Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века : на материале Смоленской губернии Назарова, Анастасия Игоревна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назарова, Анастасия Игоревна. Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века : на материале Смоленской губернии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Назарова Анастасия Игоревна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Смоленск, 2012.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1111

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественная мысль в России второй половины XIX начала XX века о воспитании в духе православной традиции . 15

1.1. Теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России 15

1.2. Влияние государственной политики на деятельность духовных учебных заведений 33

1.3. Учебно-воспитательная работа в духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века 47

Выводы по главе I 71

Глава II. Воспитательная работа в Смоленской духовной семинарии и подчиненных ей уездных духовных училищах 74

2.1. Содержание учебно-воспитательной работы Смоленской духовной семинарии во второй половине XIX - начале XX века 74

2.2.Проблема развития личности в условиях уездных духовных училищ 111

2.3. Отражение ценностных ориентации в традициях, творчестве и профессиональной деятельности воспитанников Смоленской духовной семинарии 129

Выводы по главе II 144

Заключение 146

Список литературы 150

Приложения 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из характерных черт, знаменующих начало третьего тысячелетия в нашей стране, является трансформация общественной системы ценностей как на уровне государственной идеологии так и на уровне внутренней системы ценностей отдельной личности. Происходит поиск новых ценностных ориентаций. При этом все большее значение приобретает диалог с Церковью.

Русская Православная Церковь на сегодняшний день оказалась в новых для нее исторических условиях. С одной стороны, происходит возрождение влияния Церкви на общественное сознание – культурный феномен, исторически присущий Российскому государству и в течение нескольких десятилетий искусственно подавлявшийся властью. С другой – особенностью современных церковно-государственных отношений является максимально свободное положение Церкви, отсутствие опеки со стороны государственных структур. При этом, проводя активную социальную и социокультурную работу, Православная Церковь претендует на доминантное положение в обществе, что в условиях многонационального и многоконфессионального государства вызывает неоднозначную оценку.

Однако нельзя отрицать, что именно Православная Церковь со времен Древней Руси составляла культурообразующую основу формирования русской нации и русской государственности. Она оказала важнейшее влияние на формирование этнически присущей нашему народу системы ценностей и до сегодняшнего дня осталась неизменной хранительницей национальных традиций.

Кроме того, Русская Православная Церковь является старейшим в стране очагом просвещения. И сложившиеся в духовных учебных заведениях традиции нравственного воспитания личности легли в основу всей последующей воспитательной системы русской светской школы.

Сложившиеся новые условия общественной жизни требуют коренной перестройки системы воспитания юношества. При этом необходимым условием развития педагогической науки является связь ее исторической составляющей с современностью, изучение наследия предыдущих поколений. Осознание и творческое переосмысление многовекового опыта, накопленного русской духовной школой, может явиться ценнейшим источником для потроения системы духовно-нравственного воспитания.

В связи с этим актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления историко-педагогического опыта, накопленного духовной школой в процессе ее развития, поскольку этот опыт обладает огромным потенциалом для духовного и нравственного формирования современной личности; возможностью трансформации этого опыта в современную теорию воспитания, а также в практику современной педагогической деятельности на различных ступенях обучения и воспитания детей и юношества; результаты переосмысления этого опыта могут быть использованы при построении системы воспитания в учебных заведениях различных ступеней.

Степень научной разработанности проблемы. Работы по истории Русской Православной Церкви и духовной школы как одного из ее институтов можно разделить на три группы, взяв за основу принцип историзма.

Первую группу составляют исследования, проводившиеся до 1917 года. В этот наиболее длительный исторический период был создан целый пласт трудов по истории Церкви. Данным вопросом занимались такие исследователи, как Е.Е.Голубинский, П.В.Знаменский, А.В.Карташев, митрополит Макарий (Булгаков).

Анализ работ данного периода, содержащих ценнейший фактологический материал, касающийся развития Церкви как социального института в различные исторические эпохи, биографические данные о ее ведущих деятелях, выявляет для нас необходимость глубокого анализа их педагогического потенциала в русле системного подхода к осмыслению логико-исторического развития педагогических закономерностей и фактов. При этом авторы затрагивали вопросы развития духовной школы на различных исторических этапах.

Вторую группу составляют исследования, проведенные в период с 1917 по 1991 год. В Советском Союзе большую часть этого времени исследования, касающиеся истории Церкви, или не велись совсем, или же подверглись таким искажениям, связанным с принятой в обществе идеологией, что в большинстве своем не могут служить источником объективной оценки влияния Православной Церкви на общественное сознание.

Исключение составляют труды, созданные за рубежом, в эмигрантской среде. Здесь необходимо упомянуть таких исследователей, как Н.Н.Глубоковский, И.К.Смолич, протоиерей Г.Флоровский, протопресвитер А.Шмеман, Д.Поспеловский, давшие в своих работах, помимо богатого фактического материала, еще и глубокий исторический и философский анализ бытия и развития Русской Православной Церкви в различные исторические эпохи. Вопросам истории духовного образования в России в этот период практически не уделяется внимания.

Третью группу составляют исследования, проводимые в России начиная с 1991 года, обобщающие и трансформирующие весь накопленный к этому времени материал. Эти исследования направлены на то, чтобы восполнить пробел, возникший в результате долгой отторгнутости нашего общества от собственного национального наследия и восстановить связь поколений, использовать богатейший духовный опыт Церкви в общественной жизни современной России. Среди исследователей в этой области необходимо упомянуть Е.П.Белозерцева, П.А.Гагаева, А.И.Осипова, В.Н.Топорова, Т.П.Довгий, Е.А.Плеханова. В работах этих ученых рассматриваются некоторые частные вопросы, касающиеся истории духовных школ.

Помимо работ, касающихся истории Церкви в рамках всего Русского государства, в каждом регионе осуществлялись собственные исторические исследования, позволяющие обобщить и осмыслить исторические условия и особенности, ему присущие. Исследования истории церкви в нашем регионе в дореволюционный период проводились Н.Мурзакевичем, И.Сперанским, П.В.Цезаревским, И.И.Орловским.

В последние десятилетия этой проблемой занимались такие исследователи истории края, как А.Я.Трофимов, М.Е.Стеклов, Г.В.Зуев, В.М.Петруленков.

Но, несмотря на достаточно полную и глубокую разработку темы истории Русской Церкви и ее образовательных учреждений, система воспитательной работы в них все же практически не являлась предметом исследования. Существует всего несколько научных работ, затрагивающих тему православного воспитания в его историческом контексте. Так, Н.В.Маслов исследовал проблему православного воспитания личности как феномен русской педагогической культуры. М.В.Разина анализировала эволюцию религиозного, а именно православного, воспитания в России с XVIII века до настоящего времени. А.Н.Иващенко-Хевронина рассматривала проблему аксиологической неоднородности духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX – начала XX века и доказывает преемственность аксиологических основ православного духовного воспитания в дореволюционной России и коммунистического воспитания в Советском Союзе. Э.А.Чурсина рассматривала православное воспитание как традицию отечественной педагогики, а также анализировала практику православного воспитания в современной России. И.А.Соловцова сравнивала особенности, исторически присущие духовному воспитанию в православной и светской педагогике. С.И.Тарасова исследовала исторически сложившуюся традицию духовного воспитания в народной педагогике. Т.А.Красницкая рассматривала начальное духовное образование в провинциальной России XIX – начала XX века на материалах Владимирской и Костромской губерний.

Существуют научные работы, исследующие целостную картину развития образования в Смоленской губернии в конце XIX – начале ХХ века. Так, Е.С.Мертенс проанализировала особенности развития культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX – начале XX века. Т.М.Леонтьева охарактеризовала особенности развития региональной системы образования в Смоленской губернии на протяжении XIX века. Н.Ю.Налетова в диссертационном исследовании сформировала целостную картину развития духовного образования на территории Смоленской епархии на протяжении XVIII – XIX веков, акцентировала внимание на создании семинарии в Смоленске, подробно касаясь построения учебной работы в ней в различные исторические эпохи.

Однако ни в одной из упомянутых работ не затронута тема воспитательной работы в духовных учебных заведениях, не раскрыты подходы к вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся семинарий и духовных училищ.

Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе историко-теоретического анализа научно обосновать пути разрешения противоречия между актуальностью осмысления опыта организации воспитательной работы в духовных учебных заведениях дореволюционной России и недостаточной изученностью этого опыта в соответствии с запросами теории и практики духовно-нравственного воспитания юношества в современной России.

Осознание актуальности разрешения данного противоречия определило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX – начале ХХ века (на материале Смоленской губернии)».

Объект исследования – воспитательное пространство духовных учебных заведений.

Предмет исследования – воспитательная работа в смоленских духовных учебных заведениях второй половины XIX – начала ХХ века.

Цель исследования – анализ организации воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России, выявление основных особенностей, присущих воспитательной работе в учебных заведениях духовного ведомства.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи.

1. Выявить теоретико-методологические аспекты духовного воспитания в России и обосновать процесс становления и развития идей духовного воспитания в истории отечественной педагогической мысли.

2. Определить влияние государственной политики в области духовного образования на практическую деятельность духовной школы в исследуемый период.

3. Охарактеризовать состояние учебно-воспитательной работы в Смоленской духовной семинарии и духовных училищах губернии во второй половине XIX – начале XX века.

4. Представить процесс развития личности в условиях уездных духовных училищ.

Методологическую основу исследования составили:

– исследования в области религиозной философии, устанавливающие место исторического христианства в системе научных знаний (Н.А.Бердяев, о. С. Булгаков, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев);

– культурологические исследования, характеризующие социально-культурную функцию религии (П.А.Сорокин);

– исследования по философии и истории образования (Е.П.Белозерцев, М.В.Богуславский, С.Ф.Егоров, Н.П.Сенченков, М.Е.Стеклов);

– ведущие положения аксиологии (Е.Н.Бондаревская, В.Я.Лыкова, З.И.Равкин, Е.Н.Степанов, А.П.Сманцер, Н.Е.Щуркова).

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы историко-педагогического исследования: методы теоретического анализа и синтеза философской, педагогической, методической литературы и архивных материалов; историко-структурный метод (выделение тенденций развития воспитательной системы духовной школы и выявление причин возникновения этих тенденций); конструктивно-генетический метод (рассмотрение выявленных тенденций во времени и пространстве с выделением этапов их развития).

Источниковедческую базу исследования составил следующий комплекс источников: философские и богословские труды, затрагивающие исследуемую проблему; историко-педагогическая, энциклопедическая литература; законодательные и нормативные акты; мемуарная литература воспитанников различных учебных заведений России изучаемого периода; архивные материалы Государственного архива Смоленской области (ГАСО): фонды № 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского, № 49. Смоленская духовная семинария, № 51. Смоленское епархиальное женское училище.

Этапы исследования

Первый этап (2004 – 2005) – аналитический. На этом этапе осуществлялось изучение философской, исторической и историко-педагогической литературы по проблеме исследования. Был произведен поиск архивных материалов, отражающих структуру и содержание воспитательной работы в духовных учебных заведениях Смоленской епархии в исследуемый период, а также систематизация научных источников, анализ и обобщение архивных материалов. Выявлена основная проблематика исследования.

Второй этап (2006 – 2007) – теоретический. На данном этапе была проведена систематизация накопленного материала, определена структура и логика изложения диссертационного исследования; осуществлялена апробация результатов.

Третий этап (2008 – 2011) – обобщающий. На заключительном этапе были произведены обобщение и систематизация всей собранной информации, сформулированы выводы по результатам исследования, отредактирован текст диссертации, оформлены результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализированы и уточнены теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России (этическое учение Ветхого и Нового завета, труды ведущих христианских религиозных мыслителей, работы русских религиозных философов, учение старцев, призванное вернуть христианское учение к его истокам); уточнено влияние государственной политики на деятельность духовных учебных заведений; выделены методы воспитательной работы с учащимися (включение воспитанников в жизнь Церкви, участие во внеклассных мероприятиях религиозного, трудового и патриотического содержания, надзор за поведением как в стенах учебных заведений, так и за их пределами, вовлечение учащихся в просветительскую и благотворительную деятельность); определены тенденции трансформации этих методов, связанные с изменением политической ситуации в стране и эволюцией общественной жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации содержания воспитательной работы в духовных учебных заведениях России второй половины XIX – начала XX века, что вносит вклад в изучение истории отечественной педагогики; в определении тенденций развития русской духовной школы на рубеже XIX – XX веков (попытки приближения воспитательной системы духовных учебных заведений к историческим корням православия) в их связи с тенденциями развития русской общественно-политической мысли, что обогащает подходы к философии российского образования; в анализе проблемы развития личности в условиях проживания и обучения в стенах уездных духовных училищ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют в дальнейшем трансформировать исторически сформировавшийся богатый опыт духовной школы в современную воспитательную систему, создавая преемственность и увязывая сложившуюся на сегодняшний день систему воспитания с ее историческими этническими корнями.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные методологические подходы, принципы научности и историзма, использованием комплекса взаимодополняющих источников, введением в научный оборот малоизвестных и неопубликованных историко-педагогических материалов и архивных источников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и его основные результаты отражены в опубликованных статьях: «Формирование воспитательного потенциала православных ценностей в истории отечественной религиозно-педагогической мысли» (Известия Смоленского государственного университета, 2009) и «Нравственно-патриотический характер традиций учебных заведений дореволюционной России» (Известия Смоленского государственного университета, 2010); обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях и чтениях: на Международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2006, 2008), на Третьих педагогических чтениях, посвященных памяти А.Е.Кондратенкова (Смоленск, 2006), Пятых педагогических чтениях, посвященных памяти А.Е.Кондратенкова (Смоленск, 2010).

Основные положения, выносимые на защиту

1. В истории отечественной педагогической мысли со времен крещения Руси и до конца XIX века происходило постепенное развитие идей духовного воспитания, осмысление культурной и социальной функции Церкви в обществе. Представители течения славянофилов обобщили и систематизировали весь накопленный исторический опыт, создав национальную систему ценностного воспитания юношества, основанную на этическом учении, содержащемся в Ветхом и Новом завете и всесторонне раскрытом в трудах отцов Восточной Церкви (Василия Великого, Григория Богослова, Антония Великого, Максима Исповедника). В рамках этой системы нравственное формирование личности определяется как

– воспитание человеколюбия и милосердия, из которых, как следствие, вытекает готовность личности к активной созидательной деятельности в социуме;

– формирование индивидуума в постоянной тесной связи с общиной, рассматриваемой как симфоническая личность, и, как следствие, осознание идеи внутренней ответственности каждого за других;

– активное самовоспитание, подавление в себе негативного отношения к окружающим, борьба с пагубными привычками, постоянное духовное совершенствование, достигаемое при помощи двух важнейших составляющих жизни христианина: молитвы (размышления, самоанализа) и поста (умеренного питания, очистки организма, здорового образа жизни);

– восприятие Бога и мира как единого целого и, как следствие, гармоничное и бережное отношение к природе;

– восприятие истории как постепенного развития человечества, достижение духовного и телесного совершенства, конечной целью которого является преодоление разрыва, возникшего между Богом и человеком в результате грехопадения;

– опора в воспитании юношества на семейные и национальные ценности и традиции, то есть превращение православного воспитания в глубоко национальное и патриотическое.

2. Внутренняя жизнь церкви находилась в постоянной тесной связи с политической ситуацией в стране. Русская Церковь, являясь с XIII до начала XVIII века ведущей духовной силой в обществе, оказывала основополагающее влияние на формирование национального самосознания. Внутренняя жизнь духовной школы, первоначально обособленная и замкнутая, в период секуляризации попала в сильную зависимость от политики правительства. На протяжении всего XIX века деятельность духовной школы определялась общественными запросами, государственной политикой. При этом постоянная нехватка финансирования влияла на отставание ее от школы светской, что к началу ХХ века привело к возникновению кризисной ситуации в русском духовном образовании.

3. Воспитательная работа в Смоленской духовной семинарии включала комплекс разнообразных мер: творческое осмысление учащимися православного учения посредством написания сочинений и проповедей, а также ведения диспутов; активную и постоянную вовлеченность в жизнь Церкви, регулярное посещение богослужений, участие в них, соблюдение постов, принятие причастия; педагогическую практику воспитанников.

Комплекс традиций учебного заведения играл в деле воспитания свою, совершенно особую роль, заключающуюся в вовлечении учащихся в ритм жизни, определявшийся национальными религиозными традициями, церковным календарем, одновременно способствовавший незаметному, постепенному и глубокому приобщению учащихся к национальной культуре.

4. Уездные духовные училища представляли собой первую ступень духовного образования, базу для последующего поступления в семинарию, а для многих юношей из беднейших слоев – возможность самостоятельно заработать в дальнейшем на жизнь. Развитие личности подростков в условиях уездных духовных училищ основывалось, с одной стороны, на глубоком изучении воспитанниками основ православной веры, с другой – основу воспитательной системы составляло создание теплой, домашней атмосферы в стенах духовных училищ, благоприятной для раскрытия дарований и способностей учащихся. Важнейшей составляющей воспитательной работы в духовных училищах являлась система внеклассных мероприятий, позволяющая, так же как в семинариях, активно вовлечь воспитанников в жизнь Церкви и приобщить к традициям своего народа.

Структура диссертации обусловлена логикой историко-педагоги-ческого исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России

Рассмотрение вопроса о воспитании в духовных учебных заведениях России второй половины XIX - начала XX века необходимо начать с раскрытия понятия «ценностные ориентации» применительно к изучаемой проблеме.

Мы исходим из понятия, что «ценностные ориентации - это разделяемые личностью и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни в их субъективной значимости» [127, с. 584].

Понятие «ценность» используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [127, с. 585].

Естественно каждая историческая эпоха и каждый общественный строй выдвигают специфический набор ценностей, которые в совокупности образуют систему ценностей данного общества, последняя выступает в качестве одного из ведущих механизмов социальной регуляции. Усвоение принятой в обществе системы ценностей на уровне структуры личности и составляет цель воспитательной работы.

С возникновением христианства закладываются принципиально новые основы аксиологического подхода. На первое место выдвигается проблема формирования человека как образа и подобия Творца. В качестве ведущих в иерархии системы ценностей выступают этические ценности, заложенные в книгах Нового завета и отраженные в трудах ведущих деятелей Церкви.

Основу христианской этики составляют, безусловно, положения, содержащиеся в тексте нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить... Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят... И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные... Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» [15, Евангелие от Матфея, с. 7].

Все эти положения прежде всего толковались и раскрывались в посланиях апостолов. Так, к примеру, в Первом соборном послании апостола Петра сказано: «Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему...» [15, Первое соборное послание святого апостола Петра, с. 175]. Апостол Павел в Первом послании в Коринф отмечает: «... тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» [15, Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, с. 208]. И в том же послании делает акцент на одном из наиболее значимых понятий всей христианской аксиологии - понятии любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы... Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» [15, Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, с. 214-215].

К рассуждению о понятии любви так или иначе возвращаются в своих посланиях все апостолы. Апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании призывает: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» [15, Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, с. 182].

В том же послании он дает краткое, но крайне емкое определение еще одного важнейшего понятия христианской этики - понятия греха: «Всякая неправда есть грех» [15, Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, с. 184].

Позднее крупнейшие христианские религиозные мыслители раскрывали и уточняли все указанные положения, формируя христианскую аксиологию.

Так, например, Антоний Великий в своих наставлениях, рассуждая о понятии добродетели, трактует ее как наиболее гармоничное и естественное состояние личности: «... для добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется. Ибо коль скоро душа разумная находится в естественном своем чине, то в то же время в нас есть и добродетель. Душа находится в естественном своем чине, когда пребывает такою, какою сотворена: сотворена же она весьма доброю и правою... Итак, - незатруднительное это дело (добродетели); ибо если мы прибываем так, как созданы, то находимся в добродетельном состоянии; а если замышляем худое, то нас справедливо называют злыми. Если б со вне надлежало заимствовать сие дело (добродетели), то, конечно, оно было бы затруднительно; но если она в нас есть, то будем только хранить себя от худых помыслов и соблюдать душу свою Господу, как принятый от Него залог, чтоб Он признал ее творением Своим, увидев, что она такова, какою он ее создал» [35, с. 21-22].

Антоний Великий перечислил и охарактеризовал страсти, охватывающие тело и душу человека, и указал путь избавления от них: «... если человек вооружится терпением и неуклонною верностию заповедям, кои от Бога, то Дух Святой научит его ум, как очистить душу и тело. И когда ум сподобится такой благодати, чтоб без саможаления и поблажки вступить в борьбу со страстями, тогда ему присущи станут внушения, указания и подкрепления Духа, помощью которых он успешно начинает отражать от души все нечистые приражения, исходящие от похотей сердца... Он научает его держать в порядке тело - все, с головы до ног: глаза, - чтоб смотрели с чистотою; уши - чтоб слушали в мире (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; язык, чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово и не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки - чтоб были приводимы прежде в движение только на воздеяние в молитвах и на дела милосердия и щедродательности; чрево - чтоб держалось в должных пределах в упостреблении пищи и пития, сколько нужно только для поддержания тела, не попуская похотению и сластолюбию увлекать себя за эту меру; ноги -чтоб ступали право и ходили по воле Божией, направляясь к служению добрым делам. Таким образом тело все навыкает всякму добру и, подчиняясь власти Св. Духа, так изменяется, что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресении праведных. Душа имее, как сказано, свои собственные страсти, кои суть: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие подобные. Когда душа придает себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Бог подает ей дух истинного покаяния и очищает ее от всех сих страстей» [35, с. 27-28].

Многие духовные писатели обращались в своих трудах к разъяснению того, что есть страсти и как необходимо бороться с ними, также почти всеми затрагивается тема любви. Так, Максим Исповедник писал: «Кто мать страстей самолюбие отвергнет, тот, при помощи Божией, удобно отложит и все другие страсти, как то: гнев, печаль, злопамятство и прочие... если одни ненавидишь, а других ни любишь, ни ненавидишь, иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно; то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека» [35, с. 283].

В дальнейшем христианская, в частности православная, система ценностей представляет собой развитие указанных подходов и суждений в контексте различных исторических эпох.

Естественно, что система воспитания в духовных учебных заведениях является полноценным выражением сложившегося подхода. И если в рамках гражданского общества и светских учебных заведений в разные периоды истории происходила порой дискредитация привычных идеологических устоев общества и поиск новых им на смену, то в рамках Церкви и духовной школы сохранялись незамутненными на протяжении столетий важнейшие ценности христианского вероучения.

Таким образом, говоря о воспитании ценностных ориентаций в духовных школах России, мы говорим, прежде всего, о передаче личности этических и нравственных норм христианства.

Поворотным в истории духовных учебных заведений России является XVIII век. Петр I был убежден в необходимости изучения основ веры для образования всех социальных слоев. Одной из наиболее насущных для религиозного образования граждан в России являлась в тот период проблема создания катехизиса. Во времена, предшествующие правлению Петра I, в Московской Руси кратких катехизических пособий не существовало.

Учебно-воспитательная работа в духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века

Для того, чтобы дать характеристику воспитательной системе, сложившейся в духовной школе России во второй половине XIX - начале XX века, необходимо прежде всего отметить, кого предназначены были готовить духовные школы различных ступеней. Целью духовных академий являлась подготовка преподавателей для богословских школ, деятелей церковной науки, кандидатов на высшие церковные должности, в том числе на архиерейские кафедры. Духовные семинарии представляли собой епархиальные учебные заведения, предназначенные удовлетворять нужды епархии в священнослужителях. Низшую ступень духовного образования составляли уездные духовные училища, выпускавшие церковнослужителей, а также абитуриентов семинарий [125, с. 420-421] .

При этом если обучение на различных ступенях заметно отличалось по содержанию и уровню сложности, то построение воспитательной работы осуществлялось примерно одинаково. В этом смысле между духовными учебными заведениями существовала ярко выраженная преемственность.

Характеризуя духовные школы всего синодального периода. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) писал: «Прежняя духовная школа была школой серьезной, глубокой, строгой, а в иных случаях и суровой школой. Добрая ей память, честь и слава! Из нее вышел целый сонм святителей, ученых богословов, скромных, но трудолюбивых работников на всех поприщах церковной, государственной и общественной деятельности» [125, с. 421].

Таков ретроспективный взгляд иерарха середины XX века. Отзывы духовенства второй половины XIX века далеко не всегда так же положительны.

Например, выпускник Владимирской духовной семинарии Н.И.Соловьев (обучавшийся с 1866 года) характеризует уровень дореформенной духовной школы как совершенно не соответствующий подлинным запросам эпохи. Помимо проблем в преподавании учебных предметов, он отмечает плохую дисциплину, которую не могли исправить даже массовые (до 100 в год) исключения воспитанников [145, с. 391].

Однако, с другой стороны, тот же Н.И. Соловьев так описывал отношение выпускников духовных училищ к семинариям: «Желание учеников училища поступить в семинарию, как прежде, так и ныне. равносильно желанию гимназистов поступить в университет. Как сейчас помню, с каким нетерпением все мы ожидали окончания училищного курса, когда, после экзаменов, нам сделалось известным, кто из нас назначен к переводу в семинарию... » [145, с. 376].

То есть даже с учетом всех недостатков дореформенной семинарии, ее престиж в глазах детей бедного провинциального духовенства был весьма велик. Для них семинария являлась единственным учебным заведением, где они могли хоть немного подняться над окружавшей их однообразной действительностью и хотя бы в какой-то мере раскрыть свои таланты. Перед некоторыми счастливчиками после окончания открывалась перспектива поступления в академии, для других же окончание семинарии являлось путем к священническому служению, получению прихода.

Остановимся на воспитательной работе, сложившейся в духовных учебных заведениях на протяжении XIX века.

Прежде всего ряд преподаваемых в семинарском курсе предметов, помимо обучающей роли, призван был активно влиять на формирование мировоззрения воспитанников. Таковыми являлись: Священное Писание (оно изучалось на протяжении всего курса), библейская и церковная история, основное, догматическое и пастырское богословие, гомилетика, философия и ряд других дисциплин.

В первые десятилетия XIX века, во многом благодаря деятельности М.М.Сперанского и архиепископа Феофилакта (Русанова), начался постепенный отход учебной работы в семинариях от схоластичности и безраздельного господства латинского языка. Стало поощряться чтение литературы сверх учебных программ, изучение церковнославянского и греческого языков. В противоположность практике предыдущих столетий главное внимание начало уделяться не механическому запоминанию учебного материала, а его осознанному восприятию. Устав 1814 года особое значение придавал письменным упражнениям учащихся на всех ступенях обучения [125, с. 111-112]. При этом учитывался тот факт, что для подлинно глубокого влияния полученных знаний на личность воспитанников необходимым являлось творческое их переосмысление. Именно поэтому одной из широко применяемых форм проверки знаний учащихся являлось написание сочинений.

Лучшие сочинения зачитывались воспитанниками публично, и не только в классе. Историк Воронежской духовной семинарии Павел Васильевич Никольский, раскрывая содержание обучения в Воронежской семинарии начала XIX века, отмечал, что обычным внеурочным занятием учеников высшего класса было составление речей на богословские темы на русском или латинском языках и сочинение проповедей. Лучшие произведения потом защищались на публичных диспутах. Ежегодно три собственные проповеди ученик должен был выучить на память и произнести одну на приватном диспуте, вторую - на публичном изъяснении катехизиса и третью - в храме. Наиболее одаренные семинаристы по назначению преподавателей занимались подготовкой к особо торжественным диспутам и составляли речи и стихотворные оды к различным случаям. Это были своего рода отчеты о характере занятий и уровне знаний учеников, проводившиеся в парадной обстановке и всегда в присутствии епархиального архиерея, как правило, на Рождество и на Пасху. Лучшие семинаристы по итогам диспута писали речи для епископа. Они назывались «гратулянтами». Из таких речей составляли потом книгу, переписанную на золотообрезной бумаге, украшенную виньетками, заключенную в атласный переплет, которую хранили в семинаристской библиотеке [201].

Существовала традиция проведения публичных экзаменов. К участию в таких мероприятиях допускались только лучшие ученики. И участие в них было в среде семинаристов весьма престижным.

Одной из мер воспитательного воздействия на учащихся семинарий и академий являлось обращение к ним с речами как ректоров, так и епархиальных архиереев. Речи ректоров, обращенные к студентам по случаю начала нового учебного года, всегда затрагивали вопрос о нравственном совершенствовании, духовном возрастании: «Мы не должны забывать, что высокое духовное просвещение без соответствующего нравственного совершенства, без стремления к нему, даже без внимания к нему хуже-пустее меди звенящей и кимвала звяцающего», - говорил своим студентам будущий известный церковный деятель, ректор Московской академии епископ Арсений (Стадницкий) [154, с. 107]. Проповеди и речи ректора Тамбовской духовной семинарии архимандрита Феодора, обращённые к воспитанникам, нередко публиковались в периодических изданиях Тамбовской епархии [201].

Второй и более значимой составляющей воспитательной работы являлись условия жизни, созданные для воспитанников в период обучения, и система внеклассных мероприятий.

Говоря об условиях жизни воспитанников духовных школ, нужно остановиться на ряде особенностей, исторически присущих этим учебным заведениям.

Традиция закрытого характера духовных учебных заведений сложилась еще во времена первых христианских школ древности. Так, Антиохийская школа представляла собой закрытую корпорацию со строгим внутренним укладом. Такая особенность духовной школы сложилась безусловно под влиянием стремительно распространявшегося в тот период на Востоке монашества. В результате жизнь воспитанников оказывалась подробно регламентирована и подчинена строгому надзору.

Кроме того, исторически духовные школы, в особенности это касается духовных академий, формировались вблизи крупных монастырей, рядом с православными святынями. Этот факт сам по себе оказывал влияние на умонастроение многих воспитанников и играл роль в религиозно-нравственном формировании их личностей. С. Постников, учившийся в Московской Духовной Академии в период с 1910 по 1915 год, описывал свое восприятие Троице-Сергиевой Лавры: «Когда идешь от вокзала в Сергиевом Посаде по тенистой улице и неожиданно выходишь к спуску с горы. открывается блестящая панорама.

Содержание учебно-воспитательной работы Смоленской духовной семинарии во второй половине XIX - начале XX века

Основание Смоленской духовной семинарии было положено в начале XVIII столетия Митрополитом Смоленским и Дорогобужским Дорофеем (1713 - 1718). Первоначально учебное заведение существовало при архиерейском доме.

Окончательное его устройство было осуществлено в 1728 году преосвященным Гедеоном (Вишневским) (1728-1761). Поэтому официальное открытие Смоленской духовной семинарии, как указывает в своем исследовании Н.Ю. Налетова, относится к 1728 году [106, с. 49]. Преосвященным Гедеоном были построены каменные семинарские корпуса, приглашены для преподавания воспитанники Киевской духовной академии, преимущественно монашествующие, разработаны первые правила, регламентирующие деятельность преподавателей и учащихся. При преосвященном Гедеоне были открыты и первые низшие духовные училища в уездных городах Смоленской епархии: Дорогобуже, Белом, Рославле и Торопце.

Основной целью духовного воспитания учеников епископ Гедеон видел приучение их к молитве и покаянию. Большое внимание уделялось выполнению трудовых послушанией. Семинаристы выполняли при монастыре различную хозяйственную работу.

Естественно, едва сформировав учебные заведения, преосвященный Гедеон не успел в полной мере наладить их функционирование и довести его до желаемого совершенства. Преемник Гедеона на Смоленской кафедре. Преосвященный Парфений (Сопковский) (1761 - 1795), проявил большую заботу о вверенных ему духовно-учебных заведениях.

О понимании преосвященным Парфением назначения духовной семинарии и училищ свидетельствуют написанные им правила для учителей русских духовных школ, где он ясно очерчивал весь ход духовного просвещения - указывал, с чего должно быть начато духовное образование, каков должен быть метод преподавания наук и, что особенно важно, личные качества наставников и их отношения с воспитанниками.

«Рассуждая, мы, - указывает в инструкции преосвященный, - о русской Смоленской школе, тако же и о тех, кои в приписных к Смоленску городах находятся, что они учреждены суть единственно для того, чтобы священно-церковно-служительские дети будучи в оных школах, правильно, твердо и книгам обучались читать, и чтимое разуметь, хорошим и четким почерком писать, и церковное пение ординарное уметь порядочно по ноте петь, а при том начатки истинныя христианския веры совершенно должны познать и страх Божий яко начало премудрости и честного жития уразуметь дабы тем довольными могли быть служителями церкви Божией...» [149, с. 85-86].

Необходимо подробно остановиться на том, какими путями осуществлялась практическая реализация указанных воспитательных целей в изучаемый нами период. Каковы была организация и характер воспитательной работы с учащимися в стенах семинарии и ее результаты.

Прежде всего необходимо остановиться на том, что, как уже упоминалось в главе I, ряд преподаваемых в семинарском курсе предметов, помимо обучающей роли, призван был активно влиять на формирование мировоззрения воспитанников. При этом очевидным является тот факт, что воспитывающую роль любые сообщаемые воспитанникам знания могли иррать лишь в том случае, если подвергались творческому осмыслению, развивали мышление. Именно поэтому упор в изучении таких предметов делался на творческую деятельность. В качестве таковой широко использовалось написание сочинений

К началу каждого учебного года составлялся объемный список тем для всех классов по различным дисциплинам. Ниже мы представим список тем для сочинений, заданных воспитанникам Смоленской духовной семинарии, за вторую половину 1906 - 1907 учебного года.

Список тем для сочинений воспитанников Смоленской духовной семинарии за вторую половину 1906-1907 уч. г. по Священному Писанию В 1-м классе:

1. Нарушение евреями завета с Богом при Синае (Исх., гл 37).

2. Обряды в день очищения (Лев., гл 16).

3. Отшествие евреев от горы Синайской (Числ., гл. 10. 11-36).

4. Возмущение евреев по возвращении соглядатаев (Числ., гл 14).

Во 2-м классе:

1. Торжество празднования пасхи при Иосии (2 Пар., гл. 35. 1-Ю).

2. Указ Кира евреям (1 Ездр., гл. 1).

3. Освящение второго храма Иерусалимского (1 Ездр., гл. 6. 13-22).

В 3-м классе:

1. Учение псалмопевца об истинном богопочитании (Нс. 49).

2. Пророческое значение слов (Пс. 109. ст 1).

3. Образ Мессии и Его царства по прообразам и пророчествам Псалтыри.

В 5-м классе:

1. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыни от Диавола ((начение этого события в деле служения Иисуса Христа роду человеческому и в отношении к человеческим искушениям).

В 6-м классе:

1. Учение святого апостола Павла о любви по XVIII гл. . Коринф. По нравственному богословию В 6-м классе:

1. Сущность истинной свободы.

2. Нравственное состояние подзаконного человека.

3. Принципы поведения христианина, выводимые из слов ап. Павла (см. 1 Кор. VI, 12, X 23, 33).

4. Значение нравственного идеала для жизни человека-христианина.

5. Христианкая мораль есть ли мораль квиэтизма? [189, л. 676-677].

При просмотре списка сразу очевидным становится тот факт, что сложность затрагиваемых вопросов заметно возрастает от класса к классу. И если во втором и третьем классе предлагаемые темы требуют лишь изложения своими словами событий, излагающихся в книгах Ветхого Завета, то уже в третьем предлагаемые для рассмотрения вопросы требуют определенных обобщений и изложения собственного понимания проблемы. А в пятом и шестом классах для написания сочинений выбраны темы требующие очень глубокого осмысления и,что крайне важно в воспитательном плане, выражения собственного отнощения к затрагиваемым вопросам.

Обратимся к темам, предлагавшимся в том же 1906 - 1907 учебном году еще по ряду предметов: основному богословию, церковной истории и философии.

По основному богословию в 4-м классе:

1. Иегова есть ли национальный еврейский Бог?

2. Исторический характер библейского сказания о происхождении мира.

3. Библейское учение об отношении человека к природе. По церковной истории

В 5-м классе:

1. Нравственное состояние русского общества XVI в. по Стоглаву.

2. В каком смысле можно говорить о протестантском характере ереси жидовствующих?

По философии В 4-м классе:

1. Каков смысл и значение принципа Бэкона «Seio - ergo possum».

2. Какое значение имеет идея о Боге для философских доказательств бессмертия души?

3. Как возникла и в чем состояла борьба номинализма и реализма.

4. Почему «голос совести» не всегда одинаково говорит в человеке. [189, л. 676-677].

Очевидно, что написание сочинений по указанным предметам требует привлечения знаний из других областей, таких как история и естествознание. Осмысление их направлено не только на воспитание нравственности, но влияет на формирование многих личностных качеств, таких, например, как гражданская позиция, патриотизм, ответственное, бережное отношение к окружающему миру.

Сочинения писались также по ряду других предметов, таких как история литературы, словесность, гражданская история и психология.

Отражение ценностных ориентации в традициях, творчестве и профессиональной деятельности воспитанников Смоленской духовной семинарии

Очень много о мировоззрении, взглядах и системе ценностей, формировавшихся у воспитанников Смоленской семинарии за годы, проведенные в ее стенах, могут сказать не только и не столько сведения об изучаемых предметах и об отношении к ним, различные факты нарушения дисциплины и семинарского распорядка, но те творческие работы, которые создавались ими в годы учебы.

Таких работ сохранилось на сегодняшний день не много, но тем больший интерес они представляют для нас, так как позволяют приоткрыть внутренний мир создававших их людей.

В 1889 году в нескольких номерах журнала «Смоленские епархиальные ведомости» были напечатаны стихотворения, написанные воспитанником VI класса Смоленской духовной семинарии Николаем Гальковским. В первый раз автор подписался крайне скромно - одними только инициалами, о том, что он является воспитанником Смоленской семинарии, сообщала сноска внизу страницы. Но в последующих номерах журнала мы все же находим имя, написанное уже полностью. Цикл стихотворений опубликован достаточно обширный. И хотя автор не является человеком какого-то неординарного таланта и слог его произведений отточен далеко не идеально, но зато написанные им стихотворения полны искреннего юношеского чувства (Приложение 3).

Тематика произведений - стихотворное переложение событий ветхозаветной и новозаветной истории, эмоционально окрашенное и содержащее четкую авторскую позицию - позицию убежденного христианина, для которого все эти события повод для личных переживаний.

Другой более ранний образец ученического творчества мы находим в книге И. Сперанского «Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по Уставу 1867 года». Он был создан в 30-е годы XIX века. Это акростих воспитанника семинарии Иоанна Барсова, посвященный преосвященному Иосифу (Познышеву) по случаю его прибытия на экзамен [149, с. 208 - 209] (Приложение 5).

В стихотворении выражается радость по поводу приезда столь значимого гостя, оно также содержит понятия, относящиеся к библейской истории, при помощи которых автор пытается выразить восхищение личностью преосвященного.

Еще одно интересное произведение, принадлежащее перу воспитанника семинарии, мы находим в журнале «Борьба». Это статья «В высших сферах. (Из подслушанных разговоров)». Она представляет огромный интерес, поскольку рисует преподавателей такими, какими они виделись своим воспитанникам. Статья относится к периоду более раннему, чем время издания журнала «Борьба». И описывает подслушанный одним из воспитанников разговор в преподавательской о его предшественнике, другом издававшемся воспитанниками Смоленской духовной семинарии журнале -«Обновление». Портреты наставников краткие, но вместе с тем очень живые: “Видите ли в чем дело”, - солидно поглаживая усы и выправляясь, как приличествует инспектору, заговорил, наконец, Воронин, - “мое мнение таково, что “Обновление” и есть выражение самой оппозиционной группы воспитанников, и что более оппозиционной группы никакой не может быть. Да и действительно. Ну разве теперь, когда у нас такое либеральное начальство и инспекция в частности (при этом он довольно оглянул себя), которое представляет им полную свободу - “делай, что хочешь” - ну разве можно быть недовольным таким начальством”» [185, л. 1316]. Портрет инспектора нарисован юмористически, но без сарказма. Совсем не так представлен читателю один из наставников, названный в статье нарочито небрежно «Саша»: «"Все журналами, да красными книжками головы набивают, - прогугнявил Саша, - все это ребяческая забава, драть бы их надо...”» [185, л. 1316]. Еще в одном наброске мы отчетливо угадываем человека пожилого, консервативного, но представленного между тем без неуважения или враждебности: «”Эх, а я, господа, не понимаю все-таки, -прокряхтел, наконец, Павел Смирнов, - чем они могут быть недовольны? Свободы дадены, реформы... и чего шумят - не понимаю”» [185, л. 1316]. Столь же метко и вполне дружелюбно изображено еще несколько наставников (Приложение 4).

Статья написана живо, легко и рисует удивительно зримую картину. К сожалению, нам неизвестно имя написавшего ее воспитанника, как и все статьи в «Борьбе», она подписана псевдонимом. Но зато благодаря ей мы можем ясно представить некоторых людей, работавших в Смоленской семинарии в те годы.

Весомым показателем результатов работы любого учебного заведения является деятельность бывших воспитанников после того, как они уже вышли из его стен. П.В. Цезаревский в книге, посвященной истории Смоленской духовной семинарии, справедливо замечал, что история каждого учебного заведения не ограничивается одним только выпуском из него воспитанников, а сказывается в последующей их жизни. При этом за стенами его даже больше, чем в самих стенах, в применении полученных знаний и воспитанных стремлений, чем в условиях и способах их получения [173].

В ответ на это мы можем указать множество выпускников, которые в разные годы с блеском закончили Смоленскую духовную семинарию и продолжили обучение в высших учебных заведениях, как духовных, так и светских. Можем также назвать имена тех, кто после этого успешно трудился на самых различных поприщах.

Остановимся на именах нескольких выпускников Смоленской семинарии, впоследствии сыгравших значительную роль в истории нашего города и всей России.

Одним из снискавших известность не только в родном городе выпускников Смоленской семинарии был Лев Феодорович Людоговский. Он родился 18 февраля 1761 года и происходил из старинной дворянской фамилии. Отец его, Феодор Петрович, был протоиереем, поэтому Лев Феодорович получил образование в Смоленской духовной семинарии. Он окончил семинарский курс одним из первых учеников. И на него обратил внимание тогдашний епископ Смоленский и Дорогобужский преосвященный Парфений (Сопковский). Он с целью введения в семинарии качественного преподавания светских наук посылал лучших воспитанников в Московский университет с тем, чтобы вернувшись они стали в семинарии квалифицированными преподавателями математики, истории, географии, греческого и французского языков. Так Лев Феодорович Людоговский в 1780 году был отправлен в Москву.

В 1783 году он окончил Московский университет с золотой медалью, как сказано в его аттестате, «за преимущественное перед всеми сочинение диссертации из философского факультета» [5, с. 73].

По окончании университета Л.Ф. Людоговский возвратился в Смоленск и в сентябре 1783 года приступил к исполнению обязанностей учителя риторики, математики и французского языка в родной семинарии, ГДЄ прослужил четыре года.

Но, должно быть, его неординарные способности были замечены еще ранее в Москве. Поскольку в октябре 1787 года он был зачислен в штат знаменитого основателя и главного куратора Московского университета И.И. Шувалова, при котором в течение пяти лет состоял личным секретарем. Вернувшись в Москву и работая у Шувалова, он занимался литературной деятельностью и написал ряд сочинений. К сожалению, большинство из них осталось в рукописях и погибло в 1812 году, во время французского нашествия. Среди них были записки об ученых собраниях при Московском университете, а также воспоминания о придворной жизни в период правления Екатерины II и Павла I, с которыми его как своего личного секретаря познакомил И.И. Шувалов.

Единственный напечатанный труд Льва Феодоровича Людоговского -«Ееографический словарь Нового Завета, содержащий в себе по азбучному порядку описание земель, областей и других географических предметов, находящихся в Новом Завете, с показанием древнего и ныняшнего их состояния, с 3 картами». Все названия в словаре были расположены по алфавиту, и приводились ссылки на те фрагменты Священного Писания, в которых эти слова упоминаются. По отзывам современников, словарь для своего времени был составлен очень неплохо [5, с. 75].

Похожие диссертации на Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века : на материале Смоленской губернии