Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Кудзаева Аксана Гаджихановна

Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина
<
Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кудзаева Аксана Гаджихановна. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2000 161 c. РГБ ОД, 61:01-13/1730-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия для духовного развития адыгских народов 14

1.1. Истоки и краткая характеристика богатейшего воспитательного опыта адыгских народов 14

1.2. Школы духовного ведомства 27

1.3. Появление в Кабарде первых правительственных школ 36

1.4. Окружная Нальчикская школа и ее роль в распространении грамотности в регионе 43

ГЛАВА 2. Просветительское движение на Кавказе и влияние на него передовой русской культуры 51

2.1. Краткая характеристика этапов просветительского движения на Северном Кавказе 51

2.2. Жизненный путь К. Атажукина 57

2.3. Влияние передовой русской культуры и прогрессивной педагогической мысли России и Северного Кавказа на формирование просветительско-педагогических воззрений Кази Атажукина 61

ГЛАВА 3. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Кази Атажукина 68

3.1. Этапы педагогической деятельности Кази Атажукина 68

3.2. Творческое сотрудничество К.Атажукина с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителя XIX века 77

3.3. Общепедагогические и дидактические взгляды Казн Атажукина 89

3.4. Проект введения кабардинской письменностив школах, составленный К.Атажукиным 102

3.5. Полемика между К.Атажукиным и Т.Макаровым по поводу введения письменности в Кабарде 118

3.6. Научный анализ "Кабардинской азбуки" К. Атажукина 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

БИБЛИОГРАФИЯ 145

ПРИЛОЖЕНИЯ 158

Введение к работе

В условиях, когда во всех сферах нашей действительности происходят кардинальные перемены, предусматривающие изменение духовно-нравственного сознания людей, объективное освещение историко-педагогических процессов, имевших место в прошлом в России и на Северном Кавказе, выявление вклада деятелей культуры и видных представителей педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона становится важной задачей исследователей, ученых и аспирантов.

Интерес русских и западноевропейских ученых и путешественников к Кавказу, обычаям и традициям народов, населяющих его (в частности, к адыгских народам), их культуре и просвещению, возник еще в период средневековья, но более отчетливо он проявился в XVIII-XIX столетиях, когда началось освоение территории, на которой проживали эти народы, русскими.

Хорошо известны имена русских и западноевропейских ученых, изучавших различные стороны жизни адыгов в прошлом и особенно во второй половине XIX столетия - Ф.Дюбуа де Монтре, Н.Ф.Дубровин, К.Кох [59], А.Сокольский, Т.Ф.Чурсин, А.М.Дирр, И.Пантюхов, Т.Макаров, Н.И.Карлгоф, Н.Ф. Грабовский, П.Г.Бутков [22] и другие.

Для исследования этнопедагогических идей народов Северного Кавказа научно-теоретическое значение имеют историко-этнографические очерки Л.Я.Люлье "Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов", "Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев", напечатанные в пятой и седьмой книгах "Записок Кавказского Отдела императорского русского географического общества" за 1862-1866 годы.

Ряд ученых приводят в своих трудах сведения об опыте народного воспитания; к ним можно отнести Ф.И.Леонтовича, автора книги "Адаты кавказских горцев" (Одесса, 1882-1883 гг.), содержащей материалы об адатах и нравах осетин, кабардинцев, чеченцев и других горских народов, их семейно-бытовых отношениях. Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа (осетин и адыгов) внесли В.Ф.Миллер (1848-1913 гг.) и М.М.Ковалевский (1815-1916 гг.), выдающиеся деятели русской науки и кавказоведы.

Вместе с М.М.Ковалевским и без него В.Ф.Миллер совершил пять научных экспедиций на Северный Кавказ. Результатом этих экспедиций стало издание им монографии "Осетинские этюды" в трех томах, в которую вошли материалы, посвященные истории, языку, религиозным верованиям и сказкам осетин. Значение же научных изысканий, в частности капитальных трудов М.М.Ковалевского "Современный обычай и древний закон" [53], "Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении", заключается в том, что в них проанализирована традиционная культура воспитания горцев.

Многие ученые жили среди горцев целые десятилетия - А.П.Берже, Я.М.Неверов, П.К.Услар, Л.Н.Модзалевский, Л.Г.Лопатинский и другие. Они занимались исследованиями нравов горцев, их культуры, разрабатывали для них письменность, способствовали открытию народных школ с обучением на материнском языке, обобщая свои наблюдения в фундаментальных трудах о жизни и обычаях народов Северо-Кавказского региона.

Ценные сведения о появлении первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и на всем Северном Кавказе имеются в работах М.Краснова "Историческая записка о Ставропольской гимназии" (1887 г.) [60] и "Просветители Кавказа" (1913 г.) [61]. В книгах показана деятельность первых миссионерских и просветительских организациях, радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства в крае.

Изучение педагогического наследия народов Северо-Кавказского * региона, в том числе и адыгских народов, критическое освоение педагогических идей их выдающихся представителей - писателей, языковедов, просветителей, историков, этнографов - является важной и актуальной задачей исследователей. Ее разрешение способствовало бы более углубленной разработке проблемы общественной мысли этих народов в целом и педагогической в частности. Адыгские просветители, и в их числе К.М.Атажукин, выступили как приверженцы высоких гуманных идеалов, их сознанию было свойственно исторически-оптимистическое видение действительности, безусловная вера в цивилизирующую миссию России, которая несла социально-культурное обновление краю.

Между тем, педагогические идеи и воззрения замечательного адыгского просветителя второй половины XIX столетия Казн Мусабиевича Атажукина (1841-1899 годы) до сих пор не стали предметом специального * исследования. В своих трудах и педагогической деятельности он опирался на принципы педагогической системы прославленного русского педагога К.Д.Ушинского, предусматривающие демократизацию образования и обучения, идеи народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена неизученностью проблемы, необходимостью научного подхода к ее разработке, отсутствием монографий и защищенных диссертаций об этапах педагогической деятельности и педагогических воззрениях К.М.Атажукина -одного из крупнейших педагогов-просветителей адыгских народов.

Важные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных журналах, газетах и сборниках: "Сборник сведений о кавказских горцах", "Терский сборник", "Терские ведомости", "Вестник воспитания", "Кабардино-Балкарская правда".

Некоторые аспекты его общественной и просветительской деятельности находят свое отражение в статьях, очерках и других трудах современных авторов - доктора исторических наук, профессора Т.Х.Кумыкова ("Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века" [64], "Казн Атажукин" [68], "Дмитрий Кодзоков" [70], "Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века" [72]), доктора филологических наук, профессора Р.Х.Хашхожевой ("Адыгские просветители" [131], "Адыгские просветители второй половины Х1Х-начала XX века" [132], "Поиски и находки. Избранные статьи" [134]), доктора педагогических наук, профессора Е.Е.Хатаева ("Народная педагогика Северного Кавказа" [127], "Просветители горских народов XIX века" [129]), доктора филологических наук Г.Ф.Турчанинова ("Казн Атажукин" [111 ]).

В статьях, очерках и трудах этих авторов дается общая характеристика общественной и просветительской деятельности К.МАтажукина, о педагогической же работе говорится сжато, ни в одном из вышеупомянутых исследований проблема нашей диссертации не становится предметом специального исследования. Вне поля зрения научных работников до сих пор остаются этапы педагогической деятельности этого видного просветителя, его творческое содружество с русскими учеными-кавказоведами, такими, как академик Российской Императорской Академии наук П.К.Услар, крупнейший лингвист, ученый и просветитель XIX столетия, горскими просветителями, а также его общепедагогические л общедидактические воззрения, проект введения кабардинской письменности в школах, а также научный анализ "Кабардинской азбуки".

Таким образом, несмотря на наличие ряда очерков и трудов, посвященных научно-просветительской деятельности К.МАтажукина, его педагогическая деятельность и воззрения до сих пор не подвергнуты научному анализу. Сегодня становится все более очевидным, что наша школа не может не учитывать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накапливающийся веками, а должна использовать его в своей воспитательной деятельности для совершенствования учебной и воспитательной работы.

Объективное освещение историко-педагогических процессов и педагогического наследия видных педагогов и просветителей северокавказских народов в условиях проведения социально-экономических реформ, демократического обновления нашего общества становится важнейшей задачей исследователей культуры и образования этих народов, источником наших педагогических знаний. Новые оценки педагогического наследия прошлого помогут преодолеть ранее сложившиеся стереотипы в отношении духовных ценностей разных народов. Нужна тесная связь времен: настоящего - с прошлым и будущим, ведь только современность определяет те проблемы духовного развития. Только такой подход может определить главные направления в развитии педагогической мысли народов Кавказа и России.

В условиях, когда в Северо-Кавказском регионе имеют место межнациональные конфликты, которые к тому же еще обостряются, проблемы, избранные автором для исследования, значительно актуализируются. Об этом необходимо сказать, поскольку школа и педагогическая мысль всегда оказывали влияние на социальную сферу тех или иных народов.

Обращение к историческому прошлому адыгских народов, к их лучшим народным традициям, которые находят конкретное отражение в педагогическом наследии К.Атажукина, могут подсказать нам много полезного для решения некоторых современных проблем воспитания, а в определенной мере и нейтрализации национальных конфликтов. Сегодня должна быть восстановлена традиционная культура воспитания народов, в том числе и северокавказских. По справедливому замечанию Г.Н.Волкова, в современном мире педагогика может реально эффективно существовать, функционировать только в качестве этнопедагогики.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каков вклад К.М.Атажукина в развитие школы и педагогической мысли адыгских народов во второй половине Х1Х-начале XX века. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Методологическую основу исследования составляют: философское положение о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического; положение о взаимосвязи национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влиянии на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе использования национальной культуры; положения о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль адыгских народов.

Предмет исследования - педагогическая деятельность и просветительско-педагогические воззрения К.М.Атажукина.

Задачи исследования:

1. Выявить политические и социально-экономические факторы формирования педагогических воззрений К.М.Атажукина.

2. Показать итоги и состояние школьного дела и воспитательного опыта адыгских народов во второй половине XIX столетия.

Выявить общие и специфические тенденции развития школы и просветительско-педагогической мысли адыгов.

Проанализировать отражение народных традиций и национальных особенностей духовной культуры адыгских народов в деятельности и педагогических воззрениях К.М.Атажукина.

Показать этапы педагогической деятельности К.М.Атажукина и его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями XIX столетия.

Проанализировать общепедагогические и дидактические воззрения К.М.Атажукина и показать их значение для развития грамотности и светского образования среди адыгских народов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение и теоретический анализ архивных источников; анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературно-публицистических и фольклорных материалов; - изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по этнопедагогике, этнографии, истории школы, образования и педагогической мысли народов России и Кавказа.

Источники исследования;

Труды К.М.Атажукина, видных педагогов России XIX-XX столетий.

Кавказская периодическая печать об истории просвещения.

3. Публикации современных авторов, посвященные истории школы, образования и педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Этапы исследования:

1. 1997-1998 годы - предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли адыгских народов, определение основных направлений поиска и сбор фактического материала.

1998-1999 годы - историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы, определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата, задач и источников базы исследования, подготовка статей по теме.

1999-2000 годы - систематизация и обобщение материалов, издание научных публикаций по проблеме; литературное оформление текста диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

Важнейшую роль в появлении у адыгов первых очагов знаний, развитии правительственных школ и педагогической мысли сыграли: присоединение Кабарды к России и приобщение горцев к передовой русской культуре. Эти факторы объективно способствовали возникновению и развитию первых правительственных школ на территории Кабарды, зарождении здесь прогрессивной педагогической мысли и научной интеллигенции, формировании народных просветителей и педагогов, которые испытывали на себе влияние русской культуры и стали инициаторами создания в регионе первых светских школ, как это делал К.М.Атажукин, инициатор появления в крае первых аульных школ.

Решающим фактором прогрессивных изменений в школьном образовании у адыгов стало развернувшееся в стране и на Северном Кавказе в 60-х годах XIX столетия просветительско-педагогическое движение, вызвавшее к жизни общественно-политическое движение народных масс, инициативу просветителей-педагогов в школьных делах.

Большое значение для появления адыгской письменности и развития просвещения в Кабарде имела прогрессивная деятельность первых адыгских просветителей Ж.Казаноко, Ш.Ногмова, С.Хан-Гирея и особенно К.М.Атажукина, который явился автором азбуки кабардинского языка, объективно способствовал созданию условий для разработки адыгской письменности, открытию школ и созданию книг на родном языке.

К.М.Атажукин выступал за светское начало в образовании, боролся против антипедагогических методов обучения, против засилия мусульманского духовенства. Его деятельность способствовала появлению школ, в которых изучались материнский и русский языки. Успешной педагогическо-просветительской деятельности К.М.Атажукина помогало его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями.

Общепедагогические и дидактические взгляды К.М.Атажукина носили прогрессивный характер, они отвечали духу времени, новым веяниям в демократической и педагогической мысли России и Запада, соответствовали духовным стремлениям народных масс.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена и приведена в систему научно-педагогическая биография К.М.Атажукина, проанализированы этапы его педагогической деятельности, подвергнуты всестороннему анализу педагогические воззрения, характеризующиеся демократической и гуманистической направленностью. В исследовании показан процесс становления светского образования в Кабарде, особенности школьной политики на Северном Кавказе. Изучены и приведены в систему просветительско-педагогические взгляды К.М.Атажукина, проанализированы его общепедагогические идеи, раскрыто отношение просветителя к педагогическим идеям, содержащимся в устном народном творчестве адыгов.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в работе современной национальной школы, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров; эти положения расширяют научные представления о педагогической мысли адыгских народов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере подготовки материалов. Положения и выводы диссертационного исследования отражены в учебно-методических пособиях, используемых студентами при изучении ими спецкурса "Горские просветители XIX столетия", а также учителями общеобразовательных школ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения; основное содержание работы изложено на страницах.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Истоки и краткая характеристика богатейшего воспитательного опыта адыгских народов. Учебно-методическое пособие. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000.

Характеристики трех этапов просветительского движения на Кавказе. Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000.

К.М.Атажукин - выдающийся педагог-просветитель горских народов конца XIX века. Владикавказ, 2000.

Истоки и краткая характеристика богатейшего воспитательного опыта адыгских народов

Человек подходит к постижению вечных нравственных истин во многом благодаря воспитанию, а воспитывает ребенка жизнь во всем своем многообразии - это и материальные условия, и социальное устройство общества, и культура, а также специальные институты - школа и церковь. Человечество накопило непреходящее богатство - народные обычаи, традиции, народное искусство, которые передаются из поколения в поколение и которым младшие учатся у старших. В далекие времени (воспитание появилось и развивалось вместе с обществом), "когда образованность почти не касалась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и довольно сложные" [73, с.7]. К.Д.Ушинский считал, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", что только народное воспитание "является живым органом в историческом процессе народного развития" [118, с.253].

Как и у других народов, еще до появления школы и письменности у горцев существовали свои представления о сущности, задачах и методах воспитания; "народная педагогика - это исторически выстраданная теория и практика прогрессивного воспитания, обучения и благоразумного управления народными массами" [83, с.4]. Изучив систему воспитания того или иного народа, мы можем глубже познать его духовный мир, характерные национальные особенности, культуру. И.А.Шоров, автор монографии "Адыгская (черкесская) народная педагогика", дал наиболее полное определение термина "народная педагогика", он считает, что "народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания; получившая отражение в народном творчестве; "имеющая неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой она проявляет свою целостность" [138,с.14].

Идеал человека отразился в устном народном творчестве горцев, он соответствует характеру народа, его общественной жизни; матери хотели вырастить такого сына, "который обрадует многих людей". Герои адыгского фольклора обладают высокими умственными, физическими, нравственными и эстетическими качествами, это всесторонне развитые люди, способные преодолевать любые жизненные перипетии, что является по представлениям народа главной целью воспитания. Например, Сосруко, главный герой адыгского варианта "Нартских сказаний", мастерски владеет оружием, умен и сообразителен, борется за счастье людей (добывает для них огонь), танцует, играет на губной гармошке, то есть является олицетворением адыгского идеала совершенной личности. Другие герои эпоса - также всесторонне развитые личности: Пши-Бадыноко - наихрабрейший борец за землю нартов, сообразительный, скромный, благородный и честный. Ашамез - грозный богатырь и музыкант, изобретатель свирели, Сатаней - умнейшая из женщин, советами которой руководствуются герои эпоса. Идея всестороннего развития личности содержится в сказках, песнях, пословицах и поговорках [138,с.50-51].

Высшим качеством личности народная педагогика признавала ум и призывала детей стремиться к знанию, уму как высшему счастью человека: "Ум - богатство" (каб.), "Что горе для умного, то радость для глупого" (черк.), "Кто в молодости не учился, тот в старости сожалеет об этом" (осет.) [128, с. 40-41]. Кабардинцы высоко ценили ум, считая его главным богатством, об этом рассказывает притча, согласно которой ответ на вопрос, что тебе дать, ум или богатство, звучит так: "Дай ум, а богатство я сам найду". Народ всегда уважал мудрость и мудрых людей, ибо сам народ всегда мудр ("Мудрость - помощник счастья", "Мудреца выслушай и последуй его совету"), а основой умственного воспитания считалось учение ("Неграмотный - немой", "Нет предела знанию, учению, "С неба богатство не падает, а трудом, умом и умением добывается") [32, с.8-11]. Родители приветствовали случаи, когда дети добывали знания самостоятельно - путем самообразования.

Краткая характеристика этапов просветительского движения на Северном Кавказе

И русское, и европейское Просвещение - идейное движение в странах Европы и Америки - было связано с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений и явилось идеологией нарождавшегося в конце

XVIII и начале XIX столетия капитализма. Его зарождение и развитие ограничивается определенными временными и историческими границами.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, в истории общественно-политической и педагогической мысли. Индивидуализм просветителей поразительным образом уживался с коллективистскими идеями; как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство, которое заключалось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Целями и идеалами Просвещения были свобода, счастье людей, благосостояние, мир, веротерпимость, критическое отношение ко всякого рода авторитетам, неприятие застывших догм.

Адыгское просветительское движение возникло в конце XVIII-начале XIX веков (позднее, чем русское) и продолжало развиваться вплоть до Октября 1917 год. Эта особенность была связана с тем, считает А.Х. Хакуашев, что первые адыгские просветители, "с одной стороны, в силу крайней отсталости социально-экономических отношений адыгских племен и, с другой, - из-за упорного противодействия царского самодержавия культурному развитию народов России, не сумели выполнить своей основной и главной задачи - широкого просвещения родного народа" [122, с.6]. Тем не менее адыгское просветительство было ярким и прогрессивным явлением, так как именно оно содействовало становлению адыгской общественно-политической мысли, помогло сохранить и развить самобытную культуру народов Кавказа.

Основной для возникновения просветительского движения на Кавказе стало прогрессивное влияние России, идущей по пути капитализма, вовлечение кабардинцев во всероссийский рынок [65, с.З].

Передовая русская общественная мысль, литература и культура оказали огромное влияние на горцев, происходила европеизация народов Северного Кавказа. Просветителям-горцам приходилось бороться со сложными условиями жизни северокавказских народов - консерватизмом местных феодалов, реакционностью мусульманского духовенства, которые выступали против внедрения кабардинской письменности на основе русской графики, боялись нововведений, которые могли пошатнуть устоявшийся общественный порядок.

Для просветительского сознания горцев, как и для европейских просветителей, характерны разнообразие интересов (они были историками, писателями, педагогами, этнографами, лингвистами, общественными деятелями), энциклопедизм, что было обусловлено "историческими обстоятельствами, требовавшими от них одновременного проявления в различных областях общественной и культурной жизни народа" [131, с.4].

Пропаганда прорусской ориентации, противодействие протурецки настроенной части феодалов, фанатизму мусульманского духовенства, стремление приобщить соотечественников к передовой культуре обусловили историческую прогрессивность ранних просветителей конца XVTH-начала XIX столетий.

Этапы педагогической деятельности Кази Атажукина

В 1858 году Казн Атажукин в числе лучших учеников закончил Ставропольскую гимназию, проявив себя как внимательный, прилежный, сообразительный и склонный к научным занятиям человек, но продолжить учебу ему не удалось. И хотя восемнадцатилетним юношей он поступает на военную службу, карьера на этом поприще будущего просветителя не прельщает.

На первом этапе своей педагогической деятельности он мечтает о введении в Кабарде письменности, считая, что его соотечественникам в данной исторической ситуации необходима письменность на русском основании. Для этого он совместно с языковедом П.К.Усларом и У.Х.Берсиевым составляет алфавит кабардинского языка, а летом 1863 года в одном из селений занимается педагогической работой - преподает азбуку горцам, обучавшимся в школах [145, л.21]. Так он проверяет правильность и совершенство нового алфавита и наблюдает за тем, как его принимает население.

Занимаясь усовершенствованием кабардинского алфавита, он посещает аулы, дает показательные уроки, разрабатывает методику преподавания кабардинского языка [69, с.394]. В одном из селений Казн Атажукин поселился у местного князя и муллы вместе с учениками приезжали для того, чтобы научиться азбуке родного языка. Но, не имея времени и средств, Кази Атажукин не стал заниматься с этими людьми [135, с.11-12]. Профессор Т.Х. Кумыков считает, что его первые пробные уроки по изучению кабардинского языка в 1863 году "были встречены служителями мусульманского духовенства в штыки" [68, с.40].

Находясь на службе в Тифлисе, большом культурном центре, К.Атажукин совершенствует свою "Азбуку", занимается самообразованием, знакомится с новой литературой по проблемам просвещения, извлекая из нее полезные для себя сведения, особенный интерес он проявляет к произведениям русских писателей и педагогов [68, с.40]. Просветитель напряженно работает над переводами книг для чтения для горцев "Несколько рассказов из "Полистана" и "Два отрывка из народной поэмы о Сосруко и два рассказа", а также над составлением проекта "Мнение о введении письменности в Кабарде"

В конце 1864 года Кази Атажукин завершает переводы и представляет их на утверждение в Канцелярию Главного штаба Кавказской армии. Обе книги были отпечатаны в Тифлисской военно-походной типографии в количестве 600 экземпляров, то есть по 300 экземпляров каждая. "Азбука" же рассматривалась специальной комиссией, состоявшей из образованных кабардинцев М.Шарданова, Балкарокова и других, а также помощника начальника Кабардинского округа майора Баратова, которая сочла ее "превосходным руководством для обучения молодых кабардинцев народной грамоте". Вскоре "Кабардинская азбука" была отпечатана в той же Тифлисской военно-походной типографии в количестве 600 экземпляров [144, л.4, 6-26].

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия -Алания нами обнаружена рукопись К.Атажукина на русском языке (1865 г.), представляющая собой перевод статей К.Д.Ушинского "Воздух и его свойства" [145, л.2-6об] и "Вода, ее свойства и видоизменения" [145, с.боб-14об].

Похожие диссертации на Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина