Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Деноткина Ольга Александровна

Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса
<
Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Деноткина Ольга Александровна. Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 19.00.11 : Москва, 1999 145 c. РГБ ОД, 61:00-13/1131-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психолого-педагогические особенности формирования творческого потенциала личности средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.

1-І. Сущностные признаки понятия «творческий потенциал» и его взаимосвязь с понятием «творческие способности» личности .

1-2. Специфика влияния художественной литературы на формирование творческого nomemjuana личности. 41

1-3. Социально-педагогические возможности Центра образования в развитии творческого потенциала учащихся.

Глава II. Процесс формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.

II-]. Дидактические условия формирования творческого потенциала учащихся в урочной деятельности .

Н-2. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования творческого потенциала, учащихся средствами художественной литературы .

П-3. Оптимизация процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях школы-комплекса.

Заключение. 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед отечественной системой образования задачу не просто формирования эрудированного ученика, но и творческой личности. Это обусловлено тем, что динамично нарастающие и видоизменяющиеся кризисные явления затронули практически все сферы общественной жизни: политику, экономику, науку, образование, экологию и др. Для решения этих проблем уже недостаточно только освоения возрастающего объёма знаний, а, в первую очередь, необходимо их творческое осмысление и применение в повседневной жизни в рамках общечеловеческих норм морали. Поэтому формирование, творческой индивидуальности в современных условиях является приоритетной задачей систем основного, дополнительного и профессионального образования.

Среди предметов, изучаемых в современной школе и в той или иной степени способных влиять на процесс формирования творческой личности, особое место занимает художественная литература. Причина этого состоит в полифункциональном воздействии литературы на ребёнка, так как прочтение и освоение художественного произведения требует единства чувств и мыслей. Формирование и развитие чувственно-эмоциональных и интеллектуальных способностей ребёнка и является основой его позитивного творческого потенциала. Вместе с тем анализ современной практики показывает, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения читательского интереса у молодёжи, что отрицательно влияет на развитие учащихся. Обязательное чтение художественной литературы в школе часто носит выборочный и фрагментарный характер, что не может приводить к эффективному формированию и развитию творческой личности. Поэтому при разработке концепции и программы литературного образования в урочной и внеурочной деятельности в школе необходимо определить признаки художественной литературы, способствующие повышению читательского интереса у учащихся. При этом также необходимо выявить подходы к педагогическому механизму влияния литературы на формирование и развитие творческого потенциала учащихся. Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что эффективность процесса формирования позитивной творческой личности зависит не только от образовательно-содержательных и организационно-методических условий и факторов, но также от комплекса социально-педагогических условий. В настоящее время отмечается расширение сети платных элитарных школ, лицеев и гимназий с углублённым изучением предметов, необходимых для поступления в престижные ВУЗы. Данная тенденция приводит к ограничению возможности получения качественного образования учащимися из малообеспеченных семей, что способствует углублению социального неравенства. Для выхода из этого противоречия необходима детальное исследование модели и вида оптимального государственного образовательного учреждения, позволяющего сформировать творческий потенциал учащихся из семей, принадлежащих к различным социальным слоям в конкретных социально-педагогических условиях. Природу творческой деятельности и её взаимосвязь с культурой рассматривали М. М. Бахтин, В. С. Библер,. И. А. Герасимова, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. М. Коршунов, Д. С. Лихачёв, М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов, В. С. Швырёв, А. Т. Шумилин и др.

Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, О. Ю. Богданова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, А. Маслоу, Р. С. Немова, Н. Д. Никандрова, С. Л. Рубинштейна, А. К. Сухотина, Д. И. Фелъдштейна и др.

Проблеме влияния художественной литературы на творческие способности молодёжи были посвящены работы Л. С. Айзермана, В. Ф. Асмуса, М. П. Бархоты, Р. Н. Беленького, Т. Г. Браже, Б. 3. Вулъфова, Е. Н. Ильина, Н. И. Кудряшова и др.

Проблемам формирования творческой личности в учебно-воспитательной работе в школе и в системе дополнительного образования были посвящены исследования Л.М. Архангельского, ЕМ. Бабосова, О.Г. Дробницкого, В.Д. Иванова, А.В. Иващенко, В.А. Караковского, Е.В. Титовой и др.

Проблемы оптимизации образовательных процессов и систем рассматривались Ю.К. Бабанским, A.M. Моисеевым, М.М. Поташником. Изучение и анализ научных публикаций по проблеме социального заказа Московского комитета образования в рамках программы «Повышение качества образования в современных условиях», а также изучение практики работы общеобразовательных школ убедили нас в том, что до настоящего времени не определён взаимосвязанный комплекс оптимальных условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся. Практический опыт педагогической работы позволил выявить несоответствие меоюду образовательными возможностями художественной литературы и их использованием в урочной и внеурочной деятельности s процессе формирования творческой личности в школе. Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы и её недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса».

Объект исследования - формирование творческого потенциала учащихся.

Предмет исследования - процесс формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.

Цель исследования - рассмотреть сущностные признаки творческого потенциала личности, выявить и обосновать взаимосвязанный комплекс социально-педагогических, образовательно- содержательных и организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы- комплекса.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза , что эффективность формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса обеспечивается:

пониманием социальной значимости проблемы и практической направленностью совместной работы администрации школы, педагогического коллектива, учащихся и их родителей на формирование позитивной творческой личности;

? выявлением комплекса социально-педагогических, образовательно-содержательных и организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся;

? определением условий оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения, а также принципов реализации различных образовательных программ с целью формирования творческой личности;

выявлением и использованием в педагогической практике сущностных признаков и дидактических возможностей художественной литературы, обеспечивающих формирование творческого потенгщала учащихся.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:

? определить сущностные признаки понятия «творческий потенциал» и его взаимосвязь с понятием «творческие способности» личности;

? выявить специфику влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся;

обосновать социально-педагогические возможности « Центра образования » как нового вида государственного образовательного учреждения в процессе формирования творческого потенциала учащихся;

раскрыть комплекс дидактических условий влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся;

определить условия оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности.

Методологической основой исследования являются принципы объективности , историзма, целостного изучения явлений в их развитии и взаимосвязи; концепции развития творческой личности; концепция «диалога культур»; исследования психолого-педагогических возможностей влияния художественной литературы на развитие творческой личности; концепции и исследования воспитательных возможностей систем основного среднего и дополнительного образования в формировании позитивной творческой личности; исследования условий оптимизации образовательного процесса.

Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных целям и задачам исследования: методы теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-педагогическая работа, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, методы социологического опроса и психолого-педагогического тестирования. Частными методами являются: включенное наблюдение, метод экспертных оценок, метод социологического анкетирования, лингвистический субтест теста Айзенка, тест Торранса, метод изучения учебно-творческих заданий и продуктов творческой деятельности и др.

Базой исследования является Центр образования №491 «Марьино» Московского комитета образования.

Научную новизну и теоретическую значимость исследования представляют:

? определение совокупности и конкретизация признаков понятия «творческий потенциал» во взаимосвязи с понятием «творческие способности» личности;

? выявление специфики влияния художественной литературы на формирование творческого потенциала учащихся, заключающейся в комплексности воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности;

? обоснование социально-педагогических возможностей «Центра образования» как нового вида образовательного учреждения в процессе формирования творческого потенциала учащихся;

? определение оптимального комплекса взаимосвязанных социально-педагогических, образовательно-содержательных и организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в школе-комплексе;

Практическая значимость работы состоит в следующем:

? обобщен и проанализирован многолетний цельный педагогический опыт разработки оптимальной модели и вида образовательного учреждения, обеспечивающего эффективность процесса формирования творческого потенциала учащихся в рамках скоординированных образовательных программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования;

? разработаны методические рекомендации педагогам по формированию и развитию творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в урочной и внеурочной деятельности в рамках школы-комплекса;

? определены условия оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности.

Достоверность исследования обеспечивается его исходными методологическими позициями, всесторонним анализом проблемы при определении гипотезы и решении задач с целью определения оптимальных условий формирования и развития позитивной творческой личности, практическим подтверждением многолетнего экспериментального исследования оптимальной региональной модели и вида образовательного учреждения, обеспечивающего повышение эффективности процесса формирования творческого потенциала учащихся в рамках скоординированных образовательных программ дошкольного, среднего, дополнительного и профессионального образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

«Позитивный творческий потенциал» представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно- генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности.

Специфика влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся состоит в «полифункциональном воздействии» художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Комплексное воздействие направлено на формирование у читателя «полифонической мысли», что, в конечном итоге, и приводит к формированию многогранной творческой личности.

Эффективность процесса формирования творческой личности зависит от конкретных социально-педагогических условий и возможностей образовательного учреждения. Центр образования как новый вид государственного образовательного учреждения обладает дополнительными возможностями в повышении эффективности формирования творческого потенциала учащихся из семей, принадлежащих к различным социальным слоям. Эти возможности заключаются в скоординированной реализации в рамках одного государственного образовательного учреждения образовательных программ дошкольного, общего среднего, дополнительного и профессионального образования на основе принципов: непрерывности, преемственности, комплексности, разноуровневости и многопрофильности.

Дидактическими условиями влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся являются:

? применение в педагогической практике преподавания художественной литературы диалогового подхода «ученик -учитель», «ученик - литературное произведение» как важного средства развития творческого потенциала учащихся;

? использование историко-генетического и историко-функционалъного подходов в процессе преподавания художественной литературы;

? реализация принципов непрерывности и преемственности с учетом индивидуальных рефлексивных, психологических и возрастных особенностей учащихся;

? развитие методик междисциплинарных уроков по различным социально значимым проблемам (литературы и экологии; литературные произведения великих математиков и физиков и т.д.), что позволяет развить у учащихся «полифоническое» восприятие окружающего мира как важного фактора формирования творческой личности.

Условиями оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреэюдения с целью формирования творческой личности являются:

Скоординированностъ и взаимосвязанность программы урочного литературного и внеурочного дополнительного образования с целью формирования диалектического дополнения в процессе формирования творческого потенциала учащихся; Приобретение учащимися индивидуального опыта в творческой деятельности (литературной, театральной, социальной, технической, художественно-прикладной и др.).

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и полученные результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и педагогических советах: Центра образования №491 «Марьино»; научно-практической конференции МКО по проблеме нового вида учебного заведения «Центр образования» (г. Москва, 1998 г.); научно-практических конференциях Академии Педагогических и Социальных Наук, Московского психолого-социального института, Института Молодёжи.

Сущностные признаки понятия «творческий потенциал» и его взаимосвязь с понятием «творческие способности» личности

Проблема творчества является одной из наиболее сложных и практически всегда актуальных во всех сферах знаний - в философии, социологии, педагогике, психологии и др. В педагогике и психологии эта проблема имеет свой круг вопросов; стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные и зарубежные педагоги и психологи проводят углубленные и разноплановые исследования. В результате сформировался довольно мощный пласт научных знаний, позволяющий ближе подойти к сформулированной в диссертации проблеме.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблема творчества рассматривалась впервые в связи с проблемой способностей. Б.М. Теплое рассматривал способности как индивидуальные особенности, обусловливающие успешность выполнения какой-либо деятельности.

Выдвижение в качестве основной пружины творчества - выход в осуществляемой деятельности за пределы заданного, понимание творчества как проявление духовной активности - это является понятийным и экспериментальным развитием пути, намеченного Б.М. Тепловым. Именно он первым подчеркнул несводимость одаренности только к специальным способностям и вывел анализ творчества в сферу духовного богатства, духовных запросов человека, тем самым очертив границы «креативного поля». (215:51)

Н.С.Лейтес (135:111) осуществил исследования личностных особенностей одаренных людей. Он выделил в качестве базовых такие факторы, как активность и саморегуляция. «Творчество» как механизм развития , как взаимодействие, ведущее к развитию, в центре внимания Я.А.Пономарева.(182:71) Д.Б. Богоявленская основным показателем творческой личности считает интеллектуальную активность. По ее мнению, она сочетает в себе два компонента— познавательный (общие умственные способности) и мотивагщонный.

А.А.Мелик-Пашаев (164:42) отмечает, что дети входят в жизнь с широким диапазоном возможностей, с богатым спектром личных задатков. Он отмечает, что удивительным является тот факт, когда ребенок, изучавший в течение всей своей школьной жизни лучшие произведения художественной литературы, не только не получает импульса к собственному литературному творчеству, но и в большинстве случаев не становится и квалифицированным читателем, не приобретает ни любви, ни даже привычки к хорошему чтению.

При всей плодотворности высказанных идей у них всех есть один недостаток - проблема формирования творческой личности в школе ограничивается рамками учебно-воспитательного процесса в школе. При этом убыстрение темпов современной жизни требует несколько иного подхода к проблеме «творчества», новой парадигмы. Изменения в обществе за короткий отрезок времени предполагает формирование в человеке качеств, которые позволили бы ему продуктивно, творчески подходить к любым изменениям.

Как справедливо отмечает В.В.Рубцов (201:58), «важной характеристикой современного социума является стремительный распад существовавших ранее социальных институтов, традиционных способов разделения деятельности, сложившихся общностей людей. Одновременно с этим распадом мы наблюдаем интенсивный процесс формирования новых типов общностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге -формирование принципиально нового многомерного социокультурного пространства. Необходимость жить в этом сложном и неоднозначном социальном пространстве ставит индивида перед проблемой «нахождения себя» одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей, то есть перед задачей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития общества».

Дидактические условия формирования творческого потенциала учащихся в урочной деятельности

Художественная литература - один из видов искусства, поэтому при разработке концепции и программы литературного образования учащихся мы основывались на том, что литература - часть мировой культуры, которая оказывает воздействие на формирование у школьников эстетических представлений, художественного вкуса, основ нравственности и гражданственности, теоретического мышления, умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью. Особое место литературного образования в школе объясняется тем, что литература, являясь предметом эстетического цикла, становится базой для ссьумх разных видов учебной и внеучебной деятельности. Во-первых, опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения и чувств. Во-вторых, постижение литературного произведения требует аналитической, интеллектуальной деятельности, способствует развитию логического мышления, воображения, аналитических умений, которые необходимы при освоении дисциплин естественно научного, гуманитарного, математического и др. циклов. Мысль и чувство неразделимы при изучении литературного произведения, они взаимно дополняют и обогащают друг друга. В-третъих, литература, как никакой другой предмет, позволяет связать воєдино урочную и внеурочную деятельность в процессе образования, а также тесно переплетается с другими видами искусства, другими предметами образовательных программ и с социальными процессами в обществе. В-четвертых, как отмечается в статье Б.З. Вульфова «Худолсествеиная литература как педагогика» (55:7), цели и задачи литературы и педагогики в главном общие - это исследование жизни. Учет этих особенностей отечественной литературы при определении подходов к педагогическому механизму влияния художественной литературы на развитие творческого потенциала учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности необходим. При этом, если говорить о соотношении понятий «творческий потенциал» и «литературные творческие способности», то творческий потенциал предполагает наличие знаний, умений и навыков учащихся, которые могут проявиться в любом виде деятельности и не обязательно в литературном творчестве. Вместе с тем, если говорить о процессе формирования креативности учащихся, то, как отмечается многими исследователями, необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает формирование состояния «творческого подъема», «озарения», а вторичная - доведение результата творческого «озарения» до стадии завершенного «продукта» творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются развитое воображение, душевно-эмоциональный порыв, а для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение «инструментарием» и доскональное знание дела, а также трудолюбие и самоотверженность.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования творческого потенциала, учащихся средствами художественной литературы

Говоря о развитии творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности, нельзя не отметить, что район «Марьино» быстрорастущий, «спальный», в нем практически отсутствуют культурные и досуговые учреждения. В социальном плане также достаточно сложная обстановка, так как в большинстве своем жителями района являются рабочие с заводов-гигантов «ЗИЛ», «АЗЛК», «Шарикоподшипник», «Литейно-мёханический» и других предприятий с катастрофической социально-экономической ситуацией, которая непосредственным образом сказывается на жизни в социуме, и, как следствие, на учебно-воспитательном процессе в Центре. Когда-то В.А.Сухомлинский сказал, что творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Поэтому педагогический коллектив комплекса в своей деятельности уделяет много внимания не только обучению и воспитанию учащихся, но таююе социально-педагогической работе с родителями и жителями района.

За долгие годы работы в Центре сложилась стабильная система комплексной воспитательной работы, интегрированная с учебной деятельностью. Как известно, воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей его среде. Отсюда эффект в воспитательной работе дала, безусловно, также и интеграция педагогических возможностей коллектива и социума.

С точки зрения современной педагогической науки обучение и воспитание должно быть ориентировано на развитие личности, поэтому построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности чрезвычайно актуально. Развитие творческого потенциала стало одним из саліьіх важных направлений работы педагогов нашего Центра по формированию личности ребенка.

Творческая личность никогда не состоится, если не будет обладать чувством человеческого достоинства. Понятие достоинства отражает особое место, наивысшее положение, которое занимает каждый человек в сопоставлении с другими живыми существами. Оно является свойством Человека разумного в силу потенции быть разумным и быть творческим существом, носителем разума, воли и отношения. С этой позиции человек выступает ответственным за все, что происходит вокруг него. В силу своего наивысшего положения, человек стоит перед необходимостью осмысливать явления жизни, выстраивать отношение к миру и творчески применять свои силы и способности в той или иной деятельности. А значит, развивая у ребенка чувство человеческого достоинства, мы развиваем в нем способность нести ответственность за все то, что с ним происходит, за содержание его отношений с окружающим его миром.

Ученик воспринимается педагогами не только как человек, который обязан хорошо учиться, усваивать то, что дается ему на уроках, но прежде всего как самостоятельная личность, имеющая свои интересы и склонности помимо урочной деятельности, развиваться которым помогает любой педагог во внеурочное время. С позиции современной педагогики и психологии способность предложить интересное творческое решение зависит не только от знаний, но и от специфических черт мышления, от целого ряда свойств личности. Так, например, в нашем Центре есть ребята, которые очень слабо успевают по учебным предметам, но являются лауреатами и призерами конкурсов прикладного творчества, занимающие призовые места на выставках от районного до международного уровней (студия резьбы по дереву «Исток»). А на выставке в ВВЦ получили золотые медали трое ребят, один из которых к английскому языку не имел ни малейшей склонности, а второй имел такие же успехи в изучении русского языка. Тем не менее, благодаря индивидуальноліу подходу и дифференцированному обучению, педагоги Центра создают все условия для того, чтобы ребенок не чувствовал свою «неполноценность» в изучении той или иной дисциплины, стараясь подчеркнуть в ученическом коллективе значимость этих ребят как высоких профессионалов в своем деле.

Но мало относиться к ребенку как к субъекту, мало подчеркивать его индивидуальность. Надо научить его оі{Єнивать себя, свои возможности со стороны, соизмерять свои способности и свои возможности; научить не гнаться за легким успехом, но и не браться за такие непосильные дела, которые заведомо приведут к неудаче. Здесь важно, чтобы слово воспитателя не оскорбляло, а вдохновляло, чтобы деятельность приносила успех, чтобы отношения были доброжелательными -и заинтересованными. Конечно же, рост творческого потенциала ребенка зависит напрямую от взаимоотношения с педагогом. Он возможен только тогда, когда педагоги знают детей, их сильные и слабые стороны, когда знания о ребенке используются ему на пользу, а не во вред, когда процессы самопознания и самореализации выступают как взаимосвязанные процессы.

Похожие диссертации на Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса