Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Космачева Наталия Владимировна

Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников
<
Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Космачева Наталия Владимировна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Космачева Наталия Владимировна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина].- Коломна, 2009.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/775

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностных ориентации в дошкольном возрасте 13

1.1. Сущность, содержание, структура и механизмы нравственных ценностных ориентации 13

1.2. Генезис представлений о нравственных ценностных ориентациях в отечественной педагогике 31

1.3. Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентации на этапе дошкольного детства 50

Выводы к главе 1 76

Глава 2. Формирование нравственных ценностных ориентации в практике дошкольного образования 79

2.1. Ценностный потенциал программ современного дошкольного образования 79

2.2. Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников 98

2.3. Проблема диагностики нравственных ценностных ориентации в дошкольном возрасте 108

Выводы к главе 2 128

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников 130

3.1. Ход и результаты пилотажного и констатирующего этапов эксперимента 130

3.2. Реализация экспериментальной модели формирования нравственных ценностных ориентации в образовательном процессе ДОУ 147

3.3. Результаты экспериментальной работы по формированию нравственных ценностных ориентации 165

Выводы к главе 3 175

Заключение 178

Библиографический список 182

Приложения 202

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Ученые (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Матюшкин, В.Б. Ольшанский и многие другие) считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции.

Различные аспекты ценностных ориентации рассматриваются философами (Л.М. Архангельский, Б.И. Додонов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.И. Титаренко, В.П. Тугаринов и др.), социологами (В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский и др.), психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.), педагогами (Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Т.А. Казимир-ская, А.В. Кирьякова, P.P. Накохова, Г.П. Новикова, Е.В. Поленякина и др.).

В педагогической науке исследованы и определены условия для формирования эстетических ценностных ориентации (А.Г. Бабаян), экологических ценностных ориентации (Л.И. Евдокимова), профессионально-ценностных ориентации (Е.Л. Руднева, Е.Г. Слободнюк), гражданских ценностных ориентации (И.В. Вахрушева), социокультурных ценностных ориентации (Д.П. Даянова), национально-культурных ценностных ориентации (О.Е. Зубов), ценностных ориентации личной жизни (З.А. Болатова), духовно-нравственных ценностных ориентации (Г.А. Аргунова, Н.Г. Набиулина),

социально-нравственных ценностных ориентации (Т.В. Ромашкина), нравственных ценностных ориентации (Э.В. Зауторова, В.В. Копусова) и других.

Установлено, что ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом. Вместе с тем с изменением социокультурной среды ценностные ориентации личности также меняются, поэтому в периоды динамичного развития общества проблема формирования ценностных ориентации актуализируется.

В настоящее время ученые пытаются определить особенности, условия, методы, средства формирования ценностных ориентации (в том числе и нравственных ценностных ориентации) у взрослых (СИ. Минкин, Н.Я. Рыбина), у студенческой молодежи (О.Е. Зубов, Р.Ю. Кондрашова, Н.Г. Набиу-лина, Е.Л. Руднева, Е.Г. Слободнюк), у старшеклассников (З.А. Болатова, И.В. Вахрушева, Л.И. Евдокимова, А.С. Койчуева), у подростков (Г.А. Аргунова, Э.В. Зауторова, В.В. Копусова, Т.В. Ромашкина), у младших школьников (С.Н. Галенко, С.Г. Гладнева, С.А. Куликова, P.P. Накохова, Е.В. Поле-някина). Вместе с тем, в большинстве существующих исследований не затрагивается дошкольный возраст. Это объясняется традиционными представлениями классической педагогики о механизмах формирования ценностей, в которых особая роль отведена интеллектуальному компоненту.

Нам представляется актуальным и значимым, что формирование ценностных ориентации начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие психологи конца XIX - XX вв. различных научных школ, как зарубежных (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др.), придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и ее смыслообра-зующих ценностных компонентов. Все названные выше ученые пришли к

выводу, что процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентации - может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, более того, он наиболее интенсивно идет именно в дошкольном детстве.

Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения позволяет осуществлять работу по формированию нравственных ценностных ориентации у детей, начиная с самого раннего возраста. Однако в психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества.

Проведенный нами анализ проблемы формирования нравственных ценностных ориентации позволил выявить противоречия:

между общепедагогическим принципом непрерывности образования и его недостаточной реализацией в процессе формирования нравственных ценностных ориентации на дошкольном этапе образования;

между социальной потребностью в формировании нравственных ценностных ориентации у детей дошкольного возраста и отсутствием специально организуемой целенаправленной работы по их формированию в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);

между значительным потенциалом современных научных теорий и подходов, актуализирующих значимость дошкольного детства в становлении личности, и недостаточным его использованием в процессе формирования нравственных ценностных ориентации;

между потребностью педагогической практики в выявлении и характеристике педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентации в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в современной педагогике.

С учетом выявленных противоречий и научно-практической значимости проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностных ориентации у дошкольников»,

проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: нравственные ценностные ориентации.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентации в процессе специально организуемого дошкольного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

- определены сущностные характеристики нравственных ценностных ориен
тации как педагогической категории и установлена совокупность общечело
веческих нравственных ценностей, составляющих ядро аксиосферы субъекта;

- выявлены психологические механизмы, обеспечивающие формирование и

функционирование нравственных ценностных ориентации, и особенности протекания исследуемого процесса применительно к дошкольному возрасту;

- спроектирована педагогическая модель формирования нравственных цен-

ностных ориентации, опирающаяся на современные психологические и педагогические подходы;

выявлены и реализованы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации на этапе предшкольного образования;

разработано программно-методическое обеспечение процесса формирова-

ния нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ; - выявлены и использованы комплексные критерии диагностики сформированное нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Конкретизировать содержание понятия «нравственные ценностные ориентации»; выявить и охарактеризовать систему общечеловеческих нравственных ценностей, выступающих основой формирования аксиосферы личности в дошкольном возрасте, проследить процесс их становления в теории и истории отечественной науки.

  2. Выявить психологические основы и специфику формирования нравственных ценностных ориентации у детей дошкольного возраста.

  3. Охарактеризовать аксиологическую составляющую программ современного дошкольного образования.

  4. Спроектировать и обосновать педагогическую модель, реализующую специально разработанные педагогические условия и программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников.

  1. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в образовательном процессе ДОУ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений, общенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности. Специальная методология представлена: положениями аксиологического подхода (Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов); принципами непрерывности и преемственности образования; концептуальными положениями культурно-исторической теории Л.С. Выготского, гуманистической педагогики и психологии о ребенке как сложном биопсихосоциальном существе; представлениями о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), об особенностях нравственного развития и воспитания дошкольников (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова,

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Л.Ф. Островская, Г.А. Урунтаева, С.Г. Якобсон и др.); положениями деятельностного подхода, согласно которому лишь в активной деятельности возможно формирование нравственных ценностных ориентации (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); идеями культурологического подхода, раскрывающего национальные черты и особенности духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, З.И. Равкин, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, Н.Е. Щуркова).

Методы исследования: теоретические: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ педагогических программ и обобщение педагогического опыта; рефлексия личного опыта работы в системе образования; сравнение; моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение; опрос; беседа; анкетирование и интервьюирование воспитателей, родителей; анализ результатов творческой деятельности детей, педагогический эксперимент.

Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения г. Коломны Московской области: МДОУ ЦРР - д/с № 24 и МДОУ №31. Этапы исследования:

на первом этапе (2000 2002 гг.) осуществлялся подбор и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучался и обобщался передовой педагогический опыт, определялись гипотеза и методологическая база исследования;

на втором этапе (2003 г.) разрабатывался комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности отдельных компонентов нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников, разрабатывались экспериментальная программа и модель формирования нравственных ценностных ориентации;

на третьем этапе (2004 — 2006 гг.) проводилось пилотажное исследование программы и модели формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников с последующей их корректировкой;

на заключительном этапе {2006 2008 гг.) реализовывалась экспериментальная программа и отрабатывались методики формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников. Обобщались теоретические и практические результаты исследования, проводилась обработка и анализ . данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных методологических положений, комплексом взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, результатами педагогического эксперимента, сопоставимостью результатов опытно-экспериментальной работы с массовой практикой.

Научная новизна исследования:

выявлена совокупность нравственных ценностных ориентации, со- ставляющих ядро аксиосферы субъекта, и обоснована возможность их формирования на предшкольном этапе образования;

обоснована необходимость опоры на психологические механизмы формирования и функционирования нравственных ценностных ориентации, охарактеризованы их особенности применительно к дошкольному возрасту;

определены структура, содержание и особенности нравственных ценностных ориентации старших дошкольников, представленных в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

охарактеризован аксиологический потенциал современных программ дошкольного образования, выявлены сущностные характеристики процесса формирования и функционирования нравственных ценностных ориентации дошкольников, отвечающие современным психолого-педагогическим подходам;

- разработана педагогическая модель формирования нравственных
ценностных ориентации дошкольников, включающая в себя совокупность

компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты моделируемого процесса;

- выявлены и содержательно охарактеризованы уровни сформирован-ности ценностных ориентации дошкольников, разработан диагностический инструментарий для их оценки.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обобщена и расширена система научных знаний по проблеме формирования нравственных ценностных ориентации; уточнено и конкретизировано понятие нравственных ценностных ориентации применительно к дошкольному возрасту; обоснована целесообразность аксиологического, культурологического и деятельностного подходов применительно к процессу формирования ценностных ориентации у старших дошкольников; определены возможности усиления ценностного потенциала программ предшкольного образования; раскрыты содержание, механизмы и особенности формирования нравственных ценностных ориентации старших дошкольников в специально организованных условиях; установлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование нравственных ценностных ориентации, в частности повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования, комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка с опорой на психологические механизмы формирования ценностных ориентации, содержательный отбор и предъявление детям системы адекватных возрасту ценностей и эталонов нравственного поведения, формирование у них приемов оценки объектов и явлений окружающего мира путем включения в специальную ценностно-ориентационную деятельность, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования основных положений диссертации преподавателями высших и средних специальных учебных заведений в курсе общей педагогики, методики воспитания, в создании на их основе специальных курсов

для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации образовательной деятельности МДОУ ЦРР - детский сад № 24 и МДОУ № 31 г. Коломны Московской области, педагогического факультета и факультета повышения квалификации работников образования ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт» на протяжении с 2004 по 2008 гг., обсуждения на заседаниях кафедр педагогики, начального и дошкольного образования Коломенского государственного педагогического института, выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Брянск, 2001; г. Москва, 2002; г. Вос-кресенск, 2003; г. Ульяновск, 2006; г. Коломна, 2003-2008), а также публикации материалов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориен- ' тации являются ядром аксиосферы личности и выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

  2. Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентации как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интерио-ризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия ' дошкольников.

  3. Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компо-

нентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты исследуемого процесса.

  1. Педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина); специальная подготовка педагогов; учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной со взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.

  2. Программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников включает в себя содержание, методы, приемы, средства, последовательность действий и процедур, раскрывающих взаимодействие субъектов образовательного процесса.

  3. Комплекс диагностических методик для оценки результативности исследуемого процесса позволяет целостно охарактеризовать уровень сформированное ценностных ориентации дошкольника в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, 2 схем, 17 таблиц, 4 диаграмм, библиографического списка (226 наименований) и 9 приложений. Основной текст диссертации изложен на 201 странице.

По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 4,2 печатных листа.

Сущность, содержание, структура и механизмы нравственных ценностных ориентации

Центральным понятием диссертационного исследования выступает понятие нравственных ценностных ориентации. Сам термин «ценностные ориентации» появился в отечественной науке в 60-е гг. XX в. в связи с распространением идей аксиологии - философского учения о природе ценностей, возникшего в западноевропейской общественной мысли в конце XIX - начале XX вв. Это учение было призвано разрешить некоторые вопросы философии: смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и другие [199, 12-13]. В отечественной науке на основе работ В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого, И.С. Нарского, Б.А. Чагина, Б.И. Додонова и других ученых сформировался категориальный аппарат аксиологии, включающий такие понятия, как «ценность», «ценностная ориентация», «ценностное отношение», «оценка» и другие [210, 4].

В философии ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [62; 82; 191].

Дальнейшая разработка проблем ценностей и ценностных ориентации продолжалась на фундаментальном и прикладном уровнях в трудах психологов, социологов, педагогов (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и другие), выделивших различные аспекты этих сложных и многозначных категорий. До настоящего времени в науке нет единой теории ценностей, не до конца осмыслены существующие направления аксиологии, что приводит к необходимости рассмотрения различных точек зрения и трактовок базовых понятий для определения теоретических основ настоящего исследования.

В социологии ценностные ориентации рассматривают как отношение к ценностям. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [68, 237].

Есть и иная точка зрения на понятие ценностных ориентации. Так, В.Б. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей, рассматривая их как выбор конкретных ценностей, ориентацию на те или иные ценности [137, 471]. И.С. Кон придерживается того же мнения. Он пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями» [90, 28].

Важное значение ценностных ориентации в организации жизнедеятельности личности подчеркивали такие отечественные психологи, как Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, A.M. Матюшкин, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и другие, а также представители зарубежной гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт.

Б.Г. Ананьев под ценностными ориентациями понимает центр духовного развития личности как выражение общности целей деятельности, жизненной направленности или мотивации поведения людей [9, 299-300].

A.M. Матюшкин дает следующее определение ценностной ориентации: это «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, представлений, выраженная в поведении. Ценность, положительная или отрицательная значимость, объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяется не их свойствами сами по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Критерий и способы оценки этой значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [156, 41].

Ценностная ориентация, по мнению Д.А. Леонтьева, является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [105, 3].

Для Г. Олпорта ценностные ориентации есть убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет. При этом наивысшей ценностью он считает любовь людей как единственно приемлемую форму человеческих взаимоотношений [206, 300].

В современных философских и психологических диссертационных исследованиях ценностные ориентации определяются как относительно устойчивая и постоянно развивающаяся иерархизированная система ценностей социального субъекта, от личности до общества в целом, являющаяся отражением соответствующих межсубъектных отношений [87, 8]. Одним из дискуссионных вопросов аксиологии является вопрос о существовании общечеловеческих или объективных ценностей, то есть таких, субъектом которых выступает все человечество [28, 207].

Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что, несмотря на различия подходов к определению ценностных ориентации, они рассматриваются как центр внутреннего духовного мира, в котором отражается весь накопленный личностью жизненный опыт. Они представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального, а также единство мыслей, чувств и практического действия субъекта.

При характеристике сущности феномена «ценностные ориентации» в работах различных исследователей можно выявить следующие общие категориальные признаки, которые положены в основу данной диссертации.

1. Источником ценностных ориентации выступает сложная биопсихосоциальная природа человека, которая в ходе взаимодействия с окружающей средой инициирует отбор и закрепление значимых для жизнедеятельности объектов материального и духовного мира (ценности).

2. Ценностные ориентации в своем сформированном виде - это субъективная иерархическая совокупность ценностей, определяющая направленность личности и избирательность поведения субъекта.

3. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием субъекта и оказывают непосредственное влияние на его деятельность и эмоциональное состояние.

4. Субъектом (носителем) ценностных ориентации может быть как отдельный индивид, так и некое социальное сообщество (группа, класс, нация, человечество в целом).

5. Ценностные ориентации индивида находятся в тесной диалектической связи с системой общественных ценностей, накопленных в человеческой культуре.

Определяя содержание ценностных ориентации через объекты, на которые они направлены, ученые предлагают различные их классификации, каждая из которых опирается на определенную область социальной жизни - производство, потребление, экономику, политику, право, мораль, искусство, религию [81; 128; 137; 175; 201; 206].

Генезис представлений о нравственных ценностных ориентациях в отечественной педагогике

Как было отмечено в параграфе 1.1, термин нравственные ценностные ориентации используется начиная со второй половины XX века. Однако представления о них имплицитно присутствовали в отечественной педагогической мысли с самых ранних этапов ее развития и исторически связаны с формированием общих моральных принципов и подходов к нравственному воспитанию подрастающего поколения. Поэтому, осуществляя ретроспективный анализ отечественной педагогической мысли, мы используем катего- . рию «ценностные ориентации» в ее современном понимании для выявления наиболее значимых, разделяемых подавляющим большинством людей определенной эпохи, нравственных ценностей (норм, принципов, идей, идеалов), выступающих в общественном сознании регуляторами отношений человека и его поведения.

Представления о значимых ценностных ориентациях в истории отечественного образования и педагогики складывались в тесной связи с цивили-зационными и социокультурными процессами, происходившими в нашей стране. В отличие от рационализма и законопослушания западноевропейского образования, отечественному менталитету свойственно обращение не столько к разуму, сколько к «сердцу» воспитанника, то есть к его нравственности, его совести (И.В. Киреевский, П.Д. Юркевич, А.С. Хомяков и другие). С давних времен педагоги и родители учили детей жить в соответствии с особой системой ценностей, сформировавшейся в русской культуре.

Особое значение нравственному воспитанию придавалось в древнерусской педагогике. Несмотря на отсутствие специальных институтов воспитания, ценностные ориентиры были вполне определены, и их формирование осуществлялось в семье. «В древнерусском воспитании... главное внимание . педагогики... обращено... на житейские правила, а не научные знания... Древнерусская начальная общеобразовательная школа представляла собой дом, семью. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственной атмосферою, которою он дышал. Это было... ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя свежие взгляды, чувства, привычки», - писал В.О. Ключевский [84, 227].

Уровень воспитания подрастающего поколения на опыте старших был высок, несмотря на то, что грамотных людей в Древней Руси было очень мало. С младенческого возраста воспитывались такие нравственные качества, как почтение к старшим, уважение к труду, бережное отношение к природе. Нравственные ценностные ориентации формировались посредством примеров из произведений устного народного творчества.

В памятниках литературы Древней Руси подчеркивается важность воспитания нравственной личности. Древнерусские писатели гордились величием Руси, смелостью русских людей, их высокими моральными качествами. Темой произведений становится смысл человеческой жизни, а героями - лица, совершающие подвиги нравственного совершенствования, среди которых кня-зья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и др. [10; 60; 61; 108; 170].

Ценности человеколюбия, отзывчивости, сострадания, душевной теплоты во взаимоотношениях людей можно отметить в сборнике изречений и афоризмов «Пчела», появившегося на Руси в конце XI века: «Не радуйся, видя других в беде. Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше... Рассуждать умеют многие, а понимать - не все... Получив добро, помни, а, сделав, - забудь. Лучше слепые глаза, чем слепое сердце» [60, 221-225].

Таким образом, в центр воспитания ставилось эмоционально-нравственное отношение к окружающим, глубоко укоренившееся в национальном русском менталитете как особое духовное ценностно-смысловое постижение мира.

В дальнейшем названные ценности древнерусского воспитания нашли подтверждение в христианском идеале. Убедительное и настойчивое стремление утвердить христианские нравственные ценности появилось в начале XII века. Так, князь Владимир Мономах в своем «Поучении...» наставляет сыновей жить так, чтобы облегчать жизнь всех окружающих людей в меру сил: «Подавать милостыню начало добра... Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите, не дайте их сильнейшим в обиду» [10, 221]. Д.С. Лихачев, исследовавший литературу и культуру Древней Руси, писал, что огромная роль в создании нравственных идеалов «принадлежит литературе исихастов, идеям ухода от мира, самоотречения, удаления от житейских забот, помогавшим русскому народу переносить его лишения, смотреть на мир и действовать с любовью и добротой к людям, отвращаясь от всякого насилия» [108, 517].

Отражает идеал средневекового воспитания и нравственных ценностных ориентации на Руси памятник литературы XVI века «Домострой». Здесь большое значение придается воспитанию таких качеств, как почтительность к взрослым, терпеливость к невзгодам, благочестие, забота о маломощных и нуждающихся. Очень важным было уметь заметить боль, страдания и оказать помощь с любовью, а не потому, что это признак хорошего тона: «... вглядись в их беду и страдания, во все нужды, и помогай, как сможешь, не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистой совестью приветь» [60, 123].

В XVII веке выходит в свет «Гражданство обычаев детских» Е. Слави-нецкого, где также излагаются мысли о необходимости жалеть, сочувствовать нуждающимся. Данное произведение послужило основой книги «Юности честное зерцало», охватившей своим содержанием многие аспекты поведения юношей и девушек, а также и их нравственные проявления. При этом нравственные ценностные ориентации рассматриваются как определенное отношение к окружающим, выражающееся в том, что «человек сожаление и терпение имеет, милосердует о нищем с благонравием, добротой, чтобы и ему взаимно рука помощи протянута была» [61, 258].

Таким образом, в центре нравственных ориентации древней и средневековой Руси - человеколюбие, понимаемое как способность принимать людей с открытым сердцем. Чуткость к людям, душевная щедрость и милосердные благодеяния в памятниках древнерусского слова представлены не как единичные и труднодостижимые поступки нравственного совершенствования, а реальные и необходимые дела в обыденной жизни людей, соблюдающих христианские заповеди.

Анализ исторических материалов допетровского периода позволил выявить основные методы формирования ценностных ориентации на этом этапе развития государства. К ним относятся пример старших, авторитетных личностей, князей, святых, а также поучения и наставления. Важно отметить, что -эти методы применялись в условиях нравственной атмосферы семьи.

Ценностный потенциал программ современного дошкольного образования

В настоящее время в связи с возникновением большого количества специализированных или частных детских садов и прогимназий появились различные альтернативные программы для дошкольных образовательных учреждений. Педагогическому коллективу ДОУ и каждому воспитателю предоставляется право выбрать наиболее понравившуюся программу или составить ее из нескольких программ соответственно направленности воспитательно-образовательного процесса, а также своим педагогическим взглядам и запросам общества. Большинство программ имеют ярко выраженную направленность на умственное развитие, приобретение конкретных знаний и подготовку детей к школе. Требования, предъявляемые современным обществом, к развитию интеллектуальной сферы детей настолько высоки, что они часто вытесняют из образовательной деятельности педагогов дошкольного образования задачи эмоционально-волевого, нравственного развития детей.

Данные обстоятельства побудили нас проанализировать наиболее часто встречающиеся современные программы ДОУ с точки зрения их аксиологического содержания и выявить состояние формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников на практике.

Многие годы советская дошкольная педагогика работала по «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая издавалась под редакцией М.А. Васильевой. В силу того, что многие разделы программы были значительно идеологизированы, а ДОУ продолжали работать по данной программе и в постсоветское время, возникла необходимость внести изменения. Так, в 2004 году вышел доработанный и обновленный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду», который используется в современной практике [150].

Данная программа решает задачи нравственного воспитания почти во всех своих разделах, а именно через художественную литературу, развитие речи, окружающий мир, изобразительную деятельность, игру, труд, конструирование, физическую культуру, музыкальное воспитание. Помимо этого в «Программе воспитания и обучения в детском саду» имеется раздел, специально посвященный нравственному воспитанию, в котором обозначены задачи данного направления: - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками; воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, помогать им; - формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедли- вость, скромность; - развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодоле вать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру; - формирование умения оценивать свои поступки, доброжелательно оценивать поступки других людей; - воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности [150, 142, 182-183].

Для реализации этих задач предлагается две группы методов, одна из которых направлена на развитие моральных привычек, то есть поведенческого компонента нравственной сферы (приучение к положительным формам общественного поведения, пример взрослого и других детей, организация совместной деятельности, целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей и др.); другая - на развитие нравственных представлений, то есть когнитивного компонента нравственной сферы (беседа на этические темы, чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, методы убеждения, поощрения и наказания).

В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» отводится определенное место развитию эмоционального компонента нравственной сферы дошкольников (понимание и проявление эмоций, развитие нравственных чувств). Однако методы, предлагаемые для решения этих задач, также направлены либо на формирование поведения, либо на развитие моральных представлений. О включении в воспитательный процесс проблемно-поисковых методов, о создании ситуаций нравственного выбора (в которых реализуется психологический механизм формирования нравственных ценностных ориентации - выбор) не упоминается, что не способствует субъ-ективизации нравственных норм детьми. Среди психологических механизмов здесь могут быть выявлены лишь интериоризация и оценка.

Программа «Радуга», разработанная сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания под руководством Т.Н. Дороновой, представляет собой как содержание дошкольного образования, так и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду [161; 162].

Анализ содержания образования, представленного в этой программе, позволяет констатировать, что для возрастной группы детей 5-6 лет задачи нравственного воспитания в явной форме не сформулированы. Однако в разделах программы обращается внимание на формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру («познавательное развитие»), на ответственность человека за животных («царство животных»), на различные эмоциональные состояния людей («изобразительное искусство») и др. Авторы обращают внимание воспитателя на соблюдение этических норм поведения воспитанников в повседневной жизни [161].

В программе «Радуга» для возрастной группы 6-7 лет появляется раздел «Моральное развитие». Авторы данной программы утверждают, что именно этот возраст является сензитивным для морального развития, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно этот период благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Поэтому то, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека [162, 26].

Среди задач воспитания на этом этапе в программе особо выделяется соблюдение основных моральных норм (быть честным, справедливым и т.п.). Коллектив авторов считает, что детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, то есть соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушить норму и свободно делать правильный моральный выбор. Поэтому условием для успешного формирования морального поведения в «Радуге» является знание и понимание детьми моральных предписаний и требований.

Ход и результаты пилотажного и констатирующего этапов эксперимента

В соответствии с выдвинутой целью исследования, гипотезой и задачами нами проведена экспериментальная работа по апробации представленной в параграфе 2.2 модели формирования нравственных ценностных ориентации и проверке педагогических условий их формирования.

Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников проводилась в четыре этапа.

На первом этапе проводилось пилотаоїсное исследование, целью которого была первичная апробация разработанной нами педагогической модели в образовательном пространстве ДОУ и экспериментальная валидизация различных диагностических методик, направленных на установление уровня нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников. Результаты пилотажного исследования позволили скорректировать выбор диагностических методик и структуру педагогической модели (обогащение методов, средств, уточнение педагогических условий) формирования нравственных ценностных ориентации.

На втором - констатирующем этапе эксперимента — было проведено диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня сформированное нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников, в единстве их когнитивного (знание, понимание детьми нравственных ценностей-качеств, осознание ими нравственных норм), эмотивного (эмоциональное отношение к нравственным нормам), поведенческого (нравственная направленность ребенка, проявляющаяся во взаимодействии со сверстником) компонентов.

Третьим этапом являлся формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке гипотезы исследования. На четвертом этапе был проведен контрольный эксперимент, который позволил проследить динамику качественных изменений в уровнях сформи-рованности нравственных ценностных ориентации у детей, определить характер произошедших изменений.

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 142 ребенка старшего дошкольного возраста (из них - 46 детей в пилотажном эксперименте, 96 детей - в основном), посещавших дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Экспериментальная работа проводилась на базе муниципальных ДОУ № 31 и ДОУ ЦРР - детского сада № 24 г. Коломны.

На этапе пилотаэюного исследования, который осуществлялся с 2004 по 2006 гг., была проведена пробная проверка разработанной модели и педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентации в условиях ДОУ, а также происходила отработка и оптимизация совокупности диагностических методик. Ход и результаты пилотажного эксперимента показали потенциальные возможности разработанной модели, положительное отношение к ней субъектов образовательного процесса, выявили достоинства и недостатки в ее структуре и содержании.

Так, на основании пилотажного исследования в педагогическую модель были внесены следующие изменения: расширен круг методов и средств формирования нравственных ценностных ориентации, в частности, уточнена и дополнена тематика бесед с детьми, сюжетно-ролевых игр нравственного содержания, художественной литературы для чтения и обсуждения нравственных норм, ценностей и качеств; скорректировано содержание разработанных нами специальных занятий «Путешествие в страну Доброты» (см. Приложение № 2); расширен арсенал форм организации ценностно-ориентационной деятельности, в частности, в него включены тренинги, театральные этюды, игры; выделен ряд ситуаций нравственного выбора для дошкольников; скорректирована и дополнена тематика бесед с родителями на родительских собраниях и воспитателями на педагогических советах по проблеме формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников; разработаны рекомендации для педагогов по самовоспитанию и нравственному совершенствованию. В качестве необходимых условий исследуемого процесса дополнительно стали рассматриваться специальная подготовка педагогов дошкольного образования, создание благоприятной психологической атмосферы и нравственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

С учетом данных изменений сконструирована педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентации в своем окончательном варианте (представлена выше в параграфе 2.2), который апробировался в ходе формирующего эксперимента.

На этапе пилотажного исследования первоначально разработанный диагностический комплекс из шести методик: «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений», «Сделаем вместе», «Проигрышная лотерея» (подробнее о них в параграфе 2.3) также был усовершенствован и оптимизирован. Проведение пилотажного исследования показало, что для некоторых методик необходимо разработать дополнительные показатели и установить шкалы оценок в соответствии с проблемой и особенностями наше -го исследования. Часть методик была исключена из первоначального варианта диагностического комплекса в связи с их трудоемкостью или сложностью для использования в повседневной работе ДОУ, а другие, на наш взгляд, оказались не вполне валидными. В своем окончательном варианте диагностический комплекс представлен четырьмя методиками, которые более подробно охарактеризованы и обоснованы выше в параграфе 2.3.

На пилотажном этапе эксперимента нами были окончательно выявлены показатели сформированности нравственных ценностных ориентации и разработаны процедуры их отнесения к трем различным уровням для таких диагностических методик, как «Беседа», «Закончи историю», а также облегчена процедура обработки результатов в соответствии с целью исследования в диагностических методиках «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе».

На констатирующем этапе эксперимента было обследовано 96 детей старших групп, разбитых поровну на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 48 детей в каждой. Констатирующий этап эксперимента проводился в сентябре 2006 года, в его ходе выявлялся исходный уровень нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников. Для этого использовался разработанный нами диагностический комплекс, направленный на определение уровня сформированности когнитивного, эмотивного, поведенческого компонентов нравственных ценностных ориентации.

Для исследования когнитивного компонента нравственной сферы старших дошкольников использовались две диагностические методики.

Методика «Беседа» включала вопросы, которые были направлены на выяснение особенностей понимания детьми нравственных ценностей-качеств. Вопросник содержал пять дуальных пар {добрый - злой, честный - лживый, справедливый - несправедливый, трудолюбивый - ленивый, жадный - гцедрый) и одиночное нравственное качество заботливый. Исследование проходило индивидуально. Экспериментатор задавал детям вопросы (формулировка вопросов представлена на стр. 119 диссертации), ответы фиксировались в протоколах.

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников