Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Гамзатова Гульпери Кадыровна

Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан)
<
Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гамзатова Гульпери Кадыровна. Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2000 196 c. РГБ ОД, 61:01-13/1171-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основы развития творческих способностей учащихся в системе художественного образования и эстети ческого воспитания 13

1.1. Методологические и психолого-педагогические принципы обучения изобразительному и декоративному искусству в процессе познания народных художественных промыслов 13

1.2. Использование обучающего потенциала традиционной народной педагогики в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся школы Республики Дагестан 25

1.3. Изучение основ народно-художественных промыслов как средство развития творческих способностей младших школьников 45

Глава II. Педагогические условия использования на родных промыслов в развитии творческих способностей младших школьников 61

2.1. Дидактическая си стема развития творческих способностей младших школьников в процессе Освоения народных художественных промыслов 61

2.2. Методика реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в учебном процессе 94

2.3. Подготовка учителя к реализации в учебном процессе педагогических возможностей народных художественных промыслов' 121

Заключение 134

Список использованной литературы 137

Приложения 156

Введение к работе

Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в школьном преподавании дисциплин эстетического цикла.

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования при учете регионально-этнических особенностей.

Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.

Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи, методика, а также культурно-эстетический опыт, как региона, так и данного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно-традиционного начал в воспитательном и обучающем процессах.

Опыт каждого человека тесно связан с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом, особенно для национальных регионов, является семейное воспитание и в конкретных случаях - обучение. В дальнейшем ребенок обязательно поступает в общеобразовательное (или специальное) учебное заведение - школу, училище и т.д. На первом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.

Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Дагестан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысленное и оптимальное использование традиционных и, как показала многовековая историческая практика, весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.

Оптимальными методами плодотворной пропаганды исторически сложившейся народной педагогики должны быть, по нашему мнению, такие методы педагогического воздействия, как "родительские университеты", общественные собрания, сельские сходы и характерные для Республики Дагестан годеканы. Здесь на основе эмпирически выверенного опыта старейшин-аксакалов кристаллизуются оптимальные традиции семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгой дифференциацией по половому признаку и конкретной узкорегиональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более "нагрузочными" в физическом отношении ремеслами - землепашеством, выпасом скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества, как восприимчивость, тщательность, аккуратность, гибкость (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.).

Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей старшего поколения и сверстников, совместный поиск оптимальных методов, способов, форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной деятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, исходных позициях народной педагогики помогут возродить еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений.

В специфических условиях школьной практики Республики Дагестан необходимо тщательно учитывать локальные особенности отдельных народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел в развитии творческих способностей учащихся.

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны, по нашему глубокому убеждению, стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно-изобразительных способностей каждого ребенка на базе оптимального использования обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватель дисциплин эстетического цикла должен максимально плодотворно привлекать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также местных локальных художественных промыслов. Особенно внимательно должны отнестись к этому постулату преподаватели дисциплин эстетического цикла столь специфических и многообразных в культурно-историческом отношении регионов, каким является Республика Дагестан.

Первоочередное значение преподавательской деятельности должно, по нашему убеждению, принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески воплощенному как в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.

Каждая из намеченных методической программой тем учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием профессивных традиций исторически выверенной народной педагогики в развитии общего уровня подготовленности учащихся. Именно синтез научного и дидактического воздействий позволит наиболее глубоко и доступно в возрастном, половом и региональном аспектах раскрыть перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического наследия, нацеленного на плодотворное формирование общественно ценной личности.

Использование потенциала самобытной педагогической культуры народа -учета опыта народной педагогики - может стать как наиболее эффективной оптимальной базой художественно-эстетического образования, так и фундаментом рекламы, пропаганды народной культуры и в широком смысле и в конкретном выражении на базе региональных, узколокальных художественных промыслов и ремесел.

Проведенные исторический и теоретический анализы, обобщение научных исследований убедительно показали, что несмотря на значительное количество научных изысканий использования педагогического и обучающего потенциала в указанной области, отсутствуют труды по целенаправленному изучению проблемы развития творческих способностей учащихся в освоении основ народных художественных промыслов, и это при том, что включение в содержание художественного и эстетического образования курса изучения народных промыслов как одного из важнейших компонентов воспитания и обучения подчеркивает актуальность проблемы.

Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной логическо-познавательнои связи с другими дисциплинами цикла предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента, правильное чувство композиции и умелое применение техники и технологии изготовления изделий.

Крайне важно наиболее плодотворно использовать исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики в развитии художественных и творческих способностей учащихся. В связи с этим считаем целесообразным в диссертации изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и творчески использовать традиционно сложившиеся в определенных исторических и культурных регионах навыки передачи художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики. Перспективный опыт использования потенциала народных художественных промыслов в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства несомненно внесет вклад в развитие творческих способностей учащихся школ Дагестана.

Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных художественных промыслов и ремесел и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в формировании творческих способностей школьников считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого. Это и является целью нашего исследования.

Цель исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого.

Объект исследования: народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей и эвристических возможностей школьников.

Предмет исследования: условия, средства, формы и методы обучения, при помощи которых максимально эффективно реализуются способности учащихся в освоении основ народного художественного творчества, воплощенного в народных промыслах.

Гипотеза исследования: использование педагогического потенциала народных художественных промыслов Дагестана как средства развития творческих способностей будет наиболее плодотворным при условиях: тщательное изучение основ национальной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов как определенного вида творчества и развития изобразительных художественных способностей учащихся; введение в содержание обучающего процесса таких видов народного искусства, как художественная обработка глины, дерева, металла, кости (с учетом технологии - ковка, насечка и др.), ковроткачество, используя их как эффективное средство творческого потенциала школьников; разработка педагогических условий и методов развития творческих возможностей учащихся в освоении обучающего потенциала народных художественных промыслов; создание на этой базе дидактической целенаправленной системы педагогических воздействий, способствующей развитию творческих возможностей в овладении основами народных художественных промыслов. Задача исследования.

Изучить материалы по указанной проблеме на различных этапах ее исследования, обобщить передовой педагогический опыт, осуществить теоретический анализ и оценку современного состояния проблемы, установить перспективы ее разработки.

Выявить педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей в освоении основ народных художественных промыслов.

Разработать содержание занятий и методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей учащихся, используя опыт предков как эффективное средство активизации художественных способностей школьников.

Разработать и экспериментально проверить дидактическую систему обучения и воспитания, способствующего развитию творческих способностей учащихся и использованием педагогического потенциала народных художественных промыслов. Методы исследования: изучение и анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства в дошкольных учреждениях; изучение творческого опыта народных мастеров в центрах традиционных промыслов; опытно-исследовательская работа (анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками образования, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий); поисковый, констатирующий, формирующий эксперименты; самоанализ результатов собственной методической, педагогической и художественно-творческой деятельности в освоении основ народных художественных промыслов.

Изучение продуктов творческой деятельности младших школьников (эскизы, рисунки, творческие композиции).

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-психологов, физиологов, известных педагогов по проблеме развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Экспериментальное исследование проводилось с 1995-2000 гг. на базе специализированных школ, где развиты традиции художественных промыслов в с. Унцукуль, с. Балхар, с. Хучни, а также в городских школах Махачкалы, Дербента, Каспийска и других образовательных учреждениях Республики Дагестан.

На первом этапе (1995-1997) анализировалась разработка проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, определялись педагогические условия формирования творческих способностей и активности личности. На разных стадиях уточнялись проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, проводились констатирующий, поисковый эксперименты, выявлялся начальный уровень знаний, умений, навыков освое ния детьми народного искусства, творческих способностей в изучении народных художественных промыслов, а также была частично определена методика экспериментального обучения в школе.

На втором этапе (1997-1999) апробировалась методическая система в экспериментальном обучении народному искусству, при помощи которой максимально реализуются творческие способности учащихся в освоении основ народного художественного творчества. Педагогический эксперимент позволил выявить наиболее эффективный комплекс условий формирования творческих способностей учащихся, подготовлены наглядные пособия для школьников, студентов и учителей Республики Дагестан.

На третьем этапе (1999-2000) полностью апробированы разработанные нами дидактические системы педагогических воздействий, способствующих развитию народных художественных промыслов; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследованжжшочается в следующем:

Определены, научно и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческих способностей в освоении основ художественного творчества, воплощенного в народных промыслах.

Интегрированы формы занятий по изобразительному искусству на материале народно-художественного творчества как эффективного средства формирования интереса к народным художественным промыслам.

Разработаны параметры уровней и критерий оценки работ учащихся, позволяющие повысить общую заинтересованность учащихся в освоении основ художественных промыслов.

Изучены современные и традиционные методы обучения в различных художественно-промысловых центрах, в освоении основ декоративно-прикладного искусства.

Разработана и экспериментально проверена дидактическая система педагогических воздействий, способствующих развитию творческих возможностей в освоении основ народных художественных промыслов.

Созданы методические разработки, учебные пособия, тематические планы, методические наглядные пособия, учитывающие вариативность видов декоративно-прикладного искусства, изучаемых в школе.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней впервые поставлена и комплексно решена проблема развития творческих способностей учащихся с учетом опыта народной педагогики, выявлены и научно обоснованы приемы и методы обучения их основам традиционных художественных промыслов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная экспериментальная программа, методические рекомендации создают реальную основу повышения художественного эстетического образования, способствующие развитию творческих способностей учащихся в освоении основ народных художественных промыслов.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования методики преподавания изобразительного и декоративного искусства в в регионах с развитыми художественными промыслами других республик страны.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Дидактическая система развития творческих способностей младших школьников в познании народных промыслов.

2. Педагогические условия взаимодействия народной педагогики в использовании народных художественных промыслов для развития творческих способностей учащихся.

3. Концепция развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительного и декоративного искусства включает достаточно широкий, осознанный, своеобразный выбор способов и средств в решении художественно-творческих задач разного типа.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в программах, составленных для специализированных школ по четырем видам декоративно-прикладного искусства, в учебно-методическом пособии для школьных учителей, преподавателей и студентов художественно-графического факультета, в научных статьях, опубликованных в Москве, Санкт-Петербурге, Махачкале, в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в специализированных и общеобразовательных школах Махачкалы, Дербента, Кубачи, Балхар Республики Дагестан. Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графических факультетов "Декоративно-прикладное творчество в системе художественно-эстетического образования".

Методологические и психолого-педагогические принципы обучения изобразительному и декоративному искусству в процессе познания народных художественных промыслов

В условиях радикальных социальных экономических и культурных перемен в стране педагогическая проблема оптимально плодотворного развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение как одна из основополагающих в современной научной педагогике и практике общеобразовательного и школьного обучения.

Доступная детскому и подростковому пониманию психология творчества как в общемировом, так и в художественном региональном аспекте, обрела особое, можно сказать, довлеющее значение именно в истекающем столетии. Это связано с техническим рывком наиболее развитых стран и обращением людей к исконным истокам своей национальной культуры (достаточно вспомнить глобально возросший интерес к музеям - Эрмитаж, Третьяковская галерея и др., центрам народного творчества - русский Север, Закарпатье, Прибалтика, Средняя Азия, Приамурье и, конечно, традиционно близкий и традиционно служивший российским историкам и искусствоведам, назовем хотя бы В.Я. Марра, Р.Д. Розенфельдта и др., весьма плодотворной базой исследования Кавказ).

Именно на примере Кавказа можно наиболее наглядно и плодотворно воспринять и усвоить традиционную народную методику привития ребенку эстетических (и, что неразрывно связано с ними, творческих, нравственно этических) критериев и навыков, чтобы применить их в практике школьного, постшкольного воспитания и обучения.

Если подходить с общечеловеческой, объективно-философской позиции, можно постулировать, что творчество - это непосредственно производственная (наглядная), а также философская (общегуманитарная) "межсубъективность". Нельзя при этом не прибегнуть с философским категориям: необходимо постулировать, что творчество (имеем в виду творчество художественное) есть по сути своей диалектический процесс, обобщение объективных наблюдений над окружающей действительностью и извлечение квинтэссенции из наглядных реалий.

Если подойти к процессу творчества именно с философских позиций (достаточно ознакомиться с трудами таких исследований, как ГА. Батищев, С.С. Гольдентрихт, Г.А. Давыдова, К.А. Абдульханова-Славская, B.C. Сага-товский, М.С. Каган) можно выделить в определении категории творчества его основные признаки и характеристики.

Из практических наблюдений и теоретических обобщений названных исследователей можно (и логически неизбежно) прийти к диалектическому выводу, что именно творчество есть важнейшее, основополагающее качество позитивной деятельности человечества.

Если согласиться с мнением исследователей, становится очевидным, что творчество характеризуется эмпирическим пояском и оценочным усвоением новизны, уникальной неповторимостью способов, следовательно результатов, которые в конечном итоге приводят к созданию новых, неизвестных постулатов, конкретных фактов, вытекающих отсюда свойств и закономерностей окружающего материального мира и духовной, а также ее неотъемлемой части -эстетической культуры.

Обратившись к психологической науке (Выготский Л.С. "Психология искусства" - М: Педагогика, 1987.-334 с.) педагог неизбежно придет к выводу, что эстетическое творчество, базирующееся на всемирном и конкретно-региональном эстетическом материале знаменует собой одно из высших воплощений творческого потенциала человечества.

Таким образом, художественное творчество (в данном случае мы рассматриваем его декоративно-прикладной аспект) можно рассматривать как своего рода специфически человеческую черту, высшую форму интеллектуальной деятельности. По весьма удачному определению Я.П. Пономарева, "творчество - необходимое условие развития материи", образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества 1. (Пономарев Я.П. Психология творчества и педагогики. - М: Наука, 1976. -303с). Творчество является одним из основополагающих факторов достижения высшей и наиболее сложной форм деятельности, свойственной только человеку, предполагающей максимальную мобилизацию личного и общественного познавательного, нравственного и эстетического опыта, психологического потенциала, накопленных знаний, духовных и физических сил, на основе этого - рождения новых идей, способствующих прогрессу. В любой области творчества результатом является создание не существовавшего доселе образца, качественно нового, но не выходящего за рамки общемировых и региональных эстетических критериев, отличающегося достаточной степенью эв-ристичностью, неповторимостью.

В искусстве результатом и логическим завершением творческого процесса является создание некоего произведения, т.е. отражение способами, присущими данному виду творческой деятельности объективной действительности (в применении к изобразительному искусству - предметного окружения) в особой, предполагающей наличие эстетического потенциала данной конкретной личности как в возрастном, так и в регионально-национальном аспекте.

Использование обучающего потенциала традиционной народной педагогики в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся школы Республики Дагестан

Актуальная в настоящее время необходимость развития и совершенствования сложившейся системы эстетического воспитания учащихся средней школы обусловлена не только соответствующими социальными и экономическими предпосылками, но и, что характерно для нынешней национальной политики государства, пристальным и бережным вниманием к обычаям и традициям, народному искусству каждого интересного в этом отношении региона.

На сегодняшний день принципиально важно тщательно изучить, творчески обобщить накопленный многими поколениями опыт передачи знаний, умений и навыков "от старшего к младшему", "от мастера к ученику" - опыт, которым столь умело и плодотворно пользовались наши предки. Причем изучить и обобщить не академически, а творчески, чтобы умело, эффективно и с максимальной отдачей использовать его в современной школе.

Традиционная народная педагогика Дагестана представляет собой неотъемлемую органическую часть культурного опыта, наработанного и накопленного в течение многих тысячелетий народами нашей горной страны и всего мира.

Использование широкого комплекса путей, традиций, способов и методов обучения, направленного на всемерное развитие природного потенциала, исконно заложенного в каждой отдельно взятой личности, были ориентированы на воспитание у ребенка и подростка достаточно высоких оценочных критериев. Добавим, что этот комплекс, являющий собой фундамент народной педагогики, ведет свое начало с глубокой древности.

Достаточно специфические географические, исторические и социально-экономические условия развития общества кардинально изменили суть содержания художественного образования и эстетического воспитания учащихся школ, а также эстетического восприятия окружающей действительности. Крайне ограниченные земельные угодья, сложные экономические условия в горах в основном определили и особенности хозяйственного уклада народов Дагестана. Естественно присущая человеку потребность в предметах быта (причем не только число функциональных, но и несущих определенную эстетическую функцию) привела к возникновению и широкому развитию разного рода художественных промыслов и ремесел, несущих в себе весьма значительный как культурный, так и экономический потенциал.

Следует особенно подчеркнуть, что крайне важным элементом обучения народным художественным ремеслам является гармоническое сочетание общеэтнических, национальных и конкретно-профессиональных начал в итоговом результате процесса учебы. Это может и должно найти свое воплощение как в общем мировосприятии (имеется в виду его эстетический аспект), так и в конкретном художественном самовыражении учащегося.

В равнинных районах Дагестана детей по традиции (преимущественно) обучали ткацкому делу, изготовлению ковровых изделий (материалом могли служить шерсть, шелк, хлопок и др.); в предгорьях - прядильному искусству и выделке различных бытовых предметов; в горах, где условия выживания достаточно экстремальны, - изготовлению изделий, позволяющих сделать быт более или менее комфортабельным.

Подробный анализ многочисленных этнографических материалов, основанных на глубоком изучении материальной культуры народов Дагестана и как одного из наиболее ярких ее проявлений - народных художественных промыслов и ремесел, дает возможность с полным основанием утверждать, что они за свою многовековую историю накопили не только богатейший художественный потенциал, но и выработали неисчерпаемый опыт передачи художественных и практических знаний, умений и навыков от поколения к поколению, от мастера к ученику, подмастерью, от старшего к младшему. Именно этот опыт и содержит в себе богатейший "набор" путей, методов и конкретных средств эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Труд является важнейшим воспитательным и обучающим средством традиционной народной педагогики Дагестана. Причем труд как в чисто бытовом, прикладном, так и в эстетическом, художественном применении. Говоря об исторических и национально-культурных традициях многочисленных народов Дагестана, мы можем с полной уверенностью утверждать, что наиболее ярким появлением дагестанского трудового искусства и умения (добавим, что в региональных условиях это -гармоничное единство) стали обретшие как непреходящее музейно-историческое, так и повседневное практически-прикладное значение изделия народных мастеров.

В качестве, пожалуй, наиболее наглядного примера назовем медно-чеканные кувшины лакских, аварских мастеров, кубачинских златокузнецов, лезгинских и табасаранских (скорректируем в данной формулировке обобщающую и конкретно-национальную семантику) мастериц ковровых изделий, специалистов насечки по дереву и металлу унцукульских мастеров искусства, испикских, балхарских и сулевкентских гончаров - уникальных мастеров по производству глиняных, художественно оформленных орнаментальной росписью изделий; губденских мастеров по изготовлению кожаной крепкой и практичной обуви; цумадинских и андийских умельцев по выделке мехов и пошиву меховых изделий (например, столь необходимых в условиях высокогорья бурок, ставших, наряду с кинжалом на поясе, чуть ли не символом Кавказа) и других. Не только всероссийская, но и всемирная слава, популярность изделий этих умельцев основывается на том, что они унаследовали, творчески освоили и использовали (правильно учитывая при этом и экономический эффект!) эстетический потенциал, художественный и практический опыт своих предков.

Дидактическая си стема развития творческих способностей младших школьников в процессе Освоения народных художественных промыслов

Опираясь на результаты анализа недостатков обучения учащихся в школах Дагестана (см. 1.2,1.3), нами разработана дидактическая система развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах республики, в изучении и познании народных художественных промыслов Дагестана.

Целью предлагаемых нами дифференцированных программ является разработка и экспериментальная проверка дидактической системы развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в освоении народных художественных промыслов в школах Дагестана, где определяющим содержание, организацию и методы проведения уроков выступают тесная взаимосвязь между основными видами занятий и тщательное соблюдение преемственности как традиционного, так и современного обучения.

Отличительная особенность данной дидактической системы состоит в том, что более углубленно изучены вопросы развития творческих способностей учащихся в освоении народных промыслов. Нами разработаны четыре варианта программ по основным художественно-промысловым центрам, (см. приложение N3)

Программа "А" - для школ районов, специализирующихся в художественной обработке металла, с. Кубачи.

Программа "Б" - для школ районов, специализирующихся по художественной обработке глины, с. Балхар. Программа "В" - для школ районов, специализирующихся по изготовлению изделий народных художественных промыслов способом насечки металла по дереву, с. Унцукуль.

Программа "Г" - для школ районов, специализирующихся по изготовлению ковровых изделий, г. Дербент.

При составлении и планировании тематики содержания для программ "А", "Б", "В", "Г" учтены особенности местных художественных традиций народов в зависимости от того, каким видом ремесла владеет тот или иной район.

Для тесной взаимосвязи между учебными видами занятий, в отличие от действующей учебной программы по изобразительному искусству, мы определили и ввели в содержание урока примерную тематику бесед по каждому из направлений экспериментальных занятий. С 1 по 4 классы учащимся предлагается примерная тематика бесед, определяется содержание занятий в зависимости от того, какие виды ремесел преобладают в том или ином районе, где проводилась экспериментальная работа вышеназванных специализированных школах.

В нашем исследовании наряду с другими видами занятий главное внимание уделено декоративному рисованию, так как оно является наиболее близким и доступным видом изобразительной деятельности учащихся. Для изучающих кубачинский художественный промысел при рисовании с натуры предлагаются натюрморты, составленные из предметов быта, характерных для данной местности.

В программе "Б" с. Балхар, где развито искусство керамики, учащиеся изображают глиняные кувшины различной конфигурации, выявляя при этом характерные особенности орнаментики и формообразования изучаемых предметов. В программе "В" с. Унцукуль при составлении натюрмортов используются предметы, подчеркивающие характерные особенности промыслов данного селения, шкатулки с насечкой для резьбы по дереву. В содержании программы "Г" г. Дербента, где издавна культивируется искусство ковроделия, в качестве объектов изображения представлены различные предметы быта и фрагменты ковров, являющихся характерным промыслом данной местности.

Предлагаем детальные разработки содержания программ по художественно-промысловым центрам, где проведено экспериментальное исследование по реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в художественно-эстетическом образовании школьников.

Программа "А" средней школы с. Кубани (см. приложение № 3)

Разработанная нами дифференцированная программа с учетом исторически сложившихся художественных традиций прикладного искусства селения Кубачи предполагает повышение художественно-эстетического образования и развитие творческих способностей учащихся в изучении основ народных художественных промыслов.

Программа составлена на основе общепедагогических требований в преподавании изобразительного искусства в школах РД и особенностей художественных традиций местных промыслов, где более углубленно изучается ювелирное искусство учащихся школ с. Кубачи.

В ее составлении, как и в действующей программе по изобразительному искусству в масштабе РФ основное внимание уделяется четырем видам учебных занятий: 1 - рисование с натуры, 2 - тематическое рисование, 3 - декоративное рисование, 4 - беседа об искусстве (см. табл. № 1).

Методика реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в учебном процессе

Исходя из специфики традиций народного декоративно-прикладного искусства и опираясь на педагогический, практически неисчерпаемый потенциал народной педагогики, мы анализировали экспериментально выверенную дидактическую систему учебных занятий, нацеленную на развитие творческих способностей учащихся к восприятию и познанию основ народного художественного творчества.

Приведем основные тезисы нашей концепции.

Основополагающая цель предлагаемой и эмпирически подтвержденной дидактической системы предполагает развитие творческих способностей в изучении основ народных художественных промыслов, чтобы, сохраняя все положительное, накопленное веками наследие народной педагогики и используя это в современной школьной практике, поднять общий уровень эстетической и художественной подготовленности подрастающего поколения и вызвать естественный интерес к традиционной национальной культуре.

Задачи эксперимента.

1. Проверить эффективность дидактической системы развития творческих способностей в приобщении к основам народно-художественных промыслов на основе изменения и совершенствования структуры содержания существующих экспериментальных программ с использованием потенциала народной педагогики.

2. Изучить и проанализировать эффективность экспериментальной дидактической системы путем тщательного контроля художественных знаний, умений и навыков учащихся в их практическом применении.

3. Оценить целесообразность применения таких методических приемов, как рассказ, наглядный показ и объяснение, современных традиционных способов передачи знаний от мастера к ученику. С этой целью учитель должен использовать различные учебные задания, что поможет освоению многообразных видов художественной деятельности.

4. Оценить знание учащимися традиций и особенностей понимания местными народными мастерами принципов формообразования и орнаментации.

5. Формировать процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству (на этой основе способствовать развитию творческих способностей) ребенка на базе изучения народно-художественных промыслов.

Для достижения этой цели мы предлагаем следующую систему:

- разработать методику занятий по ознакомлению учащихся общеобразовательных школ с народным и декоративно-прикладным искусством;

- демонстрировать в качестве обучающего и наглядного материала изделия народных мастеров, анализируя особенности исторически сложившихся видов народного творчества: ковроделие, металлообработка, резьба и др.;

- достичь естественного формирования оценочного уровня отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства по принципу "от простого к сложному", от чисто функционального к красивому;

- разработать действенную систему учебных занятий, ориентированных на развитие творческой восприимчивости в изучении основ народных промыслов.

В констатирующем эксперименте нами были даны определяющие в учебном смысле задания, чтобы выявить понимание учащимися практического назначения и эстетической ценности предметов быта народов Дагестана. В состав представленных объектов входили предметы быта различных народов: кумганы, миски, мучалы, подносы, циновки и другие. Им свойственно характерное дагестанцам стремление к орнаментации.

В процессе обучения и воспитания педагог основное внимание должен уделять учащимся материальной и эстетической ценности изготовляемых изделий. Так, например, определим критерии выявления интереса к народным промыслам и склонности продолжать, развивать традиции. Их можно перечислить в форме вопросов, соблюдая следующий порядок: - Какие основные художественные промыслы и народные декоративные ремесла известны вам? - Какова необходимость изготовления и воссоздания изделий народных промыслов? - Имеет ли сегодня рыночную ценность утварь из природных материалов? - Чем достигается непреходящее эстетическое значение работ, созданных народными мастерами? - Назвать (хотя бы приблизительно) материалы, которые используются для изготовления столь различных изделий, как ковер и сабля. - Сколько разновидностей орнамента народов Дагестана вы знаете? - Какую роль играет орнамент в украшении любого изделия? - В чем принципиальное различие между предметами декоративно прикладного и чисто изобразительного искусства?

Цель этих вопросов - получить наиболее полное представление об уровне знаний учащихся о народных художественных промыслах и предметах их производства, имеющих как потребительскую, так и непреходящую эстетическую, художественную ценность.

Составленная нами анкета была разослана в специализированные и общеобразовательные сельские и городские школы Республики Дагестан. Ответы получены из 85-ти опрошенных учителей, методистов гороно и районо, а также других инновационных образовательных учреждений.

В результате обобщения анкетирования в ходе констатирующего эксперимента нами выявлены следующие общие закономерности:

Похожие диссертации на Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников (На материале Республики Дагестан)