Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Увижева, Бэлла Даурбековна

Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике
<
Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Увижева, Бэлла Даурбековна. Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Нальчик, 2007

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народная педагогика - синтез воспитательного опыта на родов

1.1. Формирование и особенности народной педагогики 12-23

1.2. Цель воспитания и его сущность у адыгских народов 23-31

1.3. Влияние традиционных общественных институтов адыгов на систему адыгского воспитания в прошлом 31

Выводы 44-45

Глава 2. Возникновение и развитие идеи воспитания национального идеала совершенной личности как составляющей системы народного воспитания у адыгов ...

2.1. Национальный идеал совершенной личности в адыгской системе воспитания. Категории этого идеала 46

2.2. Совершенная личность как цель народного воспитания, основные моральные принципы адыгов 62-82

Выводы 83-85

Глава 3. Адыгская народная педагогика о содержании, факторах, средствах, методах и приемах формирования национального идеала совершенной личности 86

3.1. Природосообразность как важный принцип воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике 86-107

3.2. Игры и обряды как метод воспитания совершенной личности.. 107-130

3.3. Адыгские традиции - фактор формирования и развития национального идеала совершенной личности 131-149

Выводы 150-151

Заключение 152-160

Список литературы 161-169

Введение к работе

Актуальность темы и направленность исследования. Самобытная культура народов Северного Кавказа, их самосознание неразрывно связаны с историей этих этносов. Свойственное горцам поклонение памяти предков, их деяниям, запечатленные в исторических преданиях, народном героическом эпосе позволяют соприкоснуться с накопленными человечеством неоспоримыми ценностями, оказывают позитивное влияние на воспитание подрастающих поколений. Передача жизненного опыта от старших к младшим - одно из самых необходимых условий существования всех этнических общностей, т.к. от воспитания и внешних обстоятельств зависит развитие личности.

Идеал совершенной личности у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с развитием личности.

Совершенной личности не чуждо ничто человеческое. При этом не исключается сосредоточенность интересов на чем-либо главном, наиболее значимом, утверждает С.Л. Рубинштейн.

Совершенная личность - это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности, пишет А.Т. Флоренская.

Всестороннее развитие личности обеспечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, интересам близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей, утверждает Л.И. Божович.

Склад личности начинает формироваться очень рано, поэтому воспитание должно начинаться с первого года жизни ребенка. Главным

при этом выступает способ педагогического воздействия, при котором необходимо организовать активность ребенка, а не просто подавлять нежелательные ее формы.

Основной целью народной педагогики была подготовка всесторонне развитых людей, способных переносить любые невзгоды; наделенных умом, физической силой и нравственными добродетелями.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, разобщенность и отчужденность поколений может привести к бездуховности, дисгармонии личности, потере внутреннего стержня и дисбалансу в сознании людей. Сегодня мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде.

Следовательно, возникает необходимость переосмысления педагогического опыта и этнических традиций, которые приобретают особую значимость в наши дни. Все более очевидно, что современная школа не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций.

Возникла необходимость воспитать Личность, устремленную к высоким нравственным идеалам через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Установка современного человека «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение, отмечает Ш. Летурно.

Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается тем, что сегодня и школа, и ученые, и общественность, и пресса говорят о том,

что без решения важнейшей задачи воспитания подрастающего поколения на национальных традициях, проникнутых высоконравственным национальным идеалом не может быть полноценного, всестороннего воспитания.

Степень научной разработанности проблемы.

Горцы, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание воспитанию подрастающего поколения. Это отмечали дагестанские, осетинские, чеченские и адыгские писатели, просветители и общественные деятели: И. Кануков, Т. Кашежев, А.Г. Кешев, У. Лаудаев, Ш.Б. Ногмов, А.Омаров, П.И. Тамбиев, С. Хан-Гирей, К.Л. Хетагуров, И. Шоров и многие другие.

Серьезное внимание этой проблеме уделили и иностранные ученые (военные историки и путешественники), жившие в течение длительного времени на Кавказе: Д. Белл, В.Ф. Миллер, Л.Я. Люлье, В.В. Пфаф, Жан-Шарль Бесс, К. Главани, Карл Кох, Г.Ю. Клапрот, Ф.И. Леонтович.

Русские ученые, военные историки, работавшие и служившие до революции на Северном Кавказе: И. Бларамберг, С. Броневский, Н.Дубровин, М. Ковалевский, Д. Лавров, Т. Макаров, С.А. Покровский, П. Услар, Г.Г.Шахвердова, В. Швецова, В. Острогорский и другие также не обошли вниманием эту проблему.

Для теоретического анализа народной педагогики, как самобытной системы воспитания, мы использовали работы по педагогике отечественных и зарубежных ученых: ЯЛ. Коменского, Н.А. Константинова, М.О. Косвена, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Медынского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Е.А.Покровского, А.Соболева, И.Сенигова, А.Ф.Хинтибидзе И.Ф.Харламова, М.Ф. Шабаевой, Д.Б. Эльконина, Г.С. Виноградова. Проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых: Г.Н. Волкова, B.C. Кукушина, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, В.К. Кочисова,

Я.Н.Ханбикова, Х.Х. Малкондуева, К.Х.Унежева, Г.Х. Мамбетова, Е.Е.Хатаева, И.А.Шорова и др.

Для изучения проблемы воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа большое значение имеют работы современных авторов, изучавших различные аспекты воспитания горцев: В.К. Гарданова, К.И. Гостиева, А.Х. Магометова, P.M. Мамхеговой Ф.А. Агапова, Б.Х. Бгажнокова, С.Х. Мафедзева, М.А.Меретукова, С.Г. Гагиева, З.Б. Цаллаговой, А.И. Краснова, К.У. Тайсаева, Ю.С. Кимова, A.M. Гутова и Других.

Изучение научной литературы по данной проблеме, исследования вклада ученых и педагогов - практиков в ее решение выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной темы в педагогическом аспекте.

Между тем, современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающих поколений ценностных ориентации, использования позитивного исторического опыта системы народного воспитания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в выявлении и анализе исторических условий и факторов становления и развития идеи и опыта воспитания совершенной личности, как цели системы народного воспитания адыгских народов. Решение этой проблемы определяет цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогические идеи и опыт воспитания совершенной личности у адыгских народов.

Предметом диссертационного исследования является идеал совершенной личности в системе народного воспитания адыгов.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и предметом были определены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятия «совершенной личности» как цели народного воспитания у адыгов;

выявить методы, приемы и средства воспитания высокосознательной, всесторонне развитой личности;

показать взаимосвязь основных моральных принципов адыгов с идеей воспитания «совершенной личности»;

выявить особенности воспитания гармоничной личности у адыгских народов в соответствии с их половозрастными особенностями;

на основе анализа и историко-педагогического обобщения исследуемого процесса воспитания определить роль и степень воздействия адыгского этикета на подрастающие поколения;

взаимообусловленность общественного и семейного воспитания подрастающих поколений, как важнейшие условия формирования совершенной личности;

Методологическую основу исследования составили философские и педагогические положения о социально-исторической обусловленности педагогической мысли народов; признание приоритета общечеловеческих ценностей; о взаимосвязи общественного развития и семейного воспитания; бережном отношении к идее влияния фольклора на национальное самосознание; своеобразие и самобытность культурных традиций северокавказских народов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: зучение и теоретический анализ историко-педагогических, философских материалов, этнопедагогической, психолого-педагогической, социологической литературы и фольклорных источников;

изучение и теоретический анализ трудов отечественных и современных авторов по фольклору, этнографии и периодической печати Северного Кавказа;

научный анализ и систематизация архивных документов, исторических, этнопедагогических источников.

- изучение и анализ адыгского этикета, адыгэ хабзэ.
Источниковая база исследования:

архивные документы о народном воспитании, извлеченные автором из центральных архивов Москвы, Владикавказа, Нальчика и др. городов;

произведения устного народного творчества, периодические издания России и Северного Кавказа, адыгский фольклор;

научные труды по истории педагогики; материалы, посвященные проблемам истории этнографии и народного воспитания на Северном Кавказе;

издания дореволюционных и современных авторов о горском героическом эпосе, а также сказки, сказания, пословицы, поговорки, трудовые и колыбельные песни;

Организация и этапы исследования:

Диссертационное исследование проводилось с 2000 по 2007 годы в 3 этапа:

1-ый этап: 2000-2002 годы - изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогическои и социологической литературы по проблеме, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обобщения. Участие в различных научных конференциях на Северном Кавказе.

2-й этап: 2003-2005 годы - сбор научной информации и архивных материалов по теме исследования. Исследование степени изученности проблемы, определение исходных позиций исследования: объекта, предмета, проблемы, цели, задач, методологии и методов научно-понятийного аппарата.

3-й этап: 2006-2007 годы - уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, литературное оформление текста, завершение работы над диссертацией. Издание статей и методических пособий по проблеме исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- поставлены и решены проблемы этнопедагогического регионоведения;

- воссоздана целостная картина возникновения и развития идеи
воспитания совершенной личности у адыгского народа;

раскрыты цели, задачи, пути и средства воспитания адыгского народа;

показана специфика формирования всесторонне развитой личности в адыгской народной педагогике;

- определена роль, взаимосвязь и взаимообусловленность различных
сторон воспитания совершенной личности адыгским народом;

- выявлена единая, целостная система нравственных координат,
созданных адыгским народом, обеспечивающая воспитательное влияние;

- обоснованы причины использования народного педагогического опыта
адыгов, использования его гуманистического потенциала в современной
практике воспитания в школе, семье;

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

  1. Исследовано понятие личность в философском, педагогическом и психологическом аспектах; раскрыта сущность понятия идеала совершенной личности в адыгской народной педагогике.

  2. Выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях адыгов.

  3. Показана взаимосвязь основных направлений воспитания, нацеленных на формирование национального идеала совершенной личности и особенностей их функционирования.

Практическая значимость диссертационного исследования

заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы школ. В возможности использования содержащихся в нем материалов устного народного творчества в интересах усиления воспитательного влияния уроков родной литературы в школе. Проведенный анализ народного педагогического опыта воспитания адыгским народом подрастающих поколений может являться частью спецкурса по народной педагогике Северного Кавказа и раздела «История педагогики» в процессе обучения студентов педагогических вузов. Материалы исследования могут быть использованы при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. В совершенствовании работы современной национальной школы посредством усиления воспитательного влияния уроков истории КБР и традиционной культуры народов КБР.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена избранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы; тщательным отбором фактического материала, документов, источников; логической структурой и содержанием диссертационной работы; многоплановым характером исследования, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей в образовательно-воспитательный процесс.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Народная педагогика - это кладезь накопленных и проверенных жизнью эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение, большей частью в устной форме, как результат исторического и социального опыта народа.

  2. Адыгская народная педагогика - воспитательно-образовательный потенциал формирования высоких гражданских, морально-этических,

психологических, физических качеств, норм поведения и действий в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

  1. Воспитание всесторонне развитой личности - взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания в народной педагогике.

  2. Адыгэ хабзэ - специфические особенности воспитания совершенной личности у адыгских народов, связь общечеловеческого и национального.

  3. Совершенная личность - это, прежде всего, гармоничное единство разума и эмоций, соотношение ее внутренней и внешней активности, разных направлений ее интересов и практических действий.

  4. Адыгская этика - единая и целостная система нравственных координат, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций адыгского народа, влияющих на формирование национального идеала совершенной личности.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения диссертации и результаты исследования неоднократно докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры психолого-педагогического образования ИПК и ПРО КБГУ, они докладывались на конференции по итогам научно-исследовательской работы. Отдельные рекомендации автора были использованы в практике преподавания предмета "Родной язык и литература", предмета "Культура КБР", при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии.

Структура диссертации отражает логику научного поиска, дается анализ идеи воспитания национального идеала совершенной личности у адыгских народов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы.

Формирование и особенности народной педагогики

Изучение народного опыта воспитания, как социально-исторического феномена, на всех этапах исторического развития общества вызывало научный интерес педагогов прошлого и настоящего. Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики сложилась, установлен предмет народной педагогики, определены ее источники, принципы, методы, характерные особенности. Народную педагогику создал сам народ, это философия народа и синтез веками накопленного воспитательного опыта народов.

А.Ш. Гашимов определяет народную педагогику как «совокупность взглядов, идей, обычаев, традиций народных масс по вопросам воспитания в широком смысле слова. Предмет ее - воспитание, а объектом воспитания является человек, личность, независимо от возраста и пола» [30, с.27].

В.Ф. Афанасьев, изучавший этнопедагогику нерусских народов Сибири и Дальнего Востока, считает главным в народной педагогике процесс овладения знаниями, необходимыми народу в повседневной жизни. Он дает свое определение народной педагогике: «... Совокупность знаний народных масс обеспечивала и обеспечивает овладение детьми и самим народом необходимыми знаниями для их повседневной жизни. Сумма этих знаний, накопленных и проверенных практикой, составляет суть народной педагогики» [8, с. 101].

Справедливо отмечает И.А. Шоров, что «народная педагогика - это, в самом общем плане, веками накопленный традиционный опыт воспитания. Он является результатом коллективного творчества многих поколений. Недооценивать педагогическое знание народных масс, противопоставить народную педагогику научной, значит совершать методологическую и практическую ошибку» [139, с. 17].

Великий чешский философ, мыслитель-гуманист, педагог ЯЛ. Коменский, обосновавший идею «материнской школы», исходил из опыта семейного воспитания. Создавая свою педагогическую систему, использовал прогрессивные традиции славянских народов, он говорил о необходимости и обязательности школы для всех детей, выдвинул идею непрерывности образования, народности, идею о преимуществе родного языка. И.Г. Песталоцци, автор теории начального обучения, создавая основы системы воспитания, пропагандировал педагогические идеи народа, стремился сделать начальную школу близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным, необходимо развивать свойственные человеческой природе духовные и физические силы, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. К.Д. Ушинский, который впервые ввел словосочетание «народная педагогика», писал, что произведения устного народного творчества являются «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики». В статье «О народности в общественном воспитании» говорится: «... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [124 с. 161]. По его мнению, успех в воспитании зависит от педагогической системы, созданной самим народом, учитывающей своеобразие национального характера народа, сложившееся под влиянием социума. В основе его педагогической системы были требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признание творческой силы народа и его прав на образование.

Опираясь на принцип народности «мудрость предков - зеркало для потомков», К.Д. Ушинский обосновал идею народности в воспитании, выделяя народные обычаи, обряды, традиции. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию детей в коллективе, семье, делала акцент на развитие речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком; она подчеркивала, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений». Отечественный педагог А.С. Макаренко разработал вопросы семейного воспитания, исходя из собственного многолетнего опыта народного учителя, обращал внимание на то, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [83, с.398].

Талантливый практик и теоретик, проработавший много лет в сельской школе, В.А. Сухомлинский, говорил о необходимости изучения педагогических идей и взглядов народа, глубоко и оригинально разработал вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [119, с Л 62]. «Характер» народа, «лицо» народа, мысли и нравственные идеалы отражены в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

Потребность в обобщении воспитательного опыта возникла еще в первобытном обществе, в дальнейшем народ формулировал идеи о воспитании человека, ученые-педагоги и мыслители также обращаются к проблемам народной педагогики. В 1857г. издается книга А. Духновича «Народная педагогия в пользу ученых и учителей», о значении народного творчества. В 1861г. В.И. Водовозов пишет статью о книге «Русская народная педагогика» для народного чтения. В 1890г. Д. Булгаковский и Г.Пинчук впервые обращаются к памятникам народной педагогики -пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение в народном быту [19, с.301]. М.Я. Никифоровский собирает поверья, обряды, легенды и сказания Белоруссии. Е.А. Покровский анализирует детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей [101, с.368]. А.Соболев детские игры рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики [115, с.48].

Национальный идеал совершенной личности в адыгской системе воспитания. Категории этого идеала

На протяжении веков идея воспитательного идеала личности была центральной и самой сложной. Педагогический идеал, как и все человеческое, изменчив, но основа идеала, его суть постоянна. Проблема Личности занимает большое место в педагогике и других науках. Понятие «Личность» - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [126, с.314].

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности [116, с.728]. В общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении. В гуманистических философских и психологических концепциях Личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

В философии проблема личности - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «... чем человек может стать то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» [32, с.43]. Великий немецкий философ Кант, «поставил вопрос о личности как высшей ценности» [16, с.217]. Он утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону. Главным качеством, которое необходимо воспитыать у подрастающего поколения, является, по Канту, сознание и чувство долга, следование которому требует от личности подавления собственных интересов, склонностей, стремления к счастью.

В педагогике на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие личности практически сливается с понятием «Я». Согласно Выготскому и его последователям, внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и в свою очередь, выражает свои психические процессы.

Немецкий педагог и психолог И.О.Гербарт главную цель воспитания личности определял как гармонию воли с нравственно-этическими идеями. Решение проблемы воспитания строилось на пяти основных нравственных идеях этики Гербарта. Это, идея внутренней свободы, через развитие в личности цельности и независимости; идея совершенства, дающая личности «внутреннюю гармонию»; идея благорасположения через согласование воли личности с потребностями и желаниями других людей; идея права через урегулирование конфликтного поведения людей; идея справедливости в отношениях между личностью и обществом.

Швейцарский педагог-демократ И.Г.Песталоцци понимал гармоничное развитие личности как развитие «сил ума, сердца и руки», т.е. умственное, нравственное и физическое развитие детей. Важное значение имела его мысль о необходимости установления взаимосвязи, гармонии этих сил, его утверждение, что в единстве они сообщают человеку новую совокупную силу, более значительную, чем простая сумма разрозненных качеств.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Рубинштейн, занимавшийся изучением личности, видел ядро личности в мотивационной сфере, выделяя потребности, интересы и направленности. Значимым для нормального развития личности является самосознание, образы собственного «Я», самооценка и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение. Не растворение личности в безличной «массе», а гармоничное сочетание личного и общественного, межличностного общения, с которой неразрывно должно быть связано чувство ответственности. Для того чтобы понять ценностные ориентации личности необходимо изучить среду, идейную направленность личности, ее притязания и проявления.

Поведение определяется, по Рубинштейну, не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых отражена предшествующая история человечества. Каждый индивид, как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному осознано и оценено личностью, побуждает ее к различным действиям.

Высшей целью воспитания подрастающего поколения адыгского народа было гармоничное, всестороннее развитие человека. Адыгский народ воспитывал свое подрастающее поколение на лучших традициях и примерах, в труде, памятуя, что труд является первой жизненной необходимостью и потребностью человека, общества, понимая, что важнейшей предпосылкой формирования совершенной личности является развитие ее творческой активности, чувство социальной и моральной ответственности.

Природосообразность как важный принцип воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике

Этика предписывала мужчинам, прежде всего, защищать женщину от опасности или угрозы ее чести, оберегать ее, не допускать, чтобы она выполняла тяжелую («мужскую») работу. Нельзя было, например, пройти мимо, видя, как женщина несет тяжесть или колет дрова. Полагалось щадить чувства женщины: в ее присутствии не только не проливали крови, не ссорились и не бранились, но и не били животных. Поэтому в повозке женщину усаживали так, чтобы ей не было видно, как погоняют кнутом лошадь. Завидев женщину, мужчины, в том числе и престарелые, вставали. Отходя от женщины, кабардинцы и мужчины большинства других адыгских групп поворачивались налево, чтобы она оставалась справа - на более почетной стороне. Идя с женщиной, они также держались слева [90, с. 142].

Правила гласили: женщине оказывается уважение тем, что при ее появлении встают и молодые, и седобородые старцы. При выполнении женщиной тяжелой работы ей помогают мужчины. Женщины не отправляются в путь, в поле без сопровождения мужчины. В присутствии женщины непозволительны перебранки, ссоры, ругательства. Перед обнаженной головой женщины прекращалась драка. Женщина могла остановить кровавую схватку мужчин, бросив между ними свой платок.

По словам И.Ф. Бларамберга: «Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросается в гущу сражающихся, кровопролитие прекращается, и тем скорее, если эта женщина в возрасте или из известной семьи» [90, с. 140].

Строго регламентированные формы почитания женщин придавали поведению горцев изысканность, красоту, учтивость [80, с. 120].

Женщина не имела права отказывать в защите мстителю-убийце, а, взяв под защиту убийцу, не имела права выдавать его, даже если он убил или ранил родного брата, мужа или отца. Недопустимо оскорбление женщины. Кабардинцы прощают человеку многое, но не прощают оскорбления матери, жены, сестры. Адыгская этика ориентировала мужчин на рыцарское, уважительное отношение к женщине. Женщина также, при виде мужчины должна была подняться. «Вставать при появлении мужчины в комнате - знак уважения, который самая высокородная дама должна отдавать самому низкопоставленному батраку в Черкесии», - не без удивления писал привыкший к европейским порядкам Дж. Лонгворт.

Также свидетельствует об этом Хан-Гирей: «Когда войдет в дом мужчина, какого бы он ни был звания и состояния, то женщина встает с места, хотя бы даже вошедший был ее крепостной человек». Встретив мужчину, женщины должны были остановиться лицом к нему и продолжать свой путь, только пропустив его. Пересекать дорогу мужчинам или обгонять их женщинам не полагалось. Муж и другие мужчины семьи также не должны, словом или действием незаслуженно оскорблять женщину. Случаи брани или рукоприкладства по отношению к жене «были хотя и не неизвестны, но редки и считались позором» [60, с.119].

В этой связи интересны такие адыгские пословицы: «Жену бьющий мужчина - никчемный, шуток не понимающий мужчина - дурак»; «Муж настоящий с женой ласковый, муж-баба жену бьет».

Поскольку с рождением ребенка, а тем более, нескольких детей семейный престиж горянки значительно повышался, особенно постыдным поступком считалось обидеть женщину-мать. Сын (реже дочь) мог проявить непокорство воле родителей, невестка - свекрови и т.п. Но такие случаи не только осуждались, но и сурово карались. «За непослушание родитель имеет право наказывать сыновей по своему произволу», например, выгнать из дома, не наделив имуществом. Жаловаться на него можно было только еще более авторитетным старшим родственникам, прося их уладить конфликт [90, с. 161]. «Адыгство - суть, разум» - гласит народная мудрость. «Каков разум, таков и жизненный мир» - утверждают адыги. Только разумные люди могут поддерживать порядок и благоразумие в мире, регулировать свои отношения на основе сложившихся в обществе норм и правил.

Взаимоотношения общества и человека были одной из ведущих проблем этнопедагогики народов Северо-Кавказского региона; личное счастье человека и интересы общества считались неразделимыми. Горец может быть счастлив только тогда, когда соединит свою судьбу с судьбой соотечественников, только при этом условии он сможет иметь настоящее человеческое благополучие. Поэтому «человек всегда должен думать и бороться за счастье и благополучие своего народа, среди которого он живет. Об этом говорят пословицы и поговорки: «Жылэр зэрыхъуу ухъунщ: жылэр л1эмэ улізнщ, жылэр тхъэмэ утхъэнщ» (Будет тебе то, что всему обществу: будет обществу плохо, значит и тебе будет плохо, будет обществу хорошо -будет и тебе хорошо) [43, с.40]. Народ знал, что благополучие общества, страны, аула зависит от усилий отдельных людей, а судьба каждого - от благополучия общества, поэтому человек должен жить интересами соотечественников, быть сильным и мужественным, способным к борьбе с жизненными трудностями, с врагами. Умение находить наиболее разумный подход к людям и строить свои взаимоотношения с пользой ценились адыгским народом; ценилось умение соблюдать правила хорошего тона, постоянно проявлять доброе человеческое отношение, отзывчивость, вызывать симпатию по отношению к себе. Народная мудрость гласит: разум, нравственно ориентированный ум, нравственное сознание формируются в процессе всей жизнедеятельности человека благодаря его целенаправленным постоянным усилиям. Необходим сознательный поиск контактов для обогащения нравственного сознания, нравственного опыта и выработки правильного взгляда на жизнь [11, с.54].

«Нравственное понимание» означает, что в сознании и поведении человека преобладают добрые помыслы, здравый смысл, чувство меры. Считаются недопустимыми стремление быть на виду у всех, желание превзойти других, проявление мести, угодничества. Утверждается мысль о несовместимости разумного и неразумного. «Глупца обойди, а умный обойдет тебя сам»; «Приставшему глупцу шапку отдай и уйди» [11, с.59].

Для адыгов совершенная личность характеризуется способностью спокойно, терпеливо и снисходительно относиться к недружелюбным, неприятным и оскорбительным выпадам. Умение сохранять спокойствие, выдержку по отношению к людям, совершившим ошибку, неверные действия, сдержанность в словах и поступках. «Из всех добродетелей самая лучшая сдержанность»; «Умеющий сдержать гнев доживет до старости» -гласит народная мудрость.

Адыгские традиции - фактор формирования и развития национального идеала совершенной личности

Природосообразность, учет половозрастных и индивидуальных особенностей, адыгский народ относил к положениям, которые определяли общее направление воспитательного процесса, методы и принципы воспитания. В народной педагогике нет определения понятия природосообразности воспитания, но изучение фольклора и опыта народного воспитания говорит о том, что народ стремился установить общие закономерности природы, которые одинаково проявлялись бы в жизни растений, животных и людей.

В свадебной песне поется: Джэдым хуэдэу быныф1эу (Чтобы невестка была многодетной, как курица (квочка) [3, с. 190], идеей природосообразности полна пословица: Адакъэрэ пэт - джэджьейр егъашхэ [4, с.35]. (Петух и тот кормит цыплят), говорит о необходимости заботиться о подрастающем поколении.

В соответствии с природосообразностью адыги пришли к выводу, что воспитание человека нужно начинать с раннего детства: Цу хъущтыр шк1эзэ къаш1э (Будущего быка узнают еще теленком); речь идет о не врожденных способностях, а о воспитании с раннего детства. Народ считает, что лучшее время формирования личности - это детство: Чыр ц1ынэзэ умыуфэмэ, ины хъумэ пфэуфэ-жьыщтэп [3, с.24] (Сгибай лозу, пока она молодая, вырастет - не согнешь), или Чы рапщіз умыгъэшмэ, бжэгъу хъуа ужь пхуэгъэшыжынкъым [52, с.291] (Если не согнешь, пока хворостина, не сможешь согнуть, когда будет колом), Чы ЩІЬІКІЗ къыумыгъэшар бжэгьу хъуа нэужь, къыпхуэгъэшыжыркъым (Если не согнул прутом, не согнешь, когда станет колом); Шэфыр фабэзэ фызы, кіалзр ц1ы-к1узэ гъасэ [3, с.45] (Воск мни, пока он горяч, человека воспитывай, пока он мал). Аналогичные пословицы есть и у других народов: у русских - «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» [91, с.26], у грузин - «Ветка гнется, пока молода, вырастет не согнешь» [102, с.188], у чувашей - «Если не согнуть, пока прутик, то не согнешь, когда станет палкой» [25, с.66].

Обосновывая принцип природосообразности, Я.А. Коменский писал: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать, как угодно, но если оно выросло, это невозможно сделать. Так, если кто желает согнуть из дерева лук, ему нужно взять дерево зеленое и молодое, нельзя согнуть старое, сухое, суковатое дерево» [65, с.286].

Несмотря на то, что природосообразность воспитания трактовалась адыгами в большинстве случаев как простая аналогия с законами развития природы, всестороннее формирование личности и ее совершнствование понималось как процесс более сложный по сравнению с ростом и развитием животных. По этому поводу Г.Н. Волков пишет, что «только первоначально, в глубокой древности, природосообразность понималась исключительно как простое перенесение явлений природы на человека и его поступки» [25, с.66]. Это относится и к адыгам, свидетельство тому пословица: Хьэри малъфэ, къори малъфэ, къэплъфырэр умып1ижьымэ олъфэкЬ пкЬ и1эп (И собака рожает, и свинья рожает, но если не сумеешь воспитать рожденного тобой, то незачем рожать). Пословица содержит мысль, что человек, хоть и живет в единстве с природой, но все-таки воспитание подрастающего поколения - сложное и своеобразное дело, сознательно осуществляемое только человеком.

Необходимость сообразования с природой требует учета половозрастных и индивидуальных особенностей детей. Убежденность народа в том, что воспитание нужно начинать в раннем возрасте и что по «теленку видно, каким будет бык», т.е. «по ребенку видно, каким будет человек», не отрицает значения воспитания и в последующие годы его жизни. Природосообразное отношение народа к возрастным особенностям подрастающего поколения мы видим в поговорке: Ар кЬлащэ, ащ иакъыл джыри фазэрэп (Он молод, этого не может еще понять), в пословице Хьэм игъэрищ, шым игъэрибл, ліьім игъэщэк1 (Хорошо, когда собаке - три года, лошади - семь лет, мужчине - тридцать) [4, с.94], т.е. в эти годы достигается расцвет возможностей ребенка.

У адыгов, как и у других народов, существовало деление людей на две группы: жъы, к1э (пожилые и молодые): Жъы зэрымысым нэмыс илъэп, к1э зэрымысым насып илъэп (В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности, а в семье, где нет молодого человека, нет счастья). Адыги говорят: кізлзціьїкіу, ціьїкіугьо (дети; детство); к1алэ, пшъашъэ; кЬлэгъо, пшъэшъэгъо (парень, девушка; юность) или кЬлэгъуалэ, кЬлэгъу -(молодежь, молодость). Юэлэгьурэ дэхэгьурэ зимыЬ; щы1эп, значит: «Нет никого на свете, не имеющего молодости и красоты». В этих словах звучит пояснение, что каждый возраст имеет свои особенности; л1ы, зэманыгъо (мужчина или взрослый, зрелость); Шыжъ-ныожъхэр, жъыгъэ (старые люди; старость).

Больше всего возрастные разграничения имеются в младшем возрасте, когда различные физические и психические изменения особенно наглядны. Например, новорожденного адыги называют сабый ц1ынэ [52, с. 153], ребенка до одного года, который спит в колыбели, - кушъэ хэлъ [130, с.270], ребенка начинающего ходить, называют сабый зизекіогьу. Каждую такую стадию делят на еще более мелкие периоды, где отмечаются уровни как физического, так и психического развития детей. Так, например, о ребенке, который только начинает разговаривать, говорят сабый зипсэлъэгьу; о двух-трехлетнем ребенке говорят иделэуъу («У него сейчас дурной период» или «У него сейчас дурной возраст»), имея в виду период быстрого развития речи. В этих словах дана психологическая характеристика возраста.

Похожие диссертации на Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике