Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры Камка, Светлана Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камка, Светлана Васильевна. Формирование стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Камка Светлана Васильевна; [Место защиты: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет].- Нижний Новгород, 2012.- 196 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Инновационная стратегия отечественного образования, обозначенная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», требует обновления содержания и нового характера образования педагогов. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» обозначены основные параметры образования нового типа, призванного способствовать ускоренному вступлению России в качественно новое состояние, в котором главным источником роста становятся человеческие ресурсы. В Федеральных государственных образовательных стандартах отражены основные требования к выпускнику, сформулированные в русле ключевых компетенций, что связано с «ориентацией современной школы на формирование личности, обладающей широким культурным кругозором и владеющей необходимыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире».

Содержание образовательных программ по мировой художественной культуре ориентировано на эстетическое, духовное развитие школьника и мыслятся как уроки искусства, связанные с освоением духовного опыта человечества последующими поколениями. Так, в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (утв. 26.11.01, приказ от 28.12.2001 № 1403) «художественное образование» определяется как «процесс овладения художественной культурой и присвоения человеком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». Уникальный педагогический потенциал дисциплины «Мировая художественная культура» заключается в возможности интеграции специального художественного «человековедения» и естественнонаучной картины мира.

В то же время анализ современных социально-культурных реалий приводит к выводу о противоречивости социальной и образовательной ситуации. С одной стороны, решение задачи формирования Человека культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер), как культурно-воспитательного идеала (с точки зрения академика Е.В.Бондаревской) имеет огромные потенциальные возможности, связанные с обеспеченностью источниками познания, их доступностью учителю и ученику. С другой, социальная нестабильность, дегуманизация искусства, потеря нравственных ориентиров, разрушение традиционной системы ценностей затрудняют культуровосприимчивость молодого поколения.

Существуют определенные противоречия и в подготовке учителей МХК к педагогической деятельности. Как показало наше исследование, в школах г. Екатеринбурга и Свердловской области МХК преподают учителя – ИЗО, музыки, черчения, истории, литературы, географии, технологии, педагоги-психологи и др. Данные получены посредством анкетирования слушателей образовательных программ дополнительного профессионального образования, а также проведенного нами заочного анкетирования педагогов с помощью Интернет-технологий, преподающих МХК в школах в настоящее время. Всего в анкетировании приняло участие 587 учителей МХК.

Специальное базовое образование по специальности «Культурология» имеет всего 13,3 % опрошенных; по специальности «искусствоведение» –
6,6 %; ИЗО (высшее) – 6,6 %; ИЗО (среднее) –3,3.%; музыкальное высшее (в том числе и педагогическое) – 5 %; по специальности «филология» – 21, 6 %; «история» – 10%.; 33,6 % составляют учителя географии, педагоги-психологи, технологии и других специальностей. Более 75 % учителей МХК – педагоги-совместители. 43, 3 % учителей имеют стаж преподавания МХК от 0-до 3-х лет, 21,6 % – от 3-х до5 лет, 35 % педагогов имеют стаж более
5 лет. Однако 88,4 % опрошенных имеют общий педагогический стаж более 5 лет; 60% педагогов не имеют не только специального образования в области культурологии, но и собственного опыта художественной деятельности.

Прямым следствием необеспеченности подготовленными специалистами является профессиональная некомпетентность многих учителей МХК, проявляющаяся в отсутствии достаточного уровня теоретических знаний для понимания специфики мировой художественной культуры, навыков анализа языка различных видов искусства, современных технологий художественного образования (диалогическое постижение культуры на основе соотнесения своего «я» с ценностями мира, отраженными в художественных образах), т.е. ценностного (духовно-нравственного) развития личности, необходимых для формирования культурологической и эстетической компетенции обучающихся, формирования их нравственных ориентаций.

Этим объясняется низкий уровень преподавания, использования лишь репродуктивных методов в обучении школьников. В то же время, учитель МХК должен быть профессионально компетентным в двух основных аспектах: предметной области – мировой художественной культуре и в психолого-педагогической, дидактической, методической. Профессиональная компетентность предполагает обладание ключевыми компетенциями, включающими ценностно-мотивационные, когнитивные, практико-деятельностные и рефлексивные компоненты, способствующие успешной реализации педагога в деятельности и общении.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Культурология» результаты подготовки специалистов к профессиональной деятельности также определяются в русле компетентностного подхода (как комплекс общекультурных и профессиональных компетенций). Специфика преподаваемой дисциплины требует от учителя МХК обладать некоторым универсальным качеством, синтезирующим знания и способности в области музыкального, изобразительного, литературного творчества, т. е. некой специально-профессио-альной интегральной компетентностью, включающей в себя когнитивные, мотивационные, ценностные, практические и рефлексивные компоненты, которые проявляются в успешной профессиональной деятельности (в собственной педагогической практике). Таким профессионально значимым качеством может явиться стилевая компетентность учителя МХК.

Сказанное позволяет обосновать ряд противоречий.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена качественными изменениями развития образования, требованиями общества к высокому уровню профессиональной компетентности учителя, способного не только транслировать знания, но и формировать духовно-нравственную личность, развивать творческую одаренность детей и подростков, способствовать формированию «Человека культуры» и сложившейся практикой профессиональной подготовки учителя МХК к профессиональной деятельности, не обеспечивающей формирование стилевой компетентности учителя МХК.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена неободимостью уточнения научно-методологических подходов подготовки учителя МХК к профессиональной деятельности в связи с изменившимися требованиями. К основным из них относятся: компетентностный, интегративный, андрагогический, культурологический и аксиологический подходы; теоретической и методической неразработанностью проблемы формирования стилевой компетентности учителя МХК.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена требованиями реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов и недостаточным методическим обеспечением современными образовательными программами, в том числе дополнительного образования, учителя МХК, учебными пособиями, методическими рекомендациями, ориентирующими в основном на реализацию когнитивного подхода (овладение знаниями, умениями и навыками).

Ключевые понятия исследования.

Компетентность – интегративное качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные, практические и рефлексивные аспекты, выражающаяся в способности и готовности к осуществлению деятельности в конкретных ситуациях.

Стилевая компетентность – универсальное качество, синтезирующее знания и способности в области музыкального, изобразительного, литературного и других видов творчества, т. е. специальная интегральная компетентность, включающая когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, проявляющиеся в успешных действиях в собственной практике.

Стилевая компетентность учителя МХК – системное интегративное личностное качество учителя МХК, включающее: понимание стиля как выработанного в системе искусства и воплощенного в его материале способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром, знание стилевых концепций художественной культуры, умение раскрывать на уроке содержательную основу стилевой семантики, а также включать учащихся в диалогическое постижение культуры на основе соотнесения своего «Я» с ценностями мира, отраженными в художественных образах.

Формирование стилевой компетентности – целенаправленное обогащение и совершенствование педагогических знаний, умений и навыков средствами МХК.

На основании актуальности, выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и создании модели формирования стилевой компетентности учителя МХК и педагогических условий ее реализации.

Цель исследования заключается в проектировании и верификации модели формирования стилевой компетентности учителя МХК.

Объект исследования процесс формирования стилевой компетентности учителя.

Предмет исследования – педагогические условия формирования стилевой компетентности учителя МХК.

Гипотеза исследования. Формирование стилевой компетентности учителя МХК будет эффективным, если:

решение проблемы формирования стилевой компетентности учителя МХК будет основываться на традициях отечественного непрерывного художественно-эстетического образования и инновациях современной педагогической науки и практики;

стилевая компетентность учителя МХК будет рассматриваться как качество личности, включающее совокупность специальных и методических компетенций учителя МХК, представленных в виде взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, практико-деятельност-ного;

для достижение задач исследования анализируемый процесс формирования стилевой компетентности учителя МХК будет представлен в виде модели, основывющейся на комплексе научно-методологических подходов: компетентностного, андрагогического, аксиологического, культурологического, интегративного, способствующих обновлению форм, методов и содержательных аспектов анализируемого процесса; включающей мотивационно-целевой, содержательный, технологический, результативно-рефлек-сивный компоненты, отражающие его этапы;

содержательной особенностью данной модели явится формирование системы профессиональных компетенций и ценностей учителя МХК, основанное на совокупности принципов андрагогики, общей и профессиональной педагогики и педагогики искусства;

реализация разработанной модели будет осуществляться при выполнении комплекса педагогических условий: оценки и отбора содержания, методов и форм образовательного процесса, таких как моделирование занятий, интегрирующих содержание образования и художественную деятельность, рефлексия, художественно-творческое проектирование педагогической деятельности.

Цель исследования реализуется посредством решения следующих задач:

  1. На основе изучения и анализа научной и научно-педагогической литературы обобщить знания об отечественной системе художественно-эстетического образования; уточнить сущность, структуру и содержание понятия «стилевая компетентность учителя МХК».

  2. Спроецировать и версифицировать модель формирования стилевой компетентности учителя МХК.

  3. Осуществить апробацию педагогических условий, таких как оценка и отбор содержания, методов и форм образовательного процесса; моделирование занятий, интегрирующих содержание образования и художественную деятельность, рефлексия, художественно-творческое проектирование педагогической деятельности.

  4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по реализации и проверке эффективности модели формирования стилевой компетентности учителя МХК.

  5. Разработать методические рекомендации и практические материалы по проблеме исследования.

Нормативная база исследования: Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 3 3266-1); Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 года, N 125-ФЗ); Закон РФ «О дополнительном образовании» (от 12.07.2001 г.); Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» (реком. Парламентских слушаний Комитета по образованию Гос. Думы Федерального. Собрания Рос. Федерации от 21.05.2009); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утв. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., №1662-р); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция художественного образования в Российской Федерации (28 декабря 2001 г., № 1403); Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», ФГОС основного общего и профессионального образования и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ученых в области педагогической науки и практики (общей и профессиональной педагогики, андрагогики и педагогики искусства), искусствознания, культурологи, филологии, истории искусства и культуры.

Особенности компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании рассмотрены в трудах А.С. Белкина, Г.Д. Бухаровой, Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, А.К. Марковой, Л.Д. Стариковой, А.В. Хуторского и др.

Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну принадлежат идеи деятельностного подхода к развитию личности. В работах Ш.А. Амонашвили, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. отражены традиции личностно-ориентированной педагогики. Особенности интегрированного подхода в образовании раскрыты в работах М.Н. Берулава, Н.К. Чапаева и др.

Методология и методика исследования межпредметных связей, интеграции, преемственности в педагогике рассмотрена в трудах Н.М. Берулава,

В.И. Загвязинского, В.Н. Максимовой и др.

Сущность и смыслы процесса образования взрослых и потдипломного образования раскрыты в работах В.Г. Воронцовой, Д.Ф. Ильясова,
Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой, А.К. Марковой, С.Г. Молчанова,
Э.И. Никитина, С.Г. Вершловского,Ю.Н. Кулюткина, Е.П. Тонконогой,
Т.И. Шамовой и др.

Проблемам педагогики искусства посвящены исследования И.П. Глинской, Г.С. Голошумовой, Б.М. Неменского, И.К. Туркиной, Т.В. Челышевой и др.

Ценностным основам современного образования посвящены работы В.Л. Бенина, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачёва, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина и др.

Различные подходы к преподаванию и изучению дисциплины «Мировая художественная культура» в школе и вузе проанализированы В.Л. Бениным, И.Я. Мурзиной, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, Ю.П. Солодовниковым и др. Стиль как феномен художественного творчества изучен в работах искусствоведов, культурологов, филологов, философов, психологов, социологов: В.В. Бычкова, Г. Вёльфлина, В.Г. Власова, И. Винкельмана,
Г. Земпер, О.А. Кривцуна, Е.Д. Критской, Л. Ригль, А.Н. Соколова, О.В. Усачевой, Л.В. Школяр, Я.Е. Эльсберг и др.

Фундаментальные исследования теории стиля принадлежат С.С. Аверинцеву, А.А. Аникст, А.Банфи, Л.М. Баткину, Г.Д. Гачеву, А.Н. Литвинову, А.Ф. Лосеву, Ю.М. Лотману, В.В. Медушевскому, Е.В. Назайкинскому и др.

Концепция диалога культур представлена в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера и др. Ведущие теории художественно-эстетического воспитания и образования принадлежат Д.Б. Кабалевскому, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачеву, Б.М. Неменскому и др.

База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области, включая Нижнетагильский и Красноуфимский филиалы ГБОУ ДПО ИРО. На разных этапах в исследовании приняло участие 587 учителей МХК.

Методы исследования: теоретические – изучение, аннотирование, реферирование философской, научной и научно-педагогической, справочно-энциклопедической литературы по исследуемой проблеме, анализ нормативных документов, учебных планов, программ, концепций художественного образования Министерства образования и науки Российской Федерации, ФГОС третьего поколения, моделирование процесса непрерывного образования учителей искусства и МХК; эмпирические – ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, педагогическое наблюдение, сравнительный, качественный и количественный анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Диссертационное исследование предусматривало три этапа и осуществлялось с 2006 по 2012 г.

Первый этап (2006-2007) заключался в формулировании темы, анализе и изучении научной и научно-методической литературы по теме исследования, накоплении практического опыта, разработке программы опытно-экспе-риментальной работы.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: аннотирование, реферирование, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, наблюдение, моделирование и др.

На втором этапе (2008-2010) проводилась опытно-экспериментальная работа, апробировалась модель формирования стилевой компетентности учителя МХК.

На этом этапе использовались следующие методы исследования: опрос, наблюдение, обобщение, апробация результатов на научно-практических конференциях, публикации в сборниках научных трудов и др.

На третьем этапе (2011-2012) было завершено накопление эмпирических данных по теме исследования, уточнен комплекс педагогических условий эффективности внедрения разработанной модели формирования стилевой компетентности учителя МХК, структурирован полученный в ходе исследования материал. Уточнены основные положения диссертации, сформулированы выводы. Разработаны учебно-методические материалы по формированию стилевой компетентности учителя МХК. Основные материалы исследования были опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: обработка, сравнительный качественный и количественные анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. В соответствии с вектором развития образования учителю необходимо обладать профессиональной компетентностью, ключевыми (общекультурными) и профессиональными компетенциями, способствующими эффективному решению профессиональных задач. Для учителя МХК таким профессионально-значимым качеством является стилевая компетентность, интегрирующая основные задачи, стоящие перед учителем МХК в школе.

  2. Обосновано, что теретико-методологической основой формирования стилевой компетентности учителя МХК является совокупность компетентностного, андрагогического, аксиологического, культурологического, интегративного подходов, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач исследования.

  3. Спроектирована и научно обоснована модель формирования стилевой компетентности учителя МХК, включающая мотивационно-целевой, содержательный, технологический и результативно-рефлексивный компоненты.

  4. Определен комплекс педагогических условий эффективной реализации модели: блочно-модульная структура образовательной программы, обеспечивающая вариативность и самостоятельность выбора образовательной траектории; использование современных технологий, форм и методов формирования стилевой компетентности учителя МХК, таких как, семантический анализ различных произведений искусства, объединенных одной эпохой; моделирование занятий, интегрирующих содержание образования и художественную деятельность; рефлексия; художественно-творческое проектирование педагогической деятельности; информационные технологии в художественном образовании.

  5. Выявлены и обоснованы критерии и показатели, на основании которых определены уровни сформированности стилевой компетентности учителя МХК (низкий, средний, высокий).

Теоретическая значимость исследования:

  1. Расширены теоретические представления о подходах к формированию стилевой компетентности учителя МХК, определены предпосылки данного процесса.

  2. Обоснована необходимость формирования стилевой компетентности учителя МХК в связи с приоритетными направлениями развития образования, современными квалификационными требованиями к результатам педагогической деятельности, сформулированным в русле компетентностного подхода.

  3. На основе теоретического анализа научной литературы предпринята попытка периодизации отечественной системы непрерывного художественного образования (от XVII века по настоящее время).

  4. Проанализированы ключевые понятия исследования: «непрерывное образование учителя», «система дополнительного образования», «непрерывное художественно-эстетическое образование», «профессиональная компетентность учителя МХК». Уточнено понятие «стилевая компетентность учителя МХК», его сущность и содержание компонентов, понимаемое, как универсальное качество, синтезирующее знания и способности в области музыкального, изобразительного, литературного творчества; как интегральная компетентность, включающая в себя мотивационно-ценностные, когнитивные и практические аспекты, проявляющиеся в педагогической деятельности.

  5. Предложена модель формирования стилевой компетентности учителя МХК.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Внедрена в образовательный процесс модель формирования стилевой компетентности учителя МХК.

  2. Апробирована и внедрена образовательная программа дополнительного профессионального образования «Современные технологии художественного образования», построенная по модульному принципу (72 – 216 ч), предложена совокупность образовательных семинаров, способствующих реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» в подготовке и развитии педагогических кадров системы образования.

  3. Уточнены основные положения методики формирования стилевой компетентности учителя МХК.

  4. Разработаны методические и практические материалы по теме исследования.

Полученные результаты исследования используются при разработке методических рекомендаций, учебных планов при подготовке учителя МХК к профессиональной деятельности. Материалы исследования носят универсальный характер и могут быть использованы как в общем и профессиональном образовании, например, при подготовке специалистов по специальности «Культурология», «Медиаобразование», в профессионально-художественном образовании («Дизайн» и т.д.), так и при разработке программ и творческих заданий для развития детской одаренности в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании детей и молодежи.

Разработанная программа рекомендуется для использования в образовательных учреждениях дополнительного образования, осуществляющих подготовку и переподготовку педагогов образовательной области «Искусство» (МХК).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 28 публикациях (4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ для публикации результатов диссертационных исследований, статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах конференций, одной работе монографического характера, методических и практических материалах для учителей МХК).

Результаты работы представлены на международных научно-прак-тических конференциях «Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение» (Екатеринбург, 2010); «Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы»» (Уфа, 2010); «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2011); международной научно-методической конференции «80 лет УГЛТУ – опыт высшего лесотехнического образования на Урале» (Екатеринбург, 2010); всероссийских научно-практических конференциях «Образование в регионах России: научные основы развития инноваций» (Екатеринбург, 2009); «Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех» (Санкт-Петербург, 2011); «Образование взрослых – образование через всю жизнь. Ориентиры инновационного развития образования и общества», (Екатеринбург, 2010); «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» (Екатеринбург, 2011); «Цивилизационные перемены в России» (Екатеринбург, 2010); региональной научно-практической конференции «Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки»» (Екатеринбург, 2009) и др.

Результаты исследования внедрены в процесс непрерывного художественно-эстетического образования учителей МХК ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» посредством реализации образовательной программы (ОП) ДПО «Современные технологии художественного образования»
(72–216 ч.); серии образовательных семинаров: «Диалог искусств в развитии профессиональной компетентности учителя мировой художественной культуры» (16 ч.), «Развитие культурологической компетентности педагогических и руководящих работников» (16 ч.), «Развитие художественно-эстетической компетентности педагогических и руководящих работников» (16 ч.), «Актуальные проблемы становления системы непрерывного художественного образования» (16 ч.), «Современные концепции и технологии духовно-нравственного воспитания в школе» (16 ч.) и др.

Материалы исследования активно используются в работе ИМЦ Свердловской области (Екатеринбург, Первоуральск, Реж, Туринск, Нижний Тагил, Алапаевск и др.), ряде общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением современной методологии научного исследования; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, согласно цели, предмету и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования; проверкой теоретических положений в практической деятельности; систематическим анализом и корректировкой результатов исследования; подтверждением гипотезы исследования результатами опытно-экспериментальной работы; длительностью и повторяемостью результатов опытно-экспериментальной работы, внедрением основных результатов исследования в ряде ОУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Решение проблемы формирования стилевой компетентности учителя МХК возможно на основе комплекса научно-методологических подходов: компетентностного, андрагогического, аксиологического, культурологического, интегративного, способствующих обновлению форм, методов и содержательных аспектов анализируемого процесса.

  2. Стилевая компетентность рассматривается нами как качество, интегрирующее основные задачи, стоящие перед учителем МХК в свете современных требований к результатам педагогической деятельности; структура стилевой компетентности включает мотивационно-ценностный, когнитивный и практико-деятельностный компоненты.

  3. Модель развития стилевой компетентности учителя МХК включает в себя вазаимосвязанные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, технологический и результативно-рефлексивный, каждый из которых имеет свое содержательное наполнение, и реализуется в образовательном процессе на методическом уровне. Содержательной особенностью данной модели является формирование и развитие системы профессиональных компетенций и ценностей учителя МХК, основанное на совокупности принципов (общей и профессиональной педагогики, педагогики искусства, андрагогики).

  4. Педагогическими условиями реализации модели являются оценка и отбор содержания, методов и форм образовательного процесса, таких как моделирование занятий, интегрирующих содержание образования и художественную деятельность, рефлексия, художественно-творческое проектирование педагогической деятельности. Совокупность педагогических условий направлена на формирование стилевой компетентности учителя МХК и реализуется посредством решения задач, специфических для практической деятельности учителя МХК (семантический анализ произведений искусства, составление контекстного словаря «эпохальных стилей» и т.д.).

Личный вклад автора состоит в разработке ведущих положений исследования, модели формирования стилевой компетентности учителя МХК, разработке теоретических положений методики формирования стилевой компетентности учителя МХК, проведении опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования, получении, обобщении и интерпретации полученных данных.

Структура диссертационного исследования соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертации на Формирование стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры