Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Кашапова Ляля Мухаметдиновна

Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы
<
Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кашапова Ляля Мухаметдиновна. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.01 Уфа, 2006 400 с. РГБ ОД, 71:07-13/117

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Историко-теоретические и практические предпосылки становления непрерывного этномузыкального образования 24

1.1. Генезис проблемы непрерывного образования в контексте социокультурных явлений 24

1.2. Истоки национальной идеи в отечественном музыкальном образовании 47

1.3. Аксиологизация национально-региональной музыкальной культуры в непрерывном этномузыкальном образовании 70

Выводы по первой главе 95

Глава II. Теоретико-методологические основы развития непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональнальной образовательной системы 98

2.1. Объективная реальность непрерывного этномузыкального образования . 98

2.2. Концепция непрерывного этномузыкального образования в полинациональном регионе 119

2.3. Прогностическая модель непрерывного этномузыкального образования

как целостной национально-региональной образовательной системы 138

Выводы по второй главе 159

Глава III. Реализация непрерывного этномузыкального образования в допрофессиональный период 160

3.1. Приобщение детей к национальной музыкальной культуре в семейном воспитании 160

3.2. Этномузыкальное развитие дошкольников средствами национальных музыкальных традиций 182

3.3. Содержание, формы и методы этномузыкального образования школьников 203

3.4. Этномузыкальное воспитание детей и подростков в учреждениях дополнительного образования 226

Выводы по третьей главе 245

Глава IV. Опытно-экспериментальное исследование системы непрерывного этномузыкально-педагогического образования и его результаты 247

4.1. Содержание и организация эксперимента по непрерывному этномузыкально-педагогическому образованию 247

4.2. Инновационный подход к повышению квалификации музыкально-педагогических кадров в системе непрерывного этномузыкального образования 268

4.3. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации этномузыкального образования детей 289

4.4. Музыкально-этнографическая подготовка будущих педагогов-музыкантов в условиях вуза 309

4.5. Педагогический мониторинг как системная диагностика и фактор повышения качества непрерывного этномузыкального образования 330

Выводы по четвёртой главе 351

Заключение 353

Литература 358

Приложения 386

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современных социокультурных изменений при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом целесообразна адаптация образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей. Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, в том числе и этномузыкального, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Непрерывное этномузыкальное образование при этом способствует этноличностному развитию каждого субъекта образовательного процесса, передаче ему духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями. Следовательно, возникает необходимость педагогизации современной информационной среды, формирования критического отношения и самостоятельности обучаемого в нравственно-эстетической оценке действительности путём познания этномузыкального искусства, развития его этнодуховного потенциала, воспитания как культуротворческой, гуманной и толерантной этноличности.

В рамках национально-региональной образовательной парадигмы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с трактовкой понятий «этнообра-зованного» и «этнокультурного» человека, со средствами и способами его формирования, с развитием и реализацией личностью этнокультурного опыта на протяжении всей жизни. Проникновение гуманистической, культуросообразной и природосообразной моделей образования в систему непрерывного этномузыкального образования на стыке последних двух веков позволило трактовать его как процесс личностного и профессионального развития человека в этнокультурном контексте, где непрерывность как закономерность и императив этномузыкального образования связана с диалектической природой национального музыкального искусства, с этнопсихологическими особенностями развития личности, с допрофессиональным этномузыкальным развитием.

Исследования в области музыкальной педагогики и психологии, социологии и музыкознания раскрывают полифункциональность музыкального искусства, которая связана с общением, познавательной, оценочной и преобразова тельной деятельностью человека, является механизмом его личностного развития, свидетельствует о значимости музыкального наследия народов в развитии этнокультурного потенциала общества. Этнопсихологические особенности личности и социальные функции национального музыкального искусства становятся объективными предпосылками непрерывного этномузыкального образования, реализация которого связана с особой организацией данного процесса.

Целенаправленный анализ литературы показал, что отдельные аспекты исследуемой проблемы получили свою фундаментальную разработку: теоретико-методологические и практические основы развития музыкального образования на Урале (С.Е.Беляев); формирование национально-культурной среды в общеобразовательной школе (Л.В.Кузнецова); использование национальных традиций в преподавании музыки (Т.Г.Мариупольская); развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков возникновения до формирования её как устойчивого явления (Ф.Ш.Салитова); использование музыкального краеведения в системе «школа - вуз - повышение квалификации педагогов-музыкантов» (Л.А.Тарасова); региональное профессиональное музыкальное образование (Н.Р.Туравец); использование народной музыки как средства нравственно-эстетического воспитания молодёжи (А.Ш.Хасанов); становление и развитие системы музыкального образования в Таджикистане (М.Р.Юлдашева); национально-региональное музыкально-эстетическое образование в Бурятии (Э.С.Алёшина); становление и развитие музыкально-педагогического образования в Киргизии (Т.М.Балтабаева); музыкальная этнопедагогика на примере народов Севера (И.А.Богданов); современное образование на основе русской народной музыкальной педагогики (В.В.Васильева); деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на киргизских народных традициях (Т.А.Жоробекова); активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора (Л.Л.Куприянова); формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (М.В.Чернова) и др. Однако непрерывное этному-зыкальное образование, имея давние исторические традиции и развиваясь объективно, на сегодня еще не сложилось в целостную систему.

Особую значимость для разработки данной проблемы имеют достижения отечественной и зарубежной науки и практики, отражающие идею необходимости образования человека на протяжении всей жизни. В частности, Я.А.Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил идею многоуровневого музыкального образования детей и молодёжи на основе преемственности и непрерывности в обучении. Его ценные и перспективные идеи получили развитие в трудах и деятельности Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.

Идею важности образования человека в течение всей жизни, опирающуюся на философские труды Аристотеля, Сократа, Платона, Гердера, Гегеля и Вольтера, актуализируют современные отечественные учёные: В.И. Байденко, В.Г.Бочарова, А.А.Вербицкий, А.П.Владиславлев, Т.В.Воронцова, Б.С. Гершун-ский, В.И.Загвязинский, Г.П.Зинченко, С.А.Иванов, П.В.Лепин, Н.Н.Нечаев, А.М.Новиков, Е.И.Огарев, В.Г.Осипов, В.П.Оснач, Л.Л.Редько, В.С.Садовская, А.И.Субетто, В.А.Юрисов и др.

Для теоретического осмысления исследуемой проблемы большое значение имеет современная образовательная парадигма, опирающаяся на гуманистический, природосообразный и культуросообразный принципы, раскрытые в трудах В.И.Андреева, Ш.А.Амонашвили, В.Л.Бенина, М.Н.Берулавы, В.В.Давыдова, С.М.Каргапольцева, П.П.Козловой, С.В.Николаевой и др. Актуальны и исследования В.Ф.Афанасьева, К.ШАхиярова, В.И.Баймурзиной, И.И.Валеева, Г.Н.Волкова, А.С.Гаязова, А.И.Ефимова, В.Г.Крысько, Г.М.Науменко, З.Г.Нигматова, Т.Н. Петровой, Э.А.Саракуева, Т.Г.Стефаненко, ИЛ.Ханбикова, Ф.ПЯлалова и др. в области этнонаук, гражданско-пратриотического воспитания молодёжи.

В разработке идеи непрерывности этномузыкального образования пристальное внимание отводится исследованиям по философии культуры, культурологии, социологии искусства (Г.Л.Головинский, П.С.Гуревич, М.С.Каган, А.П. Марков, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор и др.), по психологии восприятия музыки и искусства, психолого-педагогическим основам художественного творчества и музыкальной деятельности, психологии музыкальных способностей и развития личности (Ю.Д.Бабаева, С.Н.Беляева-Экземплярская, П.П.Блонский, Д.Б. Богояв ленская, Л.Л.Бочкарёв, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, Г.В.Иванченко, A.M. Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Е.В.Назайкинский, З.Н.Новлянская, В.И. Пет-рушин, Я.А.Пономарев, В.Г.Ражников, А.З.Рахимов, Б.М.Тешюв, Д.И. Фельд-штейн, Г.М.Цыпин, В.Д.Шадриков и др.).

В настоящем исследовании мы опирались на ряд работ, осветивших отечественные музыкально-образовательные традиции, положения о целостности и преемственности общего и профессионального образования и отразивших идею национального музыкального образования (Б.ВАсафьев, М.А.Балакирев, М.И. Глинка, А.С.Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков, В.Н.Шацкая, В.В.Юдин, Б.Л.Яворский и др.), которые вызвали у нас большой интерес.

В разработке идеи непрерывности допрофессионального и профессионального этномузыкального образования особую роль играют исследования Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Барен-бойма, Л.А.Безбородовой, Н.А.Ветлугиной, Л.В.Горюновой, Н.Л.Гродзенской, Л.Н.Комиссаровой, А.П.Мальцева, М.С.Осенневой, О.П.Радыновой, Г.С.Ригиной, Н.М.Сокольниковой, Н.А.Терентьевой, Л.В.Школяр, А.И.Щетинской и др.

Немалую важность, интерес для экспериментальной разработки исследуемой проблемы представили работы в области психолого-педагогической диагностики (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, Л.В.Богомолова, Р.С.Сакаева и др.); мониторинговых исследований качества образования (В.И.Андреев, Д.В.Люсин, Т.Е.Макарова и др.); организации и содержания многоуровневого образования (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнёва, Ю.Г.Татур и др).

Изучив программное содержание дошкольного, школьного и дополнительного музыкального образования детей; ссузовского, вузовского и послевузовского музыкально-педагогического образования студентов и педагогов-практиков; государственной программы «Народы Башкортостана»; проекты концепций «Художественное образование как фундамент эстетического развития учащихся в школе», «Школа гармонического развития» (Б.М.Неменский); Концепцию художественного образования в Российской Федерации, подготовленную совместными усилиями Министерства образования и Министерства культуры России; Концепцию непрерывного художественного образования (Т.В.Челышева) и проект национальной доктрины образования РФ, наиболее важные их позиции мы развили в настоящем исследовании.

Несмотря на возрастающий интерес к исследуемой проблеме, исторические предпосылки, объективно непрерывное этномузыкальное образование пока не сформировано как целостная национально-региональная образовательная система, представляющая собой совокупность целевых, содержательных и процессуальных характеристик. Анализ предшествующих исследований показал, что они носят локальный и несколько абстрактный характер, в них отсутствует теоретическое обоснование системы непрерывного этномузыкального образования. Актуальность теоретико-методологической разработки исследуемой проблемы обусловлена имеющимися противоречиями:

- в социальном плане - устойчивой общественной тенденцией обращения к народным традициям как проверенному механизму межэтнического взаимодействия и недостаточной разработанностью этой проблемы;

- в педагогическом плане - необходимостью реализации идеи культуротвор-чества в многоуровневом национально-региональном музыкальном образовании на основе идеи непрерывности как инновационного подхода, определяющего его содержание и процесс, а также обеспечивающего конечный результат;

- существованием в современной музыкально-педагогической практике альтернативных подходов в музыкальном образовании детей, взрослых и отсутствием единой, универсальной концепции непрерывного этномузыкального образования личности в допрофессиональный и профессиональный период;

- ориентацией непрерывного этномузыкального образования на сохранение и возрождение этнокультурных потребностей народов, воспитание субъектов образования как носителей этномузыкальной культуры, в духе мира, согласия, взаимоуважения, толерантности, патриотизма и недостаточной методологической рефлексией на данный аспект исследуемой проблемы;

- стереотипным эмпирическим мышлением педагогов-музыкантов, осуществлением ими методического и недооценкой теоретического осмысления непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы, что оказывает негативное влияние на её становление.

Такое состояние исследуемой проблемы способствует её осмыслению на методологическом уровне, а экспериментальные поиски направляются на установление соответствия непрерывного этномузыкального образования новой образовательной парадигме и национальной доктрине образования; на теоретико-практическое обоснование целостной национально-региональной образовательной системы - допрофессиональное этномузыкальное образование дошкольников и школьников, профессиональное этномузыкально-педагогическое образование студентов и педагогов-практиков.

Научно-практические потребности и выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы», проблема которого заключается в определении теоретико-методологических основы моделирования и реализации непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: непрерывное этномузыкальное образование в поликультурном регионе.

Предмет исследования: процесс моделирования и реализации непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать генезис непрерывного образования с точки зрения социально-культурных и педагогических проблем, смены образовательных парадигм на основе принципов гуманизации, природосообразности и культуросообразности.

2. Изучить этномузыкальное образование как систему, определить понятие «непрерывное этномузыкальное образование», рассмотреть его предпосылки и условия реализации.

3. Сформулировать и обосновать теоретические положения изучаемого феномена, разработать прогностическую модель непрерывного этномузыкального образования как составляющую его концепции.

4. На основе разработанной теории выявить цель, задачи, принципы и структуру содержания непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы, -найти их адекватное отражение в многоуровневом музыкально-образовательном процессе.

5. Разработать и экспериментально проверить формы, методы и образовательные технологии допрофессионального и профессионального этномузыкального образования в контексте его непрерывности.

6. Раскрыть квалитативную технологию педагогического отслеживания, анализа и оценки качества непрерывного этномузыкального образования как системную диагностику непрерывного допрофессионального и профессионального этномузыкального образования в поликультурном регионе.

7. Осуществить научно-методическое обеспечение непрерывного допрофессионального и профессионального этномузыкального образования в регионе.

Замысел и задачи исследования конкретизированы в гипотезе, которая соотносится с ведущей идеей концепции и основана на предположении о том, что моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы послужит альтернативой стихийному влиянию массовой музыкальной культуры на человека и оптимизирующим фактором его этноличностного становления, а также механизмом развития этнокультурного потенциала современного общества через специально организованный педагогический процесс, если:

а) разработать концепцию непрерывного этномузыкального образования с учётом особенностей поликультурного региона, ориентированную на развитие субъектов допрофессионального и профессионального образования как носителей этномузыкальнои культуры, владеющих национальным самосознанием и опытом межэтнического общения;

б) создать прогностическую модель непрерывного этномузыкального образования и внедрить её в многоуровневую музыкально-образовательную практику в условиях моно- и поликультурного образовательного пространства;

в) осуществить экстраполяцию концептуальных положений непрерывного этномузыкального образования на практику целостной национально региональной музыкально-образовательной системы «семья - ДОУ - школа -У ДО - ссуз - вуз - ПК»;

г) сформировать единое национально-региональное музыкально-образовательное пространство Башкортостана согласно модельным представлениям о НЭМО через преемственность и взаимодействие целей, задач и содержания общего этномузыкального и этномузыкально-педагогического образования путём реализации единых педагогических принципов;

д) установить тождественность между допрофессиональным и профессиональным уровнями непрерывного этномузыкального образования, показав эффективность используемых в них форм, методов, средств и образовательных технологий;

е) разработать квалитативную технологию педагогического отслеживания, анализа и оценки качества непрерывного этномузыкального образования с целью регуляции и корректирования процесса его становления как целостной национально-региональной образовательной системы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения: о целостности, преемственности и непрерывности образования, взаимосвязи и обусловленности всех её этапов; личности как субъекте деятельности, её социальной, этнической и творческой сущности; этнокультурной обусловленности многоуровневого музыкального образования как социокультурного феномена. Исследуемая проблема настолько многогранна, что предполагает обращение к трудам по философии, культурологии, педагогике, психологии, этнонаукам, социологии, искусствознанию и основывается на совокупности методологических подходов, которые дополняют и конкретизируют друг друга.

Методологической основой исследования явились следующие идеи: философское понимание природы человека и общества, их взаимозависимости; вероятность и необходимость образования человека на протяжении всей жизни; феномен культуры и социокультурная деятельность человека; влияние культуры на становление личности; культурологические и национальные основы образования; концепция «диалога культур»; отражение философских категорий всеобщего, особенного, единичного в образовании; взаимосвязь и взаимообусловленность принципов аксиологизации, гуманизации, природосообразности и культуросооб-разности в современном образовании; роль народов в создании самобытных эт-нокультур, их отношение к наследию прошлого; этнокультурное образование в допрофессиональный и профессиональный период; педагогика межнационального общения в моно- и поликультурной среде; социальная полифункциональность музыкального искусства; социально-психологические основы музыкальной педагогики; диалектическая природа этномузыкального образования и психологическое осмысление музыкального творчества; развитие личности в поликультурном контексте и формирование этномузыкальной культуры человека; социально-психологические и системно-развивающие основы образования; личностно-деятельностный подход в музыкальном образовании; воплощение в непрерывном этномузыкальном образовании принципов преемственности и целостности, теоретических основ моделирования и проектирования педагогических систем.

Ведущая идея теоретической концепции исследования заключается в следующем: непрерывное этномузыкальное образование как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер моделируется и реализуется как целостная национально-региональная образовательная система на основе единства и преемственности его целевого, содержательного и технологического компонентов, влияющих на конечный результат -сформированность этномузыкально-культурного потенциала общества и этномузыкальной культуры личности (общей этномузыкальной и этномузыкально-педагогической), владеющей национальным самосознанием и опытом межэтнического общения, через специально-организованную образовательную среду.

Для решения поставленных в исследовании задач, а также подтверждения исходных положений и проверки гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих методов:

- теоретических: изучение и теоретический анализ литературы в области философии и истории, общей и музыкальной педагогики и психологии, культурологии и социологии, эстетики и музыкознания, этнографии и фольклористики, нормативных документов, архивных материалов и аудиозаписей с национальной музыкой, монографий, материалов международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, семинаров-совещаний, связанных с проблемой исследования; системный анализ с целью определения структуры непрерывного этномузыкального образования, научное моделирование НЭМО как ЦНРОС, теоретическое обобщение результатов;

- эмпирических: системно-структурный анализ учебного материала, систематическое наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта по этномузыкальному образованию детей и взрослых, анализ многолетней педагогической деятельности автора исследования, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, опрос респондентов; педагогический эксперимент по проверке эффективности реализации непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы, изучение деятельности обучающихся, математическая обработка полученных результатов.

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных в системе наук; программы и учебно-методические пособия для дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования детей, ссузов, вузов, системы повышения квалификации; законодательные и нормативные документы.

Опытно-экспериментальной базой исследования были: Башкирский институт развития образования, Башкирский государственный педагогический университет, Самарский государственный педагогический университет (филиал в г. Уфе), Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова (филиал в г. Уфе), Уфимские педагогические колледжи №1 и №2, Сибайский педагогический колледж, общеобразовательные школы, учреждения дошкольного и дополнительного образования детей, семейное музыкальное воспитание. Исследованием были охвачены более 3000 человек (дети, родители, студенты, педагоги-музыканты, руководители методического объединения, методисты, преподаватели педагогических вузов и ссузов, руководители разноуровневых образовательных учреждений).

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке концептуальных идей и положений исследования, непосредственном руководстве и осуществлении длительной опытно-экспериментальной работы в качестве музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения, учителя музыки общеобразовательной школы, педагога учреждения дополнительного образования, преподавателя педагогического ссуза и вуза, ведущего методиста и преподавателя системы повышения квалификации, консультанта-рецензента в процессе подготовки научно-педагогических кадров в области этномузыкального образования.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (организационно-подготовительный) - (1981-1992 гг.) -пилотажное исследование состояния этномузыкального образования детей в многоуровневых образовательных учреждениях, музыкально-этнографической подготовки студентов в педагогических ссузах и вузах Урало-Поволжского региона; начало лонгитюдного исследования по подготовке специалистов к этно-музыкально-педагогической деятельности для работы с дошкольниками и школьниками в системе базового и дополнительного профессионального образования; определение проблемного поля и методологических основ исследования, степени разработки проблемы в теории музыкальной педагогики, общей гипотезы и задач исследования.

Второй этап (содержательно-процессуальный) - (1992-2005 гг.) - разработана концепция непрерывного этномузыкального образования и создана прогностическая модель исследуемой системы; выполнен констатирующий эксперимент и обобщены его результаты; определены принципы реализации непрерывного этномузыкального образования. Проведён формирующий эксперимент в системе допрофессионального и профессионального этномузыкального образования; экспериментально проверена технология педагогического мониторинга как системной диагностики непрерывного этномузыкального образования; создана целостная национально-региональная образовательная система по непрерывному этно-музыкальному образованию, в который внедрены авторские курсы и программы, модифицированные и апробированные дисциплины в рамках идеи исследования.

Третий этап (аналитический, завершающий) - (2005-2006 гг.) - завершён формирующий эксперимент, произведены систематизация и обобщение научных результатов, их качественно-количественный анализ, сформулированы выводы. Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования:

- в диссертации обоснована совокупность педагогических идей и положений о необходимости непрерывного образования человека на протяжении всей жизни как условия его личностного и профессионального становления (образование - ценность, система, процесс и результат), которые стали фундаментальной основой разработки методологии (теоретического моделирования и практической реализации) НЭМО как ЦНРОС, обогащающей научные представления о преемственности и непрерывности этномузыкального образования детей (дошкольников, школьников) и взрослых (студентов, педагогов-практиков) в процессе их этноличностного становления, формирования национального самосознания и опыта межэтнического общения;

- раскрыты и концептуально развиты основные понятия и категории педагогики: «непрерывное этномузыкальное образование», «первичный этномузы-кальный опыт», «национальное музыкально-эстетическое сознание», «музыкально-этнографическая подготовка», «общая этномузыкальная культура», «этному-зыкально-педагогическая культура», «этномузыкальная культура личности»;

- доказано, что методология непрерывного этномузыкального образования опирается на комплекс научных принципов и рассматривается как диалектика трех взаимосвязанных сторон - создание специально организованной и педагогически направленной непрерывной этномузыкально-образовательной системы, обеспечивающей формирование этномузыкальной культуры личности и развитие этномузыкально-культурного потенциала общества;

- теоретически разработана и практически реализована прогностическая модель непрерывного этномузыкального образования как целостная национально-региональная образовательная система, раскрываемая в прогнозируемых элементах государственных образовательных стандартов музыкального направления (федеральном, национально-региональном, индивидуальном);

деятельность субъектов этномузыкального образования проектируется как деятельность по созданию новых комбинаций известных способов этномузыкальной деятельности, отбору и самостоятельному использованию формирующихся в этом процессе знаний, умений, навыков и понятий. Технология не прерывного этномузыкального образования предполагает планирование, выполнение, контроль и коррекцию обучаемых в процессе восприятия и освоения ими национально-региональных музыкальных традиций;

- разработана и апробирована авторская квалитативная технология педагогического отслеживания, анализа и оценки качества непрерывного этномузыкального образования с целью регуляции и корректирования процесса его становления как целостной национально-региональной образовательной системы.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана концепция непрерывного этномузыкального образования как теоретико-методологическая база создания целостной национально-региональной образовательной системы по музыкальному образованию на основе преемственности её структурных элементов (семья - ДОУ - школа - УДО - ссуз - вуз - ПК);

- совокупность теоретико-методологических положений и выводов содержит в себе решение актуальной для современности научной проблемы - моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы;

- обогащен понятийный аппарат педагогической науки путём определения содержания таких понятий, как «непрерывное этномузыкальное образование», «первичный этномузыкальный опыт», «национальное музыкально-эстетическое сознание», «музыкально-этнографическая подготовка», «общая этномузыкаль-ная культура», «этномузыкально-педагогическая культура», «этномузыкальная культура личности»;

- осуществлена категориальная классификация цели непрерывного этномузыкального образования, определяющая целостный подход к нему, определяющая комплекс принципов (аксиологический, культуросообразности, приро-досообразности, гуманизации, целостности, преемственности), содержание (проблемно-тематические блоковые структуры), формы, методы и средства, составляющие теоретико-практическую основу целостной национально-региональной образовательной системы по этномузыкальному образованию;

научно обоснована прогностическая модель непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образователь ной системы, способствующей этноличностному становлению субъектов образовательного процесса, формированию их национального самосознания и опыта межэтнического общения;

- расширено представление о содержании многоуровневого непрерывного этномузыкального образования детей и взрослых в поликультурном регионе, на разнообразном фактическом материале конкретизировано национально-региональное содержание системообразующих элементов непрерывного этномузыкального образования в допрофессиональный и профессиональный периоды;

- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия внедрения прогностической модели НЭМО в многоуровневую музыкально-образовательную практику в условиях поликультурного региона, определена квалитативная технология оценки её эффективности и результативности.

Практическая значимость исследования:

- теоретическая концепция, разработанная автором исследования, служит основанием для реализации непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. При её разработке раскрыты сильные и слабые стороны современной системы музыкального образования, что способствует дальнейшему совершенствованию отечественной музыкально-педагогической теории и практики;

- универсальный характер полученных результатов и материалов исследования позволяет использовать их при конструировании национально-регионального образовательного пространства в любом моно- или поликультурном регионе России, разработке государственной программы по непрерывному этномузыкальному образованию, альтернативных авторских программ, учебных пособий по многоуровневому этномузыкальному образованию; образовательных стандартов дошкольного, школьного, ссузовского и вузовского образования, а также в разработке научно-исследовательских и профессионально-образовательных программ;

представлены научно обоснованные материалы, которые могут использоваться преподавателями профессионального образования при разработке лекций по методологическим проблемам музыкальной педагогики, обновлении со держания лекционных курсов психолого-педагогических и специальных дисциплин, в научно-исследовательской работе студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов-практиков многоуровневого музыкального образования;

- основные идеи и положения исследования получили положительную оценку теоретиков и практиков музыкальной педагогики Урало-Поволжского региона (Башкортостан, Татарстан, Чувашия и др.), их апробацию в учебном процессе образовательных учреждений разного уровня и типа. Материалы исследования отражены в выпускных квалификационных (35) и курсовых работах (73) студентов под руководством автора исследования, в монографиях (5), учебно-методических пособиях (4), программах (7) и рекомендациях (более 10), изданных по результатам исследования, которые нашли применение в системе подготовки и повышения квалификации музыкально-педагогических кадров и в непрерывном этномузыкальном образовании детей.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается исходными теоретико-методологическими позициями; междисциплинарной научно-теоретической базой исследования; полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве его содержательных, структурных, функциональных и процессуальных характеристик; согласованностью с требованиями, предъявляемыми к логике педагогического исследования, а также применением совокупности взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели и задачам; достаточной многоуровневой экспериментальной базой; пролонгированным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки, сочетанием количественных и качественных характеристик, универсальностью и объективностью результатов исследования, сопоставимостью практических результатов с теоретическими положениями; внедрением результатов исследования в практику многоуровневого НЭМО как целостной национально-региональной образовательной системы; большим и многогранным опытом работы диссертанта в качестве педагога-музыканта на всех уровнях непрерывного этномузыкального образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция непрерывного этномузыкального образования, разработанная на основе комплекса философских, психолого-педагогических, культурологических, социологических, искусствоведческих исследований, исследований в области этнонаук, имеющая главной идеей его рассмотрение как целостной национально-региональной образовательной системы. Она представляет собой систему научных положений, рассматривающих понятие непрерывного этномузыкального образования; основные прогнозируемые элементы и нормы государственных образовательных стандартов НЭМО; прогностическую модель исследуемой системы.

Основное понятие в исследовании - «непрерывное этномузыкальное образование» - трактуется как системное и преемственное, педагогически целенаправленное развитие этномузыкальной культуры личности; этномузыкально-культурного потенциала общества через обязательную и специально организованную этномузыкально-образовательную среду.

В целостной национально-региональной образовательной системе по непрерывному этномузыкальному образованию отражается преемственный педагогически направленный процесс общения человека с национальным музыкальным искусством на протяжении всей жизни с целью общего этномузыкального и этномузыкально-педагогического развития в контексте моно- и поликультур.

Целеполагание в непрерывном этномузыкальном образовании осуществляется сообразно особенностям допрофессионального и профессионального этномузыкального развития личности в конкретный период жизни, чему соответствуют основные прогнозируемые элементы и нормы государственных образовательных стандартов непрерывного этномузыкального образования: образовательные уровни - допрофессиональный (дошкольники и школьники) и профессиональный (студенты и педагоги-практики); структурный компонент Государственных образовательных стандартов - обязательный минимум содержания (федеральные, национально-региональные и авторские образовательные программы и курсы); затраты учебного времени от общего объёма часов (временные нормативы) - допрофессиональное этномузыкальное образование (15-20,0%) и профессиональное этномузыкально-педагогическое образование (30-40,0%); требования к уровню подготовки выпускников разноуровневых образо вательных учреждений - допрофессиональный уровень (минимально-обязательный) и профессиональный (углубленно-обязательный).

2. Прогностическая модель непрерывного этномузыкального образования, выступающая прообразом целостной национально-региональной музыкально-образовательной системы, включает в себя:

- категориальную классификацию цели, выражающейся в раскрытии всеобщего - общество (формирование этномузыкально-культурного потенциала общества через развитие личности, владеющей чувством национального самосознания и опытом межэтнического общения в моно- и поликультурной среде), особенного - образовательная система (специально организованная непрерывная этномузыкально-образовательная среда, обеспечивающая развитие этномузыкально-культурного потенциала общества и этномузыкальной культуры личности) и единичного - человек (формирование этномузыкальной культуры личности в разные социально-возрастные периоды, в соответствии с целями и задачами образовательного уровня, с учётом психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей обучаемых);

- задачи (воспитание у обучающихся этномузыкального вкуса, интереса, любви и уважения к музыкальным традициям региона проживания, желание их возродить, сохранить, развить и преумножить в условиях современной поликультурной среды; формирование первичного этномузыкального опыта дошкольников, национального музыкально-эстетического сознания школьников как структурных компонентов общей этномузыкальной культуры личности; музыкально-этнографическая подготовка студентов и педагогов-практиков, владеющих навыками и умениями теоретико-практического осмысления этномузыкально-педагогической деятельности, обусловленной познавательно-преобразовательной и оценочной функциями национальной музыки, как условие формирования их этномузыкально-педагогической культуры; формирование национального самосознания обучающихся, их способности к толерантному межэтническому общению);

- принципы (аксиологический, культуросообразности, природосообразности, гуманизации, целостности и преемственности);

- проблемно-тематическую блоковую структуру содержания непрерывного этномузыкального образования («Башкирская национальная музыкальная культура», «Национально-региональная музыкальная культура», «Подготовка специалистов»), уровни, способы его усвоения (допрофессиональный и профессиональный) и результат.

3. Основные положения концепции непрерывного этномузыкального образования, экстраполируясь на многоуровневую педагогическую практику, адекватно отражаются в целях, задачах, принципах, содержании, формах, методах, средствах и технологиях допрофессионального и профессионального этномузыкального образования. Реализация концептуальных положений в образовательной практике отдельных элементов НЭМО включает:

- технологию непрерывного допрофессионального этномузыкального образования детей в целостной национально-региональной образовательной системе через взаимодействие и преемственность образовательных ступеней «семья -ДОУ - школа - УДО», охватывающее его теоретические основы и критерии общей этномузыкальной развитости дошкольников и школьников;

- технологию инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов и педагогов-практиков через непрерывное музыкально-этнографическое образование путём освоения теоретических основ и проблемно-тематической блоковой структуры содержания НЭМО в системе многоуровневой подготовки специалистов (ссуз-вуз-ПК), критерии их профессиональной готовности к реализации непрерывного этномузыкального образования детей;

- авторскую квалитативную технологию педагогического отслеживания, анализа и оценки качества непрерывного этномузыкального образования личности в допрофессиональный и профессиональный периоды с целью регуляции и корректирования процесса его этномузыкального развития;

- теоретико-практические основы тестовой диагностики общей этномузыкальной и этномузыкально-педагогической культуры личности - формы контроля и оценки качества реализации НЭМО как ЦНРОС;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в 86 публикациях. Основные его положения и результаты обсуждались на кафедрах музыкального образования, музыкальных инструментов и теории музыки; науч ных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета; эстетического образования Башкирского института развития образования; теории и методики музыкального образования Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета и Чувашского государственного педагогического университета им. ИЛ.Яковлева; излагались в докладах на международных, всероссийских, республиканских и региональных научно-практических конференциях в гг. Москва (1988, 1991,2001, 2004), Казань (1996, 2000, 2002, 2005), Мурманск (1989), Нижнекамск (2001, 2006), Ростов-н/Д (2005), Санкт-Петербург (2001), Саратов (1989), Сибай (1992, 1996, 2002), Туй-мазы (1989), Уфа (1987-2006), Чебоксары (1981, 1989, 1997,-2003-2006), Челябинск (2001).

Автор исследования неоднократно являлся одним из руководителей и разработчиков программ, содержания и форм проведения научно-практических конференций: всероссийских - «Традиции национальной культуры в музыкальном воспитании детей и юношества» (Стерлитамак, 1990); «Проблемы непрерывного этномузыкального образования в системе "ДОУ - школа - УДО - ссуз - вуз - ПК"» (Уфа, 2006); республиканских - «Использование традиций башкирской музыкальной культуры на уроках и во внеурочной деятельности учащихся» (1992), «Изучение традиций национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе» (1994), «Традиции башкирской музыкальной культуры в эстетическом воспитании детей и юношества» (1997), «Использование традиций национальной музыкальной культуры на уроках предметов эстетического цикла» (1999), «Возрождение музыкального фольклора в общеобразовательной школе» (2001); «Этноориентированная исследовательская деятельность старшеклассников» (2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст изложен на 385 страницах. 12 приложений имеют объем 11 страниц. Общий объем диссертации 400 страниц. В работе содержатся 27 таблиц, 6 рисунков. Список литературы включает 384 наименования. В приложении представлены методические материалы.

Генезис проблемы непрерывного образования в контексте социокультурных явлений

На сегодня в обществе утвердилось новое понимание роли образования, рассматриваемое в числе основополагающих факторов и гарантий как экономического развития и национальной безопасности страны, так и обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, её социальной защищённости. Изменения в образовании должны и могут способствовать ускоренному вступлению России в качественно новое состояние. При этом главным источником роста становятся человеческие ресурсы, разработка образовательных стандартов для разноуровневых образовательных систем через преемственность в содержании и непрерывность в реализации. Одна из стратегий государства в области образования - это открытие пути к широкому использованию элементов этнокультуры в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разного уровня и типа. В связи с этим актуализируется идея непрерывного образования в моно- и поликультурных регионах на основе изучения музыкального наследия народов, проживающих в них, выступающего транслятором культурно-духовных ценностей, способствующего этноличностному становлению обучаемых, формированию их национального самосознания и опыта межэтнического общения.

Современная образовательная система, стремясь к цивилизации, должна реализовать принцип: от восприятия культуры своего народа - к культуре совместно проживающих народов, а затем - к пониманию мировой культуры. Если мы хотим сохранить единство России и её регионов, то идея непрерывного поликультурного образования (в том числе и этномузыкального) должна стать принципиальной в построении федеральной и национально-региональной образовательных систем.

В регионах Российской Федерации проживают многочисленные этносы, и важнейшая государственная задача - гуманизация межэтнических отношений, возрождение национальной идентичности народов, выступающих субъектами процесса общественного развития и накладывающих элементы своей культуры на характер мировой цивилизации. Республика Башкортостан - уникальный её регион, в котором своеобразие этнокультур, сосуществование и содружество более 130 народов - объективное социальное явление. В ней сегодня происходит интенсивное развитие моно- и поликультурных образовательных учреждений, выдвигающих психолого-педагогические и социокультурные проблемы, на решение которых может быть направлено и непрерывное этномузыкальное образование.

Генезис исследуемой нами проблемы показал примеры образовательных идей, проектов, разработок содержания и организации непрерывного образования, в том числе и музыкального. Идея образования человека на протяжении всей жизни обнаруживается в трудах древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Платон и др.) и их последователей, в педагогическом наследии Я.А.Коменского, считающегося основателем современных представлений о перманентном образовании. Она находит свои истоки в опыте народной педагогики, понимание полного и всестороннего развития ребёнка на основе идеи народности как цели воспитания (развитие в детях ценных психологических черт и моральных качеств: любовь к труду, патриотизм, национальная гордость) определилось в трудах К.Д.Ушинского.

В конце XIX века М.М.Манасеина, врач, доктор медицины, педагог, дала характеристику целей воспитания в своём уникальном по замыслу и грандиозном по объёму труде «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» {Вып. 1-4. - СПб., 1894-1899). Ни до, ни после этого в течение десятилетий не было попыток в рамках одной работы охватить непрерывность всестороннего (нравственно-эстетического, физического, религиозного, умственного) развития личности с рождения и до зрелости в условиях семьи и общественного воспитания [304,405]. К сожалению, этот труд так и остался неоконченным.

Со второй половины XX столетия, пройдя путь от гипотетических размышлений об императиве непрерывности до развития теории и практики непрерывного образования, в образовательный тезаурус прочно входит термин «непрерывное образование». Следует уточнить педагогическую категорию «образование». М.А.Данилов и Б.П.Есипов характеризуют его как процесс и результат обучения (Данилов М.А, Есипов Б.П, Дидактика. М.: Изд-во АПН, 1957). Ф.Ф.Королёв и В.Е.Гмурман в понятие «образование» включают кроме обучения и воспитание личности (Основы общей педагогики / Под ред. Ф.Ф.Королёва и В.Е.Гмурмана. М.: Просвещение, 1967). Опираясь на антропологические основания в мировой педагогике, Б.М.Бим-Бад делает вывод: «Человековедение, синтезируемое педагогикой, привело в конце XX века к пересмотру самого понятия «образование», включающего в себя и воспитание, и учение, и обучение» (Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.: Открытый рос. ун-т, 1994. С. 16). При всей распространенности и устойчивости данной категории смысл, вкладываемый в неё, всё ещё требует серьёзного научного анализа и обоснования. Нам импонирует определение Б.С.Гершунского, выделяющего четыре аспекта его содержательной трактовки: образование как ценность, система, процесс и результат. «Понять и оценить истинность образования как сложного многопланового явления, - по мнению учёного, - можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик» [86,373-374].

Размышления над этим вопросом приводят к утверждению, что образование достигается за счёт обучения и воспитания, но только системного, целенаправленного, преемственного и целостного. Уместно заметить, что каким бы хорошим оно ни было, его не следует считать завершённым. В рамках нашего исследования даётся следующее определение: «Этномузыкалъное образование включает в себя процесс этноличностного становления обучаемых, формирование их этномузыкальной культуры и навыков межэтнического общения в процессе целенаправленной, целостной, преемственной и непрерывной системы обучения и воспитания средствами национальной музыки, переходящее в самообразование на определённом этапе развития».

Первые теоретические исследования проблемы непрерывного образования констатировали, что человек в течение всей жизни нуждается в определённых условиях развития своих способностей на основе учёта индивидуально-личностных и социальных аспектов деятельности. Такой гуманистический подход, получивший отражение в трудах А.А.Вербицкого [57; 58], А.П.Владислав-лева [61], Г.П.Зинченко [124], А.М.Новикова [249], Е.И.Огарева [255] и др., проявляется как закономерная реакция педагогической науки и практики на со-циообразовательные проблемы.

Рассматривая идею непрерывного образования, В.Г.Осипов выделяет основные стадии её развития: констатационная (отличается от дискретных форм образования); феноменологическая (рассматривается с точки, зрения возвращения образования к его гуманистической основе); методологическая (квалифицируется как период уточнения понятия «непрерывное образование» и отличается поиском условий его реализации); теоретической экспансии и конкретизации (способствует разработке основных идей непрерывного образования по отношению к его отдельным звеньям); практической реализации непрерывного образования (характеризуется единством теоретической и практической сторон) [258], которые актуальны на современном этапе.

Идея непрерывного образования находит отражение и в кандидатских, докторских диссертационных исследованиях по педагогике Т.В.Воронцовой «Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного профессионального образования и воспитания сельских учащихся» [68], С.А.Иванова «Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования» [127], П.В.Лепина «Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования» [193], В.Ф.Максимович «Теория и практика подготовки учащихся по художественно-прикладным видам труда в условиях непрерывного образования» [206], О.В.Уваровской «Управление процессом развития непрерывного педагогического образования в комплексе лицей-колледж-вуз» [337], Т.В.Челышевой «Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система» [351], Н.И.Шипулина «Организационно-педагогические условия деятельности учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования» [359] и др.

Объективная реальность непрерывного этномузыкального образования

Одним из требований, предъявляемых к современной системе образования, является создание условий для воспитания личности средствами национального музыкального искусства, которое во всём многообразии видов, жанров, стилей и направлений обладает огромным воспитательным потенциалом, а комплексное его воздействие в режиме непрерывности способно значительно оптимизировать творческий потенциал этноличности. В связи со сказанным рассмотрим императив НЭМО как процесс общего этномузыкального и этному-зыкально-педагогического развития человека, механизм развития этнокультурного потенциала современного общества и этномузыкально-образовательную систему, формирующую необходимые для этого условия. Эти аспекты обусловлены тремя факторами: психолого-возрастными и регионально-этническими особенностями личности, социальными функциями национального музыкального искусства, развитием непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. .С целью аргументации императива НЭМО, а также его теоретического обоснования как ЦНРОС, обратимся к исследованиям в области философии и культурологии, социологии и психологии искусства, теории развития музыкального образования. Изучением духовной культуры народов занимаются многие науки, существуют десятки теоретических концепций и моделей. Выделим из них наиболее распространённые и перспективные в научно-практическом отношении, которые могут повлиять на процесс формирования этномузыкальной культуры человека и общества.

Идея культуры всегда выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощённого в религии, науке, искусстве, праве, морали как объективациях разума. У Гердера культура рассматривалась как развитие способностей ума; Кантом проводилось различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственностью; Гегель анализировал проявления культуры как искусство, религию, философию (наука) в качестве различных форм самопознания разума, в виде духа народа, творящего историю и формирующего своего рода «лики» культуры. Немецкая классическая философия рассматривала культуру как прогресс морального сознания (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель). Термин «философия культуры» ввёл немецкий романтик А.Мюллер в начале XIX века. Относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни [341,344].

Если говорить о духовной культуре современного общества, следует отметить, что музыкальная культура не только испытывает воздействие общей духовной культуры, но является её неотъемлемой частью, реализуя в звуковых образах общечеловеческие ценности. Музыкальное искусство - чуткий и абсолютно «надёжный» свидетель истории народов, эпохи, в которую было создано, будучи «зеркалом» музыкальной культуры этносов как целого в единстве и взаимосвязи её компонентов, является подлинным «кодом» глобальной мировой музыкальной культуры и каждого народа. Ни одна другая сфера человеческой деятельности не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу этномузыкальной культуры и к сердцу этноличности, как национальное музыкальное искусство. Трудно переоценить его роль в диалоге этнокультур, однако современная духовная жизнь общества вызывает естественное беспокойство. Музыкальные вкусы подрастающего поколения не сформированы или сформированы в искажённой форме, в них нет места музыкальным традициям народов. Г.Л.Головинский отмечает: «Молодёжь ...не приемлет музыкальную классику прошлого и современности, а поклоняется лишь различным формам рока и поп-музыки, ...создаётся чрезвычайно опасная ...ситуация экологии культуры, возникает острая необходимость коренной перестройки всеобщей системы музыкального образования в стране» [90, 6-8 ].

Если следовать этой мысли, необходимо выяснить: для кого и какая область музыкального искусства (в том числе и национального) - единственная страсть, покрывающая собою всю потребность в музыке, а кто сочетает увлечение разными пластами музыкальной культуры. Несмотря на ценность национального музыкального искусства в деле развития человеческой культуры, практически нет фундаментальных исследований, посвященных изучению культурологических и психолого-педагогических механизмов реализации непрерывного этномузыкального образования, хотя при её разработке имеются широкие возможности для синтеза достижений различных наук. В частности, в истории философии понятие «культура» получило разное осмысление. Назовём некоторые её модели, используемые современными исследователями в области педагогики искусства: «натуралистическая» модель (в культуре видится человеческое продолжение природы); «классическая» модель (человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, как творец культуры); «неоклассическая (модернистская) модель (культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия) [341,345-347].

Вайкль Бренд, выдающийся современный немецкий певец, говорит: «То, что мы сегодня понимаем под словом культура, возникло из потребности в чувстве защищённости, уверенности, социального единения - всё это определяется необходимостью выжить. Из различий между добром и злом, прекрасным и безобразным, приятным и мучительным сложилась система ценностей, которую мы переняли для современной демократии. Осуществление её в государственном масштабе сталкивается с препятствием тогда, когда отдельные члены общества только развлекаются, но культурно не развиваются» [54,44]. Его мысль отражает современную тенденцию в обществе, хотя биологическая эволюция не зря наделила человеческий мозг большими способностями к духовным достижениям, где и этнодуховное развитие отвечает естественно-смысловой потребности, ориентированной на освоение этнокультурных явлений.

Динамизм социокультурных процессов XX - начала XXI веков, смещение ценностных доминант в иерархии ценностей выводят на первый план одну из социально-педагогических проблем - формирование духовности личности средствами искусства. В.Д.Шадриков отмечает, что «истоки духовности необходимо искать в факте социальной сущности человека» [354, 363], потому что его духовное состояние обусловливается внутренней эмоционально окрашенной «борьбой добра и зла ...духовность объединяет сознание и подсознание, что дает интеллектуальный порыв, позволяет ... личности ... выйти на вершину творчества» [там же, 369]. Однако в музыке этот процесс особенно сложен.

Рассматривая проблему роли музыки в жизни современника, философ В.Розин задаётся вопросом: «Почему роль музыки возрастает в наше время и в нашей культуре, охваченной глубоким кризисом? Не потому ли, что грядёт время нового человека, новой личности и новой культуры? .. . Не должна ли грядущая музыка синтезировать в себе и музыку Запада, и музыку Востока, и энергии протеста, и энергии духовных поисков, и прошлую музыкальную культуру, и настоящую? Не будет ли она драматургически более острой, контрастной, более космической и одновременно, более человеческой, поэтому эмоционально более ясной?». И далее предполагает: «Вероятно, современная музыка в разных её видах и жанрах, с одной стороны, должна помочь человеку справиться с кризисом культуры, с многочисленными проблемами, вызванными им, с другой стороны, подготовить и поддержать становление нового человека. Новая культура и новый человек .. .должны родиться одновременно с новой музыкой, выйти из этой музыки (но естественно, не только из неё), а какая это будет музыка, покажет будущее» (Розин В. Музыка на рубеже XXI века // Музыка в школе. № 3. 1990. С. 57). Соглашаясь с автором, отметим, что в процессе непрерывного духовно-личностного и этнического становления нового человека, безусловно, большую роль сыграет новая музыка, однако никоим образом не останутся в стороне и этномузыкальные традиции, духовная культура народов.

Приобщение детей к национальной музыкальной культуре в семейном воспитании

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли внимание в своих трудах Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина II, Руссо и многие другие. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием, ведь именно семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества и государства.

Русский писатель и просветитель Н.Н.Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами... Первая главная часть воспитания... попечение о теле, .. .вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, называется учёными нравственным воспитанием... третья главная часть воспитания... просвещение, или образование разума» [304, 16].

Семейное воспитание исследуют сегодня многие науки: философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография, этнопедагогика, этнопсихология, музыкальная педагогика и др. Наука о семейном воспитании - относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье, стала выделяться в России из общей педагогики лишь со второй половины XIX столетия. Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов всестороннего воспитания детей в семье.

Интересен тот факт, что в 80-х годах XIX столетия был организован Петроградский родительский кружок, состоявший из родителей, педагогов и врачей. На собраниях кружка обсуждались самые разнообразные вопросы, ставившиеся самими родителями на основании их наблюдений за детьми. На рассмотрение вносились отрывки из родительских дневников, делались сообщения о трудах по детской психологии и педагогике. Под редакцией П.Ф.Каптерева (выпуски 1-57) и Н.С.Карцева (выпуски 58-59) в сотрудничестве с другими членами кружка на протяжении двенадцати лет издавалась «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (СПб., 1898-1910). Каждый выпуск посвящался какому-либо одному вопросу, иногда два выпуска - одному. Для нас особый интерес представляют выпуски 39-40 (Пузыревский А.И. Пение в семейном воспитании. 1901) и 48-49 (Корсакова Е.Я. Обучение родному языку в семье. 1902). То есть данная энциклопедия явилась в России важным средством просвещения родителей и воспитателей того периода, в том числе в области семейного музыкального воспитания и приобщения детей к родному языку и культуре. В 1905-1906 годах деятельность Петроградского родительского кружка получила высокую международную оценку на выставке подобных работ из Франции, Англии, Германии и Бельгии.

В условиях современности дошкольное, школьное и дополнительное образования детей, в том числе и музыкальное, имеют научно обоснованную базу, прописаны на нормативно-правовой основе с учётом типа образовательного учреждения и дифференциации воспитанников по возрастным категориям. В семье же оно носит имплитивный (несформулированный) характер и варьируется в зависимости от семейных ценностных ориентации, общей и педагогической культуры родителей, уровня их образования, этнической принадлежности, степени ответственности за будущее детей, семейного микроклимата; состава (полная или неполная, двух- или трёх поколенная семья) и др. Говоря о семейном этномузыкальном воспитании, знание родителями законов развития и поведения ребёнка - обязательное условие, они должны быть вооружены знаниями и умениями организации музыкальной деятельности детей, основываясь на закономерностях человеческой природы. Природосообразность -главнейший принцип, который должен быть положен сегодня в основу семейного этномузыкального воспитания детей.

Людям свойственна разносторонняя одарённость, проявление разных способностей. Великие люди, рано проявившие свои способности, всегда находились в благоприятных условиях, их развитию способствовало не только раннее обучение какому-либо виду искусства, но и внимание со стороны родителей. Многое зависело от того, какие сказки рассказывали малышу, какие песни пели, какие книжки читали, какие картинки показывали и т.д. Так, актёрские способности были присущи Н.В.Гоголю и Ф.Шопену, музыкальные - А.С.Грибоедову и Т.Г.Шевченко, к живописи - Ф.И.Шаляпину и К.М.Веберу. Необыкновенная широта интересов и способностей отличали Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносова, Н.К.Рериха и др. Однако музыкальные способности обнаруживаются значительно быстрее, чем способности в любой другой области.

Говоря о важности раннего музыкального образования детей, выделим имена трёх педагогов-музыкантов: немец К.Орф, японец Ш.Судзуки и француз М.Мартено [200], которые не хотели мириться с традиционными методами обучения, отвергали их из-за малой эффективности. Они поняли - обучать музыке надо с раннего детства, превращая занятия в занимательную игру. Родители, желающие открыть мир музыки для ребенка, должны воспитывать в них уверенность в своих силах, не форсировать события и заканчивать любое музыкальное занятие упражнением или элементом, удающимся ему лучше всего.

В мировой практике всё большей популярностью пользуется педагогика раннего музыкального развития детей по методике американского педагога Глена Домана (или Доумана) и японского педагога Шиничи Сузуки, главный принцип которых - обучение и воспитание ребёнка в значительной мере матерью, а не учителем. С грудного возраста предлагается нечасто и ненадолго, но регулярно давать младенцам слушать записи с народной, классической и современной музыкой. Далее обучать игре на скрипке (Шиничи Сузуки) и блокфлейте (Глен До-ман), закладывая музыкальный вкус и приоритеты. Проблемой ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте серьезно занимается Сесиль Лупан. Её книга «Поверь в своё дитя» вызывает большой интерес не только родителей, но и педагогов - теоретиков и практиков. Основная мысль автора": дети требуют не опеки, а интереса, который могут дать родители, ведь для малышей они самые лучшие педагоги. Она не копирует слепо методику Глена Домана - руководителя Филадельфийского Института развития потенциальных возможностей человека (ускоренного развития ребенка), а творчески относится к его рекомендациям и советам: необходимо помнить: ребёнок любит больше учиться, чем есть конфеты; учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем он устанет от нее; ребенок должен вставать из-за стола знаний «недокормленным», с ощущением постоянного «голода», чтобы не пропало желание заниматься [200,7].

Содержание и организация эксперимента по непрерывному этномузыкально-педагогическому образованию

В области образования основные пути развития определены в 2001 году утвержденной Правительством Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [165]. С этого периода новации и работа разноуровневых образовательных учреждений были направлены на достижение главных цели - расширение доступности, повышение качества и эффективности российского образования. Поэтому ведущим направлением в деятельности педагогических колледжей и вузов Республики Башкортостан на данном этапе является повышение качества подготовки специалистов через повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и совершенствование научной и методической работы.

В своём выступлении «Формирование высокообразованной, духовно богатой и граждански активной личности - главный социальный заказ республики системе образования» на республиканском августовском совещании работников образования в городе Ишимбае и Ишимбайском районе 12 августа 2005 г. Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов отметил, что государством принят курс на всестороннее обновление образования, где высокое качество, конкурентоспособность на мировом рынке, эффективность и общедоступность становятся приоритетными.

Данный курс, намеченный Государственным Советом Российской Федерации и нормативно закреплённый в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, лёг в основу государственной политики Башкортостана по образованию, ведущим ориентиром развития которого является и соответствие потребностям республики. Для этого в регионе создаётся собственная научно-методическая база по предметам национально-регионального компонента, рассматривается и решается вопрос об объединений ступеней базового и дополнительного образования учителей в единую систему, что позволяет оптимизировать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, последующее их профессиональное дополнительное образование. Вопрос кадрового обеспечения образовательных учреждений разного уровня и типа педагогами-музыкантами в рамках национально-регионального компонента пока остаётся открытым, и он требует своего пристального решения. Достижение положительных результатов непрерывного этномузыкального образования в республике требует организации его регионального мониторинга, разработки и проведения расширенного педагогического эксперимента, выработки единых критериев оценки качества работы многоуровневых образовательных учреждений, на основе которых можно корректировать их деятельность, и т.д.

Идея научного обоснования системы непрерывного этномузыкального образования была, как отмечалось выше, результатом накопления педагогических фактов, сопровождающих профессиональную деятельность автора исследования: начиная с 1975 года - в качестве педагога учреждения дополнительного образования детей, затем с 1978 - музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и учителя музыки в общеобразовательной школе, с 1981 - методиста БИУУ, с 1997 и далее - преподавателя педагогического колледжа, вуза и института развития образования. Поэтому экспериментальная работа включала в себя разные аспекты и этапы, но большая её часть посвящена апробации идеи непрерывного этномузыкального образования в системе музыкально-этнографической подготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов для разноуровневых образовательных учреждений. Это, прежде всего, пилотажное исследование состояния непрерывного музыкального образования в Башкортостане и определение в нём места национальных музыкальных культур (1981-1992 гг.). Оно проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, среднеспециальных и высших педагогических учебных заведений, системы повышения квалификации музыкально-педагогических кадров и носило лонгитюдный характер (14 городов и 54 района в Башкортостане). В ка честве респондентов в процессе эксперимента выступали родители и дети, музыкальные руководители ДОУ, школьные учителя музыки, педагоги-музыканты УДО, руководители методического объединения педагогов-музыкантов, методисты - кураторы музыкального образования детей при районных и городских отделах народного образования, преподаватели педагогических институтов (университетов) и училищ (колледжей), руководители разноуровневых образовательных учреждений (более 3000 человек).

В результате были выявлены сложившиеся трудности содержательного, организационного и психолого-педагогического порядка, негативно влияющие на качество музыкального образования в целом и этномузыкального образования в частности, которые можно выделить в следующие проблемы:

недостаточная профессиональная компетентность педагога-музыканта -слабая методологическая подготовка в области национально-регионального музыкального образования; теоретико-методическая незрелость в понимании априорного характера личностно-ориентированного этномузыкального образования; низкий уровень музыкально-этнографической подготовки студентов и педагогов-практиков к реализации непрерывного этномузыкального образования детей; отсутствие навыков и умений приобщения семьи (родителей) к процессу этноличностного становления ребёнка средствами национальных музыкальных традиций);

недостаточное обеспечение разноуровневых образоЬательных учреждений республики музыкально-педагогическими кадрами (дошкольные учреждения - городские (78,0%), сельские (65,0%), общеобразовательных школ -соответственно 89,0% и 43,0%, учреждений дополнительного образования -81,0% и 52,0%);

не соответствует предъявляемым требованиям учебно-методическое и материально-техническое обеспечение этномузыкального образовательного процесса (отсутствие залов для музыкальных занятий в ДОУ и УДО, кабинетов музыки в школах; их слабая укомплектованность учебно-методическими и дидактическими материалами, музыкальным инструментарием в рамках нацио нально-регионального музыкального образования; оснащённость техническими средствами обучения носит остаточный характер).

Проблема профессиональной готовности педагога-музыканта-этнографа, выявленная в ходе исследования, стала основанием параллельного пилотажного изучения методических основ семейного, дошкольного, школьного и дополнительного музыкального образования детей, профессионального основного и дополнительного образования педагогов-музыкантов в контексте национально-регионального образования. Руководствуясь результатами эмпирического исследования, одновременно с пилотажным исследованием было начато специальное лонгитюдное исследование по разработке, апробации и внедрению технологии музыкально-этнографической подготовки педагогов-музыкантов на первом и втором этапах исследования (1981-2005 гг.). Теоретически обоснованная технология на этапах исследования была оснащена учебными планами, программами, учебно-методическими комплексами и экспериментально проверена через систему подготовки и повышения квалификации музыкально-педагогических кадров не только в Башкортостане, но и в Татарстане, Чувашии, Марий-Эл.

Похожие диссертации на Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы