Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Бирагова Иза Ивановна

Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике
<
Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бирагова Иза Ивановна. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2001 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/885-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Идеи и воспитательный опыт осетинского народа по нравственному воспитанию подрастающих поколений 13

1.1. Социально-исторические корни возникновения и развития осетинской народной педагогики. Её структура, сущность и предмет 13

1.2. Представление горцев-осетин об идеале совершенной личности 24

1.3.Горцы-осетины о нравственности и нравственном воспитании. Понятия «нравственность», «ирон аегъдау» (осетинский обычай), «ирон эефсарм» (осетинский этикет)30

1.4. Осетинская народная педагогика о содержании нравственного воспитания 36

1.5. Требования осетинского нравственного кодекса к детям и молодёжи 55

Глава 2 Средства, методы и приемы нравственного воспитания подрастающих поколений 65

2.1. Средства нравственного воспитания в народной педагогике осетин 65

2.2. Основные методы нравственного воспитания подрастающих поколений 102

2.3. Приёмы нравственного воспитания ИЗ

2.4. Педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания курса «Традиционная культура осетин» 119

Заключение 131

Библиография 136

Приложения 147

Введение к работе

Постановка и актуальность проблемы. В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходяпщх в 90 гг. XX века во всех сферах нашей действительности в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения.

Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности в Осетии, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей осетинского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.

В наше время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению национальной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.

Духовное богатство этноса всегда было связано с народной педагогикой, с нравственными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям этих понятий, идей и опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эти задачи призваны учёные и школа.

Вместе с тем, нынешняя социальная ситуация в России такова, что

зачастую игнорируются национальные особенности, этнопедагогические стереотипы, отражённые в нравах, обычаях, что на практике нередко приводит к тому, что национально-психологические особенности детей вступают в противоречие с целями, средствами, методами нравственного воспитания.

Следует также отметить, что перестроечные процессы, осуществляемые в нашей стране с целью демократизации и обновления общества, раскрепощения духовно-нравственного сознания людей, принесли не только пользу, но и значительный ущерб делу воспитания.

Вот почему современное состояние нравственного воспитания в школе далеко неудовлетворительное. Оно не отвечает требованиям жизни в смысле нравственно-психологической подготовки детей к жизни. Утрачиваются веками передаваемые из поколения в поколение обычаи уважения старших, женщин, любви к труду. Дети не знают свою национальную культуру, обычаи, родной язык Школа не воспитывает детей в духе прежней целеустремлённости, коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, единения, подлинной человеческой гражданственности, свободных гуманных отношений.

В этих условиях важное значение приобретает использование богатого опыта и идей нравственного воспитания, имеющихся в осетинской народной педагогике, что могло бы подсказать нам много полезного для совершенствования системы нравственного воспитания детей в семье и обществе.

Поэтому, возрождая современную осетинскую школу, необходимо опираться на опыт и идеи нравственного воспитания, нашедшие своё отражение в этнопедагогике осетинского народа.

К вопросам народной педагогики большой интерес проявляли классики педагогики. В частности, основоположник мировой педагогической науки Я.А. Коменский одним из первых дал теоретическое обоснование народному воспитанию, оставил блестящий образец практической реализации

педагогики в классическом труде «Мудрость старых чехов», не потерявшем своего значения до настоящего времени

Особое внимание народному опыту воспитания уделял великий русский педагог К.Д. Ушинский. В итоге глубокого анализа систем воспитания ведущих стран мира, он пришёл к выводу, что у каждого народа существует «своя национальная система воспитания»[133, с.256].

Современными для нашего времени являются мысли великого педагога, по достоинству оценённого историками как создателя русской народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывают характер народа, его национальные и психологические особенности, его быт, историческая культура и т.д.

В статье «О нравственном элементе в русском воспитании», обосновывая необходимость народной школы для России, К.Д.Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим» [134,с. 54].

Прав и видный мыслитель России И.А.Ильин (1883-1954), горячий поборник национального воспитания, который считал, что «каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать её, одолеть её, одухотворить её по-своему, пребывая в своём, своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное священное право; в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, религиозная обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, - он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдёт с лица земли» [56,с.15].

Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали крупнейшие классики-педагоги Запада и

России: Ж.Ж. Руссо, Н, А. Константинов, А.С.Макаренко, Е.М. Медынский, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский и другие. В А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования на проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьёзно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, -писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национально характера, лицо народа» [130, с. 16].

Актуальность этих взглядов усиливается проблемами, возникающими в настоящее время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, неподготовленностью в разрешении национально - культурного возрождения межэтнических и межнациональных отношений.

Эта проблема нашла отражение в современной философской, социологической и педагогической литературе, о чём свидетельствуют фундаментальные труды З.У.Блягоза, И.С.Кона, В.И.Новикова, П.И.Пидкасистого и др. Они характеризовали отношение к народным традициям, наметили пути возрождения, развития и формы пропаганды прогрессивных народных традиций, определили их роль в воспитании подрастающего поколения.

При разработке темы исследования автор неоднократно обращался к трудам Г.Н.Волкова, посвященным общим проблемам этнопедагогики народов, особенно комплексному изучению этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов.

В работах Г.Н. Волкова [27 — 30] также раскрываются основные направления народного воспитания, его формы, методы и средства, национальное своеобразие народной системы воспитания. При этом автор

постоянно прибегает к сравнениям опыта, традиций и обычаев чувашского народа с опытом, традициями и обычаями представителей других национальностей, критически оценивая различные педагогические явления.

В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русского (Г.С.Виноградов), татарского (Я.И. Ханбиков), якутского (В.А.Афанасьев), грузинского (А.Ф.Хинтибидзе), армянского

(В.А.Арутюнян), азербайджанского (А.Ш.Гашимов), киргизского (А.Э..Измайлов) и многих других, дающих обобщённый и конкретный материал о народной педагогике отдельных этносов. В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы этнопедагогики нашли своё отражение в трудах известных учёных Северного Кавказа - И. А. Шорова, Р.А.Мамхеговой (Адыгея), Ш.А.Мирзоева, З.Якубова (Дагестан), М.Б.Гуртуевой, Э.М.Тамбиевой, В.В.Смиренина (Кабардино-Балкария), Т.З. Бесаевой, Е.Е.Хатаева, Х.Х.Хадикова (Осетия) и других. Эти исследования имеют научно-практическое значение для улучшения воспитания и обучения детей в осетинской национальной школе.

Большой вклад в изучении различных проблем осетинской народной педагогики внесли учёные республики Северная Осетия - Алания, историки, этнографы, педагоги: В.И.Абаев, Т.А.Гуриев, Ш.Ф. Джикаев, М.И.Исаев, Б.А. Калоев, С. Кокиев, А.Х. Магометов, З.М. Салагаева, B.C. Уарзиати, Т.А. Хамицаева, З.Б. Цаллагова.

Важный вклад в изучение духовной культуры внесли осетинские мыслители, публицисты, писатели: А.А. Гасиев, Г.И. Дзасохов, И.Д. Кануков, А.Н. Кодзаев, А.Б. Коцоев, Х.А. Уруймагов, К.Л. Хетагуров, Г.М. Цаголов.

Для изучения данной проблемы значительный интерес представляют работы профессора Е.Е. Хатаева, раскрывающие вопросы развития школы, педагогической мысли и этнопедагогики северокавказских народов.

Частично вопросы воспитания на традиционной культуре осетин рассматриваются в работах С.Г. Гагиева, Л.К. Гостиевой, О.И. Дреева, В.К. Кочисова, В.Д. Цаликова, З.И. Цогоевой, СР. Чеджемова и других.

Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов, отметим, что вышеперечисленные авторы не делали указанную проблему предметом специального исследования, так как они не ставили перед собой такие задачи.

К сожалению, материалы народной педагогики до сих пор не нашли достаточного отражения в осетинской педагогической науке. Невелико количество публикаций по этой проблеме. Отсутствуют полнота состава и достаточная разработанность содержания нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Возможности творческого применения народной педагогики использованы не в полной мере. Не все аспекты данной проблемы изучались и изучаются с достаточной полнотой и основательностью.

Выявленные социально-педагогические противоречия и практика нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в осетинской народной педагогике.

Таким образом, с учётом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - богатейший воспитательный опыт осетинского народа, отражённый в духовной жизни, обычаях, обрядах, традициях, в фольклоре.

Предметом исследования являются идеи и опыт нравственного воспитания, ценностные ориентации личности в осетинской народной педагогике.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

- дать общую характеристику возникновения и развития осетинской

народной педагогики, показать её структуру, сущность и предмет;

- раскрыть установившиеся в осетинской народной педагогике идеал, цель и содержание нравственного воспитания, основные требования нравственного кодекса к детям и молодёжи;

- проанализировать созданные народом основные средства нравственного воспитания, методы и приёмы педагогического воздействия на детей;

разработать педагогические рекомендации по использованию

материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе

курса «Традиционная культура осетин».

Методологической основой исследования является

общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, которые в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума; общефилософские идеи влияния фольклора на духовную культуру народа, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников;

- сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.

Источниковую базу исследования составляют:

- шедевры народного творчества горцев Северного Кавказа:

сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды, притчи, историко-героические песни, трудовые и колыбельные песни;

труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли (научной и народной) горских и других народов России. Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: 1996-1997 гг. - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2-й этап: 1998-1999 гг. - анализ научной информации и подготовка материалов диссертации;

3-й этап: 2000-2001гг. - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое наследие осетинского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован в нравственном воспитании подрастающего поколения.

2. Коллективные представления народа об идеале совершенной личности складывались тысячелетиями.

3. Содержание нравственного воспитания, определённого народной педагогикой осетин, имеет много общего и специфичного с содержанием нравственного воспитательного опыта других народов Северного Кавказа.

4. Характеристика основных средств, методов и приёмов нравственного воспитания в осетинской народной педагогике.

5. Пути и средства использования материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Традиционная культура осетин».

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена важнейшая проблема воссоздания целостной картины идей и опыта нравственного воспитания в осетинской народной педагогике;

- охарактеризованы сложившийся в воспитательном опыте осетинского народа идеал совершенной личности, цель и содержание нравственного воспитания;

- установлено, что нравственный идеал, этические воззрения осетинского народа наполнены гуманистическим содержанием, отражают специфику его уклада жизни и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- выявлены факторы, методы, средства и отдельные приёмы педагогического воздействия на молодое поколение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщённый и систематизированный опыт формирования нравственно целостной личности в народной педагогике представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих систему нравственного воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель и задачи нравственного воспитания, его процесс, средства и методы педагогического воздействия, социализации личности и характеризует результаты присвоения ребёнком общественно-педагогического опыта человечества в процессе его предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических отношений, Принципы и традиции осетинской народной педагогики в области нравственного воспитания отражают особенности духовной жизни осетин, их национального характера, единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека и включают побуждение к деятельности, индивидуализацию нравственного воспитания, развитие у воспитанников самодеятельности и самостоятельности.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в

практике работы современной осетинской национальной школы, явиться основой спецкурса по народной педагогике осетин в обучении студентов педвузов, педучилищ, использоваться в системе повышения квалификации учителей, в обновлении содержания педагогического образования, в деятельности учителей и классных руководителей по повышению уровня нравственного воспитания современной молодёжи. Разработанные рекомендации предусматривают вооружение учителя опытом пропаганды идей народной педагогики среди родителей учащихся, всего населения. Исследование даёт возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла.

Объективность и достоверность полученных результатов

обеспечена широкой базой источников, соответствием методов

исследования целям и задачам диссертационной работы, длительностью и многоплановым характером исследования, многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве учителя осетинского языка и литературы, заведующего учебно-методическим кабинетом воспитания Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере завершения его частей. Основные результаты исследования получили одобрение на заседаниях кафедры общественных наук СОРИПКРО, совещании Министерства общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания 22.10.1999г., конференции «Традиционная культура осетин» (Владикавказ), проведённой 01.04.1999г. Материалы диссертации апробированы на курсах повышения квалификации учителей, используются в работе общеобразовательных учреждений республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. 

Социально-исторические корни возникновения и развития осетинской народной педагогики. Её структура, сущность и предмет

Существенным элементом духовного наследия каждого народа является его педагогическая культура, её идеи и воспитательный опыт, выработанные народными массами на протяжении веков и тысячелетий. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.

«Народная педагогика - это исторически выстраданная теория и практика прогрессивного воспитания, обучения и благоразумного управления народными массами» [93,с.4]. «В определённых исторических условиях народная педагогика, соблюдая преемственность поколений, обеспечивала сохранение самобытности нации, её психического склада и языка, производственных умений и знаний, духовного богатства» [137,с.363].

Возникнув вместе с появлением человека на базе накопленного за многовековую историю воспитательного опыта, народная педагогика как совокупность эмпирических знаний и опыта народа в области воспитания и обучения подрастающих поколений, стала заниматься осмыслением этого опыта, средств и идей в целях совершенствования детей.

«Но в дальнейшем народная педагогика, в том числе северокавказских народов, развивалась в процессе совершенствования трудового и воспитательного опыта людей, обогащалась новыми идеями и практическими знаниями, выражая либо консервативную, либо прогрессивную линию в своём развитии» [143,с.6].

На определённом этапе развития человечества появилась этнопедагогика. Предметом её является народная педагогика. Сама же этнопедагогика является отраслью и источником научной педагогики. Этнопедагогика, как часть педагогической науки, исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками всей педагогики, но вместе с тем для неё чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. В ней формируются и собственные методы.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, влияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или другого этноса.

Чёткое разграничение понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика» проведено академиком Г.Н. Волковым. Им впервые введён термин «этнопедагогика», специальная область педагогической науки, основным объектом которой является «народная педагогика», а предметом — теоретическая разработка её проблем. «В отличие от педагогической науки народная педагогика не имеет ни законченных, «чисто» педагогических трудов, ни сохранившихся в народной памяти имён талантливых педагогов»[30, с.42-43]. Между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя всё лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека [109, с. 5].

Народная педагогика - дописьменная педагогика. Поэтому «письменной» системы знаний и понятий не могло и быть. Но всё же в ней есть система педагогических понятий и знаний, которые народ сохранил во всех сторонах жизни и творчества.

Философы, педагоги, психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, личности, определением его положения в обществе, получившие отражение в фольклоре и других видах народного творчества.

Таким образом, «народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившие отражение в народном творчестве» [164,с.14].

Представление горцев-осетин об идеале совершенной личности

Среди воспитательных задач разного рода важное место занимают те, что связаны с формированием гражданских качеств.

Воспитание в отличие от образования, имеет национальный характер. Народ в процессе своего развития создал определённый идеал человека. Этот идеал явился порождением не только общественных отношений, хозяйственного уклада народа, его психики, но и выступал как концентрированное выражение народных представлений, понятий о совершенном человеке, воплотившим в себе наиболее высокие моральные качества. Идеал показывает на конечную цель воспитания и самовоспитания человека, даёт ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Идеал отражает потребности совершенствования человека, выступает ценностным ориентиром и стимулом развития личности. В нём находится дух времени, содержатся требования социально-экономического и культурного развития данного общества, класса, воплощается образ жизни людей, религиозные убеждения, семейный уклад, обычаи и традиции.

Наряду с этим идеал включает общечеловеческие ценности. Исследования Г.Н.Волкова показали, что подготовка «совершенного человека» не является этнической принадлежностью человека. Она носит общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии природы [30, с.12].

Идея совершенства личности оказывалась заложенной в самой природе и характере её деятельности.

Прогресс человечества был бы невозможен без стремления к совершенству. Осетинская народная педагогика утверждала, что человек становится совершенной личностью благодаря правильному воспитанию социальной средой. Отсюда смыслом жизни горской семьи было не только заиметь детей, но и всесторонне подготовить их к жизни.

В произведениях устного народного творчества выражены взгляды горцев-осетин на совершенство человеческой личности, которое должно соответствовать в своих устремлениях характеру народа, отвечать его интересам. Идеал воспитания характеризуется наделением личности теми качествами, которые ценились в обществе соплеменниками. Такими качествами и достоинствами считались служение народу, воинственность, готовность отдать свою жизнь за него, здоровье, физическая сила, почитание старших и другие.

Традиционные осетинские характеристики личности (например, «красавица», «настоящая Сатана», «настоящий горец», «джигит», «достойный человек»), подчёркивая главные человеческие черты, не сводят сложную человеческую природу человека исключительно к названным признакам [99, с. 134].

Нравственный идеал женщины-горянки был наделён универсальными чертами личности, в том числе высокой нравственностью.

Критерием нравственности «красавицы» женщины-горянки считалась женственность, обаятельность, скромность, гостеприимность. Непременным атрибутом женской красоты считались длинные волосы на голове, заплетённые в две косы, извивающиеся по спине и доходящие почти до колен, она должна была быть трудолюбива и искусна во всех домашних работах [102, с.476].

Идеальный образ женщины-горянки красной нитью проходит через весь нартовский эпос, а образ Сатаны стал собирательным образом мудрой и обходительной женщины. «Сатана выступает как мать и хозяйка не только в узком кругу семьи, но и для всего племени. Когда нартов постигает голод, Сатана открывает гостеприимные двери и из сделанных ею запасов угощает народ, от мала до велика» [1, с. 171].

«Не фсин - Сатана» («Наша хозяйка - Сатана»), гласит осетинская пословица. Это есть высшая похвала достоинств женщины в устах осетина.

Что же касается «настоящего джигита», достойного человека, то это — ещё более развёрнутая программа формирования личности. «Настоящий джигит», «достойный человек» представляют собой обобщённую систему положительных черт идеала совершенной личности осетин.

Таким, например, в героическом нартском эпосе осетин, «достойным человеком», «лучшим из лучших (идеалом) был признан Батрадз, которому достались три сукна. Первое сукно ему досталось за мудрость и отвагу, второе - за воздержание в пище и питье ронга. Третье сукно предназначалось тому, кто от рождения и до конца жизни своей как бы тяжело не сложилась судьба его, со славой и честью пронёс имя человека и тому», «кто из молодёжи нашей больше всего благородства проявил по отношению к женщинам и наиболее снисходителен был к жене своей» [8,с.151].

Конкретная программа совершенства человеческой личности у каждого народа возникает и развивается под влиянием исторических условий. Каждая эпоха вырабатывает своё представление об идеале человека, в котором отражается не только настоящее, но и желаемое будущее. Представления людей о совершенном человеке не остаются низменными. Они меняются с изменением условий жизни. Идеал носит национальный и классовый характер.

Идеалом для людей, занимающихся морскими промыслами, видимо, является отважный моряк, т.е. бесстрашный и выносливый труженик моря, в то время у осетин, где основу труда составляло сельское хозяйство, в качестве идеала выступал труженик земли.

Средства нравственного воспитания в народной педагогике осетин

Народная педагогика осетин давно установила важность использования словесных средств воспитания в подготовке детей к жизни. К числу наиболее эффективных средств нравственного воспитания, используемых ею на практике, относятся сказки, сказания, предания, легенды, пословицы, поговорки, а также историко - героические, колыбельные, трудовые и обрядовые песни.

Кроме познавательной ценности они имеют воспитательно-мировоззренческое значение. Но только при глубоком знании средств воспитания народными воспитателями, педагогически обоснованном и целенаправленном их выборе, учёте возрастных, индивидуальных и национальных особенностей могут дать желаемые результаты.

Применение этих средств воспитания на практике даст возможность детям ознакомиться с историей и разумом осетинского народа, с обычаями и традициями других народов.

Известно также, что некоторые средства воспитания, как сказки, сказания, предания, пословицы и поговорки имеют рекомендательный характер, поэтому оказывают на них целенаправленное воздействие.

Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, оказывают на них практическое воздействие, побуждают их к самостоятельным действиям. В этом плане первая группа воспитательных средств превращается в важнейшие формы и методы народного обучения и воспитания [143, с. 206].

Они способствуют постепенному осознанию детьми смысла жизни и своего в ней места [93, с.20].

Опыт народного воспитания, заключённый в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остаётся важнейшим источником развития народной педагогики осетин.

Как средство народного воспитания опыт прошлого практически осмысливался и совершенствовался.

Из всех фольклорных произведений сказки, сказания, легенды, предания, пословицы, поговорки и другие являются наиболее эффективными средствами воспитания детей, так как содержат богатейшие сведения о цели и смысле жизни.

Сказка - один из видов национального искусства, художественное творение народа, в котором запечатлена его многовековая история.

Истоки этого жанра уходят в древнейшую эпоху. Бытуя в течение многих столетий, она, как популярный и динамичный жанр отражает во всём её многообразии жизнь народа, всю систему его нравственных ценностей.

Как основной фольклорный жанр, сказки представляют собой эпические, преимущественно прозаические художественные произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел и счастливый конец. К прозаическим произведениям исторического и легендарного характера относятся сказания с историческим вымышленным содержанием, имеющими со сказками как сходство, так и различия. Это означает, что наряду с показом подлинно-исторических событий в них изображаются фантастические легенды [21, с.452-453].

О значении сказки в жизни горцев хорошо сказал первый классик осетинской литературы К.Л. Хетагуров: «Сказка составляет достояние обоих полов и всех возрастов. Они многочисленны, разнообразныи художественны: они всегда служили одним из самых приятных времяпровождений» [148, с. 256].

Слушая рассказы стариков, дети проходили своеобразную домашнюю школу, усваивали наследие народного творчества, знакомились с историей и генеалогией рода, племени.

Не только дома окружали детей удивительный мир сказки, сказители и певцы исстари были в каждом селении, квартале [143, с. 57] .

Используя сказки в воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодёжи. А если случалось, что кто-нибудь из молодых нарушал нормы и правила поведения, предусмотренные горским этикетом, старшие начинали рассказывать сказки, в которых осуждались нравственные пороки людей [143, с. 61].

Народные сказки рассказывали везде, где собирались любители устного поэтического творчества, и чаще всего, в кунацких, на посиделках осенью и зимой, а иногда у постели больного. Слушание сказки было любимым развлечением молодёжи. О том, как это практиковалось у адыгов, пишет известный исследователь адыгской сказки Ш.Хут: «Сказания и сказки, подчеркивает он, - рассказывал обычно один человек, однако слушатели не оставались пассивными: многие высказывали своё отношение к повествованию, порицали или одобряли поступки персонажей» [153, с. 15-16].

Десятки уникальных текстов народных сказок записаны от осетинских сказителей: Бибо Дзугутова, Дзаго Губаева, Кудза Джусоева, Тасохази и Хату Гусовых, Вано Гуриева, Левана Бегизова, М.Гарданова, 1Д. Амбалова, Г.Дзагурова и других.

Сказки осетинского народа имеют много общего со сказками северокавказских народов: балкарцев, карачаевцев, адыгов, ингушей и чеченцев, народов Дагестана, а также и с русскими сказками. В них прослеживается схожесть сюжетов, образов и характеров, утверждаемых нравственных норм, правил и заповедей. Это не случайно. Ведь народы мира, живя на одной планете, развиваются по общим законам истины.

В качестве одного наглядного примера можно привести хорошо известную русскую волшебную сказку «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» и осетинскую «Брат Уари и сестра Канана». Герои этой сказки, как и в русской сказке, убегают из дома, проходят через многие трудности и в конце концов обретают счастье, благополучие. Сказки различаются только деталями - это: озеро в русской сказке и молочное озеро в осетинской; в русской сказке младший брат превращается в козлёнка, а в осетинской - в оленёнка и так далее. Все основные элементы сюжета этой сказки традиционны для многих народов [77, с.25].

Основные методы нравственного воспитания подрастающих поколений

Разнообразен круг нравственных проблем, которые охватывают притчи. Это нравственные нормы и требования к человеку семьёй и обществом; это и обязанности человека в производственно-трудовой деятельности.

В притче «Лодырь» [101, с.375] один человек, чтобы не работать в поле, засовывал руку в гнездо неядовитой змеи, которая, бывало, ужалит его, лодырь избавлялся от работы. Но однажды это гнездо заняла ядовитая змея, и лодырь поплатился жизнью за свою уловку.

В притче «Вор-новичок» крестьянин позавидовал жизни воров, распродал своё имущество, купил коня и решил промышлять разбоем. Но при первой же попытке угнать чужой скот был ранен в голову. Товарищи подхватили его и увезли на окраину села. Здесь он начал осматривать его рану, и один из них спросил, не задет ли мозг. Пострадавший ответил, что нет, потому что у него нет мозга. «Если бы в моей голове был мозг, - сказал он, - я бы не продал свои пожитки и вот тут, на окраине чужого села не подыхал бы, как собака» [101,с.374].

Важным средством нравственного воспитания являются пословицы и поговорки. Анализ закономерностей функционирования назидательных высказываний показывает, что афоризмы, одно из самых сильных средств традиционного воспитания, воздействуют на чувства, сознание и поведение подрастающих поколений, а также способствуют поддержанию регламентиционных норм общества[156, с.49]. В пословицах и поговорках выражается народная мудрость, его разум, чаяния и стремления. Пословицы и поговорки отражают жизнь во всём её многообразии.

Пословицы - это один из фольклорных жанров, афористически сжатые, грамматически и логически законченные изречения с поучительным смыслом в ритмической организованной форме, например, «Что посеешь, то пожнёшь» [129, с. 105]. Пословицам характерны образность и неповторимый колорит, что можно показать следующими изречениями:

«Доброе слово - что лето, злое слово - зимняя стужа», «Жизнь - река, а война — поводок на ней».

В отличие от пословицы, которая выражает целое суждение о чём-нибудь, поговорка выражает составную часть этого суждения.

Поговорка - это образное выражение, дающее эмоционально-экспрессивную оценку поступкам, поведению людей. Например, иногда мы слышим выражение: «Надоел как горькая редька». Здесь, как видно, выражены крайнее неудовлетворение или досада кем-то и чем-то. Если говорить о разграничительных функциях пословиц и поговорок, то некоторые учёные, такие как В.И.Даль, Ю.Гвоздев и другие [115, с.2-15] считают, что с давних пор пословица рассматривалась как суждение, поучение, имеющее «обобщающую семантику, выраженное иносказательно». Поговорка же В.И.Далем определяется как простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без сужения, заключения, применения. Это одна первая половина пословицы [115, с.2-25].

В осетинском языке два понятия - пословицы и поговорки -объединяются под одним словом «аембисонд» (слово это многозначно и употребляется также в значении басня, притча, чудесное, чудо)[2, с. 139]. Пословицы и поговорки осетинского народа отображают всё многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания.

Народная символика, пронизывая духовную и материальную культуру, проникает с самого детства в кровь и плоть человека, и даже подросток способен воспринимать в прозвучавшем в его адрес наставлении не только прямой смысл, но и глубинный переносный [156, с.49].

Горцы-осетины всегда ценили глубину, гибкость народных изречений. Слово воспитывало, убеждало, воодушевляло, поддерживало или огорчало, оскорбляло и унижало людей. Поэтому безымянные поэты, певцы, сказочники и народные воспитатели совершенствовали и использовали его во имя духовного развития детей и молодёжи [143,с.71]. Уважительное отношение горцев к меткому слову выражено так: «Зондцжын ныхас фат у, йае фехсын та рдын »[105, с.7]. «Умное слово-стрела, умение сказать - его лук», «Дзаебаех дзырд - заердаейы дуар»[105, с. 16]. «Хорошее слово- зеркало души», «Сабыр ныхасмэе калм дэер хъусы»[104, с. 105] «К тихому слову змея и то прислушивается». Одновременно народ осуждал злословие, многословие и пустословие. «Ныхас уадаей тагъддаер у, топпаей -тыхджындаер»[105, с. 101] «Слово быстрей ветра, сильней ружья», «Бирае дзурынаей бирзг кусын хуыздаер»[105,с.13] «Чем много говорить, лучше немного сделать», «Бирае дзурынаей пайда наей»[105,с.13] «От пустой болтовни пользы нет», «Me взаг - ме знаг»[155, с.30] «Мой язык - мой враг».

Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориях: ум-глупость, добро- зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость. Об этом говорят пословицы: «Дунейы рухс-хур, адаеймаджы рухс-ахуыр»[104, с.63], «Зонд маесыг у, хъару -гаенах»[104, с. 165] «Ум - башня, сила - крепость», «Искаей зондаей цаерэзн наги» [104, с. 165] «Чужим умом не проживёшь», «Искаей хъзгу дын дае дарагсген кад каенынц, уагхи хъаеу та дае хъаруйагн»[ 104, с.75] «В чужом селе почитают по одежде, в своём - по силе», «Искаейы цаесты аерду уыны, йггхи цаесты та къала баелас даер нае уыны»[104, с.74] «В чужом глазу волосинку видит, а в своём и ветвистого, с корнями дерева не видит».

В осетинских пословицах и поговорках обобщался огромный опыт предшествующих поколений и отражались вопросы воспитания детей. В них содержались советы не баловать детей: «Буцахуыр ма скаен дге байзагддаджы: азымы дзг дардзысты аерагджиау» [58, с.24] «Не избалуй своего потомка: потом тебя будут обвинять». «Буцхаст уаездан казны, угездан магуса казны, магуса та саефтмае цаеуы»[58, с.25] «Баловень становится нежным, неженка -лодырем, а лодырь идёт к гибели».

Похожие диссертации на Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике