Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки Романова, Лариса Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова, Лариса Владимировна. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Уральский гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1995.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-3/1164-0

Введение к работе

XX век произвёл переворот в проблематике культуры, наделив её исключительным регенерирующим и интегрирующим значением. Активное взаимодействие европейской и внеевропейских культур, диалог разных историко-культурных сознаний, стремление гармонизовать отношения субъекта и объекта, человека и природы, личности и социума, науки и искусства породили культурологический модус осмысления современных процессов. Для России проблема Памяти и Традиции как атрибутов Культуры особенно актуальна из-за необходимости восстановления логики отечественной истории и полного включения в мировой культурный процесс. Содействовать этому призвана в первую очередь система массового образования как сфера воспроизводства и приращения духовного потенциала нации.

Трактовка образования как процесса передачи и присвоения культурного наследия сегодня углубляется и расширяется в силу смены парадигмы педагогического мышления. Её основные принципы - гуманизации и гуманитаризации, фундаментализации, целостности и креативности - увязываются с метапринципом культуротворчества (Н.Кия-щенко). На разных уровнях осуществляется сближение образования и культуры через создание интегральных программ и школ культурологической ориентации (И.Абаева, О.Бармаш, В.С.Библер, Ю.Громыко, И.Давыдов, З.Гельман, С.Ю.Курганов, А.А.Марголис, В.В.Рубцов и др.). Ведущую роль в реализации и развитии гуманитарно-культурологических приоритетов призвана играть высшая школа, где выделяется культурологическое измерение педагогической деятельности (Л.А.Бе-ляева). Таким образом, значимость культуролого-педагогических исследований обоснована актуализацией понятия и феномена культуры в теории и практике современного образовательного этапа.

В сфере педагогики искусства эта значимость повышается в связи с непосредственным отношением к системе художественной культуры. Однако культурологические аспекты подготовки учителя музыки мало разработаны. Неразвитость культурологических представлений молодых специалистов затрудняет целостно-семантическое понимание основ и феноменов музыкального искусства, которое становился ведущим направлением современной методики музыкального воспитания

(Т.Вендрова, Л.Горюнова, Т.Маслова, А.Пиличяускас и др.). Следовательно, явственно обозначается противоречие между культурологической доминантой современной педагогической парадигмы и дефицитом соответствующих исследований в области музыкальной педагогики; между запросами школьного музыкального воспитания отсутствием сооїветствующей подготовки учителя музыки. Данные Противоречия обусловливают актуальность настоящей работы, направленной на разрешение проблемы культурологических оснований высшего музыкально-педагогического образования- Не претендуя на охват культурологического фундамента всей этой области, мы выделяем для себя педагогическое музыкознание как важнейшую составляющую профессиональной базы учителя музыки. Одновременно предметы музыковедческого цикла являются и наиболее кудьтуроёмкнми, нуждающимися в культурологической проработке. Одним из современных понятий, несущих могучий культурологический потенциал, мы считаем понятие "художественная картина мира". Поэтому тема исследования формулируется следующим образом: "Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки".

Цель исследования - теоретическое обоснование и педагогическая адаптация понятия "художественная картина мира" в музыковедческой подготовке учителя музыки.

Объект исследования - процесс музыковедческой подготовки учителя музыки на музыкальном факультете педвуза.

Предмет исследования - педагогические возможности понятия "художественная картина мира"в реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки.

Гипотеза исследования - понятие "художественная картина мира" может выступать интегративным элементом содержания музыковедческой подготовки учителя музыки, реализующим её культурологическую направленность.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследо
вания: ,

  1. изучить состояние реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки;

  2. рассмотреть содержание понятия "художественная картина мира" в контексте понятийно-терминологического аппарата педагогического музыкознания;

  1. разработать учебные модели художественной картины мира, музыкальной системы и музыкального жанра, а также базовую модель программированных заданий как средств освоения содержания понятия "художественная картина мира";

  2. экспериментально проверить целесообразность введения понятия "художественная картина мира" в содержание музыковедческой подготовки учителя "музыки для реализации её культурологической направленности. .

Методологической основой исследования явились: культурологический, системно-целостный, деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составили: психолого-педагогические теории деятельности, теории содержания учебного процесса, программированного обучения (В.И.Андреев, Е.Ю.Артемьева, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.СБезрукова, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, Э.Д.Корж, И.Я.Лернер, А.Н.Леонтьев, Н.Д.Никанд-ров, А-М.Новиков, М.Н.Скаткин, СД.Смирнов и др.); теории музыкального обучения-воспитания ( Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Д.Г.Кабалевский, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.); теории художественной культуры, художественного сознания, картины мира (И.А.Барсова, Б.М.Бернштейн, П.И.Дышлевый, Л.А.Закс, М.С.Каган, И.Я.Лойфман, В.В.Медушевский, Б.С.Мейлах, А.М.Мо-степаненко, В.И.Постовалова, Т.М.Родина, Л.В.Яценко и др.); теория моделирования ( В.А.Веников, Г.В.Веников, Б.А.Глинский, Б.С.Гряз-нов, Б.СДынин, А.Н.Кочергин и др.).

Реализация целей и задач, а также проверка гипотезы осуществлялась посредством комплекса методов: теоретического исследования -анализа и синтеза; моделирования; эмпирического иследования - изучения литературы, результатов работы студентов, педагогического экспериментального исследования, опросных методов (анкеты, интервью).

База исследования: экспериментальное обучение проходило в естественных условиях учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете Уральского государственного педагогического университета. Обучающий этап продолжался два года при участии 97 человек - студентов первых курсов.

На первом этапе исследования (1992-93) определялись проблема, цель, предает, с5ъе:гг, ^гтсдоясгнческіге основы, хгетодические средст-

ва, изучалась литература по теме исследования. На втором этапе (1993-94) разрабатывались учебные модели и программированные задания, одновременно проводилась,опытно-экспериментальная работа, в процессе которой совершенствовались методические средства, уточнялись теоретические положения. Ка третьем этапе (І994-95) анализировались

"следования. ч

Научная новизна иследования состоит в следующем:

  1. проблема реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки на основе понятия "художественная картина мира" впервые стала предметом специального исследования;

  2. произведена педагогическая адаптация содержания понятия "художественная картина мира" в качестве интегративного элемента музыковедческой подготовки учителя музыки;

3. выстроены учебные модели художественной картины мира, му
зыкальной системы и музыкального жанра для использования на тео
ретическом и художественном материале;

4. разработана базовая модель программированных заданий с
целью реализации культурологической направленности музыковед
ческой подготовки студентов в условиях аудиторных занятий.

Практическая значимость исследования связана с построением учебных моделей художественной картины мира, музыкальной системы и музыкального жанра, позволяющих системно-целостно осваивать специфику типов художественной культуры, направлений, творчества художественных персон, единичных произведений. Базовая модель программированных заданий способствует целенаправленному использованию возможностей данного методического средства в музыкальной педагогике. Образцы программированных заданий могут служить ориентиром для педагогического творчества. Предложенные модели универсальны и в полном или редуцированном виде могут быть применены на разных образовательных уровнях.

Научная достоверность результатов исследования достигается широкой методологической и теоретической обоснованностью исходных посылок; комплексностью и адекватностью задачам методов теоретического и экспериментального исследования; стандартизирован-ностью и объективностью педагогических измерений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. понятие "художественная картина мира" как интегративный элемент содержания музыковедческого" предметного блока является средством реализации культурологической направленности подготовки учителя музыки;

  2. освоение содержания понятия "художественная картина мира" целесообразно проводить посредством работы с учебными моделями художественной картины мира, музыкальной системы, музыкального жанра и программированными заданиями, что обеспечивает эвристический режим взаимодействия с художественным материалом на основе целостного языково-семантического восприятия музыки.

Апробация материалов исследования осуществлялась: на научных конференциях и семинарах внутривузовского и регионального уровней (1993, 1994, 1995 ), в лекциях на факультетах повышения квалификации при УрГПУ и УГК, в докладах на заседаниях кафедры ТИМ и МИ; методические разработки и рекомендации по материалам исследования применяются в практике педагогического музыкознания и музыкального воспитания.

В тексте автореферата приняты сокращения: ХКМ - художественная картина мира, МС - музыкальная система.

Похожие диссертации на Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки