Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Морохов Александр Валентинович

Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний)
<
Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морохов Александр Валентинович. Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2004 184 c. РГБ ОД, 61:05-13/266

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Деятельность православных миссионерских организаций в среднем Поволжье по религиозно - нравственному воспитанию населения в середине - конце XIX века

1,1. Миссионерство в просветительской политике Министерства Народного просвещения России в XIX - начале XX вв 17-34

1.2. Характеристика педагогических подходов идеологов религиозно-нравственного воспитания 34-58

1.3. Организационно-управленческие особенности миссионерской религиозно-воспитательной деятельности в Среднем Поволжье 58-81

ГЛАВА 2. Религиозно-воспитательная деятельность православных миссионерских организаций 82-134

2.1. Содержание и основные направления деятельности православного миссионерства и ислама в Средневолжском регионе 82-106

2.2. Педагогические формы и методы религиозно-воспитательной деятельности миссионерских братств и общин староверов 107-114

2.3 Обобщение педагогического опыта православных братстве язычниками и сектантством на территории Среднего Поволжья 114-134

Заключение 135-148

Список литературы 149-173

Приложения 174-184

Введение к работе

В настоящее время возрастает интерес к воспитательному и педагогическому опыту, накопленному Русской Православной Церковью, государственными учреждениями Российской империи в период проведения Великих реформ Александра II и в последующий период. Это объясняется в первую очередь тем, что Русская Православная Церковь, будучи фактически одним из важнейших инструментов государственной власти и правительственной политики, играла чрезвычайно важную роль в религиозно-нравственном воспитании народных масс в духе преданности правящей династии, государственно-самодержавным институтам власти.

Эта политика, организованная государством при посредстве Церкви, проводилась достаточно эффективно, была направлена на нравственное воспитание народных масс, способствовала формированию верноподданических взглядов, укрепляла дружбу и сотрудничество между русским народом и народностями, населяющими Средневолжский край.

Особенно велика воспитательная роль православных образовательных и воспитательных институтов во второй половине XIX века в районах смешанного проживания русского населения и коренных народностей. Как раз одним из таких районов, наряду с Прибалтикой, Северным Кавказом, восточной Сибирью и являлись Казанская, Симбирская и Самарская губернии, составляющие Средневолжский край.

Значение этого региона для политического, хозяйственно-экономического и культурного развития Российской империи трудно переоценить. Здесь соприкасались ведущие мировые религии: христианская (православие) и ислам, пересекались главные торговые пути, создавалась мощная промышленная база. Царскому правительству важно было любой ценой сохранить лояльность многонационального населения края, вывести: его, особенно представителей татарской диаспоры, из под негативного влияния зарубежных исламских центров, стремящихся организовать подрывную идеологическую деятельность против Российского государства.

В интересах внутренней стабильности государства требовалось ввести многочисленных приверженцев язычества, старообрядчества и других вероисповеданий в лоно Русской Православной Церкви, как идеологического оплота самодержавия, завоевать их симпатии. Не менее важной задачей, стоящей перед региональными, представителями Православной Церкви, была нравственная борьба с тоталитарными религиозными сектами, которые стремились овладеть умами граждан и увести их от активного полезного труда в мир мистики и иллюзий, выбивая их из привычной жизненной колеи, отрывая от семей.

Представители Русской Православной Церкви в условиях постоянно изменяющейся политики государственных структур, когда государственные органы то рьяно поддерживали нравственно-воспитательные действия Церкви, то относились к ним безразлично, сумели не только возглавить и наладить эту работу, но и добиться в этом направлении высоких показателей. Самодержавная власть в Среднем Поволжье в педагогической и воспитательной деятельности миссионерских обществ всегда находило необходимую поддержку и опору.

Важное место в этой работе принадлежала миссионерским организациям и братствам; региона. Именно они находились на острие нравственно-религиозной воспитательной работы, проводимой местными епархиями Русской Православной Церкви, были главной «ударной силой» в ее противостоянии с исламом, язычеством, сектантством. Именно эти организации преуспели в этой работе, накопили богатейший педагогический опыт в своей работе, как со своими прихожанами, так и с иноверцами.

Исторические обстоятельства, к сожалению, особенно после 1917 года сложились таким образом, что этот положительный, важный опыт религиозно-нравственного воспитания оказался не только не востребованным, но и во многом забытым. К сожалению, современные реалии начала XXI века заставляют нас вновь и вновь обращаться к опыту проведения воспитательной нравственно-религиозной работы, накопленному Православной Русской Церковью в середине XIX - начале XX вв. Ни у кого не должно быть никаких иллюзий в том, что подлинное возрождение народной нравственности в России возможно только тогда, когда возродится государственная идеология, направленная на созидание. А исторический опыт Российского государства, да и других процветающих стран Запада говорит о том, что возрождение нравственности, появление объединяющей всех нас государственной идеологии может строиться только на государственно-религиозной основе.

Активное участие институтов Русской Православной Церкви во многих сферах современной общественной жизни России служит тому подтверждением. И именно на этой стезе в ближайшем будущем и будет востребован опыт религиозно-нравственной работы Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.

Так как наиболее сложную религиозно-воспитательную работу в стране и регионе организовывали и проводили миссионерские организации и братства, этот вопрос ввиду своей исключительной актуальности для нашего времени в конечном счете и привлек внимание исследователя.

Немаловажное значение имеет также изучение всего, что связано с использованием элементов национального языка и национальной культуры в процессе организации религиозно-воспитательной работы.

Объектом исследования является деятельность Средневолжских епархий, православных братств по организации и проведению среди населения нравственно-религиозной воспитательной работы.

Предметом исследования является определение основных периодов и этапов религиозно-воспитательной деятельности православных братств на основе выделения специфических черт и особенностей её" осуществления в разные годы; факторов, влияющих на её направленность; участие в этой работе органов государственной власти, земских учреждений, а также их взаимосвязь. Немаловажное значение имеет также вычленение специфических особенностей, присущих религиозно-воспитательной работе миссионерских братств, созданных в Казанской, Симбирской и Самарской губерниях, выявление тормозящих и активизирующих факторов в её проведении, а также анализ общих социальных и политических результатов, достигнутых в результате её осуществления.

Хронологические рамки диссертации ограничиваются периодом с 60-х годов XIX века по 1917 год. Именно на этот период приходится расцвет религиозно-воспитательной деятельности православных обществ и братств. В это время, исключительно богатое на исторические события, также, можно проследить, как менялась направленность религиозно-воспитательной работы в зависимости от изменяющейся политической и социальной конъюнктуры.

Завершение исследования датируется 1917 годом. В марте 1917 года пало самодержавие, тем самым была подведена черта под многолетнее взаимодействие религиозных и самодержавно-государственных институтов. После установления власти Временного правительства, религиозно-нравственная воспитательная деятельность миссионерских братств, в результате глубокого политического раскола в преддверии начинающейся гражданской войны, была фактически свернута.

Географические рамки диссертации включают в себя территорию Симбирской, Самарской и Казанской губерний. Как известно, Казанская губерния была многонациональным краем, где русское население никогда не преобладало по численному составу. Этнический и социально-религиозный состав Симбирской и Самарской губерний имел свои специфические особенности, что не могло не наложить своеобразного отпечатка на всю направленность и содержание религиозно-воспитательной работы. Сравнение религиозно-воспитательной деятельности епархий и руководимых ими миссионерских обществ позволяет выполнить все задачи исследования, сформулировать необходимые выводы.

Методология исследования. Решение направленной в предлагаемом исследовании цели - проведение комплексного историко-педагогического анализа религиозно-воспитательной деятельности Русской Православной Церкви в 60-е годы XIX века -1917 гг., - на наш взгляд, стало возможным лишь благодаря обращению к гносеологическим возможностям ряда методов, подходов, принципов.

Среди последних и использование принципов единства исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, что позволило обеспечить целостность теоретико-методологического анализа; обращение к принципам структурно-функционального анализа. Автор обращается, также к гносеологическому потенциалу структурно-генетического синтеза, который позволяет осуществить разложение исследовательской программы на блоки, осуществить последовательный анализ этих структур с их последующим объединением в единой методологической установке.

В работе использованы, также, методы сравнения, аналогии; кроме того, автором достаточно широко использованы возможности принципа дополнительности, согласно которому теоретические построения, описывающие различные стороны явления, дополняют друг друга, обеспечивая комплексность исследования.

Цель исследования. Показать деятельность епархий Русской Православной Церкви и миссионерских организаций по организации осуществлению религиозно-нравственного воспитания населения в губерниях Среднего Поволжья с 1860-х гг. XIX века и по 1917 год.

В соответствии с целью автором ставится попытка решения следующие задачи диссертационного исследования: дать характеристику педагогических подходов идеологов к православно-религиозному воспитанию населения России в середине XIX и начала XX века; раскрыть специфику организационно-управленческих основ деятельности миссионерских обществ в рассматриваемый период; охарактеризовать основные направления деятельности сторонников православия и ислама по религиозно-нравственному воспитанию населения Средневолжского региона, сравнить их содержание, формы и методы; обобщить педагогический опыт деятельности православных братств и показать их межконфессиональные противоречия с язычниками и сектантами на территории края.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - при проведении историографического и источниковедческого обзора проанализированы, классифицированы по направлениям и периодам основные труды и исследования, затрагивающие рассматриваемую проблему, классифицированы использованные источники, проведён их источниковедческий анализ; - в научный оборот вводится значительное количество новых, ранее не обнародовавшихся архивных материалов, в исследовании проведён ряд авторских подсчётов и обобщений; -в ходе исследования выделены и проанализированы основные этапы деятельности миссионерских организаций Русской Православной Церкви в Средневолжских губерниях: первый: с 1862 по 1881гг.; второй: с 1882 по 1895 гг., третий - с 1895 по 1905 гг., четвертый - с 1905 по 1917 гг., а также сформулированы их отличительные особенности и характерные черты; -автором в числе первых изучена и систематизирована деятельность православно-миссионерских организаций по проведению религиозно-просветительной и религиозно-воспитательной работы на местах, внесены коррективы в сложившиеся ранее взгляды и подходы, затрагивающие их деятельность; - осуществлен исторический анализ итогов деятельности миссионерских организаций, их религиозно-нравственное и общественно-политическое значение; -показана специфика работы миссионерских организаций и братств в различных губерниях края.

Степень изученности темы.

Если рассмотреть всю литературу по проблеме, изданную начиная с 1864 года, то ее чисто условно необходимо разделить на несколько периодов. К первому периоду относится литература, выпущенная в период Великих реформ Александра II (1864-1882 гг.). Ко второму периоду относятся издания, вышедшие в период «корректировки» реформ Александра III (1882-1894 гг.). Третий период представляют издания, опубликованные с 1894 до Первой русской революции 1905-1907 гг. В четвертом периоде (1907-1917 гг.) вышли издания, опубликованные в между революционное время.

После Октябрьской революции и утвердившейся откровенно антирелигиозной, атеистической государственной политикой, наступил пятый период рассмотрения проблем, связанных с деятельностью православных миссионерских обществ (1917-1986 гг.). И только начиная с завершающего периода «перестройки» и вплоть до настоящего времени утвердился шестой период в историографии проблемы, отличительной особенностью которого стало рассмотрение миссионерской деятельности православного духовенства в рассматриваемый период с научных, объективных позиций.

Проблемы, связанные с деятельностью православных миссионеров в районах страны со смешанным населением неоднократно поднимались в дореволюционной литературе. Имеется особенно много трудов, в которых в рамках церковно-приходекой затрагивается проблема миссионерской школы.

К первому периоду дореволюционной историографии относятся работы А.И.Баратынского [10,11,12,с612,с.94-110.], Е.И.Виноградова [22.], П.С.Дмитриева [47,с.4-22]; С.В.Ешевского [53,с.667-710], Н.И.Золотницкого [61,62], Е.А.Малова [111,112]. Они считали религиозно-воспитательную деятельность, проводимую православными религиозными братствами важным средством образования и просвещения народных масс, как русских, так и представителей нерусских народов.

Второй период_отмечен трудами таких авторов, как, например, В этих работах они объективно рассматривают религиозно-воспитательную деятельность православного духовенства, считают ее достаточно эффективной и полезной для государства. Рассматривая деятельность церковно-приходских школ, они дают оценку и миссионерской школе.

Необходимо сказать, что уже в 1880-1890-е годы XIX века мнения, разделились. Если такие авторы, как Ф.Н.Благовидов [14], В.С.Марков [114], П.П.Мироносицкий [118], СМиропольский [119], к участию Русской Православной Церкви в просвещении народа относились как к важному государственному делу, предлагали кардинальные пути его улучшения, пропагандировали положительный опыт религиозно-нравственного обучения и воспитания, в частности Сергея Александровича Рачинского, то некоторые другие авторы к эффективности этой работы относились весьма скептически. К ним можно отнести Н.В.Никольского [175,176,177] и в какой- то степени Рождественского [238].

К третьему периоду относится фундаментальный труд М.И.Демкова «История русской педагогики» [43], где он среди других проблем анализирует и религиозно-педагогическую деятельность русских православных миссионеров, считая, что они «неся в массы иноверцев Слово Божие», выработали много полезных форм и педагогических приемов, способствовали развитию сети миссионерских школ [43]. Более критически к деятельности миссионеров относился В.В.Григорьев, который считал ее «оторванной от жизни» [28].

После первой русской революции (1905-1907 гг.) деятельность миссионерских организаций и РПЦ по религиозно-нравственному воспитанию населения со стороны ряда исследователей того времени, среди которых были Б.В.Веселовский [19], Н.В.Чехов [283], подверглась уничтожающей критике. Они считали, что земства должны всячески отрешиться от какой-либо поддержки этой деятельности. Им вторили Г.Фальборк и В.Чарнолусский [281]

В четвертый, советский период,.начиная после 1917 года ко всему тому, что каким-либо образом было связано с деятельностью Русской Православной Церкви: религиозная воспитательная деятельность, миссионерская работа, церковное образование и т.п. стало принято говорить исключительно в негативном тоне. Вся просветительская, образовательная и миссионерская деятельность была объявлена «реакционной», антигосударственной, стала объектом повсеместной околонаучной критики. Типичными образцами такого подхода могут послужить труды Н.Н.Аткова [8], В.М.Горохова [29,30], Е.Ф.Грекулова [40], Э.Д.Днепрова [48], А.Н.Григорьева [41], А.В.Ососкова [185].

Начиная с конца 1980-х гг. XX века, уже в разгар «перестройки» появляются труды, авторы которых стремятся уже объективно разобраться в проблемах и заслугах Русской Православной Церкви, как объекта религиозно-воспитательной и миссионерской деятельности. Среди них можно назвать труды таких ученых, как В.Д.Абрамов [1], М.Богуславский [17], С.В.Грачев [27], В.И.Косик [103], К.Л.Медолазов [117] и др. Они скрупулезно исследовали те направления и условия, в которых осуществлялась религиозно-воспитательная деятельность миссионерских организаций в крае, показали ее сильные и слабые стороны.

Однако исследования, где бы на конкретно-исторических фактах было показано становление форм и методов проведения религиозно-воспитательной работы православными миссионерскими обществами в Средневолжском крае нет.

Основные источники исследования. Если их классифицировать по группам, то можно выделить несколько групп источников. К первой относятся материалы архивных источников. Ко второй — материалы периодической печати, статистических сборников, к третьей - книги, публикации и аналитические материалы, написанные участниками тех событий, к четвертой - сборники опубликованных документов.

Главным источников послужили материалы и документы, обнаруженные в Российском государственном историческом архиве, государственных архивах Самарской и Ульяновской области, Национальном архиве Республики Татарстан.

В Национальном архиве Республики Татарстан наиболее важные документы, среди которых отчеты, циркуляры, распоряжения, протоколы заседаний Казанской Духовной Консистории и принятые ею постановления, были обнаружены в фонде 4.

В Государственном архиве Ульяновской области важнейшие документы были обнаружены в фондах 99 (Директор и инспектор народных училищ Симбирской губернии).

В разные годы были выпущены сборники документов, в которых затрагиваются вопросы истории Русской Православной Церкви и миссионерства [92,74, 260, 261,279].

Достаточно много материалов автором было использовано из периодической печати того времени. В таких журналах, как Журнал Министерства Народного Просвещения, Православный благовести ик, Церковный вестник, Казанские губернские ведомости, Церковные ведомости, Православное обозрение церковнослужители-миссионеры постоянно обменивались своими взглядами, выносили на суд широкой общественности новые формы и методы религиозно-воспитательной работы. В этих журналах также публиковались наиболее важные правительственные постановления, решения Святейшего Синода.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что источниковая база вполне обеспечивает выполнение задач исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что содержащиеся в нём результаты могут быть использованы при подготовке новых, обобщающих материалов по отечественной истории и истории Русской Православной Церкви, при подготовке спецкурсов в рамках изучения истории Отечества, а также религиоведения при обновлении экспозиций краеведческих музеев.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, нашли своё отражение в научных публикациях, выступлениях на областных, региональных и всероссийских научных конференциях, а также при разработке авторского курса по «Истории Отечества», при разработке дидактических материалов по истории Отечества в вузах.

На защиту выносятся следующие положения:

В середине -конце XIX века при активном участии правительства Российской империи в губерниях Среднего Поволжья усилиями православных миссионерских организаций и братств проводилась достаточно эффективная работа по религиозно-нравственному воспитанию населения, пропаганде и распространению православия среди жителей Средневолжских губерний;

Ее главной целью которой была борьба с- распространением ислама, язычества, раскольничества, религиозных сект, которые считались организациями, проводящими антигосударственную духовную деятельность;

В рассматриваемый период были созданы и успешно апробированы несколько методик религиозно-нравственного воспитания, эффективность которых была подтверждена в ходе практической деятельности миссионерских священников; 4. Политика правительственных структур по отношению к миссионерским организациям не всегда была последовательной, ее отличали серьезные противоречия, которые вредили делу и снижали общую эффективность их деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: исследование показывает, что вопросы противодействия антигосударственным религиозно-духовным влияниям в середине XIX -начале XX вв. стояли не менее остро, чем в наши дни. В современных условиях деятельность враждебных обществу тоталитарных сект, а также проблемы, связанные с противодействием их разрушительной духовной деятельности стоят не менее остро, поэтому накопленный Русской Православной церковью практический опыт духовного противоборства с антигосударственным сектантством в описываемый период непременно должен и будет востребован.

Практическая значимость и рекомендации:

Уроки преобразований в структуре и деятельности системы миссионерско-религиозно-нравственного воспитания могут быть учтены и творчески использованы при разработке мероприятий по нравственному воспитанию молодежи, школьников, студентов.

Теоретические положения и рекомендации, содержаниеся в работе, могут быть использованы в качестве дополнения к программному материалу к курсу «Общая педагогика, история образования», а также в курсе «Отечественная история»;

3. Материалы исследования вполне можно использовать при написании очерков по истории одного края, а также справочных пособий по историко- педагогическим проблемам.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Миссионерство в просветительской политике Министерства Народного просвещения России в XIX - начале XX вв

Отношение к религиозно-нравственному воспитанию в церковной политике Российского государства никогда не отличалось последовательностью и постоянством. Особенно это проявилось в период правления императора Александра II. Первоначально, после поражения России в Крымской войне правительство Александра II уделило религиозно нравственному воспитанию народных масс огромное внимание. Это было вызвано несколькими причинами. Одной из них было наступление «иноверия», в первую очередь католической веры, вместе с которой шло усиление западного влияния на народные массы. Это заставило правительство пойти на усиление моральной и материальной поддержки православного духовенства, в первую очередь сельского [227, л.З].

Другой причиной внимания правительственных структур к проблеме миссионерства и религиозно-нравственного воспитания стало то, что итогом экономии государством средств на проведение религиозно-нравственного воспитания (из-за подготовки к неизбежной войне с Англией и Францией в начале-середине 1850-х гг.) привело к тому, что в городах и деревнях, значительно снизилось влияние церкви на происходящие социальные t процессы, уменьшения доверия населения к священнослужителям [230, л. 8-9].

В проекте, представленном царю Особым комитетом в I860 году предлагалось принять меры к повышению значимости православного духовенства в образовании, просвещении и религиозно-воспитательной работе [225, л. 215-216].

Однако с назначением в декабре 1861 года Министром Народного Просвещения А.ВХоловнина все эти предложения были отвергнуты. Политика государства в отношении участия православного духовенства в религиозно-воспитательном и образовательном процессе была резко изменена. Было заявлено о том, что «...нельзя предположить, чтобы Святейший Синод, говоря об исключительном праве духовенства учить и воспитывать, мог понимать под этим право учить грамоте и разным наукам» [234, л.. 12-13]..

А.В.Головнин в вопросах реформы системы образования стал действовать в условиях конфликта и полного отсутствия взаимопонимания со Святейшим Синодом [229, л. 19]. Статья 34 проекта нового устава общеобразовательных учебных заведений МНП разрешала проводить занятия по Закону Божьему [209, с. 264-275]. Наиболее непримиримую позицию занимал М.А. Тулов, инспектор казенных училищ Киевского учебного округа, который был близок к министерским кругам. К его позиции достаточно серьезно прислушивались в министерстве. Суть его подхода заключалась в том, чтобы активизировать процесс передачи учебно-воспитательного процесса от священников к светским учителям, ввиду того, что священники в своей основной массе невежественны и некомпетентны [223, л. 230-236].

Одновременно с этим было решено начать передачу всего процесса обучения и воспитания в системе начального образования в руки светских учителей. Священникам предполагалось, оставить только ведение в школах Закона Божьего [228,л.1]. Против этого направления возразил (и небезосновательно) тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода А.П.Толстой. Он проницательно понимал значение процесса религиозно-нравственного воспитания для будущего страны, считая, что мало подготовить грамотного человека, еще его необходимо правильно (в религиозном духе) воспитать. В частности он отмечал: «...обучая простого человека грамоте, следует в то же время указать ему способы употребления столь грозного оружия, и ни в коем случае не оставлять его без надежного, развитого в нравственном отношении руководителя... начал ом грамотности и просвещения должен быть страх Божий, а следовательно наставником — лицо духовное» [235, л.7].

Он резко выступил против дерелигизации процесса воспитания и обучения, считая, что в будущем это может привести в условиях России к пагубным последствиям. Он писал: «...нынешнее положение дела обучения и воспитания крестьянских детей под непосредственным ведением духовенства дает сведения о возможности доставить этим путем самых обильных результатов...лучшим доказательством успешности преподавания, обучения и воспитания в церковных школах может служить то, что многие из обучавшихся в них раскольничьих детей добросовестно оставили заблуждения своих отцов и перешли в православие [236, л. 8].

Некоторые исследователи церковно-воспитательной политики неправильно считают, что, говоря о необходимости.сохранения руководства процессом воспитания и обучения в условиях России, Православная церковь хотела только сохранить свое главенство [98].

Однако события развивались совсем не по тем предначертаниям, о которых говорил А.П.Толстой. Правительство взяло, как представляется преждевременно, курс на преимущественное внедрение светского образования, передав главные полномочия по его организации в руки Министерства Народного Просвещения. На это министерство были возложены и главные функции по просвещению населения, а также воспитанию его в духе предначертаний государственной идеологии. На долю духовно-учебного управления Святейшего Синода приходилось только руководство немногочисленной сетью церковно-приходских учебных заведений.

В период реформы образования, осуществленной, как известно, в 1860-1880-е годы XIX века область религиозно-нравственного воспитания была значительно сужена. В школе произошел рост количества общеобразовательных предметов, преподавание Закона Божьего было оттеснено на второй план. В школу пришли революционно настроенные преподаватели-разночинцы, которые, призывая неграмотных крестьян к революции, в своей основной массе пропагандировали антигосударственные, враждебные самодержавию взгляды. Недостаточно в своей основной массе подготовленные в теоретическом и методическом плане законоучителя не могли им противостоять в воспитательной работе. Религиозно-воспитательная работа, которую пытались проводить законоучителя, в отдельных школах нередко воспринималась в штыки.

Хотя на словах чиновники от образования признавали необходимость и безальтернативность религиозно-нравственного воспитания, на деле все происходило иначе. Набирала силу тенденция сужения количества предметов с участием религии. Нравственное воспитание все больше и больше переходило в компетентность светских лиц. Активно происходила дерелигизация преподавания таких предметов, как литература и искусство, народное пение, рисование, музыка, гимнастика.

Эту негативную тенденцию еще в 1860 году увидел В.В.Игнатович, который в ряде своих публикаций пытался предупредить правительство об угрозе, имея в виду устранение социального предохранителя от возможных смут и социальных потрясений, функции которого на протяжении многих лет выполняла Православная церковь [73]. Либерал Д.Д. Демков пытался ему возразить, заявив о том, что оставшихся после проведения рычагов вполне достаточно, чтобы воспитать народ в религиозном духе [42, с. 45].

Почувствовал опасность и Н.Х. Вессель, который предложил усилить роль сельского духовенства в религиозно-нравственном воспитании крестьян и их детей, а также повысить роль духовенства в организации начального образования. Одним из наиболее действенных способов воспитания взрослых крестьян и их детей он считал устройство школ грамоты во всех церквях и умелое преподавание в них Закона Божьего [20, с. 41].

В результате роль церкви в проведении воспитательной работы среди народных масс значительно сокращается. Это сразу же сказалось на настроениях масс в глубинке. Было констатировано, что «...распространение вредного учения социализма и нигилизма „подтачивает все нравственно-религиозные основы» [231, л. 32].

Линию А.В.Головнина продолжил его преемник на посту Министра Народного Просвещения Д.А.Толстой, который до этого возглавлял Святейший Синод. Хотя он и выступал за усиление контроля со стороны государства над народным образованием, Православная церковь его деятельность оценивала отрицательно. В первую очередь это было обусловлено тем, что он «разомкнул» замкнутость церковного сословия, разрешив поступать в семинарии всем лицам православного вероисповедания, ликвидировав наследственность в получении приходов.

Тем не менее, Д.А.Толстой проявлял постоянную заботу о развитии нравственного и религиозного начал в воспитательной работе с населением, поддержал миссионерскую школу и деятельность миссионерских братств. Для того, чтобы священники могли исполнять обязанности учителей в миссионерских и общеобразовательных школах, он ввел в духовных семинариях курс педагогики. Разрешил поступать в духовные семинарии лицам, которые окончили курс начальной народной школы, 2-3 года прослужили в должности учителей. С одной стороны — это имело огромное значение для повышения педагогического мастерства учителей-священников, с другой стороны то положение, когда в духовные семинарии попадали граждане из нерелигиозных сословий способствовало тому, что и в семинарии просачивались социалистические и нигилистские теории, вызывающие огромный интерес у студентов-семинаристов.

Несмотря на то, что священники - учителя активно включились в миссионерскую и религиозно-воспитательную деятельность, в этой работе существовало много недостатков. Многие педагоги-священники, влача полунищенское существование, почувствовали себя обманутыми. Средства массовой информации, находящиеся под контролем либерально настроенных деятелей и чиновников, выплескивали на церковно-приходскую и миссионерскую школу потоки критики. Чиновники МНП уделяли первоначальное внимание народной светской школе.

Характеристика педагогических подходов идеологов религиозно-нравственного воспитания

Во второй половине XIX века подверглись преобразованиям и педагогические подходы миссионерского движения. Это было связано, в первую очередь, с великими реформами Александра II.. Наибольший вклад в развитие педагогической теории и практики религиозно-воспитательной работы в это время внесли К.П.Победоносцев, Н.И.Ильминский, С.А.Рачинский и Е.А.Малов и др. Определенное значение имели и педагогические подходы протоиерея Буинского уезда Симбирской губернии А.Баратынского. Немаловажное значение для миссионерского движения имели и педагогические рекомендации И.Я.Яковлева.

Важный вклад в развитие теории и практики миссионерского движения внес обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи Константин Петрович Победоносцев. Проанализировав причины неудач общего дела религиозно-нравственного воспитания в стране, он пришел к выводу о том, что вся эта деятельность должна быть подвергнута серьезному переосмыслению и перестройке. К.П.Победоносцев внимательно изучил сильные и слабые стороны зарубежного религиозно-нравственного воспитания и пришел к выводу, что главное условие успеха в этой деятельности — наличие высоко подготовленного учителя-христианина, который имеет возвышенную цель в жизни, всячески оберегает свою честь от какого-либо пятна, терпелив в беде и скромен [202, с.81].

К.П.Победоносцев крайне негативно отнесся к реформам в сфере образования, проведенным в период правления Александра II, считая, что они создали целое «зараженное поколение»: «...развили особый дух непокорности и своеволия учащихся, породили увлечение безверием и материализмом с одной стороны и самого крайнего социализма с другой» [241, с.233].

Он считал, что главное - это воспитывать веру в сердцах прихожан, молодежи, школьников и студентов, «Если ученик с детства не научится веровать, - отмечал он, - то есть страстно желать и чувствовать идеи истины и добра, то его воля постепенно будет достигать высокого напряжения [184, с.6].

Всем сердцем чувствуя надвигающуюся революцию, К.П.Победоносцев видел в числе главных приоритетов деятельности по ее предотвращению всемерное усиление религиозно-нравственного воспитания масс. В этой связи он отмечал: «...сначала необходимо просветить дух народный, углубить в нем идею, очистить и обогатить нравственный и умственный быт его, тогда и идея будет спасена и насилие народной жизни не будет и грубая форма сама собой перельется в новую» [204, с.8].

Он дал определение религиозному воспитанию, считая его «ежедневным упражнением высших ощущений духа в борьбе с жизненными ощущениями». Среди способов религиозного воспитания он в числе главных видел следующие: а), содержание людей в строгом подчинении порядку общей жизни; б), воспитание у населения понятия о том, что «всякое нарушение общественного порядка неизбежно отзовется злом; в). Формирование понятия о том, что «соблюдение общественного порядка - благо для каждого человека» [204, с.8].

Среди главных задач религиозно-нравственного воспитания К.П.Победоносцев видел следующие:

1. упражнение в повиновении и терпимой покорности воле Божьей;

2. раскрытие самобытных черт в характере русского человека;

3. уяснения значения нашего «умственного и художественного движения с указанием причин его;

4. приучение к благоговению, проникновению глубочайшим стремлением народного духа, который выражается в жизни, искусстве, истории [204, с.8].

К.П.Победоносцев разработал и основные направления религиозного воспитания, направленные на единение народных масс и государства. Суть его должна по его мнению была состоять в «утверждении власти государства не на чем ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной» [203, с.459]. По его мнению, народ «...пребывает в неведении, которое влияет на его религиозные представления...наше духовенство мало и редко учит...в иных глухих местностях народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни в «отче наш» [203, с.459].

Важное место К.П.Победоносцев отводил и национальному боепитанию которое также должна была организовывать православная церковь. По его мнению, претворить в жизнь все цели национального воспитания можно было только на основе «...ежедневного упражнения высших ощущений духа и борьбой с низшими ощущениями...». Говоря другими словами, только религиозное образование представителей нерусских народов вместе миссионерской деятельностью могло привести к выполнению целей национального воспитания народов страны, заключающихся в поддержке существующего государственного строя [203, с.459].

В организации религиозно-нравственного воспитания К.П.Победоносцев немаловажное значение отводил семье. По его мнению, именно «...семья должна посеять и воспитывать в душе чувства благоволения и веры: школа должна не только поддерживать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно...школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью» [203, с.459].

Исключительно важным в теоретическом наследии К.П.Победоносцева является обоснование связи школы и церкви. Он считал, что «школа, поскольку она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - тогда только будет она люба народу...школе - прямое место при церкви и в тесной связи с церковью...Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова» [205, с.29].

К.П.Победоносцев неоднократно отмечал тягу детей к школе: «Крестьяне любят школу...за то именно, что в ней дети учатся чтению Евангелия, часослова, псалтиря, пению молитв, приучаются к посещению храма Божьего, читают и поют в церкви...видя участие детей в богослужении, крестьяне говорят, что теперь их дети дошли до дела» [193, с.526-527].

Глубоко изучив проблемы взаимодействия школы в Российском государстве и церкви, К.П.Победоносцев предостерегал будущие поколения от разрыва этой связи. Он говорил: «...школа, потерявшая душу народа и церковность — мертвая школа. Сама школа живет, а не является только неодушевленным механизмом прогрессивного обучения. Когда учитель знает своих учеников, различает их поименно, то есть по способности и свойству каждого, когда учение в школе...привлекает живым материалом, желанием понимать и думать, - тогда экзамен приобретает и для учителя и для ученика живой интерес и получает вид праздника, венчающего учебное дело» [205, с.29].

Стоит также особо сказать о том огромном вкладе, который внес в организацию религиозно-просветительской работы профессор Казанской Духовной академии Николай Иванович Ильминский. Он считал, что в регионах империи, где проживает значительный процент нерусского, так называемого «инородческого» населения, образование может быть только «религиозно-воспитательной, православно-христианской направленности», быть по существу миссионерским так как в противном случае, в результате роста панисламских настроений немедленно наберет силу процесс отпадения «крещенных инородцев» в ислам, либо в язычество.

Н.И.Ильминский указывал, что во второй половине XIX века развернулась оголтелая «исламская обработка» с целью привлечения в ряды сторонников воинствующего ислама антирусской направленности не только самих татар, но и других народов Поволжья, в частности башкир, черемисов, чувашей, вотяков и др.

Другая опасность, о которой он предупреждал, была проблема роста различных тоталитарных религиозных сект, которые наставляют своих прихожан на неправедный путь. Он указывал на то, что если этим тенденциям не противостоять, в «условиях полной бездуховности подавляющей части населения края, они легко станут жертвой различных религиозных [тоталитарных - прим.авт.] сект [88, с.5].

Содержание и основные направления деятельности православного миссионерства и ислама в Средневолжском регионе

В течение всего периода второй половины XIX - начала XX веков русская православная церковь главную угрозу в своей деятельности видела со стороны мусульманской веры. Особенно это было характерно для Среднего Поволжья и Приуралья, где, как видно из статистических данных, приведенных в первой главе, количество мусульман было весьма значительным. В Симбирской и Казанской губерниях проживало значительное количество татар-магометан, которые являлись главным носителем и оплотом мусульманства в регионе.

Не следует считать, что главным объектом пропаганды исламистов были представители чувашей, как это проходит в некоторых исследованиях; В ислам активно вовлекались представители ранее крещенных татар, русского населения, черемисов и вотяков. В Казанской губернии наиболее целенаправленно исламская пропаганда была организована в Мамадышском, Чистопольском. Тетюшском, Спасском, Свияжском и Цивильском уездах, а также на севере Казанского и востоке Царевококшайского уездов. В Симбирской губернии — в Буинском и Симбирском уездах.

Исследование, проведенное Н.Х.Юмакуловым, неопровержимо доказывает, что главными проводниками идей ислама в крае были высоко подготовленные и высоко эрудированные муллы, учителя медресе, которые прошли не только курс обучения в течение многих лет в медресе, но и стажировались по исламской теологии в международных религиозных исламских центрах в Стамбуле, Каире и др. городах. Проанализировав организацию учебного процесса в старейшем в Симбирской губернии специализированном магометанском учебном заведении - Симбирском медресе, исследователь пришел к выводу, что подготовка священнослужителей-мусульман здесь была организована на самом высоком уровне. Заведовал медресе — высоко подготовленный и высоко эрудированный имам Гафуров. Медресе размещалось в просторном здании, при нем имелся хороший круглосуточный пансион, в здании было богатое убранство, везде на полах были простелены ковры. В этом заведении сложился высококвалифицированный коллектив учителей-мулл. Многие применяемые приемы и методы обучения сохранили актуальность и для наших дней. Программа обучения для непосвященного человека казалась очень сложной. Она соответствовала единым исламским стандартам, принятым в всемирно-признанных центрах ислама. Ученики изучали татарский и арабский языки, не только чтению, но и впоследствии и письму.

Обучение, в зависимости от способностей и прилежания конкретно взятого ученика, длилось от 7 до 10 лет. В младшую группу (первое отделение) отбирали детей от 7 до 9 лет, причем отбор был самый жесткий, отбирали только самых талантливых. При этом материальное положение их родителей не всегда бралось в расчет. Обучение чтению по-татарски и по-арабски начиналось с первого года обучения. Со 2 и 3 года обучения начиналось преподавание основ письменности.

Достоинством проанализированной системы обучения было то, что оно носило сугубо индивидуальный характер. В зависимости от психофизиологических качеств каждого ученика, выдавались строго индивидуальные задания. Одному поручалось изучение изречений из Корана, другой, одновременно в этом же классе изучал азбуку и мифологию. В одном помещении занимались дети разных возрастов, никому друг другу не мешали, и в помещении сохранялась рабочая атмосфера. Периодически учитель неслышно подходил попеременно к ученикам и шепотом консультировал их. Старшие ученики постигали арабскую грамматику. В других помещениях проводились уже коллективные уроки. Здесь вслух на одних уроках читали Коран, который муллы-учителя объясняли им словесно. На других уроках учителя рассказывали ученикам священные исторические рассказы и новости (икаят). Периодически учителя рассказывали обучаемым нравоучительные басни. Система, конечно же, была в обучении, только она осуществлялась гибко, применительно к способностям обучаемых, их количества, и все обучаемые должны были к завершению освоить негласную программу обучения.

Н.Х.Юмакулов пришел к выводу о том, что особенность программы обучения заключается в том, что каждому году обучения соответствовала персонально изучаемая книга, вокруг которой и строился сам процесс обучения. В первый год обучения ученики изучали 2 книги, наподобие азбуки: «Мугаллиман», и «Явваль». На второй год - книги «Афтияк», и «Бядульмагариф». Обучение строилось от простого к сложному. На третий год изучались «Коран», «Яввельназаф», «Карабаш», на 4-й год — «Коран», «Аллах рисаляси», в 5 год - «Татемия» и «Мугаллиямат». Особенностью обучения в медресе было то, что только на пятый год изучалась «Общая география», простейшая «Арифметика». Предмет «География» в основном носил характер священных описаний или сюжетов и «Тысячи и одной ночи», где рассказывалось, например, о путешествиях Синдбада-морехода, то есть ее изучение носило отвлеченный характер. На шестой год изучались такие сложные нравоучительные книги, как «Тарихи и Янбея», «Шакярдилик ад аби».

Если проанализировать всю систему подготовки будущих учителей-мулл, то можно проследить неукоснительное выполнение важнейшего принципа: «Сначала воспитание в религиозном духе, - затем обучение». В период шестого-седьмого года обучения слушатели изучали такие священные книги, как «Тяркибь», «Муния», «Мухтаярь», «Суллям», «Тявсьих», «Казий», «Заляляй».

Большое значение в медресе уделялось методике преподавания. Каждый ученик поочередно выходил перед всеми остальными и читал вслух молитву, ему подсказывали, как правильно подобрать интонацию, какие использовать психологические приемы для акцентирования внимания аудитории [295,с.53]..

Русский язык и чтение ученики были обязаны постигать самостоятельно и по собственному желанию, одновременно посещая земские начальные школы. Их изучение в программу медресе не входило- Муллы объясняли отсутствие уроков по русскому языку и русскому чтению тем, что преподавание этих предметов в медресе неминуемо влечет за собой «чисто церковную задачу православной церкви по смене веры», что с их точки зрения является совершенно неприемлемым. В медресе совершенствовали свои знания и юноши 20 и более лет, некоторые посещали медресе по 12-15 лет, готовясь к испытаниям на звание муллы.

Н.Х.Юмакулов сформулировал ряд серьезных выводов. Он доказал, что во-первых, в медресе применялись достаточно эффективные формы и методы воспитательной работы, которые в результате позволяли выработать у будущих учителей-мулл должный фанатизм, непоколебимую приверженность исламу, веру, любовь в национальной культуре, которые они впоследствии добросовестно распространяли на своих будущих учеников, тем самым, обеспечивая национально-религиозную преемственность в воспитании и обучении.

Во-вторых, общеобразовательное обучение носило ознакомительный характер с азами письма, чтения, арифметики, давало самые смутные представления о мире и окружающей действительности, совершенно вычеркивало из учебных программ такие предметы, как естествознания, физика, химия, математика, европейские иностранные языки, русский язык и литература, что способствовало консервации низкого уровня общеобразовательной подготовки большинства представителей исламского населения губернии - это во-вторых. В-третьих, обучение носило характер ознакомления в основном со средневековыми взглядами и представлениями, сложившимися у арабских религиозных философов в период зарождения и распространения ислама в VIII-IX веках.

Еще одним выводом, сформулированным Н.Х.Юмакуловым, является утверждение о том, что исламские центры по подготовке учителей мулл (специально учрежденные медресе), в отличие от христианских учительских учебных заведений, выполняли в первую очередь миссионерские функции «антихристианского» противодействия. Их главными целями были выработка у будущих учителей-мулл должного фанатизма, непоколебимой приверженности исламу, веры, любви к национальной культуре, которые они впоследствии добросовестно распространяли на своих будущих учеников, тем самым, обеспечивая национально-религиозную преемственность в воспитании и обучении. Здесь общеобразовательное обучение носило второстепенный, ознакомительный характер с азами письма, чтения, арифметики, давало самые смутные представления о мире и окружающей действительности. Оно строилось оно, преимущественно, на старых методах обучения, разработанных и апробированных в период раннего Средневековья. [295, с.53].

Однако, практика проведения церковно-воспитательной работы, исследованная автором диссертации неопровержимо показала, что православным миссионерам в их деятельности, затрагивающей интересы мусульманского духовенства, противостоял высоко подготовленный, исключительно грамотный в вопросах теологии противник. Поэтому непосредственная миссионерская работа с мусульманами, укрепившимися в своей вере редко приносила ожидаемый результат.

Исламское духовенство в течение всего рассматриваемого периода с различной интенсивностью проводило происламскую обработку нетатарского населения. При этом эта работа проводилась как и среди русских, так и среди представителей коренных народностей края, С этой целью, как показал анализ, проведенный в казанской губернии, постоянно расширялась сеть медресе и мектебе, начиная со второй половины 1860-х годов обучение будущих исламских учителей и мулл все больше и больше носило миссионерский характер.

Главным объектом исламского воздействия, как правило, были жители отдаленных деревень, находящихся по соседству и татарскими селами. Исламские проповедники использовали переведенные на русский и другие языки такие доступные и понятные книги исламского содержания, как «Фазаилю-шугур», «Ахырь заман китаби», «Хазрят Мариам китаби». Эти книги, издаваемые, как правило в международных исламских центрах и тайно ввозимые на территорию России негативно воздействовали на мировоззрение нетатарского населения, особенно среди тех, кто должным образом не усвоил христианские понятия.

Педагогические формы и методы религиозно-воспитательной деятельности миссионерских братств и общин староверов

Немаловажной задачей миссионерской православной школы и миссионерского религиозно-нравственного воспитания была борьба со старообрядчеством. Практически в течение всего периода, начиная с церковного раскола и никонианской реформы XVII века российское государство с разной степенью интенсивности вело борьбу со старообрядчеством (расколом). Во второй половине XIX века царское правительство продолжало считать старообрядцев людьми, стоящими на «еретических», антигосударственных позициях.

В 1860-1880-е годы XIX века идеологическая борьба с расколом (старообрядчеством) была в числе приоритетных целей Русской Православной церкви и ее епархий на местах. Центром этой борьбы многие исследователи справедливо считают Казанскую Духовную академию, где на протяжении всего рассматриваемого периода существовало Миссионерское отделение. Важнейшей дисциплиной, которую на протяжении всего периода обучения изучали студенты, была пастырско-миссионерская подготовка. В начале 1880-х. годов приоритеты несколько изменились и главным идеологическим противником православия был признан ислам, однако борьба с расколом всегда была приоритетной для православного миссионерства.

Учебный процесс был построен следующим образом, чтобы привить будущим церковнослужителям навыки проведения дискуссий и споров с представителями старообрядчества, которые, так как и те и другие считали себя истинно православными, как правило, носили схоластический характер. Однако будущих священников учили приемам и методам борьбы в первую очередь с раскольниками и сектантами, которые считали наиболее опасными духовными противниками православия.

Главное в этих навыках состояло в том, чтобы будущие священнослужители могли убедить своих прихожан в том, что философия и нравственность сектантов и раскольников носит антирелигиозный, фанатический и изуверский характер. То есть в первую очередь студенты должны были приобретать навыки профилактиктичеаской работы, нацеленной на недопущение привития в сознание прихожан основных сектантских и раскольничьих догм, с тем, чтобы они могли подготовить своих будущих прихожан к самому неприятию этих идей,. Немаловажное значение отводилось, также умению полемизировать с раскольниками и сектантами. С этой целью руководство Духовной академии организовывало практические тренировки студентов, где они в реальных условиях в тех населенных пунктах, где имелись раскольники и сектанты, сумели бы организовать полемику с ними на религиозные темы. Добившимся значительных успехов признавался студент, которому удалось переубедить, то есть доказать несостоятельность догм раскольничества и сектантства большему числу оппонентов.

Для того, чтобы будущие студенты приобретали навыки взаимоотношений с жителями, исповедующими раскол или сектантство, в этих населенных пунктах они принимали участие в организации богослужений. Преподавателям было предписано строго контролировать приобретение этих навыков студентами академии [169, л. 1].

Активно готовили к борьбе против раскольников кадры миссионеров и в Симбирской духовной семинарии. В 1859-1869 гг. из стен семинарии ежегодно выпускалось по 16 высоко подготовленных специалистов. Для того, чтобы они могли во всеоружии противостоять идеологии раскольников, они проходили курс усиленной богословской подготовки, в ходе которой изучали такие предметы, как апологетика, «опровержение раскольничьего учения», история Русского Раскола, раскольничью библиографию и др. Это позволяло выпускникам, занимавшим должности миссионеров, успешно бороться с раскольниками [164, л.8].

Важное место противораскольничьей подготовке отводилось и в Казанской духовной семинарии. Кроме предметов, в ходе изучении которых будущие миссионеры учились противостоять раскольникам, их обучали тому, как правильно методически: выполнять обязанности священнослужителя, настоятеля прихода. Во время занятий ученики изучали особенности устройства раскольничьей церкви (молельного дома), последовательность проведения раскольничьих обрядов [164, л.8-9].

Достаточно результативной была система обучения формам и методам противостояния расколу в Саратовской духовной семинарии. Здесь ежегодно выпускалось 37 священнослужителей, прошедших противораскольничью миссионерскую подготовку. В ходе проводимых занятий преподаватели главное внимание уделяли умению вести со старообрядцами полемику. В ходе занятий учащимся задавали те вопросы, которые обычно задают старообрядцы. На уроках также изучались старообрядческие рукописи, проводился анализ журналов бесед с раскольниками-«поморцами». На занятиях приводились примеры успешной миссионерской деятельности в ходе идеологической борьбы с расколом, изучалось искусство миссионеров, наиболее успешно зарекомендовавших себя в миссионерской деятельности. Каждый выпускник -будущий миссионер получал памятку «Поучение поселянам», в которой излагались основные формы и методы, применяемые в борьбе с расколом. При изучении священных раскольничьих книг, особо почитаемых староверами, изучались их наиболее слабые места. Наиболее изучаемыми были такие книги, как «Большой Катехизис», «Книга о вере», «Стоглавник», «Кириллова книга» [164,л.15].

Важное место в подготовке будущих миссионеров отводилось изучению истории раскола, обстоятельства которой расколоучителя активно использовали в своей борьбе с «никонианством». Учащимся рассказывали о том, почему были исправлены священные книги, рассказывалось об «истинных» виновниках раскола. Особое внимание уделялось материалам, связанным с проведением Московского собора 1666 года, на котором раскольники «получили отпор» от православного духовенства. Много внимания уделялось антигосударственной деятельности раскольников, направленной на подрыв устоев российского государства, выразившейся в провоцировании Соловецкого мятежа и восстаний стрельцов [164, л. 17].

Не удовлетворившись состоянием дел по борьбе с расколом и сектантством, Казанская духовная консистория своим указом от 17 февраля 1901 года № 2370 предписала значительно активизировать меры по борьбе с расколом, для чего всем приходским священникам было предписано активизировать подбор кандидатур для зачисления в число студентов Духовной академии на миссионерское отделение, а также учеников на миссионерские отделения при духовных семинариях и церковно-приходских школах [169, л.39].

Так как борьба со старообрядчеством считалась наиболее приоритетным делом, будущих миссионеров готовили в первую очередь к встрече с высоко подготовленным расколоучителем. Поэтому будущих миссионеров отличала не только высокая общеобразовательная подготовка, эрудиция, но и знание православной теологии, истории Русской православной церкви, Священного писания, Священной истории. Будущие миссионеры приобретали широкие знания Библии, Евангелия, Корана (как главной священной книги своих будущих противников - мусульман). Библиотека Духовной академии, на материалах которой занимались студенты, насчитывала несколько десятков тысяч религиозных книг [169, л.40-41].

В начале XX века, воспользовавшись нестабильной обстановкой в обществе, предреволюционным разбродом и шатанием в обществе, старообрядцы усилили свою религиозную пропаганду и активизировали работу по вовлечению в старообрядчество новых членов, В 1900-1902 гг. об этом с тревогой докладывали руководители миссионеров в ряде уездом Казанской губернии, в частности в Свияжском [167,л.6-7, 15,с.543].

В борьбе со старообрядчеством нередко использовался и административный ресурс. Известен конфликт между дирекцией народных училищ Симбирской губернии и старообрядческой общиной села Аскилы Сызранского уезда, происшедший в сентябре 1909 года. Здесь была одна из наиболее многочисленных старообрядческих общих в губернии. Ее лидеры, без согласования с дирекцией народных училищ летом 1909 года открыли свою старообрядческую церковно-приходскую школу. Всего учеников было 18. Многие перешли в эту самовольно открытую школу из земских училищ. Проведенная проверка ее деятельности показала, что учителя — старообрядцы воспитывали и обучали своих питомцев в духе религиозной ненависти к православному «еретическому» христианству, воспитывали в детях фанатизм и изуверство. Чашу терпения жителей села переполнил факт, когда, проходя мимо земской начальной сельской школы, ученики-старообрядцы разбили камнями стекла в земской школе, и обозвали ее учеников «антихристами».

Похожие диссертации на Организационно-педагогические основы религиозно-воспитательной деятельности православных миссионерских обществ Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX века (На материалах Симбирской и Казанской губерний)