Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-развивающая среда учреждения дополнительного образования как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста Александрова Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Александрова Елена Николаевна. Музыкально-развивающая среда учреждения дополнительного образования как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Александрова Елена Николаевна;[Место защиты: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2011.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена процессом общественно-политических перемен, происходящих в современном обществе, которые актуализировали задачу воспитания людей с гибким мышлением, готовых к творческой деятельности. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в международной Конвенции о правах ребенка.

Важнейшие документы, отражающие государственную образовательную политику, подчеркивают необходимость воспитания культурного человека. Возможность осуществления этой цели открывается при наличии развитой педагогически организованной среды, центральное место в которой занимает педагогика искусства. Согласно научным теориям воспитание и развитие детей всегда учитывало культурный опыт и традиции. Это позволяет глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Э.А.Верб, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьев, О.П.Радынова, Г.М.Цыпин и др.)

Особое значение в становлении современного человека играет система дополнительного музыкального образования, где большая роль отводится творчеству.

В практике дополнительного образования можно выделить ряд противоречий между:

– потребностью практики в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данной проблемы в процессе музыкального образования;

– комплексным характером развития творческих способностей детей дошкольного возраста и отсутствием взаимосвязи между различными видами творчества в дополнительном музыкальном образовании;

– необходимостью учета особенностей учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей дошкольников средствами музыки и недостаточностью исследований, учитывающих его специфику.

Отдельные аспекты решения данных противоречий исследованы в трудах по философии, педагогике, психологии (Б.Г.Ананьев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, Ю.С.Бродский, А.С.Макаренко, В.В.Розанов, В.А.Сластенин, Б.М.Теплов, С.Т.Шацкий и др.).

Теоретические предпосылки изучения творческой деятельности человека в процессе восприятия и осмысления музыки представлены в трудах Б.В.Асафьева, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохор, Г.М.Цыпина. Педагогические условия творческого развития детей средствами музыки отражены в работах Э.Б.Абдуллина О.А.Апраксиной, Е.А.Бодиной, Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, В.И.Петрушина, К.В.Тарасовой и др.

Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, которая оказывает формирующее и воспитательное воздействие. Развитие творчества детей под воздействием музыкальной среды рассматривались такими учеными, как Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, З.Кодай, К.Орф, Р.Штайнер и др.

Однако проблема развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста через расширение его кругозора, эстетических потребностей в специально создаваемой развивающей среде учреждения дополнительного музыкального образования исследовалась недостаточно, что и определило выбор темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования, обеспечивающей творческое развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: влияние музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

1. Процесс развития творческих способностей детей отражает специфику содержания, способов и форм дополнительного музыкального образования и учитывает возрастные особенности современного ребенка дошкольного возраста.

2. Моделирование музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования, обеспечивающей творческое развитие дошкольников, предполагает:

– теоретико-методологическое и историческое изучение сущности проблемы творческого развития детей средствами музыкального образования;

– выделение музыкально-педагогической системы, интегрирующей возможности музыки, изодеятельности, театра и хореографии как системообразующего звена музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования;

– определение уровней развития творческих способностей детей средствами дополнительного музыкального образования и показателей продуктивности их развития.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретико-методологические и исторические основы творческого развития детей средствами дополнительного музыкального образования.

  2. Исследовать специфику развития творческих способностей дошкольников средствами дополнительного музыкального образования с учетом их физиологических особенностей.

  3. Разработать и экспериментально апробировать модель музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования детей дошкольного возраста.

  4. Определить критериально-диагностический инструментарий оценки уровня проявления творческих способностей дошкольников.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: философские, культурологические, искусствоведческие концепции и идеи о творческой природе человека (Аристотель, А.И.Буров, В.И.Вернадский, И.В.Гете, А.Камю, Н.И.Киященко, Платон, В.И.Самохвалова, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Ф.Шиллер и др.); теоретические идеи о роли художественного творчества в развитии ребенка (П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, Д.И.Писарев, С.Т.Шацкий и др.); концепции развивающего обучения (Л.В.Занков, Е.И.Ильин, З.И.Калмыкова, Д.Б.Эльконин и др.); теории музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдуллин, Б.Ф.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Д.Н.Кирнарская, Б.М.Теплов и др.); теория научного моделирования педагогического процесса (Т.А.Каплунович, А.Е.Марон, О.С.Орлов, Г.А.Федотова, Р.М.Шерайзина и др.).

При этом учитывались следующие принципиальные педагогические подходы к творческому развитию детей: гуманистический (Э.Кабе, Т.Мор, Р.Оуэн, М.Н.Певзнер, С.А.Расчетина, Е.В.Титова, Ш.Фурье и др.); личностный (А.Р.Вышкина, В.М.Коротов, А.Н.Леонтьев, Н.А.Рычкова, И.С.Якиманская, и др.); деятельностный (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.Ю.Монахова, Н.Ф.Талызина, В.В.Тимофеев и др.); ценностный (Ю.Б.Борев, С.Л.Рубинштейн, Л.Н.Столович); интегративный (В.П.Зинченко, Б.П.Юсов); историко-эволюционный (А.Г.Асмолов, Е.В.Иванов, А.М.Цирульников).

Основным методологическим подходом к изучению проблемы является средовый подход, который реализуется при моделировании музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования, а также индивидуально-креативный подход как наиболее полно соответствующий природе развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки.

Методы исследования: теоретико-логический и сравнительный анализ научной литературы; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование, анализ процесса и результатов деятельности, рефлексия; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный, который включает вышеназванные методы диагностики; количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились детские развивающие центры «Дара», «Крошка Енот», учреждения дополнительного образования ДМШ им. П.И.Чайковского, ДШИ при НОКИ им. С.В.Рахманинова Великого Новгорода.

Логика и этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2003 по 2011 год поэтапно.

На первом этапе (2003-2005) изучалась и анализировалась литература по различным аспектам проблемы, выявлялись противоречия в музыкальном образовании детей в учреждениях дополнительного образования; проводились констатирующий эксперимент по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста и определение основных теоретических направлений по данной проблеме.

На втором этапе (2005-2009) уточнялся научно-теоретический аппарат исследования, выявлялись показатели и уровни проявления творческих способностей, составлялась программа формирующего эксперимента, проводилась опытно-экспериментальная работа, велась разработка и апробация модели музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования.

На третьем этапе (2009-2011) завершался формирующий эксперимент, осуществлялся анализ и доработка исследования, проводился контрольный эксперимент, окончательно формулировались теоретические положения, осуществлялась математическая обработка полученных результатов, уточнялся научный аппарат исследования, оформлялась диссертация в целом.

Научная новизна исследования:

1 Сконструирована модель музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования, способствующая творческому развитию дошкольников за счет многообразия внутренних интегрированных связей на диагностическом, содержательно- процессуальном уровнях и продуктивного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей (УДОД) с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), родителями и средствами массовой информации (СМИ).

2. Разработана музыкально-педагогическая система развития творчества детей дошкольного возраста, включающая диагностическую составляющую, где проходит анализ уровней проявления творческих способностей, отношений педагогов и родителей к развитию, уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, средств массовой информации, родителей; содержательную составляющую, интегрирующую программы развития для детей, совместного творчества педагогов, и образовательные программы творчества родителей; процессуальную составляющую, где проходит интеграция методов по музыке, театру, хореографии, изодеятельности, технологии мотивации детей к творчеству, комплексное диагностическое сопровождение процесса развития творчества детей, родителей, педагогов.

3. Выявлена совокупность методологических подходов (средового и индивидуально-креативного), принципов организации музыкального образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (взаимодействия искусств, индивидуализации и дифференциации, синкретизма, художественности, релаксации), способствующих продуктивности творческого развития детей дошкольного возраста.

4. Предложена критериально-оценочная база эффективности деятельности учреждения дополнительного образования по развитию творчества дошкольников, включающая уровни проявления творческих способностей детей и продуктивность взаимодействия педагогов, родителей и средств массовой информации.

Теоретическая значимость исследования:

теория педагогики обогащена введением понятия «музыкально-развивающая среда учреждения дополнительного образования», рассматриваемой как часть социокультурной среды, где процесс музыкального творчества, интегрирующей различные виды искусств, включает совокупность приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, общения и взаимодействия, самореализации и развития ребенка, обеспечивая рождение творческих замыслов, удовлетворение потребностей дошкольников в освоении различных видов и форм творческой деятельности.

уточнены и расширены представления о взаимосвязи процесса дополнительного музыкального образования и творческого развития детей дошкольного возраста, осуществляемого в специально проектируемой музыкально-педагогической системе, где ведущей идеей является интеграция различных видов искусств (изодеятельности, хореографии, театра и музыки);

научно обоснована критериально-диагностическая система оценки уровней проявления творческих способностей детей дошкольного возраста (поискового, эвристического и креативного) в музыкально-развивающей среде учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость результатов исследования определяется разработкой творческо-поисковых заданий, направленных на развитие творческих способностей, определением методологических подходов для формирования творческих способностей дошкольников в процессе различных видов музыкальной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений, музыкальными работниками, воспитателями и методистами по организации творческой деятельности детей дошкольного возраста. Материалы исследования имеют практическую значимость при составлении учебных планов и программ, спецкурсов, учебников, методических пособий по психолого-педагогическим дисциплинам в вузах и колледжах. Предложенная методика диагностики уровней развития творческих способностей дошкольников обладает универсальным характером, что делает возможным ее широкое практическое использование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальные положения о музыкально-развивающей среде учреждения дополнительного образования как гуманистической по стилю взаимодействия внутри среды, творческой – по цели, содержанию, активности педагогов и детей, развивающей – по направленности на максимальное развитие ребенка, ориентации на успех каждого дошкольника с учетом его физиологических особенностей, реализации индивидуально-креативного и средового подходов.

2. Теоретическое обоснование модели музыкально-развивающей среды учреждения дополнительного образования, базирующейся на принципах взаимодействия искусств, индивидуализации и дифференциации, синкретизма, художественности, релаксации, а также реализующей многообразие интегративных связей как внутри компонентов (концептуально-целевого, содержательно-процессуального, результативно-оценочного), так и между компонентами модели, и вне её. Диагностический компонент предложенной модели интегрирует методы и процедуры исследований, выявляющие индивидуально-значимые предпосылки деятельности педагогов по музыке, изодеятельности, театру и хореографии, которые становятся основанием для конструирования интегративных программ дополнительного образования. Концептуально-целевой компонент отражает иерархию взаимосвязанных целей педагогической деятельности: глобальной (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дополнительного музыкального образования), технологической (применение методик педагогики искусства и диагностического сопровождения для обеспечения успеха каждому ребенку в творческой деятельности) и общественно-значимых (удовлетворение потребностей родителей, детей, педагогов), а так же принципы и методологические подходы. Содержательно-процессуальный компонент предполагает интеграцию различных видов искусства – музыки, хореографии, изодеятельности и театра, продуктивность взаимодействия УДОД, ДОУ, семьи и СМИ в стимулировании детей к творчеству, применение комплекса методов педагогики искусства и диагностическое сопровождение процесса развития творческих способностей дошкольников.

3. Научно-методическое обоснование музыкально-педагогической системы как системообразующего звена модели, обеспечивающей продуктивность формирования творческих способностей детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов искусства, оптимизацию организационно-методической деятельности педагогов по развитию творчества детей средствами музыкально-игровых занятий. Актуализацию творческого потенциала ребенка на основе возрастной сензитивности, фантазирования и поисковой активности.

4. Критериально-диагностический комплекс продуктивности модели, включающий обоснование уровней проявления творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального образования – поискового, эвристического и креативного. Поисковый уровень характеризуется эмоциональной зажатостью; отсутствием активного интереса; неспособностью давать характеристику эмоционального содержания музыки, ввиду слабо развитого «словаря эстетических эмоций»; любознательность проявляется только в игровых ситуациях. Эвристический – потребностью и желанием включиться в музыкальную деятельность, но при этом затруднено выполнение некоторых заданий; попыткой анализа характеристики эмоционального содержания музыки; стремлением вносить элементы нового в образцы собственного песенного и музыкально-ритмического творчества. Креативный – проявлением высокой, ярко выраженной, эмоциональной отзывчивости на музыку; умением давать развернутую и художественно обоснованную схему ассоциаций эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки; творческой активностью, инициативой, во всех видах музыкальной деятельности.

Достоверность полученных данных исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса взаимодополняющих методов, которые соответствуют цели и задачам исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью выборок и полученных данных; достаточно широкой экспериментальной базой исследования и апробацией его результатов; а также многолетним личным опытом работы диссертанта в детской музыкальной школе и детской школе искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и методические положения исследования нашли отражение в статьях и материалах научно-практических конференций: международных «Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента» (В.Новгород, 2008); «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург , 2009); «Интегративная медицина-2010» (Москва, 2010); «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2010); «Стратегические вопросы мировой науки – 2011» (Польша); региональных «Актуальные проблемы музыкального образования в системе школа-колледж-вуз» (В.Новгород, 2009); «Совершенствование системы образования» (В.Новгород 2009); на научно-практических конференциях студентов, аспирантов, и преподавателей Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (2007, 2008,2009); в ходе обсуждений на методических объединениях преподавателей учреждений дополнительного музыкального образования Великого Новгорода и области (2003-2011).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертации на Музыкально-развивающая среда учреждения дополнительного образования как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста