Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Белая Наталья Леонидовна

Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения
<
Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белая Наталья Леонидовна. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения : ил РГБ ОД 61:85-13/542

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование творческой активности студентов тщвузов как педагогическая проблема 10

I, Социально-педагогические предпосылки формирования творческой активности учителя в социалистическом обществе Ю

2. Процесс формирования творческой активности студентов в теории и практике вузовского

обучения 29

3, Уровень сформированности творческой активности у студентов музыкально-педагогических факультетов 47

ГЛАВА II. Педагогическое руководство процессом формирования творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов 65

I. Педагогические условия формирования творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе индивидуального обучения 65

2. Возможности формирования творческой активности студентов в процессе индивидуального обучения 80

3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы задач, направленной на формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов 112

Заключение 142

Список основной использованной литературу 146

Приложения 165

Введение к работе

Осуществляя руководство социально-экономическими и духовными процессами в нашей стране, Коммунистическая партия Советского Союза заостряет внимание на вопросах воспитания нового человека. Она руководствуется при этом положением о том, что сознательные, творчески активные, всесторонне развитые люди решают успех всего дела коммунистического строительства. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось, что партия добивается того, чтобы человек воспитывался не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Критерий оценки деятельности современного творчески активного специалиста определен июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС: уровень политического сознания и трудовой активности.

Формирование нового человека не только цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Опорой партии во всей политико-воспитательной деятельности назван апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС школьный учитель. От его мастерства, творческой активности в решающей степени зависит, каким вступит в самостоятельную жизнь подрастающее поколение. Необходимость улучшения эстетического воспитания школьников, развития у них чувства прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству ставит перед педагогическими вузами задачу дальнейшего повышения уровня профессионально-педагогической подготовки студентов. В этих целях, говорится в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР в апреле 1984 года, необходимо лучше использовать "возможности каждого учебного предмета, особенно

литературы и музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу". Одновременно с этим поставлена задача "расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами" /34, с.48/. Таких специалистов готовят музыкально-педагогические факультеты педагогических институтов.

Специфика подготовки учителей музыки требует, в частности, индивидуального обучения, особенно по таким дисциплинам, как основной инструмент, дополнительный инструмент, концертмейстерский класс, дирижирование, постановка голоса. Индивидуальное обучение, сочетаемое с коллективным, дает возможность более полно и всесторонне учесть реальные возможности каждого студента. В процессе такого обучения, как подчеркивали педагоги-музыканты (Л.А. Баренбойм, И. Гофман, М.Н. Гнесин, Г.Г. Нейгауз и др.)» студент учится самостоятельно находить пути эффективного решения художественных задач, слушать и контролировать себя, формирует свою творческую индивидуальность.

Проблема становления творческой личности учителя решается в работах советских педагогов и психологов в зависимости от характера учительского труда, условий формирования профессиональных качеств (СИ. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Однако, как показало наше исследование, творческие основы формирования творческой активности студентов и система средств ее обеспечения разработаны недостаточно. Понятия творчество и творческая активность в литературном языке и научной терминологии нередко идентифицируются. Из-за отсутствия общепринятого понимания существенных признаков этих понятий нет единого подхода к их определению.

Одни авторы указывают, что творчество - это целеустремленный, напряженный, упорный труд, который требует от человека широкого применения интеллектуальных способностей, волевых и эмоциональных черт, высокой работоспособности личности (Г.Л. Ер-маш, М.С. Каган, Ф. Лист, Б.М. Рунин и др.); другие считают его продуктом самостоятельной человеческой деятельности (Л.С. Выготский, П.Н. Пономарев и др.).

Творческую активность личности исследователи рассматривают как действие комплекса качеств, в котором в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы; как сложное отношение человека к действительности, стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей, применить более совершенные приемы преодоления затруднений, умение вносить элементы новизны и оригинальности в способы выполнения какой-либо работы, учебного задания (Р.А. Низамов, Э.К» Сэт и др.).

В музыкально-педагогической литературе отдельные стороны творческой активности рассмотрены с позиций методической подготовки учителя музыки (О.А. Апраксина), интерпретации музыкального материала и его проекции на виды музыкальной активности учащихся (Д.Б. Кабалевский), детского музыкального творчества (Н.А. Ветлугина), значения индивидуального обучения в классах фортепиано (Е.Ф. Карпова), дирижирования (Э.К. Сэт). Между тем проблема целостного подхода к формированию творческой активности личности учителя музыки требует своего решения.

Вместе с тем в практике обучения студентов на музыкально-педагогических факультетах остается нерешенным ряд задач, связанных с формированием творческой активности. Не исследована система деятельности, побуждающая творческую активность учителя, критерии, с помощью которых можно определить уровни сформиро-ванности творческой активности. От решения этих вопросов зави-

сят условия подготовки в вузе современного специалиста, поскольку знание критериев уровня творческой активности, развитие системы подготовки будущего специалиста способствует не столько становлению музыканта-профессионала, сколько обусловливает принципы педагогического руководства приобретением организаторских умений и навыков, готовности к работе в школе, способности управлять музыкально-эстетическим воспитанием учащихся различных возрастных групп.

Учитывая различные аспекты совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя музыки, мы считаем, что творческая активность - это целевое качество личности, направленное на преобразующую деятельность. Педагогическое значение проблемы состоит в необходимости создания наиболее благоприятных условий формирования творческой активности студентов, в поиске средств и методов, стимулирующих ее развитие с учетом специфики индивидуального обучения. Актуальность данной проблемы определила : выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки в вузе будущих учителей музыки.

Предмет исследования - педагогические условия формирования творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в.ходе индивидуального обучения.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Творческая активность учителей музыки является одним из важных показателей их профессионально-педагогической готовности к работе в школе. Формированию этого качества у студентов музыкально-педагогических факультетов будет способствовать целенаправленное использование системы учебно-познавательных и творческих задач в процессе индивидуального обучения.

Задачи исследования состояли в том,

7 чтобы:

уточнить понятие творческой активности личности;

определить методику диагностирования уровней творческой активности будущих учителей музыки;

разработать и апробировать систему учебно-познавательных и творческих задач решения исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о процессе познания, единстве познавательной и практической деятельности личности, решения ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийно-правительственные документы об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, постановления ЦК КПСС и Советского правительства о задачах дальнейшего развития высшей школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта работы преподавателей, анкетирование, беседа, наблюдение, рейтинг, ранговая корреляция, многофакторный корреляционный анализ, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап (1977 -1979 гг.) был посвящен изучению и критическому анализу литературы по исследуемой проблеме, опыта формирования творческой активности будущих учителей музыки в процессе индивидуального обучения, разработке методики ее формирования. На основе данных констатирующего эксперимента, которым было охвачено свыше двух тысяч студентов музыкально-педагогических факультетов десяти педвузов Украинской ССР, определены уровни сформированно-сти их творческой активности.

Содержанием второго этапа эксперимента (1980 - 1984 гг.)

явилась организация индивидуального обучения студентов на осно-ве специально разработанной методики. Формирующий эксперимент проводился на музыкально-педагогическом факультете Запорожского пединститута

Научная новизна исследования состоит в разработке содержания понятия творческой активности учителя музыки по основным компонентам его профессионально-педагогической деятельности, применения системы учебно-познавательных и творческих задач, решение которых учитывает специфику формирования учителя музыки.

Предметом защиты является обоснование системы учебно-познавательных и творческих задач, направленных на поэтапное формирование в процессе индивидуального обучения творческой активности студентов и развития у них синтеза исполнительских и педагогических умений и навыков.

Практическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий руководст-ва процессом формирования творческой активности студентов, при которых повыщается эффективность их подготовки к решению современных задач художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Апробация. Результаты исследования в 1977 - 1984гг. сообщались автором на УІ Всесоюзной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, Всесоюзной конференции "Ленинизм и современность", научных конференциях преподавателей Запорожского пединститута, а также в лекционном курсе "Методика преподавания основного инструмента", читаемом в Запорожском и Киевском педагогических институтах для преподавателей индивидуальных дисциплин педагогических и

музыкально-педагогических училищ, музыкально-педагогических фа культетов пединститутов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Социально-педагогические предпосылки формирования творческой активности учителя в социалистическом обществе

К, Маркс и Ф. Энгельс считали формирование творческой активности закономерным процессом развития человеческого общества. Поскольку одним из главных принципов коммунизма является разностороннее развитие, ведущее к расцвету личности как главной предпосылки творческой активности, то в данном обществе создаются все условия для творческого труда, который, по словам Ф. Энгельса, "... является высшим из известных нам наслаждений" /3, с. 351/.

В.И. Ленин в своих работах подчеркивал необходимость обеспечения большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям человека / 4 /. Видя во всестороннем развитии личности идеал нашего воспитания, В«И. Ленин развил его теоретические основы и положил начало практическому претворению их в жизнь в условиях победы социалистической революции / II/. Задачи творческого развития подрастающего поколения как условия социалистического преобразования общества были возложены на учителя.

С первых дней советской власти деятельность руководителей партии и правительства была направлена на подготовку "красных советских специалистов", способных воплощать в жизнь идеалы социалистического общества. В.И. Ленин подчеркивал, что "гигантские просветительские задачи могло решить только новое учительство - главная армия социалистического просвещения" /8, с.420 /. Все это выдвигало важные проблемы перед высшей школой, а именно - совершенствование профессионально-педагогической подготовки специалистов. Впервые в мире учитель был призван под руководством партии коммунистов превратить школу из орудия подавления личности в условиях классового господства буржуазии в орудие полного раскрытия дарований личности, ее творческих способностей. Для осуществления этих грандиозных задач необходимо было, чтобы учитель прежде всего обладал материалистическим мировоззрением, революционной убежденностью, коммунистической нравственностью, В период становления первого в мире советского государства , когда в учебных заведениях отсутствовали учебные планы, программы, различного рода методические рекомендации, наличие у учителя инициативы и творческой активности в организации педагогического процесса стало ведущей чертой специалиста.

Работа по подготовке "красных" специалистов строилась на совершенно новых политических, научно-педагогических и организационных принципах, в основу которых были положены цели и задачи советского общественного и государственного строя. Этому способствовала проведенная Наркомпросом интенсивная организационная работа в системе просвещения - создана Государственная комиссия по просвещению (1917 г,), принято постановление о передаче всех учебных заведений, находившихся в ведении церкви, органам Наркомпроса (1917 г.), опубликован декрет, провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви (1918 г,), издан декрет ВЦИЕС "Положение о единой трудовой школе РСФСР" и "Декларация о единой трудовой школе" (1918 г.) и т.д. Первые обращения Наркома по просвещению ко всем учителям и учащимся содержали разъяснение создавшейся ситуации, призыв резко отмежеваться от врагов народа и как можно скорее начать работу "по обновлению все еще заскорузлой нашей школы, вашей школы" /114, с, 520 /, Реформе высшей школы посвящены проходившие в то время совещания - Всероссийское совещание деятелей высшей школы (8 - 14 июля 1918 г.), совещание деятелей по подготовке учителей (18-25 августа 1918 г.), Всероссийский съезд по просвещению (25 августа - 4 сентября 1918 г.), Всероссийское совещание деятелей высшей школы (4 - 18 сентября 1918 г.) /119, с. 498/. На названных совещаниях рассматривались вопросы привлечения учителей на платформу Советской власти, разъяснения учительству сути социалистической революции, о путях действительного их сближения с трудящимися массами, обсуждались перспективы развития новой социалистической высшей школы, формирования идейно-теоретических основ советской педагогики, подготовки учительских кадров и т.д.

Перестройка высшей школы после Великого Октября представ ляла собой не единовременный акт, а исторически сложный процесс, поэтому в первые годы советской власти задача формирования творческой активности учителей только намечалась. Речь шла об учителе, способном проводить революционные преобразования в школе и строить работу с учащимися на новых, ранее в практике не использованных методах, формах и приемах обучения, а главное - умеющим видеть новые цели, содержание обучения и претворять их в жизнь, что, несомненно, предполагало наличие у него качеств, характеризующих творческую личность: самостоятельность, инициативу, гибкую ориентацию в создавшейся ситуации. Подготовке такого специалиста уделяли большое внимание руководители партии и правительства. Они ставили конкретные задачи, указывали пути и методы активной работы по усвоению учебного материала, овладению новыми знаниями. В.И. Ленин акцентировал внимание студентов на необходимости формирования в процессе обучения умения самостоятельно приобретать знания, оценивать события, делать правильные выводы и самостоятельно их реализовывать /9, с. 65 /..В.И. Ленин считал, что по-настоящему нельзя овладеть знаниями, не производя серьезнейшей, труднейшей работы, не разобравшись в фактах, к которым необходимо отнестись критически.

Вопросы подготовки учителя-творца были предметом широкого обсуждения в годы становления социалистического государства. Так, Н.К. Крупская указывала пути, позволяющие учительству подняться духовно на высшую ступень, - это овладение знаниями основ марксизма-ленинизма, закономерностей развития внутреннего мира ребенка и наличие высоких личностных качеств / 109 /. Одной из важнейших проблем в формировании творчески активной личности, по мнению Н.К. Крупской, являлось умение самостоятельно овладевать знаниями / 107 /. Недостатками в подготовке инициативной, творчески активной личности будущего специалиста она считала оторванность его знаний от жизни, от школы и ее запросов, отсутствие ориентации на задачи момента, условия хозяйственной жизни / 108 /. По мнению П.Б. Блонского, важным условием успешной подготовки будущего учителя к дальнейшей творческой профессионально-педагогической деятельности является развитие его инициативы, самостоятельности. СТ. Шацкий подчеркивал значение для учителя таких качеств творчески активной личности, как поиск форм, путей, методов обучения, связей, причин и следствий педагогических явлений / 175 /.

Уровень сформированности творческой активности у студентов музыкально-педагогических факультетов

Для определения уровней сформированности творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов прежде всего необходимо было вывести критерии их оценки. На основании проведенного нами анализа психолого-педагогической, методической литературы, результатов наблюдения за подготовкой-будущих учителей в процессе индивидуального обучения к творческой деятельности, практики работы учителей музыки были зафиксированы три уровня творческой активности студентов, условно названные высоким, средним и низким, и даны их характеристики. Оценка проводилась с учетом качеств творческой активности учителя-музыканта - самостоятельности, инициативы, осознанности и по основным параметрам творческой активности студентов: приобретения знаний, оперирования ими, профессионально-педагогической интерпретации получаемых знаний, воплощения в исполнении собственной концепции изучаемого музыкального произведения.

Качественная характеристика уровней может быть представлена в виде следующей таблицы:

За период 1977 - 80 гг. в констатирующем эксперименте принимало участие 2883 человека - слушатели подготовительных отделений и студенты музыкально-педагогических факультетов Вороши-ловградекого, Винницкого, Запорожского, Ивано-Франковского, Киевского, Кировоградского, Николаевского, Нежинского, Одесского, Ровенского педагогических институтов.

Проводимая нами работа по определению исходных уровней творческой активности студентов включала выявление: общего уровня музыкально-теоретических знаний студентов; уровня осознанности в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей творческой педагогической деятельности; уровня самостоятельности и инициативы в приобретении знаний, умений и навыков в выполнении учебных заданий; уровня самостоятельности и инициативы в трансформировании получаемых знаний применительно к будущей деятельности учителя музыки, оперирования знаниями для разрешения проблем. Решая первую задачу, мы проводили анкетирование и беседы со студентами музыкально-педагогических факультетов по вопросам, в которых им предлагалось назвать любимые произведения народной музыки, отечественной и зарубежной классической музыки, эстрадной, джазовой музыки; назвать известных исполнителей на народных, духовых, струнных смычковых инструментах, фортепиано; назвать известных дирижеров народных, духовых, симфонических, камерных, эстрадных оркестров, хоровых коллективов; раскрыть некоторые вопросы истории создания инструмента, на котором они играют.

Современная школа, перед которой стоят актуальные воспитательные задачи, должна расширить возможности воспитания детей средствами музыки, поэтому уровень музыкально-теоретических знаний выпускников музыкально-педагогических факультетов имеет важное значение для дальнейшей творческой деятельности учителей музыки. Собранные материалы мы распределили на три основные группы по уровню наличия музыкально-теоретических знаний у будущих учителей музыки (табл. 2).

Педагогические условия формирования творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе индивидуального обучения

На воспитание творческой активности будущего специалиста, несомненно, оказывает влияние много факторов. Прежде всего в нем отражаются черты социальной среды, которую он представляет, особенности близкого окружения. В связи с этим творческая активность, как целевое качество личности, становится общественной ценностью тогда, когда ее проявления направлены на служение обществу и общественному прогрессу.

Большое значение в воспитании творчески активного специалиста в вузе имеют общественные и комсомольские организаций, студенческий коллектив, учебная деятельность вообще (лекции и практические занятия), в которой формируется отношение к труду» система знаний и умений, волевые, эмоциональные качества, самостоятельность, инициатива. Благоприятные условия для привлечения студентов к такой работе создаются при чтении спецкурсов, спецсеминаров, организации учебно-исследовательской работы студентов, на индивидуальных занятиях.

Индивидуализация учебной деятельности в советской высшей школе основывается на диалектическом единстве коллективного и индивидуального,поскольку в условиях социалистического общества важной составной частью коммунистического воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений и деятельности. Индивидуальный подход в обучении рассматривается как в плане изучения отдельных звеньев процесса усвоения знаний и умений студентами, видов учебной работы, так и в изучении индивидуальных особенностей и прежде всего личностных качеств будущих специалистов (А.А. Кирсанов, Э.М. Фейгин и др.).

Проблема индивидуализации обучения занимает одно из ведущих мест в буржуазной педагогике и психологии. В основе теоретического и практического решения индивидуализации учебной деятельности современной капиталистической школы лежат идеалистические концепции бихевиоризма, врожденной и неизменной умственной одаренности и т.д., направленные на поддержание классовых различий в обществе и исключающие всестороннее развитие личности.

В условиях научно-технической революции особенно остро встала задача приспособления образования к изменяющимся социальным явлениям жизни. Путем индивидуализации обучения в капиталистических странах предполагалось решить многие проблемы, выдвигаемые перед высшей школой современными условиями жизни, развитием науки и техники, непрерывным ростом информации и др. Это вызвало рождение разнообразных частных теорий обучения (программированное, персонализированное, модульное обучение, технические средства и т.д.). Вместе с тем необходимо отметить наличие прогрессивных идей, дидактических концепций в этом аспекте у отдельных педагогов капиталистических стран. Однако, несмотря на некоторые разногласия буржуазных уч еных в разработке дидактических концепций, крайняя индивидуализация ведет к тому, что высшая школа в капиталистических странах была и остается орудием классового господства буржуазии, не способствует всестороннему развитию личности.

Советская педагогическая наука подходит к решению проблемы индивидуализации обучения с позиций марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности. В этом плане постоянно ведутся поиски путей действенного усовершенствования учебного процесса . Особое внимание обращается на активизацию мыслительной деятельности будущих учителей, которая наилучшим образом достигается в процессе творческой работы.

Процесс обучения в педвузе подчиняется определенным закономерностям, знание которых помогает преподавателю найти наиболее эффективные средства обучения, пути работы. Успешная подготовка будущих специалистов к дальнейшей творческой профессиональной деятельности возможна лишь тогда, когда учитываются индивидуальность, ценностные ориентации, используются способы, которые соотносятся не только с условиями осуществления задач, но и индивидуальными личностными свойствами. Неравномерность усвоения знаний, умений и навыков студентами одного курса связана с наличием значительных индивидуальных различий среди студентов. Исследования психологов (Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург и др.) установили разные уровни овладения знаниями, умениями и навыками испытуемыми одной группы, что подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей студентов в обучении. Поэтому в педагогических вузах особое внимание уделяется организаций индивидуальной учебной деятельности студентов отбору содержания и характера изучаемого материала, методов индивидуального обучения, с целью формирования у будущих учителей системы знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Совершенно справедливо отмечают Н.Н. Тарасевич й Й.Ф. Кривонос, что для творческого раскрытия личности будущего учителя необходимо создание специальных условий, поскольку педагогическое творчество является органическим процессом и творить путем усвоения только технических приемов невозможно. Важным фактором формирования педагогических умений, по мнению авторов, является моделирование педагогических ситуаций.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы задач, направленной на формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов

Одним из этапов нашего исследования была лабораторная проверка эффективности разработанной системы учебно-познавательных и творческих задач, направленных на формирование творческой активности студентов в процессе индивидуального обучения. Для этого использованы следующие методы исследования: рейтинг, методы статистической обработки, многофакторный корреляционный анализ, качественный анализ полученных результатов. Основным методом нами избран лабораторяы.й обучающий эксперимент, Е котором принима из ли участие студенты II курса музыкально-педагогического факультета Запорожского педагогического института. Эксперимент проходил в условиях индивидуального обучения (класс баяна). При по-ступлений в институт студенты экспериментальных групп находились на одном общеобразовательном уровне и приблизительно на одном музыкально-эстетическом и исполнительском уровне. Они составили три группы: экспериментальная группа I (Э-1) - студенты,об- чавшиеся по предложенной системе к моменту проведения эксперимента третий год (включая подготовительное отделение); экспериментальная группа 2 (Э-2) - студенты, впервые работавшие по предложенной системе; контрольная группа (К) - студенты, обучавшиеся традиционными методами, обучения.

Экспериментальная группа 2 и контрольная группа к концу второго года обучения по уровню сформированноети исполнительских и педагогических умений и навыков, качеств. творческой активности личности оценены экспертами приблизительно одинаково. Сопоставление групп в ходе лабораторного эксперимента должно было позволить проследить влияние системы учебно-познавательных и творческих задач на формирование творческой активности студентов и выявить закономерности этого процесса.

Для удобства проведения замеров мы условно разделили задачи по этапам лабораторного эксперимента (см. табл. 50 приложения) .

Для данного эксперимента было выбрано произведение Б. Бар-тока "Вечер в деревне". В основу его положены яркие, контрастные образы, в раскрытии которых необходимы разные виды исполнительских умений и навыков. В то же время оно может служить хорошей базой для решения студентами задач по музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Для получения экспертных оценок были привлечены в качестве экспертов 30 преподавателей по классу баяна музыкально-педагогических училищ и музыкальных отделении педагогических училищ. Перед проведением эксперимента от них было получено согласие на участие в исследовании и проведены предварительные тренировки для ознакомления с методикой работы. Предлагаемая методика исследования предполагала проведение замеров по следующим показателям: I) мысленное прочтение музыкального текста с выявлением поставленных задач; 2) решение учебно-познавательных и творческих задач; 3) исполнение. Оценки по этим показателям дали возможность проследить эффективность влияния разработанной системы учебно-познавательных и творческих задач на формирование творческой активности будущих учителей музыки. Для того чтобы получить более достоверные экспериментальные данные, каждый показатель измерения оценивался дважды: по многобалльяой и малобалльяой системе. Сопоставление усредненных цценок показывало: I) критерии достоверности полученных усредненных оценок экспериментальными и контрольной группами; 2) уровень согласованности оценок судей по каждому измерению; 3) верность выбранных критериев замеров; 4) эффективность предлагаемой методики исследования; 5) эффективность разработанной системы задач.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения