Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики Хузин Руслан Ильгизарович

Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики
<
Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хузин Руслан Ильгизарович. Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хузин Руслан Ильгизарович; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/398

Введение к работе

Актуальность исследования. Воспитание межэтнической толерантности у учащейся молодежи как основы национального самосознания народов является одной из актуальнейших проблем современности. Острота этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только российское общество, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Молодое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая есть у старшего поколения, получившего опыт содружества в различные периоды истории своего сосуществования с другими нациями и народами.

Задача формирования толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, но в первую очередь тех из них, работа которых непосредственно связана с воспитанием ребенка. Мы имеем в виду школу и семью, которые имеют большие возможности для формирования гуманистических ценностей и реальной готовности к толерантному поведению. К сожалению, на сегодняшний день имеет место нарушение школьных и семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях.

Следовательно, ответственность за будущее социальное положение молодого поколения делает проблему формирования толерантности и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой. В этой связи важным и наиболее распространенным является вопрос об этнотолерантности, который проявляется в отношениях между представителями разных народностей и предполагает терпимость к людям другой национальности. Расширение знаний учащихся о народах, об их поведении и обычаях даст возможность формировать толерантность и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Это, в свою очередь, означает, что в современных условиях значительно возрастает роль целенаправленного воспитания детей на основе этнокультурных ценностей, которые являются как объективным, так и субъективным фактором, влияющим на формирование личности.

Настоятельная необходимость воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута в трудах великих русских педагогов: П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Идеи гуманного отношения к человеку, терпимости и уважения в межличностном и межэтническом общении развивали великие мыслители татарского народа: Г.Баруди, И.Гаспринский, Ш.Марджани, К.Насыйри, Г.Тукай, Г.Утыз-Имяни, Р.Фахретдин, Х.Фаезханов.

В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г.Асмолова, Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, М.С.Джунусова, Р.Р.Валитовой, в которых разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания. Изучение проблемы толерантности нашло отражение в работах Ю.П.Азарова, Ф.Анисимова, М.М.Бахтина, М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук.

В последние годы отечественные ученые активно занимаются проблемами межэтнической толерантности и поликультурного образования (С.Х.Алишев, В.Ф.Афанасьев, Ю.В.Бромлей, Н.В.Бромлей, Б.З.Вульфов, Б.С.Гершунский), изучением национальной самобытности и традиций народной педагогики (В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, А.Э.Измаилов, Ш.А.Мирзоев, З.Г.Нигматов, Н.С.Сафаров, А.М.Сафин, Я.И.Ханбиков). Педагогический аспект проблемы толерантности, ее формирования, роли и места в общественной жизни рассматривается в работах Г.А.Бакиевой, Д.В.Зиновьева, Л.П.Ильченко, О.Н.Исаковой, А.А.Леонтьева, В.А.Петровского, Л.В.Скворцова, М.Г.Тайчинова, В.А.Тишкова. Вместе с тем заслуживают внимания достижения отечественной науки в исследовании различных аспектов национального самосознания и этнической толерантности. Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает вопросы смежные с проблемой толерантности, в частности, межнационального общения (Л.Р.Заурбекова, Н.Р.Маликова, Г.Ф.Хасанова), воспитания культуры межнационального общения (П.В.Комаров, М.Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т.Гарданов, З.Ф.Мубинова, Л.М.Симашина).

В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогами-теоретиками В.С.Агеевым, Г.Н.Волковым, А.И.Доронченковым, В.Г.Крысько, О.Д.Мукаевой, А.Б.Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, рассматривалась проблема межэтнического взаимодействия.

Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Г.Джуринским, Г.Д.Дмитриевым, В.В.Макаевым, З.А.Мальковой, Л.А.Супруновой, Г.В.Палаткиной.

Анализ научной литературы, посвященной формированию толерантности и воспитанию младших школьников, свидетельствует о том, что исследованы вопросы формирования межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом (МЛ.Мальчевская); воспитания этнической толерантности младших школьников средствами татарской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы (А.А.Мирзаянов), формирования толерантности младших школьников в полиэтническом регионе (Х.Х.Тилова); формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы (Р.Н.Сафина). Однако проблема формирования толерантности у младших школьников в совместной деятельности семьи и школы средствами татарской народной педагогики и нравственных канонов Ислама остается малоизученной.

Прогрессивные народные традиции имеют все основания служить могучим средством формирования толерантности в современной семье. Таким образом, налицо объективная необходимость в существенной перестройке методических и теоретических основ воспитательной деятельности семьи с учетом изменений, произошедших в ее структуре, социальном положении и взаимоотношениях родителей с детьми.

В этой связи, важное значение приобретает исследование и теоретическое обоснование методов совершенствования как школьного, так и семейного воспитания средствами этнопедагогики, используя ее прогрессивные традиции развития личности младших школьников в целом и формирования у них толерантности в частности.

Теоретический анализ состояния разработанности проблемы формирования толерантности у младших школьников позволил выявить противоречия:

между активизацией процессов национального и религиозного возрождения и обострением межэтнических противоречий;

между потребностью современного общества в формировании у подрастающего поколения толерантности и недостаточной разработанностью педагогических механизмов толерантного воспитания;

между необходимостью использования средств народной педагогики в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью форм и методов их использования в практике школьного и семейного воспитания.

Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические механизмы обеспечения процесса формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики?

Актуальность, недостаточная разработанность обозначенной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования толерантности у детей младшего школьного возраста на основе использования средств этнопедагогики.

Объект исследования: процесс формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в семье средствами этнопедагогики.

Гипотеза исследования: формирование толерантности у младших школьников будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

выявление толерантной сущности содержания этнопедагогики;

педагогическое просвещение родителей о содержании этнопедагогики и ее значении в воспитании детей младшего школьного возраста;

организация целенаправленной систематической работы по формированию толерантного сознания у младших школьников с учетом их возрастных особенностей;

- обеспечение комплексного подхода в приобщении младших
школьников к изучению воспитательных традиций и культуры татар
ского народа и других национальностей на принципах адекватного от
ношения к ним, уважения их различий, единства факторов создания
толерантной среды;

обеспечение взаимообусловленной связи школы и семьи, их совместной деятельности по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста средствами этнопедагогики;

разработка модели эффективного формирования толерантности у детей младшего школьного возраста средствами этнопедагогики, включающей выявленные для этого условия, формы и методы.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Обосновать социально-педагогические предпосылки, сущность и содержание понятия «толерантность» в этнопедагогике (татарского народа).

  2. Выявить воспитательные возможности татарской народной педагогики и потенциал Ислама в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста.

  1. Разработать педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста средствами татарской народной педагогики в системе взаимодействия семьи и школы и представить целостную модель этого процесса.

  2. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели формирования толерантности у детей младшего школьного возраста и условия ее успешной реализации.

Методологической основой исследования явились гуманистическая философия и психология (М.Бубер, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл), психология и педагогика ненасилия, положения философской науки о сущности толерантности (Н.Бердяев, И.А.Ильин), этнопе-дагогический подход, учение о своеобразии и самобытности культуры различных народов, положение о соотношении национального и общечеловеческого в формировании нравственных качеств (Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, К.Насыри, К.Д.Ушинский, Р.Фахретдин), гуманистическая концепция ненасилия, непротивления злу насилием (Л.Н.Толстой); современные концепции гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Валеева, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов), современные теории формирования толерантной личности (А.Г.Асмолов, Р.Р.Валитова, В.Васильев, Д.В.Зиновьев, В.А.Лекторский).

Теоретическими источниками исследования выступили:

историко-педагогические исследования (В.Ф.Афанасьев, К.М.Ахияров, Р.А.Валеева, А.А.Валеев, Г.Н.Волков, А.Ш.Галимов, А.Э.Измайлов, З.Г.Нигматов, К.Пирлиев, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров);

работы по межнациональному (Б.С.Гершунский, В.П.Комаров, Г.Ф.Хасанова), межличностному (Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Сироткин), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л.И.Климович, Р.А.Набиев, Л.А.Харисова) взаимодействию;

труды исследователей по современной религиозной философии и культуре (Мирза-Ахмад Гулам, Р.Ш.Маликов, М.И.Махмутов);

- педагогические теории семейного воспитания (Ю.П.Азаров,
Ш.А.Амонашвили, Т.М.Афанасьева, И.А.Герасимов, И.В.Гребенников,
В.В.Елизаров, В.А.Кан-Калик, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

Методы исследования:

теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, анализ произведений устного народного творчества, источников религиозного учения;

изучение опыта семейного воспитания младших школьников через наблюдения, интервью, анкетирование, тестирование;

анализ тематических сочинений учащихся, изучение совместной деятельности родителей и педагогов по использованию средств народной педагогики в формировании этнической толерантности в семье;

- экспериментальная работа по формированию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в семье.

База исследования: работа проводилась на базе центра детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий «Простор», в школах №23,85,143, 155 г.Казани.

Этапы исследования:

На первом этапе (2004-2006 гг.) изучалась и анализировалась ис-торико-педагогическая, научно-теоретическая и методическая литература, анализировались источники вероучения Ислам, рассматривались исторические, педагогические, философские, психологические аспекты изучения заявленной проблемы, велись наблюдения за семьями, использующими средства народной педагогики в воспитании детей и семьями, живущими по законам Ислама, проводились беседы с пожилыми людьми о методах и приемах воспитания в татарской семье, анализировался опыт взаимодействия педагогов с родителями, определены объект, предмет, цели исследования, сформулирована рабочая гипотеза и проводился констатирующий срез.

На втором этапе (2006-2008 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, определялись и апробировались разработанные педагогические условия, методы и формы организации работы по формированию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в семье, обобщались показатели формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) анализировались и подводились итоги экспериментальной работы и результатов исследования, были сформулированы основные выводы, методические рекомендации, оформлялись результаты исследования, завершена работа над оформлением диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены социально-педагогические предпосылки формирования толерантности в этнопедагогике (татарского народа): рассмотрение проблемы терпимости в религиозно-этических и философских концепциях просветителей, в древних религиях стран Востока; принятие Ислама на территории Поволжья; появление поэзии Средневековья, содержащей глубокий социальный и этический смысл; развитие международных отношений в эпоху Волжской Булгарии, обусловивших возникновение принципов взаимоуважения и терпимости в основе сотрудничества; признаки формирования толерантных отношений в период Золотой Орды и Казанского ханства: веротерпимости, равенства всех перед законом и государством; создание нации по европейским образцам, восстановление собственной государственности, не нацеленной на разрушение основ веры; движение джадидизма, нацеленное

на преобразование и реформирование сознания мусульман в духе Нового времени; педагогическое наследие К.Насыри, внесшего существенный вклад в развитие толерантности татарского народа, сближение и дружбу русского и татарского народов; принятие основополагающих документов: Декларация прав народов России (1917г.); Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (1917г.); Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (1918г.); Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан» (1992г.), провозгласивших принципы национальной политики, свободы развития всех национальных меньшинств и этнических групп.

  1. Выявлен гуманистический потенциал вероучения Ислама как важного средства в формировании толерантности и веротерпимости у детей младшего школьного возраста.

  2. Научно обоснованы и в ходе экспериментальной работы реализованы педагогические условия формирования толерантности у младших школьников в системе совместной работы семьи и школы:

выявление толерантной сущности содержания этнопедагогики;

педагогическое просвещение родителей о содержании этнопедагогики и ее значении в воспитании детей младшего школьного возраста;

организация целенаправленной систематической работы по формированию толерантного сознания у младших школьников с учетом их возрастных особенностей;

- обеспечение комплексного подхода в приобщении младших
школьников к изучению воспитательных традиций и культуры татар
ского народа и других национальностей на принципах адекватного от
ношения к ним, уважения их различий, единства факторов создания
толерантной среды;

обеспечение взаимообусловленной связи школы и семьи, их совместной деятельности по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста средствами этнопедагогики;

разработка модели эффективного формирования толерантности у детей младшего школьного возраста средствами этнопедагогики, включающей выявленные для этого условия, формы и методы.

4. Спроектирована и экспериментально проверена модель форми
рования толерантности у младших школьников средствами татарской
народной педагогики, состоящая из следующих компонентов:

- целевого - формирование толерантности у детей младшего
школьного возраста в совместной деятельности семьи и школы средст
вами татарской народной педагогики;

- методологического - принципы адекватности, индивидуализа
ции, единства факторов воспитания, создания толерантной среды, ува
жение различий;

содержательного - комплексная программа формирования этнической толерантности младших школьников (совместная работа семьи и школы), целевая программа по педагогическому просвещению родителей;

процессуального - педагогические условия (см. научную новизну, с.8); средства: слово, родной язык как источник толерантного отношения к другим языкам, дело (конкретные действия и деятельность), общение в процессе труда, отношения, семейный быт, религиозно-культурологические традиции, обычаи, пример родителей; методы и формы: словесного воздействия (совет, уговор, беседа, рассказ), морального воздействия (убеждение, внушение, назидание, косвенный намек), эмоционального воздействия (благопожелание, внушение, одобрение), педагогического просвещения родителей (беседа, лекция, семинар, встреча), контроля и анализа эффективности работы по толерантному воспитанию, литературно-музыкальные утренники, инсценирование традиционных праздников (Сумбеля, Навруз, Гусиные посиделки, Грачиная каша), организация праздников совместно с родителями (Сабантуй, «Современная семья»), инсценирование сказок, КТД (коллективно-творческая деятельность), встреча со старожилами, аксакалами;

- диагностического - критерии определения толерантности у
младших школьников: когнитивный, мотивационный, поведенческий,
рефлексивный.

Теоретическая значимость исследования: широкий диапазон научных воззрений этнопедагогики позволяет рассматривать ее теоретический аспект в вопросе формирования толерантной личности как источник научного обоснования содержания толерантности в татарской народной педагогике, восполнить определенный пробел в истории развития этнопедагогики.

Конкретизация сущности понятия «толерантность» с позиций этнопедагогики, разработанная модель совместной деятельности школы и семьи, включающая педагогические условия, средства, методы, формы формирования толерантности у младших школьников и обоснованные критерии определения ее эффективности имеют теоретическое значение для развития общеметодологических подходов к теории и практике как семейного, так и школьного воспитания.

Новый взгляд на возможности использования средств татарской народной педагогики в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста в современных условиях взаимодействия семьи и школы расширяет научно-теоретические представления исследователей данной проблемы и служит основанием для исследования ее других малоизученных аспектов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и результаты, апробированные методы и формы работы по формированию этнической толерантности детей младшего школьного возраста могут быть использованы в практике семейного воспитания и педагогами в школе, воспитателями в учреждениях дополнительного образования, а также преподавателями средних специальных и высших профессиональных педагогических образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях молодых ученых ТГГПУ, на IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 2007), на XXX Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (Санкт-Петербург, 2009), на городских и республиканских семинарах учителей в Центре ДЮТКиЭ « Простор», а также в научных публикациях автора.

На защиту выносятся:

  1. Социально-педагогические предпосылки, обусловившие возникновение феномена «толерантность» в жизни, поведении и обычаях народов (на примере татарского народа) и, как следствие, - в этнопедаго-гике.

  2. Конкретизация сущности и содержания понятия толерантности с позиций татарской народной педагогики.

  3. Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста средствами татарской народной педагогики в системе взаимодействия семьи и школы.

  4. Научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования толерантности младших школьников средствами татарской народной педагогики на основе сотрудничества семьи и школы.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики