Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Бизяева Светлана Александровна

Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов
<
Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бизяева Светлана Александровна. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Бизяева Светлана Александровна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2007.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2691

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 14

1.1.Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности 14

1.2. Сущность, классификация интерактивных форм и методов обучения . 30

1.3. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 57

Выводы по первой главе 81

Глава 2. Методика применения игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 83

2.1.Мето дика применения комплекса интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 83

2.2. Основы технологии игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 112

2.3. Специфика организации и применения комплекса интерактивных игр как средство развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 127

2.4. Оценка эффективности влияния комплекса интерактивных игр на развитие познавательного интереса студентов в процессе изучениягуманитарных дисциплин 143

Выводы по второй главе 168

Заключение 169

Библиографический список литературы

Введение к работе

Акгуалыюсть исследования. Современные требования к подготовке будущих специалистов выдвигают совершенно новые задачи по формированию прежде всего мотивационно-ценностной сферы обучаемого, в которой приоритетное место занимает развитие их познавательного интереса

Различные аспекты проблемы развития познавательного интереса исследованы Ю. К Бабанским, В Ф Башариным, Л И Божович, В Б Бондаревским, Л С Выготским, В Г Ивановым, А Н.Леонтьевьш, И Я Лернером, В Н Максимовой, А К Марковой, С Л. Рубинштейном, Ф К Савиной, Г И Щукиной и др

Существующие исследования и публикации позволяют всесторонне подойти к анализу интересов студентов Вместе с тем, новые условия и специфика подготовки будущего специалиста требуют проведения специальных исследований в области проблемы развития их познавательного интереса

Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов в
обучении, способствующих развитию интереса учащихся, открыл
дорогу интерактивным формам и методам обучения и, в частности,
игровому, который в настоящее время стал чрезвычайно популярным
Об этом свидетельствует множество публикаций, появившихся в
научно-методической литературе и педагогической печати, а также
ряд диссертационных исследований Е. С Аргустанянц,

Т А Китайгородской, К Г Ксенофонтовой, А.А Леонтьева,

А В Петровского, Т В Роговой, Н Н Страздас, В П Феофиловой, Ф И Шаовой, А Д. Швейцера, И Ю. Шехтер и др

Возможности игровых форм и методов прежде всего базируются на
их многофункциональности единство теории и практики, повышение
мотивации к самоопределению, самоорганизации, саморазвитию
личности, формирование социального интеллекта и опыта, развитие
познавательных интересов, что связано с умением слышать другую
точку зрения, вести дискуссию, отстаивать и защищать свою позицию,
конструктивно разрешать конфликтные ситуации В результате
использования игровых форм и методов формируется в общении
субъект-субъектный подход против субъект-объектного,

манипулятивного

Сегодня в процессе развития и распространения игровых форм

^ интерактивного обучения наметились серьезные недостатки слабая

разработанность теоретических основ использования игровых форм

интерактивного обучения, отсутствие исследований эффективности
влияния игровых форм интерактивного обучения на развитие
познавательного интереса, недостаточное методическое обеспечение
применения игровых форм интерактивного обучения; отсутствие
комплексного использования различных игровых форм

интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей в интерактивное обучение.

В связи с этим возникают следующие противоречия

- между общественной потребностью в новых субъект-субъектых
отношениях и их несформированностью в условиях среднего
профессионального образования;

между высоким уровнем педагогических задач и слабой мотивацией к обучению у студентов;

между большим количеством учебной информации и невысокой эффективностью ее усвоения;

между важностью для современного общества решения проблемы развития познавательного интереса учащихся при помощи применения игровых форм интерактивного обучения и неразработанностью педагогических условий развития познавательного интереса игровыми формами обучения;

между потребностью преподавателей колледжа в применении игровых форм интерактивного обучения с целью развития познавательного интереса, с одной стороны, и отсутствием

ТеореТИЧеСКОГО Обоснования МеТОДИКИ, УСЛОВИЙ Применения ИГрОВЫХ

форм обучения, с другой стороны.

Эти противоречия определили проблему исследования: каково влияние игровых форм интерактивного обучения на развитие познавательного интереса студентов*?

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов».

Объект исследования: процесс интерактивного обучения.

Предмет исследования: игровые формы интерактивного обучения.

Цель исследования: на основе всестороннего анализа интерактивного обучения определить методику применения игровых форм и экспериментально проверить эффективность влияния игровых форм на развитие познавательного интереса студентов.

Гипотеза исследования. В связи с использованием игровых форм интерактивного обучения развитие познавательного интереса студентов станет эффективным, если будут выполнены следующие условия.

определены особенности познавательного интереса студентов, с учетом которых разработаны модель и технология его развития на основе активного участия субъектов обучения в образовательном процессе,

выделены и учтены факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие познавательного интереса студентов,

выявлены педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса студентов в результате использования игровых форм интерактивного обучения,

определена методика и технология применения игровых форм интерактивного обучения как средства развития познавательного интереса студентов,

выявлена специфика организации и применения интерактивной игры, направленной на развитие познавательного интереса студентов,

применен комплекс интерактивных игр с различными уровнями сложности

В связи с выдвинутой гипотезой в исследовании предстояло решить следующие задачи исследования:

1 Определить теоретические основания проблемы развития познавательного интереса студентов

  1. Выявить и экспериментально проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса студентов при помощи использования игровых форм обучения

  2. Определить методику применения комплекса интерактивных игр.

  1. Выявить основы технологии игровых форм интерактивного обучения

  2. Уточнить специфику организации и проведения интерактивной игры

  3. Разработать комплекс интерактивных игр, направленный на развитие познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин)

Теоретико-методологической основой исследования являются
следующие научные теории, идеи и концепции- развитие
профессионального образования России в условиях реформы

образования (В. М. Демин, М И Рожков и др ), научные основы оптимизации педагогического процесса (Ю К Бабанский, М М Поташник и др.), теории личностно-ориентированного ..направления в обучении (Г М. Анохина, Б Г. Ананьев, Л С. Выготский и др ), технологии развивающего обучения ( В. В Давыдов, А Н.Леонтьев, С Л. Рубинштейн, Л В. Занков, Д. Б. Эльконин и др ), концепции демократизации и гуманизации образования (Ш А Амонашвили, И А. Зимняя, В. А Сластенин).

Для решения поставленных задач в соответствии с его целями применялись следующие методы исследования: теоретические -изучение, отбор и систематизация педагогических, психологических и философских материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз по результатам исследования, выстраивание учебного процесса, эмпирические - наблюдение, мониторинг, констатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент, диагностические -анкетирование, беседа, тестирование, рейтинг.

Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

/ этап (2003-2004 гг) Организационно-подготовительный Он связан с изучением и анализом основ данной проблемы в области педагогики, психологии и философии. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, концептуальные подходы к разработке темы Разрабатывался методологический аппарат, накапливался личный опыт в использовании игровых форм интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин, выявлялись педагогические условия развития познавательного интереса студентов Проходила разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов.

2 этап (2004-2006 гг) Опытно-экспериментальный Проведение констатирующего, сравнительного и формирующего экспериментов, а также анализ их результатов. Осуществление программы занятий по дисциплинам гуманитарного цикла с использованием игровых форм интерактивного обучения, направленной на развитие познавательного интереса студентов; выявлялись факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие познавательного интереса студентов, разрабатывалась модель развития их познавательного интереса

3 этап (2006-2007 гг) Заключительно-обобщающий Систематизация исследовательских материалов, обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов формирующего эксперимента

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и результатов исследования обеспечены методологической позицией, использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и этапам научно-исследовательской работы, апробацией теоретических разработок и практических рекомендаций на практике, статистической обработкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что

разработаны критерии определения уровней сформированное познавательного интереса студентов познавательно-деятельностный, волевой, эмоциональный,

дополнен компонентный состав структуры познавательного
интереса студентов эмоциональный, мотивационный,

интеллектуальный, содержательно-операционный и волевой компонент,

выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие познавательного интереса студентов,

выявлены педагогические условия развития познавательного интереса при помощи использования игровых форм обучения,

определена и экспериментально апробирована методика применения комплекса интерактивных игр при изучении гуманитарных дисциплин,

уточнена специфика организации и проведения игры как формы интерактивного обучения;

в сотрудничестве со студентами составлен и экспериментально проверен комплекс интерактивных игр, направленный на развитие познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин в колледже)

Практическая значимость исследования заключается - в разработке методических рекомендаций по применению интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов к изучению гуманитарных дисциплин, которые могут быть использованы другими учебными учреждениями,

в определении методики применения комплекса интерактивных игр при изучении гуманитарных дисциплин, которая может быть использована преподавателями гуманитарных дисциплин не только в среднем профессиональном учреждении, но и в сіарших классах средних общеобразовательных школ,

в уточнении специфики организации и проведении интерактивной игры, рассчитанной на эффективную подготовку преподавателей гуманитарных дисциплин;

в сотрудничестве со студентами разработан комплекс интерактивных игр с разными уровнями сложности, который направлен на развитие познавательного интереса студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин

Личный вклад авюра в исследование заключается в определении методики применения комплекса интерактивных игр, направленной на развитие познавательного интереса студентов, в уточнении основ технологии игровых форм обучения и специфики организации и применения интерактивной игры в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, в выявлении педагогических условий развития познавательного интереса средствами игровых форм обучения

На защиту выносятся следующие положения:
1. Методика применения комплекса интерактивных игр,

направленная на развитие познавательного интереса студентов, включает постановку учебно-игрового задания перед изучением нового материала, организацию самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении учебного материала, применение полученных учащимися знаний на заключительном этапе. 2 Основы технологии игровых форм обучения опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении переориентации сознания учащегося с обезличенного, общественного на сугубо личное, социально важное развитие; свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии, приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся. 3. Специфика организации и применения интерактивной игры, направленной на развитие познавательного интереса студентов, состоит из следующих этапов, этап подготовки (разработка игры,

ввод в игру), этап проведения (групповая работа над заданием,
межгрупповая дискуссия), этап анализа и обобщения
4 К педагогическим условиям развития познавательного интереса
в процессе применения игровых форм обучения относятся
разработка и реализация педагогической модели развития
познавательного интереса студентов в процессе применения
игровых форм обучения, включающая диагностический, целевой,
содержательный и процессуальный компоненты, обеспечение
технологических подходов к развитию познавательного интереса
студентов в процессе применения игровых форм обучения
(диагностическая работа по определению уровня
сформированности познавательного интереса студентов),
осуществление мониторинга результативности развития
познавательного интереса студентов в процессе применения
игровых форм обучения
Апробация и внедрение результатов исследования. О
результатах исследования сообщалось на различных научно-
практических конференциях «Новые информационные технологии
обучения и их эффективность», «Подготовка конкурентоспособных и
профессионально-мобильных специалистов в условиях колледжа»,
«Научно-исследовательская работа в колледже как основное
направление инновационной деятельности» (Красногорск, 2002, 2004,
2005), совместной конференции «Педагогические слагаемые

повышения качества подготовки современных специалистов» (Красногорск, Московский технический колледж и КОЭК, 2006), междисциплинарной конференции аспирантов и соискателей «Философия современного образования и научная педагогическая мысль от исследований к практике» (Москва, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007), на Хельсинкском международном российско-финском семинаре руководителей учебных заведений профессионального образования «Приоритетные принципы и технологии современной системы профессионального образования в контексте формирования единого европейского образовательного пространства» (Финляндия-Швеция, 2007), на педагогических семинарах «Школа молодого педагога» (Красногорск, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), путем публикаций статей в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Высшее образование сегодня», в «сборнике материалов X междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО «Философия

современного образования и научная педагогическая мысль от исследований к практике».

Основное содержание диссертации отражено в 16 публикациях автора

Результаты исследования применялись в учебном процессе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Красногорского оптико-электронного колледжа и Международном лицее информатики, экономики и права (г Красногорск).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

Сущность, классификация интерактивных форм и методов обучения

Признание интереса как важной побудительной силы в процессе обучения ставилось педагогами XIX - начала XX вв. вместе с другими проблемами дидактики. Практика же обучения с интересом носила единичный характер и теоретическое обобщение, а обоснование еще предстояло сделать.

В советской психологической науке общепризнанно, что интерес - это сложное психическое явление, охватывающее психические процессы человека: сознание, волю, чувства и т.д., причем эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействии. Многие психологи считают интерес «одной из форм потребностей, подчеркивая при этом, что он может стать потребностью только на высоком уровне развития человека»[109, 126,180].

Отмечая обусловленность познавательного интереса общественными интересами, С.Л.Рубинштейн отмечал такую особенность интереса, как направленность личности, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости для человека и эмоциональной привлекательности[179].

Психология изучает интерес как одно из психических свойств личности в тесной связи с другими свойствами личности: потребностями, способностями, темпераментом, характером[ 129,179,181].

В некоторых работах советских ученых рассматриваются естественнонаучные основы интереса. Раскрывая физиологические основы интереса, психологи и педагоги опираются на учения И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.А.Анохина [35,207].

В дидактических и методических исследованиях [22, 92, 155, 186, 209] интерес рассматривается как мотив учения и средство обучения, как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее добиваться высоких результатов. «Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, - подчеркивает Г.И.Щукина,- но практически невозможна»[208].

В чем же суть интереса? Почему он обладает столь уникальной особенностью влиять на личность, на весь процесс обучения?

Значительное место в разработке проблемы познавательного интереса принадлежит Г.И. Щукиной и А.Н. Марковой, по их определению познавательный интерес понимается: - как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне[155,208]; - как эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности[154,206]; - как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности[155]. В качестве сложного и очень значимого для человека образования интерес имеет множество трактовок в своих психологических проявлениях, он рассматривается как избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности, проявление его умственной и эмоциональной активности.

Интерес - средство продвижения учащегося в учении, связанное с его стремлением к познанию, к творчеству, к самоусовершенствованию. Если интерес не будет сформирован, само учение, само усвоение материала .будет протекать значительно ниже природных возможностей учащихся. Чем шире круг их интересов, тем положительнее они относятся к учению, тем ярче выражено стремление к самостоятельному познанию [210].

«В самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [209].

Своеобразие познавательного интереса в том, что человек может углубляться в сущность явлений. Таким образом, познавательный интерес составляет тот важнейший мотив учения, который лежит в основе отношения учащегося к знаниям.

Познавательный интерес представляет собой «сплав важнейших для развития личности психических процессов»[209]. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляются догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, включают в себя эмоции удивления, увлечения, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Необходимо отметить, что познавательный интерес имеет несколько стадий своего развития, выделенных психологами. Он развивается не обособленно, а в кругу других мотивов учения, и сам при этом обогащается. Психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значимым мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность учащегося [212].

Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов

Активизация обучения реализуется в виде постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателями и студентами. Предлагая виды неимитационных занятий, В.И.Рыбальский и ЕАЛитвиненко рассматривают практически традиционные формы и методы обучения, наполняя их новым содержанием за счет использования технологии проблемного обучения [150].

Проблемное обучение, как отмечается в педагогической литературе, заключается в создании (организации) перед студентами проблемных ситуаций, их осознании, а затем решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучаемых и обучающих при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последних, направляющих деятельность обучающихся [156]. Центральной же идеей проблемного обучения является проблемная ситуация, которая может возникнуть в следующих случаях: - когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у обучаемых и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); - когда проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем уже имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи; - когда обучаемые сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике; - если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования; - при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие; - когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы [25].

Разрешение проблемных ситуаций, в основе которых лежат реальные противоречия, обусловленные характером и содержанием изучаемой науки, как правило, осуществляется в следующем порядке: - осознание проблемной ситуации; - формулировка проблемы; - выдвижение гипотез ее решения; - анализ гипотез и принятие оптимальной гипотезы; - доказательство гипотезы.

Такая структура процесса решения проблемных ситуаций обеспечивает и соответствующую систему взаимосвязанных действий преподавателя и студента, т.е. здесь можно говорить о различных уровнях их участия в их же деятельности. Когда проблемная ситуация создается и решается преподавателем, тогда учебно-познавательная деятельность студентов носит репродуктивный характер, а по мере возрастания степени самодеятельности студентов их деятельность постепенно приближается к творческому уровню, который обеспечивается сложным интеллектуальным и эмоциональным состоянием обучающихся. Именно широкий спектр положительных эмоций и чувств, возникающих во время решения и обдумывания проблемных ситуаций, благотворно влияет на психологическую атмосферу обучающихся и в то же время еще более активизирует их учебно-познавательную деятельность. С этих же позиций рассматриваются и такие виды традиционных занятий, как семинар и тематическая дискуссии, которые приемлемы, по мнению В.И.Рыбальского и Е.А.Литвиненко, как формы обсуждения какого-либо сложного вопроса, проблемы, по которым нет единого мнения.

Дискуссия - это коллективное мышление, которое заставляет .участников тщательно продумывать и обосновывать собственную точку зрения, собственное понимание материала, развивает навыки критического суждения, формирует умения выступать публично.

Выпускная или курсовая работа, которая может приобретать форму интерактивного обучения, когда активность студента выступает ведущим компонентом, преподаватель находится в позиции фасилитатора, но, тем не менее, обеспечен надежный контроль за самостоятельной работой учащихся (работа в стенах учебного заведения и другие способы).

Производственная практика или стажировка являются интерактивным обучением, если выполняются все условия активизации и студенты проходят ее на конкретном рабочем месте, занимая реальную должность.

Использование обучающих и контролирующих машин и программ обеспечивает интерактивное обучение, если гарантируется регулярный контроль пополнения знаний обучаемых и побуждение к их пополнению. Групповая консультация может быть интерактивна, если весь учебный коллектив вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов. Олимпиада или научно-практическая конференция являются интерактивным обучением, т.к. дают возможность активизации и креативности студентов при условии надежного контроля их самостоятельной подготовки. Научно-исследовательская работа (НИР) учащихся интерактивна, если при этом контролируется и гарантируется самостоятельность выполнения НИР [113,150].

Основы технологии игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов

Применение интерактивных игр на занятии должно мобилизовать внимание и развивать познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений, возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить, поставить перед студентами определенные учебные задачи.

Исходя из этого, мы исследуем методические возможности интерактивной игры: - при подготовке к изучению нового материала; - при устном изложении учебного материала; - при работе с печатным текстом; - при применении наглядных пособий; - при организации практической работы студентов.

В первой главе, выделяя психолого-педагогические возможности игры, мы отмечали, что она - один из способов обучения действием, в ней органично заложена познавательная задача. При разработке и использовании игр в опытно-экспериментальной работе мы неизменно выявляли этот аспект в разных играх. При подготовке к изучению нового такая задача или задание призваны мобилизовать внимание и познавательный интерес в ходе усвоения материала. Задание связано, с одной стороны, с новым материалом, который предстоит изучить, а с другой стороны - с предстоящей игрой. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, библиографические и лингвистические термины, художественные образы и т.д.) из изучаемого нового материала. Таким образом, выполняя учебно 87 познавательное задание, учащиеся осваивают новый материал и в то же время принимают участие в игре или в ее подготовке.

Постановка учебно-познавательного игрового задания, предваряющего изучение нового материала, обычно представляется как введение в игру или напоминание об игре, которая будет проводиться: непосредственно при изучении нового материала; после изучения нового материала (при закреплении, при проверке домашнего задания); после нескольких уроков при обобщении материала. Средствами игры изложение материала становится проблемным. В определении проблемного изложения и его составных частей мы опираемся на труды Н.Г. Дайри и И.Я. Лернера. «Изложение является проблемным, если всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений с тем, чтобы учащиеся сами их разоблачили, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения и т.д.» [75,149].

Познавательное игровое задание, также как и логическое задание (Н.Г. Дайри), привносит избирательность при восприятии материала. «Подобно тому, как неподвижный луч прожектора выхватывает из мрака одни предметы и оставляет в тени другие, так и логическое задание сосредотачивает все силы восприятия, ума на некоторых фактах и связях, а к остальным делает их маловосприимчивыми. К счастью, учащийся в ходе занятия не всегда может сразу различить, что относится и что не относится к логическому заданию. Поэтому большая часть фактического материала (излагаемого учителем или читаемого в учебнике, документе) обычно воспринимается». Собственно, что дают подобное игровое задание и сама .игра? [75] Первое - это интересная деятельность учащихся с учебным материалом. Чтобы наглядно показать преимущество деятельностного подхода, представим данные психологов: «от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом оставляют в их памяти в среднем 90 % воспринятой информации» [179]. Второе - эмоциональное восприятие материала: не холодная объективность, а непосредственное живое участие. В процессе игры учащийся проживает «если не несколько жизней, то наиболее яркие моменты в судьбе персонажей»[168]. Посредством книги учащийся представляет судьбу персонажей, а в процессе игры он ее проживает. Эта существенная разница очень важна для обучения литературе. Воображение учащегося в игре зачастую способно сделать намного больше, чем чтение отрывков из художественного произведения на уроке. Таким образом, посредством игры развивается способность к сопереживанию, т.е. способность воспринимать литературные или исторические события и проблемы прошлого максимально близко к тому, как их воспринимали в те отдаленные времена. Третье - возможность развития многостороннего творческого видения литературы и русского языка, культуры речи, истории.

Подобным образом на этапе подготовки к изучению нового материала может строиться постановка учебно-познавательного задания, представленного в форме введения в игру, которая будет проведена уже при закреплении или повторении новой темы. Например, учитель планирует при закреплении провести игру «Интеллектуальный турнир». Это типичная игра с правилами, в соответствии с которыми 2 студента соревнуются в своих знаниях. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по данной теме, второй участник отвечает.

Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто-то из участников либо даст неправильный ответ, либо не сможет задать вопрос. Победил тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа. На этом игра заканчивается. (Если игра заканчивается очень быстро - со второго или третьего вопроса, то с победителем сражается другой игрок.)

Так, например, на занятиях по литературе или истории, приступая к изучению русского общественного движения 40-х годов XIX века, преподаватель может поставить следующую учебно-познавательную задачу: «Тема сегодняшнего занятия посвящена конкретным людям, которые активно проявляли себя в разных общественных кругах. Вы узнаете, кто были эти люди, о чем они думали, что составляло предмет их разговоров и споров в кружках, салонах, собраниях той поры. Напоминаю, что каждый из вас входит в рабочую группу по подготовке инсценировки «светского салона XIX века». Задания, которые вы сейчас будете выполнять, помогут вам в этом: по ходу изучения сегодняшней темы каждый из вас должен будет составить примерный список лиц, которых вы бы включили в свой салон, постараться узнать о них как можно больше информации. Кроме того, вам надо вьщелить одного персонажа, которого бы вы хотели играть сами в вашем салоне. Следующая задача - определить вопросы или темы для бесед или споров, которые могли бы быть включены в вашу инсценировку, при этом вы можете привлечь материал и предыдущих уроков, если сочтете нужным. После урока (в конце урока) вы обменяетесь впечатлениями в вашей рабочей группе. Самые интересные моменты могут войти в вашу инсценировку».

Оценка эффективности влияния комплекса интерактивных игр на развитие познавательного интереса студентов в процессе изучениягуманитарных дисциплин

При разработке обучающих игр мы опирались на традиционную систему обучения, сила которой в последовательной организации учебного процесса и в способности создавать достаточно прочную теоретическую базу; а слабость - в неспособности обеспечить разумное, мотивированное, комплексное использование знаний в процессе учебных занятий и в условиях реальной жизни.

Традиционное построение и проведение занятий по дисциплинам гуманитарного цикла в рамках одной темы предполагает введение и практическое закрепление учебного материала; его активизацию и закрепление в устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также контроль его усвоения учащимися. Подобная цикличность сохраняется при изучении любой новой темы. При этом каждый последующий цикл отталкивается от предыдущего и добавляет новое содержание (как языковое и речевое, так и тематическое), требуя применения уже имеющихся знаний, навыков и умений в иных условиях, предусматривая их постепенное усложнение, что, в свою очередь, способствует их развитию, а также создает условия для формирования новых. Тем самым данная методика позволяет учесть важный принцип поэтапного формирования умений.

Вместе с тем, как показывает опыт, в ней не хватает должной мотивации обучения на каждом из этапов цикла. Причем если даже мотивация и присутствует в самом начале, то в силу монотонности и однообразия занятий, их стереотипности она постепенно исчезает. И как следствие - учащийся теряет интерес, а вместе с ним и внимание не только к рассматриваемому материалу, но и ко всему процессу обучения в целом.

Кроме того, наблюдается разрыв между знаниями и умениями обучаемых: нередки случаи, когда они знают слова и не умеют их употреблять, знают правила и не умеют ими пользоваться. Развитие познавательного интереса и закрепление нового материала только в упражнениях традиционного типа (чтение, упражнения типа «вопрос-ответ» и др.) приводят к надуманному и искусственному обучению, когда учащиеся не до конца понимают и осознают навязываемые им способы овладения знаниями. Это влечет за собой механическое заучивание и воспроизведение изучаемого, результатом чего является растущее чувство неудовлетворенности всем процессом обучения. Иными словами, происходит искусственное разделение учебного материала, который изучается самостоятельно, и речевой деятельности, воплощаемой в основном в чтении и пересказе.

Провозглашенные же в современной методике принципы коммуникативности и комплексного обучения требуют иного подхода к организации и построению самих занятий и, прежде всего, к созданию условий для развития познавательного интереса студентов к гуманитарным предметам.

Предлагаемый комплекс интерактивных игр (дидактических, ролевых, деловых, комплексных) предполагает введение в традиционное обучение интерактивных форм и методов, в частности, игровых.

Под игровыми формами интерактивного обучения мы понимаем организацию учебного процесса в фРме Щ и разумное комплексное сочетание их с традиционной методикой обучения.

Для большей ясности в нашем исследовании уточним, что мы берем из всего игрового блока интерактивного обучения. К игровым формам интерактивного обучения мы относим дидактические, ролевые, деловые игры, а также комплексные игры. Они совмещают качества всех предыдущих видов игр, которые мы назовем интерактивными. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что «интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует познавательный интерес членов группы к изучаемому предмету в соответствии с определенной учебной задачей» ,[201].

Особенности интерактивной игры в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для студентов задачу (или проблему, проблемную ситуацию), подлежащую немедленному решению. Следовательно, она обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя развитию познавательного интереса к изучению гуманитарных дисциплин. Решение проблемы требует от студентов анализа и обобщения данных, прогнозирования действий, отбора имеющихся знаний и привлечения недостающих знаний, умений и навыков в конкретной деятельности, принятия решения, его апробирования и проверки, а значит, игра интерактивна для студентов - это и интеллектуальное упражнение, и средство проверки гипотез, прогнозов, решений.

Получение определенного результата в процессе выполнения игровой задачи, связанного с успехом или неудачей, заставляет учащегося -участника игры тут же реагировать на создавшуюся ситуацию и в случае необходимости менять стратегию. Тем самым игра обеспечивает условия для самоконтроля, способствующие выработке у обучаемых и рефлексивных умений.

Решение игровой задачи требует от студентов актуализации приобретенных знаний, навыков и умений и дает возможность продемонстрировать все, чему они научились за определенный период (семестр, курс). Таким образом, для студентов игра является и средством отчета, что оправдывает использование ее в качестве контрольной, зачетной и даже экзаменационной работы.

Похожие диссертации на Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов