Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Ванина Инна Николаевна

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева
<
Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванина Инна Николаевна. Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ванина Инна Николаевна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2008.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/125

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-философские основы развития нравственной личности в учении B.C. Соловьева 15

1. Просветительско-педагогическая деятельность B.C. Соловьева 15

2. Этическое учение B.C. Соловьева - учение об утверждении добра 29

3. Развитие нравственности человека как целостный социо-духовный процесс 47

Выводы по I главе 72

Глава II. Философско-педагогическое учение B.C. Соловьева о духовно-нравственном воспитании 75

1. Совершенствование человека как важнейшая педагогическая проблема учения B.C. Соловьева 75

2. Семья и общество как институты воспитания 91

3. Государство как механизм духовно-нравственного воспитания 121

Выводы по II главе 147

Заключение 149

Библиографический список 155

Введение к работе

Перемены, произошедшие в России в течение последних двух десятилетий, привели к коренным переломам в жизни общества, государственных институтов и социальных отношений. Страна столкнулась с серьезным духовным кризисом всех сфер общества, и в том числе воспитания.

В этой ситуации одной из приоритетных и жизненно важных задач стало возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поко-ления. Решение этой проблемы занимает большое число педагогов-практиков, психологов, социальных работников, общественных деятелей. Среди ученых, изучающих данную проблему, можно назвать таких исследователей, как К.А. Абульханову-Славскую [Абульханова-Славская, 1991], А.С. Арсеньева [Арсеньев, 2001], B.C. Безрукову [Безрукова, 2001], Е.П. Бе-лозерцева [Белозерцев, 2003], Б.С. Братуся [Братусь, 1995], Т.П. Грибоедову [Грибоедова, 1996], М.Я. Дворецкую [Дворецкая, 2000], СЮ. Дивногор-цеву [Дивногорцева, 2004], О.В. Долженко [Долженко, 1995], В.В. Знакова [Знаков, 1995], С.Ф. Иванову [Иванова, 1999], И.М. Ильичеву [Ильичева, 2003], А.А. Королькова [Корольков, 1998], М.Н. Костикову [Костикова, 2001], Н.И. Лифинцеву [Лифинцева, 2003], Б.Т. Лихачева [Лихачеву 1995], В.В. Медушевского [Медушевский, 1996], В.М. Меньшикова [Меньшиков, 2004; 2006], Н.А. Нарочницкую [Нарочницкая, 2004], Н.Д. Никандрова [Ни-кандров, 1997; 1998; 1999], В.А. Никитина [Никитин, 2001], Б.В Ничипорова [Ничипоров, 1994], А.Г. Пашкова [Пашков, 1995], СВ. Перевезенцева [Пе-ревезенцев, 2005], Т.И. Петракову [Петракова, 1998; 1999], Л.М. Погодину [Погодина, 1996], И.М. Подушкину [Подушкина, 1999; 2001], В.А. Сластени-на [Сластенин, 2001], В.И. Слободчикова [Слободчиков, 2004; 2005], Е.Т. Смирнову [Смирнова, 2003], А.Н. Стрижева [Стрижев, 1993; 1999], Л.В. Сурову [Сурова, 1996; 2000], Ю.В. Троицкого [Троицкий, 1994; 1998; 2001], А.И. Шпеко [Шпеко, 1998] и др.

В их трудах раскрывается сущность понятий духовности, нравственности, духовно-нравственного воспитания, а также определяются содержание и технологии духовно-нравственного воспитания.

Одним из важнейших направлений этих исследований становится осмысление исторического опыта теоретического и практического решения проблем духовно-нравственного воспитания и становлениячеловека. Впеда-гогическую науку возвращаются имена, незаслуженно забытые в- течение многих десятилетий, их учения, входящие в сокровищницу национальной и мировой философской, социальной, психолого-педагогической мысли. Среди них блестящая плеяда русских философов второй половины XIX - начала XX вв. В последние годы появляется все больше работ, посвященных педагогическому наследию B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Зень-ковского, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, Г.В. Флоровского, И.А. Ильина,. Н.О. Лосского и др.

Однако в науке пока мало изучено теоретическое педагогическое, наследие философа B.C. Соловьева, всю жизнь работавшего над проблемами-нравственного развития; формирования; совершенствования' и воспитания личности.

Владимир Сергеевич Соловьев - ярчайший представитель русской философии конца XIX - начала XX вв., основоположник русской религиозной философии, давший начало совершенно новому направлению ее развития, создатель оригинальной систематической теории нравственности. Результаты изучения его творчества отражены в трудах И.М. Андреева [Андреев, 2002], В.Ф. Асмуса [Асмус, 1988; 1994; 2005], Н.А. Бердяева [Бердяев, 1990; 1991; 2002], А.А. Блока [Блок, 2000], С.Н. Булгакова [Булгаков, 2002], В.В. Зень-ковского [Зеньковский, 2001; 2005], В:И. Иванова [Иванов, 2002], А.Ф. Лосева [Лосев, 1994; 2000], А.А. Никольского [Никольский, 2004], Е.Н. Трубецкого [Трубецкой, 1991; 1994; 1995].

В настоящее время появились работы, посвященные различным, аспектам философского наследия мыслителя, - труды В.Н. Акулинина[Аку-

линии, 1990], Е.М. Амелиной [Амелина, 2000], П.П. Гайденко [Гайденко, 1994; 2001], А. Гулыги [Гулыга, 1990], Н.М. Зернова [Зернов, 1995], В.А. Ку-вакина [Кувакин, 1988], К.В. Мочульского [Мочульский, 1995], Е.Б. Рашков-ского [Рашковский, 1992; 1997; 2001], В.В. Сербиненко [Сербиненко; 1994], О.С. Соиной [Соина, 1990; 1991] и др.; а также диссертационные исследования Г.Д. Асанбаевой [Асанбаева, 1990], М. Беккер [Беккер, 2002], И.Ю. Бондаренко [Бондаренко, 2006], И.Я. Булгаковой [Булгакова, 2001], Е.М: Глухо-вой [Глухова, 1998], Е.С. Графовой [Графова, 2005], С.А. Душиной [Душина, 1998], В.А. Евсеева [Евсеев, 2002], А.П. Котлевищева [Котлевищев, 1991], Л.В. Мартеевой [Мартеева, 2001], Б.В. Межуева [Межуев, 1997], Т.С. Оленич [Оленич, 1998], А.Л. Панищева [Панищев, 2005], А.Д. Равицкого [Равицкий, 1999], Е.П. Сугатовой [Сугатова, 2001], И.В. Явчуновской [Явчуновская, 2001] и др.

Однако следует отметить, что самостоятельного исследования, посвященного изучению именно педагогических идей, разработанных B.C. Соловьевым, до сих пор нет. Между тем созданная мыслителем философия* жизни, в основе которой лежит прежде всего гармоничное развитие и»совер-шенствование человеческой личности и, как следствие, всего человечества, способствовала решению важной педагогической проблемы нравственного воспитания человека на основе христианских, общечеловеческих и культурных ценностей. Тщательное изучение человеческой природы с философской, христианской точки зрения, возможностей человека в совершенствовании самого себя и окружающего мира, а также методов и путей воспитания «совершенного» человека дает реальные возможности существенного улучшения практики духовно-нравственного воспитания.

С учетом этого была выбрана тема диссертационного исследования «Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах B.G. Соловьева».

Проблема исследования: какова совокупность фундаментальных фи-лософско-педагогических идей B.C. Соловьева, определяющих систему духовно-нравственного совершенствования и воспитания личности?

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: философское наследие Владимира Соловьева.

Предмет исследования: совокупность основных идей духовно-нравственного воспитания и совершенствования человека в философском наследии B.C. Соловьева.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить общественно-педагогическую деятельность Владимира Соловьева.

  2. Выявить сущность этического учения в философском наследии-мыслителя.

  3. Раскрыть, понятие человека и пути его совершенствования в этике B.C. Соловьева.

  4. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания в семье и обществе в учении философа.

Теоретико-методологической основой исследования стали идеи о единстве материального и духовного мира, о приоритетной роли духовности в развитии человека; о несовершенстве, незавершенности человеческой природы без духовной составляющей; об антропологической обоснованности нравственности как важнейшего начала в формировании личности человека и ее роли в развитии образования и воспитания; теоретические подходы: культурологический, аксиологический, деятельностный и др.; а также общенаучные принципы: историзма, объективности и системности.

Методы и база исследования. В исследовании был использован комплекс методов: перспективный анализ литературных источников, их систематизация и классификация, а также сравнительно-сопоставительный, теоретико-исторический, ретроспективный анализ философского наследия Владими-

pa Соловьева. Источниковедческой базой исследования являются труды мыслителя: философские и историко-педагогические сочинения, письма, воспоминания современников и последователей философа - СМ. Лукьянова, СМ. Соловьева, М.Д. Муретова, архиепископа Николая (Зиорова), Н.И. Ка-реева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, А.А. Блока, СН. Булгакова, Вяч. Иванова, Е.Н. и СН. Трубецких, Н.Н. Страхова, В.Л. Величко и др.; труды исследователей творчества мыслителя, сочинения философов и педагогов по проблеме духовно-нравственного воспитания, документальные материалы, издания периодической печати.

Положения, выносимые на защиту:

Владимир Сергеевич Соловьев - крупнейший и ярчайший представитель русской философии конца XIX - начала XX вв., основоположник нового направления в философии - религиозной философии, создатель первой систематической теории нравственности в истории России. Деятельность философа носила глубокую просветительскую направленность, а также воспитывающий характер. Основным ее содержанием было духовное наставление людей, возвращение их на путь.христи-анской духовности и нравственности. Эти идеи B.C. Соловьев выражал1 в своих философских, литературных и публицистических трудах и публичных лекциях. Личность и деятельность философа оказали огромное влияние на общественно-педагогическое движение и взгляды русских педагогов конца XIX - начала XX вв.

Основное понятие этического учения B.C. Соловьева - понятие Добра. Добро является определяющим, первичным свойством в жизни человека. Оно заложено в природе человека, поэтому нравственньпЪ смысл жизни человека всегда обусловлен добром, служением ему. Сущность добра заключается в достижении действительного блага, блаженства, способного дать человеку полное и постоянное удовлетворение. Добро и благо в философии мыслителя являются понятиями, органически взаимосвязанными между собой, однако они не должны подменяться

одно другим. Благо — это следствие добра, содержащего нравственные нормы, требования, идеалы, являющиеся общими для всех людей. На практике общее благо не должно быть подменено благополучием для каждого конкретного человека, т.к. благополучие является индивидуальным для каждого человека, а в идее добра заключена возможность достижения общего блага для всех людей. Добро представляет собой истинное содержание нравственности, являющейся основой нравственной философии. Одной из основных составляющих нравственной философии являются чувства человека, определяющие его отношение к поступкам и делающие их нравственными и безнравственными. Поступки человека являются показателями его духовных состояний: Содержанием этического учения B.C. Соловьева является теория нравственного развития человека, представляющая собой эволюцию фундаментальных нравственных качеств человека. Основными нравственными качествами человека, «краеугольными камнями» его нравственности являются»чувства стыда, жалости, благоговения. Стыд выражает отношение человека к тому, что ниже его, т.е. к материальной природе. Человек стыдится предметов, его недостойных, того, от чего он хочет избавиться. Жалость - чувство, которое испытывает человек по-отношению к равным себе. С жалостью тесно связаны чувства милосердия, доброты, любви. Благоговение человек испытывает к тому, что находится выше него, чего он стыдиться и жалеть не может. Чувство^благо-говения люди испытывают к Богу и Высшим силам. На трех основных, первичных чувствах основываются все остальные нравственные качества, которые B.C. Соловьев называет добродетелями (мужество, справедливость, любовь, правдивость и др.). Основными принципами нравственного развития человека являются принципы аскетизма и альтруизма. Первый принцип заключается в подавлении материальной природы человека, отведении ей вторичной роли в процессе нравственного развития человека и в требовании первичности духа. Аскетизм тесно

связан с принципом альтруизма, выражающим христианское правило отношения людей друг к другу: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе.

Человек в учении мыслителя представляет собой существо, в котором соединяются три элемента: божественный, материальный и собственно человеческий. Материальная природа - это не зло, она должна сосуществовать с божественной составляющей природы человека, что является залогом построения гармоничной личности. Совершенство — одно из основных понятий философии Вл. Соловьева. Оно представляет собой нравственное добро, тождество Добра, Блага и Блаженства. Цель совершенствования - достижения человеком высшей цели жизни — построение на земле Царства Божия. Достичь совершенства возможно в процессе совершенствования. Человек и Бог, по мысли философа, являются равноправными партнерами в деле совершенствования, нравственного преобразования личности и общества. Человеческая личность обладает даром свободы, способностью осознанного, самостоятельного выбора. Именно пользуясь свободой, человек отошел от Бога и создал свой мир, где существует добро и зло; пользуясь свободой, он должен сделать выбор между добром и злом, между возможностью совершенствованием и тем нравственным состоянием, в котором он находится.

Основой нравственного совершенствования человека и общества является процесс воспитания. Нравственное совершенство человека — это результат духовно-нравственного воспитания, являющегося приоритетным видом воспитания. Оно, по мысли философа, представляет собой взаимодействие всех институтов общества (семьи, школы, государства) ввиду необходимости двигаться от низших к высшим ступеням нравственности, от нравственности личной к нравственности всеобщей, общечеловеческой. Основным институтом воспитания является семья, где с раннего детства начинается процесс духовно-нравственного воспитания. Главными составляющими семейного вос-

питания являются культ предков, брак и воспитание детей. Цель семейного воспитания заключается в передаче через потомков непрерывной связи между временными, преходящими поколениями, в сохранении этой связи. Высшим принципом семейного воспитания является воспитание чувства долга перед предками за перенятый опыт и-чувства ответственности перед следующими поколениями за сохранение и преумножение этого опыта, а также воспитание способности активно пользоваться полученным наследием как живой движущей силой. Содержание семейного воспитания - вся общечеловеческая культура. Для полноценного духовно-нравственного воспитания должна осуществляться преемственность между воспитанием-семейным и-общественным. - Человек - существо общественное, поэтому процесс воспитания должен протекать в обществе. Механизмом регулирования общественных отношений является государство, оно же несет ответственность за осуществление в обществе различных видов воспитания. Приоритетными видами' общественного воспитания являются духовно-нравственное, национальное (патриотическое), правовое (юридическое), трудовое (экономическое).

Духовно-нравственное воспитание представляет собой взаимодействие всех институтов общества, направленное на создание совершенного человека и построение совершенного общества, в соответствии с идеалом Бога и Царства Божия на земле. Духовно-нравственное воспитание является приоритетным видом воспитания в обществе.

Национальное воспитание предполагает любовь ко всем другим народам как к своему собственному. Человек, любящий и уважающий только свою нацию, не может быть истинным патриотом. Воспитание в духе настоящего патриотизма - важная задача государства.

Правовое воспитание - вид воспитания, являющийся основой существования государства как института регулирования обществен-

ных отношений, главная цель которого заключается в соблюдении гражданами юридических законов и, как следствие, в уменьшении количества противозаконных, безнравственных действий, а также в исправлении и возвращении на путь нравственного совершенствования людей, преступивших нравственные и юридические законы.

Трудовое воспитание представляет собой вид общественного воспитания, который направлен на создание материальных благ для обеспечения каждого человека необходимыми средствами существования для всестороннего совершенствования. Нравственен только труд на общее благо, основная задача.которого заключается в преобразовании и одухотворении материальной природы. Основополагающее значение во всех названных видах воспитания имеет духовно-нравственная! составляющая, что дает возможность эффективного и гармоничного нравственного совершенствования и преобразования личности >и общества. Научная новизна исследования состоит в том, что:

этическое учение Владимира Соловьева осмыслено с точки зрения-педагогики, что позволило показать его просветительскую направленность и воспитательную ценность;

выявлены основные положения этического учения B.C. Соловьева^, являющиеся основой его педагогических идей и заключающиеся в рассмотрении понятий добра, блага всеобщего и индивидуального, нравственной нормы, нравственных поступков и т.д., а также нравственной основы человека и ее роли в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

исследовано содержание учения B.C. Соловьева о природе человека, имеющей Божественную, человеческую и материальную составляющую, рассмотрены условия, способствующие воспитанию гармоничной личности;

раскрыта роль семьи, школы, общества и государства и их преемственности в воспитании личности, что позволило сделать вывод о необходимости рассматривать процесс воспитания как духовно-нравственное становление всего общества, нации;

осмыслено значение нравственной философии B.C. Соловьева1 для развития современной теории и практики семейного, школьного, общественного воспитания; заключающееся в необходимости обращения и опоры в процессе воспитания на традиционные христианские ценности.

Теоретическое значение исследования состоит в том; что: раскрыты теоретико-педагогические' основы философского наследия Владимира Соловьева;

в теоретико-педагогический фонд введены труды мыслителя-по этике и нравственному воспитанию, которые могут быть использованы* для изучения духовности человекам решения актуальных вопросов теории духовно-нравственного воспитания;

показана необходимость и своевременность для-теории,и практики-»ду
ховно-нравственного воспитания изучения философско-
педагогического наследия B.C. Соловьева;

материалы диссертации могут помочь в дальнейших исследованиях проблем современного духовно-нравственного воспитания в контексте религиозной философии Владимира Соловьева. Практическое значение исследования состоит в следующем: показан ценностно-смысловой аспект духовно-нравственного*. совершенствования человека, что способствует адекватному осознанию проблем и перспектив практики воспитания современной молодежи; рассмотренные в исследовании идеи мыслителя положены в основу региональной программы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи (2003-2008 гг.);

- положения и выводы исследования могут существенно обогатить содержание курсов философии, истории педагогики и образования; на основе материалов исследования могут быть разработаны соответствующие спецкурсы и спецсеминары; Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2003-2004 гг.) анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, степень ее изученности и разработанности, определялись методы, способствующие решению исследовательских задач, осуществлялся поиск необходимых материалов и источников.

На втором этапе (2005-2006 гг.) изучались философские труды Владимира Соловьева по обозначенной проблеме, шло теоретическое осмысление, обобщение, отбор материала.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) систематизировались и обобщались полученные результаты с учетом последних публикаций, осуществлялась их апробация в педагогической деятельности, проводилось окончательное оформление работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены четкими методологическими позициями, применением методов, соответствующих его задачам, логике изложения, разнообразием источниковедческой базы, документальных, мемуарных и литературных источников, подтверждающих положения и выводы диссертации.

. Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством участия в работе конференций по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Структура диссертации. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.

Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются ее объект, предмет, цели и задачи, методы, источники, выявляются научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-философские основы развития нравственной личности в учении B.C. Соловьева» показаны общие основы этики философа, его понимание природы человека, нравственной личности, а также основные проявления нравственности в человеке.

Во второй главе «Философско-педагогическое учение B.C. Соловьева о духовно-нравственном воспитании» раскрыто понятие духовности, а также пути и средства совершенствования человека и общества, методы, содержание и цели духовно-нравственного воспитания.

В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.

Библиографический список включает 186 источников по теме исследования.

Просветительско-педагогическая деятельность B.C. Соловьева

Биография Владимира Сергеевича Соловьева, сына Сергея Михайловича Соловьева, знаменитого историка, ректора Московского университета, изучена достаточно подробно. Будущий великий русский философ родился 16 января 1853 г. в Москве. В числе предков имел священников, а также по материнской линии знаменитого украинского философа Г.С. Сковороду. В доме Соловьевых царила атмосфера, способствующая духовному и умственному развитию всех ее членов, а также «высокая культура, о чем свидетельствуют те литературные деятели, которые вышли из нее: Всеволод Соловьев — писатель, Поликсена Соловьева — поэтесса и писательница, Михаил Соловьев - филолог, историк, переводчик. Подлинно светлое начало семьи, скрепляющее ее членов узами любви, понимания и уважения, в семье Соловьевых всегда преобладало» [Глухова, 2004: 103]. Биограф философа СМ. Лукьянов так характеризует семью Соловьевых: «... в ней жил хороший старомосковский православный дух, чуждый ханжества и лицемерной напряженности, но столь же чуждый поверхностному религиозному вольнодумству» [Лукьянов, 1990: 44].

После окончания гимназии Владимир Соловьев поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Выбор факультета объяснялся страстным интересом к точным и естественным наукам главным образом из-за духовного кризиса, начавшегося еще в гимназии, когда под влиянием идей материализма Владимир Сергеевич стал атеистом. Однако через три года ввиду увлечения Б. Спинозой, А. Шопенгауэром, Ф. Шеллингом он перевелся на историко-филологический факультет, окончив который за щитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)». В это же время происходит возвращение В л. Соловьева к вере.

С 1877 г. после ухода философа с преподавательской деятельности, а также после защиты докторской диссертации в печати начинают появляться его первые систематические публикации. Некоторые положения этического учения нашли свое отражение уже в докторской диссертации мыслителя. С 80-х гг. XIX в. начинают появляться труды, касающиеся тем этики, духовности и нравственности: «Духовные (религиозные) основы жизни» (1882-1884 гг.), «Великий спор и христианская политика» (1883 г.), «История № будущность теократии» (1886 г.), «Русская идея» (1888 г.), «Россия и вселенская церковь» (1889 г.) (последние два произведения были напечатаны, в России уже после смерти Владимира Соловьева).

Наиболее важным и близко относящимся к этической тематике произведением этого периода можно считать «Духовные основы жизни» (в первоначальном варианте - «Религиозные основы жизни»). «Духовные основы жизни» - работа, наиболее близкая по поднимаемым вопросам к «Оправданию добра». К этому же периоду относится, обсуждение национального вопроса в труде «Национальный вопрос в России», а также работы по эстетике. Вообще, Вл. Соловьев полагал, что категории истины, добра и красоты нераздельно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности: «... эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истиныи красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир» [Соловьев, 1990: 305].

Вершиной творчества Владимира Соловьева считают написанный- в 1894-1895 гг. фундаментальный труд по этике - «Оправдание добра». Как отмечает исследователь творчества Вл. Соловьева В.Н. Назаров, философия мыслителя «начинается с этики и даже в известной степени удовлетворяется завершенной и систематической этикой» [Гусейнов, 823]. По замыслу автора, эта книга должна была стать началом трилогии, последующие части-которой он планировал посвятить истине и красоте, однако их разработать, философ не успел. «Оправдание добра», как и любое крупное новое учение получило разносторонние, порой диаметрально противоположные оценки. Так, Н.Я. Грот, давая рецензию на труд, отмечал, что «Оправдание добра» является «... в нашей литературе первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии. Это первая этическая система русского мыслителя» [Грот, 1897: 70]. Однако восторженные отклики почитателей Вл. Соловьева и признание фундаментального труда даже его оппонентами перемежались с другими откликами. Вот лишь некоторые выдержки из критики, напечатанной в «Историческом вестнике» за,май 1897 г.: «... глубокое разочарование ожидает того,,кто поверит заглавию и оглавлению семисот страниц и обречет себя на тяжкий труд их внимательного чтения... Не будучи в состоянии создать связной и стройной философской системы даже из чужой мысли, он во всех своих произведениях ограничивался,неистощимым и совершенно бесплодным трихотомическим схематизированием отвлеченных понятий, не имея солидных, и основательных знаний ни в одной научной отрасли...» [Никольский, 1897: 600-601]. Сам философ так писал об «Оправдании добра» в одном из своих писем: «... эта книга навлекла на меня в русской прессе величайшую ругань и величайшие похвалы, какие я когда-либо слышал» [Соловьев, 1923: 223]. Впрочем, не только труды философа получали абсолютно разные оценки, но и вся его жизнь, как жизнь всякого неординарного, великого человека. Вообще, во всей русской общественной и философской мысли трудно было найти фигуру более противоречивую, чем Владимир Соловьев;

Бытовая неустроенность и тяжелый духовный кризис привели к тому, что 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 г. Владимир Соловьев скончался в имении своих друзей - братьев Трубецких.

Вл. Соловьева по праву называют первым русским философом в собственном смысле этого слова, отцом-основателем «нового религиозного сознания», давшего начало тому, что позже назовут русским религиозно философским ренессансом. Новизна и оригинальность учения Соловьева для современной ему русской культуры была связана наряду с содержательной стороной его философии с неожиданным фактом, который емко выразил В. Розанов: «Боже, наконец, Россия имеет философа». В мировой философии у Соловьева было много аналогий и предшественников, но для русской культуры. он был беспрецедентен. Ведь до Владимира- Соловьева философская мысль в России или находилась в рамках университетов и духовных школ, или же концентрировалась преимущественно на историософской проблематике и не добивалась того резонанса, который был естественным для западной философии.

Основной и любимой идеей философа было стремление к преодолению-расчлененности, разобщенности мира. Он свято верил, что Россия: осуществит синтез Первого и Второго Рима - и тем самым сыграет решающую роль в восстановлении Христианского единства.

B.C. Соловьев ввел в философию о человеке процессуальность, антропологическую динамику, так как в целом все же антропология тяготела к статичности: человек предполагался наделенным неизменной природой, а динамические элементы обособлялись от человека и изымались из узко понятой антропологии. Центральное для Вл. Соловьева понятие Богочеловечества содержит динамику и погружает в процесс именно человечество и человека. [Хоружий, 1994: 35].

Обладая колоссальной силой умозрения, Владимир Соловьев.стал основоположником самостоятельной традиции русской философской- и- общественной мысли. Он ратовал за органическое объединение философии, религии и науки, за их живой синтез и отрицал отвлеченное, оторванное от жизни теоретическое познание. Мыслитель мечтал о создании такой- философии, которая-давала бы ответ на все вопросы человеческого бытия.

Этическое учение B.C. Соловьева - учение об утверждении добра

Владимир Сергеевич Соловьев в своей жизни и творчестве выступал в нескольких ипостасях. Мы знаем его как талантливого ученого, мыслителя, преподавателя, литературного критика и поэта, яркого общественного деятеля, который своими пламенными выступлениями и статьями заставлял откликаться на животрепещущие проблемы русского общества все слои образованного населения. Однако, прежде всего, он был философ, философ по призванию.

Наиболее близкими внутренней природе философа вопросами всю жизнь для него оставались вопросы морали, нравственности, совершенствования и воспитания человека и общества. Решение этих проблем Вл. Соловь ев считал невозможным без живой связи с христианством: «В христианстве мы имеем не просто учение, подобное другим религиозным учениям, а действительно реальный мировой факт: рождение нового человека. Этот мировой факт, это воплощение в факте истины, как живого начала, основы новой жизни, не будет процессом только внутренним, субъективным, совершенствующимся внутри, а таким, в котором внутреннее перерождение сопровождается изменением материальной природы человека, изменением всех его внешних отношений» [Соловьев, 1989: 35].

Владимир Соловьев, конечно, не первым в истории философии обратился к указанным проблемам с точки зрения религии, веры, то есть с позиций идеализма: Так, понятие абсолютного, совершенного человека, «челове-кобога» восходит еще к Платону, как и то, что началом деятельности и познания является любовь.

С раннехристианским философом Августином наблюдается общность взглядов в понимании зла, которое представляет собой свободу выбораг и возможность для существования добра. Также можно проследитьвлияние на философию Вл. Соловьева учения Б. Спинозы, Шеллинга, А. Шопенгауэра, И. Канта. Невозможно не отметить общность взглядов Вл. Соловьева с русскими мыслителями конца XIX в., такими как П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, Н.К. Михайловский, Ф.М. Достоевский в вопросе о методах и путях достижения солидарности и единения всех людей, в, определении такой объединяющей идеи.

Однако целостное учение о нравственности до Владимира Соловьева было создано только Аристотелем и Гегелем.

По Аристотелю, этика представляет собой особую и значительную проблему философии, рассмотрению которой он посвятил три тома своих сочинений. Он полагал, что вся природа человека стремится- к благой цели, к благу, но на пути встречается со множеством препятствий, таящихся.в самой природе человека. Высшим благом Аристотель считал достижение блаженства, представляющего собой хорошую жизнь и деятельность. Достичь бла женства может только человек совершенный, так как.только он «обо всем судит правильно и во всем ему открывается истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы.мерилом и нормой ее» [Асмус, 2005: 269-270].

Основное понятие морали в философии Гегеля — это добро; являющееся «абсолютной конечной целью мира». Долг человека — творить, добро не для себя только, но и для других: людей, то есть человек, по Гегелю,. не может быть нравственным, если общество, в. котором он живет, и государство»являются безнравственными. Нравственность философ ставит выше: морали, понимая ее как «вечную справедливость, по сравнению с: которой: суетные предприятия индивидов являются?лишь игрою волн». Мораль индивидуальна;, она показывает личную позицию.человека [Гулыга; 1994: 133-134]; Существование человеческой личности дляГегеля немыслимо без свободы.

Что касается этики- Владимира Соловьева, то она представляет собой; прежде всего, не науку о морали, а.науку о добре: Суть этики;,ее задачу философ видит в том; чтобы «показать добро как правду; то есть как единственный, правый; верный себе путь жизни во всем и до конца — для всех;.кто»решится предпочесть его» [Соловьев, 1988: 79]. Другими словами, мыслитель показывает высшую цель жизни каждого человека — приближение к Богу, уподобление Ему посредством процесса нравственного воспитания и совершенствования человека и всего человечества. Задача этики в этом процессе -указать человеку незыблемые нравственные ориентиры, которые являлись бы основой жизни, помогали бы сделать верный выбор в вечной борьбе добра и зла, в определении смысла человеческого существования;

Проблема смысла жизни; истинной цели пребываниячеловека.на земле является основной в философии B.C. Соловьева: В)чем же; по мнению философа, заключается этот смысл? Он не согласен с теми «особями человеческого рода», кто считает, что жизнь должна идти в соответствии с их планами и желаниями. Для таких людей лишь в этом заключается смысл, цель и радость жизни. Если же действительность не отвечает ожиданиям человека; мысля щего подобным образом, он начинает воспринимать ее как что-то «враждебное и мрачно-бессмысленное», как злой рок. Однако, говорит философ, если бы смысл жизни заключался в том, чтобы отвечать ожиданиям каждого человека, никакого смысла не было бы вообще, ведь «... смысл жизни не может совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчисленных особей человеческого рода. Если бы совпадал, то был бы бессмыслицею, т.е. его вовсе бы не было» [там же: 86].

Не согласен Вл. Соловьев и с позицией Ницше, который считал, что «есть смысл в жизни, именно в ее эстетической стороне, в том, что сильно, величественно, красиво. Отдаться этой стороне жизни, охранять и укреплять ее в себе и вне себя, доставлять ей преобладание и развивать дальше дохоз-даниясверхчеловеческого величия и новой чистейшей красоты — вот задача и смысл нашего существования» [там же: 87]. По мнению Вл. Соловьева, сила и красота сами по себе не могут являться смыслом жизни, так как красота со временем превращается в безобразие, а сила - в бессилие. «Сила и красота божественны, только не сами по себе: есть Божество сильное и прекрасное, которого сила не ослабевает и красота не умирает, потому что у него и сила, и красота нераздельны с добром... Итак, смысл жизни заключается в ее доб-, ре» [там же: 89], «состоит в служении Добру - чистому, всестороннему, всесильному» [там же: 97].

Следовательно, определяющим, первичным в нашей жизни, по мнению философа, является все-таки добро. В чем же заключается добро, «добрый смысл жизни» для каждого человека? По мнению мыслителя, истинное, или абсолютное добро представляет собой всю полноту бытия, которое ничем не обусловлено: «Добро все собою обуславливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, составляет его чистоту, то, что оно все собою обусловливает, составляет его полноту, а то, что оно через все осуществляется, есть его сила или действительность» [там же: 96-97]. Эта действительная всеобъемлющая сила и представляет нравственный, или добрый смысл жизни человека. Добрый смысл жизни человека не должен и «не может... быть принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом» [там же: 92]. То есть человек не может просто согласиться, что добро является смыслом жизни, не может принять это как данность, а должен понять, почувствовать и принять это внутренне. Это является, по Вл. Соловьеву, первым и самым главным условием нравственности. Добро1 от рождения заложено в каждом человеке, заключено в его природе и сути. Значит, и нравственный смысл жизни всегда обусловлен добром, служением ему, а, следовательно, предметом нравственной философии, по Владимиру Соловьеву, является понятие добра.

Совершенствование человека как важнейшая педагогическая проблема учения B.C. Соловьева

Начало XX столетия ознаменовалось сложными, подчас трагическими изменениями в жизни нашей страны и, как следствие, в науке и образовании в целом. Особенно эти изменения коснулись педагогики (обучениям, самое главное, воспитания) и сыграли для нее достаточно отрицательную-роль по двум причинам. С одной стороны, - произошла утрата понимания духовности человека, а с другой, - произошла потеря и самого религиозного видения, восприятия жизни, что самым отрицательным образом сказалось на развитии воспитания и педагогической науки как в школе, так и в более широких нравственных масштабах. Педагогика утратила понятие совершенствования, сохраняя только, понятия развития,- формирования и воспитания. Под развитием понимается процесс внутреннего перехода человека из одного состояния в другое. Под формированием - внешнее влияние на развитие человека, а под воспитанием - процесс внутреннего и внешнего целенаправленного формирования человека.

Это произошло совсем не случайно. В безрелигиозной педагогике нет понимания фундаментального - несовершенства человека, понимания необходимости для самого человека развития положительных качеств и преодоления отрицательных. Достаточно сказать, что в безрелигиозной педагогике просто отсутствует такое важное понятие, как грех. Напротив, для религиозно мыслящего сознания грех и преодоление греха, сопротивление греховной жизни -это важнейшая часть всего человека. Процесс внутренней работы над собой для религиозного человека - это постепенный процесс. О совершенствовании и, может быть, прежде всего о совершенствовании пишет Владимир Соловьев в своих трудах, говоря- о духовно-нравственном- воспитании. Поэтому педагогическое учение B.C. Соловьева без учета этого аспекта будет неполным.

По словам Николая Бердяева, Владимир Соловьев «был прежде всего и больше всего защитник человека и человечества» [Бердяев, 2002: 689] . Действительно, вся философская система мыслителя имела в центре своем человеческую личность. Это очень важно для понимания и решения проблемы человека, его сущности, выяснения вопроса конечной цели образования и воспитания, пребывания-человека на Земле, что, в конечном итоге формирует идеал человека и человечества в целом.

Сущность человеческой личности философ трактует следующимюбра-зом: «Человек есть некоторое соединение божества с материальной природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий; совместность этих трех., элементов- и составляет действительного человека» [Соловьев, 1989: 113]. Из этого определения видно, что человек принадлежит одновременно к двум мирам и является существом богоземным, «связующим звеном между Богом и материальным бытием». Человек и Бог, по мысли философа, — равноправные партнеры в создании PI совершенствовании мира, в установлении в нем совершенной гармонии, что возможно только на основе взаимной любви между Богом и людьми. Эта точка зрения отличается от традиционной христианской трактовки отношений Бог - человек.

Кроме божественной и материальной (природной) составляющих сущности человека, по мысли Владимира Соловьева, в нем содержится третья часть - «его свободное «Я» [Соловьев, 1988: 715], которое и определяет поведение человека. По глубокому убеждению философа, духовная, божественная составляющая должна преобладать в человеческой природе. Только она способствует связи человека с верховным началом - с Богом, способствует появлению и развитию качеств, без которых немыслима человеческая личность: любовь к ближним, сострадание, доброта, милосердие, щедрость, терпение, мужество и т.д. Кроме того, безусловное нравственное начало, существующее также благодаря божественной составляющей природьгчело-века, не только содержит в себе полноту добра как идею, но и реальные силы для осуществления этого добра, способствующие восстановлению на Земле Царства Божия. Эти внутренние силы помогают душе бороться с материальными процессами и побеждать их. Однако материальная составляющая, считает Владимир Сергеевич, не может и не должна быть уничтожена, так как между материальной и духовной природой существует тесная связь и. взаимодействие, благодаря чему процесс всемирного совершенствования (бого-человеческий, как называет его философ) является богоматериальным. В трудах, лекциях и публичных выступлениях философ неизменно проводил мысль о том, что задачей воспитания и образования людей является гармоничное сочетание материальной и духовной сторон, каждая из которых призвана выполнять,свою функцию. Такое гармоничное сочетание способствует достижению человеком совершенства, необходимого для появления смысла в жизни.

Совершенство, являющееся одним из основных понятий нравственной философии Владимира Соловьева, мыслитель трактует достаточно широко. Оно представляет собой высшее начало, с которым человека связывает религиозное чувство. Владимир Соловьев также называет совершенство вечной действительностью, тождеством Добра, Блага и Блаженства. Кроме того, совершенство по Соловьеву, — это «совершенное добро» или «нравственное добро», представляющее собой «способ действительного достижения настоящего блага или блаженства, т.е. такого, которое может дать человеку устойчивое-и окончательное удовлетворение» [Соловьев, 1988: 237]. Совершенство («единство добра и блага») Вл. Соловьев выражает в трех составляющих: 1) идеал, абсолютное Совершенство - Бог; 2) потенциальное совершенство, заключающееся в человеческом сознании, ставящем его в каче стве идеала и нормы жизни; 3) осуществление совершенства — процесс совершенствования.

Достижение совершенства начинается с процесса совершенствования. Необходимым условием самосовершенствования и совершенствования вообще является не только стремление к нему, но и «сердечное участие» [Гра-фова, 2005: 113]. Целью совершенствования является достижение совершенства. «Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутренне добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человечества» [Соловьев, 1988: 248].

Семья и общество как институты воспитания

Процесс воспитания Владимир Соловьев считал необходимым-условием нравственного совершенствования человека и общества. О важности и значении воспитания мыслитель говорил следующим образом: «Как школа необходима для получения образованности, так воспитание необходимо для поднимания от низших к высшим ступеням нравственности» [Глухова, 1998: 86]. Эта необходимость обусловлена тем, что человеку «даны только основы начала нравственности, которые необходимо развивать путем самосовершенствования і при нормальных общественных условиях» [там же]. Воспитание Вл. Соловьев понимал как важнейшую и необходимую часть жизни людей и общества.

Следовательно, для правильного нравственного развития человека необходимы как усилия, стремления самого человека, так и благоприятные внешние общественные условия, создание которых и должно обеспечить общество, государство, и особенно правильно организованное воспитание.

Приоритетным видом человеческого воспитания философ называл воспитание духовно-нравственное. При этом духовно-нравственная составляющая, по его мнению, обязательно должна присутствовать во всех видах воспитания, должна одухотворять их.

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания и совершенствования человека, философ не касался структурных составляющих процесса воспитания, частных техник и методик, отмечая, что «частные вопросы техники воспитания принадлежат к особой специальной области» [там же: 90], которой он не занимался. Область интересов философа затрагивала процесс духовно-нравственного становления, воспитания человека и общества в целом, его цели, задачи и возможности по изменению общества, а также организацию воспитательного процесса в рамках государства.

Философ выделяет несколько видов воспитания, в ходе которых достигается нравственное совершенствование личности.

Нравственное развитие, становление человека не может осуществляться само по себе, изолированно, поэтому воспитание представляет собой процесс, в ходе которого происходит передача ценностей, моральных установок от одного человека к другому.

Воспитание начинается с раннего детства. Именно поэтому важнейшую и определяющую роль в процессе воспитания и формирования человека играет семья. Воспитание является основной функцией семьи. Семья как институт воспитания ценна тем, что только в ней по-настоящему раскрывается уникальность человеческой личности. Анализ трудов мыслителя позволяет утверждать, что в этом вопросе Вл. Соловьев поддерживал древнюю русскую педагогическую традицию, которую развивали великие русские педагоги и мыслители;.в том .числе и К- Д. Ушинский; .

В: соответствии; с этой традицией философ?полагал, что «никакая; общественно-государственная система воспитания не способна заменить собой воспитание семейное, и уничтожение последнего ведет собственно- к уничтожению самого-воспитания; какявления общечеловеческого, и:тех общечеловеческих ценностей; которые оно в себе несет» [там же: 92]..

Раскрывая опасность последствий механического воспроизведения семейной нравственности, В. Лазарев/указывает, на;распадающиеся семьи, порождающие бессемейственность, что, в свою очередь, приводит к уничтожению здоровой семьи как нравственной ячейки, из которой рождается-духовно здоровый народ. Здоровая, нравственно крепкая семья возможна лишь при условии опоры на христианские ценности, законы, которыми она одухотворяется: Иными словами, семья, по мнению философа, одухотворяется Божьей благодатью.

Понятие одухотворения семейного воспитания появляется только в христианстве. Одухотворение Владимир Сергеевич понимает как преобразование природных связей в безусловно-нравственные, духовные. Целью одухотворения является «то совершение жизни, в котором дух и телесное бытие всецело проникнут друг в друга, бездна между видимым и невидимым миром будет вполне упразднена и смерть станет невозможною не только для живущих, но и для умерших, - необходимым условием для самого этого будущего совершенства и нравственной задачей настоящего должна быть принята борьба духа с плотью; его сосредоточие и укрепление» [Соловьев; 1999: 489]!

В одухотворенной семье формируется семейная (естественная) религия, на основе которой и строится семейное духовно-нравственное воспитание. Семейная-религия, пишет Владимир Соловьев, - самое древнее и прочное учреждение в человечестве, пережившее многие эпохи и перемены.

Глубокое нравственное наполнение семейная религия получает только-в христианстве [Кривова, 2005: 109], потому что только в христианстве семья,, начинает рассматриваться в качестве «малой церкви», а содержание семейного воспитания - семейная религия - формируется исходя из христианских законов и требований.

Первоначально религиозное чувство зарождается в семье, а развивается, совершенствуется в течение всей жизни. Формирование семейной-религиозной жизни очень важно, так как именно она дает начало всем нравственным требованиям, дает понимание их, придает смысл человеческой жизни. «Положим, разум прямо говорит нам, что хорошо подчинять плоть духу, хорошо помогать ближним, признавать права других как свои собственные; но для того, чтобы слушаться этих внушений разума, нужно верить в- него, верить, что добро, которого он от нас требует, не есть субъективная иллюзия, что оно имеет действительные основания... Не иметь этой веры — значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинства разумного существа»-[Соловьев, 1988: 180]. Поэтому, заключает Владимир Соловьев, независимо от того, признает ли человек свою веру в Бога- или нет, он, как разумное существо, видит смысл в своей жизни, тем самым признавая, что этот смысл появляется благодаря чему-то, а, следовательно, человек попадает «в сыновнее положение относительно высшего начала жизни;... говорящего через разум и совесть» [там же: 181].

Похожие диссертации на Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева