Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Асташкина Надежда Викторовна

Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе
<
Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Асташкина Надежда Викторовна. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 203 c. РГБ ОД, 61:01-13/972-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ 16

1.1 Политико-правовые и социально-экономические предпосылки для индивидуализации высшего профессионального образования 16

1.2. Понятие индивидуальности и ее проявления в жизнедеятельности человека 48

1.3. Современные образовательные технологии: особенности и возможности использования в педагогическом процессе 69

Выводы 109

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 113

2.1. Психолого-педагогические основы индивидуализации высшего гуманитарного образования 113

2.2. Индивидуально-личностные технологии как основа реализации индивидуализации высшего гуманитарного образования 140

2.3. Качество как критерий индивидуализации образования в негосударственном вузе 154

Выводы 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176

ПРИЛОЖЕНИЯ 196

Введение к работе

В современном образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. Это обусловлено, с одной стороны, использованием современных интеллектоемких технологий, информационных продуктов, квалифицированных специалистов с ориентацией образования на утверждение сущностного личностного начала в человеке.

Формирование нового типа общественного устройства -информационного общества - принципиально изменяет роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии. В информационном обществе основной экономической деятельностью становится производство информации и знаний в социальном и экономическом развитии, т.е. информация и знания приобретают ключевые позиции в экономическом развитии. Экономист Д. Белл называет информацию и теоретическое знание стратегическими ресурсами постиндустриального общества, которые представляют поворотные пункты современной истории. В новой экономике фундаментальными характеристиками работников становятся приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие. Личность получает в информационном обществе новые возможности для самореализации и развития, поэтому ей необходим индивидуализированный характер образования. Такое образование позволит человеку постоянно повышать свою квалификацию, менять при необходимости профессию и удовлетворять свои потребности в самообразовании в условиях системы непрерывного образования.

Современная система непрерывного образования в нашей стране определяется развитием инновационных процессов, характеризующихся научной обоснованностью и адекватных целям, задачам, условиям экономического, национально-политического, научно-технического, культурного развития нашего общества. Непрерывное образование осуществляется как общественно-исторический процесс и как личностный процесс. Наличие личностных процессов непрерывного образования является неотъемлемой характеристикой образовательного целостного общественно-исторического процесса. Эта характеристика впервые стала целевой для системы образования, ориентированной на целостный период индивидуальной человеческой жизни. Принципиальное значение для понимания нового этапа в развитии системы образования приобретает использование для ее оценки такого сугубо индивидуального показателя как период индивидуальной жизни, который только и можно рассматривать как мерило непрерывности индивидуального образования (Н.В. Путилина).

Негосударственные вузы ориентируют свою деятельность на реализацию национальной доктрины образования в Российской Федерации, которая является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года. Одним из ожидаемых результатов реализации доктрины является качество образования, достигаемое на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

В настоящее время образование невозможно без обращения к личности и без рассмотрения личностного существования человека. Содержание современного образования обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Это требует перехода к целостной педагогике личности, основанной на новой методологии. В этих условиях образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития, когда педагогическая реальность - это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию.

В качестве регулятива педагогического познания при этом выступает целостный образ человеческого бытия, возможностей образования в развитии сущностных сил человека, к которым относятся познание мира и преобразование самого себя. Личностная ориентация образования придает ему качественно новый личностный смысл.

Проблема развития личности занимала классиков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и современной психологической науки (Л.И. Анциферова, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.). Педагогику личности создавали многие известные педагоги (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, В.В. Сериков и др.). Развитие личности представляется как некоторое самоконструирование индивидом своего внутреннего мира. При этом происходит непрерывный поиск и обоснование смысла деяний и жизни личности вообще. Отсутствие поиска смысла ведет к обезличиванию индивида и к утрате жизненного смысла.

Личностный подход в образовании, провозглашенный главной тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет однозначного понимания (В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, М.В. Кларин, А.П. Тряпицына, Г.А. Цукерман и др.). Синтез различных интерпретаций личностного подхода может обеспечить переход к новым системам и технологиям образования (В.В. Сериков).

Все большее внимание в педагогике привлекает пробл ма личностно ориентированного образования, которое ориентировано не на формирование личности с заданными свойствами, а на создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций человека. Концепции личностно ориентированного образования основываются на фундаментальных исследованиях природы педагогического знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Никитин и др.), специфики педагогической деятельности (В.Н. Звягинский, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин), личностно развивающих функциях обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, А.П. Тряпицина), механизмах образования личностного опыта (Л.И. Анциферова, В.В. Давыдов, Т.А. Ковалев, А.В. Петровский, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов и др.), а также на опыте эмоционально-целостного отношения к миру (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), опыте ценностно-ориентационной деятельности (B.C. Леднев).

Исходя из того, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, субъектом и инициатором любого процесса своего образования, личностно ориентированное образование использует три базовые технологии: технология задачного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр. Триада задача-диалог-игра образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков).

Образование в современном его понимании практически не рассматривает способность к духовной самоорганизации, т.е. к становлению человека индивидуальностью, в качестве предмета цели, содержания образовательной деятельности. Традиционно образование не стремилось приобщить человека к высшим смыслам и одним из высших принципов духовной жизни, по словам Г. Гессе, было стирание индивидуальности. Неопределенность этой области, отсутствие однозначного ее понимания приводит к абстрактной формулировке таких целей личностного образования типа «развитие творческой индивидуальности».

Ориентация образования на индивидуальность, как и личностная ориентация образования признаны потребностью времени, но пока отражаются в большей части работ и в массовом педагогическом сознании на уровне обыденных представлений. Индивидуальность выступает мерой полноты, завершенности, сформированное™ личности и ее Формирования. Она требует творческих видов деятельности, дифференцированного подхода, самовоспитания и т.д. (Н.Н. Верцинская). Развитие личности - это становление ее индивидуальности (В.В. Сериков).

Проблема индивидуальности в психологии рассматривается в работах А. Адлера, К. Юнга, Г. Олпорта, B.C. Мерлина, К.К. Платонова, представителей индивидуальной психологии и др. В них наблюдается тенденция к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности. В духовной жизни индивидуальное определяется ценностями и идеалами, которые регулируют становление и развитие индивидуальности. Индивидуальность имеет ряд интегральных характеристик: индивидуальный стиль деятельности, индивидуальный стиль общения, индивидуальный интеллект, уникальный смысл жизни и др.

В философии и педагогике проблеме индивидуального подхода в обучении и развитию индивидуальности посвящены немногие исследования (В.И. Гинецинский, Г.Т. Дилигенский, А.Л. Журавлев, А.А. Кирсанов, Ю.М. Орлов, СЕ. Рабунский, И.И. Резвицкий, В. Хессе, А.В. Чечулин и др.). Имеются диссертационные исследования, изучающие природу и механизмы развития личности и индивидуальности, личностно развивающие ситуации в пространстве развития личности обучаемого и другие проблемы (Н.Н. Верцинская, И.Н. Емельянов, А.В.

Зеленцова, Л.М. Перминова и др.). Если в отношении личностно ориентированного образования можно констатировать наличие нескольких научно обоснованных концепций, то в отношении индивидуализации образования и развития индивидуальности человека в процессе воспитания и обучения можно отметить отсутствие подобных педагогических концепций, соответствующих требованиям современного образования.

В связи с этим возникают противоречия между тенденциями развития современного российского общества и функционированием непрерывного образования как личностного процесса, между потребностями общества в индивидуализации образования и формировании индивидуальности, с одной стороны, и неразработанностью в педагогической науке подходов к решению возникающих при этом задач, с другой, объективная необходимость индивидуализации образования в негосударственном вузе и отсутствие соответствующих образовательных технологий. Данные противоречия обусловили проблему исследования. С учетом выявленных противоречий и был сделан выбор темы исследования «Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе».

Объект исследования - негосударственное высшее гуманитарное образование.

Предмет исследования - индивидуализация образования в негосударственном гуманитарном вузе.

Целъ исследования - изучить сущность, возможности и условия индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе и определить основные пути ее эффективной реализации.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, предполагающая, что в негосударственном вузе существуют оптимальные возможности и условия для индивидуализации образования, ориентированные на использование индивидуального подхода в обучении и на развитие индивидуальности студента с помощью индивидуально-личностных образовательных технологий.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

1. Выявить политико-правовые и социально-экономические предпосылки индивидуализации высшего профессионального образования.

2. Обосновать совокупность положений, составляющих научно-теоретическую основу индивидуализации высшего гуманитарного образования.

3. Построить структурно-функциональную модель процесса индивидуализации гуманитарного образования в негосударственном вузе.

4. Разработать научно и экспериментально обоснованные педагогические технологии индивидуализированного гуманитарного образования в негосударственном вузе.

5. По результатам исследования разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию гуманитарного образования в негосударственных вузах страны.

Методологию исследования составляют положения, разработанные современной наукой о едином, глобально-развивающемся мире, все явления в котором связаны друг с другом, а также исследования по философии образования (Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко и др.); философские работы, раскрывающие диалогический характер социокультурной деятельности (М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.). Особую роль в проведении исследования имел системно-целостный подход к индивидуальности, аксиологический, междисциплинарный и другие подходы, взаимодействующие в рамках научной методологии. В исследовании использованы принципы единства теории и практики, принципы единства сознания и деятельности.

Теоретическую базу работы составляют общепризнанные концепции современной психологии (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.) и педагогики (СИ. Архангельский, И.Г. Безуглов, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, СИ. Гессен, В.И. Гинецинский, В.В. Горшкова, И.И. Ильясов, А.А. Кирсанов, М.В. Кларин, В.Г. Максимов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, М.И. Поташник, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.И. Субетто и др.).

Существенную роль при разработке модели индивидуализации образования в негосударственном вузе сыграли труды в области новых информационных технологий и открытого образования (А.Н. Тихонов и его исследовательская группа: А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; В.П. Тихомиров и его исследовательская группа: Ж.Н. Зайцева, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин, Л.Г. Титарев, А.В. Хорошилов, В.В. Ярных).

Специфика исследования и задачи исследования обусловили использование следующих методов:

1. Качественные - изучение научной литературы по педагогике и смежных с нею наук, теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников, включая диссертации по проблеме.

2. Количественные - статистический метод и метод моделирования при разработке концепции индивидуализации высшего гуманитарного образования, эмпирические методы.

3. Экспертиза образовательных программ и стандартов, отчетов и учебных работ.

4. Смешанные - прямое и косвенное наблюдение, сравнение опыта преподавания, беседы, интервью, анкетирование, экспертные оценки.

Исследование проводилось с 1996 года по 2000 год в три основных этапа:

Первый этап - поисковый. Начало исследования относится к 1996-1998 гг. В этот период проводилось изучение философской, педагогической, психологической, управленческой и другой литературы с целью выработки теоретических основ исследуемой проблемы и определение предмета исследования. На данном временном промежутке также изучалась деятельность негосударственных вузов по развитию личности и индивидуальности студентов, осуществлялось также изучение учебной деятельности студентов, разрабатывалась методика исследования, уточнялась рабочая гипотеза. Проводился отбор уже имеющихся в научной литературе параметров индивидуализации образования.

На втором этапе (1998-1999 гг.) осуществлена корректировка рабочей гипотезы и общей программы исследования, разработана программа научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по индивидуализации образования в Гуманитарном институте (г. Москва). Произведена апробация рабочей гипотезы и концепции индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе.

Третий этап (1999-2000 гг.) - завершающий. На основе полученных данных и их анализа сформулированы социально 1идуализации высшего гуманитарного образования. Результаты исследования внедряются в филиалах Гуманитарного института. Теоретическое обобщение результатов исследования находит системное отражение в статьях, тезисах и монографии, отражающих авторские подходы к решению проблемы индивидуализации высшего образования в негосударственном вузе, в экспериментальных и образовательных программах, разработанных на основе исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• разработана концепция индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе;

• выявлены и обоснованы пути индивидуализации образования;

• разработан компонент содержания высшего гуманитарного образования, необходимый для индивидуализации процесса обучения и воспитания;

• определены и обоснованы основные составляющие педагогической технологии для реализации индивидуализации образования;

• конкретизированы важные для педагогики понятия: «индивидуальность», «индивидуализация образования», «индивидуально-личностная технология», «сущностное знание», «индивидуальный стиль деятельности», «уникальный смысл жизни» и др.;

• использовано качество обучения как критерий индивидуализации образования;

• в педагогическую науку введены новые материалы, источники, категории.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к решению проблемы индивидуализации высшего профессионального образования в целом и высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе, в частности. Разработанная концепция индивидуализации высшего гуманитарного образования и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы вносят существенный вклад в развитие современного высшего образования. Разработанные на основе выполненного исследования научно-практические рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательских программах, в педагогических проектах по совершенствованию систем образования; в подготовке и переподготовке преподавателей; в содержании курса «Педагогика». «Культура общения», а также в системе управления образованием.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого исследования. Использование методов моделирования и педагогического эксперимента, воспроизводимость результатов исследования и репрезентативность полученных экспериментальных данных дополняются количественным и качественным анализом, соответствием полученных результатов базису системного описания и научным представлениям социально-педагогической концепции развития образования в современных, постоянно меняющихся социально-культурных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуализация образования является специфическим социокультурным и педагогическим феноменом, детерминированным социально-историческим типом общества, отражающим проблемы системы российского образования в целом:

• возрастание роли знаний, информации;

• растущую открытость образования в России;

• все большее проникновение в образование принципа диалога;

• психологизацию образования и все более заметное проникновение в нее личностно ориентированных подходов;

• использование новых информационных технологий.

2. Гуманитарное знание как сущностное знание должно быть представлено в содержании высшего гуманитарного образования как компонент, реализующийся в определенном модуле индивидуально-личностной технологии.

3. Индивидуализация образования имеет психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект ориентирован на развитие индивидуальности студента. Педагогический аспект обуславливает определенные требования к образовательному процессу и к содержанию образования.

4. Образовательная среда вуза должна создавать необходимые условия для индивидуализации обучения и воспитания студентов: условия для индивидуации, условия для развития личности и условия для индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные идеи и результаты были представлены и получили одобрение на международных форумах и симпозиумах (Москва, 2000, Нижний Новгород, 2000, Хайфа, 2000), на республиканских, региональных и научно-практических конференциях (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, 1998-2000 гг.).

Результаты исследования отражены в пяти публикациях, в том числе в одной монографии. Материалы исследования внедрены в учебный процесс Гуманитарного института (г. Москва).

Политико-правовые и социально-экономические предпосылки для индивидуализации высшего профессионального образования

В последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Эта новая система образования определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств. Возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отражена в концепциях становления информационной цивилизации и информационного общества. В соответствии с этими концепциями формирования информационного общества принципиально изменяется роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии (217).

Все многообразие технических достижений, которые реализовывались в истории цивилизации, современный американский социолог О. Тоффлер представляет в виде трех технологических волн, которые радикально повлияли не только на облик экономики, но и на культуру общества, его ценности:

-Первая волна связана с возникновением аграрного хозяйства.

-Вторая волна - это появление комплекса технологий, обеспечивающих массовое, стандартное производство, характерное для индустриального мира, подобного огромной машине.

-Третья волна связана прежде всего с созданием постиндустриального, информационного общества. Распространение третьей волны меняет характер труда. На смену рутинного, повторяющегося, монотонного, дегуманизированного труда приходит работа, вооруженная компьютером, современная техника (269). О.Тоффлер отмечает, что в старом, массовом промышленном производстве главными были мускулы человека, а в развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и творчество.

Экономика третьей волны требует от человека творчества, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития. Для выполнения этих требований необходимо перестроить всю систему образования. Образование должно обеспечить совершенно новый образ жизни людей. Оно должно быть поэтому фундаментальным и вместе с тем разнообразным. Его необходимо максимально индивидуализировать. Необходимо увеличить возможности обучения, самообразования, домашнего образования на основе современных интенсивных технологий с использованием видеооборудования и компьютера.

Новая экономика требует от человека не только умения логично мыслить, легко оперировать абстракциями, быть свободным в мире образов и символов, поэтому в информационном обществе повысится статус широко образованных и культурных людей, которые будут постоянно воспроизводить и приумножать культурные ценности. Новое общество, опираясь на высокопроизводительный труд, сможет наконец сфокусировать свое внимание на проблемах воспитания детей, здоровья людей, их образования. Это будет, по мнению О. Тоффлера, общество подлинной свободы личности, в котором человек станет гармонично взаимодействовать с природой.

Политика в области образования в постиндустриальном обществе ориентирована на непрерывное образование. В концепциях информационного общества непрерывное образование предстает как универсальная форма деятельности, имеющая принципиальное значение, как с социальной точки зрения, так и с личностной (217, с. 32). Система непрерывного образования должна быть ориентирована на новые ценности, способствовать их формированию, создавать новые установки и стили жизни. Одной из предпосылок построения системы непрерывного образования является многообразная, разноисточниковая совокупность знаний о закономерностях развития личностного начала в человеке. Личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Личность изначально несет в себе заряд субъектности (196, с. 11).

Личность, как своеобразная инстанция, осуществляет контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве (197). Отражением архитектоники этого жизненного пространства человека является внутренний мир личности. В этом проявляется интимность личностного пространства, которая выполняет существенную функцию в целостном механизме личностного развития. Эта функция состоит в своеобразной защите целостности и индивидуальности внутреннего мира человека. Содержание личностного развития определяется такими функциями в жизнедеятельности индивида как функции избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа «Я», принятие ответственности, творческой самореализации в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта (38, 39).

Понятие индивидуальности и ее проявления в жизнедеятельности человека

В данной главе мы попытаемся ответить на вопрос: что мы будем понимать под индивидуальностью в нашем исследовании. Ответить на этот вопрос, как показал наш теоретический анализ научных работ, не просто. Чтобы решить проблему неоднозначности толкования используемых терминов и понятий, мы посвятим часть главы логическому анализу понятий, используемых в исследовании и выработке рабочих определений. При этом мы исходим из того, что исследователь должен объяснить, что он имеет в виду, употребляя то или иное понятие. К числу таких понятий относится и «индивидуальность».

Индивидуальность человека начинает развиваться в детском возрасте. Лихачев Б.Т. пишет, что ребенок как субъект воспитательного процесса есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Возможности формирования и развития задатков, способностей и потребностей каждого ребенка практически не ограничены, но обусловлены возможностями социальной среды и воспитания. Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно, но и по внутренним спонтанным законам. Воспитание как общественное явление, социальная среда играют ведущую роль по отношению к развивающейся индивидуальности.

В это же время ребенок как субъект воспитания представляет собой постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ внешних отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание и содействовать становлению собственной личности.

Ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и в общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.

Индивидуальность и личность ребенка в любой ситуации любого уровня воспитывается не по частям, а целостно (135, с. 43- 46).

Всякое целенаправленное обучение дает ребенку определенное образование. Понятие образования может быть рассмотрено в двух планах. Прежде всего образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Вместе с тем образование представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложнейшей системы знаний и отношений в течение всей жизни. Это абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно - техническим прогрессом. Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию (СИ. Гессен, Б.П. Лихачев)

Обучение по отношению к воспитанию является его органической частью, духовным стержнем. Оно формирует духовное ядро личности -ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Обучение в отличие от воспитания имеет свои специфические особенности. Эти особенности состоят прежде всего в строгом отборе содержания культуры, научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности.

Существует и действует объективный закон: чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой: обучение ведет за собой развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет возможности обучения (В.В. Давыдов, Б.П. Лихачев).

С функцией развития в процессе усвоения знаний, умений и навыков органически связана функция по формированию в детской личности основ духовной жизни - духовных потребностей, эмоционально - волевой и действенно- практической сфер. Обучение обеспечивает, по мнению Б.П. Лихачева, пищу для духовно-эмоциональной жизни, формирующей черты характера, прежде всего волю. Высшая духовная потребность, которая возникает и крепнет на основе познавательной, трудовой, эмоциональной потребности, заключается в развитии духовно-творческой потребности. В этом процессе формирования духа ребенка, его духовно- эмоциональных и трудовых потребностей коренятся внутренние стимулы учебной деятельности детей.

Психолого-педагогические основы индивидуализации высшего гуманитарного образования

Индивидуализация образования необходима для преодоления сложившихся в образовании стереотипов выбора в пользу знания только одного типа - знания, преображающего окружающий человека мир, направленного на внешнюю, зримую деятельность. Именно такие знания находят отражение в учебных материалах (учебниках, пособиях, методичках и пр.) всех звеньев образования. Рецептурно -технологический характер этих знаний хорошо укладывается в технологическую, отлаженную репродуктивную процедуру обучения. Такое образование формирует людей, мыслящих узко в силу профессиональной привычки отказываться от самостоятельного осмысления мира в любых проявлениях, лежащих вне сферы их компетенции. Сознательная и свободная деятельность таких людей возможна только в соответствующей узко профессиональной области. Они во всех других случаях просто пополняют «толпу», становясь объектами массовой манипуляции сознанием (18).

Современное общество нуждается уже не только в профессионализме, но и в универсализме и социальной мудрости, чтобы образованный человек мог выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины жизни. Такой человек может спокойно сопротивляться манипулированию, потому что он способен распознавать его цели. Для формирования такого человека необходимо его выделить из «толпы», а это возможно только через развитие его индивидуальности. Эта задача может быть решена через индивидуализацию образования, т.е. воспитания и обучения.

Интересны в связи с решаемой нами проблемой мысли известного психолога К.Г. Юнга. Под индивидуальностью он понимает глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность. Он подчеркивает отличие индивидуальности от индивидуализма «Индивидуализм есть преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес респекту и обязательствам в отношении коллектива» (251, с. 174). Чтобы стать индивидуальностью, человек должен осуществить самостановление - индивидуацию, которая заключается в том, чтобы стать отдельным существом. Индивидуация. означает более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений. Достаточный учет своеобразия индивидуума оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия. К. Юнг подчеркивает, что индивидуация означает только процесс психологического развития, осуществляющего заложенные индивидуальные предрасположенности. Человеческий индивидуум как живое единство состоит из чисто универсальных факторов. Он целиком и полностью коллективен и потому не находится ни в какой противоположности коллективности. Индивидуалистическое выпячивание своеобразия, следовательно, противоречит этому основному свойству живого существа. Индивидуация добивается живого взаимодействия всех факторов (251, с. 175). Но при этом надо помнить, как он считает, о том, что идентификация с социальной ролью - щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности (251, с. 194). К.Г. Юнг выделяет три вида воспитания:

1. Воспитание через пример. Такое воспитание может проходить совершенно бессознательно и потому является самой старой и, пожалуй, самой действенной формой воспитания вообще.

Успеху этого метода сопутствует тот факт, что ребенок тождественен родителям и в целом своему окружению. Воспитание на факте психического тождества происходит автоматически.

2. Сознательное коллективное воспитание. Под коллективным воспитанием К.Г. Юнг понимает в первую очередь не воспитание в группе (например, в школе), но воспитание согласно нормативам, правилам и методам. Эти три принципа неизбежно имеют коллективную природу и применимы в отношении большинства индивидов. Такое воспитание производит индивидов, которые сформированы в соответствии с общими нормативами, правилами и методами. Поскольку индивидуальное своеобразие питомца поддается коллективной природе воспитательного воздействия, естественным образом возникает характер, схожий с характером индивида, совершенно иного от рождения, но обнаружившего ту самую податливость. Чем больше будет сходно или одинаково сформированных индивидов, то тем быстрее возникает единообразие, соответствующее применяемому методу. Пример толпы вследствие бессознательного психического заражения оказывает непреодолимое влияние и приводит к окончательному подавлению и угнетенному состоянию тех индивидов, которые обладают не более, чем средней силой индивидуального характера. Если такое воспитание имеет здравый смысл, то оно полезно для адаптации воспитуемого к коллективу. Несомненно, воспитание гражданина и полезного члена общества достойно того, чтобы к нему стремиться. Но надо помнить, что если превышена некоторая предельная величина единообразия, т.е. если некоторые коллективные ценности складываются за счет индивидуального своеобразия, то формируется индивид с идеальными коллективными чертами характера.

Похожие диссертации на Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе