Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Еговцева Надежда Николаевна

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков
<
Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Еговцева Надежда Николаевна. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курган, 2000 148 c. РГБ ОД, 61:00-13/1141-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Анализ проблемы развития народной игры в педагогической теории и практике 16

1.2. Особенности функционирования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков 36

1.3. Педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры 64

Выводы по первой главе 80

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

2.1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы 83

2.2. Методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков 101

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их анализ и оценка 118

Выводы по второй главе 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических,

общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков" (177) .

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и щ .

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г.Марц, Н.П.Булатов и др.

Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и др.).

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и

доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а также -идеи. Таким образом, в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой: во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценности; во-вторых, люди-творцы, создающие духовные ценности; в-третьих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой "толпу". Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на

определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, -писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. "Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу". В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания,

уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова значение существительного "формирование" приведено в контексте значений глаголов "формировать" и "формироваться" в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста; 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие "формирование" в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий "формирование" и "воспитание" как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями "воспитание" и "формирование" менялась, меняется и будет меняться. Понятие "формирование" шире понятия "воспитание" настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также - в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макро- и микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его

социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.

Для подросткового возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и

правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е.Конникова, Е.СМахлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей.

Однако, по самооценкам учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения с детьми, для проявления к ним подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо модных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности.

Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это дать в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые

складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные позиции, пытаясь понять новый тип воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности и вывести из тупика воспитательную систему школы. Все это позволило нам утвердиться в необходимости нашего исследования.

Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: уровень культуры общения снижается и на сегодняшний день нет системы, которая смогла бы преодолеть снижение этого уровня; существующие возможности использования народной культуры, народной игры имеют большие воспитательные возможности, но недостаточно используются в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности народных игр.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков. Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования «Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Объект изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б)определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; в) используется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования народных игр в педагогической теории и практике воспитательной работы с младшими подростками

2. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

4. Разработать рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

Методологическими основами исследования являются:

-положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.Г.Гостев и др.);

-философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов, Л.А.Венгер, И.С.Кон, Г.Г.Гранатов и др.).

В исследовании использованы отдельные положения системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, М.СКаган, Г.Н.Сериков и др.).

В области методологии и методов исследования основой послужили труды Ю.К.Бабанского, В.В.Краевского, В.В.Белича, А.Я.Найна и других.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, педагогической,

психологической, фольклористической литературы по теме исследования;

- изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры общения у младших подростков;

- длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях;

- беседы и стандартизированное интервью;

- устные и письменные анкетные опросы учащихся;

- методы экспертных оценок и самооценок;

- игровая диагностика;

- встречи и беседы со старожилами; -опытно-экспериментальная работа в школах.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994-1995гт.) - этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерей; разрабатывались стратегия и тактика, определялись методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996-1997 гт.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение

первых результатов опытов.

На данном этапе исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выбрана экспериментальная база - школы, среди них определены экспериментальные и контрольные. Были подготовлены материалы для проведения эксперимента: конкретные методики; обеспечили наличие некоторых условий в варианте "эксперимент"; выработаны рекомендации по использованию форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1998-1999гт.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№24,32,42; научное оформление диссертации; сформулирование основных выводов и рекомендаций.

Базой опытного исследования были общеобразовательные школы №№24,32,42 г.Кургана.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы возможности народной игры в формировании культуры общения у младших подростков.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного использования народной игры в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Разработана и экспериментально проверена методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования народных игр в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков. Разработаны критерии и

показатели оценки уровня сформированности культуры общения; определены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.

Практическая значимость исследования определяется раскрытым содержанием педагогических условий, способствующих формированию культуры общения у подростков. Разработаны методические рекомендации по использованию народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков, составлена программа игрового факультатива для учеников 5-6х классов. Определены возможности использования материалов исследования в процессе повышения

квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная игра может являться средством формирования культуры общения у младших подростков.

2. Возможность формирования культуры общения у младших подростков средствами игры обеспечивается рядом выведенных нами педагогических условий: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2) использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3) роль педагога, его личная заинтересованность, его увлеченность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4) применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Достоверность и обоснованность полученных результатов

обеспечена:

- методологической обоснованностью и адекватностью методов

исследования целям, задачам, логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных;

- последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;

- применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;

- анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№24,32 г.Кургана.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№24,32,42 г.Кургана..

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Анализ проблемы развития народной игры в педагогической теории и практике

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Платон, например, говорил: "Только тогда, когда игры детей законны, образуются из них и законные мужи" (140). Лучшие люди Греции всегда готовы были первыми дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для будущего их развития. Спартаковский царь Агезалий, например, не стыдился ездить с детьми на палочках верхом. А философ Анаксагор, отказываясь от всяческих почестей при жизни, просил как о великой чести, чтобы в день его смерти были устроены игры молодежи. Даже древние римляне, несмотря на свою гордость, практичность и властолюбие, любили различные детские игры, например, игры в мяч.

Древние греки придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. До 7 лет ребенок оставался под наблюдением матери или няньки. В 7-летнем возрасте дети поступали в общественную школу, которая называлась "палестра", где специально обучались играм.

У древних существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как "стенка на стенку", "стрельба из лука", "метание копья" и др.

На протяжении многих сотен лет учеными различных направлений науки пытались разгадать "тайну" происхождения игры. По словам С.А. Шмакова (191, с.27), не вызывает сомнения тот факт, что многие игры, особенно народные, возникли из языческих религиозных актов. Скоморохи -странствующие актеры древней Руси - выступали как певцы, музыканты, акробаты, исполнители сценок на бытовые темы, острословы, затрагивающие в своих куплетах, репризах и церковь, и власть имущих. Это были, очевидно, первые "массовики-затейники". Выступления скоморохов известны с 11 века, особую популярность они получили в 15-16 вв. (191, с.28). Нельзя не согласиться с тем, как С.А. Шмаков объясняет неприязнь к ним со стороны властей. Скоморохи разрушали психологию послушности, воздержания. При царе Алексее Михайловиче в 17 в. "игровые бесчинства" были запрещены. Можно догадаться, почему в допетровскую и послепетровскую эпохи народная игровая культура резко оскудевает. Но при Петре I широкое распространение получил европеизированный досуг: карнавалы, фейерверки, "машкарады". Первые петровские полки имели название "потешные полки" и предназначались для военных игр юного царя. После смерти Петра I церковь восстановила нарушенное равновесие игрового досуга, "бесовские игры" были запрещены, скоморохи подверглись гонениям, народная игровая культура стала беднее. Элементы же европейской игровой культуры сохранились.

О высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет нзад говорят, например, данные археологии. Только на территории древнего Новгорода (Х 18 XIII вв.) обнаружены при раскопках многие десятки кубарей и шаров для игры в Котел, остатков разных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол, других игрушек. Такое развитие игр могло быть достигнуто лишь за многие века и при условии большого внимания общества к игровой культуре. Об этом же говорят древнерусские летописи, "Слово о полку Игореве", былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора (50, с.28).

Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы

Изучая технологическую характеристику организации опытно-экспериментальной работы, прежде всего следует определить, что такое эксперимент.

Эксперимент - метод исследования и получения эмпирического материала для последующего обсуждения. Это научно организованный опыт в целях получения результата, подтверждающего или опровергающего научную гипотезу. Как пишет академик РАО В.В.Краевский, в эксперименте осуществляется управление ходом опыта, его контроль, регулировка. Эксперимент позволяет ускорить проверку предположений, гипотез, добыть доказательства эффективности идеи, положения (89, с. 137).

Историко-педагогический анализ литературных источников по философии (167,182,187 и др.), педагогике (6,50,115,116,191 и др.), психологии (5,19,23,36,156 и др.) и фольклористике (27,30,94,137,178 и др.) позволил ясно представить и осветить настоящий уровень состояния изучаемой проблемы, определить направление всей экспериментальной работы и разрешить возникшие противоречия.

В своей работе мы считаем необходимым опираться на принцип регулируемого эволюционирования (Г.Н.Сериков,161) и начать апробацию лишь в некоторых экспериментальных классах общеобразовательных школ. Это обусловлено прежде всего тем, что наши предположения до сих пор носили преимущественно лишь теоретический характер. Предсказать заранее, будет ли данная работа достаточно адекватной или нет, вполне допустимо и то, что потребуется дальнейшая ее коррекция, без опытно-экспериментальной работы прогнозировать ее оптимальность будет невозможно.

Решение поставленных задач дают возможность уточнить номенклатуру условий, способствующих формированию культуры общения средствами народной игры, а также подтвердить или опровергнуть предположение, выдвинутое в гипотезе диссертационного исследования.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов при опережающей роли теоретических разработок.

Первый этап - этап констатирующего эксперимента (1994 -1995гг.). На данном этапе осуществляется поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерей; разрабатывались стратегия и тактика, определялись методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулирована рабочая цель, гипотеза и задачи исследования.

Итак, результаты 1-го этапа опытно-эксиерименгальнои работы можно охарактеризовать так: 1. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в школах NN24, 32, 42. 2. Общая выборка - 225 учащихся 5-6 классов; 59 педагогов. Анализ полученных данных помог нам определить позицию и отношение подростков к игре. 3. Эмпирические данные, полученные при проведении анкетирования. Первый срез необходимых данных был проведен среди 5-6-х классов школ №32 (4 класса), №42 (4 класса). Нам было важно выявить уровень знаний детей и учителей о народных играх и народных традициях. Изначально мы работали со школьными документами. Нами изучались тематические планы уроков по литературе, русскому языку и иностранному языку, планы по воспитательной работе в классах и общий школьный план, анализ учебников и учебных пособий. Проводились беседы с учащимися, учителями, администрацией школы. Нам было важно узнать, используются ли идеи народной педагогики в учебно-образовательном процессе, проводится ли работа по формированию культуры общения. Необходимо было выявить уровень знаний детей о народной игре.

Методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогике, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа нашей работы позволили разработать основы методики использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков, организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

Многолетние наблюдения, беседы с опытными педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения и т.д., то есть, как нами было отмечено ранее, игра выполняет различные функции, в том числе диагностическую.

Но далеко не так просто выявить эти же функции в народной игре, поскольку многие игры просто забыты, а те, что специально организуются, не всегда должным образом воспринимаются детьми.

Поэтому в качестве основы методики использования народных игр как средства формирования культуры общения младших подростков мы предлагаем учителю, учителю ниже описанные компоненты.

Диагностика стиля общения. Она осуществляется с помощью метода наблюдения в процессе народной игры в сочетании с дополнительными игровыми методиками. В качестве критерия отбора игр служили педагогическая целесообразность игр, анкетный опрос подростков, который позволил выявить наиболее популярные и любимые игры.

Наибольшую ценность в плане диагностики представляют собою самостоятельно организуемые детьми игры.

С целью выявления характера взаимоотношений подростков в коллективе, самоотношения и самооценки мы рекомендовали вести наблюдение как за самостоятельно организуемыми играми подростков ("Прятки", "Ловитки", "Вышибала", "Выше ноги от земли", "Козел", мини-футбол и др.), так и за играми , организуемыми педагогами, старшими ("Третий лишний", "Приглашение", "Фанты", "Я садовником родился", "Городки", спортивные эстафеты, "Веселые старты" и др.).

Данные наблюдений мы фиксировали по схеме:

I. Как воспринимались сообщения об игре.

1. Играть согласились охотно.

2. Промолчали, ничем не выразили своего согласия.

3. В начале игры были недовольны, затем согласились.

4. Пытались найти доводы, чтобы отказаться.

5. Сообщили о серьезных причинах, чтобы не играть.

6. Открыто высказались против.

II. Как играют подростки.

1. Играют азартно, помогают слабым, "болеют" за успех в игре.

2. Играют охотно.

3. Играют, но не стремятся быть активными, не переживают за успех своей команды.

4. Часто отвлекаются, не соблюдают правила.

103

5. Играют неохотно, выходят из игры по каким-либо причинам.

6. Не играют.

Ш. Какие качества личности проявляются в ходе игры.

1. Эмоциональность.

2. Общительность.

3. Стремление к лидерству.

4. Выдержка и терпение.

5. Доброжелательность.

6. Тактичность и вежливость.

7. Пассивность.

8. Дезорганизованность.

9. Не играли.

Наряду с общими данными, такой учет игрового поведения позволял проследить каждого подростка.

Как дополнительные мы использовали и рекомендовали учителям игровые методики: с целью уточнения взаимоотношений подростков в коллективе, их статуса, самооценки и самоотношения - "Я - позиция", "Мой пьедестал", графическую методику "Мишень"; методики "Алфавит", "Общежитие" - для исследования организованности коллектива. Все методики доступны любому педагогу и просты в обработке.

Наряду с самостоятельно организованными играми в ходе работы с подростками организовывались народные игры, педагогически направленные специально с целью уточнения складывающихся отношений в детских коллективах, диагностировать симпатии и антипатии во взаимоотношениях, определить стиль общения.

Среди специально организованных игр, которые включались в организацию свободного времени, уроки, школьные праздники, наибольшей популярностью пользовались подвижные, музыкальные игры и различные состязания. Показательной в плане диагностики явилась игра "Приглашение". Так, стеснительные, робкие ребята при первом проведении игры не смогли побороть в себе стеснительность и повторить за ведущим танцевальные движения. Только при повторении игры в 3-4-й раз (по истечению времени) ребята смогли включиться в игру.

Похожие диссертации на Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков