Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Метлик Игорь Витальевич

Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы
<
Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Метлик Игорь Витальевич. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : М., 2005 409 c. РГБ ОД, 71:05-13/156

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Религия и образование в светской школе 23

1.1. Религия и образование в современном обществе 23

1.2. Отношение молодежи к религии и религиозной культуре 43

1.3. Учебно-воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе 63

1.4. Зарубежный опыт изучения религии в светской школе 81

ГЛАВА II. Теория и опыт освоения знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности 107

2.1. Социально-правовые условия освоения знаний о религии в современной российской светской школе 107

2.2. Виды и формы изучения религии в системе образования 128

2.3. Освоение знаний о религии в инвариантном компоненте учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы 168

2.4. Освоение знаний о религии в вариативном компоненте учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы 201

ГЛАВА III. Интеграция знаний о религии как ресурс совершенствования учебно-воспитательной деятельности светской школы 251

3.1. Концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы 251

3.2. Интеграция знаний о религии и совершенствование обществоведческого образования школьников 293

3.3. Воспитание гражданственности и нравственных качеств учащихся в процессе изучения особенностей новых религий 310

3.4. Знания о религии в развитии этнокультурного образования учащихся светской школы 328

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 362

БИБЛИОГРАФИЯ 368

ПРИЛОЖЕНИЯ 413

Введение к работе

Актуальность исследования. В Российской Федерации с начала 90-х годов в отношении религии и религиозных объединений сложилась принципиально новая социокультурная ситуация. Атеизм перестал быть частью государственной идеологии, в обществе утвердилось мировоззренческое разнообразие, среди широких социальных слоев россиян, в том числе молодежи, проявляется интерес к ценностям религиозной культуры. Религиозные организации приобрели права равноправных субъектов социальных отношений, в том числе в области образования. Получил развитие сектор негосударственного образования, включающий учебные заведения религиозных организаций - православные, мусульманские, иудаистские и другие дошкольные и общеобразовательные учреждения, вузы.

Предшествующий исторический период характеризовался значительным сокращением области знаний о религии, религиозных объединениях и традициях, доступных учащимся государственной школы. Последние 10-15 лет наблюдается противоположная тенденция: знания о религии включаются в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования, становятся более разнообразными. Учащиеся получают возможность знакомиться с различными оценками религии - не только критическими, как это было в прошлом. Педагоги и воспитатели ищут пути эффективного использования знаний о религии в гражданско-патриотическом, нравственном, эстетическом, экологическом воспитании школьников, формировании культуры межличностного и межэтнического общения, уважения к социальному институту семьи. Эти объективные процессы сопровождаются противоречиями, вызывают дискуссии среди педагогов, в обществе в целом и требуют научного осмысления, обеспечивающего адекватное обновление содержания и форм учебно-воспитательной деятельности светской школы с учетом современных условий, законных прав и интересов всех участииков образовательных отношений: учащихся, их родителей, педагогических работников.

В Конституции Российской Федерации декларирован запрет на установление в качестве государственной или обязательной любой идеологии (ст. 13) или религии (ст. 14). Соответственно, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях исключаются как обязательное для всех религиозное образование, так и всеобщее воспитание на основе какой-либо нерелигиозной идеологии. Новые правовые условия, связанные с изменениями в социально-экономических и политических отношениях, обусловили необходимость обновления воспитания в системе образования, содержания и форм учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Утверждающиеся в российском обществе принципы открытости, уважения прав личности на свободу совести и вероисповедания, создают благоприятные условия для приобщения учащихся к ценностям национальной и мировой культуры без всяких ограничений, обусловленных идеологическими причинами.

Знания о религии как типе мировоззрения и особой сфере жизни общества в настоящее время представлены в государственных образовательных стандартах, примерных программах учебных курсов и дисциплин. Освоение учащимися разносторонних знаний о религии - исторических, филологических, искусствоведческих, социально-географических и других - осуществляется в процессе обучения многим специальностям профессионального образования, преподавания основных социально-гуманитарных учебных дисциплин в средней школе, учебных курсов регионального и школьного компонентов общего образования, дополнительного образования, в воспитательной деятельности школы. Необходимы теоретический анализ этой педагогической практики, разработка научно обоснованных подходов к конструктивной интеграции1 знаний

0 религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской
светской школы, способствующей совершенствованию процессов обучения и
воспитания.

1 Понятие «интеграция» (лат. integration - восстановление, восполнение, integer - «целый»)
рассматривается как состояние гармоничной связанности отдельных дифференцированных
частей и функций системы, организма, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Дан
ный термин отражает сущность исследуемого процесса - целенаправленное, научно обосно
ванное и управляемое восполнение целостности обучения и воспитания в государственно-
общественной школе в отношении возможностей и форм освоения учащимися знаний о ре
лигии после периода, когда атеизм был частью государственной идеологи.

При изучении педагогического опыта освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях были выявлены противоречия между:

развивающимися во многом стихийно процессами включения знаний о религии в содержание учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и необходимостью научно-педагогического обеспечения, организационно-управленческого сопровождения этих процессов со стороны государственных и муниципальных органов управления образованием;

составом и качеством знаний о религии в содержании основных образовательных программ, прежде всего в общеобразовательной школе, и потребностью формирования компетентности учащихся в области знаний о религии на современном уровне;

стремлением педагогических работников повышать свою профессиональную компетентность в области знаний о религии и дефицитом необходимой в этой области научной и педагогической литературы;

образовательным запросом со стороны части родителей несовершеннолетних учащихся, самих школьников, который выражается в желании изучать основы традиционной религиозной культуры народов России в рамках вариативного компонента образовательных программ, и неготовностью педагогических работников, системы образования в целом профессионально и эффективно удовлетворять этот запрос;

продолжающимися попытками внедрения в систему образования вероучений и образовательных материалов новых религиозных объединений и культов деструктивной (асоциальной, антигуманной) направленности и неспособностью существенной части работников образования эффективно противостоять этим попыткам.

Их анализ и обобщение позволили определить проблему исследования, которая также может быть выражена в форме противоречия между изменившимися в нашей стране социальными условиями и необходимостью разработать педагогическую теорию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы.

На решение этой проблемы, преодоление этого противоречия было направлено исследование, что потребовало решения ряда частных проблем. В теоретической сфере выявилась необходимость:

- выявить образовательный потенциал знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности светской школы. Данная проблема продолжает
дискутироваться, остается актуальной, несмотря на проведенные исследования
(Л.В.Жаравина, Е.А.Карунин, И.Н.Кондратенко, Л.А.Кудаева, А.М.Леонов,
Т.И.Петракова, Е.Ю.Попова, Э.А.Чурсина, Л.А.Харисова, В.Л.Ширяев и др.), а
также потому, что часть ученых и педагогов обосновывают возможность вос
питания учащихся в государственной и муниципальной школе на основе ок-
культно-религиозных представлений (А.Андреева, В.Мурашов, О.В.Черкасова
и др.);

уточнить содержание основных понятий, связанных с изучением религии в светской школе в новых социокультурных условиях (светский характер образования, религиозные образование, религиоведческое образование, религиозная культура и др.). Отсутствие в этой области единой понятийной базы затрудняет деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений, тормозит инновационные процессы;

провести анализ отечественного и зарубежного опыта для определения основных видов и форм освоения учащимися знаний о религии в светской школе, выявить тенденции их развития в интересах гражданского общества в соответствии с новыми потребностями социума;

разработать научную концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы.

В практической сфере:

определить ключевые направления интеграции, наиболее актуальные с точки зрения совершенствования содержания и форм обучения и воспитания школьников в современных условиях, решения общественно значимых воспитательных задач;

разработать соответствующий педагогический инструментарий - учебные и методические пособия, материалы для органов управления образованием и др., апробировать и внедрить его в практику.

В прошлом значение религии в образовании и педагогике, в том числе место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, было предметом исследований многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых, классиков педагогической науки, общественных деятелей различных идеологических направлений, а также религиозных деятелей (Н.А.Бердяев, М.Вебер, К.Н.Вентцель, Л.Дистервег, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.Кант, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, М.В.Ломоносов, В.Н.Лосский, митр. Филарет Дроздов, И.Г.Песталоцци, Б.Рассел, С.А.Рачинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Э.Фромм, А.Швейцер и др.). В истории образования и педагогики сложились различные подходы, обосновывались противоположные взгляды: от ограничения на освоение знаний о религии в светской школе до, фактически, отождествления светского и религиозного образования. Они отражают особенности социальных условий, складывавшихся в различные исторические эпохи, духовно-нравственное состояние общества, тенденции его развития, религиозность населения и другие факторы. Анализируя эти подходы, можно сделать вывод, что место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы определяется конкретно-исторически, с учетом традиций и современного состояния общества, его социокультурных особенностей.

В настоящее время в научной литературе проблема места и значения знаний о религии в содержании образования, обучении и воспитании детей и молодежи исследуется и обсуждается как светскими учеными, специалистами в различных отраслях науки, так и религиозными деятелями. За последнее десятилетие эта проблема, главным образом в принципиальных и методологических аспектах, получила отражение в работах и выступлениях известных ученых, философов, богословов (ЕЛ.Белозерцев, В.П.Борисенков, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, прот. Владимир Воробьев, Л.С.Гребнев, М.М.Громыко, митр. Кирилл Гундяев, О.В.Долженко, В.И.Зоркальцев, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, Н.Д.Никандров, А.И.Осипов, А.И.Пискунов, В.Н.Сагатовский, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, А.С.Фролов, И.НЛблоков и др.).

ных работ, в частности: исследование опыта изучения религии в светской школе на различных исторических этапах развития российской системы образования (М.Н.Костикова); процесса воспитания духовной культуры современных школьников (Н.М.Романенко); теории и опыта изучения религиозной культуры в содержании общего образования, исламской культуры в региональном компоненте общего образования (Л.А.Харисова).

Тем не менее, совокупность педагогических проблем, сопровождающих процесс обновления состава и качества знаний о религии, которые осваиваются учащимися в современной российской светской школе, исследована еще недостаточно. Это касается как целостного рассмотрения данного процесса в современном социально-педагогическом и правовом контексте, так и ряда частных вопросов. Среди последних можно выделить вопросы включения знаний о религии в содержание конкретных предметных областей (история, филология, география, искусство и т.д.) и соответствующих образовательных программ; соотношения знаний о религии, которые заимствуются в содержании собственно религиозной культуры, со знаниями о религии, выработанными в рамках ее изучения методами науки и в философских исследованиях религии; взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями при углубленном изучении конкретной религиозной культуры и др.

Таким образом, изучение научной литературы, деятельности органов управления образованием, педагогического опыта позволило автору сделать вывод: процесс обновления религиоведческого компонента в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы должен быть изучен комплексно, как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях и функционировании российской системы образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы».

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в системе образования.

Предмет исследования - процесс интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В исследовании была поставлена цель - разработать теорию и методику интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, которые способствуют модернизации образовательных функций государственной и муниципальной системы образования в новых социокультурных условиях, более эффективному удовлетворению образовательных запросов граждан. Это потребовало решения ряда задач:

выявить роль знаний о религии в обучении, воспитании, развитии личности учащихся;

уточнить содержание и взаимное соотношение основных теоретических дефиниций, связанных с изучением религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (светский характер образования, религиоведческое, религиозное образование и др.);

проанализировать зарубежный опыт освоения учащимися знаний о религии в государственно-общественной системе образования и оценить возможности его использования в российской светской школе;

определить основные виды и формы освоения знаний о религии в российской системе образования, составить их научную классификацию, на основе анализа современной педагогической практики обобщить и систематизировать опыт освоения знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

разработать концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы с учетом новых социально-правовых условий и тенденций их развития;

определить ключевые направления интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, наиболее актуальные с точки зрения потребностей педагогической практики;

разработать и апробировать соответствующий педагогический инструментарий (программно-методические материалы, учебные пособия, материалы для органов управления образованием и др.), обеспечивающий конструктивную интеграцию знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности

светской школы, совершенствование обучения и воспитания детей в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение и воспитание в современной российской светской школе будет осуществляться более эффективно, если:

на основе анализа отечественного и зарубежного педагогического опыта будут определены научно обоснованные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений;

в соответствии с этими теоретическими подходами будет разработан и апробирован педагогический инструментарий, способствующий приобщению учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе, воспитанию российской гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности, культуры межэтнического и межконфессионального общения, формированию необходимой компетентности в области гуманитарных знаний.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципиальные положения педагогической науки о месте обучения и воспитания в духовной сфере жизни общества, преемственности и последовательности в образовании, культуросообразности, народности образования, (А.В.Дистервег, К.Д.Ушинский), его гуманистической направленности; идеи современных педагогов о содержании образования и закономерностях его формирования, особенно в аксиологическом, ценностном аспекте (Ю.К.Бабанский, В.П.Борисенков, О.Г.Дробницкий, В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин и др.), о направленности образования на формирование духовно-нравственной культуры, воспитание гражданственности школьников (Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов), о значении этнокультурных ценностей и этнических традиций в социализации, обучении и воспитании детей и молодежи (Г.Н.Волков). При разработке концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы в качестве ведущих методологических подходов были избраны:

логико-исторический, культурологический, системный и личностно-деятельностный подходы.

В исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических (частных и общих) методов, основными из которых были: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и научно обоснованное экстраполирование; изучение научной, педагогической литературы, документов, учебных и методических материалов, сообщений СМИ по теме исследования; обобщение и сравнительный анализ зарубежного и отечественного педагогического опыта; теоретическое моделирование; наблюдение, анкетирование, экспертиза; разработка и апробация экспериментальных учебных и методических материалов. Опытно-экспериментальные исследования осуществлялись как в рамках участия автора в реализации тем Комплексной программы научных исследований Российской академии образования (РАО), так и в индивидуальной работе с учителями, методистами, работниками органов управления образованием.

В исследовании выделяются основные этапы. На первом этапе (1991-1997 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, нормативно-правовая база образовательной деятельности. Анализировался зарубежный опыт в этой области. Велись теоретические и практико-ориентированные исследования по отдельным направлениям интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы: комплексно изучался опыт региональных образовательных систем (Москва, Курская область); были разработаны и апробированы в школах авторские программы факультативных курсов религиоведческой, мировоззренческой направленности.

На втором этапе (1998-2001 гг.) уточнялись методологические и теоретические позиции исследования, конкретизировались основные дефиниции (религиозная культура, светский характер образования, религиоведческое образование, религиозное образование и др.), социально-педагогические и правовые условия изучения религии в светской школе. Разрабатывались концептуальные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Анализировалось законодательство Российской Федерации, существующая нормативно-правовая база изучения

религии в светской школе. С учетом полученных в данный период результатов были сформулированы цель и рабочая гипотеза исследования. Промежуточные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания, научно-практических конференциях, методических семинарах, «круглых столах», апробировались в образовательных учреждениях.

На заключительном этапе исследования (2002-2004 гг.) проводилось обобщение и систематизация получаемых теоретических и эмпирических знаний. Продолжалась разработка и апробация учебно-методического обеспечения для системы образования (разделы в учебниках для учащихся, методических пособиях для учителей, материалы информационного, экспертного и методического характера для органов управления образованием). Была оформлена концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы, определены результаты и выводы исследования.

Исследование осуществлялось на базе учреждений государственной и муниципальной системы образования (ГОУ №4, 174, 203, 262, 514, 978, 984, 1158 и др. г. Москвы, методические центры, учреждения дополнительного образования), экспериментальной COLLI № 18 РАО в г. Павловском Посаде Московской области, а также негосударственных образовательных учреждений (организаций РПЦ, других религиозных организаций). На разных этапах исследованием были охвачены более 1200 учащихся, в исследовании участвовали более 80 учителей и других работников образования. Отдельные направления исследования реализовывались на базе Государственного НИИ семьи и воспитания (разработка и апробация теоретических положений, концепции, апробация результатов исследования на занятиях с работниками образования в Образовательном центре института), а также на всероссийском и региональном уровнях (участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, работа в консультативных и экспертных советах и группах Департамента образования г. Москвы, Минобразования России, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации). Основные параметры исследования, их соответствие ре-

альным потребностям педагогической практики, уточнялись в процессе накопления автором собственного опыта изучения и анализа работы образовательных учреждений в процессе трудовой деятельности в качестве педагога общеобразовательной школы, методиста, специалиста, научного руководителя, консультанта.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые проведено комплексное научно-педагогическое исследование практики изучения религии в системе образования в контексте новых социокультурных и правовых условий, сложившихся в Российской Федерации после 1991 г.;

разработана научная классификация видов и форм освоения учащимися знаний о религии в системе образования. Выявлены особенности учебных и воспитательных задач, деятельности педагогов и учащихся при освоении знаний о религии в образовательных учреждениях разного типа и организационно-правовой принадлежности (государственное и муниципальное образование, негосударственное конфессионально ориентированное образование религиозных организаций);

уточнены содержание и соотношение основных теоретических дефиниций, связанных с изучением религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (светский характер образования, религиоведческое, религиозное образование и др.), что позволило сформулировать научную концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы;

- определены ключевые направления интеграции знаний о религии в
учебно-воспитательной деятельности современной российской светской шко
лы: обновление религиоведческого компонента общего социально-
гуманитарного образования; разработка содержания и методов изучения новых
религиозных объединений и культов с целью предупреждения вовлечения де
тей и молодежи в религиозные объединения асоциальной и антигуманной на
правленности; разработка содержания и методов изучения традиционной рели
гиозной культуры как части национального исторического и культурного на
следия народов России.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

решении комплекса научно-педагогических проблем, связанных с определением функций знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, методов их преподавания учащимся, обновлением содержания социально-гуманитарного образования с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, взглядов и убеждений граждан в современном полимировоззренческом и многоконфессиональном российском обществе;

определении на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта специфики различных видов и форм освоения учащимися знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, негосударственных образовательных учреждениях религиозных конфессий, при «обучении религии»; выявлении педагогической целесообразности и эффективности различных моделей интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы;

разработке концепции, позволяющей определять оптимальные параметры интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности с учетом особенностей функционирования образовательных учреждений различного типа, вида, уровня образования, обоснованно проводить отбор знаний о религии при реализации основных и дополнительных образовательных программ, инвариантного и вариативного компонентов общего образования, создавать учебно-методический инструментарий, необходимый для обеспечения выявленных ключевых направлений интеграции.

Практическая значимость исследования выражается в совершенствовании системы научно-педагогического и учебно-методического обеспечения освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, создании комплекса соответствующих научных и педагогических разработок (учебных пособий, программ, методических рекомендаций, материалов и документов для органов управления образованием и др.). Это способствует развитию духовного потенциала современной российской светской школы, ее воспитательных функций, дает возможность активизировать

процессы модернизации и развития российской системы образования в новых социальных условиях, удовлетворять образовательные запросы граждан в области государственно-общественного образования. Результаты исследования позволяют системно выстраивать работу государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по обновлению учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы в процессе освоения учащимися знаний о религии, разрабатывать необходимый для этого научно-педагогический и учебно-методический инструментарий, повышать квалификацию педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования, выводов обеспечивается использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; внедрением результатов теоретических и прикладных работ в педагогическую практику, включая личное участие автора в их реализации (преподавание факультативных религиоведческих учебных курсов, научное консультирование, методическая работа с учителями экспериментальных школ и др.); репрезентативностью исследуемой выборки данных апробации научно-методических и прак-тико-ориентированных разработок.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реализации научных тем религиоведческой направленности в рамках Комплексной программы научных исследований РАО в 1991-2004 гг., в процессе участия автора в международных, всероссийских и региональных научных конференциях, семинарах, «круглых столах», посвященных современным проблемам образования в Российской академии образования, Государственном НИИ семьи и воспитания в 1992-2004 гг.; на педагогических советах школ, при подготовке, научной экспертизе и апробации учебных и методических пособий в системе образования. Всего по теме исследования автором опубликовано 35 научных работ общим объемом свыше 70 п.л., включая учебные и методические пособия.

Теоретические и практические разработки, подготовленные в ходе исследования, проходили апробацию в процессе участия автора в работе общественно-консультативных и экспертных советов и рабочих групп Министерства об-

разования Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Учебные и методические пособия, содержащие авторские методики освоения учащимися знаний о религии в содержании базового социально-гуманитарного образования (курс «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов, методическое пособие для руководителей образования и учителей «Новые религиозные культы и школа»), а также учебных курсов по выбору учащихся используются в образовательных учреждениях более 20 регионов России (Республика Карелия, Калужская, Кемеровская, Московская, Псковская, Свердловская, Читинская области, г. Москва и др.). Авторские разработки в области содержания и методов изучения религии в светской школе нашли применение в практике профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования в педагогических вузах и учреждениях повышения квалификации работников образования в Калужской, Курской, Московской, Читинской областях, г. Москве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменившиеся социальные условия вызвали процесс расширения и об
новления содержания, форм и методов изучения религии в российской госу
дарственной и муниципальной системе образования. Освоение в светской шко
ле знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре
как части национальной культуры обусловлено педагогическим принципом
культуросообразности образования, современными требованиями к содержа
нию образования, образовательными запросами существенной части граждан и
способствует формированию необходимого уровня компетентности учащихся
в области истории, обществознания, филологии, искусства, морали, стимулиру
ет воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, пат
риотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России
и мира, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфес
сионального общения, эстетической, экологической культуры.

2. Учебно-воспитательная деятельность в государственных и муници
пальных образовательных учреждениях должна осуществляться с учетом раз-

нообразия мировоззренческих подходов, представленных в современном российском обществе. Светский характер образования в российской государственной и муниципальной школе не означает его антирелигиозной направленности или формирования индифферентного отношения учащихся к религии, но заключается в обеспечении организационно-правовой независимости школы от религиозных организаций при освоении учащимися знаний о религии, включая изучение отдельных религий по выбору учащихся и/или их родителей (законных представителей).

3. Углубленное изучение на добровольной основе религиозной культуры
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях требует
взаимодействия государства и соответствующих религиозных организаций в
рамках действующего законодательства по вопросам разработки содержания
образования, подготовки педагогических работников, организации образова
тельного процесса. При этом целесообразно учитывать зарубежный опыт изу
чения религии в светской школе, прежде всего в странах с близкой этнокон-
фессиональной структурой населения и социокультурными характеристиками,
где ведущая роль в определении форм взаимодействия государства и религиоз
ных организаций в области образования принадлежит самоуправляемому гра
жданскому обществу.

4. В качестве основных видов освоения знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности государственных и муниципальных образова
тельных учреждений определены: 1) научно-философское религиоведческое
образование - изучение ряда религий на нерелигиозной философско-
мировоззренческой основе; 2) религиозно-культурологическое образование оп
ределенной конфессиональной направленности - изучение истории и культуры
конкретных религиозных традиций при участии соответствующих религиоз
ных организаций. Они дополняют друг друга, отражают разнообразие в подхо
дах к религии, существующее в демократическом обществе, и в целом обеспе
чивают реализацию права обучающихся и педагогических работников на сво
бодный выбор взглядов и убеждений. В общеобразовательной школе наиболее
эффективной моделью освоения учащимися знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности является изучение традиционной религиозной

культуры народов России как части культуры этноса, нации (этноконфессио-нальное образование).

  1. Разработанная автором концепция раскрывает условия, принципы и критерии интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях развития их воспитательных функций, совершенствования процессов обучения и воспитания в новых социокультурных условиях. Концепция включает: 1) ведущую идею; 2) совокупность общих методологических подходов и связанных с ними педагогических принципов; 3) характеристику социально-педагогических условий интеграции, где ведущими факторами выделены параметры образовательного запроса на освоение знаний о религии в светской школе и уровень готовности системы образования к интеграции необходимых знаний; 4) совокупность взаимосвязанных структурных элементов, обусловленных строением и функциями системы образования и включающую: области интеграции, выделяемые в соответствии со спецификой образовательных учреждений разного типа, вида и уровня образования; уровни интеграции, обусловленные структурой государственных образовательных стандартов и наличием в образовательной деятельности инвариантной и вариативной составляющих; социальные институты и учреждения, взаимодействующие в процессе интеграции; аспекты интеграции (деятельность в социокультурном окружении, научно-педагогическая и организационно-педагогическая деятельность, фиксированные в нормативных документах, образовательных программах, планах работы учреждений системы образования); 5) процедуру анализа результатов интеграции, обеспечивающую обратную связь и коррекцию теоретических положений и учебно-методического инструментария.

  2. Ключевыми направлениями интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, наиболее актуальными с точки зрения социально-педагогической целесообразности, определены: 1) обновление религиоведческого компонента общего социально-гуманитарного образования (обществоведческого, исторического, филологического и др.); 2) профилактика вовлечения детей и молодежи в религиозные объединения и культы деструктивной на-

правленности; 3) разработка содержания и методов учебно-воспитательной деятельности в процессе освоения учащимися знаний о религии в связи с изучением культуры своего этноса, народа (этноконфессиональное образование, изучение культурообразующих религий).

7. Подготовленные на основе теоретических положений концепции материалы прикладного педагогического характера (разделы в учебниках, методических пособиях, учебных программах и др.) апробированы и используются в педагогической практике, нашли широкое применение в системе образования, способствуют совершенствованию обучения и воспитания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религия и образование в современном обществе

Постановка и обсуждение проблем обучения и воспитания в процессе ос-воения учащимся знаний о религии, предполагает уточнение используемых при этом понятий. Обращаясь к понятию «религия», отметим, что феномен религии имеет в науке и культуре множество определений. И это помимо тех понятий ре-лигии, которые вырабатывались собственно богословами, сложились в различ-ных религиях, приняты верующими. Многие поколения мыслителей, обращаясь к феномену религии, стремились выразить его сущностные, глубинные основания. Со времени начала активных процессов секуляризации в регионе христианской цивилизации стали развиваться научные исследования религии, появилась об-ласть изучения религии методами социологии. В результате, кроме традиционно-го понимания религии в богословии и в среде верующих отдельных религиозных направлений, возникли различные философские, исторические, рационально-научные воззрения на религию, которые приобретали существенное влияние на взгляды и поведение людей, живущих в ту или иную историческую эпоху.

За множеством таких определений и концепций религии (346) всегда про-сматривается два принципиально отличающихся истолкования. Первое заключа-ется в том, что религия понимается как нечто, соответствующее реальности. Это мир действия священного (сакрального), сверхъестественного. В нем выражается действия Бога, божества (божеств), знание (откровение) о чем утверждается в религиозных традициях. Второе истолкование религии, напротив, исходит из убеждения в том, что религия представляет собой иллюзорную реальность, явля-ется продуктом неких заблуждений человеческого ума, обусловленных теми или иными причинами, индивидуальными психологическими потребностями челове-ка, социальным условиями и т.д.

Религия интерпретируется по-разному в теоретических доктринах и фило-софских учениях в зависимости от мировоззренческой позиции, которую занима-ет идеолог и от общих установок относительно религии, принятых в ту или иную эпоху и в том ли ином обществе. Так, религия определяется и как личный инди-видуальный «религиозный опыт», который порождается чувствами и темпера-ментом человека (У.Джеймс), и как коллективные общественные представления, имеющие обязательный для всех членов общества характер (Э.Дюргейм, М.Вебер), и как любая система мыслей и действий, которая предоставляет чело-веку систему ориентиров и объект преклонения (Э.Фромм), и как сублимация влечений человека, «коллективный невроз» (З.Фрейд) и т.д. Можно отметить и третью, «промежуточную» позицию, связанную с осмыслением сущности рели-гии. Она состоит в отрицании самой возможности выносить какие-либо суждения относительно реальности духовного содержания религиозной веры, истинности религии, поскольку, как считают ее сторонники - агностики, утверждения о су-ществовании сверхъестественного (сакрального) мира, равно как и утверждения, отрицающие его бытие, основываются на рационально недоказуемых, в принци-пе, положениях.

В социально-педагогическом отношении важны те определения религии, которые фиксируют ее внешние, наблюдаемые и социально значимые признаки и действия. Это, в частности, определение религии как мировоззрения и мироощу-щения, способа объяснения мира и ориентации в нем человека, группы людей – общины, этноса, общества и т.д. Религия может рассматриваться как особый тип мировоззрения, наряду с нерелигиозными, философскими мировоззрениями. Бу-дучи мировоззрением, она характеризуется предельно обобщенной целостной картиной мира, охватывающей все сферы действительности – природный, соци-альный и духовный миры, и дает им общую, основанную на единых принципах, интерпретацию. Как форма самосознания она осмысливает фундаментальные проблемы бытия мира и человека, так называемые «вечные вопросы», типа: Все-ленная создана кем-либо или существует вечно, как произошел человек, в чем его предназначение, смертен он или бессмертен, каково будущее человеческого рода и т.д. и дает на них определенные, логически взаимосвязанные ответы.

Следует подчеркнуть, что каждая религия, как и философские учения, дает свои, особые в каждом случае решения и интерпретации этим вопросам. В рели-гиозном мировоззрении ключевыми являются вопросы, связанные с осмыслени-ем духовной стороны реальности – о сущности Бога, божества или божеств, сверхъестественного или сверхчувственного мира, о качествах божества, его от-ношении к миру людей, природы и т.д. Религия вырабатывает целостное пред-ставление о жизни вообще и жизни человека, человеческого рода в частности, определяется ее смысл и идеал и, таким образом, удовлетворяется потребность людей в осмыслении своего существования. Главным оказывается поиск и реше-ние человеком проблемы выбора жизненного пути. Ведь сама религия по своему определению, как ее понимают, например, христианские богословы, есть восста-новление утраченной вследствие грехопадения связи человека с Богом, путь воз-вращения, воссоединения (от лат. re-liga – вос-соединение) человека с Богом.

Специфика религии также состоит и в том, что в решении жизненных про-блем она не отталкивается исключительно от самой жизни, не исследует исклю-чительно факты наличного бытия, как это происходит в нерелигиозных мировоз-зрениях или в науке. Напротив, она дает фактам бытия свою интерпретацию. При этом воззрения на жизнь человека, мир в целом, их интерпретация определены и ограничены канонами и догматами конкретной религии.

Одна из отличительных черт религиозного мировоззрения состоит и в так называемом «удвоении мира» - делении его на мир естественный, земной, по-сюсторонний (природа, общество, человек), доступный нашему познанию и воз-действию, и мир потусторонний, «горний», сверхчувственный и даже сверхъесте-ственный. Конечно и искусство, и наука, и литература по-своему тоже удваивают мир, создавая «мир сказок», «мир научный теорий», «мир литературных героев» и т.д. Но во всех этих случаях эти миры остаются в пределах «человеческого ми-ра», живут, подчиняясь его законам. Сверхъестественный мир – это особый мир. В религиозной картине мира библейских религий сверхъестественная реальность имеет самостоятельное существование, осуществляет особые функции. Она не только не подвластна естественным законам, но и связана с материальным миром особыми отношениями соподчинения, а именно: продуцирует его, творит, воз-действует на материальный мир, оставаясь при этом неизменной.

В основе религиозного мировоззрения лежит религиозное мироощущение. Его суть состоит в ощущении присутствия этого “другого мира” актуально, здесь и теперь, в повседневной жизни. Религиозный человек постоянно имеет дело как бы с двумя действительностями, мирами: миром материальным – чувственным и рациональным, миром наличного бытия и той реальностью, которая находится за этим наличным бытием и которую он познает и осваивает в своем религиозном опыте, включая ее в условия своего бытия. Некоторой аналогией этому понима-нию может служить представление о всеобщей связи явлений действительности, которое сформировалось в качестве одного из познавательных (гносеологиче-ских) результатов развития рациональной науки. «Центральный порядок, - пишет физик Гейзенберг, - может ощущаться столь же напряженно и непосредственно, как и душа другого человека. С ним можно вступить в глубокую связь… Дейст-венность единого центрального порядка сказывается уже в том, что мы воспри-нимаем порядок как благо, а хаос – как зло» (79). В философии этот другой, сверхчувственный мир обозначается в терминах «единое», «метафизическая сущность», «ценности». В религии же это выражается в ощущении священного (сакрального), Бога, сверхъестественного мира. Оно оформляет, интерпретирует как присущее человеку предчувствие, предощущение другого мира «поверх» те-кущей «сквозь пальцы» реальности, связанность человека с этим миром.

Заметим, что потребность человека в выходе за пределы чувственного опы-та в другой, трансцендентный мир, в обретении целостного образа мира в един-стве материального и духовного измерений - является родовой потребностью, связанной с его способностью относиться в своем сознании к миру как целому. И.Кант считал, что синтетическая способность рассудка, его схематизм есть не-которое сокровенное искусство человеческой души, настоящие приемы которого нам вряд ли придется когда-либо проследить.

Другая общеродовая потребность человека, определяющая мировоззренче-ское сознание, в том числе религиозное, – это потребность в ценностном видении мира, в обретении высших смыслов, ценностей. И здесь, в подтверждение наших рассуждений, процитируем И.Канта: «Но чтобы дух человека когда-нибудь со-вершенно отказался от метафизических вопросов, – это так же невероятно, чтобы мы когда-нибудь перестали дышать… Всегда, более того, у каждого человека, в особенности у мыслящего, будет метафизика и даже при отсутствии общего ме-рила - у каждого на свой лад» (146).

Учебно-воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе

Для нашего исследования принципиальным вопросом было выявление ро-ли знаний о религии в обучении и воспитании учащихся светской школы. Дан-ный вопрос достаточно широко обсуждается в научной литературе, в педагогиче-ском сообществе. Ныне большинство современных ученых и педагогов согласны с тем, что знания о религии (собственно религиозные, критические философские, научные) составляют неотъемлемую часть многих образовательных программ, а их освоение совершенно необходимо для мировоззренческого развития школь-ников, их духовно-нравственного воспитания, формирования базовых гумани-тарных компетентностей, адекватного овладения большинством социально-гуманитарных специальностей.

В своем исследовании мы исходили из убеждения, что учебно-воспитательный потенциал знаний о религии и возможность его реализации в системе образования обусловлены следующими основными факторами:

1) местом и значением религии в данном обществе в конкретный историче-ский период, в современной цивилизации и культуре;

2) местом и значением религии в истории данного общества, народа, госу-дарства, человечества в целом, в истории цивилизации и культуры на всем их протяжении.

Что касается первого фактора, заметим, в принципе, менее значимого с точки зрения научно-педагогической целесообразности, то оценка россиянами религии, религиозных организаций, религиозной культуры за прошедшие 10-15 лет претерпела серьезные изменения. Эти изменения охарактеризованы в преды-дущих разделах работы. Но представление о необходимости включения знаний о религии в содержание учебно-воспитательной деятельности современной рос-сийской школы, конечно, связано не только и не столько с позитивной оценкой религии, которое складывается в широких слоях современного российского об-щества. Роль знаний о религии в обучении и воспитании учащихся светской школы определяется, прежде всего, местом и значением религии в истории чело-вечества, культуры и цивилизации на всем их протяжении. И, прежде всего, зна-чением религии в истории и культуре нашего, российского общества. Осознание того, что целый пласт культурного наследия русского и других народов России не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без опреде-ленного уровня знаний о религии и религиозной культуре, детерминирует педа-гогическую необходимость изучения религии в государственно-общественной системе образования, прежде всего в средней общеобразовательной школе.

Таким образом, изучение религии в светской школе не является перифе-рийным вопросом, связанным исключительно с интересами отдельных социаль-ных групп – верующих разных конфессий или только религиозных организаций, как это иногда представляется. Оно не только востребовано современным рос-сийским обществом, отвечает образовательным потребностям больших групп населения, но и обусловлено научно-педагогической целесообразностью. В со-временной российской системе образования, учитывая наше историческое про-шлое, процессы интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятель-ности образовательных учреждений разного типа является частью более мас-штабного процесса. А именно – процесса обновления содержания и качества обучения и воспитания детей и молодежи в новых социальных условиях, разви-тия учебно-воспитательных возможностей и ресурсов национальной системы об-разования с учетом новой социокультурной, правовой, педагогической реально-сти в стране и мире в целом.

Содержание и формы использования знаний о религии в обучении и воспи-тании учащихся государственных и муниципальных образовательных учрежде-ний определяются социально-правовыми условиями и нормами деятельности светской школы. В современной российской светской школе, в соответствии с действующим законодательством и принятой моделью светскости государства, не ставится цель обязательного и всеобщего воспитания детей в духе религиоз-ного мировоззрения. Освоение знаний о религии, религиозной культуре подчи-нено задачам социально-гуманитарного образования и общего гражданского вос-питания, фиксированным в законодательстве об образовании (Закон РФ «Об об-разовании», ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования», ст. 14 «Общие требования к содержанию образования»). Школьники (их родите-ли или законные представители), не считающие необходимым для себя углуб-ленное образование в области знаний о религии в целом или конкретной религи-озной традиции, должны осваивать только общие социально-гуманитарные зна-ния о религии в курсах основных учебных дисциплин. Эти знания ныне ориенти-руются на содержание такой историко-философской дисциплины как религиове-дение. Ниже мы специально рассмотрим вопрос о специфике религиоведения как научно-философской дисциплины и возможностях религиоведческого образова-ния в средней школе, проанализируем содержание современного религиоведче-ского образования. Здесь только отметим, что современное школьное религио-ведческое образование направлено на то, чтобы ознакомить учащихся с основ-ными религиями мира в различных аспектах их существования на рационально-философской основе. Это ознакомление предполагает сообщение сведений о происхождении, истории религий, основных особенностях вероучений, символи-ки, культа, содержании священных книг, принятых в них этических нормах, а также о численности последователей, географии распространения, значимости в разных культурах и странах и т.п. Все это расширяет культурный кругозор школьников, способствует достижению целей социально-гуманитарного образо-вания, помогает учащимся осознанно строить взаимоотношения со сверстниками из разных этнокультурных сред, развивает их правовую культуру.

Анализируя роль знаний о религии в воспитании учащихся светской шко-лы, формировании их компетентности в различных областях социального позна-ния и опыта, общей культуры, гражданских качеств личности и т.д. мы не будем подробно рассматривать воспитание в сфере профессионального образования. Профессиональное образование человек получает по своему свободному выбору и в данном отношении российская высшая школа ныне постепенно формирует возможности для такого выбора. Воспитание в сфере профессионального образо-вания, конечно, необходимо и актуально, особенно в учреждениях начального и среднего профессионального образования, где оно в значительной степени сов-падает с воспитанием учащихся общеобразовательной школы. Однако в высшей школе ведущую роль приобретает самовоспитание и саморазвитие личности на основе полученных в средней школе знаний, накопленного к этому времени со-циального опыта.

Свободный мировоззренческий выбор в отношении религии в области профессионального образования ныне подкреплен наличием ряда профильных специальностей, предполагающих получение специальной подготовки в области знаний о религии. Это могут быть или сравнительно-религиоведческие знания, включающие философскую критику («объяснения») религии по направлению и специальности «Религиоведение» или знания о религии в целом и конкретных религиозных традициях по направлению и специальности «Теология». Содержа-ние этого профессионального образования фиксировано в существующих госу-дарственных образовательных стандартах по направлению профессионального образования №522400 и специальности №022200 «Религиоведение», а также на-правлению №520200 и специальности профессионального образования №020500 «Теология». В последнем случае образовательный стандарт содержит две части – общую и конфессиональную. Ныне разработана и реализуется в высших учебных заведениях, как в государственных так и в негосударственных вузах, православ-ная христианская часть этого стандарта, заканчивается разработка мусульман-ской и иудаистской частей с участием религиозных организаций соответствую-щих конфессий. Появление «Теологии» как направления и специальности выс-шего профессионального образования вызвало множество дискуссий, обсужде-ний, споров, которые также, как и в случае изучения православной культуры в средней школе, в основном не касались собственно образования, а выражали ре-акцию на эти процессы нерелигиозной части общества. Острота этих дискуссий со временем уменьшилась, подготовка специалистов по теологии идет уже более чем в 10 вузах России, но она не принимает и не может принять характер клери-кализации высшей школы, как об этом говорилось некоторыми критиками. Рас-ширение этой практики объективно ограничено социальной потребностью в та-ких специалистах и за пределами этой потребности никого нельзя будет заста-вить учиться на богослова.

Социально-правовые условия освоения знаний о религии в современной российской светской школе

Освоение знаний о религии как типе мировоззрения, особой сфере культу-ры и социальной жизни осуществляется в современном обществе в религиозных общинах, семьях, средствах массовой информации, а также в образовательных учреждениях различного типа, вида, уровня образования и организационно-правовой принадлежности (государственных, муниципальных, частных, учреж-дениях религиозных организаций и др.) в различных формах в зависимости от того, какие образовательные программы (типа, уровня, направленности) в них реализуются. Образовательная деятельность, связанная с изучением религий, проводится не только религиозными конфессиями, но и частными лицами, обще-ственными объединениями, государством.

Восстановление нормального течения духовной жизни нашего общества вызвало взрыв общественного интереса к религии и религиозному образованию. Но вскоре стало ясно, что религиозное образование в духовных школах и в свет-ской системе образования, при всей открытости первого и духовной ориентиро-ванности другого, не могут отождествляться. Пастырская подготовка священно-служителя включает некоторые элементы специфической религиозной деятель-ности которые выходят за рамки образовательного процесса в светской школе в любом его понимании. Одновременно ликвидация идеологических запретов в обществе открыла дорогу развитию сферы негосударственного образования, в том числе в образовательных учреждениях религиозных конфессий. Появились частные школы, школы религиозных общин. Вначале только воскресные, но за-тем и общеобразовательные школы разных ступеней (начального, основного, полного среднего образования), учреждения дошкольного образования, детские сады, приюты. Затем были открыты и религиозные вузы, учреждения высшего профессионального образования. Несмотря на то, что их учредителями выступа-ют религиозные организации, во всех этих учреждениях реализуются образова-тельные программы дошкольного, общего, профессионального образования раз-ного уровня, направленности, ведется подготовка по разным светским специаль-ностям (пока, главным образом, гуманитарным).

При анализе этих новых для нашей системы образования процессов воз-никли вопросы: это религиозное или светское образование? Религиозное, но при этом изучаются, кроме знаний о собственно религии, еще и литература, история, языки и даже экономика или естествознание. Светское, но все преподавание ве-дется на религиозной мировоззренческой основе и с участием представителей или организаций религиозных конфессий. В следующем разделе исследования мы сосредоточимся на классификации видов и форм освоения знаний о религии в современной светской школе, а здесь выделим суть проблемы. По нашему мне-нию, это кризис понимания светскости государства, государственной системы образования, светской школы в их прежней, атеистической трактовке как исклю-чения влияния религии в ключевых областях общественной жизни. В том числе в системе государственно-общественного образования. Именно этот кризис обу-словливает происходящее ныне как в научном сообществе, так и в обществе в целом постепенное переосмысление основных понятий и категорий, связанных с пониманием религии, ее места и значения в культуре, в том числе в образовании, в светской школе.

Так, заведующий отделом аксиологии и философской антропологии Ин-ститута философии РАН, академик РАН Л.Н.Митрохин определенно высказыва-ется по этому вопросу: «… ключевые категории, акценты, выводы советского атеизма, который прикидывался высшим образцом философии религии, форми-ровались не по процедуре научного знания, а представляли собой выраженный в псевдотеоретической форме набор руководящих указаний насчет скорейшей («научной») ликвидации религиозной веры. Поэтому какому бы то ни было ис-правлению и модернизации они не подлежат», и констатирует: «На первое место здесь выдвигается задача переосмысления центральных категорий и понятий фи-лософии религии и религиоведения. … Пока строгий теоретический инструмен-тарий исследований в области религии (например, понятия «религии», «теоло-гии» «религиоведения» и т.п.) отсутствует» (251).

Жизнь нашего общества кардинально изменилась, изменилось законода-тельство. Но в восприятии большинства граждан, особенно в среде педагогиче-ской общественности (традиционно склонной к консерватизму во взглядах – что, само по себе, очень хорошо) светскость продолжала и еще до сих пор продолжа-ет восприниматься как синоним если не антирелигиозности, то уж, во всяком случае, полной безрелигиозности, внерелигиозности не только государства, но и общества. А значит и государственно-общественной системы образования, свет-ской школы, поскольку принцип светского характера образования законодатель-но установлен именно для государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Можно разделять социальные институты в обществе и, тем самым, подры-вать основы целостности общественной жизни, а можно разделять функции од-ного от функций другого для нормальной деятельности каждого социального ин-ститута и всего общества в целом. При таком подходе понимание светскости за-ключается не в исключении знаний о религии из содержания государственно-общественного образования или индифферентности светской школы к религии, а в разделении сфер деятельности и компетенции государства и Церкви, государ-ственно-общественной школы и религиозных организаций в процессе освоения знаний о религии. Это понимание, принятое в большинстве зарубежных стран и бывшее принятым в нашей стране до 1917 г., постепенно возвращается. Занимает свое место в общественном сознании, в терминологии научных исследований, особенно в области педагогики и права, в лексиконе органов государственной власти. Такой вывод подтверждают и последние по времени опубликованные концептуальные разработки.

Например, в вышедшем в 2001 г. проекте Концепции государственно-церковных отношений в Российской Федерации, подготовленном сотрудниками ведущего научного учреждения в данной области - кафедры религиоведения Рос-сийской академии государственной службы при Президенте Российской Федера-ции (РАГС), его авторы делают важную декларацию: «Конституционный прин-цип светского характера государства реализуется через четкое разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, что является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях. Данный принцип не означает вытеснения религии из всех областей жизни общества, от-странения религиозных объединений от участия в решении общественно значи-мых задач» (159). Данное положение раскрывается в уточнении дефиниции, опи-сывающей взаимоотношения государства и религиозных организаций в общест-ве, в том числе в светской школе. «Реально складывающаяся система взаимоот-ношений между государством и религиозными объединениями в Российской Фе-дерации постепенно приобретает характер сотрудничества (партнерства) на ос-нове четкого разделения их функций. Понятие «разделение религиозных объеди-нений и государства» более адекватно отражает сущность этой системы, чем ус-тоявшееся понятие «отделение религиозных объединений от государства». Она представляет собой гибкую систему, позволяющую религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, где их интересы и инте-ресы государства пересекаются. Подобное сотрудничество предполагает совме-стную деятельность в таких областях как миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, дела милосердия и благотворительно-сти, совместная реализация социальных программ, охрана, восстановление и раз-витие исторического и культурного наследия, деятельность по сохранению окру-жающей природной среды, совместная поддержка института семьи, материнства и детства, обеспечение свободы совести и удовлетворение религиозных потреб-ностей военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в меди-цинских учреждениях и т.д.».

Характерно, что одновременно с этим документом был опубликован и дру-гой аналогичный альтернативный проект: Концепция развития государственно-религиозных отношений (160), в том числе в области образования, авторами ко-торой выступили сотрудники Главного управления Министерства юстиции Рос-сийской Федерации по г. Москве и негосударственного Института государствен-но-конфессиональных отношений и права. Его содержание было в еще большей степени ориентировано на перспективное сотрудничество государства и Церкви, других традиционных организаций народов России в общественной жизни, в том числе в системе образования.

В прессе и в среде научной общественности между сторонниками этих концепций развернулась полемика, суть которой, в частности, также состояла в путях развития государственно-религиозных отношений в России. Сторонники последней концепции, критикуя содержание концепции кафедры религиоведения РАГС, указывали, в частности на то, что декларации о расширении сотрудниче-ства государства и Церкви в их документе не подкреплены соответствующими выводами, предложениями о совершенствовании законодательства, деятельности органов государственной власти. В то время как новые социальные условия тре-буют организации более тесного взаимодействия Российского государства с ре-лигиозными организациями традиционных конфессий в области образования, обучения и воспитании детей и молодежи.

Концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы

Проблема освоения учащимися знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы затрагивает многие дру-гие острые педагогические и социальные проблемы, даже «болевые точки» об-щества. Она вызывает особый интерес не только среди педагогов, но и родителей учащихся, у религиозных организаций, в самых широких слоях общественности. Это объясняется, в частности, тем, что религия является одним из основных ти-пов мировоззрения, наряду с нерелигиозными мировоззрениями. Как мировоз-зрение, система взглядов на мир, религия обладает активными регулятивными и нормативными функциями, которые обусловливают те или иные тенденции по-ведения индивидов, социальных групп. А значит - пути развития социальных процессов, затрагивающих интересы всех членов общества.

Известны клерикальные, теократические общества, в которых религиозные структуры и государственный аппарат представляют собой одно целое, опреде-ленная религия является единственным социально допустимым типом мировоз-зрения в обществе, а все другие мировоззрения не допускаются или подавляются. Подобное положение складывается и в атеистическом государстве. В государст-ве, характеризующимся разделением полномочий и функций государства и рели-гиозных организаций, общество самоуправляется не через структуры религиоз-ной (или антирелигиозной) организации, а через органы общественного само-управления и структуры государственного аппарата. В таком обществе знания о религии в государственной и общественной (муниципальной) школе преподают-ся в соответствии с параметрами социального заказа и образовательными зада-чами учреждений различного типа, направленности и ступени обучения.

В нашем, российском обществе в советский период область знаний о рели-гии в содержании государственно-общественного образования была значительно сужена и деформирована. Это объясняется объективными причинами – наличием государственной идеологии и обязательным для всех воспитанием на ее основе. Поскольку коммунистическая идеология имеет ярко выраженный антирелигиоз-ный характер, религия рассматривалась как мировоззренческий «противник» и знания о ней в системе образования, особенно преподаваемые в общеобразова-тельной школе, тщательно отбирались и интерпретировались в соответствии с принципами этой идеологии. Такие интерпретации, в сочетании с незначитель-ными по объему и не дающими полного представления о религии фактическими знаниями, составляли содержание религиоведческого компонента в составе ос-новных образовательных программ в государственных образовательных учреж-дениях. Изучение религиозной культуры полностью отсутствовало даже в сфере дополнительного образования. Практически не велись научные исследования в области религиозной педагогики, религиозного образования.

С начала 90-х годов XX века, в связи с изменившимися политическими ус-ловиями жизни общества, религия перестала быть «запрещенной» формой миро-воззрения. Соответственно было отменено атеистическое воспитание в государ-ственной школе, декларировано мировоззренческое разнообразие. Однако эти меры не могли в одночасье обеспечить восстановление области необходимых знаний о религии в содержании светского образования. Этими знаниями не вла-дели учителя, целые поколения которых не осваивали их в педагогических вузах. В самом обществе не было ясного понимания всех проблем, связанных с их ос-воением. Высказывались разные, в том числе крайние взгляды на взаимоотноше-ния религии и школы в новых условиях. От требований немедленно вернуть в русскую школу священников и Закон Божий, до указаний на США как абсолют-ный идеал во взаимоотношениях религиозных организаций и светской школы. Система образования обладает существенной инерцией, что многими справедли-во рассматривается как ее безусловное достоинство, обеспечивающее социаль-ную стабильность. И действительно, эта инерция позволила отечественному об-разованию отторгнуть многие новации в области образования, которыми непро-думанно пытались немедленно компенсировать дефицит методов и средств вос-питания в школе. Были отторгнуты и крайние подходы в практике изучения ре-лигии в светской школе.

Накопленный за прошедшее десятилетие педагогический опыт включения знаний о религии в различные образовательные программы, методики воспита-ния школьников и студентов и его оценка педагогическими работниками в на-стоящее время позволяет говорить об определенном консенсусе во взглядах на состояние и дальнейшие перспективы изучения религии в российской светской школе. Сейчас уже почти невозможно встретить православного педагога, знаю-щего светскую школу или работающего в ней, который бы ратовал за немедлен-ное введение в обязательную программу курса религиозного образования. Также почти не осталось профессиональных педагогов, придерживающихся нерелиги-озных или даже атеистических убеждений, которые бы оспаривали возможность изучения курса религиозной культуры по выбору учащихся в средней школе или отстаивали изучение религии в высшей школе исключительно с философских позиций. Обобщая позиции указанного согласованного мнения, его можно выра-зить в следующих положениях.

1. Религия во всех ее разновидностях является типом мировоззрения, ос-мысления человеком себя в целостном мире, в его прошлом и будущем, наряду с многочисленными существующими философскими учениями и теориями, тем самым равно отличаясь от науки как области рационального, математически точ-ного знания.

2. Содержание светского образования никогда не исчерпывалось и не мо-жет исчерпываться только передачей учащимся научных знаний, но всегда пред-полагало передачу им социального опыта, в том числе опыта осмысления себя и мира в целом, структурированного и фиксированного в философской и религиоз-ной культуре.

3. Учащиеся светской школы вне зависимости от своего отношения к рели-гии должны осваивать определенные знания о ней, необходимые и достаточные для понимания содержания и специфики данной сферы культуры и социальной жизни в ряду других, для овладения навыками межкультурной коммуникации в современном обществе.

4. В содержании светского образования, финансируемого из государствен-ных, бюджетных средств (федерального или регионального уровней), которое гражданин России получает по своему свободному выбору, должны быть преду-смотрены возможности углубленного изучения желающими религии в целом или определенной религиозной традиции, культуры. Равно как и любых других форм мировоззрения и культуры - философских или иных, за исключением экстреми-стских, асоциальных или антигуманных.

5. Религии, являющиеся традиционными для народов России, их история, традиции, культура, составляющие неотъемлемую часть нашего исторического и культурного наследия, должны быть приоритетно представлены в содержании российского образования, учебно-воспитательной деятельности российской свет-ской школы. Соответственно, традиционные религиозные организации должны обладать приоритетом в государственно-религиозных отношениях в области об-разования в сравнении с иностранными религиозными организациями или новы-ми религиями. При этом должно соблюдаться юридическое равенство всех офи-циально зарегистрированных в стране религиозных организаций.

Данные позиции, соответствующие действующему законодательству, со-ставляют тот социально-педагогический и правовой базис, который позволяет ограничить общественную дискуссию по этим вопросам определенными логиче-скими и правовыми рамками. Исключать непрофессиональные суждения, край-ние заявления – как популистские квазиклерикальные, так и юридически некор-ректные, политизированные в духе воинствующего атеизма. Поэтому на первый план выходят собственно педагогические проблемы определения места и значе-ния знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, вопросы дидактики и методики освоения знаний о религии в содержании различ-ных образовательных программ (дошкольного, общего, профессионального обра-зования). Однако в этом отношении все еще приходится, в большей мере, гово-рить именно о процессе включения, а не интеграции знаний о религии в обучение и воспитание учащихся современной российской светской школы. Освоение зна-ний о религии в светской школе все еще проходит, преимущественно, стихийно, на уровне авторской интуиции и личного опыта разработчика учебно-методического обеспечения, учителя, воспитателя, самостоятельно подбирающе-го учебный или вспомогательный материал. Только в самые последние годы пе-дагогическое осмысление этих процессов вышло на уровень научно-педагогических исследований, что и закономерно, поскольку было необходимо определенное время на создание соответствующих учебных и методических раз-работок, их апробацию, коррекцию, на их освоение учителями и учащимися. Этот вывод касается, прежде всего, общеобразовательной школы.

Похожие диссертации на Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы