Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Смолина Татьяна Владимировна

Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры)
<
Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смолина Татьяна Владимировна. Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Таганрог, 2000 236 c. РГБ ОД, 61:00-13/1454-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Анализ научной и учебной литературы по проблеме мировой художественной культуры

1.1. Концептуальные подходы в программах курса "Мировая художественная культура" 12

1.2. Учебные пособия по курсу "Мировая художественная культура" 20

1.3. Хрестоматии по курсу "Мировая художественная культура" 27

1.4. Дополнительная научная и учебная литература 30

1.5. Словари и справочники 34

Выводы 38

Глава II. Инвариант культурологического компонента "Мировая художественная культура" в системе высшего образования

2.1. Основные этапы истории мировой художественной культуры 41

2.2. Принципы отбора основ для характеристики развития мировой художественной культуры 62

2.3. Концепты, положенные в основу предлагаемого подхода к изучению мировой художественной культуры 66

2.4. Характеристика ведущих художественных стилей, их постоянные и переменные признаки 73

Выводы 96

Глава III. Принципы варьирования культурологического компонента "Мировая художественная культура" (на примере высшего , педагогического учебного заведения)

3.1. Вариативность компонента "Мировая художественная культура" при решении образовательных задач 99

3.2, Вариативность компонента "Мировая художественная культура" при решении воспитательных задач 124

Выводы 134

Заключение 137

Библиография 143

Приложение

Введение к работе

В настоящее время, на пороге нового века и нового тысячелетия, становится уже совершенно очевидным, что успешно решить те сложнейшие социальные и экономические задачи, которые стоят перед нашим обществом, возможно лишь при условии, если это общество будет обладать достаточно высоким уровнем культурного развития, если будет воспитано молодое поколение, которому органически свойственна высокая духовность. В этой связи особое значение приобретает культурология, история культуры, в том числе история мировой художественной культуры, ибо «культура человечества движется вперед не путем перемещения в "пространстве времени", а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если "старые" действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня» [Лихачев, 231]. "Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека" [Лихачев, 132], и поэтому мировая художественная культура становится учебной дисциплиной. Появляется большое количество программ курса "Мировая художественная культура" (МХК), основной и дополнительной литературы для этих программ, но пока еще курс МХК не обеспечен материалами, последовательно реализующими достаточно строгие и емкие общенаучные и педагогические принципы. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Проблема исследования: выработка принципов отбора материала для изучения мировой художественного процесса, обеспечивающих решение образовательных и воспитательных задач в их органическом единстве.

Объект исследования: мировая художественная культура как учебный предмет.

Предмет исследования: принципы формирования курса МХК как культурологического компонента высшего педагогического образования.

Материал исследования: учебные программы, учебно-методические пособия по курсу МХК, книги по искусствоведению и культурологии, хрестоматии по мировой и отечественной культуре, словари, справочники; результаты анкетирования студентов и творческие работы.

Гипотеза исследования: системное, четкое построение курса МХК, позволяющее установить взаимосвязи явлений, отделить главное от второстепенного, способствует усвоению большого и разнообразного материала, а его варьирование в зависимости от специфики факультета способствует повышению интереса студентов к этому курсу, что в конечном итоге положительно сказывается на изучении всех дисциплин эстетического цикла и на развитии творческих возможностей самих студентов.

Цель исследования: определить принципы формирования культурологического компонента высшего образования в применении к мировой художественной культуре; предложить инвариант и варианты этого компонента, ориентированные на задачи педагогического образования с учетом специфики факультетов.

Задачи исследования:

Проанализировать существующие программы курса МХК и другие материалы по этой проблеме для выяснения их соответствия/несоответствия цели данного исследования.

Для решения образовательных задач курса МХК: выработать общие принципы отбора и организации материала, отражающего мировой художественный процесс; представить инвариант курса МХК (т.е. инвариант культурологического компонента образования); показать направления, в которых могут быть сформированы вариативные части этого курса (т.е. варианты культурологического компонента образования). (

3. Для решения воспитательных задач курса МХК: выработать концептуальные основы воспитательной работы на материале курса МХК; показать направления, в которых целесообразно реализовать эти основы в проц

Оформить выполненное исследование таким образом, чтобы оно служило программой курса МХК и содержало все самое необходимое для творческой реализации этой программы.

В процессе исследования решать не только педагогические задачи, но и разработать собственно научный аппарат исследования, который может быть применен к изучению культурологических проблем на любом конкретном материале.

Общими методологическими основами исследования являются два подхода к объекту изучения - подход системный и подход аксиологический.

Одной из принципиальных особенностей современной науки является системный подход к объектам исследования, однако единого понятия "система" нет ввиду разнообразия типов систем и сложности многих объектов системного характера.

Наиболее распространенным является следующее определение понятия "система": "система - множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность" [Философская энциклопедия, 18]. Таким образом, в основе определения лежит представление о множестве взаимосвязанных элементов, которые в системе выступают как единое целое. Не вызывает сомнения отнесение к числу системных еще ряда признаков, которые касаются внутреннего строения системы, ее специфических свойств и поведения: упорядоченность в ее структурной организации, иерархичность, стабильность в сочетании с подвижным равновесием, активное или реактивное поведение (определяемое во всех существенных моментах воздействием среды или определяемое не только средой, но и собственными целями системы), синхронический (от греч. syn - вместе + chronos - время, т.е. указывающий на одновременность) и диахронический (от греч. dia - через, сквозь + chronos - время, т.е. смена состояний, эволюция) аспекты, функционирование, развитие и др.

Мировой культурологический, в том числе и художественный, процесс основным требованиями системы удовлетворяет.

Аксиологический подход к объекту исследования связан с подходом системным, ибо "в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира [Сластенин и др., 113]. Аксиология (от греч. axios - ценный + logos - понятие, учение) -философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности [Краткий философский словарь, 9]. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности" [Сластенин, 15]. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностными возможностями.

Конкретные методы исследования: наблюдение (отбор, выделение фактов для изучения, их фиксация в виде таблиц), описание фактов с их анализом и интерпретацией; сопоставительный метод; моделирование явления на основе его постоянных и переменных признаков; анкетирование как один из методов выяснения результативности практического применения материалов исследования.

Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью его исходных теоретических положений, большим количеством фактического материала, извлеченного из авторитетных источников, и обработка этого материала на основе достаточно строгой общенаучной методологии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые последовательно применяются принципы системного и аксиологического подходов к формированию инварианта и вариантов курса МХК в целях комплексного решения общеобразовательных и воспитательных задач. Предлагаемый подход к формированию учебного материала может быть применен к любой учебной дисциплине, и прежде всего к дисциплинам культурологического, историкогра-фического характера ("Мировая культура", "История науки", "История философии" и др.). Предлагаемые в работе наборы постоянных и переменных признаков художественных стилей имеют значение для искусствоведения; по этому же образцу могут составляться наборы признаков других искусствоведческих и научных понятий, играющих важную роль в развитии культуры и науки, а в конечном итоге - их диахронные и синхронные ряды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материал может непосредственно лечь в основу курса МХК в любом учеб ном заведении, в том числе и в среднем (при определенной ^го~коррекции в соответствии с типом учебного заведения).

Положения, выносимые на защиту:

При формировании курса МХК необходимо выделить его инвариант, т.е. то, что должен знать каждый культурный человек, и его вариативную часть, ориентированную на тип учебного заведения, на состав обучаемых и т.д.

При формировании как инварианта, так и вариативной части курса МХК должны решаться задачи образовательные и задачи воспитательные, которые в процессе обучения реализуются комплексно.

В связи с тем, что мировой художественный процесс удовлетворяет требованиям системы, в образовательных целях при отборе материала для изучения и при его организации как в пределах инварианта, так и в пределах вариативной части в основу следует положить принципы системного подхода к объекту изучения.

1.4. И в образовательных, и в воспитательных целях отбор материала следует осуществлять также на основе аксиологического подхода к объекту изучения, который с системным подходом связан органически.

2.1. Мировой художественный процесс, являясь системным объектов, имеет диахронный и синхронный аспекты и развивается не только в соот ветствии с собственными целями, но и под воздействием среды, причем все компоненты этого процесса взаимосвязаны. Чисто технически эти взаимосвязи удобно представить в виде таблицы с рубриками двух типов: рубрики, в которых отражено то, что связано с самим искусством (ведущие виды искусства, художественные стили и художественные центры); рубрики, которые отражают то, что связано с развитием общества, т.е. со средой, в которой развивается искусство (эпохи, общественные формации, основные исторические события, религии). Это делает очень наглядной такую черту системного объекта, что стабильность основных направлений в художественной культуре сочетается с подвижным равновесием фактического историко-культурного материала в русле этих направлений.

Такая организация материала особенно существенна при формировании инварианта курса МХК.

2.2. В соответствии с аксиологическим подходом к определению ве дущих понятий целесообразно избрать константы и концепты культуры (в частности, в понимании их Ю.С.Степановым). В качестве константы в курсе "Мировой художественной культуры" следует рассмотреть понятие "искусство", а в качестве концепта, особенно ценного в образовательном отношении, понятие "стиль". Стили, характеризуемые на основе постоян ных и переменных признаков, образуют синхронные и диахронные ряды. В инвариант включаются признаки стилей, которые не зависят от вида ис кусства и условий, в которых реализуются в разные периоды и в разных странах. В вариативную же часть следует включать те признаки стилей, которые связаны с более конкретными моментами (например, признаки реализации разных стилей в стране изучаемого языка на факультете иностранных языков). В инварианте курса МХК следует также рассмотреть такие, например, концепты, как "эстетичность/неэстетичность (красота/безобразие)".

3.1. В качестве концептов, имеющих большой воспитательный потен циал, при формировании инварианта целесообразно хотя бы в общих чер тах учитывать такие концепты, как "нравственность/безнравственность (добро/зло)", свое/чужое".

3.2. В вариативных частях курса, ориентированных, например, на профессиональные педагогические задачи, на факультете иностранных языков особое внимание на конкретном материале уделить концепту "свое/чужое", на факультете начальных классов - концептам "нравствен ность/ безнравственность (добро/зло)", "дети", "природа".

4.1. На защиту выносится все исследование в целом как основа курса "Мировая художественная культура" в педагогическом высшем учебном заведении.

Апробация исследования: выступления по вопросам, связанным с проблемой диссертационного исследования, на Всесоюзном семинаре учителей изобразительного искусства по проблеме преподавания ИЗО (НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, Москва, 1986); на Республиканском семинаре педагогических высших учебных заведений по проблеме формирования личности учителя средствами различных искусств (НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, Москва, 1988); на Республиканском семинаре-совещании педагогических институтов России по проблеме формирования личности учителя начальных классов (Шуйский государственный педагогический институт, 1992); на конференции по проблеме эстетического воспитания студентов педагогических институтов (Ростовский-на-Дону институт усовершенствования учителей, 1994), на научно-теоретических конференциях в ТГПИ (1986-2000).

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трехглав, заключения (236с. компьютерного набора), библиографии (263 наименований) и приложения.

Концептуальные подходы в программах курса "Мировая художественная культура"

Проблема содержания образования актуальна всегда; актуальна она и для современной педагогики (см. работы М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, С.А.Пуймана, В.С.Леднева, В.В.Краевского, Ч.Купичевича и др). Но несмотря на то, что этой проблеме уделяется очень большое внимание, она и в настоящее время принадлежит к числу дискуссионных. "В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все больше утверждается личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Б.М.Бим-Бад и др.)" [Пуйман, 47].

В соответствии с этим подходом содержание образования должно непременно включать, по аналогии с объективным составом социального опыта, (1) систему знаний о мире. (2) стереотипный опыт, осуществления способов деятельности, (3) опыт творческой деятельности и (4) опыт эмоционально-оценочного отношения" [Лернер, 1964, 16-17]. В данном исследовании нас интересует вопрос о системе знаний в области художественной культуры и о принципах отбора этих знаний для изучения. Сама "идея о том, что в учебные предметы надо отбирать немногое, но главное, необходимое для целей общего образования, ни у кого не вызывает сомнений [Скаткин, 39]; очевидно и то, что второстепенный материал может варьироваться. Одна ни в теоретическом отношении, ни в применении к конкретным учебным дисциплинам, в том числе и к курсу "Мировая художественная культура", проблема отбора того, что предназначено для изучения, не является решенной. Об этом свидетельствует и анализ существующих программ курса МХК.

За последние несколько лет резко возросло количество авторских программ по мировой культуре и для вузов, и для средних учебных заведений, что также представляет несомненный интерес, так как вопрос о характере и объеме курса "Мировая художественная культура" вообще не нашел еще приемлемого решения. Программы эти чрезвычайно разнообразны и по своим целям, задачам, и по содержанию, по форме изложения предлагаемого материала. Для ориентации в этом многообразии их необходимо расклассифицировать на определенных основаниях. Так, можно сгруппировать программы по МХК, положив в основу классификации гх цели. С этой точки зрения определяются следующие ведущие направления в работе со студентами высших учебных заведений, так и с учащимися школ, лицеев, гимназий:

1) знакомство с историей МХК в целях повышения образовательного и интеллектуального уровня обучаемых, расширения их общего кругозора;

2) использование силы воздействия различных искусств для формирования личности студента (школьника), его идейно-нравственных убеждений, т.е. для формирования личности через искусство и его средствами;

3) развитие чувства любви и уважения к национальной истории и к культуре, т.е. осуществление патриотического (в иных случаях - религи-озного) воспитания; )

4) повышение профессионального уровня будущих учителей, преподавателей ИЗО, музыки, литературы, истории, географии, начальных классов.

В этой связи из многочисленных авторских программ по МХК в качестве примера рассмотрим программу Т.В.Барсегян "История искусств" для старших классов общеобразовательной школы" и программу А.Копиров-ского "История мировой культуры", предназначенную для студентов вузов. Обе программы имеют целью повысить общеобразовательный, культурный, интеллектуальный уровень обучаемых. Однако Т.В.Барсегян основную цель работы с детьми видит еще и в том, чтобы средствами искусства, культуры повлиять на формирование религиозных убеждений подрастающего поколения.

Т.В.Барсегян подчеркивает, что стремится познакомить учащихся с творческим наследием и с культурой народов, дающих "возможность на различных памятниках понять и представить человека и мир как Творение Бога". Автор считает, что обращение к истории искусств "поможет изучить географию, письменные источники (Библию, древние рукописные сборники, старопечатные книги и т.д.), историю Ветхого и Нового Завета, историю русской православной церкви, памятники церковного искусства, христианские Святыни, а также Святыни России" [Барсегян, 67].

Данный теоретический курс состоит из трех частей. Первая часть программы предполагает знакомство учащихся с рядом центров древней культуры: Вавилоном, Египтом, Палестиной, Финикией, Критом, Древней Грецией и Древним Римом, Северным Причерноморьем, Закавказьем (Арменией и Грузией). Вторая часть программы представляет средневековую художественную культуру. В центре внимания автора такие культурные центры, как Византия, Западная и Центральная Европа, Древняя Русь.

Третья часть, названная "Художественные и культурные центры Западной Европы и России. XVIII-XX вв." и предусмотренная общим планом программы, фактически отсутствует. Дано лишь название этого раздела, а его содержание не раскрыто.

В силу того, что для рассмотрения взято слишком много значительных явлений из области культуры Древнего мира и эпохи Средневековья, весь этот материал изложен бегло, кратко, как бы обзорно. Названы определенные факты, события, памятники искусства, но глубинные связи между этими историко-культурными явлениями не прослежены. Единственным связующим звеном между ними оказывается проблема божественного начала, проблема происхождения религии.

Таким образом, программа Т.В.Барсегян, хотя она и вобрала в себя большой фактический материал из области мировой художественной культуры, но рассматривает его довольно своеобразно, в отрыве от общеисторических процессов, исключительно с позиций истории религии.

Программа А.Копировского "История мировой культуры", как отмечалось выше, ориентирована на студентов вузов.

Целью этого, по утверждению автора, "учебного предмета является знакомство учащихся с мировой художественной культурой, литературой и историей в комплексе" [Копировский, 112]. Судя по всему, А.Копиров-ский не совсем точно определил для себя самого содержание такого предмета, как мировая художественная культура, иначе он не стал бы отделять мировую художественную культуру от литературы.

Учебные пособия по курсу "Мировая художественная культура"

Кроме программ, по курсу МХК в последнее десятилетие вышло в свет множество учебных пособий. Среди них есть издания, авторы которых считают главной целью учебной литературы по мировой культуре академически строгое и хронологически точное изложение историко-художественного материала, начиная с первобытного периода и заканчивая культурой XX века.

Но существует и иной взгляд на назначение учебных пособий по МХК. Авторы таких изданий не просто знакомят учащихся с историко-художественными процессами из области мировой культуры, но стремятся при этом проследить основные пути эволюции художественной культуры, затрагивая и проблемы философско-эстетического, этического или мировоззренческого порядка. В дальнейшем нас будут интересовать учебные пособия по МХК прежде всего именно такого характера. В этой связи представляется вполне уместным назвать учебное пособие по мировой художественной культуре, адресованное учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также студентам, авторами которого являются Д.М.За-рецкая и В.В.Смирнова.

Это учебное издание посвящено истории европейской культуры. Учебный материал, предлагаемый в рамках программы, расположен в хронологическом порядке по основным разделам, начиная с первобытной культуры и до XX века включительно. Но основную цель книги авторы видят прежде всего в том, чтобы представить картину мировосприятия человека, которое воплощается в различных формах духовного творчества - в философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи. В результате этого учебное пособие дает возможность не просто предста вить, какие памятники художественной культуры были созданы мастерами искусства в тот или иной исторический период, но и увидеть в многообразии творческой деятельности основные пути эволюции художественной культуры, зарождение, становление и развитие новых стилей; понять важность сохранения культурных традиций и в то же время необходимость и неизбежность новаторства как основы любого творчества. <-

Для удобства читателей издание снабжено большим количеством иллюстраций. Изложен материал в чрезвычайно краткой форме, но, по утверждению авторов, учащиеся могут, опираясь на предлагаемую "канву", расширить свои знания, тем более, что каждая из глав пяти разделов книги снабжена небольшим по объему, но солидным по уровню списком литературы.

Учебное пособие "Мировая художественная культура" П.А.Юхвиди-на - одна из наиболее удачных попыток выстроить интегрированный курс по одноименной дисциплине. Цель книги, по утверждению автора, заключается в попытке "охватить художественную культуру разных времен и народов" [Юхвидин, 5], органично сочетая при этом историко-художественный материал с проблемами философии, политологии, этики, эстетики, социологии и проч. В целом учебное пособие П.А.Юхвидина представляется чрезвычайно интересным не только потому, что написано оно вдохновенно и ярко, но еще и потому, что является итогом долгих научно-теоретических размышлений, а также результатом практики педагогического творчества. Книга, по существу, представляет собой развернутый план-конспект лекций и уроков автора, отражающий его эрудицию и понимание целей, задач такого курса, как МХК, его собственный преподавательский опыт.

Рассматриваемое учебное пособие ориентировано как на старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, так и на студентов высших учебных заведений. В пособии изложение доведено до XVII века, т.е. в учебнике содержится материал первого года двухгодичного курса обучения. Книга вобрала в себя интереснейший и весьма обширный материал (очевидна даже некоторая перегруженность ее именами, событиями, фактами). Изложен этот материал в высшей степени профессионально и, что следует подчеркнуть, с особой долей артистизма, отчего даже самые сложные разделы пособия воспринимаются с большим интересом. Однако некоторые сомнения вызывает авторская позиция, заключающаяся в его стремлении охарактеризовать сложнейшие культурно-исторические процессы, опираясь прежде всего на такие искусства, как литература и музыка. Изобразительные же искусства и архитектура представлены в самом общем виде (хотя основные акценты расставлены и здесь очень точно). Такая постановка вопроса кажется не совсем верной, так как она несколько искажает процессы формирования различных стилей и художественных направлений, ибо общеизвестно, что стиль проявляется во всех видах искусства, но свое наиболее ясное воплощение стиль получает прежде всего в архитектуре, искусстве, теснее всего связанном с практикой жизни, с потребностями человека. Когда признаки стиля проявляются в архитектуре, это значит, что стиль сформировался. В противном же случае можно говорить не о стиле, а только о направлении, о стилистических тенденциях.

К числу неоспоримых достоинств пособия следует отнести тот факт, что автор включил в него так называемые историко-хронологические таблицы, которые позволяют читателям легко перемещаться по разным странам, эпохам и ориентироваться в их главных историко-культурных событиях. Подчеркиваем, в таблицах четко выделены время и место действия, в этих границах выявлены важнейшие исторические события (примерно два-три) и самые крупные события из области культурной жизни рассматриваемого периода (два-три). Однако следует особо подчеркнуть, что полноценно существовать вне пособия такая таблица не может, так как она очень тесно связана с содержанием книги и своим кратким и достаточно точно отобранным фактическим материалом, представленным в виде некой схемы, призвана лишь закрепить прочитанное.

Важно отметить, что с историко-хронологическими таблицами в учебной литературе по МХК приходится встречаться не часто. Кроме того, опыт создания таблиц подобного рода далеко не всегда бывает удачным. Так, например, принцип таблицы, предложенный А.О.Кармадоновой, вызывает сомнения. Автор включает в свои так называемые синхронистические таблицы не только большой набор различных видов искусства, но и значительное количество имен художников, музыкантов, поэтов, драматургов и т.д. Разобраться в этом обилии материала чрезвычайно трудно, так как в качестве базовых разъяснений даны лишь даты (да и то не всегда точные), названия стран и периодов. Но историко-культурные связи фактически не выявлены. Если и есть некоторые попытки охарактеризовать, скажем, определенный вид искусства, то сводится это примерно к таким заключениям: "...появилась скульптура в прямом положении", "...имеет место скульптура богов в состоянии движения" [Кармадонова, 42] и т.п. Порой не поддается объяснениям само распределение художественного материала в рамках определенного периода. Например, характеристика искусства Западной Европы XIX века, где имеют место такие крупные художественные явления, как романтизм, эклектика, импрессионизм, модерн и пр., дается на материале культуры Польши, Чехии, Венгрии, Норвегии, Финляндии, и уже только потом речь заходит о Франции, стране, которая, как известно, являлась центром культурной жизни всей Европы XIX века.

Не так давно, в 1997 году, появилось экспериментальное учебное пособие "Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв." Т.И.Балакиной, предназначенное для учащихся старших классов школ, гимназий,лицеев, колледжей, а также для студентов гуманитарных вузов. ]

Цель книги можно определить при первом, даже самом общем, знакомстве с изданием, и заключается она в том, чтобы познакомить учащихся с историей развития русской культуры от древнейших времен до начала XX века. По своей форме это учебное пособие скорее напоминает краткие очерки по истории русской культуры. Состоит пособие из двух разделов: "Культура русского средневековья, IX-XVIIBB." И "Культура Нового времени, XVIII начало XX вв.". Им предпослано краткое введение, в котором дано емкое определение понятию "культура", отмечены особенности "менталитета русской культуры и бинарность русской культуры" [Балакина, 6]. Каждая из 11 глав двух разделов включает в себя самый разнообразный историко-художественный материал. Вот примерный круг вопросов, рассматриваемых автором на страницах пособия: "Просвещение и накопление научных знаний", "Общественные идеи", "Общественная мысль и публицистика", "Образование и просвещение", "Фольклор и литература", "Зодчество", "Живопись", "Театр и музыка" и т.п. В конце каждой главы учащимся предложен перечень вопросов и заданий, а также имеется значительное количество иллюстраций, хотя и черно-белых.

Основные этапы истории мировой художественной культуры

Мировая художественная культура - явление многозначное, а поэтому достаточно сложное для восприятия.

В силу того, что художественная культура вбирает в себя множество разнообразных фактов, событий, явлений, определенным образом связанных между собой и в итоге составляющих единое целое, ее можно рассматривать как некую систему. Инвариант содержания курса МХК представлен в виде таблиц, которые в самых общих чертах отражают мировой художественный процесс. В таблицах семь рубрик: периодизация мирового художественного процесса; общественные формации каждого из периодов; основные исторические события этих периодов; религии; ведущие виды искусства; художественные стили и направления; наиболее важные художественные центры. В связи с тем, что МХК имеет как диахронный, так и синхронный аспекты и развивается не только в не только в соответствии с собственными целями, но и под воздействием среды, в таблицах рубрики двух типов: во-первых, те, на фоне которых формируется мировой художественный процесс (эпохи,, общественные формации, основные исторические события, религии), а во-вторых, те, которые касаются искусства как компонента культуры (ведущие виды искусства, художественные стили и художественные центры). Таблицы снабжены примечаниями, которые даны в Приложении I.

При такой постановке вопроса легко соотнести материал из области художественной культуры с историческими событиями, социально-экономическими и прочими обстоятельствами жизни общества, а значит, появляется возможность реального осмысления и понимания истории, содержания и предназначения искусства и культуры в целом.

При этом становится очень наглядным, что определенная стабильность основных направлений в художественной культуре сочетается с подвижным равновесием фактического историко-культурного материала, наполняющего графы таблиц. ,

Предлагаемые таблицы, составленные с учетом диахронного и синхронного аспектов, позволяют увидеть явления из области МХК как в их одновременном (эпоха Средневековья на примере Византии, Западной и Центральной Европы, стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Древней Руси), так и эволюционном состоянии (от первобытной культуры до культуры XX века включительно).

Необходимо отметить, что таблицы снабжены обширными примечаниями, позволяющими уточнить ту или иную дату, обозначенную в определенной рубрике (графе) таблицы, объяснить значение приведенного термина, пояснить смысл упоминаемых событий исторического, социально-экономического характера, разобраться в особенностях мировоззренческих взглядов (убеждений) разных эпох (см. Таблицы № 1-19 на с.43). В основу отбора положено то, что является наиболее важным для характеристики мирового художественного процесса и связано с выделением понятий трех типов - константа, концепт, ключевое понятие (слово). Деление между ними весьма условно, но целесообразность такого деления определяется тем, что у каждого из типов этих понятий есть релевантные признаки, отграничивающие их друг от друга и позволяющие заострить внимание на различных явлениях, которые характеризуют художественную культуру в целом и то, что с ней связано в разные периоды ее эволюции.

Термины "концепт" и "константа" понимаются нами в соответствии с подходом к ним Ю.С.Степанова. "Концепт - явление того же порядка, что и понятие"; "второе употребляется главным образом в логике и философии, тогда как первое - концепт, является термином в одной из отраслей логики - в математической логике, а в последнее время закрепилось также в науке о культуре, в культурологии". «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов, 40]. Количество концептов "невелико, четыре-пять десятков, а между тем сама духовная культура всякого общества состоит в значительной степени в операциях с этими концептами" [Степанов, 7]. Примеры концептов: "Вечность", "Вера", "Закон", "Любовь".

Константы - это тоже концепты, но "главным образом те из них, которые устойчивы и постоянны, т.е. являются константами культуры" [Степанов, 7]. "Константа в культуре - это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время" [Степанов, 76]. Константой культуры является, например, искусство. Собственно говоря, сама культура представляет собой одну из констант в наборе тех явлений, в сфере которых существует человек.

«"Константы" не значит "предвечные" - когда-то их не было, но с тех с пор как они появились, они есть всегда. "Константы" в этом смысле не заначит также и "неизменные" - в них есть неизменная и переменная части. Они, следовательно, прослеживаются на некотором отрезке времени» [Степанов, 7].

Константа "культура" как фундаментальное понятие, концепт культурологии заслуживает особого внимания с разных точек зрения, и прежде всего с точки зрения выделения в ней признаков неизменных, постоянных, которые определяют ее сущность.

"В современном русском языке слово культура имеет два основных значения: 1. Совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно,— в производственной, социальной и духовной; 2. Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность. Характерная черта русской жизни состоит в том, что два значения тесно связываются, поэтому в обычном словоупотреблении чаще встречаются сочетания с родительным падежом - Культура речи; Культура быта; Культура торговли; Культура секса и т.п. Поэтому также и в первое значение всегда примысливается компонент "достижение, высокий уровень" и само слово культура сопровождается внутренней оценкой, всегда достаточно высокой, положительной" [Степанов, 13].

У слова "культура" есть еще значение "обработка" (лат. cultura — абстрактное существительное от глагола colere, у которого три основных значения: 1) обрабатывать, возделывать, 2) взращивать, 3) населять, обитать), но в русском языке с течением времени слово "культура" от этого значения как бы освобождается [Степанов, 13-14]. Это дает основание считать постоянным признаком понятия "культура" компонент "достижение, высокий уровень". Современные подходы к определению понятия "культура" [Степанов, 16-17] приводят к выводу о целесообразности включения в число постоянных признаков культуры ее связь с личностью и с обществом. Так, например, П.Сорокин пишет: "Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения" [Степанов, 17].

«Культура "аспектуализуется" - членится на "поля", "ряды", "топики" и т.п., как бы их ни называть» [Степанов, 17], которые носят различный характер.

Ряды могут состоять как из предметов, "вещей"1, так и из концептов, которые по отношению к концепту "культура", носящему характер константы, являются концептами более частными, причем роль их для культуры может быть весьма различной.

Вариативность компонента "Мировая художественная культура" при решении образовательных задач

В процессе преподавания мировой художественной культуры на факультете иностранных языков нужно прежде всего ориентироваться на страну изучаемого языка, ибо это дает возможность учесть профессиональные интересы будущих учителей - преподавателей французского, английского и немецкого языков в современных общеобразовательных школах.

Следовательно, предметом нашего внимания должны быть наиболее значительные художественные явления, характеризующие общекультурные процессы в России в сопоставлении их с соответствующими процессами в странах Западной Европы. Именно эту взаимосвязь необходимо выявить и проследить при изучении мировой культуры на факультете иностранных языков. На других же факультетах основное внимание в целях решения образовательных задач целесообразно сосредоточить на России.

Примером такого подхода к изучению мировой художественной культуры может служить любой из ее периодов; мы предлагаем остановиться на художественной культуре XIX века.

Задачи курса не позволяют использовать весь спектр проблем, факторов, событий, характерных для интересующей нас эпохи. Поэтому представляется уместным ограничиться одним видом искусства, в данной случае архитектурой, и только одним стилем, классицизмом, хотя в XIX в. расцвет переживали многие виды искусства (литература, музыка, изобразительное и декоративно-прикладные искусства, театр и др.), и, последовательно сменяя друг друга, имели место различны стили (классицизм, романтизм, реализм, эклектика и пр.).

Вначале даем вариант общей характеристики художественной культуры России XIX в. и характеристику основных стилей XIX в., а затем для образца даем характеристику реализации классицизма в архитектуре и наборы переменных признаков этого стиля в разных странах тоже на материале архитектуры.

Художественная культура России XIX в. Первая половина XIX века

В истории России 1-я половина XIX в. была эпохой переломной. В стране развернулся глубокий кризис феодальной системы, которая господствовала в течение нескольких столетий, начали складываться новые капиталистические отношения. Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812г. Война с Наполеоном и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети XIX в.

Особенно остро противоречия времени обозначались в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И.Герцена, с критическими статьями выступил В.Г.Белинский, ожесточенные споры вели западники и славянофилы.

Историю русской культуры 1-ой половины XIX в. невозможно рассматривать вне этих процессов. Общая ситуация, сложившаяся в это время в России, содержала для русского искусства различные возможности. Пафос победы европейского масштаба в борьбе с Наполеоном и разочарование при виде прежних закоснелых российских порядков, отстаивание общегосударственных интересов и одновременное нарастание протеста против власти, затем восстание декабристов и суд над ними, потрясшие все передовое русского общество, и т.д. Эта удивительная смесь представлений и жизненных позиций находила выражения в разных художественных идеях, подчас противоположных друг другу.

Путь русской художественной культуры, начина .нл иди-ЗМа_ пролегал в 1-ой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономерность, которая проявилась в области литературы, театра, архитектуры, живописи, скульптуры, графики. Литература играла авангардную роль.

Возросла общественная роль художника, значимость его личности, его права на свободу творчества, которое ставило необычайно острые социальные и нравственные проблемы.

Художник перестал быть в представлении "сильных мира сего" ремесленником, простым исполнителем воли заказчиков. Романтический художник был окружен легендами. Живопись становилась средством борьбы, нравственного воспитания.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высоко гражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе декоративной живописи и прикладного искусства. Крупнейший стиль этого времени, в рамках которого расцвет переживает русская архитектура" зрелый классицизм, или русский ампир.

Интересно отметить, что разные виды искусства связаны с определенными художественными стилями или направлениями. Архитектура, например, неразрывно связана с классицизмом, а живопись получила возможность развивать романтическую концепцию, ибо была близка с ней по своим внутренним свойствам.

К середине XIX в. живопись становится ведущим искусством, определяющим основные тенденции развития пластических искусств.

Вторая половина XIX в.

С 40-х годов заслугами "натуральной школы" Гоголя русская литература становится трибунной, с которой провозглашаются, обсуждаются "больные вопросы современности". Тургенев, Толстой, Достоевский - в литературе, русский театр - через Островского, русская музыка - усилиями "Могучей кучки", эстетика - благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и 2-ой половины XIX в.

Общественно-революционный подъем 1859-1861 гг. вывел графику, уже сатирическую, на передовые рубежи изобразительных искусств. Наиболее быстро и прямо острейшие социальные вопросы поставила жанровая живопись. Несколько позже о себе заявит портрет и пейзаж и, наконец, историческая живопись, прежде всего в творчестве Сурикова.

Менее интересно в этот период развивается скульптура и архитектура. Как известно, с конца 30-х годов XIX в. классицизм себя изживает. Средствам его художественной выразительности уже не соответствовали задачам нового времени. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Так появляется эклектика.

В начале XIX в. влияние классицизма было неоднозначным. С одной стороны, он переродился в "стиль империи", с другой - смыкался с салонным академизмом.

Русский классицизм

Русский классицизм - широкое понятие, включающее различные художественные стили: годуновский классицизм начала XVII в., екатерининский классицизм второй половины XVIII в., александровский классицизм, русский (петербургский) ампир, "московский ампир" и московский классицизм начала XIX в., неоклассицизм начала XX в.

Русский классицизм XVIII-XIX вв. был тесно связан с русским академическим искусством и, "являясь тонким европеизированным слоем на поверхности культуры, не всегда органично сочетался с национальными идеями и традициями" [Власов, 483]. Один из характерных примеров -скульптуры воинов в античных туниках и сандалиях, но в кольчугах и шлемах русских витязей, выполненные С.Пименовым для павильонов Аничкова дворца в Петербурге по проекту К.Росси.

Однако "нигде в Европе ни в XVIII в., ни в начале XIX в. не удалось достигнуть той величавой строгости и спокойной красоты, которая характеризует классические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Поэтому русский классицизм, несмотря на некоторую противоречивость этого термина, отражает суть уникального и великого явления в истории мирового искусства" [Власов, 484]. Классицизм в петербургской архитектуре не имеет себе равных по размаху, композиционной свободе, шири, чувству пространства, свежести ощущения античности, мягкости и плоскости деталей.

Похожие диссертации на Культурологический компонент в системе высшего образования (На материале мировой художественной культуры)