Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования) Карпушина, Лариса Павловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпушина, Лариса Павловна. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования) : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Карпушина Лариса Павловна; [Место защиты: ГОУВПО "Мордовский государственный педагогический институт"].- Саранск, 2012.- 521 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основания исследования этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 26

1.1. Этнокультура и ее значение для полноценного социального развития личности и функционирования общества 26

1.2. Этнокультурная направленность современного образования как социально-педагогическая проблема 53

1.3. Становление этнокультурного подхода к общему образованию и социализации 83

1.4. Сущность этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе музыкального образования 113

Глава 2. Теоретические основы использования этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 135

2.1. Значение народной музыкальной культуры в социализации учащихся 135

2.2. Исторический аспект использования народной музыкальной культуры для социализации личности 151

2.3. Концепция реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 177

2.4. Педагогическая модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 198

Глава 3. Апробация модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 224

3.1. Целевые установки музыкального образования в контексте этнокультурного подхода как фактора социализации 224

3.2. Этнокультурный компонент содержания музыкального образования 257

3.3. Формы, методы и педагогические условия усвоения этнокультурного компонента содержания музыкального образования 275

3.4. Методическое обеспечение музыкального образования учащихся в контексте этнокультурного подхода как фактора социализации 304

Глава 4. Экспериментальное исследование процесса реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования 324

4.1. Характеристика диагностики исследования 324

4.2. Реальный уровень готовности учащихся к успешной деятельности в этнокультурной, поликультурной среде и этномузыкальной культуры личности 342

4.3. Процесс формирования готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде и этномузыкальной культуры личности 369

4.4. Результаты экспериментальной работы 396

Заключение 429

Список использованных источников 447

Приложение 1 491

Приложение 2 513

Приложение 3 515

Приложение 4 517

Приложение 5 519

Приложение 6 522

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире возникла объективная потребность в подготовке социально ответственных людей, которые могут успешно действовать в полиэтническом и поликультурном пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия в условиях глобализации. Трудности в достижении обозначенных явлений определяются сложностью этнической картины мира и политической карты планеты, усугубляемой конкретными событиями, происходящими в различных точках земного шара. В этой связи должна активизироваться социокультурная деятельность мирового сообщества, ориентированная на обеспечение цивилизованного сосуществования, дружеского взаимодействия, гуманного общения этносов, формирования у их представителей этнического самосознания, этно-культурной толерантности при сохранении, развитии национальных культур и приобщении к ним подрастающих поколений (В. Дреслер-Холохан, М. Мид, С. Хатингтон, К. Янг).

В нашей стране осмысление национального вопроса, этнического фактора функционирования социумов и формирования гуманной, толерантной личности имеет фундаментальный характер. Россия исторически развивалась как полиэтническое и поликультурное государство, и главным стержнем, который соединял ее народы, являлся русский народ, его культура. Поэтому сегодня важно сохранить самобытность этнических культур, отказываясь от идей ассимиляции, нивелирования, изоляции и дискриминации при дальнейшем развитии русской культуры, обеспечивающих социализацию личности как гражданина России и члена этнического сообщества. Эти установки обусловливают одну из важнейших стратегий государственной политики, направленной на сохранение гражданского и межнационального согласия, организацию межкультурной коммуникации, межэтнического сотрудничества (Р. Г. Абдулатипов, А. О. Бороноев, Л. М. Дробижева, Г. У. Солдатова).

Российские регионы призваны играть важную роль в возрождении и развитии этносов, этнических культур как уникальных социально-духовных феноменов, в обеспечении гражданского мира, межкультурного взаимодействия представителей различных этносов. Национальные республики Поволжья, в том числе Республика Мордовия, в которых проживают многочисленные народы, являются наиболее стабильными в межэтническом плане субъектами России. В них активно происходят процессы сохранения и развития русской культуры, культуры каждого этноса, взаимообогащения культур, активизации межэтнической консолидации на основе поликультурного общения (О. А. Богатова, А. И. Сухарев, Н. В. Шилов).

Сохранение гражданского мира, межнационального согласия, русской культуры и этнических культур, выступающих как приоритетные ценностные ориентиры, может осуществляться в русле различных каналов – политического, социального, экономического, социокультурного, образова-тельного. Однако недостаточная профилактическая деятельность различных социальных институтов по предупреждению межэтнических конфликтов, к сожалению, «допускает» периодическое проявление проблем межкуль-турного характера, что требует повышения их активности во всех сферах.

Приоритетную роль в реализации обозначенных выше ценностных ориентиров должно выполнять общее образование. В ФГОС общего (основного) образования отмечается необходимость воспитания и развития качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава. В связи с этим образование сегодня призвано обеспечить воспитание и социализацию личности в соответствии с новой тенденцией развития мирового и российского сообщества, смысл которой заключается в формировании у подрастающих поколений гражданственности, патриотизма, ответственности за Отечество, социально ответственного поведения, гуманных, толерантных отношений между представителями различных этносов на основе их приобщения к культурам разных народов. Именно достижение обозначенных установок будет способствовать консолидации этносов, становлению российской нации, являющимися сегодня факторами сохранения мира, социальной устойчивости и политической стабильности в условиях функционирования полиэтнического и поликультурного государства (Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, А. П. Панькин, М. Г. Тайчинов, В. К. Шаповалов).

В связи с этим особую значимость приобретает использование этнокультурного подхода к образованию как фактора социализации личности, реализация котороо позволит личности освоить культуру своего народа, успешно взаимодействовать с другими этническими культурами на основе толерантности, гуманности и диалога, ориентировать ее на сознательное, социально активное поведение. Изучение, сохранение и передача подрастающим поколениям в ходе образовательного процесса этнических культур является важным условием становления гражданина России, представителя этноса, члена полиэтнического социума (В. И. Баймурзина, Г. Н. Волков, Т. В. Поштарева,Т. К. Солодухина).

Приоритетное значение в реализации этнокультурного подхода как фактора социализации личности принадлежит предметам образовательной области «Искусство», среди которых особое положение занимает «Музыка», несущая в себе «знание-переживание». Она признается одним из важнейших средств социализации школьников в процессе приобщения их к общечеловеческим, национальным и этническим ценностям с опорой на яркие чувства и образы, вовлечения учащихся в активное межэтническое и межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество. В большей степени обозначенные ценности раскрываются в народном музыкальном искусстве, которое сконцентрировало духовно-нравственные качества и эстетические идеалы этноса. Подкрепленные яркими эмоциями, выразительными напевами они могут оказывать сильнейшее влияние на внутренний мир школьников, стимулировать их жизнедеятельность на основе гуманного отношения к представителям различных этносов. Душа народа, его история, обычаи, перекодированные в музыкальные интонации, станут частью их мировоззрения, будут предопределять становление и развитие социально активной этнокультурной личности (А. Б. Афанасьева, Т. И. Бакланова, И. С. Кобозева, Л. В. Кузнецова, Л. Л. Куприянова, Л. С. Майковская, Ф. Ш. Салитова, З. М. Явгильдина и др.).

Обозначенные позиции обусловили необходимость глубокого осмысления этнокультурного подхода как фактора социализации школьников в ходе общего образования в целом и в музыкальном образовании, в частности. Возникла объективная необходимость рассмотрения потенциала музыкального искусства в аспекте этнокультурного подхода к образованию и социализации личности, призванного обеспечить этнокультурную направленность социальной, познавательной, коммуникативной, исследовательской, ценностно-ориентированной, исполнительно-творческой деятельности обучающихся.

Осознать важность разработки этнокультурного подхода как фактора социализации школьников позволили теории становления и развития этноса (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. А. Тишков и др.), исследования, в которых раскрывается сущность культуры, взаимоотношения «человек-культура-общество», влияние культуры на социальную деятельность личности и общества (А. И. Арнольдов, М. С. Кагана, Н. О. Лосский и др.), работы, направленные на осмысление этнической культуры как фактора формирования этнической идентичности, социального становления личности и функционирования общества (В. П. Крысько, И. Леви-Стросс, Т. Г. Стефаненко, К. Г. Юнг и др.).

Важное значение для исследования имеют труды отечественных педагогов прошлого, отражающих идеи национального образования с опорой на принцип народности, опоры на сочетание в образовании национальных и общечеловеческих ценностей (П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин, К. Д Ушинский и др.).

Национальная, этнокультурная составляющая образования рассматривалась в трудах Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Е. П. Жиркова, В. А. Николаева, А. П. Панькина, М. Г. Тайчинова, В. К. Шаповалова, Т. Я. Шпикаловой и др., однако в них не обнаруживается определения этнокультурного подхода к общему образованию как фактору социализации.

Этнокультурный подход к профессиональному образованию рассматривался в исследованиях Н. М. Ахмеровой, которая делает акцент в трактовке данного подхода на содержательный компонент подготовки социального педагога.

Проблемы социализации и инкультурации личности были исследованы в работах И. В. Кона, М. Мид, А. В. Мудрика и др. Этнопедагогические основы социализации личности в образовательном процессе раскрыты в исследованиях К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова и др.

Теоретические основы музыкально-образовательного процесса разработаны в работах ведущих педагогов-музыкантов (Э. Б Абдуллин, И. В. Арановская, Е. Ю. Глазырина, И. В. Горбунова, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Е. В. Николаева, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр и др.).

Различные методические аспекты изучения организации музыкального образования народной ориентации осмыслены в исследованиях В. В. Алексеева, С. С. Балашовой, Л. Л. Куприяновой, Л. М. Мекалиной, Г. М. Науменко и др. Исторический аспект музыкального образования народной ориентации изучался в работах В. И. Адищева, Е. А. Бодиной, И. С. Кобозевой, Е. В. Николаевой, Н. А. Терентьевой и др. Общее представление о народной музыкальной педагогике выражено в работах Л. С. Беляевой, В. В. Васильевой, Ф. Ш. Салитовой и др.

Исследованию особенностей музыкально-эстетического воспитания в разных регионах с учетом национальных традиций и музыкальной культуры народов, проживающих на данной территории, посвящены диссертационные исследования Л. М. Кашаповой (Башкирия), И. С. Кобозевой (Мордовия), Л. В. Кузнецовой (Чувашия), Ф. Ш. Салитовой, З. М. Явгильдиной (Татарстан), М. М. Хизбулаева (Дагестан) и др.

Несмотря на правомерность позиций, представленных в работах вышеназванных авторов, в них не обнаруживается четкого, емкого определения этнокультурного подхода к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, отсутствует его развернутая сущностная характеристика; музыкальное образование учащихся общеобразовательных учреждений (ОУ) не рассматривается в контексте этнокультурного подхода как часть этнокультурного образования, направленного на социализацию школьников. Специальных исследований, в которых целостно рассматривался бы этнокультурный подход как фактор социализации школьников в процессе музыкального образования школьников, к настоящему времени не осуществлялось.

Учитывая вышеизложенное, выявлены противоречия:

– между потребностью современного российского общества в социально активной личности, обладающей готовностью к успешной деятельности в полиэтническом и поликультурном пространстве, и недостаточной разработанностью в педагогической науке теории целенаправленного формирования такой личности в аспекте этнокультурного подхода к образованию;

– между обязательностью формирования в общеобразовательных учреждениях гражданской, этнической идентичности, толерантности учащихся, и отсутствием концепции, эффективной модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в музыкальном образовании;

– между потребностью учащихся в освоении музыкального искусства своего и других народов в школьном музыкальном образовании для успешной социализации в этнокультурном и поликультурном мире, и слабым научно-методическим обеспечением обозначенного процесса.

Таким образом, тема «Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)» является актуальной, а ее исследование необходимым.

Проблема исследования состоит в определении теоретико-методологических и научно-методических основ реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования..

Цель исследования заключается в разработке концепции и модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе общего музыкального образования, соответствующего научно-методического обеспечения и их апробации в практике общеобразовательных учреждений Республики Мордовия.

Объект исследования – образовательный процесс как условие этнокультурной социализации учащихся общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования – педагогическое проектирование и конструирование модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования).

Гипотеза исследования основана на предположении, согласно которому реализация этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования будет успешной, если:

– определены сущностные характеристики: а) этнокультурного подхода к образованию и социализации школьников; б) принципа этнокультурности как педагогического; в) этнокультурного подхода к социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе музыкального образования; г) этномузыкального образования;

– создана концепция и модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, основанных на актуализации этнической культуры как фактора формирования личности, готовой к жизни в полиэтническом и поликультурном государстве;

– разработано научно-методическое обеспечение, педагогические условия этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений;

– осуществлена экспериментальная работа по апробации концепции и модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования;

– определены показатели оценки сформированности готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, этномузыкальной культуры личности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Разработать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследуемой проблемы.

  2. Охарактеризовать этнокультурный подход к образованию и социализации личности как педагогическую категорию.

  3. Разработать концепцию и модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования.

  4. Создать научно-методическое обеспечение, определить педагогические условия успешного использования этнокультурного подхода в музыкальном образовании школьников как фактора их социализации.

  5. Осуществить экспериментальную работу по апробации концепции и модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, соответствующего научно-методического обеспечения, педагогических условий и провести оценку их эффективности.

Методологическую базу исследования составляют важнейшие положения о природе этноса (Ю. И. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. А. Тишков); о культуре как основе жизнедеятельности личности и общества (Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман и др.); о человеке – «эпицентре культуры» (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский); о диалоге культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер); положения об этнической культуре как сосредоточении социальных, духовных, материальных и эстетических ценностей, гаранте сохранения жизнедеятельности этносов, факторе этнокультрной социализации и становления этнической идентичности (Л. М. Дробижева, Т. Г. Стефаненко); идеи о своеобразии и самобытности культуры различных этносов, единстве в ней единичного, особенного и общего, взаимовлиянии и взаимодействии этнокультур и мировой культуры; необходимости базирования образования на общечеловеческих ценностях (М. С. Каган, Б. Т. Лихачев и др.), способствующих объединению людей различных национальностей, и этнических ценностях (Г. Н. Волков, А. П. Лиферов и др.), формирующих представителей этнических сообществ с учетом их уникальных культур.

В совокупности они позволили определить значимость культуры, этнокультуры для успешного функционирования общества и развития человека, его социальной, духовной, нравственной, интеллектуальной, эстетической сферы. Они также дали возможность выяснить роль образования в сохранении этнической культуры, формировании гражданина и патриота России, этнокультурной и поликультурной личности.

На общенаучном уровне для нашего исследования актуальны аксиологический и гуманистический подходы, в основе которых лежит идея о человеке как ценности и цели общественного и образовательного процесса (Ш. А. Амонашвили, Д. С. Лихачев, В. В. Сериков и др.); системно-деятельностный подход (П. А. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), направленный на осмысление деятельности как личностно-творящей, в ходе которой личность преобразовывает себя; системный подход, позволяющий изучать предметы и явления в качестве системных объектов в их развитии (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, Г. И. Саранцев, М. Н. Скаткин и др.); социокультурный подход, акцентирующий внимание на культуре как факторе социализации личности (А. С. Ахиезер, П.А. Сорокин и др.); культорологический подход, рассматривающий культуру как источник и основу образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, В. С. Библер и др.); этнопедагогический подход, обеспечивающий использование прогрессивных идей народной педагогики в образовательном процессе (Г. Н. Волков, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др.); поликультурный подход, реализующий идею становления образования на основе культур разных стран и народов (О. В. Гукаленко, З. А. Малькова и др.); региональный подход, предполагающий учет в образовательном процессе культурных, исторических, этнических особенностей региона (И. С. Кобозева, М. А. Якунчев и др.); личностно ориентированный подход, при использовании которого актуализируется важность личностно-ценностных и индивидуально-личностных ориентаций (Г. В. Аксенова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Теоретическими предпосылками исследования являются:

– идеи формирования личности в процессе национального, этнокультурного образования, способствующего формированию личности, обладающей этнокультурной компетентностью, стремящейся к сохранению и развитию родной культуры, культуры своей страны (Г. Н. Волков, Е. П. Жирков, А. П. Панькин, Т. В. Поштарева, В. К. Шаповалов и др.);

– работы, раскрывающие особенности процессов социализации и инкультурации (Г. М. Андреева, И. В. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик и др.);

– исследования отечественных педагогов прошлого об использовании в образовании потенциала родной педагогики, культуры, народного искусства, несущих в себе национальный воспитательный идеал, освещенные в трудах Н. И. Пирогова, В. Я. Стоюнина, К. Д. Ушинского и др.;

– научно-педагогические основы поликультурного образования (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков, А. Я. Данилюк, З. А. Малькова и др.);

– концептуальные основы реализации в современном обществе музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Терентьева, Л. В. Школяр и др.);

– положения об универсальности и своеобразии народного музыкального искусства (Б. В. Асафьев, В. Е. Гусев, И. И. Земцовский и др.);

– идея об интонационном, парадигмально-педагогическом, цивилизационном подходах к истории музыкального образования (Е. В. Николаева);

– положения о научно-методических основах изучения народного музыкального искусства в образовательных учреждениях (С. С. Балашова, Л. С. Беляева, В. В. Васильева, Л. Л. Куприянова, Л. В. Шамина и др.).

Понятийный аппарат исследования:

  1. Принцип этнокультурности (педагогический) - объективное и нормативное положение, направленное на достижение задач современного образования и социализации на основе усвоения школьниками ценностей традиционной культуры своего народа и других народов, этнокультурных знаний, определенных способов действия, способствующих формированию гражданской и этнической идентичности, патриотизма, толерантности, способности к творческому межэтническому, межкультурному общению и сотрудничеству, обеспечивающих становление гражданина своей страны, представителя этноса и мира.

  2. Этнокультурный подход к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений – это совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде.

  3. Этнокультурный подход к социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования представляет собой реализацию в музыкальном образовании принципа этнокультурности (в сочетании с другими принципами), обеспечивающего в процессе освоения музыкального искусства своего народа, народов России и мира формирование у школьника этномузыкальной культуры, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, показателями которой являются гражданская и этническая идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению.

В ходе исследования применялись методы:

теоретического уровня: анализ философской, социологической, педагогической, этнопедагогической, психологической, музыковедческой, музыкально-педагогической литературы, научных категорий и художест-венных явлений; обобщение, систематизация, классификация результатов исследования; моделирование;

– эмпирического уровня: педагогическое наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование, беседа, тестирование, опросы, интервьюирование; изучение и обобщение педагогического опыта; количественный и качественный анализ полученных результатов; статистическая и математическая обработка экспериментальных данных.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1993-2011 гг. и включало следующие этапы:

На первом этапе (поисково-теоретическом) (1993-1996 гг.) была изучена литература по философии, социологии, педагогике, психологии, музыкознанию, по теории и методике музыкального образования; рассмотрены работы, посвященные проблеме освоения народного музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях; изучено состояние учебно-воспитательного процесса по освоению мордовского музыкального фольклора учащимися общеобразовательных школ Республики Мордовия, разработаны авторские региональные программы по изучению мордовского народного музыкального искусства, осуществлен эксперимент по их реализации.

На втором этапе (теоретико-моделирующем) (1996-2000 гг.) осуществлены: определение методологических оснований исследования в процессе анализа, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике; уточнение понятийного аппарата, разработка содержания региональных образовательных программ по музыке, проектирование и разработка концептуальных основ и модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования).

На третьем этапе (опытно-экспериментальном) (2000-2010 гг.) апробирована и внедрена в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся основной школы в процессе музыкального образования, определены педагогические условия; разработан диагностический аппарат оценки эффективности модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования; проведен формирующий эксперимент по проверке основных положений концепции, модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, осуществлен количественный и качественный анализ экспериментальных данных, опубликованы учебно-методические пособия.

На четвертом этапе (обобщающем) (2010-2012 гг.) осуществлено осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; сделан анализ результатов внедрения учебно-методического комплекса, включающего авторские региональные образовательные программы, учебно-методические пособия, хрестоматию, фонохрестоматии; проведено оценивание результативности научного исследования; уточнены и скорректированы теоретические положения, выводы; опубликованы результаты исследования в научно-методических изданиях, монографиях, оформлен текст диссертации и автореферата.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений: МОУ «Старошайговская СОШ № 2», МОУ «Новотроицкая СОШ» Старошайговского муниципального района, МОУ «Чамзинская СОШ № 2», МОУ «Медаевская СОШ», МОУ «Комсомольская СОШ № 3» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, МОУ «Гимназия № 19», МОУ «Лицей № 7», МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 39», МОУ «СОШ № 33» г.о. Саранск. Всего в эксперименте принимало участие 1665 учащихся и 25 учителей музыки.

Научная новизна результатов исследования:

  1. Предложен этнокультурный подход к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, представляющий собой совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе, и обеспечивающий на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира.

  2. Доказано, что ведущим принципом, обладающим этнокультурным и социокультурным потенциалом, является принцип этнокультурности, который составляет основу этнокультурного подхода к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений.

  3. Введено новое понятие этнокультурного подхода к социализации учащихся в процессе музыкального образования, представляющего собой реализацию принципа этнокультурности и обеспечивающего (в сочетании с другими принципами) формирование у школьника этномузыкальной культуры, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде на основе освоения музыкального искусства своего народа, народов России и мира.

  4. Разработана научная концепция реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, направленная на формирование гражданской и этнической идентичности, патриотизма, толерантности, способности к творческому межэтническому, межкультурному общению и сотрудничеству.

  5. Построена модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования и раскрыты особенности реализации данного подхода на начальном и основном этапах образования, аргументирована необходимость их взаимосвязи и преемственности.

  6. Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное внедрение разработанной концепции реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе музыкального образования: организация взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьников; реализация межпредметных связей при освоении этнокультурного компонента содержания музыкального образования; создание в общеобразовательном учреждении этномузыкальной образовательной среды; использование проектных, игровых, информационно-коммуникационных, этномузыкальных технологий; осуществление совместной деятельности учащихся и родителей, старшего поколения по изучению музыки своего народа и других народов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

– педагогическая теория обогащена концепцией реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования;

– создана педагогическая модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования как поликомпонентная структура, включающая цель, задачи, содержание, принципы, педагогические условия и средства, а также ожидаемые результаты;

– уточнены и расширены понятия «этнокультурный подход к образованию и социализации», «этномузыкальное образование», разработаны понятия «принцип этнокультурности», «этнокультурный подход к социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе музыкального образования», «этномузыкальный слух», «этномузыкальное мышление», что обогащает теорию этнокультурного образования;

– разработаны критерии этнокультурной социализации учащихся в процессе музыкального образования и их показатели – готовность к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде (гражданская и этническая идентичность, этническая и этнокультурная толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению), проявление этномузыкальной культуры (эмоционально-ценностные отношения, этномузыкальные знания и умения, опыт этномузыкально-творческой деятельности, этномузыкальные способности).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– обосновано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, включающее в себя формы (уроки музыки с этнокультурным компонентом, внеклассные мероприятия по музыке с этнокультурным компонентом (фольклорные праздники), кружки (фольклорный ансамбль, оркестр народных инструментов), факультативы, связанные с изучением этнических культур, элективные курсы, уроки мировой художественной культуры (с этнокультурным компонентом), музыкально-краеведческая деятельность, учебно-исследовательская проектная деятельность, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции), методы, средства (учебно-методические комплексы, включающие программы этномузыкального образования в начальной и основной, средней школах («Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе» (1 – 8 классы); «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе») (1 – 8 классы); «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс); элективный курс «Волшебный мир мордовского музыкального театра» (9 класс); «Художественная культура Мордовии» (10-11 классы)), хрестоматию «Валдоня», фонохрестоматию «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (для дошкольных образовательных учреждений, 1-9 классов общеобразовательных учреждений), учебно-методические пособия «Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ», «Освоение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях», «Уроки музыки и мировой художественной культуры (из опыта работы учителей Республики Мордовия)», программы и учебные пособия для студентов, технологии, педагогические условия;

– материалы исследования могут применяться при разработке и создании учебных пособий, программ этномузыкального образования для различных ступеней общеобразовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров – учителей музыки, педагогов дополнительного образования и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием обоснованных методологических подходов к проблеме исследования, использованием широкого круга разнообразных источников, комплекса непротиворечивых и взаимодополняющих научных методов исследования, целесообразностью выбранных методов исследования и их соответствием поставленной цели и задачам, подтверждением результатами опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях.

Апробация результатов исследования.

Апробация осуществлялась в ходе исследований в процессе выполнения гранта РГНФ «Модель этномузыкального образования учащихся общеобразовательных школ (на примере Республики Мордовия)», проект № 09-06-23606 а/В (рук. М. А. Якунчев) в качестве исполнителя; гранта РГНФ «Национальное дошкольное образование в Республике Мордовия в контексте единства образовательного пространства России», № 10-06-23608 а/В (рук. Е. Н. Киркина) в качестве исполнителя; проекта «Приоритетная аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 г.г.)» при Научно-образовательном центре «Гуманитарные науки и образование» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на тему «Методология, теория и технология этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений», НИР 1.1.10. (рук. М. А. Якунчев) в качестве исполнителя, проекта Министерства образования и науки РФ «Федеральная целевая программа Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды», № 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.) в качестве руководителя.

Основные результаты исследования нашли отражение в монографиях, программах, научных статьях, тезисах, докладах и выступлениях на:

– международных конференциях, конгрессах, симпозиумах: «История музыкального образования как наука и как учебный предмет» (Москва, 1999), «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и социологический аспект» (Москва, 2001), «Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (Москва, 2006), «VII Конгресс этнографов и антропологов России» (Саранск. 2007), «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), «Приоритетные направления профессиональной подготовки педагогов художественно-творческих профессий» (Шымкент, Казахстан, 2009), «Инновационные направления в образовании» (Екатеринбург, 2009), «Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона» (Псков, 2009), «Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования» (Казань, 2009), «Современное музыкальное образование – 2010» (Санкт-Петербург, 2010), «XIII Невские чтения» (Санкт-Петербург, 2011), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011);

– всероссийских конференциях: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2007-2010), «Традиция и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран Ближнего Зарубежья», (Тюмень, 2009), «Евсевсьевские чтения» (Саранск, 2001-2010), «Осовские педагогические чтения» (Саранск, 2008-2010), «Художественное образование XXI века: культура – общество – личность» (Саранск, 2009), «Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения» (Новосибирск, 2010), «Актуальные проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования» (Москва, 2011), «Инновации в науке и образовании: молодежные инициативы» (Саранск, 2010);

– республиканских, городских, внутривузовских семинарах;

– курсах повышения квалификации учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений при Мордовском республиканском институте образования (Саранск, 2000 – 2011);

– в ходе подготовки студентов специальности «050708.65 – Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью 050611 «Музыкальное образование» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Результаты исследования отражены в трех монографиях, трех главах в коллективных монографиях; представлены в 19 статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК; в 12 учебных пособиях; общее количество публикаций по теме исследования – 145.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнокультурный подход к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений является одним из важнейших подходов, обеспечивающих процесс этнокультурной социализации подрастающего поколения и рассматривается как совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде.

  2. Этнокультурный подход к социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования представляет собой реализацию принципа этнокультурности, обеспечивающего (в сочетании с другими принципами) в процессе освоения музыкального искусства своего народа, народов России и мира формирование у школьника этномузыкальной культуры, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, показателями которой являются гражданская и этническая идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению.

3. Концептуальными основами реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе музыкального образования выступают:

– методологическая обусловленность этнокультурной направленности музыкального образования как фактора социализации актуальными положениями о культуре как основе жизнедеятельности личности и общества, о человеке – «эпицентре культуры», о взаимосвязи культуры и социума, о национальной основе становления и развития культуры, об этнической культуре как сосредоточении духовных, материальных и эстетических ценностей, важнейшем гаранте сохранения жизнедеятельности этносов, факторе социализации личности, о необходимости базирования образования на общечеловеческих, национальных (российских) и этнических ценностях, об этнокультурной направленности образования и социализации школьников на современном этапе;

– целевая установка на становление и развитие личности как российского гражданина, любящего малую и большую Родину, представителя этноса, члена мирового сообщества, обладающего готовностью к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, этномузыкальной культурой, в ходе освоения родной музыкальной культуры и музыки народов России, мира;

– многофункциональность содержания, включающего в себя опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, этномузыкальные знания, умения, навыки, опыт этномузыкально-творческой деятельности, образцы музыкальной культуры русского народа, народов России, мира;

– педагогическая модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе музыкального образования, в которой выделены целевой, содержательный, процессуальный, критериально-диагностический компоненты; разработанное и в условиях общеобразовательной школы апробированное научно-методическое обеспечение этномузыкального образования школьников, способствующее сохранению преемственности данного процесса с дошкольным этномузыкальным образованием.

4. Эффективность реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования обеспечивается при учете педагогических условий. К ним относятся: организация взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьников; реализация межпредметных связей при освоении этнокультурного компонента содержания музыкального образования; создание в общеобразовательном учреждении этномузыкальной образовательной среды; использование проектных, игровых, информационно-коммуникационных, этномузыкальных технологий; осуществление совместной деятельности учащихся и родителей, старшего поколения по изучению музыки своего народа и других народов.

5. Положительным результатом реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования является формирование у школьников готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, включающей гражданскую и этническую идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению, а также этномузыкальной культуры личности (эмоционально-ценностные отношения, этномузыкальные знания и умения, опыт этномузыкально-творческой деятельности, этномузыкальные способности).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Этнокультура и ее значение для полноценного социального развития личности и функционирования общества

Осмысление понятия «этническая культура» («этнокультура») невозможно без рассмотрения сущности понятий «этнос», «культура». «Этно» в переводе с греческого означает «племя, народ». Данное понятие используется в науке с XIX в. Существует множество определений понятия «этнос»: этнос - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание, т. е. осознание своей генетической связи с другими представителями этой группы [316, с. 4]; этнос - социальная общность, которой присущи специальные культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире и скрепляющие данное общество; общество, являющееся носителем определенной культуры [241, с. 41-42]; этнос - это продукт становления эволюции и самоидентификации [225, с. 321].

Особый интерес вызывают определения этноса, данные Л. Н. Гумилевым и Ю. В. Бромлеем, чьи точки зрения обычно сопоставляют. Л. Н. Гумилев считал, что этнос формируется в ходе воздействия природных и социокультурных факторов. По его мнению, этнос - это устойчивый естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам людей, что определяется ощущением комплиментарности и отличается своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени [121, с. 121]. Согласно его теории, человек есть часть природы, и этнос - явление природное. Люди составляют с природой сложную этнографическую связь, и поэтому несхожи друг с другом, не могут быть схожими без насилия над своими этническими особенностями. В его концепции делается акцент на культурную специфичность этносов как общечеловеческую ценность, фиксирующую многообразие и богатство всемирной человеческой истории. Л. Н. Гумилев отмечает, что этнос состоит из следующих трех элементов: «кормящего ландшафта», традиций, мифов и художественных элементов [121, с. 124].

Ю. В. Бромлей выдвигал социологизаторскую теорию этносов, в которой важное место отводил наличию самосознания, на основе которого развивается чувство идентичности, выраженное словом «мы» [76, с. 27]. По его мнению, этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающая не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознание), фиксированным в самоназвании (этноним) [76, с. 29].

Как отмечает СВ. Лурье, в конечном итоге «этнос» стал трактоваться как нечто «среднее» между бромлеевским и гумилевским, и в принципе вполне синонимично слову «народ» [242, с. 38].

Этнос имеет определенные качества, которые помогают ему сохраняться в процессе исторического развития; к ним можно отнести стремление к сохранению и развитию, наличие определенных элементов, позволяющих интегрироваться, понимание себя как части более целого (в контексте общечеловеческих ценностей); наличие «кода наследственности», «генетического», следов прошлого [22, с. 38].

Этническое самосознание (Ю. В. Бромлей [76], Д. С. Лихачев [235], Н. Н. Чебоксаров [415] и др.) является важной характеристикой этноса, позволяющей сохранить этносу свою самобытность, уникальность своей культуры и психологических черт, определенный генетический и социокультурный код. Частью этнического самосознания является менталитет (А. И. Кравченко [203], С. В. Лурье [243] и др.), который представляет собой установки сознания, свойственные людям определенного этноса или нации, отличающих их от других этносов и наций. Он обусловливается как своеобразием географической и природной среды обитания народа, национальным характером, его мировоззрением, мышлением этноса.

Менталитет тесно связан с национальным образом мира, с Космо-Психо-Логосом» (Г. Д. Гачев) [104]. «Космо» - это природа, ландшафт, который вносит свой вклад в национальное своеобразие, «Психо» - это национальный характер, народная психология, «Логос» - представляет собой мышление, мировоззрение этноса. Космо-Психо-Логос является своеобразным единством взаимодополняющих друг друга национальной природы, склада психики и мышления [104].

Таким образом, по-нашему мнению, этнос представляет собой социальную общность, обладающей этническим самосознанием и генетическим кодом, наследственностью, определенной культурой, позволяющей социализироваться, адаптироваться новым членам общества к жизни в современных условиях, способной к сохранению и саморазвитию, к интеграции с другими народами, культурами на основе общечеловеческих ценностей.

Осмысление понятия «этническая культура» невозможно без рассмотрения сущности понятия «культура». Понятие «культура» очень сложное и многогранное. В 1970 г. французский философ А. Моль выделил более 250 определений культуры [266, с. 35]. В настоящее время ученые насчитали около 500 определений культуры. Категория культуры рассматривалась такими учеными как А. И. Арнольдов [23], С. А. Арутюнов [24], В. С. Библер [57], М. С. Каган [158], Д.С.Лихачев [237], А.Ф.Лосев [238], Ю. М. Лотман [240], Э. С. Маркарян [251], И. А. Ракитов [327], А. Н. Сохор [359], Н. Н. Чебоксаров [415] и др. Культура (от лат. cuetura - образование, воспитание, возделывание) это «вторая Вселенная, создаваемая человечеством» [23, с. 7]. То есть, все, что создано человечеством в материальном и духовном плане, и есть культура. Как считает Ю. М. Лотман, для любого коллектива культура обязательна, без нее бытие его невозможно, «по сути дела идет речь о существовании второй, социальной или знаковой грамматики», которая «является объективной формой приобретения организацией сверхгенетической информации» [240, с. 3 - 4].

С. И. Гессен выделил в культуре такие элементы как образованность (нравственность, наука, искусство, религии), гражданственность (право, государство), цивилизация (хозяйство, техника), отметив при этом, что образованность является самым устойчивым элементом, который дает ей основу, а цивилизация - наиболее подвижный элемент [108, с. 44].

Многоаспектность воздействия культуры на человека породило различные концепции культуры: аксиологическую (постижение человеком духовных норм и ценностей), деятельностную (активизация творческих сил человека), личностную (актуализация личностных смыслов), семиотическую (совокупность знаковых систем), социокультурную (культура как основа социализации личности), эвристическую (значимость культуры в творческом развитии человека) [111, с. 46].

В контексте аксиологического подхода культура может рассматриваться как «системное», планетарное явление, требующее выработки «общечеловеческих отношений» к природе, обществу и человеку, осознания их в качестве своих высших ценностей (экологических, этнических, антропологических и т. д.) [428, с. 19]. Функции культуры наследование и создание системы ценностей, обеспечивающих жизнедеятельность сообществ и человека в них, создание условий для социальной и творческой самореализации [402, с. 20].

Для нашего исследования важно учитывать взгляды ученых на культуру с точки зрения социокультурного подхода (М. С. Комаров [190], Л. И. Михайлова [263] и др.). Так, в аспекте социокультурного подхода «культура представляет собой систему социально приобретаемых и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей и ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [190, с. 70], «культура самодетерминируется знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности и взаимодействии с другими» [263, с. 21]. С данной точки зрения ученые выделяют в культуре следующие уровни: личностная система (культура личности), локальная система (культура какой-либо социальной группы или общности (этническая, языковая и др.)), социальная система (культура общества) [263, с. 27].

Значение народной музыкальной культуры в социализации учащихся

Вхождение личности в единое социальное и культурное пространство России и мира осуществляется как в ходе приобщения ее к родной культуре, культуре других народов. В связи с этим необходимо более детально рассмотреть традиционную народную музыкальную культуру, которая является частью этнической культуры, как фактора социализации подрастающего поколения, подготовки его к жизни в этнокультурном и поликультурном обществе.

Выработанная в результате длительного обсуждения ученых в ЮНЕСКО трактовка понятий «фольклор, традиционная народная культура» звучит так: «Фольклор (в более широком смысле - традиционная народная культура) - это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами; к формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства» [443, с. 16].

Существует много трактовок термина «фольклор», но почти все ученые фольклористы отмечают наиболее существенные признаки, характеризующие это явление: традиционность, устная традиция передачи, отражение духовной культуры народа, коллективность творчества и др.

Народная музыкальная культура является частью фольклора, и в какой-то мере соотносится с понятием «музыкальный фольклор». Народная музыкальная культура представляет исторически конкретное проявление социальных, духовных, эстетических идеалов народа в интонационных формах и включает в себя этномузыкальные ценности, деятельность по их сохранению, воспроизведению и созданию. К этномузыкальным ценностям относятся наиболее яркие, самобытные, высокохудожественные произведения народного музыкального искусства, составляющие сокровищницу музыкальной культуры конкретного этноса, в которых отражается социально-духовные ценности народа, и творчески претворяются принципы народного музыкального мышления.

Приобщение детей и юношества к народной музыкальной культуре способствует их социальному развитию, подготовке к жизни, формирует отношение к природе, людям, к обществу. В народной музыкальной культуре отражено особое восприятие этносом своего края, России, природы, истории своего народа и страны, национальных героев, что способствует формированию у подрастающего поколения чувства любви к своей малой и большой Родине, уважения к народам, ее населяющим, чувства ответственности за свою Отчизну, за сохранение окружающей природы. Народная музыкальная культура «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа» [41, с. 12].

В народной музыкальной культуре сконцентрированы важнейшие нравственные постулаты, которые способствуют формированию у учащихся духовно-нравственных качеств: миролюбия, доброты, порядочности, терпимости и др. Народное музыкальное искусство является сосредоточением мудрости народа, примером правильного социального поведения, положительного, гуманного отношения к людям, этносам, культурам, к земле, воде, деревьям, животным, небесным явлениям и т. д. Это искусство, в котором сконцентрировано духовное и эстетическое в виде «духовно-художественной субстанции» (В. В. Медушевский). Народная музыкальная культура - это родник, пробившийся сквозь толщу веков, через многие поколения, и вобравший в себя все прекрасное и чистое, чем богат народ. Она донесла до нас мудрость, скромность и величие, красоту и задушевность народа. Музыкальный фольклор был своеобразным источником, заменившим народу книги о нравственности, красоте, и он, как отмечала Л. В. Горюнова, должен прийти к детям как «мироощущение, как целостное видение мира в единстве красоты, пользы и нравственности» [116, с. 4].

Все это в целом свидетельствует о большом потенциале народной музыкальной культуре в плане формирования гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных качеств и положительных социальных установок у учащихся общеобразовательных учреждений.

Народная музыкальная культура способствует формированию этнической идентичности, так как сконцентрировала в себе этнически своеобразные проявления чувственно-эмоционального состояния народа, то есть те эмоциональные реакции на окружающую природу и жизнь, которые были проверены веками и стали привычными и характерными для конкретного этноса. Приобщение детей и подростков к музыкальной культуре своего народа и других народов обеспечит становление этнической идентичности на основе знакомства с народными песнями, наигрышами, народными музыкальными инструментами, исполнителями народной музыки, в процессе которого учащиеся приобретут знания о своеобразии музыкального фольклора и единстве его с общечеловеческой культурой, об исторических, общественных, природных, социально-экономических условиях, обуславливающих становление народной музыкальной культуры, о быте, истории, традициях, менталитете, духовной и художественной культуре разных народов; этномузыкальные умения и навыки; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и опыт коллективного и индивидуального творчества в русле традиционной музыкальной культуры.

Народная музыкальная культура является действенным средством формирования этнической и этнокультурной толерантности. Музыкальное искусство обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью (образной, интонационной жанровой, стилистической), в силу чего восприятие, познание и приятие иной музыкальной культуры, и, как следствие, формирование положительного, толерантного отношения к данному народу осуществляется гораздо эффективнее, чем во многих иных (прежде всего вербальных) сферах [246]. Формирование толерантности в ходе изучения народной музыкальной культуры осуществляется благодаря тому, что в ней отражены чувства и переживания народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая музыку разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта, человек в состоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, сопереживать ему [246].

Народная музыкальная культура является действенным фактором формирования у учащихся способности к межэтническому и межкультурному общению. В ходе изучения народной музыкальной культуры школьники приобретают знания о народах, их истории, этнических духовно-нравственных ценностях, обрядах, быте, искусстве, и на основе этих знаний формируется уважительное, толерантное отношение человека к представителям различных этносов, к их культуре, традициям, языкам, что в целом будет способствовать консолидации этносов, укреплению их дружбы и сотрудничества. Основой такого гуманного межэтнического и межкультурного общения становятся общечеловеческие ценности, чувство национальной (общероссийской) гордости, чувство осознания принадлежности к человеческому роду, человечеству, которые усваиваются и воспитываются в ходе приобщения к народной музыкальной культуре.

В народной музыкальной культуре можно выделить общечеловеческие ценности (отношение к родителям, природе, земле, женщине, Родине и т. п.), которые объединяют музыкальные культуры разных народов. Народное музыкальное искусство является частью исходной моделью социализации личности и также несет в себе социальный опыт этноса, нормы поведения в обществе. Поэтому постижение личностью музыкального искусства разных народов и понимания объединяющей функции общечеловеческих ценностей, заключенных в нем, будет способствовать снятию напряженности в межэтнических отношениях, способствовать консолидации этносов и общества, формирования толерантности, способности к межэтническому и межкультурному общению у ее членов.

Целевые установки музыкального образования в контексте этнокультурного подхода как фактора социализации

В настоящее время особую актуальность в контексте ФГОС второго поколения приобретает этнокультурная направленность образования, в связи с чем в музыкально-образовательном процессе особое место занимает этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений, который реализуется посредством этномузыкального образования. Этномузыкалъное образование — это специально организованный процесс общения личности с родным, русским музыкальным искусством и музыкальным искусством других народов с целью формирования у нее любви к малой и большой Родине, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, личностной этномузыкальной культуры, обеспечивающих становление гражданина России, представителя этноса и мира, сохранение этному зыкал ьных традиций.

Цель этномузыкального образования тесно связана с целью, заявленной в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, созданной в рамках Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В данном документе цель образования на начальном этапе - становление и развитие гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [317, с. 10]. Цель предполагает реализацию следующих задач: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; «формирование патриотизма и гражданской солидарности»; «формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям»; «формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России» [317, с. 11].

Примерная основная образовательная программа основного общего образования направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья» [461, с. 3].

На федеральном уровне требования к этномузыкальному образованию отражены в Примерной программе по музыке, созданной в рамках ФГОС второго поколения, и включают целевые установки (воспитание любви к Родине, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов [318, с. 59], ценностные ориентиры (воспитание любви к своему Отечеству, малой родине, уважения к духовному наследию и мировоззрению разных народов) [318, с. 60], личностные результаты (укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности, развитие уважительного отношения к историко-культурным традициям разных народов) [318, с. 61], предметные результаты (представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусств разных народов [318, с. 62]. В рамках преподавания различных предметов; в частности, «Музыка» у обучающихся будут «воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России; музыкальной культуре ее народов» [318, с. 67], «ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве; в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции» [318, с. 68], «оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира» [318, с. 69].

В аспекте вышеуказанных целевых установок цель этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений - социальное становление и развитие личности - гражданина и патриота своей страны, представителя этноса, члена мирового сообщества, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, способного воспринимать, воспроизводить и создавать музыкальные ценности в ходе освоения родной, русской музыкальной культуры и музыки народов России и мира.

Одна из важных целевых установок этномузыкального образования -формирование гражданской идентичности (как составной части готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде), которая представляет собой осознание личностью принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, которое имеет эмоциональное и ценностное значение для нее. Гражданская идентичность включает в себя:

- мотивационно-ценностный (положительное или отрицательное отношение к гражданской общности, желание или нежелание стать членом, чувство гордости или стыда за свою страну; любовь к Родине, осознание этого факта как ценности; с чем или с кем связан образ Родины и др.);

- когнитивный компонент (знание своей принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, в том числе знания о признаках этого сообщества, его образе, системе ценностей, народе (народах), знание национальных героев, государственной символики, осознание наиболее значимых исторических и современных событий для страны и др.);

- деятельноетный (реализация в практических действиях своего отношения и знаний).

Формирование гражданской идентичности очень активно осуществляется в ходе изучения музыкального искусства народов России, так как, знакомясь с различными народными песнями, наигрышами, танцами учащиеся осознают величие, красоту малой и большой Родины, разнообразие ее культуры, принимают как ценность полиэтничность и поликультурность России.

Важной целевой установкой этномузыкального образования является направленность на формирование этнической идентичности - качества, которое свидетельствует об осознании человеком своей принадлежности к какому-либо этносу, знание им этнических признаков, объединяющих этнос (особенности этнической культуры, общность истории, предков и т. п.), самоназвания. Этническая идентичность включает в себя следующие компоненты (таблица 7).

Процесс формирования готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде и этномузыкальной культуры личности

Формирующий этап эксперимента проходил в период с 2001 по 2010 гг. В ходе экспериментальной работы предполагалось выполнение следующих задач:

- реализация этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе организации музыкального учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях РМ;

- формирование у учащихся готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде (включает гражданскую и этническую идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению), личностной этномузыкальной культуры;

- организация межэтнического и межкультурного общения в ходе приобщения учащихся к музыкальному искусству народов региона, России, мира;

- создание в ОУ этномузыкальной образовательной среды, позволяющей вовлечь большое количество учащихся в процесс этнокультурной социализации в ходе постижения народного музыкального искусства в учебной и внеучебной деятельности;

- внедрение инновационных образовательных технологий, а также этномузыкальных технологий, обеспечивающих успешную апробацию модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования.

Формирующий эксперимент был направлен на разрешение следующих противоречий:

- между важностью формирования духовно-ценностных ориентации, становления гражданской и этнической идентичности, толерантности, способности к межэтническому и межкультурному общению, и недостаточностью использования в формировании этих качеств потенциала народного музыкального искусства;

- между значимостью и необходимостью освоения народного музыкального искусства как фактора социализации и недостаточностью использования его в ходе музыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений;

- между необходимостью сохранения народных музыкальных традиций и недостаточно активной музыкально-образовательной, просветительской работой по пропаганде народного музыкального искусства;

- между необходимостью формирования этномузыкальной культуры личности как важного качества личности школьника, необходимого для его этнокультурной социализации и отсутствием системы диагностики ее компонентов.

Формирующий эксперимент проходил в 1 - 9 классах на базе школ Республики Мордовия, которые в 2006 получили статус экспериментальных площадок Министерства образования РМ:

1. МОУ «Старошайговская средняя общеобразовательная школа № 2» Старошайговского муниципального района РМ (Директора Л. А. Горьканова, О. И. Котькина, учитель Е. В. Попкова).

2. МОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2» Чамзинского муниципального района РМ (Директор А. П. Кильдюшов, учителя С. Н. Куватова, В. В. Лаврушкин).

3. МОУ «Медаевская средняя общеобразовательная школа» Чамзинского муниципального района РМ (Директор С. С. Голованова, учитель Е. Н. Егораева).

4. МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск РМ (Директор З.И.Акимова, учителя О. А. Курцева, Н. В. Фадеева).

5. МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск РМ (Директор Л. А. Фадеева, учитель И. Н. Родина).

6. МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск РМ (Директор А. В. Леонтьев, учитель О. Ф. Денисова).

В эксперименте участвовало 1665 учащихся различных общеобразовательных учреждений. Для информационной поддержки педагогов был создан сайт lkarpushina.narod.ru.

В данных школах при поддержке администрации была осуществлена полномасштабная апробация модели реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, которая обеспечила активизацию этномузыкально-образовательной и просветительской деятельности, процесс этнокультурной социализации учащихся.

В ходе формирующего эксперимента апробировались программы:

- «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина);

- «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина);

- «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (автор Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева);

- элективный курс «Волшебный мир мордовского музыкального театра» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева);

- «Художественная культура Мордовии» (10 - 11 классы) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (приложение 3).

В рамках экспериментальной работы под нашим руководством была разработана программа по музыке для МОУ «Кочетовская СОШ» Инсарского муниципального района (этнокультурный и школьный компонент), (1 - 8 классы, 9 классы) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева, С. П. Азыркина), в которой, кроме программы «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе» (1-9 классы), была использована программа, конкретизирующая содержание образования на основе музыкальной культуры с. Кочетовка Инсарского района (знакомство с музыкальным фольклором с. Кочетовка, историей создания и творческого пути Кочетовского народного хора, их руководителя и солистов (А. Т. Асташкиной, Т. Ф. Ермантовой и др.) и др.

Вышеуказанные программы были подкреплены учебно-методическими пособиями: «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» (автор Л. П. Карпушина) (2000), «Освоение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (2007), «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (2009), «Теория и методика изучения мордовской музыки в школе» (автор Л. П. Карпушина) (2009), «Концепция этномузыкального образования и ее реализация в общеобразовательных учреждениях РМ» (автор Л. П. Карпушина) (2009); хрестоматией («Валдоня» (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии): для дошкольных образовательных учреждений», авторы Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина) (2006)); фонохрестоматией («Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»» (дошкольные образовательные учреждения, 1-4 классы, 5-9 классы (часть I, II) (2009) (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева).

Апробация программ «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе» (1-8 классы), «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» (1-8 классы) проходила, кроме экспериментальных школ, в Зубово-Полянском и Ичалковском педколеджах, МОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки, МОУ «Новотроицкая СОШ» Старошайговского муниципального района, МОУ «Ковылкинская СОШ № 2» г. Ковылкино, МОУ «Оброченская СОШ» Ичалковского муниципального района, МОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского муниципального района, МОУ «Торбеевская СОШ №1» Торбеевского муниципального района, МОУ «Болыдеберезниковская СОШ № 1» Большеберезниковского муниципального района, МОУ «Ельниковский лицей № 1» Ельниковского муниципального района, МОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского муниципального района, МОУ «Ялгинский лицей», МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск и др.

Похожие диссертации на Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)