Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Савзиханова Марьям Абдулахадовна

Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации
<
Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савзиханова Марьям Абдулахадовна. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Махачкала, 2007 155 с., Библиогр.: с. 125-140 РГБ ОД, 61:07-13/2476

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народно-патриотическое воспитание как проблема межкультурной коммуникации

1.1. Сущность, структура и особенности народно-патриотического воспитания 12

1.2. Народный патриотизм как категория межкультурной коммуникации 28

1.3. Особенности народно-патриотического сознания современной молодежи 47

Глава 2. Условия народно-патриотического воспитания учащихся в межкультурной коммуникации .

2.1. Патриотический потенциал содержания межкультурной коммуникации 63

2.2. Технологии организации народно-патриотического воспитания учащихся 85

2.3. Требования к организации народно-патриотического воспитания учащихся в условиях межкультурной коммуникации 111

Заключение 121

Список литературы 125

Приложения

Введение к работе

Наличие целостной программы и молодежной политики является непременным условием устойчивого развития и стабильной общественной жизни в любом государстве. Осознавая важность такой сферы управления, любая партия, государство стараются принимать социальные меры по улучшению условий жизни, развитию образования и воспитания молодежи. Однако успех молодежной политики зависит от ее ориентированности на народный дух, традиционный уклад и менталитет народа, на национальный характер и этнокультуру.

О силе влияния этих факторов на воспитание и развитие молодежи убедительно говорил основатель российской педагогики К.Д. Ушинский. Он говорил: «Если мы действительно образованны, то должны преклоняться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи даже в состоянии подражать, и счастливы, если можем почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных» (180, с. 209). Таким образом, силу воспитательного влияния общества на человека он видит в его народном характере.

Однако по ряду причин традиционная система образования и воспитания, государственная молодежная политика и деятельность общественных и политических организаций в период реформ не обращали должного внимания на этот незыблемый и сильный фактор в воспитании самостоятельной, идейной, ответственной и патриотической молодежи в современном обществе.

Это явление в равной мере относится и к организованности социальных отношений, и к работе образовательных учреждений, и к научным изысканиям в области этнопедагогики и расширения влияния межкультурной коммуникации.

Наблюдения, анализ реального состояния и итоги массового обследования межнациональных отношений среди молодежи в нашей стране показывают, что 35 % молодых людей испытывает раздражение или неприязнь к представи-

4 телям иной национальности, а 51 % одобрил бы решение о выселении за преде-лы своего региона некоторых национальных групп. Следствием таких отношений являются в частности события в Карелии, произошедшие в конце 2006 года. Однако наше исследование показывает, что в Дагестане 55 % молодых людей отдают предпочтение народным традициям, 98 % одобряют курс на развитие межнациональных отношений.

Анализ государственных документов «Стратегия государственной молодежи политики в Российской Федерации» и «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» показывает, что в них едва заметны следы народно-патриотического воспитания молодежи, а основной акцент сделан на гражданско-патриотическое воспитание. Анализ учебных программ и учебников по гуманитарным дисциплинам с позиции отражения в них этнокультуры, межкультурного диалога или целей формирования народно-патриотического сознания также выявил отсутствие в них необходимого потенциала этнокультуры народов России или Дагестана.

Изучение в научных исследованиях разных подходов роли межкультурной коммуникации и этнокультуры в воспитании этнической идентичности учащихся позволило выявить несколько позиций.

При этимологическом подходе (словари и учебники педагогики) пытаются выявлять и характеризовать патриотическое воспитание как воспитание любви к Родине, не упоминая о народе и его культуре, соответственно и о народном патриотизме.

При этноцентристском подходе (Алимова Б.М., Магомедов Р.М., Мирзо-ев HLA., Саидов ТТ., Магомедова З.М., Гасанов М.Р., Волков Г.Н., Кон И.С. и др.) придерживаются приоритетов народных традиций исторической памяти народа и надеются образумить молодёжь, возвращая ее к опыту прошлого.

Сторонники подхода межкультурного диалога (Ахмадеева К.А., Груше-вицкая Т.Г., Мусаева М.К., Нюдюрмагомедов А.Н., Садохин А.П., Холл Э. и др.) призывают сглаживать межкультурные различия и привести молодёжь к

5 общим человеческим ценностям, возможность ослабления народно-патриотических чувств и сознания.

В подходе межнационального общения (Гасанов З.Т., Омаров К,0., Гаса-нов ММ., Дамаданова Х.Д., Алиева С.А., Закарьяева С.З. и др.), несмотря на глубокое проникновение в иерархию отношений человека к различным культурным средствам и общностям, слабое внимание уделяется первичной привязанности человека к народным, семейным, родственным и социокультурным факторам.

В исследованиях гражданско-патриотического воспитания приоритетом исследований (Алиева С.А., Козлова А.А., Лисак СВ., Ломоносов М.Ю., Маго-медова М.А., Фенева JLM. и др.) являются гражданская ответственность, законопослушность и готовность к служению и защите страны в широком государственном понимании.

При религиозном подходе все верующие одной конфессии считаются равноправными и одинаковыми независимо от национальных различий в нем отсутствуют понятия «народная культура», «этническая идентификация», «национальный характер» и «народный патриотизм».

В выделенных нами основных направлениях научного поиска в решении проблемы патриотического воспитания ещё существуют следующие противоречия:

-общество и государство имеют целью утверждение гражданской ответственности, но игнорируют при этом роль народно-патриотических чувств и этнической идентификации человека;

- этноцентристы призывают к оздоровлению молодёжной среды через
возврат к народным традициям, но понимают ими роли новообразований в
жизни молодёжи;

- расширяется влияния массовой культуры и межкультурной коммуни
кации, но отсутствуют механизмы использования этих средств в целях углуб
ления народного сознания и оценки специфического менталитета своего и дру
гих народов.

Для устранения этих противоречий требуется поиск резервов воспитания народно-патриотического сознания молодежи, что побудило нас избрать темой исследования «Народно-патриотическое воспитание молодежи в условиях межкультурной коммуникации».

Объект исследования - межкультурная коммуникация в учебной и вне-учебной деятельности учащихся.

Предмет исследования - народно-патриотическое воспитание молодёжи в межкультурной коммуникации.

Цель исследования - выявление эффективных условий влияния межкультурной коммуникации на народно-патриотическое воспитание молодежи.

Задачи исследования:

  1. Выявление сущности, специфики и содержания процесса взаимодействия межкультурной коммуникации и народно-патриотического воспитания путём анализа теоретических исследований.

  2. Социологическое исследование отношения учащихся и педагогов к роли народной культуры в этнической идентификации человека.

  3. Разработка и обоснование средств, методов и форм межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность воспитания народно-патриотических чувств и сознания школьников,

  4. Разработка рекомендаций педагогам по эффективной организации народно-патриотического воспитания молодёжи.

В исходной позиции мы предполагали, что включение учащихся в условия оценки своей народной культуры в сравнении с культурами иных народов позволит углубить и развить их народно-патриотическое сознание. Такая закономерная связь возможна при активизации следующих механизмов межкультурной коммуникации;

- понимание педагогами и учащимися народно-патриотического сознания как изначальной, непреходящей и фундаментальной ценности любого человека;

разработке и целенаправленном включении в содержание учебного материала текстов с многокультурным содержанием и механизмами сравнения разных культур;

создании условий для сравнительного анализа учащимися разных культур и выходе на понимание ценности своей этнической идентификации;

методическая и практическая подготовка педагогов к использованию резервов межкультурной коммуникации в народно-патриотическом воспитании учащихся.

Теоретической основой исследования являются: концепция этнопедаго-гического подхода к региональному образованию (Арабов И.А., Волков ГЛ., Белогуров А.Ю., Макаев В.В., Магомедов A.M., Мирзоев Ш.А., Мукаева О.Д,, Саидов ТТ., Семёнов К.Б., Якубов 3-Я. и др.), теория культуры межнационального общения (Гасанов З.Т.), концепция ментальных программ (Г. Хофстеде), теория взаимодействия этноцентризма и этнорелятивизма (М. Беннета), теория нелинейных открытых социальных систем и теория координации управления смыслами (Бахтин М.М., Вебер М., Гадамер Г., Франки В., Хайдеггер М. и

ДР-).

Методологической основой исследования является закон о всеобщей связи явлений, функциональный, интерпретационный и критический подход к социальным явлениям, исторический подход к оценке общественных явлений, эт-нометодологический подход к положению о соотношении народного и общечеловеческого компонентов в социокультурной сущности человека.

Методы исследования: сравнение, конкретизация и обобщение, многофакторный анализ, интерактивное моделирование, метод анализа группового диалога, метод имитационных игр, изучение и обобщение опыта, полевое монографическое наблюдение, тестирование, эксперимент, метод экспертных оценок, метод стимуляции, статистические методы оценки результатов.

Базой исследования были: образовательные учреждения, средние школы № 1, 13, 39, 3, города Махачкалы, научно-методическая база грантов РГНФ 2004г. «Синтез нравственных ценностей в многонациональном образователь-

8 ном пространстве», 2006г., «Концептуальные основы формирования мировоззрения в многоконфессиональном регионе».

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2003 - 2004 гг.) на основе теоретического анализа философской, этнологической, культурологической, педагогической и психологической литературы установлены характер и особенности проблемы, путём тестирования выявлена специфика отношений школьников к этнокультуре и этнокультурной идентификации, сформулированы концептуальные подходы к исследованию.

На втором этапе (2004 - 2005 гг.) выявлен этнокультурный потенциал содержания гуманитарного образования, разработаны материалы для эксперимента, проверена эффективность влияния текстов с многокультурным содержанием, диалогов со сравнительным анализом культур и тренингов на формирование национального характера и на воспитание народно-патриотических чувств и сознания молодёжи.

На третьем этапе проанализированы и обобщены результаты исследования и разработаны методические рекомендации по организации народно-патриотического воспитания учащихся.

Научная новизна исследования заключается в выявлении закономерной последовательности народного, межкультурного и общечеловеческого компонентов в этнической идентификации человека; в установлении народного патриотизма как изначальной, непреходящей и фундаментальной ценности человека; в раскрытии закономерной зависимости глубины народного патриотизма от изучения и сравнительных оценок иных культурных ценностей; в установлении сущности, структуры и механизмов развития народного патриотизма как категории этнопедагогики.

Теоретическая значимость исследования.

L Теория межнационального общения расширена закономерностями формирования народно-патриотического сознания.

  1. Теория межкультурной коммуникации дополнена обоснованием и разработкой методики сравнительного анализа этнокультур в области их взаимодействия.

  2. Теория этноцентризма дополнена полем тшорелятивизма в условиях резкой смены социальных ценностей,

  3. Этнопедагогическая теория восполнена свойствами «народной памяти», которая специфична для соотечественников, проживающих за рубежом.

Практическая значимость исследования:

  1. Установленная специфика глубоких народно-патриотических чувств соотечественников, проживающих за рубежом, рекомендована для использования в патриотическом воспитании как веский аргумент в обосновании фундаментального характера народной идентичности и народного патриотизма молодёжи.

  2. Разработанные многокультурные интегративные тексты на английском языке, методы сравнительного диалога культур и тренингов по формированию национального характера помогут классным руководителям и учителям в воспитании народного патриотизма у учащихся.

  3. Разработанные методические рекомендации помогут педагогам повысить эффективность народно-патриотического воспитания.

  4. Отработанные технологии тренингов межкультурной коммуникации можно использовать в вузе для подготовки студентов к воспитательной работе в школе.

Основные защищаемые научные положения, выявленные и обоснованные в исследовании:

1. Народный патриотизм и этнокультурная идентичность являются изначальными, непреходящими и фундаментальными качествами и ценностями любого человека.

2. Глубина осознания и уровень формирования народного патриотизма зависят от степени включения учащихся в сравнительный анализ разных культур в межкультурной коммуникации.

3- Эффективными условиями формирования народно-патриотических чувств и сознания учащихся являются;

выявление этнокультурного потенциала содержания образования;

интеграция содержания разных культур в сравнительных текстах;

организация межкультурного анализа ментальных черт этнокультур и национального характера;

проведение тренингов формирования национального характера в межкультурной коммуникации.

4, В формировании народно-патриотического сознания молодежи более логичной и продуктивной является концепция, предлагающая первоначальное укрепление этнокультурной идентичности с последующим выходом на межкультурную коммуникацию и общечеловеческие ценности.

Достоверность и обоснованность хода и результатов исследования достигнуты:

- теоретическим сравнительным анализом специфики народно-
патриотического воспитания в разных областях знаний о человеке;

получением и оценкой большого эмпирического материала, характеризующего представления современной молодежи о роли этнокультуры, этнической идентичности в народном патриотизме;

широтой эксперимента с многосторонним количественным и качественным анализом результатов;

адекватными предмету исследования методами;

подтверждением выдвинутых предположений полученными результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты подводились в ежегодных отчетах о научной работе и обсуждались на кафедрах педагогики ДГУ, результаты на разных

уровнях исследования обсуждались на педагогических чтениях в Ростове-на-Дону (2007), Волгограде (2005), Нальчике (2006), Махачкале (в 2004 - 2006 годы). Разработанные учебные тексты с многокультурным содержанием, тренинги формирования национального характера и методики организации межкультурных сравнительных диалогов используются в работе учителей школ г. Махачкалы и Дербента. Много культурные тренинги используются в педагогическом практикуме для студентов «Основы методики воспитательной работы».

Сущность, структура и особенности народно-патриотического воспитания

Известные в мировой практике концепции воспитания всегда выражали совокупность норм и требований, установленных обществом в качестве культурных ценностей, В совокупности или системе они создавали педагогическую культуру. В этой культуре существовали известные теории : «нормативная педагогика» Я.А. Коменского, «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, «коллективного воспитания» А,С. Макаренко, Л.И. Новиковой и И.П. Иванова, «гуманистическая педагогика» В-А. Сухомлинского, «личностно ориентированного воспитания» Е.В. Бондаревской, «этнопедагогика» Г\Н. Волкова, Ш.А. Мирзоева, З.Я. Якубова, «теория межнационального общения и граж-. датского воспитания» З.Т. Гасанова и воспитательная практика, оснояанная на народных и семейных традициях. Такова была традиционная теория и практика воспитания.

Но в последние годы в результате непрерывных и малопродуктивных в аспекте совершенствования человека и общественных отношений реформ в нашей стране проблемы воспитания стали еще более противоречивыми и сложными. Эти сложности связаны с проблемами выживания и отсутствия нормальных жизненных условий, ожидаемых людьми от государства; опустошением разнообразной и творческой атмосферы общения, связанным с распадом детских и молодежных объединений; отсутствием государственной молодежной политики; ослаблением народных традиций и усилением влияния массовой культуры; экстремистскими настроениями молодежи, связанными с религиозным и национальным обособлением, и др.

Каждый из этих факторов своеобразно и в разной мере влияет на отношения, сознание и поведение молодых людей. Но среди них есть такие, которые имеют фундаментальный характер, и так же такие, которые зависимы от других.

Фундаментальным фактором во все исторические времена считали отношение человека к своему роду, народу, его культуре, его благосостоянию и престижу, к своему месту и роли в этих составных компонентах жизни. Действенность воспитания, в первую очередь, зависит от меры взаимосвязашюсти природных сил и социальных целей ребенка с этими компонентами, его родства с народом. Поэтому, видимо, великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (179, с. 41).

Воспитательную силу, которая влияет на детей и молодых людей, основанную на народных началах, мы называем народно-патриотическим воспитанием. Она включает привязанность молодежи к своим родным местам, истории, традициям, обычаям, языку, культуре. Они могут быть совершенно не связанными с государственным устройством, идеологией правящей партии, экономическим благополучием или трудностями жизни людей. Эту силу хорошо выразили в своих отзывах потомки переселенцев из Гуниба в Турции на конференции соотечественников, проведенной обществом «Ватан». Они считают, что здесь порой человек может очутиться в объятиях такой свободы, которая заставляет его забывать обо всем существующем в своем окружении, здесь почувствуешь себя свободным от всех житейских невзгод, светской суеты и духовного миросозерцания» (III).

Это было мнение людей, которые только понаслышке, от отца, деда знали о Дагестане. И сегодня эти люди, эмигранты во втором и третьем поколении, по рассказам своих предков знают о своей первичной родине, испытывают к ней ностальгическое чувство, мечтают встретиться со своими сородичами. Чтобы понять сущность и специфику народного патриотизма, мы обратились к известным понятиям и определениям патриотизма в компетентных источниках. Нужно отметить, что «патриотизм» является многозначным и очень емким понятием.

Если обратиться к этимологии слова, то «патриотизм» означает любовь к родине (от греч, patriotes), привязанность к месту своего рождения, месту жительства (28, с, 1443). Но в данном понятии можно выделить несколько равнозначных смыслов, которые еще не раскрывают сущности патриотизма. Отечество для каждого человека означает родной край, где родился, вырос и живет в своей семье, в круг) родственников. Но здесь есть тонкость, которая связанна с тем, что человек может родиться в одном месте, например в семье офицера на Урале, а родиной его, где живет его род, тухум, может быть Дагестан. Или он родился вдали от родных мест и теперь живет также не там, где его родное село, предки. Или он родился в другой стране, живет там, является гражданином новой страны, а его дед родился и жил в Дагестане, где и теперь живет народ и род, к которым относились его дед, отец и сам. По разговорам с отцом или рассказам деда или бабушки он знает, что существует такая страна (город, село, уголок земли), которая является его истинной родиной. У него возникает желание увидеть это место, поговорить со своими предками, родственниками, познакомиться с их жизнью, культурой, традициями.

С таких позиций не место рождения и проживания являются существенными факторами патриотических чувств, а та сила, которая тянет его к своему народу, его жизни. Именно такой патриотизм мы называем народным.

Для уточнения понятия народного патриотизма, обратимся к другим определениям, толкованиям патриотизма. Так, в словаре по этике патриотизм считается социально-политическим и нравственным принципом, в обобщенной форме выражающим чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов (166, с. 244).

Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурньш традициям. Как социально-психологическое чувство патриотизм зарождается в форме привязанности к родным местам, своей общности, привычному укладу жизни. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в защите Родины, в отстаивании интересов Отечества. В то же время с углублением политических антагонизмов патриотизм приобретает классовое содержание, так что интересы класса, общества, государства нередко воспринимаются как более важные, чем интересы Родины. Правящая партия, группа людей в государстве не раз в истории заключали союз с иноземцами дня подавления восставшего народа, В общественных системах с доминированием ограниченных интересов правящих групп принцип патриотизма искажается: любовь к Родине подменяется преданностью существующей в стране государственно-политической системе. Соответственно полезным для родины считается все, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравственные коллизии, нередко проявляющиеся в том, что протест против антинародной политики властей выливается в неприязнь и враждебность к Родине, к родной стране.

Народный патриотизм как категория межкультурной коммуникации

В самом широком смысле слова культуру можно определить как комплекс духовных, интеллектуальных и эмоциональных достижений и качеств, характеризующих общество или социальную группу. Она включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, фундаментальные права и свободу человека, систему ценностей, традиции, верования. Культурная самобытность является основанием поиска и поддержки каждым народом своего прошлого, создания настоящего и ориентации на будущее. Все это вместе мы отнесли к содержанию традиционного уклада жизни народа, к которому у людей возникает тяга и привязанность в форме народного патриотизма.

Отражение созидательных патриотических сил человека в культуре на философском уровне раскрыл известный русский мыслитель Николай Рерих. Вот как он отзывается о значении культуры народа в статье «Мир и культура»: « Основы мира и культуры делают человека непобедимым, и, осознавая все духовные условия, он становится терпимым и всемогущим. Обращаясь к культуре, человек не будет противоречить благородному, ибо истинное значение необходимо для эволюции (приумножения культурного достояния). Помогая ближнему, он помогает общему благосостоянию народа, что высоко ценилось во все времена и у всех народов. Стремление к созиданию культуры является вкладом каждого в устои народа и государства. Не теряя время в праздности, мы становимся истинными сотрудниками и созидателями материальной культуры народа. Находя вдохновение и радость в каждодневной работе, мы устремляемся к новым вершинам благосостояния собственного народа» Против этих основ культуры и ее значения для культуры не могут дерзнуть даже люди с зачаточными формами патриотического сознания» (147, с, 208-209), Анализ данных утверждений Н. Рериха показывает, что и знакомство, и уважение, и созидание культуры непременно делают человека патриотом - человеком, сопричастным к культуре и заботящимся о благосостоянии и духовном обогащении народа. Хотя ни в одном из утверждений не сказано о народно-патриотических чувствах и сознании человека, в каждом из них подразумевается выражение патриотических деяний.

Новые реалии современного мира, глобализация, универсализация и унификация современной цивилизации порождают новые противоречия в образовательных политиках, среди которых необходимо прежде всего выделить стремление сохранить национальные системы образования и обеспечить полноценное вхождение в классетарную человеческую общность- Эта проблема, не сомненно является «яблоком раздора», так как в ней заключено до конца неразрешенное, и даже в полной мере не осмысленное противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и столь же неотъемлемой его функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности.

Сегодня школа переживает трагедию потери духовного содержания образования, и здесь не помогут никакие законы Ньютона и заклинания важности знаний как элементов культуры и будущей деятельности. Теперь не школа оформляет душу народа, а производство формирует школу под свои потребности (193, с. 66). В животном мире видовые потребности доминируют над индивидуальными. Сохранение вида ставится выше сохранения индивида.

Будет вид - будет индивид. Человек, наделенный сознанием, стоит в этом отношении ниже животного. Его индивидуальные потребности начинают доминировать над национальными. Человек стремится обмануть природу и в этой наивности гибнет сам и губит свой корень - нацию. Поэтому на смену природным механизмам в обществе приходят социальные механизмы защиты нации. Таким механизмом выступает человеческая культура, которая по определению 3. Фрейда, представляет собой «все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных», и которая охватывает две стороны, ао - первых, все накопленные людьми знания и умения, и, во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для распределения добываемых благ. Так как добывание благ обусловлено различными условиями существования, то и знания, и умения, необходимые для этого добывания, у каждого этноса формировались различные, а следовательно, и культура была различной. Такой же этнически своеобразной складывалась и другая часть куль-туры, связанная с распределением благ и системой нравственных запретов, форм принуждения и наказания.

В связи с этим возникают три взаимосвязанных социальных и педагогических явления: обособленная этнокулыура в образовании, межкультурный диалог, коммуникация и идентификация личности в культуре.

Чтобы раскрыть сущность народного патриотизма как свойства отдельного человека и как совокупного интегративного компонента культуры народа, нам необходимо раскрыть сущность и специфику указанных явлений и механизмы интеграции их в процессе формирования народно-патриотического сознания молодежи. В соответствии с соотношением общего и особенного анализ начнем с этнокультурьь

В жизненной практике контактов с иными культурами множество людей в качестве образцов для сравнения используют нормы этнокультуры. Иначе говоря, ценность других культур рассматривается относительно собственной культурной идентичности и позиции. При этом могут возникнуть разные формы межкультурного взаимодействия. Если люди при сравнении культур станут в позицию, в которой нормы и обычаи традиций, требований, типы поведения собственной культуры, оцениваются выше таковых в других культурах. Это явление получило название этноцентризм.

В другой позиции людям больше нравятся ценности, объем, диапазон и поле влияния другой культуры, и тем самым они постепенно отходят к другой культуре. Это явление называется культурной ассимиляцией. В третьей позиции люди, стараясь оставаться в собственном культурном пространстве, отстаивая, развивая и утверждая свою культурную позицию, пытаются понять и уважать иные культуры.

Для нас более приемлемой является третья культурная позиция. Для ее характеристики необходим анализ этнокультуры, многообразия культурных ценностей, фундаментальных ценностей мировой культуры и механизмов межкультурной коммуникации» Наши поиски велись в соответствии с такой логикой взаимодействия культур и соответствующих позиций проявления и развития народно-патриотического сознания молодежи в культуре.

На протяжении своей истории человечеством было создано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид его деятельности. Для человечества владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и культурными ценностями. Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключен какой-то смысл, который был выражен и зафиксирован в этом знаке предыдущими поколениями» Это подразумевает, что любой знак имеет свою форму и содержание. При этом культура каждого общества может существовать только благодаря преемственности поколений. Однако культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, навыки, формы поведения, традиции и обычаи живут только во времени и в системе культуры.

Патриотический потенциал содержания межкультурной коммуникации

Перед образовательными учреждениями ставится задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. «Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание у учащихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения» экологической культуры, создание предпосылок для вхоящения в открытое информационное пространство..,», - записано в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (90, с, 97)

Исследователи в области межкультурной коммуникации (Библер B.C., Га-санов ЗТ-, Быстроиа АІІ., Садохин АЛ., Леонтьев АА, Холл Э. и др.) отмечают, что содержание ее, как правило, зависит от установившихся культурных, социальных, моральных ценностей, традиций, норм, установок, стереотипов и требований к поведению и деятельности человека» При этом мы различаем области целенаправленно организуемой и свободной, нерегулируемой коммуникации между разными культурами в обыденной жизни людей, в искусстве, литературе, этнологии, демографии. Коммуникация культур в таком широком ас пекте является сложным явлением, на нее влияют самые разнообразные факторы.

Но надо учитывать специфику фундаментального социального явления, которое называется социокультурной этнической средой. Она требует, чтобы цивилизационное окультивирование не подавило корни и плоды народной школы, народного духа, как источника народно-патриотических чувств и сознания людей. Эти элементы должны оставаться непреходящей ценностью сознания любого человека. Как указывал Шадриков В.Д., «образование из способа просвещения индивида должно быть превращено в механизм развития культуры формирования образа мира и человека в нем» (193 7 с, 103). Именно такой аспект образования может вывести каждого школьника на понимание и осознание значимости своей принадлежности к собственному народу, его культуре, самобытности социальной жизни, сохранению в себе ментальных черт представителя конкретного народа.

С таких позиций патриотический потенциал народной культуры в содержании образования можно раскрыть через: изучение окружающей природной и социокультурной среды; этикет и народные нравственные нормы; религиозные и философские нормы социального уклада жизни; народные обычаи, поверья и приметы, фольклор и народно-художественные виды искусства и промыслов, позволяющих раскрыть творческий и трудовой потенциал народа среди других народов; народные спортивные игры, праздники и состязания; народные формы социального управления (годекан, джамаат, формы взаимопомощи и поддержки и др.); психические особенности мышления и эмоциональных отношений, установившихся в народном менталитете.

Признание, старания к их соблюдению и сохранению в своих отношениях и делах и будут первичными признаками народно-патриотического сознания молодежи.

В образовательной системе из всего содержания культур отбираются базовые и значимые компоненты, выявляющие их потенциал влияния на учащихся, предлагаются разные средства и методы раскрытия потенциально заложен ного в них влияния, создаются условия, благоприятствующие межкультурной коммуникации, а так же задаются критерии оценки степени влияния коммуникации культур на сознание, отношения и поведение учащихся, воспитанников.

Предметом нашего исследования является организованный процесс межкультурной коммуникации на уровне самих культур и на уровне общения представителей культур, а результатом влияния определена сформированность народно-патриотического сознания и отношений школьников, В этой связи мы проанализировали содержание образования в цикле гуманитарных дисциплин в стандартах, учебных планах, программах и учебниках общеобразовательной школы.

Анализ состояния и перспектив отражения в образовании народно-патриотических ценностей мы начали с фундаментального труда. «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: Теория и практика» (под ред. B.C. Леднева и НД Никандрова).

С общих позиций оценки можно понять, что у стандартов образования много разнообразных задач, как связанных с политикой государства, так и с народными запросами по сохранению и развитию культуры.

Наш анализ имел целью выявить и оценить цели, задачи, содержание и методы, связанные с воспитанием у школьников народного патриотизма как с позиции этноцентризма, так и в связях межкультурной коммуникации. В этом труде признано, что «образовательные нормы закрепляются в виде национальных традиций, которые надо сохранять и развивать, так как вне нормативов, вне традиций система образования нормально функционировать не может» (58, с. 18).

Оценивая образовательный минимум содержания образования и соответствующих требований к уровню совершенства выпускника школы, в каждом предмете мы выделяем аспекты отражения народных ценностей, которые можно использовать в рекомендациях к изучению данной области знаний. Так, в целях изучения языков авторы считают важными наряду с другими: «овладение знаниями о культуре, истории и традициях каждого народа» (58, с. 191). Среди основных содержательных линий выделена культуровсдческая и рекомендуется раскрывать ее через: - знакомство с жизненным, хозяйственным устройством людей в селе, городе; - познание специфики и значения художественных промыслов для каждого народа; -изучение специфики семейных и межличностных отношений; - приобщение к нравственным нормам и требованиям, традиционным в жизни каждого народа; - изучение исторической памяти, подвигов и знаменательных событий у каждого народа; - организацию диалога фольклора и художественного творчества разных народов; - развитие умений самоидентификации и национального самосознания и т. д. (58, с. 199). Каждый компонент содержания образования, указанный выше, содержит огромный потенциал для укрепления национального самосознания школьников, их ответственности за судьбу и свершения народа. В области литературы так же выделены наиболее важные элементы, через которые, по-нашему мнению, можно воспитывать народно-патриотические чувства и сознание молодых людей. В частности, в числе основных задач выделено «воспитание гражданской и идейно-нравственной позиции» (58, с. 204).

Технологии организации народно-патриотического воспитания учащихся

Анализ отношений школьников к народной культуре, менталитету, достигнутых успехов в экономическом, научном и духовном развитии, по которым можно судить об их патриотических чувствах и сознании, показал, что даже в национальных школах, а в межнациональных тем более не созданы условия для эффективного формирования у учащихся народно-патриотических чувств.

Наши аналитические поиски раскрыли большой потенциал межкультурной коммуникации в образовании, позволяющий формировать силу народного духа, этническую идентичность как фундаментальное качество человека. Исходя из этого, мы предположили, что если содержание гуманитарных учебных предметов дополнить сведениями о этнокультуре разных народов, то их сравнительная оценка позволит учащимся лучше осознать силу и величие своего народного духа, что будет способствовать народно-патриотическому воспитанию и этнической самоидентификации. Теоретический анализ уже показал, что такая концепция направленности педагогического и социального процессов на этническую идентификацию позволит раскрыть глубинные чувства и народный дух в деле совершенствования человека как патриота своего народа,

В целях обоснования этой гипотезы и концепции поиска на эмпирическом уровне мы организовали и провели эксперимент в 7 - 9 классах школ № 1,3 и 39 города Махачкалы. В эксперименте нужно было решить следующие задачи: 1. В соответствии с ориентацей учебкой коммуникации на диалог разных культур провести подготовку учителей и студентов-практикантов к новым условиям работы. 2. Проанализировать основные элементы патриотизма народов Дагестана, России в целом и Англии, которые позволяют разработать различные средства межэтнического диалога. 3. Разработать учебные задания, посредством которых можно организовать сравнительную оценку богатства, специфики и значимости этнической идентичности человека. 4. Через выполнение сравнительных диалогов выявить условия эффективного формирования народно-патриотических чувств и сознания школьников. В качестве критериев выявления и оценки влияния условий эксперимента мы выбрали: мнение учителей, активную позицию учащихся в диалогах, проявление элементов народного патриотизма в чувствах, отношениях и позиции учащихся.

После каждого занятия мы собирали в письменном виде мнение учителей и учащихся о дискуссии и ответы учеников на вопросы к текстам» В конце эксперимента мы повторно провели тест «Гражданин мира или патриот своей страны?». Условия контрольных и экспериментальных классов отличались тем, что мы старались раскрыть возможности влияния на патриотические чувства учащихся этнического потенциала существующих учебных текстов, а в экспериментальных мы предлагали составленные нами тексты, лающие возможность сравнивать компоненты культур разных наролов и с позиции других оценивать величие своего народа.

Кроме учебных текстов мы разработали и провели с учащимися экспериментальных классов интегративные межэтнические диалоги во внеучебное время.

Опишем содержание и формы экспериментальной работы. Для выявления уровня патриотизма у школьников нами было проведено еще одно тестирование среди учащихся 7-9 классов.

Для этого были разработаны задания к каждой теме по учебникам английского языка. Было составлено по четыре упражнения для каждого класса и даны вопросы к ним. Для эксперимента были взяты следующие учебники; «English» О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой для 7-х классов (М.; Просвещение, 1999. -351 с), H«English»O.B. Афанасьевой и И.В. Михеевой для 9-х классов (2001 г. -302 е.). Были составлены протоколы обсуждения по каждой теме.

Задания были составлены на следующие темы для учащихся 9-х классов средней школы по учебнику И,В. Михеевой, О.В. Афанасьевой: 1. «The Republic of the Russian Federation and the United Kingdom». 2. «The role of english language in our life». 3. «Traditions and customs in Russian Federation and United Kingdom». и 4, «Behaviours and manners in England and in Russia», К теме «Russia is my homeland» (Россия моя родина) (с, 3 - 20) было дано задание «Российская Федерация и Великобритания». The republik of Russian Federation and the United Kingdom

The republik of the Russion Federation and the United Kingdom are two different countries with different state structure, history and culture. And the peoples of these countries have different oppinions about each other A lot of citizens of the RF travel to the UK each year and vice versa for different reasons - work, study and travel. During these travellings people get acquainted with the foreign country, with its people, history, culture, literature and with many other aspects of the country s lifestyle. If someone likes the lifestyle of a foreign country more than the lifestyle of its own country, he makes his best to become a part of that foreign country. Nowadays a great number of Russian people moved to live in the UK, but not so many English people could be found in Russia. Why? Is our country so bad? В этом тесте говорится о том, что Российская Федерация и Великобритания- это две разные страны со своим укладом жизни, своей историей и культурой, И люди этих стран имеют разные мнения друг о друге. Многие россияне посещают Британию каждый год по разным причинам: по работе, учебе или просто путешествуют. Во время таких путешествий люди знакомятся с другой страной, с ее людьми, историей, культурой, литературой и многими другими аспектами жизни этой страны. И если кому-то чужая страна нравится больше, чем своя, он может свободно уехать туда. Сегодня многие россияне переехали жить в Великобританию, но очень мало англичан можно найти в России, Почему? Неужели наша страна так плоха?

После того как был зачитан текст, началось обсуждение учащиеся с интересом учавствовали в нем и высказывали свое мнение. Они выделяли положительные и отрицательные стороны данной проблемы. Каждый рассказывал, что ему нравится или не нравится в той или иной стране. Затем были ответы на вопросы по данному тексту; 1. What do you know about Great Britain? Что вы знаете о Великобритании? 2. What do you like In your country? Что вам нравится в своей собственной стране? 3. What differences do you see between RF and GB Какие различия БЫ видите между Россией и Великобританией? 4. Do you like to live in Russia Вам нравится жить в России?

Похожие диссертации на Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации