Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Алиев Мирзоали Таварович

Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали
<
Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев Мирзоали Таварович. Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/2881

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Политическое, научное и культурное состояние общества в XI-XII вв. и его влияние на формирование педагогических взглядов Имама Газали

1.1. Политическое и научно- культурное состояние эпохи Мухаммада Газали 12

1.2. Жизнь, деятельность и творческое наследие Мухаммада Газали ...22

1.3. Источники педагогического учения Газали 45

ГЛАВА 2. Проблемы воспитания в произведениях Мухаммада Газали

2.1. Мухаммад Газали об этическом воспитании .-.53

2.2. Газали о воспитании, дружбе и товариществе 63

2.3. Воспитание трудолюбия и изучение ремесла 73

2.4. Газали об этике приема пищи, хождения в гости и приёма гостей ... 7 8

2.5. Газали о языке и этике произнесения речи 86

2.6. Газали о гневе, негодовании, зависти и злобе 96

2.7. Газали о причинах появления лицемерия и эгоизма в человеке и их последствия 101

ГЛАВА 3. Газали о проблемах семейного воспитания

3.1. Имам Газали о проблеме заключения брака и его роль в воспитании детей 110

3.2. Газали о роли семьи в воспитании детей 116

3.3. Имам Газали о факторах обеспечивающие счастье в семье 128

Заключение 137

Список литературы . 143

Введение к работе

Актуальность темы. В связи с перестройкой общественной жизни в Республике Таджикистан особое значение приобретают национальные духовные ценности, в том числе педагогическое наследие его великих мыслителей. Так как изучение педагогической мысли народа и педагогических идей отдельных его великих представителей даёт возможность, с одной стороны, учесть национальные особенности народа в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, с другой, на этой основе обеспечить повышение качества учебно-воспитательного процесса в школах республики.

В этом плане особое значение приобретает творческое использование оригинальных педагогических мыслей великого мыслителя, педагога конца XI начала XII вв. Имама Газали в практике учебно-воспитательной работы школ республики, ибо педагогические мысли Газали о воспитании и обучении в основном вытекали непосредственно из его педагогической деятельности в Багдадском медресе - высшего мусульманского духовнного учебного заведения которая славилась во всем мусульманском мире.

В указанный период Газалия считали творческим педагогом, педагогом высшего класса, реформатором образования в медресе. С одной стороны педагогические мысли этого знаменитого правоведа, философа, педагога, психолога представляют большой интерес, с другой стороны он был одним из продуктивнейших мыслителей мусульманского мира и оставил после себя бессмертные произведения по проблемам воспитания и обучения, которые могут оказать неоценимую помощь в возрождении национальной педагогики и воспитании подрастающего поколения, в моральном выздоровлении общества в целом. Однако несмотря на это, педагогические идеи Газали в нашей республики до настоящего времени на должном научном уровне не изучены. В завершенных исследованиях дан анализ его философских, политических и правоведческих (фикх) идеи. Выводы и мнения зарубежных и отечественных ученых о его теориях и взглядах разнообразны. Некоторые считают его великим мыслителем исламского мира [28;64], [72;175-209], другие - занудным

дидактиком [66;69-89], третьи - новатором и предводителем мусульманского духовенства [143;190], [81;221], [52;11-30], четвертые - теософом, поставившим философию на службу богословию [63;142-J47], [142;204-210], пятые -достойным деятелем, творчество которого является для всего человечества источником живой мысли и высокой морали [151;11-30] и др. Однако всё же никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Газа-ли на развитие не только мусульманской, но и мировой культуры в целом. Как видно, вопрос о педагогических идеях Газали остаётся неисследованным по сей день. Исходя из этого, педагогические идеи Газали нами раскрываются в следующих положениях:

педагогические взгляды Газали представляют интерес для воссоздания картины интеллектуальной ситуации в средневековом мусульманском обществе, для осмысления специфических и общих черт истории, раскрытия тенденций и закономерностей того, что совершалось в культуре и духовной жизни мусульманских стран;

настало время, когда необходимо представить религиозные взгляды наших предков не как источник, «отравляющий» сознание общества, а как возрождение традиций, обычаев и нравственного поведения современного поколения;

всесторонний анализ теории Газали дает нам возможность развенчать мнение некоторых современных носителей религии, искаженно представляющих взгляды как на традиции и обычаи народа, в частности, так и на убеждения, веру, культуру мусульманского общества в целом.

Степень разработанности проблемы.

Интерес к педагогико-психологическому наследию Газали проявился еще при его жизни. Особое внимание исследователей привлекали трактаты Газали, в которых излагались основные принципы его учения.

О непреходящем интересе к педагогическому наследию Газали свидетельствует и тот факт, что проделана определенная работа по переводу с арабского языка на английский, немецкий, французский, русский, персид-

ский и турецкий языки таких известнейших трудов Газали, как «Воскрешение наук о вере» и «Элексир счастья», в котором изложены основные идеи Газали о воспитании. Также надо отметить появление сборника «Абу Хамид аль - Газали (к 900-летию со дня рождения)» [1], содержащие тридцать шесть научных докладов, в которых частично освещены и педагогические идеи Газалии. Так, например, педагогико - психологическим взглядам Газали были посвящены статьи Салахиддина Сельджуки-«Влияние аль- Газали на область морали», Фатхия Сулеймана- «Аль-Газали о воспитании», Османа Амина - «Мораль в учении аль-Газали», Ибрагима аль-Каттана -«Имам аль -Газали-учитель и воспитатель», Мухаммада Мехти Алама - «Аль - Газали о зависти», Абдул Карима аль-Османа - «Аль Газали о функции психологии» и др. Эти авторы, в основном опирались на работы Газали периода его увлечения суфизмом, в которых утверждается, что моральное добро является первой точкой отсчета Газали в мире социальных ценностей; оно обозначает то духовное пространство, внутри которого все общественные связи индивидов только и приобретают разумный человеческий смысл.

В Таджикистане значительный вклад в изучение проблемы отношения Газали к философии и педагогике внесли А.А. Шамолов [157-159], 3-М. Ди-наршоева [57], X. Авзалов, Б. Рахимов [26], К. Кадиров [82], К. Ходжаев [154] и др.

А.А. Шамолов в своих работах доказывает, что господствующее в историко-философской литературе представление о философии Газали, как о «схоластической» и «догматической», о самом мыслителе, как о «злейшем враге философии, науки и прогресса», является необоснованным. 3. Динар-шоева в своей работе освещает сущность критики Газали философского знания и определяет ее мировоззренческую направленность.

X. Афзалов, Б. Рахимов, анализируя в свой книге воспитательно-образовательные идеи Газали, приходят к выводу, что «Газали в решении этих проблем является рационалистом и интеллектуалом».

К.Кадиров в своей докторской диссертации анализирует суфииско-моральную доктрину Абу Хамида Газали, изложенную им в «Воскрешении наук о вере», и дает ей положительную оценку.

К.Ходжаев в четвертой главе докторской диссертации анализирует проблемы добродеяния, с точки зрения Газали.

Однако при всей значимости исследований, посвященных педагогико-психологическим и философским учениям Газали, изучение наследия мыслителя нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его педагогического учения, остаются спорными и малоисследованными.

Объектом исследования явились педагогические идеи Имама Мухам-мада Газали, его социальные, религиозные и идейные истоки, научные труды, посвященные его жизни и педагогическим взглядам, а также особенности формирования, становления и развития педагогических идей Имама Газали.

Предмет исследования обусловлен необходимостью совершенствования воспитания подрастающего поколения путем творческого использования прогрессивных педагогических идей Имама Газали с учетом национальных особенностей воспитания народов Востока в целом и Республики Таджикистан в частности.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогических идей Имама Газали, в определении места педагогических идей Имама Газали в формировании педагогической мысли XI - XII и последующих веков, а также в поиске путей эффективного использования его педагогических идей в нынешних условиях Таджикистана.

Определение цели позволило выделить нижеследующие задачи:

- выявить исторические и социально - экономические, политические и культурные истоки формирования и развития педагогических идей Имама Газали, показать его влияние на процессе воспитания и развития педагогической мысли последующих веков, обстановку и особенности эпохи Газали, оказавшие влияние на его мировоззрение;

показать те аспекты его педагогических идей которые могут способствовать формированию положительных нравственных качеств у подрастающего поколения;

раскрыть те педагогические и психологические взгляды Имама Газа-ли, которые оказывают влияние на этику семейных взаимоотношений и развитие национальной педагогики;

показать особенности педагогических взглядов Газали и его вклад в развитие и совершенствование народной педагогики;

- выявить пути эффективного использования педагогических идей
Имама Газали в практике учебно-воспитательной работы в современных об
щеобразовательных школах, педагогических колледжах и вузах республики;

- разработать методические рекомендации по использованию педагоги
ческих взглядов Имама Газали в процессе обучения и воспитания молодого
поколения.

Цель исследования также определила рабочую гипотезу: объективная оценка педагогических идеи Имама Газали в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы и на данной основе построить педагогическую концепцию обучения и воспитания при условии обеспечения в учебно-воспитательной деятельности школы и семьи единой целенаправленности, систематичности и последовательности в их сознательной деятельности, что позволит восполнить имеющиеся пробелы в учебно- воспитательной работе, повысить уровень обучения и воспитания подрастающего поколения и обеспечить необходимый национальный дух педагогического процесса в современных условиях республики.

Методологическую основу исследования составляют труды и высказывания государственных и общественных деятелей, мысли великих представителей персидско-таджикской культуры, в том числе Имама Газали относительно философии, логики, педагогики, психологии; а также основополагающие законы, концепции и стандарты образования Республики Таджи-

кистан, предполагающие изучение и использование наследия предшественников.

Источниками исследования послужили:

  1. Трактаты Газали как в оригинале, так и в переводе.

  2. Фундаментальные исследования учёных - педагогов М. Орифи, А. Измайлова, X. Авзалова. Б. Рахимова, М. Лутфуллоева, А. Пахлавонова, К.К. Кадырова, К.Б. Кадырова, К. Ходжаева Дне. Саидова и других посвященные как педагогическим воззрениям Имама Газали в целом, так и таджикскому народу в частности.

  3. Исследования таджикских философов: Шамолова А.А., Динор-шоева М., Диноршоевой 3. и т.д.

  4. Антологии таджикской поэзии, энциклопедии персидско-таджикской прозы, таджикская советская энциклопедия и др.

С учётом цели, задач и специфики исследования были использованы следующие методы:

теоретический анализ философской, историко-педагогической и востоковедческой литературы, посвященной творчеству, актуальным философским и педагогическим идеям Имама Газали;

отбор, систематизация и обобщение педагогических идей Имама Газали;

сопоставительный анализ, оценка творчества Газали раскрывающие систему воспитания и обучения;

беседы, интервью, анкетирование студентов ряда педагогических вузов республики, беседы с педагогами, психологами об использовании наследия Имама Газали в учебно-воспитательной работе.

Научные достижения и новизна диссертации заключаются в том, что впервые в истории таджикской педагогики:

- даётся целостный анализ педагогических взглядов одного из вели
чайших представителей таджикского народа Мухаммада Газали;

на основе изучения взглядов и произведений Газали доказана безосновательность и неправильность различных мнений о сущности его творчества;

определены роль и место педагогического учения Газали в истории современной культуры;

выявлены гуманистические и рационалистические идеи Газали;

через выводы исследования более глубоко показаны пути развития педагогической мысли, проблемы обучения и воспитания, особенности психологии, культуры и этики таджикского народа;

выявлены принципы и методы воспитания и обучения в педагогических трудах Мухаммада Газали.

Практическая ценность исследования заключается в том, что она даёт возможность обогащать теорию и практику современной педагогики рационалистическими зернами средневековой педагогики, таджикского и персидского народов;

глубокое изучение идей Мухаммада Газали позволяет восполнить пробелы, существующие в изучении педагогических идеи в наследии тад-жикско-персидских мыслителей эпохи средневековья;

освещены многие важные проблемы обучения и воспитания в предшествующие века, которые до сих пор в достаточной мере не изучены и не анализировались;

преподаватели этики и эстетики, в целом педагоги, работники просвещения, родители и другие слои общества могут руководствоваться выводами исследования;

-выводы нашего исследования помогут в будущем в исследованиях педагогической мысли предков, в том числе в изучении творчества отдельных личностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования заключаются в следующем:

- достигнутые результаты исследования, рекомендации и выводы были практически применены в деятельности общеобразовательных школ города Душанбе, в Таджикском педагогическом университете имени К. Джураева, в Таджикском государственном национальном университете при чтении спецкурса по «Психология делового общения», которые доказали обоснованность проблемы, методологические положения исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования.

Апробация результатов исследования: Основные положения и выводы исследования нашли свое отражение в научных статьях автора, доложены на научно-практических конференциях кафедры педагогики ТГНУ (Душанбе, 25-26 октября 2000 г.; 23-24 ноября 2005 г.); а также через республиканское телевидение и радио. Основные выводы и положения диссертации в настоящее время используются при чтении спецкурсов по историко-педагогической мыслей таджикского народа в высших педагогических университетах республики.

Основные этапы исследования: Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый из которых имеет определённые цели и задачи: Первый этап (2000-2001 гг.) имеет поисково-познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования педагогической мысли и творчества Имама Газали.

На втором этапе (2002-2003 гг.) - важно было выявить идейные истоки формирования и развития педагогических взглядов Газали на основе изучения его произведений; изучить педагогические, психологические, философские и политические взгляды и мыслей отечественных и зарубежных ученых, посвященные творчеству Газали.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) - обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию.

На защиту выносятся следующие положения:

научное обоснование необходимости исследования педагогического наследия предков, в том числе педагогических взглядов Газали, о воспитании подрастающего поколения;

комплексный анализ педагогической мысли в эпоху Газали и его педагогических и этических взглядов как основы совершенствования и развития педагогики предков и современной педагогики;

влияние социально - педагогических факторов эпохи на возникновение нравственно - назидательного характера трудов Газали, которые, в свою очередь способствовали совершенствованию воспитания, особенно целям, задачам, средствам и методам, а также развитию принципов обучения, взаимоотношениям между учителем и учениками, родителями и детьми, которые оказали сильное влияние на развитие педагогической мысли средневекового мусульманского Востока;

педагогические идеи Имама Газали, его нравственно - дидактические труды способствовали поднятию на новую ступень развитие личности, достижению самосовершенствованию;

нравственно - дидактические мысли Имама Газали предписывали человеку определённый способ поведения, способствовали формированию совершенного человека, а рекомендованные Имамом Газали методы и средства воспитания и обучения явились предпосылкой научно обоснованного подхода к решению многих проблем воспитания и обучения;

обоснование методов и путей плодотворного использования педагогических воззрений Газали в процессе обучения и воспитания современного поколения;

определение влияния педагогических взглядов Газали на идейное, формирование и совершенствование личности, роль человека и умственное, этическое, духовное, религиозное, светское, семейное и трудовое воспитание современного поколения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Политическое и научно- культурное состояние эпохи Мухаммада Газали

Научная и культурная обстановка каждой эпохи напрямую зависит от развития экономики и социально-общественных отношений. Степень развития науки и культуры является показателем развития экономики, политики, социально-общественных отношений. Поэтому, прежде чем определить степень научного, культурного развития каждой эпохи, необходимо исследовать сложные процессы экономического и социального развития эпохи.

Жизнь и научно-литературная деятельность Газали приходится на вторую половину XI и на начало ХП веков. Этот период в историю иранских народов вошел как эпоха религиозного фанатизма и усиления религиозных противоречий, кровавых битв между сектами и ветвями ислама. Следствием этих религиозных междуусобиц явилось проникновение духовенства, его идей в школы и ханака, библиотеки и медресе, оживление теософии и богословия. Сила фанатичного духовенства настолько довлела над всем, что формирование и деятельность правящих институтов власти проходили под их неусыпным оком. Это была очень противоречивая эпоха, ибо, с одной стороны, - время полного беспорядка в мусульманском мире, с другой - время невиданного расцвета и роста мусульманской культуры и исламских воззрений.

Это была эпоха правления тюркоязычных правителей на землях, населенных ираноязычными народами. Новоявленные правители активно вмешивались в жизнь, мысли народа. До этой эпохи правителям, несмотря на то, что они были глубоко религиозными людьми, не было никакого дела до взглядов и мыслей людей. В государственных учреждениях, даже во дворцах, служили люди разного вероисповедания: христиане, зороастрийцы и т.д. Ни кого не принуждали к изменению веры и своих взглядов, а представители науки, искусства и литературы пользовались почетом и уважением.

С приходом к власти тюрков Газневидов (999-1040), Сельджукидов (1040-1193) и других, политико-экономическая обстановка в мусульманских странах, особенно в регионах, населенных персоязычными народами, изменилась. Газневидские и сельджукидские правители свои грабительские, захватнические войны проводили под прикрытием защиты ислама, под лозунгом газзавата [114; 77]. Махмуд Газневид был первым тюркоязычным правителем Ирана, начавшим систематическое преследование различных религий и ветвей ислама. Везде, где появлялись мутазалиты, рафизиты, карматы, ба-тиниды, он приказывал их истреблять, по его же словам: "Протянув руки во весь мир, везде искал карматов и приказывал их вешать" [62; 137],

Эта политика Махмуда Газневида, войдя в традицию, в эпоху правления последующих тюркских правителей нашла свое продолжение. В правление Сельджукидов особенно усиливается борьба между суннитами и шиитами. Туграл (1040-1063) и Алп-Арслан (1063-1072), исповедующие суннизм ханифитского толка, жестоко подавляли любые выступления против суннитов. В правление этих двух сельджукидских правителей (1040-1193), считавших себя моджахедами, преследовались даже сунниты-последователи других толков. Алп-Арслан иногда упрекал своего знаменитого и умного везиря Ни-замульмулъка, сожалея: "Как жаль, если бы мой везир не был шафеитом" [113; 3]. Все эти преследования, грабительские набеги тюркоязычных правителей оказали негативное влияние на межмусульманские отношения и раскололи мусульманский мир.

Последователи различных религий и сект боролись друг с другом всеми им доступными средствами: одни строили великолепные мечети и медресе, противники же их разрушали, затевались потасовки и драки на улицах, приводящие к ранению и даже гибели людей и т.д.

Эти беспорядки приняли массовый характер и стали причиной разрушения городов, сел, поселений и исчезновения материальных и духовных ценностей. Ареной особенно сильного противостояния религий стали города Исфаган, Рей, Мерв, Нишапур, Ниса, Абевард, Балх и Самарканд.

Религиозное противостояние оказало свое негативное воздействие и на деятельность ученых, правоведов своего времени. Например, имамы Хорасана Абулкасим Кушайри и Абулмаоли Джувайни в правление Кундури вынуждены были покинуть Хорасан.

Кроме того, среди самих суннитов было много противоречий. Например, долгая вражда наблюдается между суннитами ханифитского и шафеит-ского толков из-за того, что шафеиты не признавали толкование фикха (мусульманского права) по-ханифитски.

Таким образом, религиозные противостояния во 2-ом пол.Х! и начале XII веков делали нестабильным и беспокойным политическое положение Сельджукидского государства.

По сведениям, собранным из различных источников французским востоковедом А. Лаустом, когда Туграл в 1045 г. захватил Исфаган, там произошли серьезные противостояния между суннитами и шиитами. Были разграблены дома евреев, сожжены церкви, подверглись вандализму христианские кладбища. Постепенно сельджукидские правители потеряли контроль над внутренним состоянием своей страны [92; 18].

Политическая обстановка не могла не сказаться на экономическом состоянии страны. Началась миграция оседлого населения, в результате захвата посевных площадей отдельными феодалами, намного ухудшилось положение земледельцев. Такая политическая обстановка сказалась и на положении ученых, литераторов и ремесленников. Люди не могли спокойно передвигаться по стране. В "Эликсире счастья" Имам Газали свидетельствует: "На обратном пути из Джураджана подверглись нападению разбойников. Все, что у нас было, отняли разбойники" [36; 4].

С другой стороны, религиозные противостояния стали причиной постройки различных медресе и научных и культурных центров. Все делалось назло противнику, но оборачивалось в пользу народа. Так, Газали на своей родине в кишлаке Табиран области Туе построил для жаждущих наук и просвещения медресе, а для суфиев - ханака. В этом медресе учились более 150 человек учащихся. Однако, как указывают источники, в этих медресе могли учиться только те, кто придерживался той конфессии, к которой относился построивший медресе. Так как сунниты составляли большинство населения, то преимущество было на их стороне. Шииты, хотя и не имели практически, как сунниты, свободы, все же тоже имели свои научные центры. Например, население городов Рея, Казвина, Ова, Кума, Мазандерана и Кашана в большинстве своем было шиитами, эти же города считались научными центрами этого толка мусульманства [87; 37-38].

У шиитов весьма почитались в городе Рее медресе Сайед Тоджиддин Мухаммада Гилаки, Шамсулло Саломи Бобуви, Ходжа Абдуджаббор, Ходжа Имам Рашиди Рази [87; 47-48], в городе Куме - медресе Саъд Салат, Асир Малик, Имам Зайниддин Абдулазиза [87; 123-124], в городе Кашане - медресе Суфи, Маджиди, Шарифи, Азизи, Имама Зиявуддина Абуризо Фазлуллох ибн Али Хусайна [87; 169-170], в городе Ова - медресе Абдулмалик, Араб-шах [87; 179] и др.

Мухаммад Газали об этическом воспитании

Высокая мораль, уважение и почет, и чистый внутренний мир во все времена являлись опорой человеческого духа и жизни. Условия современной жизни, когда нищета, беспризорность, засилье телевизионного насилия и т.д., ведут к падению морали и культуры, возникает актуальнейшая необходимость в изучении книг по этике и морали наших предков. Воспитание членов общества в духе высоких моральных принципов, воспитанности является одним из требований нашего времени. Современная жизнь категорически требует, чтобы подрастающее поколение, наряду с образованием и грамотностью, изучало основы духовности и человечности. Каждый может стать грамотным, научиться читать и писать, но не каждый обладает высокой моралью и благородными человеческими качествами.

Проблема духовности человека, как социального явления, всегда была в центре споров и дискуссий и, как явствует из творческого наследия наших далеких предков, эта проблема интересовала их не в меньшей степени, чем нас. При изучении наследия прошлого, особенно вопросов духовности, необходимо учитывать два аспекта: первый, духовность высших слоев общества, второй, духовность широких масс. Известно, что они большей частью намного отличаются друг от друга, ибо отражают интересы разных классов.

Газали в своем творчестве, наряду с другими сторонами жизни, пытается решить важнейшие проблемы этики, в том числе проблему воспитания. По мнению Газали, воспитание человека - это воспитание в нем высокой морали и духовности, компонентами которых являются скромность, человеколюбие, чистота помыслов и действий, правдивость и совестливость, мудрость, благородство, активность, смелость, искренность, трудолюбие, сострадание, справедливость и им подобное. Кроме того, он на конкретных примерах беспощадно критикует и осу-ждаеттакие, негативные качества человека, как: кляузничество, сплетнича-ние, клевета, воровство, зависть, гнев, жадность, гордыня, лень, трусость, эгоизм, равнодушие, жестокость, нетерпеливость, предательство, пьянство, несправедливость и другие. Для более впечатляющего влияния своих мыслей он приводит примеры, подтверждения из преданий о пророках (хадисы), ая-тов Корана и т. д.

Положительные и отрицательные моральные качества человека Газали сравнивает с двумя армиями: одна из них становится причиной счастья; а другая приносит человеку несчастья и беды. «Знай, - пишет он, - сердце человека связано с каждой из этих ратей, которые находятся внутри него. В нем (человеке) проявляются различные качества и нравы. Некоторые из них плохие, отрицательные качества уничтожают его (человека); некоторые положительные, хорошие ведут его к счастью» [36;22].

Мыслитель и талантливый писатель считает существующие в природе человека высокие моральные качества лучшей духовностью, основой гуманизма, важнейшим средством совершенствования, основой развития общества, благоденствием страны, уважения и авторитета, внутренней красоты и украшением человека. Но отрицательные моральные качества он понимает как плод несовершенства человека, ущербности ума, источник несчастий, бесчестия, плохой репутации, бесславия и причиной его гибели.

По мнению Газали, моральные качества человека бесчисленны, но все же их можно разделить на четыре группы, и каждая из них во внутреннем и внешнем мире человека занимает свое определенное место. Из четырех групп три группы - враги человечности, а человечность только при помощи отшельничества, отрешения от мира, противостояния черту и воздержания от страстей может обезопасить себя от зла, причиняемого этими врагами: "Хотя общее число моральных качеств и велико, они делятся на четыре группы: животная мораль (бахоим),хищная мораль (сибоъ), бесовская мораль (шаё-тин) и ангельская мораль. Так как в неё вложили гнев, проявляющийся в бит ве, убийствах и в ссорах с народом, - это дело хищников (сибоъ); так как в неё вложили похоть и алчность, то и проявляется она в сильной алчности, жадности к еде и в похотливости и совокуплении - это дело животных; так как в ней заложены коварство и интриганство, подстрекательство и возбуждение смуты в народе, то это дело бесов, нечисти, и так как в нее вложили разум, проявляющийся в любви к наукам, просвещению, отстранении от низких поступков, стыде от незнания и гнева, - это дело ангелов" [36;22].

В вопросе "узнавания своей сущности" философ ведет речь об ответственности человека в этом мире, значение человечности понимает в чистоте и добродетельности. По его мнению, все неподобающие действия и поступки человека вытекают из его невежества и немощи. Человеку разум дан потому, чтобы при посредстве его он мог распознавать добро и зло, сравнить отдых и труд, различить друга от врага, "Человеку надлежит светом разума, который является следом блеска ангелов, разоблачить происки и коварство беса, чтобы он опозорился и больше не мог сеять смуту " [36;23].

Газали считает, что человек должен свое поведение, деяния и речи взвешивать на весах разума, только после этого проявлять их. Постоянно должен стремиться, чтобы деятельность его внутреннего мира и внешняя деятельность находились под контролем его разума. Только тогда в нем устойчивое место займут хорошая этика и благородные качества, только тогда он будет в гармонии с самим собой и окружающим миром и это его счастье. Но если он подчинит свой ум соблазнам, плотским утехам и светским вожделениям, то в себе родит низкую мораль, что явится зерном его несчастий.

Во внутренней и внешней сущности всех людей с самого начала имеются признаки обоих войск. Но отличие добродетельных от злонамеренных в том, что первые плохое войско держат под контролем разума и отсюда они сохраняют свою мораль высокой и благородной. Как сказал Пророк: "Каждому человеку сопутствует бес, он и у меня есть, но Всевышний дал мне над ним победу и превосходство, что он оказался в моем подчинении и не может сотворить никакое зло" [36;23]. По мнению Газали, которое совпадает с мнением великих мастеров красноречия мира, в этом "рабатеї с двумя воротами и преходящим светом" от человека останется только добро и, кроме добра, ничто не вечно. "Благодать Бога добродетельным ближе" [33;170].

Уместно отметить, что этот мудрый человек в начале почти всех своих произведений, особенно в "Эхе улум- ад - дин", "Кимиёи саодат", "Насихат ул - мулук " и других, прежде всего, восхвалив ум и разум, призывает народ к добру и доброжелательности. Кроме "беса", сбивающего человека с прямого пути, он считает возможным дружить со всеми и всем оказывать добро. "Действительно, бес является Вашим явным врагом, следовательно, Вы также считайте его врагом" [42;51]. Другими словами, не соответствует высокой морали, чтобы человек, кроме беса и его последователей, на кого - то держал зло и считал своим врагом.

Газали о языке и этике произнесения речи

Сплетничанье, интриганство, клевета, наветы, ложь, нарушение клятвы, передразнивание, неподобающая лесть и лицемерие в письме - все это интересные вопросы, которых коснулся в своих этико-воспитательных произведениях Газали и дал много полезных советов. Анализируя роль и степень значимости языка, он скрупулезно исследовал его пользу и вред. Язык и его производные, по взглядам Газали, имея этическое, социальное и психологическое значения, являются анализаторами и комментаторами деятельности и личности человека. Он считает, что язык обеспечивает социальность человека, ибо своей способностью выражать мысли человек отличается от животного. Поэтому человек обязан постоянно стремиться к развитию этих божественных даров, должен их услышать и совершенствовать до такой степени, пока его внешний и внутренний миры придут в единую гармонию. Ибо "вера человека неистинна, пока неправдиво его сердце, и оно не будет правдивым до тех пор, пока не станет правдивым его язык" [35;232]. . По твердому убеждению Газали, в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо серьезно заняться вопросами речи и ораторства, т. е. этикой речи, ведением бесед и диспутов, выступлений и т. д., потому что место, положение и личность человека, несомненно, зависят от его языка. Хотя язык маленький орган человеческого тела, польза и вред от него охватывают весь мир и, по сравнению с другими органами, арена его деятельности не имеет границ и рамок, потому что в нем заключена неимоверно большая сила, как создающая добро, так и приносящая зло, Поэтому, если человек дает волю языку, он уподобляется бесу, и от его зла, в конце концов, погибнет. Ибо "большая часть грехов детей Адама от их языков, и сжалится Всевышний над тем рабом своим, который будет произносить лишь добрые (слова), и выиграет еще тот, кто будет молчать и здоровым останется" [35;233]. Поэтому каждому индивидууму необходимо заняться совершенствованием своего языка, изучать его, сравнивать с другими, чтобы отточить свою речь и письмо, обогатить свой язык и держать его в чистоте. Степень разумности, благородства, образованности и культурности человека проявляется через его речь. По этому поводу Рашид Ватват, современник Газали, так сказал:

Человек прячется за языком, Как скажет что-либо, так сразу его распознаешь. Хорошо скажет, назовут его мудрым, Плохо скажет, назовут его глупим [104;45]\

Пророк сказал: "Сдерживай свой язык, только не от добра, ибо им победишь беса" [35;234].

Газали считает, что тот человек достигнет достойного места в обществе и будет пользоваться сладостями жизни, кто в общении сладкоречив и имеет открытый, веселый вид, кроме необходимого, лишнего не говорит. Ибо "каждый, кто верит в Бога и в Судный день, должен или говорить о хорошем, или молчать" [35;233].

Подстрочный перевод автора. Если человек хочет сесть на трон писательства, прежде всего должен обдумать, взвесить свои речи, потом их должен предложить своему уму и просвещенности. Если они на пользу его вере и миру, тогда он может их высказать, в противном случае должен на рот наложить печать молчания, это лучше, чем накликать беду на свою голову. Газали правильно сказал: "Веда от языка велика и избавление от нее лишь в молчании" [35;231]. И "язык правоверного за его сердцем, когда хочет о чем-то говорить, последствие этого он продумывает сердцем, затем высказывает вслух. Язык лицемера перед его сердцем, когда хочет что-то сказать, его сразу переводит на язык и последствия его не продумывает сердцем" [35;234].

Язык человека, создающий чистоту и добро, не застрахован от бед, за-пятнанности. Вредное влияние языке Газали разделил на группы и, приведя обоснования по шариату, осудил и посчитал важнейшей необходимостью веры и обычаев воздержание от вредности и мерзостей языка.

Первый вред, о котором говорит Газали в своих этических произведениях, ненужные, пустые, мерзкие слова, и в обмен на них он призывает к молчанию или к высказыванию приятных, полезных и необходимых слов. Ибо всякая речь, сказанная не по необходимости, хотя и дозволенная, допустимая, имеет свой расчет, и "рай откроется для того, с кем не считаются" [35;238].

Речь по своей пользе и вреду Газали делит на четыре группы:

- речь, всецело вредная;

- речь, наполовину вредная и наполовину полезная;

- речь, не приносящая ни вреда, ни пользы;

- речь, всецело полезная.

Следовательно, ЪА речи непроизносимая и лишь 1/4 ее подлежит озвучиванию, и то, по словам Всевышнего: "...распоряжение дать подаяние, предписания сделать добро и воцарить мир между людьми" (Коран, 114/4).

По мнению Газали, вести речь о состоянии женщин, месте развратников, укорять состоятельных, в спеси и чванстве правителей, сборищах пьяниц является одним из грехов человеческих, свидетельствующих о болтливости, расположенности к пустомельству индивида и не относятся к прекрасным качествам человека, По словам Посланника Всевышнего: "Человеку ничего не дано хуже, чем чрезмерная болтовня" [37;29].

Прерывать чью-то речь, отвергать ее, прямо в лицо сказать об ошибке говорящего, обидеть его и вступать в спор и диспуты Газали считает неэтичным и уверен, что такой человек в этот момент себя считает умным, знающим, правдивым и откровенным, а своего собеседника - глупым, невежественным и лжецом.

По нашему мнению, истина проявляется в споре. Если он происходит в рамках этики поведения, общения, умно и рассудительно и не оскорбляет кого-либо, тогда он в пользу, а не во вред дела.

Газали не считает добродетелью жалобу правителю или судье на кого-либо из-за своего имущества. Он утверждает, что "это поведение, разрывая сердце, уносит из него удовольствие от радости и снисходительность веры" [32;71]. Поэтому, истец, если может, откажется от иска, а если не может, то должен говорить только правду, не должен намеренно обижать, говорить грубые слова и требовать лишнего у ответчика, ибо все это является причиной гибели, веры.

Газали о роли семьи в воспитании детей

Семья - та основа, на которой держится могучее сообщество людей. Члены семьи в развитии общественных, экономических отношений и прогрессе играют основополагающую роль. Поэтому семья не только одна из общих исторических форм связи мужчины и женщины, создаваемой, прежде всего, ради рождения детей и продолжения рода, но и средство и основа физического и духовного воспитания человека, то есть, это среда, формирующая талант, способности человека, язык, мышление, волю, желания и интересы, ритуалы и обычаи, мораль, традиции и т.д. Другими словами, семья - это сложная биологическая и социальная система, имеющая специфические задачи, правила и требования, основными элементами которой являются отец, мать и дети.

Семейная этика требует от членов семьи выполнения моральных, правовых, эстетических, экономических, бытовых задач, сотрудничества, взаимопонимания, терпения и стойкости, уважения и почитания друг друга и родственников, воспитания детей и многого другого. Необоснованная спесь, невыдержанность, жестокое поведение главы семьи могут стать причиной несчастий, обид, беспокойства, волнений, холодности и отчужденности между членами семьи, а на детей оказывают сильное негативное воздействие. Поэтому супруги должны быть спокойными, дальновидными, умными, проницательными, сметливыми, доброжелательными, воспитанными и соблюдать уважение и почтение как друг к другу, так и ко всем членам семьи. Все это является стимулом к увеличению уважения, любви, привязанности и укреплению основ их жизни, а для их детей образцом для подражания. Спокойствие, сладкоречив, совестливость, заботы, жизнерадостность, братство, уважение и добродетельность членов семьи, как магнит, тянут к дому и усиливают чувство любви друг к другу. По словам Газали, "Благоденствие Бога ближе добродетельным" [33; 179].

Мужчина и женщина в жизни дополняют друг друга. Если в жизни они будут поддержкой и помощником друг для друга и используют это умно, то они проживут в радости, спокойствии и счастье. В противном случае под тяжестью жизненных грузов жизнь их пройдет в печали, горестях, волнениях, беспокойстве, неудовлетворенности.

Однако не каждому дано прожить умно, спокойно, в гармонии со своей совестью и в справедливости. Для создания и проведения в жизнь таких условий, по мнению Газали, перед мужчиной и женщиной стоит ряд обязанностей и задач, исполнение которых обязательно для обоих супругов.

Мужчина перед женщиной обязан:

- сосватать ее и, чтобы объявить об этом, устроить угощение;

- с женой обращаться уважительно и не обижать ее, "с ней должен жить в доброте" [34; 89];

- соблюдать этику шуток, чтобы ненароком не огорчить жену. Пророк сказал: "Совершенными людьми являются те, кто ласков и мягок с членами своей семьи. Бог считает своим врагом того, кто жесток со своей семьей или спесив и чванлив" [34; 92];

- в обходительности и добронравии соблюдать границы, чтобы не потерять свой авторитет, место и уважение и стать покорным всем;

- безосновательно и на пустом месте не ревновать свою жену, не сомневаться в ней, не подозревать в чем-то, последствием чего является разрушение семьи, сомнения, подозрения, ревность - это уже грех и становятся очерняющими членов семьи. Али высказался: " Свою жену много не ревнуй и не подвергай сомнению ее поведение, ибо по твоей вине она может быть опозорена" [34; 96];

- к обеспечению своей семьи не относиться легкомысленно, а содержать ее честным трудом, контролировать, чтобы продукты не тратились чрезмерно и попусту;

- обеспечивать свою семью не только материально, но и духовно. Поэтому прежде всего он сам должен иметь глубокие знания по этике семейных отношений, чтобы мог передать их членам семьи;

- в случае неопровержимого доказательства проступка жены: измены, частого сквернословия, неповиновения мужу, неуважения родителей мужа, отказа заботиться о них, мужчина имеет право развестись с ней {дать ей та-лок), т.е. освободить от заключенного брачного союза (никох), в этом случае он обязан дать женщине положенную долю от своего имущества.

- для мужа обязательно сохранить тайны, секреты жены как в супружестве, так и после его расторжения. Один святой человек решил развестись с женой. У него спросили о вине жены. Ответил: "Умный не разглашает секреты своей жены". После развода вновь спросили о причине развода. Он ответил: "Какое мое дело до чужой женщины" [34; 116].

По мнению Газали, женщина перед мужчиной также имеет ряд обязанностей. Женщина должна подчиняться мужу, повиноваться его повелениям, всегда действовать по его совету, без его разрешения не тратить его имущество, как в присутствии, так и в отсутствии мужа не сплетничать о нем, не сквернословить при нем, уважительно относиться к его родителям, для него содержать себя в чистоте и опрятности, окружить его особой любовью и нежностью, несмотря на свое состояние и положение, всегда должна быть ему поддержкой и помощницей.

Теща должна готовить свою дочь к будущей замужней жизни, научить ее уважать, почитать мужа. Некий человек, выдавая дочь замуж, сказал ей: "Ты уходишь из своего гнезда, где научилась ходить, и идешь в дом, который не знаешь, и с его хозяевами не дружила. Следовательно, стань для него землей, чтобы он тебя признал, построил красивые здания, заботься о нем, чтобы он тебя любил. Очень сильно к нему не привязывайся, чтобы он тебя не принял за врага и в то же время так далеко не удаляйся, чтобы он тебя не забыл. Если он приблизится к тебе, будь близка к нему, если от тебя удалится, то не удаляйся от него и смотри, чтобы, кроме приятных запахов, от тебя не исходило ничего, а уши, кроме приятных слов, не слышали от тебя ничего, и его глаза, кроме доброты, ничего другого не видели" [34; 120].

Похожие диссертации на Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали