Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Фетисова Ольга Пантелеевна

Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков
<
Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фетисова Ольга Пантелеевна. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 167 c. РГБ ОД, 61:05-13/761

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания подростков 12

1.1 Сущность и основные понятия нравственного воспитания 12

1.2 Особенности нравственного воспитания в подростковом возрасте ... 37

1.3 Нравственное воспитание в русской народной педагогике 50

Выводы по первой главе 66

ГЛАВА 2. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков ...74

2.1 Задачи и содержание формирования нравственно целостной личности 74

2.2 Организация педагогического процесса по нравственному воспитанию подростков и его технологии 101

2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования 122

Выводы по второй главе 137

Заключение 149

Библиографический список

Использованной литературы 154

Введение к работе

Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и нравственных устоев в сознании людей. В этих условиях сильно возрастает интерес педагогов и общественности к вопросам воспитательной работы. Как, какими путями добиться улучшения воспитательной работы, как выполнить требования жизни об усилении трудовой и профессиональной ориентации, о выработке у молодого поколения активной жизненной позиции? Что из накопленного веками опыта нравственного воспитания народов России целесообразно применить в новых условиях, а что требует совершенствования и пересмотра?

Требования жизни современной России ведут к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания подростков. Именно в настоящее время, когда воспитательная работа требует корректировки, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое использование опыта воспитания предшествующих поколений. Великий педагог К.Д. Ушинский по этому поводу писал: «Следует более всего иметь ввиду при новых реформах, чтоб неосторожными преобразованиями ни попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает еще их приносить»[191, С.54]. Эти слова не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Внимание к нравственному воспитанию не ослабевает, потому что уровень морального роста человека дает в то же время и возможность, наряду с другими показателями, охарактеризовать общественный прогресс. В наши дни, в нравственном мире господствующим становится чувство собственности и те нравственные принципы, которые были в западных странах, в извращенной форме появляются в нашей стране. В результате этого нравственность общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация, половая распущенность. Средства массовой информации пропагандируют жестокость, кровосмещение, извращенный секс. Разрушается веками выработанный народом

4 идеал нравственного воспитания, появляется другой, согласно которому молодые люди уделяют больше внимания односторонней физической подготовке. Занятия боевыми искусствами без духовной, нравственной подготовки делает молодежь не защитниками чести и достоинства слабых, а убийцами, насильниками, то есть опасными людьми для общества. Воспитательная работа в семье, школе, обществе находится в состоянии кризиса.

Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает. Сложенный на протяжении многих веков опыт нравственного воспитания русского народа, при умелом использовании может оказать положительное влияние на формирование нравственности граждан современной России. Правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.

Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики нравственного воспитания посвящены труды отечественных педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Щуриковой и др.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.

О разрушении нравственных идеалов высказываются ряд ученых, занимающиеся возрождением традиционных педагогических культур

5 (И.А.Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е. Троицкий, С.Б.Узденова, И.А. Шоров).

Все это повышает актуальность исследования проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое значение она приобретает в подростковом возрасте, когда начинает определяться выбор жизненного пути, формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется внутренняя позиция подростка по отношению к будущему: устремленность в будущее становится основной направленностью личности (Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик).

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г.Н.Волкова, З.Г. Нигматова, О.Д. Мукаевой, Я.И. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова.

Исследования, посвященные традиционной педагогической культуре русского народа (Л.С. Алексеева, Л.Г. Андреева, Г.И. Батурина, В.Г. Григорова, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, Е.Л. Христова, СМ. Шакарян) оказали нам неоценимую помощь.

Таким образом, продолжающаяся тенденция падения нравственности в нашей стране и неготовность молодежи реализовать имеющиеся личностные, творческие и другие возможности в нравственной сфере подтверждают актуальность данного исследования и позволяют выделить следующие противоречия:

- между процессом нравственного воспитания и системой традиционного
образования;

- наличием опыта нравственного воспитания в русской народной педагогике и
нежеланием молодежи их возрождения;

- потребностью общества в повышении эффективности нравственного
воспитания и недостаточным уровнем развития, необходимых личностных,
морально-нравственных качеств молодого поколения.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность с учетом современных реалий и определили выбор темы диссертации: «Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков».

В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каково содержание и условия использования нравственного опыта русского народа в формировании нравственности подростков.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность в современной школе.

Предметом исследования - использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственное воспитание подростков в школе будет эффективным, если:

- выявить и проанализировать, созданные русским народом основные средства и
методы педагогического воздействия на подростков, в целях их нравственного
воспитания;

- оно будет рассматриваться как целостный личностно-ориентированный
процесс, организованный на основе освоения нравственного опыта русского
народа;

- в образовательно-воспитательном процессе будет обеспечена непрерывность
учебно-педагогической деятельности по освоению этнокультурного опыта
русского народа и передачи его детям в различных сферах жизни;

- управление процессом нравственного воспитания подростков будет
обеспечиваться высокими профессиональными качествами воспитателей и их
знаниями из области русской народной педагогики.

7 В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- раскрыть составные части, основные средства и методы нравственного
воспитания подрастающего поколения в русской традиционной культуре, как
проявление педагогической мудрости народа;

рассмотреть сущностные характеристики нравственного воспитания подростков, раскрыть их структуру и механизм;

выявить основные подходы к определению содержания нравственного воспитания в русской народной педагогике;

выявить и экспериментальным путем проверить эффективность условий формирования нравственной воспитанности подростков;

- показать актуальность традиций в русской народной педагогике в
нравственном воспитании подрастающего поколения для современной
педагогики, школы и семьи.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «моральные ценности» в структуре целостного развития личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; культурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.

Теоретическую основу исследования составили:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А.
Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П.
Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть культурного
развития (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов и
другие);

этнопедагогический процесс (Л.Г. Андреева, Л.С. Алексеева, И.А. Арабов, К.И.Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В.В. Макаев, К.Б. Семенов, И.А.Шоров);

процесс семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.Г. Ахвердов, А.Ю. Гранкин, Т.А. Куликова, Е.Д. Марьясис, К.Д. Ушинский и другие);

- нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егоров,
Л.В.Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова,
С.С.Танхасаева, М.А.Терентия, СМ. Шакарян и др.).

При изучении психологических особенностей нравственного воспитания мы опирались на труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы -анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.

База исследования: 74 педагога, 232 учащихся 8-9 классов средних общеобразовательных школ № 5, 9,18 г.Черкесска.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.

Второй этап (2002-2003 гг.) - установление степени научной разработанности вопроса нравственного воспитания в традиционной культуре русского народа; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнялась научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.

9 Третин этап (2003-2004 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжается преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

конкретизированы сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания в традиционной педагогической культуре русского народа;

выявлены современные тенденции развития нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подросткового возраста;

- определены возможности использования опыта нравственного воспитания
подрастающего поколения русского народа в современной воспитательной
практике.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

уточнены сущность, структура и основные характеристики нравственного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками;

выявлено, что нравственное воспитание в русской народной педагогике является концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры;

- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного
исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании,
средствах и методах нравственного воспитания в этнокультурных традициях
русского народа.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Экспериментально

10 проверены и предложены для внедрения в образовательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по нравственному воспитанию подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики нравственного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе не только русского народа, но и других народов России.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности нравственной воспитанности подростков.

На защиту выносятся следующие положения:

процесс нравственного воспитания подрастающего поколения в русской народной педагогике предполагает формирование нравственно целостной личности (трудолюбие, бережливость, патриотизм, справедливость, забота о собственном здоровье, коллективизм, дружба, гуманность, совесть, честь, достоинство, религиозность);

формирование нравственно целостной личности учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы в системе целостного учебно-воспитательного процесса опирается на опыт нравственного воспитания русского народа, отбором дидактического материала с логической последовательностью - от национальных ценностей к общечеловеческим;

- основные подходы к определению нравственной воспитанности подростков в
школе отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы
человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию
нравственного воспитания;

эффективность процесса нравственного воспитания подростков, обеспечивается обогащением базовых учебных дисциплин, национально-ориентированным содержанием формирования нравственности, воспитателями-профессионалами, являющихся носителями высокой морали.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пенза (2002), Черкесск (2003, 2004), Тамбов (2004), Ростове-на-Дону (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Черкесска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

Сущность и основные понятия нравственного воспитания

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. У социалистов-утопистов Т.Мора, Т. Кампонеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего развития приобрела иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения труда в процесс всестороннего гармонического развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители 18 века К. Галвеций, Д.Дидро, развивая эту идею включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Нынешняя школа ставит своей целью способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

При разумном подходе должна сохранятся преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность и нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях и поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или не соответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

На основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Нравственное воспитание одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно - церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [165, С.67].

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия нравственного воспитания. Попытки интерпретировать нравственное воспитание как некоторое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т.д., иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитательный процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, которая является предметом соответствующих воспитательных усилий. Логично считать, что применительно к нравственному воспитанию это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте нравственного воспитания. В традиционной теории воспитания индивиды подразделяются на две группы -воспитателей и воспитуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором действия - средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (например, чтобы научиться хорошо играть на музыкальных инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (например, овладение трудовыми и эстетическими навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Нравственное воспитание не укладывается в логику целерациональной деятельности.

Особенности нравственного воспитания в подростковом возрасте

Подростковый возраст, период развития детей от 11-12 до 15-16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5-9-х кл.). Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17-18 вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения.

Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим». На протяжении всего 20 в. ведётся теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковый возраст. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребёнка на пути к биологической зрелости, развёртывается процесс полового созревания. За этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков (при этом возможны индивидуальные вариации). За счёт акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу: это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности (завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы (например, дисморфофобия - наиболее типичное именно для подросткового возраста хроническое состояние неудовлетворённости своим внешним обликом). Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т.д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения[165, С.172].

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психологических образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Задачи и содержание формирования нравственно целостной личности

Задачи и содержание формирования нравственно-целостной личности у подростков определялись нами исходя из их национальных, физиологических и психологических особенностей, соответствующих концептуальных положений отечественных и зарубежных ученых, государственных документов Российской Федерации, государственных образовательных стандартов. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 2) провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [77, С.4]. Таким образом, забота о нравственности человека рассматривается государством как один из основных факторов гуманизации образования.

В этом же законе «Об образовании» охарактеризованы условия усиления воспитательных мер, укрепления здоровья школьников, указывается на необходимость повышения нравственной воспитанности. Определена ответственность должностных лиц за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха школьников [77, С.54-55].

Проведенный нами анализ Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. позволил выделить ряд задач, связанных с формированием нравственной воспитанности школьников. Эти задачи вытекают из цели Программы, которая заключается в развитии образовательной системы в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования [77, С.5].

В Программе своевременно поднята проблема повышения уровня нравственной воспитанности детей. Реально оценены неудовлетворительная работа школ и детских садов, признано, что темпы развития российского общества существенно опережают темпы соответствующих своему времени технологии воспитания. Важной проблемой является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях с ослабленным здоровьем и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Существующее количество образовательных учреждений для таких детей не обеспечивает потребность в их содержании и обучении. В Программе подчеркивается, что актуальной проблемой является устранение неравенства образовательных возможностей различных групп населения и обеспечение качественного образования на всех его уровнях. Отмечено, что большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях профессионального образования, что ведет к росту детской беспризорности и преступности среди молодежи.

В Федеральной программе одной из первостепенных задач выдвинуто совершенствование содержания образования, его организационных форм методов и технологий. Все это будет способствовать повышению нравственной воспитанности обучающихся. Значительное внимание уделено развитию гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования. Ожидаемым результатом реализации Программы является научное обоснование медицинских, педагогических, психологических эргономических и иных требований к государственным образовательным стандартам, учебному процессу и разработка методик их реализации, создание нравственно здоровых условий труда и учебы.

В 1998 году была принята Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. Она базировалась на основополагающих государственных документах - Национальной доктрине образования, указаниях Госсовета о модернизации образования. Одним из важнейших итогов реализации Программы воспитания, на наш взгляд, является то, что в указанные сроки в системе образования удалось изменить ситуацию - восстановить институт воспитания. Программа способствовала разработке региональных и муниципальных воспитательных программ на основе народных традиций и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, повышению уровня воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений. Кроме того, Программа способствовала усилению внимания органов законодательной и исполнительной власти к вопросам нравственного воспитания и расширения возможностей использования народных традиций в этих целях.

Эти и другие приоритетные проблемы получили отражение в основных направлениях и плане реализации Программы развития воспитания на 2002-2004 гг. Мы считаем правомерным, что значительное внимание в этом документе уделено предупреждению безнадзорности, беспризорности, профилактике правонарушений, наркомании среди детей и молодежи. Целью Программы является развитие системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально-активной творческой личности [77, С. 13-29].

Разработан проект межведомственной программы дополнительного образования детей до 2005 года. В нем определена особая роль системы дополнительного воспитания в творческом развитии школьников с помощью расширения сети учреждений дополнительного образования, обновления содержания и пропаганды передового опыта. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется укреплению взаимодействия школы, семьи, детских и молодежных организаций. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в числе мер по повышению нравственности школьников названы такие: обеспечение детей с ограниченными возможностями психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе; создание консультативных подростковых центров для решения психолого-педагогических и медико-социальных проблем. Отмечена необходимость максимального использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи. Предусмотрен ряд мер по улучшению организации питания обучающихся. Эти меры направлены на содействие укреплению физического и духовно-нравственного здоровья подростков.

Российское государство серьезно обеспокоено падением нравственности российских детей и подростков. Государство за организацию долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на нравственность подростков.

В Карачаево-Черкесии принимаются активные меры, направленных на улучшение нравственного здоровья школьников. Так, с 1990 года проводятся фамильные собрания коренных народов республики, создаются Советы старейшин, которые принимают активное участие в нравственном воспитании детей. По нашему мнению, русскому народу также необходимо обратить внимание на продолжающуюся тенденцию падения нравственности и принять активные меры по использованию опыта наших предков в части нравственного воспитания. Ее основной целью должно стать улучшение положения детей и создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития. Необходимо создать программу, предусматривающую осуществление мер по совершенствованию системы воспитания детей, созданию условий для оказания им психолого-педагогической помощи, для обучения и воспитания детей и подростков с учетом половозрастных особенностей.

Использование единой педагогической воспитательной системы, даст, на наш взгляд, существенные сдвиги. Так, учителям можно предложить во время урока использовать пословицы и поговорки, особенно на уроках гуманитарного цикла. Такая программа должна учитывать особенности и возможности региона. К составлению такой программы нужно привлечь специалистов-фольклористов. Есть необходимость создать воспитательные программы для детей и родителей на период летних школьных каникул.

Организация педагогического процесса по нравственному воспитанию подростков и его технологии

Формирование нравственно целостной личности учащихся осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. В современной педагогике процесс обучения рассматривается как продвижение ученика от незнания к знаниям и соответствующим умениям и навыкам в совместной деятельности ученика с учителем и под руководством последнего в соответствии с содержанием образования [176, С.ЗО]. Процесс обучения строится на основе различных педагогических технологий - совокупности форм, методов и приемов, делающих этот процесс наиболее результативным при минимальных затратах сил, времени и здоровья ученика и учителя.

Понятие «педагогическая технология» раскрывается в научной педагогической литературе неоднозначно. Так, В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов обучения, как содержательную технику реализации учебного процесса [31, С.5]. Б.Т. Лихачев считает, что «педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» [126, С. 104]. А.К. Колеченко характеризует педагогическую технологию как «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями» [103, С. 150]. Г.К. Селевко понимает под педагогической технологией систему способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении [174, С. 15]. В документах ЮНЕСКО педагогическая технология - это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» [174, С. 17].

Нетрудно заметить, что в представленных определениях есть ряд общих положений, которые позволяют утверждать, что педагогическая технология - это совокупность форм, средств и методов обучения, которую учитель использует в своей работе для достижения оптимальных образовательных результатов. Технология нравственного воспитания представляет совокупность форм, средств и методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, морального и социального благополучия человека, в формировании нравственной целостной личности. Технология нравственного воспитания должна соответствовать критериям технологичности. Важнейшими из них являются концептуальность, системность, эффективность и воспроизводимости 183, С.17].

Анализ работ, посвященных нравственному воспитанию, позволяет сделать вывод о том, что концептуальной основой технологий нравственного воспитания является личностно-ориентированный подход. Основная цель такого подхода - создание условий для становления и развития личности как субъекта собственной жизни, истории, культуры. Личностно-ориентированный подход опирается на присущее каждому человеку стремление «быть личностью», т.е. проявлять активность, отличаться от других людей, иметь собственные убеждения, личные духовные ценности и смыслы, реализовывать себя в социально значимой деятельности [41, С.24].

Становление личности - процесс сложный и противоречивый. Ему свойственны успехи и неудачи, достижения и ошибки. Опираясь на внутреннее стремление подростка утверждать себя в собственных глазах и среди окружающих, педагог помогает ему пополнять моральные требования и знания, создает благоприятные условия для саморазвития и самовоспитания, развития умений, навыков, связанных с формированием нравственно целостной личности, осуществляет индивидуальный подход.

Системность как критерий технологии нравственного воспитания означает, что такая технология должна обладать всеми признаками системы, т.е. целостностью, логикой процесса, наличием инвариантных компонентов, взаимосвязью его составных частей, управляемостью и др.. Технология нравственного воспитания как система включает, на наш взгляд, ряд взаимосвязанных этапов, в том числе функциональную характеристику, целевую ориентацию, диагностическое поэтапное целеполагание, планирование и проектирование, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, варьирование средствами и методами обучения и воспитания с целью оптимального решения поставленных задач.

Критерии эффективности технологий нравственного воспитания включают не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и соблюдение учителем и учащимися нравственных норм и требований, научную организацию педагогического труда. Критерии технологии нравственного воспитания должны включать возможность повторения и воспроизводства этой технологии в аналогичной педагогической ситуации.

В школьной практике используются разнообразные формы организации педагогического процесса. В связи с этим некоторые педагоги-практики утверждают, что каждая конкретная технология является авторской. Однако при технологическом решении педагогической проблемы каждый учитель проходит путь от ее диагностирования, определения цели и до ее достижения, используя при этом комплекс средств и методов, объединенных общей концептуальной идеей. Результаты педагогического процесса в значительной степени зависят от педагогического мастерства учителя. Вместе с тем наличие определенного образца, которому следует учитель, намного облегчает достижение цели.

По уровню применения педагогические технологии классифицируются на общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные. Мы относим технологии нравственного воспитания к общепедагогическим, т.к. формирование нравственно целостной личности является одной из главных задач обучения и воспитания учащихся. Л.Л. Супрунова выделяет два основных вида педагогических технологий: технологии усвоения содержания образования (формирование знаний, умений, навыков, отношений) и технологии организации образовательной среды как благоприятных условий для решения конкретных учебных и воспитательных задач[183, С.20]. В соответствии с названными видами мы классифицируем технологии нравственного воспитания на две группы.

Существенные анатомо-физиологические изменения в организме подростка долгое время служили основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подросткового возраста и свойственных ему кризисных явлений в развитии. Такое представление биогенетический универсализм - было заложено Г. С. Холлом и 3. Фрейдом, которые считали комплекс специфических особенностей подросткового возраста явлением неизбежным и универсальным в силу его биологической природы. Теории биогенетического универсализма были опровергнуты американскими антропологами и этнографами. М. Мид, которая изучала подростков Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте и показала их социальную, а не биологическую обусловленность. Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и описала условия жизни, особенности воспитания и отношения детей с окружающими.

Похожие диссертации на Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков