Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Ооржак Светлана Янчаповна

Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва
<
Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ооржак Светлана Янчаповна. Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ооржак Светлана Янчаповна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т]. - Красноярск, 2008. - 168 с. РГБ ОД, 61:08-13/561

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования этнопедагогической культуры студентов 11 -75

1.1. Этнопедагогическая культура как предмет психолого-педагогического анализа 11-39

1.2. Междисциплинарные исследования проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов 39-75

Глава 2. Содержание и педагогическое обеспечение формирования этнопедагогической культуры студентов университета 76-120

2.1. Содержание знаниевой основы формирования этнопедагогической культуры студентов университета 76-90

2.2. Насыщение содержания курса «Этнопедагогика» элементами народной культуры 91-103

2.3. Изучение и анализ продвижения студентов в контексте проявления этнопедагогической культуры 104-120

Заключение 121

Литература 122-151

Приложения 152-168

Введение к работе

Актуальность темы. В новой социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса, актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации. Выступая на форуме в Красноярске (15.02.2008) Д.Медведев отметил, что в нашей стране складывается общество с новой культурой, которая будет формироваться на основе всех наших накопленных культурных' богатств, и мы должны их всячески оберегать. Это высказывание подтверждает современную значимость целей и задач, которые поставлены в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О'высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». К числу данных целей и задач относятся: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры; формировать у молодежи современное миропонимание; гармонизировать национальные и этнокультурные межэтнические отношения. В связи с этим в настоящее время существует стратегическая необходимость в сохранении и поддерживании в университетском образовании этнической самобытности народов России; в защите и развитии национальной культуры, региональных культурных традиций.

Задачи университетского образования предполагают решение проблемы формирования этнопедагогической культуры как результата жизнедеятельности личности. Выдвигая идею приобщения и усвоения этнопедагогической культуры студентами современного университета, необходимо обратить внимание на разработанность данной проблемы.

Особое внимание этническому аспекту воспитания уделялось в истории педагогического образования (П.П.Кропоткин, В'.А.Сухомлинский

Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и другие); в исследованиях в 1960-1990-е годы -начале XXI века (Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Д.Е. Егоров, А.Э. Измайлов, М.М. Кузьмин, Н.И. Малиновская, И.Л. Набок, Я.И. Ханбиков, В.И. Щеглов и другие). Проблемам изучения регионально-этнических культур России посвящены исследования Н.В. Григорьева, Л.М. Мосоловой, В.В. Селиванова, Л.В. Петрова, В.А. Щученко и других. В этом направлении рассматриваются проблемы этнокультурологического образования (А.П. Валицкая, Н.В. Григорьев, И.Л. Набок, М.Ф. Рудзик, И.Ю. Хитарова и другие).

Обосновывается необходимость интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса (Ф.Ф. Харисов), разработки общетеоретических спецкурсов гуманитарного и естественнонаучного направления, осмысления феномена «этнический парадокс современности», «этнический ренессанс» (А.Ю. Белогуров), решается задача этнопедагогической подготовки будущих специалистов (СБ. Сергеева, Г.В. Давлекамова, К.С. Садыков, М.В. Чернова, О.А. Гущина, Н.М. Ахмерова и другие), выдвигаются различные этнопедагогические концептуальные положения (Г.Н. Волков, Л.Н, Бережнова, Г.А. Станчинский, В.К. Шаповалов, В.А. Николаев и другие). Изучение региональных особенностей и условий формирования этнопедагогической культуры студентов (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.П.Божедонова, Ш.А.Магомедов, И.О.Попова, М.Б.Насырова, С.Г. Тишулина и другие) показало, что существуют различные подходы к их реализации. Однако при изучении этнокультурных особенностей культуры тувинского народа (С.И.Вайнштейн, В.П.Дьяконова, М.Б.Кении-Лопсан, А.К.Кужугет, Г.Н.Курбатский, М.Х.Маннай-оол, Т.Т.Мунзук и другие) выявлено, что вне поля внимания остается формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования Республики Тыва.

Анализ нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике позволили выделить следующие противоречия между:

возросшей потребностью государства и общества в гармонизации национальных и этнокультурных межэтнических отношений и недостаточно выраженной ориентацией содержания университетского образования на формирование этнопедагогической культуры студентов;

осознанием педагогами высшей школы необходимости формирования этнопедагогической культуры студентов и неразработанностью методики использования этнокультурных средств в данном процессе;

значимостью этнической культуры и уровнем знаний студентов в этой области.

Данные противоречия актуализируют проблему поиска путей и условий формирования этнопедагогической культуры студентов университета и обусловливают выбор темы исследования: «Формирование этнопедагогической- культуры студентов в условиях университетского образования (на материале Республики Тыва)».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в университете.

Предмет исследования - формирование этнопедагогической культуры студентов в процессе освоения этнической культуры тувинского народа.'

Цель исследования: исследовать теоретические предпосылки формирования этнопедагогической культуры студентов и выявить педагогические условия ее освоения на уровне социально и личностно значимого этнического опыта.

Гипотеза исследования: формирование этнопедагогической культуры студентов университета на уровне социально и личностно значимого этнического опыта будет эффективным при условии, если:

- выявить знаниевую основу этнической культуры и определить ее
значимость для формирования этнопедагогической культуры студентов;

разработать специальный курс и обогатить его содержание элементами этнокультуры;

осуществлять анализ продвижения студентов в контексте проявления ими этнопедагогических знаний, отношения к ценностям этнокультуры и участие в этнопедагогической деятельности.

Данные условия в единстве и взаимосвязи будут способствовать овладению знаниями, их конкретизации и освоению этнопедагогического опыта.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность и содержание этнопедагогической
культуры.

2. Рассмотреть формирование этнопедагогической культуры студентов
университета в контексте междисциплинарных исследований.

3. Раскрыть содержание знаниевых основ формирования
этнопедагогической культуры студентов университета.

4. Разработать спецкурс этнопедагогической направленности и
обогатить его содержание элементами этнокультуры.

5. Разработать диагностические материалы и процедуры отслеживания
результатов продвижения студентов в контексте формирования их
этнопедагогической культуры.

Методологическую основу исследования составили:

- культурологический подход, отражающий связь культуры и общества,
культуры и образования (М.М.Бахтин, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский,
А.Н.Джуринский, М.С. Каган, Д.С.Лихачев; М.И. Шилова; В.В. Игнатова);

- аксиологический подход (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, В.П.Тугаринов,
Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов, В.А.Ддов);

Теоретическими основами исследования являются: труды по теории культуры (B.C. Библер, Т.А. Петрова, В.А. Щученко, С.Н. Иконникова, А.И. Марков, А.С. Кармин, М.М. Мамытов, К.З. Акопян); по этнокультурологии и этнопедагогике (С.Н. Артановский, В.М. Межуев, В:А. Николаев, С.Г.

Тишулина, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, В.К. Шаповалов, М.Л: Мальчевская, Н.Е Сидорова и другие); труды по теории этноса (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Н.Г. Скворцов); русских путешественников и ученых о традиционной культуре Тувы (Н.Ф. Катанов, Г.Н. Потанин, Ф.Я. Кон, В.И. Дулов, СИ. Вайнштейн, В.П. Дьяконова, Ю.Л. Аранчын, Ш.Ч. Сат, И.Л. Кызласов, М.А. Дэвлет, М.Б. Кении-Лопсан, Г.Н. Курбатский и другие), а также исследования этнопедагогических знаний в тувинской культуре как отражение этнической культуры в содержании общего и высшего образования Тувы (К.Б. Салчак, Л.П. Салчак, М.Б. Кенин-Лопсан, Т.Т. Мунзук, A.G. Шаалы, Х.Д.-Н. Ооржак, К.Д. Даваа и другие).

Исследования проблем учета культуры в процессе обучения- и воспитания в своей методологической основе, как правило, опираются на два и более подходы (В.К. Шаповалов (Москва), Н.Е Сидорова (Красноярск, 2004) и другие.

Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, изучение и обобщение этнопедагогического опыта, опрос, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности); статистические (качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

Основные этапы исследования.

Первый этап (1998-2002 гг.): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических положений и конкретизация основных понятий исследования, уточнение цели, задач исследования, объекта, предмета, формулирование рабочей гипотезы и определение методов изучения исследуемого явления. Второй этап (2002-2006 гг.): разработка теоретических и методических материалов по проблемам этнопедагогики, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры студентов университета.

Третий этап (2006-2008 гг.): проведение качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщение, уточнение теоретических положений и выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Организация и база научного исследования. Исследование проводилось на базе факультетов педагогики и психологии, исторического факультета Тувинского государственного университета. В пилотажном исследовании приняли участие около 500 студентов разных форм обучения- (из них - 92 студента в опытно-экспериментальной работе).

Личное участие соискателя состоит в теоретическом обосновании и практическом решении задач формирования этнопедагогической культуры студентов университета в качестве преподавателя Тувинского государственного университета.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивались исходными теоретическими положениями о формировании этнопедагогической культуры студентов университета; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; проверкой теоретических выводов на практике и их положительными результатами.

Научная новизна исследования.

1. Эксплицировано понятие этнопедагогической культуры как
неотъемлемой части профессионально-педагогической культуры, в структуре
которой важное место занимают знание содержания этнопедагогических
исследований, осознание значимости различных аспектов этнической культуры и
деятельность, соответствующая им.

2. Выявлено место этнопедагогики в системе педагогических дисциплин:
этнопедагогика представлена как феномен народной культуры и современного
поликультурного общества; как духовная культура народа и традиционное
мировоззрение; как этническая (народная) культура народа в теории культуры;
как этнокультурный идеал и ценность образования.

3. Доказано, что знаниевой основой формирования этнопедагогической
культуры студента университета являются: этнические ценности тувинского
народа; различные аспекты этнической (народной) культуры, многообразие их
проявлений, где человеку отводится главное место и роль в природной, бытовой,
социальной и духовной жизни народа; знание религиозных верований и
связанных с ними обрядов как формы культуры и фактора народного
воспитания.

4. Представлено содержательное и организационное решение разработки и
реализации спецкурса «Этнопедагогика», тематики общего и особенного
народной педагогики в научно-исследовательской деятельности студентов и их
социальной практике.

Теоретическая значимость исследования. Расширены знания о формировании этнопедагогической культуры студентов за счет выявления теоретических предпосьшок, обогащения содержания и педагогического обеспечения спецкурса «Этнопедагогика» традициями культуры, что обогащает культурологические основы педагогики высшей школы.

Практическая значимость исследования в том, что на основе проведенного исследования возможны: разработка учебно-методических материалов по изучению этнической педагогики в интеграции с этнической культурой, использование их в практике высшей школы и других учебных заведений, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров и работников культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогическая культура как неотъемлемая часть
профессионально-педагогической культуры представлена: знанием
содержания этнопедагогических исследований, осознанием значимости
различных аспектов этнической культуры и соответствующей им
деятельностью.

2. Этнопедагогика в системе педагогических дисциплин выступает как
феномен народной культуры и современного поликультурного общества; как

духовная культура народа и традиционное народное мировоззрение; как этническая (народная)- культура в теории культуры; как этнокультурный идеал и ценность образования.

3. Формирование этнопедагогической культуры студентов университета
обеспечивается развертыванием его знаниевых основ, которые
представлены: этническими ценностями тувинского народа; различными
аспектами этнической (народной) культуры, многообразием их проявлений,
где человеку отводится главное место и роль в природной, бытовой,
социальной и духовной жизни народа; знанием религиозных верований' и
связанных с ними обрядов как формы культуры и фактора народного
воспитания. Выделенные направления в процессе формирования
этнопедагогической культуры должны осваиваться студентами.

  1. Разработка и реализация спецкурса «Этнопедагогика», тематики общего и особенного народной педагогики в научно-исследовательской деятельности студентов и их социальной практике является одним из путей формирования этнопедагогической культуры студентов университета.

  2. Анализ продвижения студентов в контексте сформированности этнопедагогической культуры позволяет своевременно выявить западающие звенья в её развитии, побудить студентов к рефлексии личностного развития как педагога-профессионала, скорректировать содержание, формы организации учебного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском педагогическом госуниверситете им. А.И. Герцена (1995), в Тувинском госуниверситете (2006-2007), на международных (1997, 2007) и республиканских (2004) конференциях. Разработаны программа и учебно-методический комплекс по курсу «Этнопедагогика».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Этнопедагогическая культура как предмет психолого-педагогического анализа

Научной общественностью России активно рассматриваются решение социальных и педагогических проблем в контексте культуры, которые широко исследуются в трудах ученых (B.C. Библер, Б.С. Гершунский и другие). Понятие «культура» является объектом изучения многочисленных российских и зарубежных мыслителей. В их работах исследуются различные стороны культуры, ее виды, особенности. Культура изучается как целостное явление, в различных аспектах и проблемах, исследуется, в том числе и методология изучения культуры. Теории культуры посвятили свои труды русские ученые А.М Арнольдов., B.C. Библер, Ю.А.Жданов, Э. Ильенков, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, А.П. Марков, В.М. Межуев, А.П. Назаретян, Э.А. Орлова, Э. Соколов, А.Я. Флиер, В.А. Щученко и другие, а также зарубежные мыслители (Ж.А. Гобино, Ф. Ницше, Э. Тейлор, А. Тойнби, О. Шпенглер и другие). Как считает В.С.Библер, «в XX веке происходит сдвиг культуры в эпицентр человеческого существования» [14, с.З].

Большинство ученых определяют культуру как совокупность духовного опыта человечества, накопленного им за всю историю своего существования. Обосновывается принципиальная, позиция, в соответствии с которой, культура понимается как сугубо духовное образование (К.З. Акопян). По мнению А.П. Маркова, «культура в самом широком смысле этого слова — сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания,.процесс. и результат внеприродного бытия человека, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей, форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. Суть культуры проясняет ее понимание как специфической формы концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, как совокупности «проектных» способов и результатов освоения и преобразования мира (природы, общества, самого человека)...». Системообразующий элемент культуры, как считает А.П. Марков, это ценностно-нормативная база. Она отражает самобытность и уникальность духовной культуры, концентрирует духовные устремления и идеалы народа, определяет формы и содержание творческого самовыражения, обеспечивает личностную идентичность [128, с. 10]. Выделим также мысли В.А. Щученко о диалектике историко-культурного процесса, которая заключается в том, что, однажды появившись, формы культуры не просто уходят в прошлое, но и возвращаются снова и снова - во все новые состояния настоящего. «Так развивается культура, так формируются в ней небывшие ранее синтезы -обогащенные новым содержанием, конкретизируясь и накапливая смыслы...». Важным является мысль ученого о том, что старые формы не исчезают бесследно. Однажды возникнув, они как бы отрываются от среды их породившей и начинают свою «вечную» жизнь в историческом времени... Синтезирование ценностных миров - главное предназначение культуры. По мнению В.А. Щученко «понятие культурного синтеза современности представляется поэтому фундаментально важным понятием теории и методологии культурных процессов...» [237, с. 227-228].

М.М. Петрова раскрывает сущность нескольких исследовательских подходов к объяснению культуры (антропологический, философско-исторический, социологический, аксиологический (или ценностный). Выделяются также элементы структуры культуры, сферы культуры, общение как способ существования культуры, функции культуры, динамика культуры, основные культурологические концепции [158, с. 6, 40]. Причиной многообразия трактовок культуры П.С. Гуревич называет то, что «культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура» [47, с. 32].

В исследованиях выделяются виды духовной и материальной культуры. «Культура духовная — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве культуры духовной выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека - язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. [2, с. 346-347]. «... Разнообразие человеческих потребностей отражается в сложной структуре культуры материальной от основных орудий труда и средств существования, орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства, музыкальных инструментов, предметов религиозного культа, жилищ, одежды и т.д. Каждый объект в составе культуры материальной представляет собой реализацию идеи или системы идей» [143, с. 348-349]. При рассмотрении проблемы материальной и духовной культуры высказывается мысль, о том, что каждый из материальных объектов является фактором культуры не в силу своей материальности, а в силу того, что в нем заложено, содержится в материализованном виде определенное человеческое знание (М. М. Мамытов).

Имеется значительное число научных трудов, посвященных различным аспектам культуры, в их числе — работы В.М. Межуева, М.Т. Иовчука, Л.Н. Когана и других, рассматривающие культуру как процесс и меру раскрытия сущности человека и его сущностных сил. Различные определения культуры приводятся, например, в книге М.С. Кагана [74, с. 13-18]. Виды определений культуры, выделил А.С. Кармин. Как он считает, «...— продукты человеческой деятельности — представляют собою не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура - это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия... Если речь идет о продуктах человеческой деятельности или как продукты человеческой деятельности это материальная культура, а как мир смыслов -это духовная культура» [76, с. 10-11, 18, 41-42]. При этом он обращает внимание, что «Культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств». По его мнению, «говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл... Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, обычай и т.д.), рассматриваемый как носитель информации... Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры» [76, с. 59-61]. К рассмотрению текста А.С. Кармин выделяет два подхода - научный и специфически «гуманитарный», при этом делает вывод, «ни один из этих подходов не ведет к единственной, полной и окончательной истине», что они оба нужны, дополняют друг друга.

Междисциплинарные исследования проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов

В содержании данного параграфа представлены различные точки зрения на взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями гуманитарного знания, а также отражено содержание трудов, имеющих значение в процессе формирования этнопедагогической культуры студентов.

Исследование проблем этнопедагогики отражается в историко-педагогической литературе. Так, К.Д. Ушинский «глубоко изучает жизнь и крупных и самых малочисленных народов... Предметом особого внимания великого просветителя были дети и воспитание, ... обычаи и обряды, связанные с воспитанием детей, способы лечения младенцев, народные праздники, примеры поэтического влияния родной природы на человека и т.п» [38,.с. 125]. К.Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изучаемым материалом. С преподаванием предмета «Отечествоведение» автор связывал знакомство с элементами географии, истории, естествознания, изучение родного- языка. Содержание «Отечествоведения» К.Д. Ушинский рассматривал как комплексную характеристику края, региона проживания, где общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения» [43, с.31].

Г.А. Станчинский также утверждает, что «этническая педагогика зарождается на стыке многих традиционных научных дисциплин и, прежде-всего таких как этнология, социальная психология и педагогика, социология, лингвистика и т.д.», а «духовное формирование личности происходит путем присвоения ею культурно-исторического опыта этнических норм и ценностей своего народа» [185, с. 162].

На современном этапе развития образования, как пишет Л.Ф. Греханкина, «обращение к истории педагогики позволяет выделить различные подходы к решению вопроса об оптимальном сочетании компонентов содержания образования. В качестве локальных сведений о прошлом привлекалось ближайшее окружение школы, доступное непосредственному наблюдению (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). Во второй половине XIX в. в России возрос интерес к познанию своей страны, возникло понятие «родиноведение» (Н.Х. Вессель).

В исследованиях обосновывается также, что «в связи с синкретизмом народной педагогической культуры ее осмысление и перевод на теоретический и опытно-экспериментальный уровень возможны только при активном использовании и модификации исследовательских методов смежных наук, а также накопленной ими эмпирической информации... Таким образом, осмысление традиционной педагогической культуры и выделение ее в качестве самостоятельного объекта научного исследования позволяют существенно компенсировать разрывы, существующие между педагогикой и реалиями бытия современного человека»[223].

По мнению Т. Петровой, полноценное воспитание детей в семье возможно только при условии сохранения и развития традиций и обычаев. Этнопедагогика - уклад семейной жизни, который несет воспитательный потенциал и народную мудрость. Важно учитывать, что этнопедагогика имеет тесную связь, с этнокультурологией,. изучающей этническую составляющую культуры и этнокультурные традиции, к которым начинают приобщать в семье, в условиях дошкольных учреждений и школ. Учеными России активно разрабатываются вопросы, связанные с многообразием этнических культур и образованием учащихся! В них обосновывается; что в отечественной науке назрела необходимость осмысления этнокультуры, учета этнокультурных особенностей культуры народов России, то есть традиций, обычаев, сферы общения людей, привычек, и т.д. Этнокультурная направленность общего среднего образования исследована В.К. Шаповаловым. Образование он рассматривает как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, этноса, общества, государства, реализуемый в едином федеральном культурном и образовательном пространстве. А цель деятельности национальной школы состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации. Для успешного развития национальной школы В.К. Шаповалов определил условия, которые во многом обеспечат ее жизнеспособность. Одним из них, по его мнению, является удовлетворение потребности национальной школы в кадрах, способных реализовать этнокультурную направленность образования. Необходима более четкая содержательная ориентация средних профессиональных и высших педагогических учебных заведений на удовлетворение этой потребности. Обязательным компонентом профессиональной подготовки, педагогов должно стать изучение ими специальных курсов, в том числе этнопедагогики [233; с.17,25, 27-28].

В высшей школе эта ориентация рассматривается, исходя из её сущностных функций, на основе педагогической теории и практики, которые стали учитывать этническое многообразие культуры народов России. В связи с этим актуальна задача этнопедагогической подготовки будущих специалистов дошкольного и школьного образования в условиях высших учебных заведений. Решение ее осуществляется; в различных направлениях: формирование этнопедагогической компетентности педагогов дополнительного образования (С.Б; Сергеева); подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической- среды- в полинациональном регионе (Г.В: Давлекамова); формирование этнической педагогической культуры у будущего учителя татарской национальной школы (К.С. Садыков); формирование готовности студентов педагогических вузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (М.В. Чернова); педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов (О.А. Гущина); этнокультурный подход в процессе подготовки социальных педагогов к работе с семейным социумом (Н.М. Ахмерова) и другие.

Содержание знаниевой основы формирования этнопедагогической культуры студентов университета

Содержание данного параграфа раскрывается, прежде всего, в связи с тем, что этнопедагогические знания являются основным компонентом этнопедагогической культуры студентов. В настоящее время, на наш взгляд, видно несколько направлений в теоретическом основании этнопедагогики, не противоречащих друг другу. Первое направлено_ на дальнейшее развитие этнопедагогики как науки (Г.Н. Волков, Г.М. Коджаспирова и другие). Второе связано с тем, что этнопедагогика рассматривается как «направление в исследовании социализации и образования» (М. Кузьмин и другие) или как часть педагогической науки (B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко). Развитие третьего направления мы видим в исследованиях, авторы которых придерживаются подхода, рассматривающего этническую (народную) культуру как базовый компонент (или этнокультурный пласт) национальной культуры. Исходя из чего, понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» они рассматривают идентично. Четвертое направление — возникновение и развитие сравнительной этнопедагогики. Пятое — исследования по формированию этнопедагогической культуры, что свидетельствует о расширении границ этнопедагогических исследований. На основе выявленных направлений этнопедагогику мы рассматриваем как часть педагогической науки.

В систему педагогических дисциплин, изучаемых студентами в процессе подготовки в некоторых высших учебных заведениях, с середины 1990-х годов стал входить курс «Этнопедагогика» (национально-региональный компонент), стали разрабатываться соответственно и учебники (Т.Н. Волков, Г.А. Станчинский, Л.Н. Бережнова и другие). Курс нацелен на осмысление студентами народных и национальных особенностей воспитания, на формирование этнопедагогических знаний, развитие культуры и ее традиций, на расширение и усиление базы их профессиональной подготовки.

С начала 1990-х годов мысль о возрождении народной педагогики стала своеобразной стартовой точкой для дальнейших научных исследований, посвященных тувинской народной педагогике. Ученые активнее стали разрабатывать концепции воспитания современных школьников с учетом знаний народной педагогики, что позволяло учителям-практикам в какой-то мере решать проблемы выбора и внедрения элементов народной педагогики в содержание образования.

Наряду с этнопедагогическими исследованиями отечественных ученых, в содержании знаниевой основы формирования этнопедагогической культуры студентов в нашем исследовании определено изучение тувинской народной педагогики в свете исторически сложившегося этнического своеобразия тувинской культуры. Исходя того, что в настоящее время в исследованиях отмечается несоответствие между знаниями в области народной культуры и ее значимостью, в ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали методики, с целью выявления, данного несоответствия и уровней значимости [Приложение 4].

В целом в процентах усредненные показатели уровней значимости этнической культуры для студентов 1-го и 4-го курсов следующие: выявлен низкий уровень значимости аспектов этнической культуры (не значимо) для 2,2% студентов 1 курса и для 6,6% студентов 4 курса. Средний уровень значимости (имеет определенное значение) - для 43,5% студентов 1 курса и-для 61,4% студентов 4 курса. Высокий уровень (имеет важное значение) -для 54,3% студентов 1 курса и для 32% студентов 4 курса. Общие показатели значимости аспектов этнической культуры для 42 студентов: не значимо (низкий уровень) — для 4,1% студентов, имеет определенное значение и возрастает (средний уровень) - для 51,2% студентов, имеет важное значение (высокий уровень) — для 43,8% студентов [Приложение 5].

Поскольку средний и высокий уровни значимости этнической культуры выявлены у большинства студентов, с целью выявления конкретных знаний студентов в области этнической культуры было дано задание изложить, что они знают по каждому из аспектов этнической культуры [Приложение 6]. Оно выявило, что средний (51,2%) и высокий (43,8%) уровни значимости не соответствуют конкретным знаниям аспектов этнической культуры. Результаты опроса обсуждались на практических занятиях, студенты пришли к выводу, что значимость этнической культуры должна соответствовать знаниям в данной области. Им было предложено также определить характер своей оценки"и отношений"к "различным аспектам" этнической культуры [Приложение 7]. Многие теперь обозначили оценки как недостаточные и плохие.

С учетом этого был осуществлен анализ основных направлений, содержательно отражающих знаниевую основу формирования этнопедагогической культуры студентов университета (на материале Республики Тыва), выявленных в теоретической части исследования.

В первом направлении раскрываются этнические ценности тувинского народа, многообразные народные знания о животном и растительном мире, знания о народном творчестве тувинских сказителей, знания, отражающие социальное сознание тувинцев в фольклоре, который прямо или косвенно раскрывают духовную культуру народа в ее самом широком понимании как традиционное народное мировоззрение. Раскрывается устное народное творчество тувинского-народа на основе исследований Н.Ф. Катанова, Г.Н. Потанина, Ф.Я. Кона, Г.Е. Грумм-Гржимайло, СА. Сарыг-оола, А.А. Пальмбаха, Д.С. Куулара, Г.Н. Курбатского и других. Раскрываются также вопросы возникновения и развития тувинского языка, появленияшисьменных традиций на территории Тувы (Ф.Г. Исхаков, А.Н. Кононов, Ш.Ч. Сат, И.Л. Кызласов, Б.И. Татаринцев и другие).

Второе направление раскрывает различные аспекты этнической (народной) культуры тувинцев, многообразие ее проявлений. Данные аспекты отражают богатую историю и самобытную культуру тувинского народа. В данном направлении освещалась история тувинского этноса и его культуры, особенности ее становления и изучения, что раскрывается в историко-этнографических исследованиях. В них отмечается что для тувинского народа характерны самобытность, своеобразие языка, религии, образа жизни, личного достоинства, бодрости духа (Г.Н. Потанин, Н.Ф. Катанов, А.В. Адрианов, Л.П. Потапов, СИ. Вайнштейн, В. Дьяконова, Г.Н. Курбатский, А.К. Кужугет и другие).

Насыщение содержания курса «Этнопедагогика» элементами народной культуры

В связи с включением с середины 1990-х годов в содержание высшего образования данного курса разработка его программы была основана на исследованиях Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, Д.С. Данилова и других. Дополнение и совершенствование существующей программы и учебного плана стало необходимым, поскольку к концу 1990-х - началу 2000-х годов были созданы учебники по этнопедагогике (Г.Н. Волков, B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко, Л.Н. Бережнова и другие). B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко раскрыли географию расселения народов России, этнические различия и национальный менталитет, духовные истоки народной педагогики, основы народной педагогики и общечеловеческие ценности в народной педагогике. Кроме того, они включили в учебник разработанную ими региональную программу по этнопедагогике. Она отличается тем, что в ней предусмотрено широкое изучение православной народной педагогики, особенности казачьей народной педагогики, традиции в воспитании и обучении детей народов ислама, мораль и этика буддизма. В целом содержание этих учебников является основным ориентиром в формировании этнопедагогической культуры студентов.

Осмысление этнического компонента национальной культуры имеет немаловажное значение в формировании этнопедагогической культуры. В процессе преподавания курса «Этнопедагогика» на основе анализа культурологической литературы отмечается многообразие и особенности культурной жизни народов Российской Федерации, в том числе тувинского народа. В процессе насыщения содержания спецкурса в последние годы нами учитывались материалы, отражающие знаниевые основы, которые выражены в основных направлениях, представленных в первом параграфе данной главы.

Данный тематический план реализовывался в учебном процессе университета с использованием разнообразных форм обучения. В содержании данного курса особое внимание уделялось теоретическим проблемам этнопедагогики (труды Г.Н.Волкова, Н.Н.Кузьмина, В.С.Кукушкина, Л.Д. Столяренко, К.Б.Салчак, Л.Б.Салчак, Т.Т.Мунзук, А.С.Шаалы и другие). Это способствует становлению педагогического аспекта этнического самосознания. В процессе изучения курса студенты усваивали этнопедагогические знания, учились аргументированно выражать свои суждения, соблюдение религиозных традиций, то есть шел процесс формирования познавательного критерия этнопедагогической культуры.

Прикладные аспекты этнопедагогических исследований являлись необходимым содержательным компонентом всего курса, что способствовало развитию интереса к этнопедагогической деятельности, эмоциональному восприятию народного творчества, осмысленю толерантности по отношению к другим культурам и людям, то есть шел процесс формирования ценностного отношения этнопедагогической культуры.

Насыщение содержания спецкурса «Этнопедагогика» элементами народной культуры осуществлялось, исходя того, что народная педагогика представляет собой совокупность знаний народа по воспитанию, которая передается в этнокультурных традициях, в фольклоре и других видах народного творчества. Содержание тувинской народной педагогики показывает, что тувинцы прекрасно понимали значение воспитания, эмпирически выработали народные понятия- и знания. Для студентов важно их осмысление на тувинском и русском языках: «кижи озер, кидис шойлур» (войлок растянется, человек вырастает); «аът болуру кулунундан, кижи болуру чажындан» (вырастает конь из жеребенка, человек — из малого ребенка); «авага ажы-толу артык, анчыга алды-киш артык» (дорог охотнику соболь.черный, - матери - сын, в мученьях рожденный); «ава кижи толум дээр, ажы-толу шолум дээр» (мать о детях заботится, дети - в степи торопятся); «кижи толунге ынак, ыт коданынга ынак» (человек своих детей-голубит, а собака двор хозяйский любит).

В осмыслении сущности тувинской народной педагогики на тувинском и русском языках важно рассмотрение духовной культуры тувинцев в фольклоре, в традиционном народном мировоззрении. Каждый народ веками накапливает знания о природных объектах и явлениях, горно-водной системе, изучает местность, родной край, ведет фенологические, метеорологические наблюдения, а также топонимы. Например, загадки свидетельствуют о том, что тувинцы знали конфигурацию и местоположение некоторых звёзд и созвездий, в частности, «Большой Медведицы» - Чеди-Хаан, или монг. Долаан-Бурган, букв. Семь Ханов (аъдымнын кижени ында-мында чеди коктешкилиг» - путы моего коня с семью заклёпками; «семь красновато-рыжих коней»), и «Плеяды» - Угер. В песне упоминается созвездие Тельца. Тувинские названия звёзд иногда получали загадковую форму, напр., «дээрнин илгээ», «дээрнин тии» (небесный шов) — Млечный путь». Тувинцы «по звёздам и созвездиям умели ориентироваться».

В фенологических, метеорологических наблюдениях тувинцев — -посредством- загадки-чётко-формулируется—вопрос-о-природе звездо- и градопада: «дээрден душту, демирбе, даш бе?» - с неба упало: железо ли, камень ли?, возникший, вероятно, вследствие находимых на территории Тувы метеоритов. Появление созвездия Плеяды — Угер означало близость холодов, а исчезновение — наступление тёплого времени года: «чайын унмес, кыжын унер хараган» - караганник, цветущий (всходящий) не летом, а зимой». Имеются загадки, свидетельствующие, например, «о понимании процесса зарождения облачности» тувинцами. «Подчас в одной загадке диалектически соединяются явления, происходящие в тувинской природе одновременно. В этнобиологии тувинцев раскрывается следующую особенность: фольклор воссоздает растительный и животный мир Тувы -растения, деревья, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. В биологии человека, согласно-традиционному мировоззрению тувинцев, «человек, несомненно, находился в центре народного мировидения. Человек солнечного мира» - такова фольклорная характеристика мира живых людей. У тюрков Сибири «видеть солнце» означало «жить». Тувинское выражение «караан чырыдар» (глаз его осветить) означало «открыть глаза», «научить грамоте» (ср. с русским «просветить») и одновременно «принимать роды». Народные знания тувинцев о человеке (тело человека, фазы бытия, психофизиологические состояния, материал по ономастике, счисление времени, календари, другие знания, меры и т.д.) — все это с переводом на русский язык обогащает этнопедагогическую культуру студентов. Загадки-триады «Большую часть жизни, «днём» человек «на двух ногах», «В молодости, когда растёшь, голова чёрная, зубы белые», «Вечером», т.е. в старости, «на трёх ногах», т.е. ходит с палкой: 60 лет - «алдан даянгыыш», 60 посохов, 70 лет — «чеден быра», 70 рычагов-опор» позволяют осмыслить значение своего здоровья и взаимоотношения старшего и молодого поколений.

Похожие диссертации на Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва