов выходцев из бывшего СССР (и их потомки).

4. Русский по-прежнему остаётся самым распространённым языком Европы географически и по числу носителей. По оценкам газеты Речь Посполитая (Rzeczpospolita), рост интереса польской молодёжи к русскому объясняется в первую очередь экономическими причинами. Многие российские и западные компании, пришедшие в Польшу в конце 1990-х, ставят одним из условий при приеме на работу знание русского языка.

5. Из почти 6,9 миллионов человек, живущих в Израиле, русским языком владеют свыше миллиона человек.

5. Подведение итогов

Эти факты явственно свидетельствуют о признании и значимости русского языка в мире. Мы по праву можем гордиться, что являемся носителями этого великого языка. И нельзя верить, как говорил И. С. Тургенев, чтобы такой язык не был дан великому народу.

215 Учитель: На этом наш классный час подошёл к концу, и я вам напоминаю, что у нас есть «ящик откровений», куда вы можете положить свои записи с размышлениями о сегодняшнем классном часе и о нашем великом русском языке.

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы