Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Сидорова Лариса Александровна

Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
<
Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сидорова Лариса Александровна. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2001 191 c. РГБ ОД, 61:02-13/316-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теория и практика нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок

1.1. Воспитательные возможности народных сказок 14

1.2. Опыт использования народных сказок в образовательно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики 49

1.3. Модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок 74

ГЛАВА II. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок

1.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию старших дошкольников с использованием народных сказок 94

1.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 122

1.3. Педагогические условия реализации модели системы нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок 135

Заключение 158

Библиография 165

Приложение 182

Введение к работе

Социальные - экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Законах Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании", где отмечается "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей" [96;97, С.2].

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания, является "гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним" [69, С.49]. В "Программе воспитания ребенка-дошкольника" [112] принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими

изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности [44,С205]. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж..Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И. II. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю. П. Азарова, Л.М. Архангельского, О. С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, З.И. Васильевой, А. В. Зосимовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Н. И. Монахова, Н. В. Мясищева, И В. Павлова, Л. И. Рувинского, И. Ф. Харламова, М.И. Шиловой и других исследователей.

Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашло отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, А.М.Счастной,

А.П.Усовой, Л. Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский [62, С.П4].

Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арнов-ская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счаст-ная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство" [117, С.25].

Народные сказки представляют для детей немалый интерес: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве" [12, С.668]. Исследователь русского фольклора В.П.Аникин писал: "В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение"[9,С13].

Русские народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В.Зуева, Е. Ме-летинский, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В. И. Чичеров и др.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

В развитие чувашского сказковедения неоценимый вклад внесли Н. И. Зо-лотницкий, В. Я. Канюков, П.Н. Метин, Н. В. Никольский, И. С. Тукташ, А.К. Салмин, Е. С. Сидорова, М. Я. Сироткин, М. Ф. Федоров, И. Я. Яковлев и др. Ученые, занимающиеся проблемами чувашской народной педагогики (Г. Н.

Волкова, А.Е. Землякова, Н.Г. Краснова, Т. Н. Петрову и др.), определили роль и место чувашских сказок в воспитании подрастающего поколения.

В ходе исследования нами были изучены труды Б. Беттельхайма [183], С. И. Белзы [11], К. Бриггс [184], Н.Е.Елиной [186], Дж. Р. Таунсенд [188], М. Йеарсли [189], посвященные различным аспектам развития английского фольклора. В их работах отмечается, что правильное использование английских народных сказок способствует включению ребенка в диалог культур, осознанию им сопричастности к языковому и культурному сообществу мира.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок явно недостаточно.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, имеет место противоречие между требованиями общества, степенью разработанности проблемы нравственного воспитания и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием сказок разных народов. Это обусловило выбор темы нашего исследования: "Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста" и определило его проблему: каковы педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образова-

тельных учреждений? Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объектом исследования является образовательно-воспитательная работа дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок (на примере русских, чувашских и английских сказок).

В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой повысить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста можно, если будут созданы следующие педагогические условия:

общие условия:

осуществление соответствующего кадрового, методического и материального обеспечения процесса нравственного воспитания дошкольников;

определение содержания, форм и методов работы с народной сказкой в соответствии с особенностями формирования нравственных качеств личности старших дошкольников и учет "зоны ближайшего" их нравственного развития;

обеспечение преемственности в нравственном воспитании дошкольников, организуемом дошкольным учреждением и семьей;

частные условия:

наличие научно обоснованной программы нравственного воспитания детей средствами народных сказок и ее внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений;

использование приемов и методов работы с народной сказкой, организующих деятельность детей дошкольного возраста, в ходе которой они осознанно и активно овладевают системой нравственных понятий и нормами общественного поведения;

возбуждение и поддержка интереса детей к народным сказкам путем увеличения интеллектуальной емкости занятий и удельного веса заданий с занимательным сюжетом и самостоятельных творческих заданий (раскрасить, нарисовать, сочинить, закончить сказку и т. д.);

создание в процессе работы со сказками атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого ребенка.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

  1. Выявить воспитательные возможности народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

  2. Разработать модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

  3. Определить критерии и показатели нравственной воспитанности дошкольников.

  4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились диалектическая теория познания и теория деятельности; философские, психологические и педагогические идеи о человеке как высшей социальной ценности; концепции гуманитаризации и гуманизации образования; целостный и системный, личностный и культурологический подходы в процессе становления личности; общетеоретические основы нравственного воспитания детей; положения отечественной психологии о восприимчивости ребят старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям.

В нашей работе также использовались результаты исследований ученых и педагогов по проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе детей дошкольного возраста; материалы центральной и местной периодической печати; русские, чувашские и английские народные сказки и др.

Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования: анализ и систематизация научно-теоретической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта, исследование народных сказок с целью выявления их влияния на нравственное воспитание дошкольников, обобщение опыта работы дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики по использованию народных сказок, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов и др.

База исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 164,116,176 г. Чебоксары.

В ходе исследования на различных его этапах принимали участие 129 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальной работой было охвачено 105 работников дошкольных учреждений и 75 родителей.

Этапы исследования:

I этап (1998 г.) - констатирующий, включающий в себя наблюдение за
практической деятельностью и общением дошкольников, изучение опыта ра
боты воспитателей дошкольных образовательных учреждений, анкетирование
дошкольников, воспитателей и родителей с целью анализа состояния предмета
исследования на начальном этапе, описание фактического положения дел, оп
ределение уровней нравственной воспитанности дошкольников, разработку
программы опытно-экспериментальной работы и модели системы нравствен
ного воспитания старших дошкольников с использованием народных ска
зок.

II этап (1999-2001 гг.) - формирующий, в ходе которого происходило
внедрение модели системы нравственного воспитания старших дошкольников

с использованием народных сказок, проведение контрольных "срезов", изучение отношения родителей к проводимому эксперименту.

III этап (2001 гг.) - обобщающий этап эксперимента, предполагавший анализ результатов эксперимента и соотнесение их с заявленными целями, зафиксированными в программе эксперимента и гипотезой исследования, сравнение и анализ уровней нравственной воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием русских, чувашских и английских народных сказок, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- разработана модель системы нравственного воспитания старших дошколь
ников с использованием народных сказок;

определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, позволяю
щие совершенствовать систему нравственного воспитания старших до
школьников с использованием народных сказок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программа нравственного воспитания старших дошкольников с использованием русских, чувашских и английских народных сказок и рекомендации по ее внедрению в образовательно-воспитательный процесс современных дошкольных образовательных учреждений.

Материалы исследования могут быть использованы в подготовке студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к нравственному воспитанию детей.

Достоверность исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; комплексным использованием методов научного исследования, адекватных его предмету; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; возможностью повторения эксперимента; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных; применением математических методов для обработки результатов; широким охватом детей и педагогов экспериментальной работой.

На защиту выносятся:

система нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок и педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность;

программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием русских, чувашских и английских народных сказок.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научных сессиях докторантов и аспирантов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева; всероссийской научно-практической конференции "Детское движение: история, теория, методика организации деятельности" (г. Чебоксары, 1997 г.); региональной научно-практической конференции "Самостоятельный учебный труд студента: проблемы, технологии, управление" (г. Чебоксары, 1998 г.); республиканской научно-практической конференции, посвященной 150-летию просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, 1998 г.); межвузовской научно-практической конференции "Воспитание ребенка-дошкольника в условиях поликультурной среды" (г. Чебоксары, 2000г.). Основное содержание исследования отражено в 14 публикациях автора.

*

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры и приложения.

Воспитательные возможности народных сказок

Духовно-нравственное возрождение общества, приобщение подрастающего поколения к всеобщим гуманистическим ценностям - актуальные задачи настоящего времени, которые не могут быть успешно решены без глубокого познания духовного богатства своего народа. Процесс усвоения сокровищ народной культуры должен начинаться как можно раньше через приобщение дошкольников к устному народному творчеству.

Изучая устное народное творчество, ребенок знакомится с культурой своего народа, получает первые представления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и настоящим. По мнению В. П. Силина, народное искусство является "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей" [142.С.127].

Самым популярным жанром устного народного творчества является сказка. Она рано входит в жизнь ребенка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, умственно. Через отношения ребенка к героям и событиям сказки складываются основы его нравственных чувств, моральных представлений. Сказка дает детям уроки на всю жизнь: "уроки физической и нравственной чистоплотности" [122, С.З].

"Народные сказки создавались на заре человечества, когда человек затруднялся дать объяснение тем или иным явлениям природы и пытался описать их, выразить их в символах. Символическое мышление свойственно и ребенку. Вот почему ребенку ближе и понятней народные сказки с их фантастикой, которая является как бы продуктом и выражением близкого ребенку, сходного с его собственным, мышления и переживания",- отмечает в своем исследовании СВ. Снегова [147, С. 8].

Предлагая ввести в систему занятий с детьми новую форму организации этического образования - Уроки Сказки, Л. П. Бочкарева и Т. В. Кортикова утверждают: "Среди богатств народного эпоса сказки представляют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Они выразительно, с притягательной силой, доступно раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие духовные ценности. Сказки помогают ребенку оптимистически воспринимать мир. Мастерство и мудрость педагога заключаются в том, чтобы при ознакомлении со сказкой озарить сердце ребенка светом и теплом, побудить его творить добро, наполнить его существо "энергетикой радости"[24,С21]. Интерес к народной сказке, сохраненной и переданной из поколения в поколение, не иссякает, а в последнее время заявляет о себе с новой силой.

Вместе с тем общественное мнение о роли сказки в обучении и воспитании дошкольников не всегда было единодушным. Так, в 20-е годы в советской педагогике сложились противоречивые отношения к сказке. На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в апреле 1919 года было рекомендовано использовать сказку в воспитательной работе с детьми. Однако на III Всероссийском съезде в октябре 1924 года сказка подверглась критике и была изъята из жизни детского сада. Указывалось, что она "способствует развитию мистических, религиозных настроений, веры в сверхъестественные силы, затрудняет ориентировку в окружающем, является тормозом в развитии материалистического мировоззрения"[62,С272]. Н.К. Крупская писала: "Книжки для ребят-дошкольников должны быть реалистичны до крайности. Окружающая ребенка реальность не менее интересна для него, чем выдуманные феи, русалки и прочая дребедень" [63, С.77].

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию вопросу о сказке также уделялось пристальное внимание. На нем было принято решение использовать ее в работе со старшими дошкольниками. О большом воспитательном значении народных сказок говорил A.M. Горький в своем докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей [42]. Однако в 40-60-ые годы XX века некоторые общественные деятели и педагоги снова выступили против использования сказки в воспитании, доказывая ее вред для детской психики. Сказку считали "инкубатором ложного сознания", "реакционным текстом, уводящим ребенка от жизни" [33,С21]. Появились утверждения, что в сказке отсутствует объективное реалистическое содержание, она мешает постижению существующего мира. Под сомнение ставились ее воспитательные возможности.

Вся прогрессивная общественность встала на защиту сказки и отстояла ее необходимость и ценность в работе детского сада. С тех пор сказка надолго и прочно вошла в программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А в настоящее время, когда с телеэкрана на ребенка обрушивается лавина фильмов, восхваляющих такие человеческие качества, как жестокость, эгоизм, насилие, жадность, народная сказка представляет особую ценность.

Вопрос о значении сказки в жизни дошкольника в научной литературе освещен достаточно широко. Передовые русские педагоги (среди них В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский) были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, К.Д.Ушинский отмечал: "Я решительно во много раз предпочитаю народные сказки письменной литературе, особенно рассказам, написанным для детей"[160,С108].

Выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев значительную роль в букварях и книгах для чтения отводил устному народному творчеству. В Симбирской чувашской школе детей вводили в мир сказки, имеющей познавательное и воспитательное значение, развивающей у них чувство любви к родной природе, образному слову. Сказки, притчи, рассказы, басни с нравоучительным смыслом, изложенные доступным, понятным языком, способствовали воспитанию у детей трудолюбия, честности, любви, привитию чувства долга перед народом. Они носили характер этических бесед и одновременно выступали как средства убеждения в нравственном воспитании детей.

Академик Г.Н. Волков, который впервые ввел термин "этнопедагогика", вобравший в себя "совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п." [31,С.7-8], пишет: "Как сокровища народной педагогики сказки требуют двустороннего подхода: во-первых, они имеют образовательное и воспитательное значение, т. е. служат обучению и воспитанию детей и молодежи и, во-вторых, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи" [31,С.339]. По мнению Г.Н. Волкова, характерные особенности (народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и, наконец, дидактизм) делают сказки весьма эффективным народным педагогическим средством [31,С.344].

Опыт использования народных сказок в образовательно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики

В настоящее время в нашей республике остро поставлены вопросы усиления миссии национальной школы, повышения статуса чувашского языка. "Чувашская Республика является единственным национальным государственным образованием чувашского народа. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка как важнейшего национального признака и основы всей его духовной культуры ложится на чувашскую государственность. Эта забота выражается в законодательном закреплении его статуса, в создании условий для активного его использования в различных сферах государственной и общественной жизни, в поддержании его высокого престижа, а также в создании материальных условий для его изучения, нормализации и пропаганды"[49, С.2]. В Статье 22 Закона "О языках в Чувашской Республике" отмечается: "Во всех учебных заведениях республики с другим языком обучения чувашский язык изучается независимо от ведомственной принадлежности этих заведе-ний"[49, С.2]. Поэтому он стал обязательным для изучения в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Чувашии. В "Программе воспитания ребенка-дошкольника"[112] при обучении чувашскому языку значительное место отводится произведениям устного народного творчества. По мнению Г.Н.Волкова, чувашские сказки являются эффективным средством нравственного воспитания подрастающего поколения. "Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты" [31, С.345].

Наряду с этим, на современном этапе развития человечества интернационализация общественных явлений, потребность в ознакомлении с опытом других стран, в расширении личных контактов людей превращают знание иностранного языка в существенный фактор социально-экономического развития общества в целом. Иностранный язык входит в число тех гуманитарных предметов, к которым проявляется пристальное внимание со стороны общества. Ему отводится существенная роль - открытие доступа к огромному духовному богатству другого народа [35].

Необходимость повышения уровня знания иностранного языка заставляет искать новые подходы к системе его изучения. Одним из таких путей повышения эффективности овладения им является раннее обучение иностранному языку. В настоящее время в отечественной методической литературе достаточно полно раскрыты преимущества введения в детских садах курса английского языка для детей дошкольного возраста [90].

В связи с вышеизложенным в последние годы во многих детских садах Чувашии ведутся занятия по ознакомлению воспитанников с английским языком, которые предполагают не только общение на языке, но и получение новой информации, знакомство с культурой страны изучаемого языка, что невозможно без приобщения детей к ее фольклору. Отличительной чертой английских народных сказок является британский юмор, осмеивающий лень, тупость, жадность, зло и восхваляющий трудолюбие, ум, находчивость, добро.

Успешное выполнение цели и решение задач по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок во многом зависит и от того, насколько изучено существующее состояние дел в этой области, какого уровня достиг положительный опыт.

В ходе его изучении нами были выявлены знания детьми русских, чувашских и английских народных сказок, соответствующих их возрасту, и отношение к ним, установлено отношение дошкольников к героям народных сказок, определены уровни сформированности у дошкольников нравственных качеств, изучено состояние работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений по использованию народных сказок в работе по нравственному воспитанию дошкольников и их отношение к этой проблеме и определено отношение родителей к использованию народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа по изучению значимости народных сказок в нравственном воспитании дошкольников с целью определения возможностей влияния народных сказок на формирование основ нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста нами была проведена в подготовительных группах детского сада №164 г. Чебоксар.

На констатирующем этапе экспериментальной работы были также задействованы дошкольные учреждения № 176 и № 116 г. Чебоксар. Для решения первых двух задач на первом этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа с дошкольниками, в которой приняло участие 90 детей старшего дошкольного возраста (устные ответы детей были полностью записаны воспитателем). Первая группа вопросов была направлена на выявление знания детьми старшего дошкольного возраста русских, чувашских и английских народных сказок и определения вида сказок, которому отдается детьми большее предпочтение.

На первый вопрос: "Любишь ли ты сказки?" все дети ответили утвердительно. Далее дошкольникам необходимо было ответить на вопрос о том, нравятся ли им сказки о животных, о чудесах и о людях и какой вид сказок им нравится больше всего. Под сказками о чудесах мы подразумевали волшебные сказки, а под сказками о людях - бытовые. Результаты анализа ответов детей были отражены в таблицах (см. Приложение №3, табл. № 1,2).

Как видно из приведенных в таблицах данных, одинаковое количество опрошенных детей (86,7%) любят сказки о животных и волшебные сказки, а 78,9% - бытовые сказки. Не любят сказки о животных 7,8 % детей, волшебные - 11,1%, бытовые -17,8%. Очевидно, это связано с тем, что воспитателями и родителями бытовым сказкам уделяется меньшее внимание, они используют их реже при ознакомлении детей с народной сказкой.

Также нам предстояло узнать, какой вид народных сказок нравится детям больше всего. Обработав результаты таблицы №1, мы получили таблицу №2 (см. Приложение №3) и выяснили, что сказкам о животных отдают предпочтение 30 человек, что составляет 33,3% опрошенных детей, волшебным - 47 чел. (52,2%), бытовым - 13 чел. (14,4%). При составлении программы опытно-экспериментальной работы мы использовали полученные данные и важное место в ней отвели волшебным сказкам.

Следующим этапом нашей исследовательской работы было определение уровня знания детьми русских народных сказок. В процессе индивидуальной беседы им был задан вопрос: "Знаешь ли ты русские народные сказки? Если "да", то какие", и была получена следующая информация. 67,8 % ответили на вопрос положительно, причем 22,2 % показали хорошее знание сказок, дали полные исчерпывающие вопрос ответы, перечислив более пяти сказок. Однако некоторые дети называли сказки не соответствующие их возрасту и изучаемые детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Это, например, такие сказки, как "Репка", "Теремок", "Яичко" и др. Большинство детей путали русские народные и авторские сказки, называя сказки "Кот в сапогах", "Маугли", "Чипполино" и т. п. Часть детей отнесла сказки "Русалочка", "Белоснежка и семь гномов", "Алладин", "Винни Пух" и др. к русским народным.

Также в результате индивидуальной беседы мы узнали, что значительную роль в жизни дошкольников играет телевидение. Многие герои народных сказок становятся известны детям в результате просмотра мультфильмов. Однако в настоящее время большую популярность приобрели детские телевизионные передачи производства киностудии "Уолт Дисней". Их герои становятся знакомы и близки нашим детям.

Таким образом, мы выяснили, что дети старшего дошкольного возраста плохо знают русские народные сказки. 29 дошкольников (32,2%) не смогли вспомнить ни одной русской народной сказки. Еще хуже обстоит дело со знанием детьми чувашских и английских народных сказок. Дошкольники не смогли назвать сказки чувашского народа. Английские народные сказки также не знакомы детям. Только один из опрошенных детей знал, что сказка "Три поросенка" принадлежит английскому народу.

Содержание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию старших дошкольников с использованием народных сказок

Важным этапом прогнозирования результатов эксперимента была разработка программы опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию старших дошкольников с использованием народных сказок (см. Приложение №1), содержащая в себе цель эксперимента, идею, замысел, гипотезу, прогноз ожидаемых результатов и учет возможных негативных последствий, компенсационные механизмы, этапы эксперимента, критерии оценки результатов и пр. При составлении программы мы использовали рекомендации А.С.Сиденко и взяли за основу разработанную им "Примерную структуру программы эксперимента"! 129].

Итак, опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутой гипотезы на практике велась четыре года (1998 - 2001 гг.) в дошкольном образовательном учреждении №164 г. Чебоксар, в двух подготовительных группах при участии воспитателей Федоровой Елены Юрьевны и Никандровой Александры Николаевны. Целью экспериментальной работы было внедрение в образовательно-воспитательный процесс детского сада "Программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием русской, чувашской и английской народной сказки", положенной в основу разработанной нами модели; экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования данной модели в нравственном воспитании старших дошкольников с использованием народных сказок.

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На констатирующем этапе было исследовано состояние использования народных сказок (русских, чувашских и английских) в образовательно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики. Результаты этого этапа исследования нами подробно изложены в 2 главы I нашей работы.

В ходе формирующего эксперимента была разработана и экспериментально апробирована в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 164 г. Чебоксар программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок. В основу этой программы была положена модель системы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.

Главной целью работы по нравственному воспитанию старших дошкольников было упрочение фундамента нравственных основ личности и формирование у них способности руководствоваться в собственном поведении моральными нормами, ориентироваться на моральные ценности.

В процессе эксперимента решались следующие основные задачи нравственного воспитания старших дошкольников:

- ознакомление дошкольников с народными сказками и формирование у них этой основе первоначальных представлений о нравственных качествах личности; - воспитание у ребят дошкольного возраста нравственных чувств;

- формирование у них положительного отношения к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях;

- выработка у дошкольников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Эти задачи решались нами поэтапно и конкретизировались в ходе внедрения нашей модели в работу дошкольного образовательного учреждения.

В основе содержания работы по нравственному воспитанию старших дошкольников лежит комплекс выделенных нами нравственных качеств (щедрость, вежливость, справедливость, скромность, доброжелательность, бережливость, трудолюбие). Программа этой работы состоит из семи разделов и рассчитана на 68 часов. В ней представлены темы занятий, основные задачи, основной дидактический (фольклорный) материал, методические приемы и педагогические ситуации для нравственного воспитания детей. В ее содержание мы включили следующие темы: 1. Щедрость - положительное качество личности (4 занятия). 2. Не будь жадным! (4 занятия). 3. Ежели вы вежливы... (4 занятия). 4. Грубость (4 занятия). 5. Волшебные слова - наши верные друзья (6 занятий). 6. Гостеприимство (4 занятия). 7. Справедливость всегда торжествует (3 занятия). 8. Правда - ложь (4 занятия). 9. Скромность украшает человека (4 занятия). 10. Высокомерие (2 занятия). 11. Будь всегда добр, и зло не коснется тебя (5 занятий). 12.Чуткость, сочувствие, любовь к маме (4 занятия). 13.Веселье и унынье (3 занятия). 14.Бережливость - лучше богатства (5 занятий). 15.Берегите природу (3 занятия). 16.Труд - ключ к счастью (8 занятий). 17. Лень до добра не доведет (2 занятия). 18.Делу время, а потехе час (4 занятия).

В следующий раздел нашей программы мы включили основные задачи каждой из вышеназванных тем. В их определении мы старались учитывать логику формирования тех или иных нравственных качеств. Так, например, основными при изучении темы "Щедрость - положительное качество личности" являлись следующие задачи: - формировать у дошкольников представление о щедрости, бескорыстии; - воспитывать у них способность оказывать помощь, делиться чем-то с другими, не скупиться, делать подарки; - учить детей постоянно проявлять данное качество в поступках, делать добро, ничего не ожидая взамен; - формировать у них умение замечать и ценить щедрость в других детях. Тема "Ежели вы вежливы ..." предполагала решение таких основных задач, как: - формирование у дошкольников представлений о вежливости; - научить детей проявлять вежливость, приветливость к окружающим; - воспитывать у них чувства деликатности, чуткости и такта; - учить детей регулировать и оценивать свое поведение; - формировать у них способность совершать нравственный выбор в проблемной ситуации и др.

Аналогичным образом были определены основные задачи и других тем.

В ходе работы в центре внимания был отбор русских, чувашских и английских народных сказок, имеющих важное значение в формировании у дошкольников определенного нами комплекса нравственных качеств. Подбор фольклорных произведений для чтения осуществлялся в направлении расширения и углубления круга нравственных представлений и чувств.

Для воспитания эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы и обогащения нравственных чувств нами отбирались такие народные сказки, которые вводили детей в область более сложных переживаний и в то же время могли ассоциироваться с их жизненными впечатлениями. Очень важно было вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках.

Одним из ключевых вопросов было выделение критериев отбора народных сказок с нравственной направленностью. Одним из главных критериев являлась высокая художественная и воспитательная ценность произведения. Сказка, как и любое художественное произведение, представляет собой сложный комплекс, систему идей, мыслей, выраженных в богатых, ярких образах. Взаимоотношения героев, их поступки и действия, их чувства, переживания, мысли, особая ситуация, в которой они находятся, - все это сильно действует на чувственное восприятие детей и способствует формированию их нравственных качеств.

Наличие действенного сюжета, его увлекательность также учитывались нами при выборе народных сказок. Сюжет должен был концентрироваться вокруг одной основной мысли, так как ребенок дошкольного возраста не может охватить в одно и то же время несколько идей. Увлекательный, динамичный сюжет вызывает у детей желание действовать.

Одним из критериев была ассоциативность. В сказках особенно интересует детей наличие ярких, динамичных образов персонажей, которое активизирует их желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. Важным критерием отбора была доступность сказки. Ее язык должен был быть простым, но не примитивным.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Разработанная нами программа была апробирована в дошкольном образовательном учреждении №164 г.Чебоксар. До начала формирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выбраны подготовительные группы №8 (ЭГ) и №12 (КГ). Подготовительную группу №8 посещает 21 человек, а группу № 12 - 18 человек. Исходный замер уровня развития выделенного нами комплекса нравственных качеств дошкольников позволил выявить исходный уровень сформированности нравственных качеств у детей этих групп. Методика выявления уровня сформированности у дошкольников выделенного комплекса нравственных качеств была изложена нами в 1 главы II.

Мы сочли для себя более удобным обозначить уровни сформированности нравственных качеств следующим образом: яркое проявление (высокий уровень) - 4, проявление (средний уровень) - 3, недостаточное проявление (низкий уровень) - 2, непроявление (очень низкий уровень) - 1. Данные, характеризующие уровни сформированности нравственных качеств дошкольников ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах опытно- экспериментальной ра-ботві, даны в таблицах №3-6.

В нашем случае для частных показателей уровня воспитанности при выбранной шкале оценок наиболее естественно было взять число интервалов равное четырем. Для комплексного показателя было решено взять то же самое значение, но из-за нецелочисленных значений ранжирование дошкольников по данному показателю производилось следующим образом. По всем данным было найдено минимальное и максимальное значение комплексного показателя (1,71 и 3,9), определен размах значений (2,19), шаг (0,55) и интервал значений по всем четырем уровням:

Анализ полученных данных показывает, что у детей экспериментальной группы произошли заметные изменения в уровне сформированности нравственных качеств и уровне нравственной воспитанности: увеличилось количество детей с высоким уровнем нравственной воспитанности, заметно сократилось количество испытуемых, находящихся на очень низком уровне. Так, количество детей высокого уровня нравственной воспитанности повысилось с 4, 76 % до 38,1.%, среднего уровня возросло с 19 % до 47,6 %. Количество детей, соответствующих низкому уровню уменьшилось с 28,57 % до 14,28 %. К концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе не осталось детей, соответствующих очень низкому уровню нравственной воспитанности.

Иные результаты показал анализ срезов контрольной группы. Положительные изменения в уровне нравственной воспитанности детей данной группы выражены слабо. Отмечены лишь отдельные случаи перехода детей с одного уровня на другой. Некоторые изменения наблюдаются на очень низком и низком уровне нравственной воспитанности детей.

Следующим шагом было определение среднего показателя нравственной воспитанности ЭГ и КГ до и после проведения опытно- экспериментальной работы (см. таблицы 3-4J). В результате обработки данных была получена следующая информация: средний показатель уровня нравственной воспитанности ЭГ до начала эксперимента составлял 2,395, а по окончании -3,236, а в КГ до эксперимента - 2,504, а после -2,744. Полученые данные проиллюстрированы диаграммой №5:

Таким образом, средний показатель нравственной воспитанности КГ повысился на 0,24 , а ЭГ - на 0,841. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что использование народных сказок в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует значительному повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников.

В ходе анализа результатов опытно-экспериментальной работы нам также необходимо было убедиться, что на констатирующем этапе обе группы были одинаковы, а по окончании экспериментальной работы экспериментальная группа стала резко отличаться от контрольной. Для получения обоснованных выводов полученные результаты были подвергнуты стандартной статистической обработке на проверку однородности двух распределений с помощью критерия Пирсона.

Полученное значение критерия (10,036) больше теоретического значения коэффициента (7,815 [1,166-167]), что дает нам основание сделать вывод о том, что в результате проведения целенаправленной работы по нравственному воспитанию дошкольников с использованием возможностей народных сказок в экспериментальной группе эти группы стали резко отличаться по уровню нравственной воспитанности детей, причем дошкольники экспериментальной группы - в лучшую сторону.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проделанная нами работа по нравственному воспитанию дошкольников с использованием возможностей народных сказок дала положительные результаты. Полученные в ходе исследования материалы показывают, что у участников опытно-экспериментальной работы повысился уровень сформированности выделенного нами комплекса нравственных качеств и соответственно уровень нравственной воспитанности в целом. Это подтверждает то, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза достоверна, а предложенная система нравственного воспитания дошкольников с использованием возможностей народных сказок эффективна.

2.3. Педагогические условия реализации модели системы нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок

В словаре русского языка СИ. Ожегова понятие "условие" рассматривается как "обстоятельство, от которого что-нибудь зависит", а условия как "обстановка, в которой происходит что-нибудь"[98, С.685].

В философии "условие" выступает как "то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными условными явлениями. Если из всех возможных наборов достаточных условий отобрать общие, получим необходимые условия, т. е. условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ничего, что не было бы излишним с точки зрения обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными условиями"! 165, С.707].

В последнее десятилетие исследователи нравственного воспитания молодежи в зависимости от направлений научных исследований рассматривают разнообразные варианты педагогических условий.

Похожие диссертации на Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста