Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Рафикова Римма Салаватовна

Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов
<
Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рафикова Римма Салаватовна. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2007 206 с. РГБ ОД, 61:07-13/1246

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основания технологий обучения в отечественной и зарубежной педагогике

1.1 Ретроспективный анализ развития технологий обучения 16

1.2 Сущность интерактивных технологий обучения и их возможности в развитии творческих способностей личности 41

1.3 Зарубежный опыт разработки технологий обучения 63

Выводы по главе Т 89

Глава 2 Проектирование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов

2.1 Содержание, формы и методы развития творческих способностей студентов 94

2.2 Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения 114

Выводы по главе II 150

Заключение 153

Библиография 162

Приложения 186

Введение к работе

Актуальность исследовании обусловлена тем, что в условиях глобализации и информатизации современного общества для успешной современной деятельности уже недостаточно обладать лишь высоким уровнем компетенции в той или иной области. Динамизм современной политической и социально-экономической жизни, гуманизация и демократизация общественной жизни последовательно влияют на всю систему политических, экономических и социальных отношений. При этом любые перемены б первую очередь затрагивают систему образования, которая является основным показателем развитости социума и одновременно катализатором его развития. В связи с этим, к образованию XXI века предъявляются новые требования. На первый план выдвигаются потребности, интересы, идеалы, ценности личности и создание необходимых условий, в которых наиболее полно раскрывались бы ее склонности, способности, дарования, реализовались творческие замыслы, творческий потенциал. Другими словами, особое значение на современном этапе развития общества приобретает развитие творческих способностей личности. Это обусловлено рядом факторов. Субъект, владеющий опытом творческой деятельности, всегда находится па более высоком уровне по отношению к тем, кто руководствуется стандартными, устоявшимися методами» Он способен развиваться и саморазвиваться в любом познавательном процессе, успешно повышать свой уровень творческой мыслительной деятельности, легко адаптироваться к потребностям времени, творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные способы решения проблем профессионального плана, более рационально и скорее воспринимать, развивать и внедрять прогрессивные технологии, быть двигателем прогресса.

Высшее образование занимает особое место в образовательной системе, так как оно непосредственно готовит молодежь к трудовой деятельности, обеспечивая при этом разностороннее интеллектуальное развитие. Таким образом, перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов,

обладающих не только высоким профессиональным и духовно-нравственным потенциалом, но и способных к выходу за пределы нормативной деятельности, готовых к самостоятельному творческому поиску, росту и саморазвитию, способных легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, ф ил ософско-мето дологической парадигмы. Инновационное обучение призвано снять основные противоречия традиционного обучения, состоящие в недооценке ведущей роли субъектов образования; приоритете знаний над умениями их продуктивного использования; недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты. Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи гуманистического подхода в образовании, предусматривающего изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных отношений», признание целостности и уникальности человеческой личности, формирование творческого стиля мышления. Основное внимание сосредоточено не столько на процессе накопления знаний, умений и навыков, сколько на развитии самосознания, способности к творчеству как необходимых для личностного роста качеств.

Также усилилась сфера международной деятельности и международных контактов в России, появилась потребность в установлении более тесных политических, экономических, межнациональных, межкультурных, языковых отношений. Для эффективного решения управленческих и организационных задач в профессиональной сфере выпускник высшего учебного заведения должен хорошо владеть, по крайней мере, одним из европейских языков (английским, французским или немецким).

Обновление содержания современного высшего образования сопровождается разработкой эффективных обучающих технологий. Это

особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение традиционным методам обучения иностранным языкам, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Поиск и нахождение средств, обеспечивающих эффективность и качество речевой деятельности студентов, формирование языковой личности нового типа, способной к креативной деятельности, затрагивают основополагающие вопросы дидактики, педагогической психологии, межкультурной языковой коммуникации.

В современной психолого-педагогической науке имеется целый ряд исследований, посвященных особенностям и закономерностям личностного развития обучаемых. В работах Н.А.Алексеева, Д.А.Белухиной, Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, И.С.Якиманской достаточно основательно освещены философские и психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированного подхода к обучению.

Большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.А.Кирсанов, А.И.Кочетов, Л.Н.Куликова; творческого мышления - Д.В.Вилькеев, З.И.Калмыкова, О.И.Кедровский; творческих способностей - Д.Б.Богоявленская, С.Ю.Залуцкая, В.А.Крутецкий, В.А.Моляко, Ф.Л.Ратнер.

Для нашего исследования особое значение имели труды ученых в области дидактики (М.А.Данилов, КЯ.Лернер, М.Н.Скаткин); гуманизации и гуманитаризации образования (Р.А.Валеева, Г.В. Мухаметзянова, З.Г.Нигматов и др.); концепции оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский); проблемного обучения (М.И.Махмутов); программированного обучения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Особое внимание в нашем исследовании было уделено ретроспективному анализу развития теории обучения и педагогических технологий (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинский, Ш.А.Амонашвили);

изучению трудов ученых, которые разрабатывали личностно-ориентированные, в частности интерактивные, образовательные технологии (В.П.Беспалько, В.Г.Гульчевская, Г.И.Ибрагимов, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская).

Для нашей работы имели значения исследования по теории и методике обучения иностранным языкам {Д.В.Булатова, М.А.Давыдова, И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, Р.П.Мильруд, Е.И.Пассов, И.М.Попов). Проблемы формирования языковой личности исследовались в работах В.Ф.Габдулхакова, Ф.Ф.Харисова, Ч.М.Харисовой.

Обращение к работам зарубежных авторов было необходимо для полноценного изучения современных дидактических подходов, теорий, технологий обучения (Э.Аронсон, О.Ф.Больнов, М.Вулман, М.Д.Галл, П.Грехем, М.Грин, Дж.Дьюи, Н.К.Милдрам, Д.Митчелл, А.Ф.Осборн, Ч.Патерсон, К.Ричмонд, Е.П.Торранс, Л.Элтон).

Ряд аспектов исследуемой проблемы - тенденции развития педагогических технологий; отдельно взятые образовательные технологии обучения иностранному языку; развитие творческой активности, самостоятельности школьников и студентов - нашли свое отражение в диссертационных работах С.В.Беловой, И.В.Гладкиной, А.Е.Губайдуллиной, ИИ.Джужук, Ю.Л.Кузнецовой, Л.В.Турбиной, И.Т.Хайруллина, ААШамсиевой, Ю.В.Шиловой и др.

Следствием такого широкого спектра исследований является то, что работы в области развития креативных способностей личности и дидактических функций интерактивных технологий ведутся параллельно, независимо друг от друга, что определяет значимость и актуальность данной работы.

Проблему исследования определяют противоречия:

-между потребностью общества в творческих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях специалистах и недостаточной

разработанностью научно-педагогических подходов к реализации этой проблемы;

-между новой «субъект-субъектной» парадигмой образования, предполагающей интеракцию, взаимодействие преподавателя и обучаемых и реальным состоянием практики обучения студентов по традиционной системе;

-между дидактическими возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов и недостаточным уровнем их реализации в высших учебных заведениях.

Таким образом, возникла необходимость теоретического осмысления накопившихся изменений в педагогической практике и их отражения в целях, задачах и содержании образования.

Актуальность рассматриваемой темы, учет противоречий и недостаточная научная разработанность проблемы послужили основанием для определения темы диссертации - «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов».

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей студентов.

Предмет исследования - интерактивные технологии обучения в развитии творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов в процессе обучения будет более эффективным при условии, если:

- процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы, как: мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностей; копирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач); репродуктивно-творческий этап (перенос (пока с

помощью преподавателя) известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий этап (сочетание преобразующей деятельности с творческой);

-процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; билингвизма и полилингвизма; профессиональной направленности обучения; активизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

-структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и студента);

-интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры> метод «круглого стола», кейс-стади и др.) будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Дополнить основные характеристики отечественных и зарубежных
технологий обучения (в частности интерактивных технологий) в аспекте
развития творческих способностей студентов.

  1. Спроектировать дидактическую модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения.

  2. Апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

Методологической основой исследования являются: -психолого-педагогические теории эффективного развития личности в процессе обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, МА.Данилов, Л.В.Занков,

ИЛЛернер, МН.Скаткин);

-философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы развития личности (НА.Бердяев, Д,Б.Богоявленская, А.И.Кочетов, А.Н.Лук, ЛЛЛолстой, К.Д.Ушинский и др,);

идеи гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения (ША.Амонашвшш, Е.Н.Ильина, П.Ф.Каптерев, и др.);

исследования эффективных технологий обучения и воспитания студентов (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, ПК.Селевко и др.);

-основные теоретические положения личностно-ориентирован-ного, интерактивного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, Л.Н.Куликова, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение передового педагогического опыта работы преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений по выделенному кругу вопросов, а также анализ личного опыта преподавания в вузе; проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос); наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестирования, методы ранжирования, самооценки, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов; для определения валидности экспериментально полученных данных были использованы методы математической статистики - U-критерий Манна-Уитни;

графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

База исследования: Казанский институт экономики, управления и права, Нижнекамский и Набережно-Челнинский филиалы института экономики, управления и права.

Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых, в зависимости от задач, применялось сочетание различных методов.

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся анализ историко-педагогического аспекта проблемы, философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также зарубежного опыта по исследуемой теме; были выявлены возможности использования интерактивных технологий обучения как средства развития творческих способностей студентов на занятиях по иностранному языку; в контрольных и экспериментальных группах был выявлен уровень развития творческих способностей студентов, уровень их способностей к саморазвитию и самообразованию как высшей степени проявления творчества; была разработана гипотеза об основных педагогических условиях развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий; была спроектирована дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения; подготовлены учебные материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ личного опыта преподавания в вузе; методы педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос); наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестирования; изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов; методы прогнозирования и моделирования учебного процесса.

На втором этапе (2004-2006 п\) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной нами дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов; был реализован авторский курс с использованием комплекса интерактивных технологий обучения.

В процессе опытно-экспериментальной работы основными методами исследования послужили опытно-экспериментальное обучение; методы ранжирования, самооценки, изучеіше педагогической документации, продуктов деятельности студентов.

На третьем этапе (2006-2007 п\) осуществлены анализ результатов промежуточного и контрольного срезов, их систематизация и обобщение; проверка достоверности результатов, полученных на всех этапах исследования; проверка гипотезы исследования; были уточнены основные и отдельные его положения, сформулированы выводы и рекомендации.

В рамках данного этапа были использованы метод анализа; методы педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос); наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестирования, методы ранжирования, самооценки, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов; для определения валидности экспериментально полученных данных были использованы методы математической статистики - U-критерий Манна-Уиши; графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна исследования:

1, Дополнены характеристики интерактивных технологий обучения в аспекте развития творческих способностей студентов: контекстуальность; диалогичность; сотрудничество преподавателя со студентами; индивидуальная траектория обучения; создание свободного творческого пространства; самостоятельная активная познавательная деятельность обучаемых; рефлексия; вариативность и гибкость содержания обучения.

2, Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия,
повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения
в развитии творческих способностей студентов:

- поэтапное усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей личности
студентов: мотивация деятельности студентов по развитию творческих
способностей; копирование; репродуктивно-творческий этап; конструктивно-
творческий этап;

-учет принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; билингвизма и полилингвизма; профессиональной направленности обучения; активизации творческой деятельности студентов; педагогики сотрудничества при организации процесса обучения;

-структурирование содержания обучения на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловои диалог как средство со-развития преподавателя и студента);

- использование интерактивных технологий обучения («мозговой штурм»,
метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола», кейс-стади и
др.) в учебном процессе комплексно, как целостную совокупность дидактических,
психологических и методических процедур.

3. Разработана дидактическая модель развития творческих способностей
студентов средствами интерактивных технологий обучения в процессе изучения
иностранного языка, которая включает в себя следующие блоки: цель; задачи;
педагогические условия развития творческих способностей; содержание обучения,
обеспечивающее развитие творческих способностей студентов; методы обучения;
формы работы; этапы усвоения ЗУНов и развития творческих способностей
студентов; творческая деятельность студентов в учебном процессе,

способствующая развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов.

4. Выявлены возможности зарубежных интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей обучаемых и их использования в совершенствовании отечественной системы образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов в использовании комплекса интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов; теоретических представлений о структуре творческих способностей личности, их взаимосвязи и взаимозависимости с интеллектуальными способностями и особенностях их развития в процессе обучения иностранному языку; в разработке принципов, содержания, методов и форм учебной работы по реализации интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы при внедрении интерактивных технологий обучения на различных уровнях образования по развитию творческих способностей студентов; для обогащения курсов дидактики, общей педагогики; в разработке программ для слушателей курсов по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров; для выработки практических рекомендаций по повышению эффективности процесса развития творческих способностей учащихся, студентов и их творческой самореализации как субъектов учебной деятельности.

Достоверность результатов и выводов исследовательской работы обусловлена опорой на достижения современной педагогики, психологии и методики; личным опытом работы диссертанта в высшей школе; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; комплексным характером педагогического эксперимента; практическим подтверждением основных

положений исследования в экспериментальной работе; полученными в результате анализа и обобщения проведенного исследования данными; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных; а также положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных
научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ (Казань:
КГПУ, 2003-2006г.); на межвузовских научно-практических конференциях
«Профессиональные знания» (Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004г,),
«Социально-гуманитарные знания» (Нижнекамский филиал МГЭИ, 2005г.); на
Всероссийских научно-практических конференциях «Модернизация системы
профессионального образования на основе регулируемого

эволюционирования» (Челябинск: ИДППО, 2005г.), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск: ИДППО, 2006г.); на международной научно-практической конференции «Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию», посвященной 130-летию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (Казань; ГОУ ВПО ТГГПУ, 2006г.).

На защиту выносятся;

1, Характеристики интерактивных технологий обучения в аспекте
развития творческих способностей студентов.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность использования
интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей
студентов.

3- Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования; определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методология и методы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов в практику,

В первой главе «Теоретические основания технологий обучения в отечественной и зарубежной педагогике» проведен ретроспективный анализ развития технологий обучения; рассмотрены интерактивные технологии обучения в развитии творческих способностей студентов; дан анализ современного состояния и тенденции развития инновационных педагогических технологий в зарубежной педагогике.

Во второй главе «Проектирование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов» раскрыты содержание, формы, методы, приемы учебной деятельности по развитию креативности; представлена методика организации и использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку; разработана дидактическая модель развития творческих способностей студентов; выявлены критерии сформированное творческих способностей; обоснованы результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

Ретроспективный анализ развития технологий обучения

Развитие общества последовательно влияет на всю систему политических, экономических и социальных отношений. При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, которая является основным показателем развитости социума и одновременно катализатором его развития. Высшее образование занимает особое место в образовательной системе, так как оно непосредственно готовит молодежь к трудовой деятельности, обеспечивая при этом разностороннее интеллектуальное развитие. Отечественная система высшего образования, основанная на устойчивых традициях, гибко реагирует на требования современности и является передовой в области внедрения инновационных технологий.

Назревшее коренное изменение системы образования не может быть достигнуто в рамках традиционной модели обучения. Ученые и практики все больше убеждаются, что для осуществления современных целей образования необходима смена фундаментальных основ обучения, его философско-методологической парадигмы. Одной из таких парадигм может быть признано инновационное обучение, включающее в себя новые образовательные процессы, новые технологии. Принципиальные недостатки традиционного обучения приводят к невыполнению им своей основной функции - развитие обучаемых, прежде всего их способностей, позволяющих свободно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных, производственных ситуациях. Инновационное обучение призвано преодолеть эти недостатки: во-первых, недооценку ведущей роли субъектов обучения; во-вторых, отсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результата; в-третьих, отсутствие системности и непрерывности процесса обучения; и, в-четвертых, его нетехнологизированность. Тщательное изучение и анализ отечественной педагогики позволяет констатировать, что на протяжении XX столетия педагогическая технология выступала предметом многих дискуссий и научных споров. Ни один выдающийся педагог не мог обойти проблему технологизации учебного процесса. Столь широкий интерес к педагогическим технологиям вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направлению; другие озабочены состоянием образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бед; третьи считают, что технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач.

История образования свидетельствует о том, что в разные периоды развития менялись цели обучения и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Следовательно, менялись и педагогические средства обучения и воспитания подрастающего поколения. Непрерывные поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Еще Я.А.Коменский утверждал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только при этом условии его работа будет высоко результативной, а место учителя - самым лучшем местом под солнцем. Школа - мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу» (191, с. 9).

Идею технологизации обучения поддерживали и другие выдающиеся педагоги- Так, И.ГЛесталоцци важнейшим своим вкладом в педагогическую науку считал создание «механизма» образования, с помощью которого можно воспитать любого ученика. Но были и совершенно противоположные взгляды на проблему педагогических технологий. Например, представители такого направления, как «педагогика творчества» (Гансберг, Линде, Шарльманн), считали недопустимым воздействовать на уникальную личность ребенка с помощью заранее определенной технологии. Сколько личностей, столько и должно быть средств их воспитания, утверждали они. Отказ от технологизации педагогического процесса прослеживался и у сторонников идей свободного воспитания (Л.НТолстой, К,А,Вентцель, И-И.Горбунов-Посадов и др.). Идея «пробуждения души ребенка», индивидуального своеобразия каждого из них, стремление сохранить неповторимость детства диктовали принципиально иной подход к определению и выбору методов и способов педагогического воздействия.

На принципиально иных теоретических идеях формируется педагогическая технология в 20-е годы XX в, В Первой опытной станции по народному образованию была воплощена педагогическая технология, разработанная С,Т.Шацким, Концептуальные основы этой технологии были сформулированы ученым еще в дореволюционный период его творчества и отражены в следующих принципах учебно-воспитательной работы: «В центре жизни школы не книжные знания, а трудовая деятельность», «Не дети для школы, а школа для детей», «Воспитывать не для будущего, а для настоящего», «Революция школьного образования - это, прежде всего, революция в подготовке образованного учителя», «Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных дисциплин должна находиться в центре внимания учителей» (245). В своей творческой деятельности С.Т.Шацкий акцентирует внимание на важности включения ребенка в преобразование среды для того, чтобы изменившаяся среда, в свою очередь, оказывала воспитывающее влияние на него. Таким образом, важнейшим элементом в технологии СТ.Шацкого является общественно полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социокультурной среды. В соответствии с логикой интенсивно развивающейся в эти годы педологии (науки, занимавшейся изучением ребенка, законами его развития) глубокий исследователь научного наследия и деятельности СЛ\Шацкого ФАФрадкин разработал следующие стадии педагогической технологии 191, с. 11):

1. Тщательное изучение бытовых, природных, социальных, культурных факторов среды, обусловливающих развитие ребенка. Отдельно исследовались генетические, физиологические, психологические, социальные характеристики ребенка. Главная цель изучения воссоздать разностороннюю картину жизни ученика, его социализации и воспитания.

2. Обогащение и развитие представлений ребенка за счет введения его в мир природы, труда и общественных отношений.

3. Преобразование жизни. Участвуя в общественно полезном труде, изменяя микросреду в соответствии с полученными знаниями и умениями в школе, ученики овладевали социально-значимыми видами деятельности.

В 30-е годы XX столетия в рамках культурно-исторической концепции (JLC Выготский, СЛРубинштейн, АЛ.Леонтьев и др.) формулируется идея, которая определила новую, принципиально отличную от педологической, матрицу педагогической технологии - развитие ребенка происходит под воздействием обучения и воспитания и только благодаря им.

Сущность интерактивных технологий обучения и их возможности в развитии творческих способностей личности

Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, закономерно выдвигают необходимость модернизации системы образования, в частности профессионального образования. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Таким образом, школа, в том числе высшая, ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности обучаемого, способной активно действовать, критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания; личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству; личности творческой и активной. Именно эти способности личности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском. По исследованиям зарубежных социологов, самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных способностей обучаемых, но и творческих. И прежде чем перейти к технологиям развития креативных способностей личности, остановимся на самом понятии «творческие способности».

Существует обширный перечень отечественной и зарубежной литературы по проблеме творческих способностей личности. Одни авторы (В.Н.Мясищев, А.Ковалев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов и др.) определяют способности через признак «свойства личности». Характерной в этом отношении является точка зрения А.Г.Ковалева: «Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней» (12, с, 66). Однако ряд авторов (СЛ.Рубинштейн, ВА.Крутецкий и др.) определяют понятие способности через «индивидуальные особенности личности», Так С.Л.Рубинштейн дает следующее определение; «Способности - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности» (98, с. 156).

Близкое к этому определение понятия «способности» дается в Большом Энциклопедическом Словаре: «Способности, индивидуальные особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика сложившихся способностей производится с помощью тестов, позволяющих разрабатывать методы количественной оценки способностей. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности» (56).

В.И.Андреев трансформировал все эти соображения применительно к творческим способностям, которые студент проявляет в учебно-творческой деятельности и определил «творческие способности» как синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности (12, с, 66).

В работах многих психологов творчество, творческие способности личности часто сравнивается с интеллектом, причем их взаимосвязь трактуется неоднозначно. Имеется, по крайней мере, три точки зрения на соотношение креативности и интеллекта (238, с. 127-130).

1. Отдельных творческих способностей не существует. Творческие способности личности определяются ее когнитивной одаренностью, мотивацией, ценностями, чувствительностью к проблемам, независимостью действий в ситуации выбора (А.Маслоу, Д.Б .Богоявленская),

2. Творческие способности существуют самостоятельно и практически не зависят от интеллекта (А.Л.Пономарев, ЕЛ.Торранс). Творческие способности, согласно сторонникам данной позиции, проявляются по достижению определенного уровня интеллекта, т. е. нет творцов с низким уровнем интеллекта, но есть интеллектуалы с низким уровнем творчества.

3. Творческие способности адекватны интеллектуальным, т. е. чем выше креативность, тем выше интеллект и наоборот. Огдельнык творческих процессов без соответствующих им интеллектуальных процессов не существует (Р.Дж.Стернберг). Данная точка зрения, которую разделяют многие специалисты в области интеллекта, не очевидна для некоторых отечественных психологов, исследования которых показывают различия в динамике развития креативных и интеллектуальных качеств у обучаемых.

Мы же не будем жестко разграничивать интеллектуальные и творческие способности студентов, полагая их очевидную связь и взаимосвязь в обеспечении продуктивного образования и творческой самореализации.

Существует несколько классификаций творческих способностей личности, в которых содержатся различные наборы творческих качеств обучаемых в зависимости от исследовательского ракурса. Например, Дж.Гилфорд (276) вместе со своими сотрудниками выделили следующие гипотетические интеллектуальные способности, характеризующие креативность: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, иррелевантность, фантастичность. Подобные качества Дж.Гилфорд объединил под общим названием дивергентность мышления, которое, в отличие от конвергентного мышления, ориентируется на неизвестное или подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не раскрыта и не существует заранее предписанного пути ее решения.

В работе, посвященной портрету творческой личности, профессор Г,А,Дейвис (268) на основе обобщения более ста признаков творческого человека выделяет 12 групп его качеств: осознание творчества, оригинал ьность, независимость, рискованность, энергетичность, артистичность, заинтересованность, наличие чувства юмора, тяга к сложности, непредубежденность, потребность в одиночестве, интуитивность.

Содержание, формы и методы развития творческих способностей студентов

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, в частности высшего, с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучаемого находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения. Важность такого подхода к образованию очень точно выразил американский бизнесмен Дж, Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых студентами знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем студенты сумеют их освоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы выпускники высшей школы умели самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, был экспертом с прекрасными навыками общения и способностями удовлетворить информационные потребности современной жизни (182). В связи с этим, перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов, обладающих не только высоким профессиональным и духовно-нравственным потенциалом, но и способных легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни. Таково веление времени не только для нашего российского образования, но и практически для любого развитого общества, естественно, предполагает определенные требования к образовательным системам, технологиям обучения.

Как было отмечено в предыдущей главе, технологии обучения (педагогические технологии) - относительно новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. В «педагогической технологии» выделяют три аспекта: научный (педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы образования и проектирующая педагогические процессы); процессуально-описательный (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); процессуально-действенный (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств). Другими словами, современная педагогическая технология (СПТ) представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого, И поскольку этот процесс является целостным, его можно выразить в следующей формуле; СПТ = цель + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения (189),

Охарактеризуем составные компоненты современных педагогических технологий в той логической последовательности, в которой они представлены в данной формуле.

Основываясь на том, что обучение - это деятельность, направленная на выполнение социального заказа, обращенного к образованию (143, С. 123-124). при формулировке целей обучения основными факторами принято считать социальный заказ общества» условия обучения и потребности обучаемого. Так, по определению И.Л.Бим, «цели представляют собой отражение объективных потребностей общества в тот или иной исторический период, причем потребностей по отношению к формированию личности, ее свойствам, необходимым для осуществления общественно полезной деятельности» (239, С, 141). При научно-технической революции новые цели, связанные с развитием нового стиля мышления, обеспечивают перестановку акцентов в учебном и воспитательном процессах. Так в качестве целей подготовки рассматривается «деятельность, способность к се перестройке», а также «личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие» (97, С. 19). В новых условиях «все острее ощущается потребность в людях не только много знающих, но и обладающих развитыми творческими способностями» (143, С.74).

Сегодня, в условиях реформирования экономики и образования, исходя из закона об образовании и социального заказа общества, цель профессионального образования трактуется следующим образом -заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, творческих способностей, необходимых для подготовки компетентного специалиста, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры.

Профессиональные знания - это совокупность сведений, составляющих содержание профилирующих наук и взаимосвязанных с ними дисциплин, которые составляют основу знаний выпускника высшей школы.

Профессиональные навыки - это различные виды умений, которыми должен владеть специалист с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.

Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности.

Сущность этих знаний, навыков, ценностей и способностей в задачах обучения: организация учебно-познавательной деятельности по овладению научных знаний, умений и навыков; формирование профессиональных ценностей и этики; формирование творческого мышления обучаемых, развитие их творческих способностей.

Спецификой решения этих задач является включение обучаемых в практическую, полезную именно каждому, деятельность.

Что же касается «содержания образования», то это понятие трактуется по-разному. Традиционно под «содержанием образования» понимается первоначально отчужденный от обучаемых так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики современной дидактики И, Я. Лернер и М. Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей» {96, С. 101), Упомянутая функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения обучаемыми объем знаний, умений и навыков. К сожалению, принятые образовательные стандарты не задают и соответственно не предполагают творческого, личностного компонента образования. Следовательно, в образовательных учреждениях повсеместно учат различным видам деятельности, но не учат творчеству, в то время как именно творчество составляет фундамент любых видов деятельности человека. Но если начинать воспитание и образование не с развития у обучаемых творчества, а с нетворческого, репродуктивного освоения ими уже сложившихся представлений и технологий различных видов деятельности, то очень быстро у них начинается процесс стагнирования учебной активности. Интерес к учебе не только пропадает, но и нарастает внутренний протест против учебы, что означает - останавливается процесс становления личности. Можно возразить, что стандарт и не должен ориентироваться на творческую составляющую образования, поскольку он представляет собой минимум знаний, умений и навыков, который нужно достигать «без всякого творчества».

Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. В связи с этим, спроектируем дидактическую модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения. Рассмотрим сначала компоненты дидактической деятельности преподавателя по развитию творческих способностей студентов.

На первом этапе осуществляется постановка учебной цели. Преподавателю необходимо также наметить результаты учебной деятельности обучаемых и в соответствии с ними определить задачи дидактической деятельности. Второй этап включает в себя диагностику индивидуальных особенностей студентов.

Далее, с учетом выделенных педагогических условий развития творческих способностей студентов, преподаватель планирует формы, методы, приемы работы со студентами, определяет средства обучения по развитию творческих способностей студентов, определяет критерии и уровни их развития.

Опираясь на исследования В.И-Андреева (14), мы выделили десять уровней развития творческих и интеллектуальных способностей студентов -от очень низкого уровня до наивысшего. Критерии развития творческих и интеллектуальных способностей студентов были выявлены на основе базисных категорий результатов обучения (знания, умения и навыки) и творческого подхода в применении полученных навыков в решении нестандартных, исследовательских задач и заданий (см, табл. 3).

И, наконец, последний компонент дидактической деятельности преподавателя включает оценку уровня развития творческих способностей студентов с учетом выделенных нами критериев, а также коррекцию своей деятельности в случае необходимости.

Опираясь на компоненты дидактической деятельности преподавателя, мы спроектировали модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения. Модель включает в себя несколько блоков.

Первый блок - учебная цель - развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов в процессе обучения. Следующий блок - задачи, которые были определены в соответствии с целью: 1. Формирование творческого мышления студентов, 2. Передача системы знаний, умений и навыков. 3. Овладение опытом творческой деятельности.

Следующий блок - педагогические условия, повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

На наш взгляд, использование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов в процессе обучения будет более эффективным при условии, если:

- процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы, как; мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностей; копирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач); рєпродуктивио-тєорческий этап (перенос (пока с помощью преподавателя) известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий этап (сочетание преобразующей деятельности с творческой);

- процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; билингвизма и полилингвизма; профессиональной направленности обучения; активизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

- структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и студента);

- интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола», кейс-стади и др.) будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

С учетом выделенных педагогических условий определяется содержание образования, методы обучения и формы работы.

Содержание интерактивного образования обусловлено обеспечением развития творческих способностей студентов,

В рамках реализации интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов эффективным, на наш взгляд, будет использование эвристических, частично-поисковых, поисковых, исследовательских методов, метода проблемного изложения и др. Формы работы: индивидуальные, групповые, микрогрупповые, коллективные, фронтальные, парные.

Существующие условия обучения в вузе выдвигают необходимость разделения курса обучения иностранному языку на этапы. Рассматриваемый в исследовании период обучения иностранном) языку охватывает пять семестров (1-3 курсы). В соответствии с целями и задачами представляется целесообразным разделить курс обучения иностранному языку на четыре этапа. Деление курса па этапы осуществляется исходя из задач обучения, обусловленных степенью профессиональной подготовки будущего специалиста, уровнем развития коммуникативной компетенции и творческих способностей,

1 Мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностей. Данный этап служит основой для всего последующего обучения иностранному языку в вузе. Прежде чем приступить к определению целей этапа, дадим сто краткую характеристику.

Этап мотивации деятельности студентов по развитию творческих способностей студентов, совпадающий с первым семестром (частично или полностью) первого года обучения в вузе, считается адаптационным периодом. С первых же дней учебы в вузе первокурсники сталкиваются с трудностями данного периода, определяемого рядом факторов, К таким факторам относятся; низкий уровень общеобразовательной подготовки, недостаточное знание курса средней общеобразовательной школы по конкретному предмету, недостаточно сформированные навыки самостоятельной работы абитуриентов и недостаточный уровень развития мотивации. Таким образом, студентам необходимо помочь адаптироваться к новым условиям обучения.

Являясь начальной ступенью всего курса обучения, данный этап представляет собой относительно самостоятельный период обучения, имея свои собственные цели, определенное содержание и свою методику работы.

В данный период основной целью обучения является коррекция базового уровня коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо), формирование у студентов мотивов учебно-творческой деятельности.

Основными задачами выступают следующие: определение и ликвидация пробелов за курс средней общеобразовательной школы, включающие в себя определение уровня языковой и речевой компетенции обучаемых, развитие мотивационной сферы обучаемых, создание положительного психологического климата в группах, обстановки раскрепощенности, сотрудничества между преподавателем и студентами.

Похожие диссертации на Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов