Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Бабенко Наталья Михайловна

Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века)
<
Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бабенко Наталья Михайловна. Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2003 210 c. РГБ ОД, 61:03-13/2089-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общепедагогические основы концепции эстетического воспитания 15

1.1. Теоретико-методологический аспект концепции 15

1.2. Сущность эстетической культуры 54

Глава II. Содержание эстетического воспитания учащихся 92

2.1. Цель эстетического воспитания. Эстетический идеал, ценностные ориентации

2.2. Задачи эстетического воспитания 101

2.3. Содержание эстетического воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов 129

Глава III. Процесс воспитания у школьников эстетической культуры 148

3.1. Сущность процесса эстетического воспитания, его принципы 148

3.2. Методы эстетического воспитания 171

3.3. Формы организации и педагогические технологии эстетического воспитания 179

Заключение 89

Библиографический список использованной литературы 203

Введение к работе

Актуальность исследуемой проблемы. В модернизации образования в современной России большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как "образное видение мира" интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности учащихся, обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию школы. Непрерывное совершенствование теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения - насущная задача педагогической науки и школы.

Среди принципов государственной политики в области образования, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) и изменениями и дополнениями к этому Закону, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г., -гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к нравам и свободам человека, к окружающей природе, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства (См.: О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" // Российская газета. - 1996, 23 января).

Претворение в жизнь этих принципов органически включает достижение высокого уровня духовной культуры, эстетическое развитие личности.

В "Типовом положении об общеобразовательном учреждении", утвержденном правительством Российской Федерации 31 августа 1994 г., указано: "Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного

4 минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине" (Типовые положения об общеобразовательном учреждении. - М., 1994. - С. 9).

Общеобразовательная школа в соответствии с названными целями приобщает учащихся к эстетической культуре - совокупности эстетических ценностей, способов их создания и потребления. Это означает, что эстетическая культура, которой должны овладеть учащиеся общеобразовательной школы, включает их эстетическое сознание (идеалы, вкусы, потребности, взгляды, установки), эстетические умения и навыки, эстетические чувства.

Необходимость совершенствования теории и практики эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе России вытекает из наметившейся в конце XX - начале XXI столетия тенденции оздоровления воспитательного пространства в общенациональном масштабе, обеспечения оптимальных условий для позитивной социализации личности, формирования ее духовно-нравственных основ, в том числе эстетической культуры. На развитие этой тенденции ориентируют разработанная Министерством образования РФ и Российской Академией образования и введенная в действие на федеральном уровне Программа развития воспитания в системе образования (1999 г.) и утвержденная правительством РФ Государственная программа патриотического воспитания граждан России (2001-2005 гг.). В этих документах разработаны основные направления и технологические ориентиры программирования духовно-нравственного развития личности, создания условий для самореализации личности, формирования здорового образа молодежи, эстетического воспитания в соответствии с ценностями и кормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

В Федеральной программе развития образования (2000 г.) указано, что

5 "важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования всегда являлось единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору, на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм" (Вестник образования. - 2000. - № 12. - С. 16).

Для дальнейшего совершенствования теории целостного педагогического процесса и модернизации эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы несомненную ценность представляет творческое использование теоретического наследия и передового опыта 70-90-х годов XX века. Большой вклад в теорию эстетического воспитания в эти годы внесли отечественные педагоги и деятели культуры Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.П. Юсупов и др.

В рассматриваемый период целостная содержательная концепция эстетического воспитания как система передовых взглядов на процесс развития и формирования эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности, соответствующей ему деятельности под влиянием педагогических факторов, воздействия искусства и других эстетических объектов и явлений была создана Борисом Тимофеевичем Лихачевым (1929-1998). Доктор педагогических наук, действительный член АПН СССР (Российской Академии образования), ведущий ученый-педагог, он в 1970-1985 гг. являлся директором НИИ Художественного воспитания АПН СССР, а в последующие годы руководил научной лабораторией экологической культуры личности в Институте развития личности РАО. Под его руководством и при его непосредственном участии исследовалась проблема взаимосвязи

экологического воспитания с эстетическим. Его взгляды на эстетическое воспитание нашли продолжение в широком освещении проблемы экологии личности и философских проблем воспитания. Вместе с тем Б.Т. Лихачев всесторонне исследовал состояние образования и воспитания в 90-е годы, по-новому раскрыл сущность, функции и взаимоотношения науки и религии в формировании личности, в том числе ее мировоззрения, духовности, эстетического сознания и эстетических чувств. Ученый обосновал функции искусства в развитии сущностных сил ребенка. В созданной им в 70-90-е годы концепции эстетического воспитания на уровне достижений современной ему науки разработаны эстетический идеал, цель и задачи, содержание, принципы, организация, методы, педагогические технологии процесса художественного образования и воспитания эстетической культуры учащихся. Его концепция представляет целостную завершенную систему эстетического воспитания школьников. Она включает сущностные характеристики и особенности народного эстетического воспитания. В ней раскрыты основные направления использования национальной идеологии воспитания, в том числе овладения эстетической культурой, показано взаимодействие эстетического сознания с сознанием общечеловеческим, обоснована необходимость противодействия буржуазной идеологии и массовой буржуазной культуре, растаптывающей понятия духовности, общечеловеческой нравственности, эстетичности и направляющей духовную жизнь подрастающего поколения на развитие у него равнодушия к своей стране, ее настоящему и будущему. В концепции ученого подчеркивается, что эстетическое воспитание учащихся не может осуществляться успешно, если оно не будет опираться на общее развитие личности, на формирование ее духовности, на выработку самостоятельного независимого мышления, не будет ориентировать на творчество.

Концепция эстетического воспитания, созданная Б.Т. Лихачевым, не нашла должного освещения в педагогической литературе. Не исследованы ведущие теоретико-методологические ориентиры этой концепции. Не выявлены особенности гуманно-личностного процесса художественного

7 образования и эстетического воспитания и соответствующих педагогических технологий. Не получила должной оценки и распространения идея определения содержания эстетического воспитания учащихся разных школьных возрастов. Для педагогической науки представляет интерес анализ результатов исследований Б.Т. Лихачевым аксиологического аспекта деятельности учителей по выработке у учащихся эстетической культуры.

Недостаточное освещение в педагогической литературе теории и методики эстетического воспитания, нашедших глубокое и всесторонне освещение в концепции Б.Т. Лихачева, противоречия социального, психологического и педагогического характера, имеющие место в теории и практике эстетического воспитания, необходимость дальнейшего совершенствования теории художественного образования и воспитания эстетической культуры подрастающего поколения свидетельствует об актуальности исследования историко-педагогического аспекта проблемы -концепции эстетического воспитания, разработанной Б.Т. Лихачевым в 70-90-е годы. Сказанное определило тему нашей диссертационной работы.

Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике ведущих идей и положений концепции эстетического воспитания учащихся, созданной Б.Т. Лихачевым в 70-90-е годы.

Решение названной проблемы является целью данного диссертационного исследования.

Объект исследования: теория и практика эстетического воспитания в России в 70-90-е годы.

Предмет исследования: гуманно-личностная концепция эстетического воспитания учащихся, разработанная Б.Т. Лихачевым в указанные выше годы.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Проанализировать и охарактеризовать общепедагогические основы концепции эстетического воспитания, созданной Б.Т. Лихачевым (теоретико-методологический аспект и системообразующие элементы эстетической

методологический аспект и системообразующие элементы эстетической культуры).

  1. Раскрыть содержание эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы в концепции Б.Т. Лихачева.

  2. Выявить особенности процесса эстетического воспитания, охарактеризовать его формы, методы и педагогические технологии в концепции Б.Т. Лихачева.

  3. Показать с позиций историзма актуальность и прогностическое значение концепции эстетического воспитания Б.Т. Лихачева, определить его вклад в теорию воспитания.

Методологической основой исследования явилась система следующих принципиальных положений:

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических взглядов, концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-эстетических ценностей при сохранении разнообразия их культурных и национальных особенностей;

гуманистический подход к воспитанию, признающий человека высшей ценностью в обществе, а образование - общечеловеческой ценностью;

изучение педагогических фактов, явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве;

связь исторического и логического, объективного и субъективного;

трансформирование педагогических ценностей изменениями социальных условий жизни, развитием потребностей общества;

объективность в подборе и оценке фактов и явлений;

понимание эстетической культуры как элемента духовной культуры общества;

обусловленность эстетического развития и воспитания материальными условиями жизни общества, социокультурными факторами, религией, природной и социальной средой, наследственностью;

направленность эстетического воспитания на обеспечение

культуры.

Использовался также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.

Теоретической основой исследования явились идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, Е.П. Белозерцев, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, Т.А. Ильина, П.Ф. Каптерев, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, Г.И. Щукина);

проблемы дидактики (С.Я. Батыщев, В.П. Беспалько, З.И. Васильева, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников);

проблемы теории воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, А.П. Валицкая, Б.Л. Вульфсон, B.C. Гершунский, Р.Г. Гурова, В.А. Караковский, Е.В. Квятковский, А.Н. Мудрик, Л.И. Новикова, М.Ф. Овсянников, В.А. Сластенин, А.А. Фролов, М.И. Царев, Н.Е. Щуркова, Б.П. Юсов);

историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (М.В. Богуславский, Н.К. Гончаров, В.И. Додонов, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, М.Ф. Шабаева, И.А. Шоров);

психологические основы обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон).

Применялись следующие основные методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников и документов; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источники исследования: труды Б.Т. Лихачева; государственные

10 документы СССР и Российской Федерации; произведения педагогов России, зарубежных авторов; материалы периодической печати; словарно-справочная литература.

Этапы исследования. Первый этап (1998-2001) включал сбор фактического материала, его анализ и систематизацию на основе указанных выше теоретико-методологических подходов. На втором этапе (2001-2003) обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, определялись результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. На этом же этапе завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике даны анализ и характеристика методологических и теоретических основ гуманно-личностной концепции эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы, созданной в 70-90-е годы Б.Т. Лихачевым. Выявлено, что основополагающей идеей эстетического воспитания в этой концепции выступает единство материалистического понимания прекрасного ("эстетическое состояние материи") и идеологии духовности как обобщения ценностей и опыта, не связанных с материальным существованием человека или противоположных этому. Художественное образование рассматривается сквозь призму идеосферы - специфического общественного духовного пространства, в котором формируются эстетические взгляды, чувства, убеждения, осуществляется деятельность "по законам красоты". В концепции с позиции аксиологического подхода раскрываются основные сферы проявления прекрасного как источники и средства эстетического воспитания, характеризуются идеал, цель, задачи и содержание эстетического воспитания, в том числе учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов. Эти вопросы освещаются в единстве с проблемой экологии личности, становлением ее свободной духовности. Выявлена сущность процесса эстетического

воспитания, охарактеризованы его основные звенья, обоснованы такие принципы эстетического воспитания, как обязательность и всеобщность, связь его с практикой обновления общества, эстетизация всей жизнедеятельности учащихся, организация отношений с воспитанниками. Концепция включает новые педагогические технологии, повышающие эффективность эстетического воспитания (алгоритмическая ориентация обучения искусству; стандартизация учебного материала; установление обратной связи; взаимодействие ученика с самим собой; создание учебных ситуаций, вызывающих переживания; использование метода нравственного самоочищения; взаимное обучение, художественное исполнительство).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленная целевая ориентация созданной Б.Т. Лихачевым концепции эстетического воспитания как многогранного процесса, включающего воздействие на учащихся средствами искусства и явлениями прекрасного в окружающей действительности, направлена на развитие личности, формирование ее духовно-эстетических потребностей, развитие эстетического сознания, чувств, художественных вкусов и деятельности "по законам красоты". Эта ориентация способствует демократизации школы и личности, установлению приоритета личностных отношений, предоставлению учащимся свободы выбора эстетических ценностей, художественных вкусов, развитию их духовно-эстетических, сущностных сил, самостоятельности и творчества.

Концепция Б.Т. Лихачева позволяет более глубоко и полно осмысливать сущность современного процесса эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной общеобразовательной школе в целях модернизации эстетического воспитания и художественного образования. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике для педвузов и педучилищ, использоваться для разработки спецкурса (спецсеминара) по формированию у учащихся эстетической культуры, в повышении

квалификации учителей, работников образования, а также в семейном воспитании.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда высших педагогических учебных заведений и общеобразовательных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа и обобщения теоретико-методологических основ концепции эстетического воспитания Б.Т. Лихачева:

единство и взаимосвязь материалистического понимания прекрасного и идеологии духовности как обобщения ценностей и опыта, не являющихся материальными;

художественное образование, эстетическое воспитание есть явления, присущие идеосфере - специфическому общественному духовному пространству;

- стремление к прекрасному есть проявление стимулов, заложенных
биологической и социальной природой;

эстетические потребности содержат творческое начало в стремлении к красоте, к деятельности "по законам красоты";

сущность прекрасного наиболее полно проявляется в системе "природа - общество - человек";

отношение к действительности с помощью художественных образов -ведущий фактор художественного образования;

системный и активно-деятельностный подходы к эстетическому воспитанию;

аксиологический подход к определению идеала, цели, задач и содержания эстетического воспитания;

- эстетические отношения учащихся - ведущий фактор развития их
эстетического сознания и поведения.

2. Результаты исследовали^ аксиологической сущности эстетического
воспитания в концепции Б.Т. Лихачева:

- цель эстетического воспитания - воспитание внутренней духовной

свободы личности;

- эстетический идеал - составная часть общественного гуманного идеала;

- основные задачи эстетического воспитания (развитие эстетических
восприятий и чувств; формирование эстетических представлений и понятий;
выработка художественного вкуса; развитие эстетического сознания;
воспитание красоты отношений между людьми; формирование умений и
навыков эстетической деятельности);

- конкретизация содержания эстетического воспитания учащихся
младшего, среднего и старшего школьных возрастов;

- учет в эстетическом воспитании общественных ценностей различных
страт с целью сближения их и устранения острых противоречий;

3. Обобщение опыта раскрытия педагогом сущности процесса
эстетического воспитания:

определение основных звеньев этого процесса;

характеристика принципов эстетического воспитания;

раскрытие методов эстетического воспитания;

освещение основных форм организации художественного образования и эстетического воспитания;

- разработка педагогических технологий (в том числе алгоритмизации
обучения, стандартизации знаний, обратной связи в обучении и воспитании,
взаимодействия ученика с самим собой, упражнения в определенных видах
художественной деятельности и др.).

4. Выводы и рекомендации, способствующие модернизации процесса
эстетического воспитания на фундаменте гуманно-демократической концепции
педагога.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались в 2001-2003 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ,

14 кафедры гуманитарных наук филиала МГУС, на III Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 2001), на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции Пятигорского городского клуба молодых ученых (2001-2003 гг.), на Университетских чтениях в ПГЛУ в 2002 и 2003 гг. ("Дни большой науки"). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Карачаево-Черкесского филиала Московского открытого социального университета, Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, Кабардино-Балкарского государственного университета на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебных заданий и научно-исследовательской работы.

Теоретико-методологический аспект концепции

В исследованиях Б.Т. Лихачева убедительно обоснована мысль о том, что развитие педагогической науки, теории эстетического воспитания в СССР определялось новыми воспитательными задачами, которые были поставлены перед школой в условиях перестройки образования на научной основе, на фундаменте диалектико-материалистического мировоззрения. Им выявлен вклад в теорию эстетического воспитания А.В. Луначарского, дана оценка намеченной при его непосредственном участии программы художественного воспитания детей и подростков средствами театрального искусства, проанализирована сформулированная им идея гармонического сочетания в образовании основ наук и основ искусства: "Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и всех искусств".

Безусловно, Б.Т. Лихачев был прав, говоря о том, что в условиях социалистической действительности эстетическое воспитание перестало быть придатком к религиозному, освободилось от известного формализма, "выхолощенного элементами социального эстетства". Эстетическое воспитание в годы советской власти стало целостным процессом идейно-эмоционального развития личности, органически связанного с жизнью народа, его творчеством и искусством, умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Он утверждал: "Сделать доступным для всех детей мир прекрасного, научить их открывать прекрасное в науке, в труде, в природе, в многообразных явлениях человеческой жизни, научить детей воспринимать, понимать и ценить искусство, творчество - в этом главные задачи эстетического воспитания. Эстетическое отношение к действительности должно войти в повседневную жизнь школьника, школы, "пропитать" школьную и внешкольную жизнь детей" (Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. - М.: Педагогика, 1974. - С. 304).

В процессе исследования особенностей эстетического воспитания в советской школе 60-80-х годов Б.Т. Лихачев выявил исходные понятия об эстетической культуре школьников, создал систему работы школы по эстетическому воспитанию, разработал эстетику детской жизни. При этом педагог исходил из методологических положений о сущности прекрасного в марксисткой эстетике, а в 90-е годы руководствовался общечеловеческими идеями прекрасного: прекрасно то, что служит человеку в утверждении мира красоты и способствует его духовному возвышению, развитию внутренней духовной свободы, формированию творческой личности.

В книге "Философия воспитания" (1995) Б.Т. Лихачев, раскрывая специфику развития личности в условиях демократизации российского общества, изложил материал, позволяющий по-новому подходить к проблеме формирования творческой личности, в сознании которой происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей. Он писал: "Самодеятельное творчество занимает особо важное место в становлении свободного внутреннего духовного мира юной личности. Воображение и мышление ребенка в области познания, искусства, техники, общественных отношений свободно от общепринятых, канонизированных шаблонов, стереотипов, устоявшихся догм, которые закрепляют сознание взрослых, ставят предел из фантазии. Не обремененный путами предрассудков, запретов и мифов, ребенок отправляется в поиск собственных путей, подходов и ходов, открывая для себя самого, а порой высказывая оригинальные идеи и гипотезы в науке, создавая новые образы и подходы в искусстве. Не случайно, Л.Н. Толстой считал, что взрослым следует учиться у детей делать художественные открытия в литературном творчестве. В целях расширения и утверждения внутренней духовной свободы ребенка, необходимо вооружить его первоначальными навыками творчества и всемирно стимулировать побуждения к литературной, музыкальной, технической и изобразительно художественной, организаторской деятельности" (Указ. соч., с. 13).

Эстетическое воспитание педагог характеризовал как объективный процесс, который осуществляется непрерывно в жизни ребенка. "Если мы хотим добиться своих целей сделать процесс воспитания вообще более эффективным и совершенным, - писал он, - должны организовывать всю жизнь детей так, чтобы она была эстетически воспитывающей, чтобы эстетика труда и жизни породила эстетику правильных взаимоотношений в коллективе" (Лихачев Б.Т. Эстетика детской жизни. - Изд. Вологодского ГПИ, 1968. - С. 8).

Прекрасное Б.Т. Лихачев раскрывал как наиболее существенную и широкую по объему реальную категорию эстетики, характеризующую явления, которым присуща эстетическая ценность. Оно показывает, что субъективно прекрасное в жизни человека всегда выступает как мощный духовный стимул деятельности и общения. Он утверждал: "Если мы хотим, чтобы в любой деятельности ребенок руководствовался общественно ценными мотивами, надо прежде всего показать ему возвышенность и благородство целей, к достижению которых его призывают. Если мы хотим, чтобы сама деятельность была для него привлекательной, нужна продуманная и четкая, доставляющая удовольствие ее организация. Если мы хотим, чтобы дети гордились своим трудом, следует ярко показать, а затем и поощрять у них самих красоту инициативы и творчества, добросовестности и мастерства... Научив его наслаждаться красотою труда, воспитав в нем чуткость к прекрасному, мы сделаем его отзывчивым на духовные морально-эстетические стимулы. Общественное значение эстетического воспитания состоит в том, что жизнь объективно требует от человека творчества красоты. И , чтобы удовлетворить этому требованию, он в детстве должен получить необходимое и достаточное художественное развитие" (Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. - М: Просвещение, 1979. - С. 133).

Цель эстетического воспитания. Эстетический идеал, ценностные ориентации

Цель воспитания в современной педагогике рассматривается как теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам личности, ее развитию и отношению к жизни (См.: Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - С. 163).

Цель эстетического воспитания Б.Т. Лихачев связывал с общей целью воспитания, которую он раскрывал как свободу. Эта цель, считал он, "есть самовыявление, самопроявление, самореализация ребенком, активно-деятельным существом, изначально заложенных в нем природой физических и духовных сущностных сил. Это достигается посредством удовлетворения растущих потребностей индивида, вовлекших эти силы, способности, дарования в деятельность, общение, отношения. Важно, чтобы ребенок в ходе индивидуально-личностного созревания постепенно осознавал этот процесс саморазвития, самостановления и сам активно способствовал его осуществлению" (Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М: Прометей, 1995. -С. 9).

Педагог убедительно показал, что в классовом обществе цель эстетического воспитания, а также и общая цель воспитания в интересах человечества не осуществляется. Она ущемляется именно в контексте цели воспитания свободы. Целью воспитания с точки зрения необходимости и свободы он считал всесторонне развитие творческой личности и индивидуальности, достижимое в справедливых для всех социально-политических и экономических, оптимально развитых условиях, обеспечивающих полноценное самостановление, самораскрытие всей физической и духовной природы ребенка.

К сфере проявления и формирования внутренней свободы учащейся молодежи Б.Т. Лихачев относил прежде всего процесс эстетического воспитания, личное самодеятельное творчество в области прекрасного в соответствии с побуждениями, интересами, влечениями. Источником и действенным средством проявления внутренней свободы и ответственности личности педагог считал, по крайней мере, развитие и утверждение в ней нравственно-гуманистического и экологического императивов. Первый из них имеет естественное и духовное начало. Второй требует поступать так, чтобы поведение человека не нарушало экологической гармонии в природе, обществе и человеке. "Сознание этих императивов, - утверждал он, - определяет границы внутренней и внешней человеческой личностно-нравственной свободы, препятствует переходу свободы в произвол, устанавливает меру ответственности" (Там же, с. 32).

Для расширения внутренней духовной свободы личности важное значение имеет ее собственный мир прекрасного. Б.Т. Лихачев подчеркивал, что в детстве духовная свобода может развиться и окрепнуть только при условии самостоятельности сознания, чему способствует овладение эстетической культурой. Ученый убедительно показал, что сфера нравственно-эстетического отношения к действительности играет важную роль в становлении духовности развивающейся личности. Формирование духовности органически связано с приобщением к высокохудожественному искусству. Поэтому научить ученика воспринимать истинную красоту означает также формирование духовности. Таким образом, для уяснения сущности цели эстетического воспитания определяющее значение имеет раскрытая Б.Т. Лихачевым идея неразрывной связи сферы прекрасного со сферой духовности. Благодаря взаимодействию этих сфер обеспечивается духовность общественной жизни и жизнеобеспечение духовно-творческих сил, которые создают художественные духовно-эстетические ценности (См.: Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - С. 242).

Сущность процесса эстетического воспитания, его принципы

Под процессом воспитания у учащихся эстетической культуры Б.Т. Лихачев понимал ход последовательного и целенаправленного воздействия на их сознание, чувства и волю с целью приобщения их к миру прекрасного, формирования духовных потребностей, мировоззренческих установок восприятия красоты во всех сферах ее проявления, развития умений и навыков создавать прекрасное. Процесс воспитания у школьников эстетической культуры, по Б.Т. Лихачеву, - это продвижение воспитанников от незнания к знанию прекрасного, от неумения - к выработке соответствующих умений, навыков, привычек, это формирование способностей и дарований, творчества детей в различных областях искусства (См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1996. - С. 284).

Процесс эстетического воспитания, как и педагогический процесс в целом, ученый характеризовал как одну из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Он подчеркивал, что данный процесс есть содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учеников и самоизменения последних в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Этот процесс реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, на творчество педагогов и возрастные особенности учащихся. Характерной особенностью процесса эстетического воспитания Б.Т. Лихачев считал механизм его осуществления через организацию деятельности и общения детей посредством включения в их жизнь передовых общественных отношений.

Б.Т. Лихачев впервые в педагогике раскрыл особенность процесса эстетического воспитания, обусловленную спецификой восприятия человеком мира прекрасного, особенно в сфере искусства. Показывая эту особенность, он отмечал, что процесс общения детей с искусством нельзя представить как его пассивное восприятие. Это двуединый процесс, в котором ребенок и воспринимает, и воссоздает, силой ума и воображения старается понять художника, воплотившего в произведении свои взгляды, миропонимание. Поясняя сказанное, он писал: "Если нравственное воздействие, опираясь на чувства детей, в конечном счете аппелирует к их разуму, то художественный образ обращен непосредственно к чувству и, помимо рассудка, может стимулировать самые неожиданные, в том числе асоциальные, поступки" (Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1979.-С. 126-127).

Особенностью процесса эстетического воспитания Б.Т. Лихачев называл развитие у учащихся способности переходить от внутренне накопленного опыта к его воплощению в собственном творчестве и от способности воплощать к способности осваивать созданное другими не встречавшееся ранее в личном опыте. Он показал, что это достигается за счет: "а) закона переноса, на основе которого эстетические переживания, возникшие в общении с простыми и близкими явлениями, могут быть перенесены на явления сложные, мало знакомые и специфически художественные; б) образности искусства, дающей возможность конкретного воспроизведения ситуаций, порождающих определенные эмоции; в) расширение уровня общего развития, индивидуальных отношений, неразрывно связанных с нравственными, политическими и другими общественными явлениями; г) наконец, самостоятельного активного творчества" (Эстетика воспитания / Под ред. Б.Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1972. - С. 30).

Построенный таким образом процесс эстетического воспитания, по Б.Т. Лихачеву, позволяет использовать источники красоты в творческой деятельности ребенка. Этим самым учащимся в процессе эстетического воспитания предоставляется возможность наиболее полно раскрывать свою индивидуальность.

Процесс эстетического воспитания, как указывал Б.Т. Лихачев еще в 70-е годы, с необходимостью включает обратную связь. Информация о ходе и результатах обучения и воспитания, получаемая учителем, должна сопоставляться с заранее предусмотренными показателями. Результаты сопоставления служат для учителя основанием для оценки и коррекции своей деятельности как руководителя процесса, а для учащихся выступают основанием для самооценки и самокоррекции своей деятельности (учебной, эстетической). Причем, в процессе эстетического воспитания обратная связь должна отражать глубину не только первичного усвоения материала, но одновременно и активность духовного переживания. Одним из видов такой обратной связи он считал предоставление ребятам возможности творческого воспроизведения художественного произведения, его частей, фактов прекрасного в собственной деятельности (См.: Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985.-С. 134).

Специфическим видом обратной связи в процессе эстетического воспитания Б.Т. Лихачев считал проверку научного постижения учениками эстетической деятельности. После того как в сознании ребенка воссоздана картина прекрасного, возникает необходимость в качестве обратной связи анализа основ научных положений, на фундаменте которых, благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность прекрасного, становится важным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, выработки художественных вкусов.

Похожие диссертации на Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева (70-90-е годы XX века)