Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна. Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Казанский гос. пед. ин-т.- Казань, 1992.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/3254-2

Введение к работе

*

"А; туальность исследования. Совершенствование практики нрав-„^ств'ёнв' го воспитания подрастающего поколения предполагает изуче-—ян'в 'всіх социальных факторов, влияющих на формирование духовного облика человека. Среди важнейших из них являются народные воспитательные традиции и обычаи, составляющие основу нравственного воспитания в народной педагогике/Материалы народной педагогики. основа которых заложена в произведениях устного народного творчества, служат одним из источников развития гуманистической культуры, обогащения духовного облика молодежи и воспитания ее в духе высоких моральных качеств.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и . опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки поможет воссоздать теоретические основы и практику воспитания подрастающей смены, то есть в историческом аспекте выявить общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

В связи с этим разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденции развития этнопедагогики, нравственных традиций, опыта воспитания карачаевского народа являются важной задачей историко-педа-гогической науки.

Карачаевский народ за свою многовековую историю создал и сохранил до наших дней самобытные прогрессивные традиции и воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Обращение ученых и учителей к традициям народной педагогики, критическое осмысление жизненного и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные средства и методы, способствующие нравственному воспитанию молодого поколения. Особенно важно осуществление целенаправленного положительного воздействия традиций на учащихся начальных классов- общеобразовательной школы, ибо фундамент нравственного поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русских /Г.С.Виноградов,.Б.А.Александров, З.П.Васильцова/, чувашей /Г.Н.Волков/, татар /Я.И.Ханбиков/, украинц?в /М.К.Стельмахович/. белорусов /А.П.Орлова/, якутов

/В.А.Афанасьев/, грузин /А.Ф.Хинтибкдзе/, армян /В.А.Арутвнян/, азербайджанцев /А.й.Гашимов/, адыгов /А.И.Шоров/, дагестанцев /Ш.А.Мирзоев/, узбеков /Б.А.Кадаров/.

Использование прогрессивных народных традиций в воспитании школьников рассматриваются в исследованиях З.Г.Нагматова /1980/, Т.Г.Тимошиной /1982/. А.Л.Бугаевой /1986/, Н.Т.Лакашия /1988/, А.И./Цусурманова /1989/ и др.

В исследовании избранной нами проблемы большую роль сыграло изучение трудов, посвященных культ>ре и быту народов Северно-, го Кавказа, Карачаеро-Черкесиа: историков У.Д.Алиева, Е.П.Алек-оеепой, В.П.Невской, К.ТЛайпанова. этнографов И.И.Шаманова. К.М.Текеева, археологов Х.Х.Бидяиева, М.А.Мкзиева, фольклористов А.И.Караевой, Р.А-К.Ортабаевой, Ф.А.Урусбиевой, М.А.Хубиева.

Изучение состояния воспитательной работы в национальных школах Карачаево-Черкесии, анализ программ по педагогике, действующих в педагогическом училищз, госпединституте, институте усовершенствования учителей, беседа с ведущими преподавателями, родителями показали, что педагогаческнй опыт карачаевского народа, его средства, форш и матодн воспитаьия. еще не стали предметом серьезного внимания как пра обучений учащихся и студентов, так и при повышении квалификации педагогических кадров.

Следует отметить тот факт, что имеется лишь одно.исследование на материале Карачаево-Черкесии, где народные традиции рассмотрены в аспекте подготовки старшеклассников к семейной жнз-. ни /Р.И.БаЙчорова. 1991/. .

Весьма важной стала.проблема преодоления возникшего,в современном обществе педагогического кризиса, связанного с необходимостью устранения образовавшихся в период дефбрмаций общественного развития и насаждения национального нигилизма, противоречий между достижением многозекового нравственно-педагогического опыта карачаевского народа и недостаточным его применением в развитии научной теории и практики семейно-школьного воспитания. Опыт, накопленный карачаевским народом в области нраз-ственного воспитания подрастающего поколения, пока еще не получил аедагогичзской и методической разработки.

Недостаточная разработанность в науке и неудовлетворительное использование прогрессивных традиций и опыта карачаевцеЕ в. . воспитании детей обусловили необходимость формулирования темы .

исследования следующий образом: "Прогрессивные адеи я опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников".

' Обьект исследование - педагогическое наследие, шраиэннов в устном народном творчестве, опыт к традиции карачаевского народа в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания «падших школьников на прогрессивных традициях карачаевской народной педагогака.

Цель исследования - виявить и обосновать воспитательные возможности традиций карачаевской народное педагогики и разработать педагогически эффективные формы, метода и условия использования их в учебно-воспитательном процессе по нровствапному воспитанию младших школьников.

  1. Раскрыть содержание нравственного воспитания детей б карачаевской вародной педагогике.

  2. Выявить воспитательные возможности традиций карачаевского народа в этом аспекте.

  3. Определить состояние проблемы в практике национальных школ Карачаево-Черкесии а ее разработанность в учебных програмках и учебниках по карачаевскому и русскому языкам для учащихся младшего звепа.

4..Выявить и обосновать основные пути и педагогические условия использования народных традиций в нравственном воспитании детей младшего школьного вазраота.

В нашей гипотеза мы предположили, что основным путем использования народних традиций з нравственном воспитании является формирование на их основе соответствующих традиций воспитательного коллектива: постепенное превращение их в привычные отношения и формы поведения младших школьников. Но этот путь может быть эффективным лишь при соблюдении ряда условий, необходимых и достаточных в своей совокупности для того, чтобы использование народных традиция наилучший образом влияло: во-первых, на развитие у младших школьников нравственных знаний, во-вторнх, на изменения их нравственного поведения. В качества такой совокупности условие были намечены:

- учет при организации деятельности, основанной на народных

- 5 ~

традициях, оощих задач нравственного воспитания, возрастных особенностей и уровня нравственного развития младших школьников;

сочетаний разъяснения сущности и значения народных традиции с практической работой по претворение их в жизнь коллектива детей младшего школьного возраста;

систематичность использования народных гуманистических традиций в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками:

охват народными традициями самых разнообразных сфер деятель ности младших школьников;

обеспечение координации усилий школы и семьи в укоренении прогрессивных традиций в жизни и поведении школьников.

Методологической основой являются общефилософская мысль о роли народа в созидании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни общества, своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей, о нравственности и нравственном воспитании; психолого-педагогическая концепция о ведущей роли общения и деятельности как источников развития и формирования личности.

В исследовании мы опирались на труды ведущих педагогов и психологов: О.С.Богдановой. Н.И.Болдырева. Г.Н.Волкова. И.С. Марьенко, Я.И.Ханбикова. В.Г.Ананьева, Л.Й.Божович. В.А.Кру-тецкого и др. Изучение их работ позволило подойти к проблеме эффективности использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников с позиции современных научно-педагогических знаний.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; произведений устного народного творчества, фольклор; исследования по истории, педагогике, социологии, этнографии, педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью изучения состояния проблемы в практике работы начальной школы и обобщение передового педагогического опыта; анкетирование, интервьюирование учителей, студентов, родителей с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; педагогический эксперимент, позволяющий проверить практическую приемлемость определившихся путей и педагогических условий использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников; анализ тематических

сочинений,- рисунков для определения исходного а итогового уровня развитая нравственных знаний учащихся.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе /1985-1988 гг./ изучались философская к психологе— педагогическая литература по пройдена нравственности я ее воспитания: народные традиции и их использование в учебно-воспитательном процессе; состояние проблемы в практихе школ и обобщение педагогического опыта учителой; анализировался опыт взаимодействия школы и оемьз в исследуемой области: учебные программы, методические пособия, учебники по карачаевскому и русскому языкам ц чтению для иладшего звена национальных школ; разработана общая гипотеза исследования.

На втором этапе /1989-1990 гг./ продоляаяось изучение литературы, систематически велась работа с педагогическими коллективами школ, разрабатывались и проводились опнтно-экспериментаяь-нне уроки и внеклассные воспитательные мероприятия; была осуществлена опытно-экспериментальная проверка гипотезы в общеобразовательных школах аулов Саря-Гюз, Кумыш, Камонномост; велись записи полевых, фольклорних, этнографических материалов, изучались архивные источники.

На третьем этапе /1990-1992 гг./ анализировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику; разрабатывались методические рекомендации учителям национальных школ по использованию прогрессивных народных традиций в нравственном воспитании младших лкольников. завершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна л теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

впервые изучаются опыт и традиции карачаевского народа в нравственном воспитании учащихся;

раскрывается содержание прогрессивных традиций карачаевского народа, определяются их возможности в нравственном воспитании учащихся младшего зозраста в современных условиях, с учетом выявленного в ходе исследования уровня их знаний о гуманистических традициях и их проявлениях;

выявляются и обосновываются пути и педагогические условия использования этих традиций в нравственном воспитании у школьников младшего зозраста;

- впервые введены в научный оборот данные об опыте и идеях карачаевской народной педагогики, полученные во время фольклор-но-этнографических экспедиций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности и целесообразности применения разработанных педагогических условий для повышения эффективности и качества воспитательное деятельности учителей по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста на прогрессивных традициях и опыте народной . педагогики; разработке научно-методических рекомендаций по использованию прогрессивных народных традиций воспитания в процессе обучения и во :шеурочной работе. Их объективная реализация помогает устранять отрыв современной педагогики от народной духовной жизни, преодолевать серьезные упущения семейно-школьного воспитания. Результаты исследования используются в курсе педагогики на факультетах подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах и училищах, в программах курса повышения квалификации учителей начальных классов в институтах усовершенствования.

На защиту выносятся:

  1. Исследование сущности, тенденций развития и характерных особенностей традиций карачаевской народной педагогики.

  2. Обоснование воспитательных возможностей обычаев и традиций карачаевского народа в нравственном воспитании детей.

  3. Педагогические условия использования нравственных воспита-тельных тра.".:щий карачаевского народа в процессе обучения младших школьников.

  4. Формы и методы использования прогрессивных идей и опыта карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Достовешость научных результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается методологической обоснованностью его исходных предпосылок, реализацией различных методов исследования, адекватных поставленным задачам; проведенной опытно-экспериментальной работой, результаты которой выразились в возросшем уровне нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Карачаево-Черкесского пединститута,мо-

лодых ученых и специалистов Казанского пединститута /1S89-1992 гг./. в выступлениях на республиканской /г.Махачкала. 1988/ и всесоюзных конференциях /г.Орджоникидзе, 1989; г.Чебоксари,1991/. Научно-методические рекомендации используются в В.-ГебердинскпЛ, Каменномостской, Кумышской, Gapu-ТюзскоЛ и других средних общеобразовательных школах Карачаево-Черкесии. Основные положения исследования были использованы при разработке и чтении спецкурса "Использование прогрессивных идей и опыта народной педагогики в воспитательной работе с учащимися национальной школы" на факультете начальных классов Карачаево-Черкесского пединститута, а так-ге в пяти публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во ввелении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В первой главе "Теоретические основы использования прогрессивных идей и опыта карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников" рассматриваются сущность и содержание нравственного воспитания; тенденции и характерные особенности воспитательных традиций, раскрываются и анализируются пх воспитательные возможности. Труд исследуется как основное средство нравственного воспитания.

Во второй главе "Формы и методы повышения эффективности влияния прогрессивных традиций и опыта карачаевское народной педагогики на нравственное воспитание иладаих школьников" анализируется отражение идей и опыта народной педагогики в программах и учебниках карачаевского и русского языков для национальных школ; раскрываются педагогические условия использования дополнительного материала, отражающего содержание прогрессивных гуманистических традиций карачаевского народа в учебном процессе; исследуются методы и формы использования их во внеклассной работе и в совместной деятельности семьи и школы.

Похожие диссертации на Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников