Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Пугачева Наталья Владимировна

Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков
<
Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пугачева Наталья Владимировна. Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ульяновск, 2006 228 с. РГБ ОД, 61:06-13/1481

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема становления музыкального образования в начальной школе России конца XIX - начала XX веков (на примере Симбирской губернии)

1.1. Теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе 13

1.2. Анализ становления предмета "Пение" ("Церковное пение") как основной формы организации музыкального образования в начальной школе Министерства народного просвещения 32

1.3. Развитие музыкального образования в начальных заведениях ведомства Святейшего Синода 56

Глава II. Практика музыкального образования в начальной школе

2.1. Методика преподавания предмета "Пение" ("Церковное пение") в начальной школе и ее взаимосвязь с внеучебной концертной деятельностью учащихся 84

2.2. Практика музыкального образования в Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлева 103

2.3. Преемственность музыкального образования в начальных и средних учебных заведениях (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии) 121

Заключение 160

Библиография 164

Приложения

Введение к работе

Современное состояние нашего общества ставит перед системой образования важнейшую задачу формирования нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения на основе использования духовных ценностей и воспитательного потенциала общества.

Проблема гуманизации образования является ключевым моментом в разработке стратегии развития системы отечественного образования. В связи с этим создание благоприятных условий для гармоничного развития личности, формирования ее эстетической и духовной культуры является приоритетным направлением воспитательного процесса. Но без знания того, как развивались теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения в прошлом, невозможно решение данной задачи в настоящем. Обращение к историческому опыту сегодня обретает особую актуальность, так как оно способствует возрождению духовных ценностей прошлого, восстановлению закономерных связей между образованием и культурой, образованием и наукой, образованием и общественными институтами. В настоящее время интерес к истории образования и воспитания человека проявляется в желании оценивать и систематизировать педагогическое наследие не только наиболее ярких представителей отечественной науки, но и педагогический опыт отдельных российских регионов. На протяжении последних десяти лет XX века мы являемся свидетелями возвращения из забвения уникального наследия ученых и практиков прошлого по многим вопросам развития личности, в частности, эстетического.

Использование неисчерпаемого воспитательного потенциала музыкального искусства в воспитании личности является мощным средством воздействия на подрастающее поколение в формировании нравственных идеалов, общечеловеческих ценностей.

Историографический анализ проблемы показывает, что педагогическое наследие по проблеме музыкального образования подрастающего поколения вызывало интерес многих исследователей. В рамках музыкального краеведения проблему изучали Б.В. Асафьев, Н.Ф. Финдейзен, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и другие музыковеды; в рамках музыкальной педагогики - П.П. Блон-ский, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенская, Н.Н. Доломанова, Н. Егина, Д.Б. Кабалевский, Н.М. Ковин, С.Н. Луначарская, А.А. Шеншина, В.Н. Шацкая и др.

Между тем остается неисследованной проблема использования накопленных достижений в области музыкального образования в условиях современной школы. В связи с этим большое значение приобретает изучение педагогического опыта прошлого. В конце XIX - начале XX веков в России образование отражало все лучшее, что имело место в российской действительности. Важной составной частью системы образования являлась его начальная ступень. В этот период усиливается внимание педагогов к проблеме эстетического воспитания в школе, повышению качества обучения детей пению, использованию на уроках пения духовной музыки. Именно духовная музыка является тем пластом музыкального искусства, при помощи которого можно решать многие воспитательные задачи. Глубокая нравственность религиозных заповедей, обращенность духовной музыки к человеческой душе - все эти качества нравственной культуры и в наши дни не утратили своей огромной воспитательной ценности.

Анализ педагогической практики показывает, что исторический опыт, который может быть применен в образовательных учреждениях в связи с переменой социального устройства в России, используется не в полной мере. Изучение содержания и форм музыкального образования в начальном звене в России конца XIX - начала XX веков позволит внедрить накопленные педагогические знания в цикл преподавания предметов эстетического направления. С возникновением частных школ, гимназий, лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Появилась свобода выбора статуса образовательных учреждений, свобода разработок авторских программ. Создаются альтернативные учебные курсы, ориентированные на изучение хоровой культуры с включением в школьный репертуар духовной музыки. Долгие годы исследователи в изучении дореволюционного начального образования концентрировали свое внимание на общероссийских процессах, недооценивая роль региональной проблематики, однако многие явления, присущие русской действительности, более выразительно протекали в российской провинции.

Таким образом, обнаруживается противоречие между имеющимся большим педагогическим наследием в системе отечественного музыкального обра-зования в начальной школе и недостаточным его осмыслением и использованием в современных образовательных системах. Необходимость и важность решения этого противоречия определили актуальность темы исследования.

С учетом этих обстоятельств был сделан выбор темы исследования "Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX-начала XX веков".

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности и реалии становления и развития музыкального образования в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков?

• Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - процесс становления и развития музыкального образования в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX веков.

Предмет исследования - анализ состояния музыкального образования в начальных школах Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода в Симбирской губернии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков.

2. Провести анализ становления и развития основных форм музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного про • свещения и ведомства Св. Синода, которые реализовывались в рамках предмета "Пение" ("Церковное пение") и внеурочной концертной деятельности на примере Симбирской губернии.

3. Выявить особенность осуществления преемственности музыкального образования начальных и средних учебных заведений (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии).

4. Изучить учебные программы, рекомендованные Министерством народного просвещения и ведомством Св. Синода, с целью обновления содержания существующих в настоящее время программ и внедрения их в, систему современного образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями общества к музыкальному образованию.

Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса (антропологический (педагогическая и христианская антропология), культурологический, цивилизо-ваннный, аксиологический); философско-педагогические идеи гуманизации образования; принципы единства исторического и логического, научности, системности.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам философии образования (Б.С. Гершунский, Л.А. Касьян, A.M. Коваленко, Г.Б. Корнетов, Г.Н.Филонов, Э.Г. Юдин и др.); истории педагогики (И.С. Гессен, Л. Гурлит, А.Н. Джуринский, Ж. Жорес, И.И. Зильберфарб, С.А. Каменев, А.А. Корольков, П. Лебедев, Е.Г. Осовский и др.). Были изучены и использованы концепции о творческом и духовном потенциале личности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Н.И. Кала-ков, Е.А. Климов, Э.А. Манущин, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.А. Реан, А.И. Подольский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, А.П. Ситников, В.В. Столин, O.K. Тихомиров, И.В.Юстус и др.); о гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); исследования в области педагогики и психологии искусства (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Р Арнхейс, B.C. Ротенберг, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

Источниковедческую базу исследования составили труды философов, психологов и педагогов, работы по истории образования, архивные материалы, материалы периодической печати XIX-XX вв.

Методы исследования: исторические (сравнительно-исторический анализ по проблеме становления начальной школы в России, научная интерпретация, синтез конкретных исторических фактов); теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение массового и обобщение передового педагогического опыта).

Этапы исследования

I этап (2003-2004 гг.). На основе изучения научной литературы обобщен опыт становления и развития музыкального образования в начальной школе дореволюционной России, выявлена его роль в духовно-нравственном развитии личности. Проведенный анализ философской, краеведческой, педагогической литературы позволил обосновать тему диссертационной работы, выделить ее объект и предмет, определить задачи и методы исследования, разработать ее программу.

II этап (2004-2005 гг.). В результате изучения, сопоставления архивных и опубликованных документов, освещающих официальные требования государственных органов России к формированию музыкального образования, вопросы деятельности начальных учебных заведений на рубеже XIX - XX веков по реализации содержания музыкального образования, проверялись и уточнялись задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение теоретических основ становления и развития музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства Св.Синода, выявление основного содержания и форм музыкального образования.

III этап (2005-2006 гг.) Теоретическое осмысление анализа проведенной исследовательской работы, апробация результатов исследования на научно-практических конференциях, публикации результатов исследований в виде научных статей, методических пособий, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- определены теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе России конца XIX - начала XX веков как одного из средств религиозно-нравственного воспитания детей); базирующегося на принципах народности и воспитывающего обучения; 

- осуществлен анализ содержания предмета "Пение" ("Церковное пение") и внеурочной концертной деятельности как основных форм музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода (на примере Симбирской губернии) с целью выявления их образовательных и развивающих функций: воспитания вокально-хоровых навыков, повышения уровня исполнительского мастерства детей, приобщения к концертной деятельности, формирования навыков коллективного музыкального творчества;

- выявлена особенность осуществления преемственности музыкального

образования начальных и средних учебных заведений (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии) в Симбирской губернии в конце XIX- начале XX веков, которая заключается в том, что формы его организации в средних учебных заведениях являлись формами практической подготовки выпускников к реализации содержания музыкального образования в рамках учебногопредмета "Пение" ("Церковное пение") в начальной школе; выявлены основные компоненты практической подготовки учащихся средних учебных заведений к ведению урока "Пение" ("Церковное пение)": музыкально теоретический, вокально-хоровой и методический; - проанализированы учебные программы предметов музыкального цикла, в репертуарный план которых наряду с духовными произведениями постепенно включались классические светские произведения и народные песни, что позволило проводить активную, разнообразную в жанровом плане концертную деятельность учащихся учебных заведений, которая являлась своеобразной формой отчетности и оказывала содействие развитию их музыкальной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно актуализирует духовно-нравственный потенциал педагогического наследия, способствуя более углубленной разработке проблем гуманизации образования в современных условиях; обосновывает возможности использования особенностей содержания музыкального образования дореволюционной России в учебно-воспитательном процессе обновляющейся школы. Раскрытие идеи всеобщности и доступности учебного предмета "Пение" составит основу для научных представлений о гуманистическом подходе к эстетическому образованию и воспитанию учащихся, к формированию их духовно-нравственной культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный в нем опыт теоретического и практического решения изучаемой проблемы, рассмотренной на основе опыта организации региональной системы музыкального образования в начальной школе, может дополнить соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики, связанные с вопросами эстетического воспитания, а также использоваться при создании нового поколения учебных пособий по истории педагогики и образования, спецкурсов и семинаров по художественному образованию в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются представительной источниковедческой базой работы и подтверждением архивными документами, многообразным фактологическим материалом, опорой на современные методологические позиции, применением адекватных объекту, цели и задачам исследования методов, использованием комплекса взаимодополняющих источников и материалов. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Доминирующей идеей в России конца XIX - начала XX веков в реализации содержания музыкального образования в начальной школе была идея всеобщности и доступности обучения детей пению, целью которого являлось религиозно-нравственное воспитание учащихся. Основными формами музыкального образования в начальной школе являлись предмет "Пение" ("Церковное пение") и внеучебная концертная деятельность учащихся. На преподавание предмета "Пение" в начальной школе ведомства Министерства народного просвещения было обращено особое внимание. Главной задачей в школах ведомства Св. Синода была подготовка детей к совместному участию в церковных службах. Названия предметов "Пение" и "Церковное пение" в рассматриваемых временных рамках были синонимами. Концертная деятельность формировала систему эмоционально-ценностных отношений, приобщала детей к богатствам духовного и культурного наследия.

2. Характерными особенностями программы по пению в начальной школе были последовательность, систематичность изложения, что позволяло обеспечить прочность овладения знаниями, умениями и навыками на уроке пения. Методика обучения в начальной школе разных ведомств была аналогичной и реализовывала принцип единства теории и практики.

3. Преемственность музыкального образования на начальном и среднем его уровнях способствовала подготовке выпускников средних учебных заведений, таких, как епархиальное и духовное училища, семинария, к реализации содержания музыкального образования в рамках учебного предмета "Пение" ("Церковное пение") в дореволюционной начальной школе. Такая работа осуществлялась в двух направлениях: овладение методами обучения пению в школе и освоение приемов работы с детским церковным хором. Хоровое и классное пение подготавливало воспитанников к их будущей деятельности и давало навыки овладения хоровым искусством.

4. Принцип воспитывающего обучения реализовывался в тесном единстве с принципом народности, раскрывающейся в нравах, обычаях, религиозно-философских и нравственных исканиях русского народа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в научных статьях и докладах автора. Основные результаты исследования были обсуждены и опубликованы автором в межвузовских сборниках научных статей "Развитие личности как высший приоритет образования" (Москва-Чебоксары, 2004г.), "Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях" (Москва-Чебоксары, 2004г.); в межрегиональном сборнике научных статей "Автографы истории" (Ульяновск, 2004г.), на межрегиональной научно-практической конференции "Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования" (Ульяновск, 2005г.); на Международной научно-практической конференции "Наука и культура России" (Самара, 2005г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Интеграция науки и образования на основе организации центра в области педагогики и психологии" (Ульяновск. 2005 г.), на III Всероссийской научно-практической конференции "Многопрофильные технологии обучения" (Ульяновск, 2005г.). Выводы исследования представлены также в отчете по результатам НИР, проводимой по теме "Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок" (шифр РИ- 16.0/018).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 246 наименований, из них 3 на иностранном языке и содержит 8 таб лиц. Общий объем диссертации составляет 228 страниц. Работа содержит 22 приложения.  

Теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе

В сфере отечественного просвещения 60-е годы стали временем наивысшего расцвета педагогической мысли, этапом формирования русской национальной педагогики. Многие идеи этого периода продолжали развиваться в общественно-педагогическом движении конца XIX - начала XX веков. К образовательному процессу предъявлялись разные требования: полноценного воспитания и обучения, гуманного отношения и уважения чувства достоинства воспитанника.

Рождались новые и перспективные идеи о том, как совершенствовать процесс воспитания и обучения, создать школу, удовлетворяющую интересы и потребности детей.

В прессе поднимаются вопросы воспитания человека, обсуждаются педагогические проблемы: какой должна быть школа, какие программы должны быть использованы, чему нужно обучать в школе, как готовить учителей.

В эти годы появляются первые педагогические журналы ("Учитель", "Журнал для воспитания", "Семья и школа", "Воспитание и обучение", "Русский педагогический вестник" и др.), в которых широко обсуждались теоретические аспекты воспитания и обучения.

В государственной образовательной политике становится актуальной задача воспитания нравственности в духе служения престолу и отечеству с опорой на общечеловеческие ценности и религиозно-нравственные догмы. Обязательное изучение Закона Божьего определяло основу учебно-воспитательного процесса в начальных заведениях. Религиозное воспитание базировалось на строгом изучении православия, на церковности с молитвами, праздниками, богослужением.

Основа взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания опиралась на православные идеалы, адекватные национальному характеру и православной педагогической традиции в духе идеи народности.

С актуальными педагогическими проблемами выступают в это время такие общественные деятели, как В.Ф. Одоевский, Н.И. Лобачевский, А.С. Хомяков, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов.

К середине XIX века русские просветители - гуманисты создали оригинальную концепцию отечественной педагогики, осознали значимость социально-педагогических ценностей в воспитании и обучении, обогатили педагогические традиции новизной решения вопросов воспитания.

Большое значение в развитии общественно-педагогической мысли сыграли взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Они выступали за народность воспитания, за формирование человека, способного к сознательной деятельности, труду, за отношение к ребенку как к личности. Их объединяет гуманистическая направленность взглядов на воспитательных процесс.

В.Г. Белинский считал важнейшими средствами воспитания народности изучение родного языка, народной поэзии, литературы, истории, географии. Вопрос о народности он связывал с проблемой соотношения общечеловеческого и национального. На первый план В.Г. Белинский выдвигал нравственное воспитание: привитие правильного отношения к людям и любви к Родине. Он считал, что нравственное воспитание нужно начинать в раннем возрасте, до начала обучения.

Прогрессивные взгляды В.Г. Белинского на роль личности ребенка в педагогическом процессе остаются значимыми и для современной школы. Ведущие идеи В.Г. Белинского и А.И. Герцена были поддержаны и продолжены Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, Н.А. Добролюбовым.

Н.И. Пирогов, вдохновитель педагогических новаций того времени, обосновал идею общечеловеческого воспитания, цель которого - формирование совершенного, нравственного, совестливого человека.

К.Д. Ушинский был первым общественным деятелем, который поднял проблему народности в воспитании и дал ей теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. Её источник он видел в истории и культуре народа. К.Д. Ушинский указывал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [13, 168]. Кроме того, утверждение нравственных он также связывал с народностью и православием.

В каждой системе воспитания народность проявляется как ее основа. Она раскрывается в формировании национального характера, исторической самостоятельности, психологического склада народа и его любви к Родине. Народность воспитания К.Д. Ушинский представлял как часть общего воспитательного процесса, цель которого он видел в развитии совершенного человека. Он рассматривал широкий круг педагогических явлений для достижения воспитательных целей в русле идеи народности и народной школы. Сущность народности, по мнению К.Д. Ушинского, заключалась в развитии национального самосознания народа, а лучшим выражением ее он считал родной язык, который должен быть положен в основу всей системы образования.

К.Д. Ушинский твердо верил, что развитие любого государства зависит от степени образованности народа. Он заложил основы национального образования. Школа и воспитание должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями данного народа.

Ратовал за то, чтобы школа была народной и Л.Н. Толстой: "Школа хороша только тогда, когда она осознает те основные законы, которыми живет на род" [59, 462]. Он считал, что главная ведущая идея всей педагогики - развитие активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым условием развития является свобода. Свою идею он воплотил в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой активно направлял свои возможности на развитие народных школ.

Центральным педагогическим вопросом в последние годы жизни Л.Н. Толстого являлся вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании. Нравственное воспитание молодежи он связывал с прогрессом человечества, этой объективной необходимостью развития человеческой культуры.

Необходимо упомянуть о Н.А Корфе, который принадлежал к числу видных русских деятелей в области народного образования второй половины XIX века. Он считал, что главный путь к лучшей жизни всего общества заключается в развитии просвещения, в распространении полезных знаний среди широких народных масс.

Н.А. Корф явился инициатором новых начинаний - организации учительских съездов. Он провел первый съезд в своем уезде, обобщил свой опыт и описал его. Инициатива Н.А. Корфа была подхвачена, и съезды стали проходить во многих городах России. Значение съездов и педагогических курсов было велико: они повышали общеобразовательную и специальную подготовку учителей, оказывали им большую моральную поддержку, привлекали внимание общественности к жизни школы.

Активная профессиональная деятельность известных педагогов XIX века отразила общие мотивы и схожие идейные позиции, которые были выражены в стремлении улучшить само общество. Видные деятели народного просвещения были убеждены в необходимости опоры на национальную культуру и традиции при организации школ и их последующей работы, они видели в народности источник духовного развития детей. Создавались школы, в которых не только обучали, но и многосторонне развивали учеников, их нравственно воспитывали, верили в таланты и творческий потенциал детей.

Анализ становления предмета "Пение" ("Церковное пение") как основной формы организации музыкального образования в начальной школе Министерства народного просвещения

Система образования, сложившаяся в России в конце XIX - начале XX веков, была достаточно сложной. В соответствии с законодательством Российской империи все существовавшие учебные заведения разделялись на высшие, средние и низшие. Низшую образовательную ступень представляла начальная школа, которая была многотипной. В ней можно было выделить три ступени. К начальным школам первой ступени относились одноклассные училища разных ведомств, представлявшие, по сути, низшую элементарную школу.

Вторую ступень начального образования составляли двухклассные училища со сроком обучения 4-5 лет.

К третьей ступени начальной школы относились многоклассные училища, число которых было незначительно. В эту группу входили преимущественно уездные и городские (по "Положению" 1872 года) училища [1].

Приходские училища могли открываться в городах и селах при каждом церковном приходе. Они подготавливали к обучению в уездном училище и давали детям элементарные образовательные знания.

Уездные училища имели целью подготовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к их практической деятельности.

Первое уездное училище в Симбирске было открыто уже в 1811 году. В 1828 года появляется новый устав гимназий и училищ, действовавший в отношении начальной школы до 1864 года. По этому уставу упразднялась преемственность между уездным училищем и гимназией. Приходские и уездные училища становились школами законченного типа.

Приходские училища предназначались преимущественно для детей крестьян, мещан, промышленников; уездные - для купечества, обер-офицерских детей и отчасти дворян.

По официальным источникам, в Симбирской губернии большая часть приходских училищ была открыта в 40-е годы XIX века.

Они распространяли первоначальные сведения между людьми самых низших сословий. Училище предполагалось открывать везде, где будут к этому средства, но учредители обязаны были иметь при каждом приходском училище законоучителя из живущих по близости священников.

Необходимо упомянуть о существовании удельных училищ, которые не имели к Министерству народного просвещения никакого отношения, но сыграли в деле распространения церковного пения в школах Симбирской губернии не последнюю роль. Об этом можно судить из следующих фактов.

М. Суперанский в своей книге о начальной школе в Симбирской губернии, пишет о том что в 1844 году директор земледельческого училища А. Бай-ков при ревизии училищ Сызранского и Алатырского уездов заметил, что ученики в некоторых селах поют в церквях при богослужении. В своем отчете он отметил этот факт, способствовавший, по его мнению, тому, что многие крестьяне бросили раскол и обратились к православию.

Это замечание А. Байкова привело к тому, что в 1845 году департамент уделов всем управляющим конторами ввел предписание ввести обязательное обучение церковному пению в сельских училищах. Учителями пения состояли сами священники или посторонние лица, например, из бывших полковых регентов с оплатою 15 рублей в год. Каждому такому учителю предоставлялось несколько училищ, которые он должен был объезжать один или два раза в месяц, обучая учащихся церковному пению в свободное от других уроков время.

Но количество предназначенных для народа школ до издания "Положения о начальных народных училищах" 1864 года было так незначительно, что практически все крестьянское население и городское, принадлежавшие к низшим сословиям, оставалось безграмотным. В Симбирске, учитывая количество горожан 70760 человек, одно учебное заведение приходилось на 1505 человек, а один учащийся - на 35 [164, 70].

По положению 1864 года губернатору было предоставлено право наблюдать за ходом первоначального обучения в губернии. Из представителей различных ведомств были учреждены уездные и губернские училищные советы. Попечителями учебных округов, директорами и инспекторами народных училищ были представители Министерства народного просвещения.

Следует подчеркнуть, что наиболее распространенным типом начальной школы Министерства народного просвещения явились сельские одноклассные и двухклассные училища с трех- и пятилетними курсами обучения.

В Симбирской губернии губернские и уездные училищные советы, которые объединили в своем заведовании почти все существовавшие к 1866 году начальные школы, придали некоторый внешний порядок состоянию начальных школ и совместно с органами местного самоуправления содействовали их качественному улучшению и распространению дела народного образования.

В 1866 году всех начальных училищ губернии числилось 683, в 1871 году -452, в 1900 году- 565, в 1904 году- 605 [164, 108].

Незначительный рост школ был связан с тем, что совершенствовался учет учреждений, исключались те школы, которые числились "только на бумаге", закрывались малообеспеченные и плохо организованные школы.

Первые заботы училищных советов в школьном деле были направлены на то, чтобы улучшить состав преподавательского персонала, так как среди учителей встречались такие лица, которых приходилось даже заново обучать школьному делу, а изменить их состав было невозможно по недостатку подготовленных кадров и потому, что малая оплата труда, неудобство помещения не привлекали на учительские должности людей, способных к педагогическому делу.

Изменению положения способствовало открытие при помощи земства педагогических курсов, работавших при Симбирском уездном училище.

К сожалению, не благоприятствовали широкому влиянию школы на население краткость учебного года начальной школы, неаккуратное посещение учащимися уроков и часто - низкий образовательный уровень преподавателей. Кроме того, на работе начальной школы в Симбирской губернии негативно сказывалось отсутствие собственных благоустроенных помещений.

Но, несмотря на все трудности, начальная школа развивалась и совершенствовалась. Возрастало количество подготовленных к ведению школьного дела специалистов, постепенно увеличивалась оплата их труда, улучшалось состояние школьных помещений.

Значительно больше внимание стали уделять качеству ведения школьных предметов. По результатам периодических проверок подготавливались отчеты о состоянии преподавания в народных училищах. Эти источники позволяют судить о том, как было поставлено дело преподавания пения в начальных школах Симбирской губернии. Отчеты составлялись на протяжении 45 лет, с 1872 по 1917 год, но, к сожалению, не все отчеты дошли до нашего времени. По тем материалам, которые сохранились, можно вполне конкретно судить о состоянии развития предмета "Пение" в народных школах за данный период времени.

Отчет за 1872 год о состоянии начальных народных училищ в Симбирской губернии указывает на то, что церковное пение преподается в большинстве школ по слуху, но есть и такие, в которых детей обучают нотному пению, создаются хоры, участвующие в воскресных и праздничных днях в церковных богослужениях [98, 24]. В 1874 году в отчете по Сенгилеевскому уезду упоминается Безводовское училище, в котором дети обучаются пению по нотам. Этому способствовало то, что на некоторый период времени был приглашен регент для лучшей постановки преподавания пения, а в дальнейшем детей обучал священник, который работал регентом в семинарском храме. Отмечалось, что дети поют стройно и приятно, некоторые хоры не уступают по исполнению хорошим городским коллективам певчих [99, 98].

Хорошо дело обучения пению было поставлено в тех школах, где учителя обладали хорошим голосом и были знакомы с приемами регентования.

Проанализировав отчет за 1876 год, можно узнать о том, что, как и в предыдущие годы, в большинстве школ пению обучают по слуху и господствует в обучении церковное направление, т.е. репертуар составляют, как правило, церковные песнопения. В школах, в которых организованы хоры, дети участвуют в церкви при богослужении.

Крестьяне весьма дорожили теми учителями, которые обучали детей пению, они приезжали по праздникам из деревень послушать певчих и гордились хором, состоящим из их детей. Отмечаются случаи, когда крестьянское население назначало плату учителям до 60 рублей в год за обучение детей пению и за составление церковного хора.

Методика преподавания предмета "Пение" ("Церковное пение") в начальной школе и ее взаимосвязь с внеучебной концертной деятельностью учащихся

Учебные программы по пению для начальных школ были различными. Так, программа по церковному пению для церковно-приходских школ носила обязательный характер, имела четко обозначенный объем сведений по музыкальной грамоте и содержала значительную часть музыкального материала, рекомендованного для изучения с детьми на уроках.

Программа по церковному пению в начальных училищах Министерства народного просвещения имела рекомендательный характер и давала простор учителю в выборе церковных песнопений, народных песен для изучения с детьми и в распределении учебного материала.

Под церковным пением подразумевались старые церковные напевы, заключающиеся в специальных церковных певческих книгах, каковы: Обиход, Октоих, Ирмологий, Праздники и другие. Круг наиболее употребительных песнопений сосредоточен в церковном Обиходе, поэтому он и служил главным руководством при обучении пению в церковной школе [4, 345] .

Церковное пение опирается на систему осмогласия. Церковный устав указывает для каждого песнопения свой глас, при нарушении устава изменяется церковный чин. Изучение гласов составляло основу обучения церковному пению в начальной школе.

Но детям школьного возраста было трудно выучить полный круг богослужебных песнопений. В связи с этим преподавание церковного пения ограничивалось обучением детей пению наиболее употребительных молитв, содержащихся в Учебном Обиходе, то есть простейших песнопений литургии и всенощного бдения.

Как певческая книга Обиход возник в XVI веке. Книга содержала изменяемые (гласовые) и неизменяемые (негласовые) песнопения церковных служб в богослужебном чине. Впервые нотолинейный певческий Обиход был издан в числе других Синодальных книг в 1772 году.

В конце XIX - начале XX веков публиковались различные многоголосные сборники обиходных песнопений. Их назначение могло быть различным: авторские редакции напевов, учебные пособия, издание напевов местных традиций, в том числе и монастырских [58, 3].

В объяснительной записке к программе церковного пения в церковно-приходских школах цель преподавания церковного пения определялась следующим образом: "Преподавание этого предмета имеет в виду оживление и укрепление учеников в церковно-молитвенном чувстве и приготовление к сознательному и действительному участию в церковно-общественной молитве, а потому должно быть также обязательно для всех учеников, как и изучение Закона Божия. Более успевающие ученики должны быть привлекаемы к участию в клиросном пении в церкви" [84, 322].

Учебный материал по церковному пению, требуемый программой церковно-приходских школ, рекомендовалось распределять по неделям в строгой последовательности (см. Приложение 8) [149, 83-86].

Освоение материала первого года обучения закладывало основу для дальнейшего изучения церковного пения. При чем в начале учащиеся знакомились с общими теоретическими понятиями (звук, его долгота) и получали начальные рекомендации практического характера, направленные на формирование певческих навыков (положение корпуса во время пения, произношение гласных звуков).

Теоретический материал первого года сравнительно невелик по объему и включает знакомство со звуками тетрахорда, нотным станом и церковным ключом. Параллельно идет певческое освоение звукоряда поступенном расположении звуков и свободной их последовательности. Этот процесс находит закрепление в пении кратких молитв на одном или нескольких звуках.

Интересно отметить, что уже на одиннадцатой неделе обучения ученики знакомились с двухголосным пением, представляющим определенную сложность для начинающих. Изучение нотного стана и церковного ключа давало возможность сначала овладеть навыком записи звуков, а затем - перейти к пению по нотам.

Таким образом, в программе первого года прослеживается строгое следование трем принципам, аналогичным применяемым в современной методике музыкального образования: формирование слуховых представлений об элементах музыкального языка, опережающее их теоретическое осмысление; широкое использование различных упражнений для закрепления теоретических знаний и практических навыков; сочетание инструктивного и художественного материала (технических упражнений и богослужебных песнопений).

Опора на эти основополагающие методические принципы обнаруживается и в изучении материала в последующие годы.

Программа второго года обучения содержит новые формы работы (аритмические и интонационные упражнения по учебному пособию - "Краткому руководству" Н.Ф.Соловьева) и более сложный музыкальный материал (широкий круг песнопений из литургии). Кроме того, закрепляются навыки двухголосного пения и осваивается новый теоретический материал - интервалы.

Таким образом, второй год обучения - это этап развития накопленных знаний и навыков, освоения новых форм работы на уроках пения.

Программа третьего года обучения также имеет определенные особенности. Она целиком и полностью основана на практических формах работы. Это пение упражнений по "Краткому руководству" Н.Ф.Соловьева и изучение богослужебных песнопений, причем последним принадлежит главное место. Наряду с отдельными напевами учащиеся должны были выучить ирмосы всех 8-ми гласов и целиком литургию Св. Иоанна Златоуста.

Целью третьего года являлось глубокое изучение напевов церковных служб и гласового пения.

Анализ программы по церковному пению позволяет сделать следующие выводы: обучение носило строго практическую направленность и было нацелено на подготовку учеников к участию в богослужении; на протяжении всех лет процесс обучения опирался на одни и те же методические принципы, что обеспечивало достаточную прочность знаний и навыков.

В ходе теоретического осмысления программы было выявлено, что обучать детей пению рекомендовалось двумя методами. Первый метод назывался синтетическим. По этому методу обучение начиналось с разъяснения различных музыкальных терминов, знаков. Ученики должны были заучивать отдельные звуки в виде гаммы, исполнять нотные упражнения вне музыкального материала. Затем ученики осваивали отдельные звуки и лишь потом переходили к пению более сложных музыкальных упражнений, от отдельных элементов - к пению целых музыкальных произведений. Данный способ сравнивался с более старым способом обучения грамоте, который наводил на детей только скуку и непонимание пройденного материала.

Второй метод обучения пению назывался аналитическим, и обучение по этому методу сравнивалось с обучением грамоте по звуковому методу. В данном случае рекомендовалось начинать обучение с целых музыкальных произведений и постепенно переходить к элементарным упражнениям. Такой способ обучения пению признавался более удобным в школе, так как он побуждал учеников к самостоятельности, развивал в них сообразительность, интерес к изучаемому материалу [84].

Практика музыкального образования в Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлева

Развитие школьного образования в 60-е-70-е годы XIX века среди чувашского населения, как во всей стране, было связано с экономическим развитием России и общественным - политическим движением 60-х годов.

Начальные народные училища Министерства народного просвещения для чувашей стали открываться лишь с 1867 года, многие из них - в период деятельности И.Я. Яковлева.

Трудности в учебе у детей - чувашей возникали из-за того, что во многих школах обучение проводилось на непонятном для них русском языке, а потому сознательно усваивать то, чему их учили, они не могли. Лишь в некоторых учебных заведениях учителя вели преподавание на родном для детей языке.

В большинстве школ учителями работали люди, не подготовленные в педагогическом и методическом отношении. Во многих училищах педагогами по совместительству работали священники. Педагогических учебных заведений, готовивших учителей из чувашей, совершенно не было.

Неудовлетворительное состояние помещений чувашских училищ в сочетании с неподготовленными учительскими кадрами, отсутствие достаточного количества учебников и обучение детей на русском языке определяло низкий уровень учебной работы. Учащиеся в лучшем случае знали наизусть молитвы, церковное пение, а навыки чтения, письма, счета у большинства из них были очень слабые.

Важную роль в просвящении чувашей сыграла деятельность И.Н. Ульянова. Он с первых дней своей инспекторской работы предпринял меры к открытию инородческих школ в Симбирской губернии. Он требовал от местных властей, чтобы они содействовали улучшению посещаемости детьми школьных занятий. Одним из способов удержания учеников в школе являлось освобождение их от платы за обучение.

Необходимо подчеркнуть, что в свой работе И.Н. Ульянов уделял серьезное внимание правильной постановке предмета "Пение". В 1874 году вопрос о методике пения в начальной школе обсуждался под его руководством на учительском съезде. С докладом по этому вопросу выступал В.А. Калашников, который был учителем пения в Симбирской чувашской школе. Участники съезда выразили мнение о необходимости элементарного знакомства учащихся с нотами и теорией пения.

Большую роль в развитии начального обучения чувашского населения сыграла деятельность И.Я. Яковлева в качестве инспектора чувашских народных училищ в Казанской губернии. Во время своих инспекторских поездок он внедрял в практику обучения в чувашских училищах лучшие приемы и методы обучения, особое внимание обращая на преподавание церковного пения. К важнейшим сторонам его педагогической системы относятся четырехлетнее обучение в начальных инородческих училищах, осуществление процесса воспитания и обучения в первых двух классах на родном языке, обязательное изучение русского языка во всех классах.

Система И.Я. Яковлева была распространена главным образом в министерских и земских школах. Он также разработал строгий порядок приема в смешанную и национальную школы. В первый класс принимались нерусские дети, так как обучение происходило только на родном языке. В следующем году, во втором классе, все дети приступали к изучению русского языка по учебнику, и к обучению принимали русских учащихся.

Учебный план И.Я. Яковлев составил на основе использования всего лучшего, что было достигнуто в просвещении нерусских народов Поволжья.

За 28 лет руководства чувашскими школами (1875 - 1903 гг.) И.Я. Яковлевым было открыто около 400 сельских министерских и земских чувашских школ. Многие из них впоследствии были преобразованы в двухклассные училища Министерства народного просвещения.

К концу XIX века почти во всех чувашских школах Казанской, Симбирской и других губерний учителями состояли бывшие ученики и ученицы Симбирской чувашской учительской школы.

В связи с этим целесообразно рассмотреть опыт музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе, благодаря которой во многих сельских чувашских начальных училищах обучение детей предмету "Пение" было поставлено на хорошем методическом уровне. Целью обучения пению и музыке в школе являлась подготовка учителей, умеющих организовать в условиях села хор и руководить им.

А.Т. Варфоломеева, окончившая в 1914 году женские педагогические курсы при чувашской учительской школе вспоминала: "Важным предметом преподавания в школе считалось пение. Школа стремилась поставить преподавание этого предмета так, чтобы каждый ученик и ученица не только сами умели петь, но и научились бы руководить хором. Для этой цели ученики и ученицы двух старших классов обучались игре на скрипке, как необходимом инструменте при обучении хоровому пению в условиях сельской школы. Пение мы очень любили. В смешанный хор брали учеников и учениц с хорошими голосами и музыкальными способностями. Руководил этим хором основной преподаватель музыки. Мужским и женским хором руководили ученики и ученицы выпускных классов. Эта была своего рода практика будущих руководителей хора в условиях сельской школы" [180, 75].

И.Я. Яковлев решил основать симбирскую школу по подобию крещенота-тарской семинарии, основанной Н.И. Ильминским в 1864 году в Казани.

В крещенотатарской школе музыкальное искусство было "помощником" в деле религиозного воспитания. И.Я. Яковлев в юном возрасте, услышав пение хора Казанской крещенотатарской школы, испытал глубокое потрясение, воспоминание о котором он пронес через всю свою жизнь: "Впоследствии мне приходилось слышать пение Петербургской певческой капеллы, синодального хора и других известных хоров с чудными голосами, при исполнении произведений лучших духовных композиторов. Но я не выносил из храма того впечатления, которое получил в церкви крещенотатарской школы. Тут не было вокальных фокусов, ломаний, переходов, контрастов. Исполнение хора, наученного Макарием, было чрезвычайно просто, но несло в себе такую глубину, убежденность религиозного чувства, что я ... напоминал собой тех послов святого князя Владимира, которые, услышав пение в Софийской храме, потом сознавались, что сами не знали на земле ли они или на небесах" [49, 81].

Это описание помогает понять отношение И.Я. Яковлева к музыкально-исполнительскому искусству, его старание использовать силу духовной музыки в просветительской деятельности.

Похожие диссертации на Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков