Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Нахушев Мухадин Аздарович

Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике
<
Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нахушев Мухадин Аздарович. Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2000 171 c. РГБ ОД, 61:00-13/1499-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 13

1. Место трудового воспитания в адыгской народной педагогике 13

2. Представления адыгского народа о цели и задачах трудового воспитания 33

3. Трудовое воспитание и обучение детей в процессе сельскохозяйственного труда 46

4. Трудовое воспитание и обучения детей в процессе ремесленного производства 60

Глава II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 78

1. Традиционные методы и средства трудового обучения и воспитания детей адыгов 78

2. Трудовые праздники адыгов и их воспитательное значение 93

3. Народные средства нравственной и психологической подготовки детей к труду 104

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

БИБЛИОГРАФИЯ 161

Место трудового воспитания в адыгской народной педагогике

Опыт трудового воспитания накапливался на протяжении всей истории существования адыгского народа и был тесно связан с совершенствованием и развитием его трудовой деятельности и воспитательной практики. Опыт трудовой деятельности народа, включающий систему знаний, трудовые умения и навыки, передавался от поколения к поколению, создавая вначале семейные традиции, а затем и трудовые традиции народа. Поэтому с точки зрения исследуемой проблемы большой интерес представляют вопросы как о происхождении адыгского народа, так и о давности и содержании традиционных трудовых занятий адыгов.

Исследователями-кавказоведами определены границы адыгских земель, изучена культура их жизнеобеспечения, созидательная трудовая деятельность. Доказано, что адыги являются автохтонным народом Северного Кавказа и Северо-Восточного Причерноморья. "Адыги, - пишет И.А.Шоров, - один из древнейших народов мира, народ, которого историческая наука считает аборигеном Западного и Северо-Западного Кавказа. Они занимали территорию в границах: на западе - Азовское море, включая дельту Дона, на юго-востоке - Черное море, южная граница шла по Северному склону Кавказского хребта; на севере в степной части, расселение адыгских племен доходило до Ставропольского плато, на востоке - до реки Сунжа (бассейн реки Терек), включая районы Эльбруса и Пятигорья (предгорно-шюскостные районы Центрального Кавказа)"1.

Социально-экономическое развитие адыгов определялось не только географическими условиями, но и традиционными трудовыми занятиями. Определенные природно-географические и климатические условия, наличие сырья оказывали существенное влияние на жизнь адыгского народа, на его производственную деятельность. В зависимости от преобладающих природных условий адыги занимались либо земледелием, либо животноводством, либо ремесленным производством. Естественно, что система трудового воспитания, трудовые традиции и обычаи, складывались и развивались под влиянием материальной и духовной жизни, исторических, географических и социально-экономических условий, в которых находился адыгский народ. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал, что "у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным"2.

В силу социальных причин адыгская народная педагогика не смогла подняться до научного обобщения оценки труда в жизни человека, в его формировании и развитии, но тем не менее трудовая деятельность, трудолюбие, трудовые умения и навыки всегда получали в народе высокую оценку. Мерилом достоинств человека в адыгской народной педагогике всегда являлись его трудолюбие, участие в труде, в делах полезных своему народу. Например, об этом свидетельствуют следующие народные пословицы: "Щыфыр зыгъэинэрэр иіоф" ("Человека возвышает его дело"), "Щыхум пщ1э зэрыхуащ1ыр и 1уэхущ1афэщ" ("Человека ценят по его делам"). "ЦІьіхур зыгъэщ1эращ1эр и гуащізрщ" ("Человека украшает его труд"); "Жыгыр зыгъэдахэр пхъэщхъэмыщхь-эщ, ціьіхур зыгъэбжьыфЬр и Іузху ьціафзщ" ("Красно дерево плодами, а человек - трудом"); "Щыхум и уасэр и лээюъыгъэрщ" ("Цена человека -его труд").

Адыги всегда рассматривали труд как источник человеческого существования, как основу воспитания подрастающего поколения. В частности, в притче "Мылажъэ ягъашхэркъым", "Іоф зымыш1эрэр агъаш-хэрэп" ("Неработающего не кормят") повествуется о том, что у одного князя была красивая дочь, но она была не приучена к работе: не умела ни стирать, ни шить, ни готовить пищу. Многие парни интересовались ею, но как только узнавали о ее недостатках, тут же исчезали. Наконец, одинокий бедный юноша, физически здоровый и трудоспособный, сделал ей предложение. Отец девушки дал согласие, думая, что это лучше, чем она засидится в девках. В первый день парень показал ей, как надо готовить пищу. На следующий день, уезжая в лес за дровами, муж попросил ее, чтобы она приготовила ужин, но она ничего не сделала. Парень засучил рукава, сам приготовил ужин и все съел. Утром следующего дня он поступил так же, а уходя на работу, сказал жене: "Вот топор, вот дрова. Наколешь дров, приготовишь обед к моему приходу. Потом мы вместе сядем и пообедаем". С этими словами он поехал за сеном. Голод заставил ее взяться за топор. В этот момент во двор зашел ее отец и направился в дом. Увидев отца, она крикнула ему: "Отец, прежде чем идти в дом, наколи дров. Здесь кто не работает, того не кормят"2.

Традиционные методы и средства трудового обучения и воспитания детей адыгов

Трудовое воспитание подрастающих поколений осуществлялось в процессе всей жизни и деятельности адыгского народа, с учетом их возрастных особенностей и той семейной и трудовой обстановки, которая влияла на трудовую подготовку детей. Поэтому методы и средства трудового воспитания отличались своими специфическими особенностями при проведении работы по разъяснению детям сущности труда и его значения в жизни общества, обогащению их знаниями, формированию трудовых умений и навыков выполнения определенных видов работ, способности к производственной деятельности.

Методы трудового воспитания в адыгской народной педагогике представляют собой способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и трудовую деятельность воспитуемых, на формирование у них трудовых умений и навыков, трудолюбия как важнейшего качества личности.

Адыгская народная педагогика методы воспитания отличает от средств воспитания, с которыми однако они тесно связаны и используются в единстве. Известно, что опыт трудовой деятельности не передается по наследству. А трудовые умения и навыки не являются врожденными. Овладеть ими подрастающее поколение может только с помощью старших поколений людей, в процессе совместной с ними деятельности и общения. В процессе трудового воспитания адыги учитывали возрастные особенности развития детей, в зависимости от которых включали их в определенные виды трудовой деятельности. Так, в пословице "Сабийм и кізтіийр бэюыхъыпэм пылъми мэджэгу"1 ("Если даже кишки висят на плетне, ребенок все равно играет") речь идет о том, что для детей раннего возраста основным видом деятельности и средством трудового воспитания является игра.

Адыгский народ понимал, что лучшим средством трудового воспитания, приучения детей к труду является их трудовая деятельность. В этом плане адыгская народная пословица гласит: "Бэ зыгьэшЫгъэ на-хьи, бэ зылъэгъугъ ", "Куэд зыгъэщ1а нэхърэ, куэд зылъэгъуа" ("Лучше тот, кто много видел, чем тот, кто долго жил"). Здесь имеется в виду опытный человек, который много знает и "много действовал". Аналогичные пословицы мы находим также и у русского народа: "Кто больше бывал, тот больше знает", "Спрашивай не старого, а молодого да бывалого". В приведенных пословицах выражена мысль о том, что человек непосредственно через личный опыт, через трудовую деятельность познает окружающий мир и преобразует его.

Подростки и юноши участвовали вместе со взрослыми в трудовой деятельности. Поэтому юношей 15-16 лет адыги называли идэ1эпы1эгъу", "дэ1эпыкъуэгъу" (помощник, пособник). О 17-18-летних молодых людях говорили - "зэрыхъунэу хъугъахэ", "зэрыхъун хъуащ" ("Каким он должен быть, таким он уже стал"), т.е. к этому возрасту в основном заканчивается физическое и духовное формирование человека, его подготовка к труду и к жизни в обществе. Наступление физической и трудовой зрелости человека отмечалось особыми обрядами посвящения молодежи в общество взрослых людей, трудовыми праздниками, на которых проверялись подготовка молодежи к труду и жизни в обществе, их трудовые умения и навыки, выносливость, знание трудовых традиций и обычаев своего народа.

Однако познание человеком окружающего мира через его трудовой опыт является длительным процессом. В этой связи более эффективными средствами трудового воспитания подрастающих поколений, вооружения их знаниями и трудовым опытом адыгская народная педагогика считала трудовое обучение детей, их общение со взрослыми опытными людьми. " - " ("Человека создает человек"), "Щыхум яхэмыхьэмрэ къамылъхумрэ зэхуэдэщ" ("Кто не бывает среди людей, подобен еще неродившемуся") - говорится в адыгских народных пословицах.

К средствам трудового воспитания адыгской народной педагогики следует отнести также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (пословицы и поговорки, сказки, легенды, эпос, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Использование идей и опыта адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию в современном школьном образовании

В адыгской народной педагогике в течение многих веков накоплен огромный опыт трудового воспитания детей. Накопление этого опыта было связано с потребностями народа в лучшей организации воспитания подрастающего поколения по подготовке их к труду, к жизни в обществе. Использование народных идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании не только будет способствовать ознакомлению школьников с национальными традициями и обычаями в сфере трудовой деятельности адыгов, но и приобщению к национальной культуре.

В этой связи большое значение мы придавали проведению экспериментальной работы, направленной на использование народных идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Основой экспериментальной работы явилось положение о том, что национальный опыт воспитания является результатом продолжительной материальной и духовной деятельности народа, а народные идеи и опыт трудового воспитания детей "в большинстве своем носят демократический характер и не потеряли своего значения в наше время, бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры адыгских народов"1 Их применение в воспитательной практике школ, несомненно, улучшит трудовое воспитание школьников. Поэтому в ходе исследования была организована экспериментальная работа, которая позволила констатировать наличие рассматриваемой проблемы и разработать методические рекомендации для учителей по использованию народного опыта адыгской педагогики в трудовом воспитании школьников.

Констатирующий педагогический эксперимент непосредственно под нашим руководством проводился в средних школах № 22 г.Нальчика, №1 и №6 г.Баксана, №2 г.Терека, № 1 г.Чегем, №1 с.Исламей, №1 с.Малка, №2 с.Кызбурун-1, Арикской средней школе Кабардино-Балкарской Республики.

Чтобы выявить состояние исследуемой проблемы и ее решение в практике школьного воспитания мы провели в названных выше школах анкетирование учащихся третьих, пятых и седьмых классов.

Содержание анкеты для учащихся третьих классов:

1. Какие адыгские народные сказки о значении труда вы читали? Назовите их.

2. Какие вы знаете адыгские пословицы и поговорки?

3. Назовите те трудовые поручения, которые вы выполняете дома.

Содержание анкеты для учащихся пятых классов:

1. Какие вы знаете адыгские пословицы и поговорки о труде?

2. Назовите адыгские трудовые песни, которые вы знаете.

3. Какие постоянные трудовые поручения вы выполняете в семье. Содержание анкеты для учащихся седьмых классов:

1. Какие произведения устного народного творчества адыгов о значении труда, трудовых умений и навыков вы знаете? Назовите их.

2. Назовите, какие вы знаете народные трудовые традиции и праздники.

3. Какие постоянные трудовые поручения вы выполняете в семье?

Результаты анкетирования учащихся представлены в таблице 1.

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что только 24,7% учащихся, оканчивающие начальную школу, знают адыгские народные сказки о труде. Народные пословицы и поговорки о значении труда знают 3 2,1% младших школьников. 43,2% из них ухаживают за комнатными растениями, 28,7% школьников делают покупки,

Похожие диссертации на Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике