Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Хатаева Рима Александровна

Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.
<
Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хатаева Рима Александровна. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2001 159 c. РГБ ОД, 61:01-13/1843-6

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА L Краткая характернстика школы, общественно-педаго
гического движения на Северном Кавказе во второй
половине XIX - начале XX века и участия в нём
ХА,Уруймагова 16

  1. Исторические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа 16

  2. Состояние школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XIX-начале XX века 23

  3. Общественно-политическое и педагогическое движение па Северном Кавказе в конце XIX - начале XX века и участие в нём ХА.Уруймагова 33

  4. X Уруймагов - общепризнанный руководитель левого демократического крыла осетинского учительства 40

  5. Общие сведения об общественной и научно-педагогической деятельности ХЛ.Уруймагова (1864-1919гг.) 51

ГЛАВА II. Общепедагогические идеи Х.Уруймагова и критика

нм существующей на Кавказе системы образования 63

XI. X Уруймагов о роли и назначении школы в прогрессивном
развитии общества и подготовке подрастающих поколе
ний к жизни 63

  1. Пройдемо всестороннего и гармонического развития личности в педагогической публицистике X Уруймагова 73

  2. КритикаХУруймаговым существующей системы образования и защита им желательных типов школ для горских народов Северного Кавказа 78

  3. X Уруймагов о проблеме подготовки учащихся-горцев к труду, к жизни 87

ГЛАВА III. Дидактические воззрения X. Уруймагова и его

взгляды на,актуальные проблемы воспитания 94

  1. X Уруймагов о развивающем обучении, совершенствовании учебных планов и программ, учебников и методов обучения... 94

  2. ОценкаХ Уруймаговым роли родного и русского языков в обучении и развитии детей горских народов Северного Кавказа 99

  3. X Уруймагов о положении и назначении учителя в обществе и проблеме подготовки его к педагогической деятельности ПО

  4. Отношение Х.Л. Уруймагова к традиционной культуре горских народов и критика им вредных обычаев старины 117

  5. Х.А. Уруймагов о взаимодействии семьи, школы и общественности по воспитанию и подготовке детей к жизни 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Список сокращений 159

Введение к работе

Постановка и актуальность проблемы. Достижения современной школы являются закономерным результатом длительного развития педагогической мысли и практики обучения и воспитания детей народов нашей страны, в том числе и народов Северного Кавказа. Поднять качество обучения и воспитания подрастающих поколений на уровень современных требований можно путем критического и творческого освоения богатейшего воспитательно-образовательного опыта этих народов и педагогических идей их выдающихся деятелей культуры, общественной и прогрессивно-педагогической мысли.

Решение этой задачи расширило бы и значительно углубило бы наши представления об общественно - политической мысли наших народов в целом и прогрессивно-педагогической - в частности.

Оно диктуется объективно-исторической необходимостью выявления теоретически и рационально значимых элементов прошлого воспитательно-образовательно го опыта с целью улучшения современной практики обучения и воспитания детей.

И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из них определенных уроков истории. В этих условиях школа не должна быть в стороне от этого наследия, а призвана изучать и умело использовать его в своей деятельности для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Школа и ученые призваны обеспечить смену менталитета в обществе, в корне изменив прежние классово-идеологические подходы к духовным ценностям прошлого.

В наше время нужны взвешенные оценки объективно проходившим в прошлом историко-педагогическим процессам и деятельности видных народных просветителей и педагогов нашей страны и Северного Кавказа.

В этнх условиях историко-педагогические исследования ученых должны обеспечить диалог современности с прошлым на основе социально-исторической правды и формирования общественно-исторического и духовно-нравственного сознания людей.

Нужна связь времен - прошлого, настоящего и будущего в нашей духовной жизни, без чего невозможно познание подлинной истории народов. Вместе с тем современность определяет те координальные проблемы педагогического наследия и отечественного образования, которые актуальны сегодня и подлежат изучению. Для показа генезиса школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа важное значение имеют не только историко-этнографические, историко-педагогические труды русских и зарубежных ученых-кавказоведов, но и труды самих народных просветителей и современных авторов, а также произведения фольклора.

Интерес к истории и традиционной культуре горцев со стороны русских и иностранных путешественников и ученых возник еще в период средневековья, но более отчетливо проявился он в XVIII -XIX веках.

Из русских ученых, занимавшихся изучением истории, этнографии и просвещения горцев, особо выделялись дворянско-буржуазные историки: Н.Ф.Дубровин, Ф.И.Леонтович, П.П.Надеждин, Н. Данилевский и др., которые подчас отзывались о них необъективно, тенденциозно, а по незнанию дела, иногда изображали их людьми, не желавшими заводить у себя школы. Тем не менее, их информация о горцах имеет определенное научно-познавательное значение. Но в русской историографии известны имена и таких ученых-кавказоведов, как Н.И.Пирогов, А.П.Берже, М.М.Ковалевский, П.Г. Бутков, Л.Я.Люлье, В.Ф.Миллер, П.К.Услар, Д.Д.Семенов, К.П. Яновский и др., проживавших среди горцев целые десятилетия и оставивших после себя капитальнейшие труды об их жизни, нравах, обычаях, культуре и просвещении. Они и многие другие прогрессивно настроенные русские ученые, руководствуясь, разумеется, в первую очередь задачами просветительского курса правительства, а затем и гуманными целями, предпринимали ряд практических шагов по созданию определенных условий для развития школы и педагогической мысли горских народов.

Одними из первых, кто собрал ценные сведения об истории, этнографии, духовной культуре и воспитании горцев были П. С. Пал л ас, С.Г.Гмелин и др.

Определенный интерес для изучения духовной культуры и педагогической мысли горцев Северного Кавказа имеет информация о горцах Г.Ю.Клапрота, немецкого ученого-лингвиста, в которой речь шла о зарождении осетинской письменности на основе церковнославянской графики и появлении в Осетии первых печатных книг на русском и родном языках.

Русский же историк П.Г.Бутков в своем трехтомном труде «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб, 1869) характеризует деятельность «Общества православного христианства на Кавказе» по созданию здесь церквей и церковноприходских школ.

Важную информацию о миссионерско-просветительской деятельности «Осетинской духовной комиссии» дает нам и Л.Л.Штедер, офицер русской армии на Кавказе, в своем дневнике.

О семейно-бытовых отношениях и традиционной культуре воспитания горцев Северного Кавказа мы узнаем их двухтомного труда

Ф.И.Леонтовича «Адаты кавказских горцев» и дневника того же Л.Л.Штедера. Что касается вопросов о похоронных обычаях и верованиях горцев, то они рассматривались в статьях и очерках Л.Я.Люлье - «Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов» и А.А.Шегрена - «Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях».

Полезную информацию об истоках школы и просвещения, о прогрессивных начинаниях в школьных делах первых миссионерско-просветительных организаций и радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства на Кавказе мы получаем из трудов М.В.Краснова «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913) и «Историческая записка о ставропольской гимназии (Ставрополь, 1887).

Из других материалов и трудов, отображающих общую картину становления и развития школ на Северном Кавказе, значительный интерес представляют собой «Заметки об Осетии и осетинах» Д.Я.Лаврова, в которых их автор показал прогрессивно-историческую роль православно-духовных организаций на Кавказе в распространении грамотности и знаний среди горцев через русское православно-христианское просвещение.

Для общей характеристики генезиса просветительс ко -педагогической мысли народов Северного Кавказа важное научно-теоретическое значение имеют труды и материалы научных экспедиций на Северный Кавказ выдающихся деятелей русской науки и ученых-кавказоведов В.Ф.Миллера (1848-1913) и М.М.Ковалевского (1815-1916).

В результате проведения ими этих экспедиций на Северный Кавказ в 80-х гг. первый из них издал «Осетинские этюды в трех томах» (М., 1881-1884), содержащие материалы о языке, фольклоре и нравах и обычаях осетин. Второй же из них издал в Москве в 1886 году « двухтомный труд «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном отношении», в котором проанализировал традиционную культуру осетин и кабардинцев.

Для разработки нашей проблемы важное методологическое и научно-теоретическое значение имеют историко-педагогические труды Е.Н.Медынского, Н.А.Константинова, Ф.Ф.Королева, М.Ф. Шабае- * вой, З.И.Равкина и др. о становлении и развитии школы и педагоги ческой мысли народов нашей страны в до - и постоктябрьские пе риоды.

Для воссоздания целостной картины развития школы и педагоги ческой мысли горских народов второй половины XIX - начала XX века очевидный интерес имеют историко-этнографические и истори ко-педагогические труды дореволюционных и современных авторов: щ М.Косвена, М.Абаева, М.Гарданова, А.Гассиева, И.Канукова, К. Хе- тагурова, Г.Цаголова и др.

Проблемам истории просвещения, школы и общественно-просветительской мысли народов Северного Кавказа до и после Октябрьского периодов посвящены работы М.С.Тотоева, В.Д. Магоме-това, Е.Е.Хатаева, Г.С.Багдасарова, А.О.Хоретлова, И.П.Копачева, С.Б.Узденовой, М.У.Умарова, М.З.Саблирова и др. Исследованы также важнейшие проблемы этнопедагогики отдельных национальных образований Северокавказского региона И.А.Шоровым (Адыгея), М.Б.Гуртуевой (Балкария), Р.Т.Битиевой (Чечня), Е.Е.Хатаевым (Северный Кавказ) и др.

Однако анализ вышеуказанных работ показывает, что проблемы становления и развития прогрессивно-педагогической мысли как в * рамках отдельных национальных образований, так в целом по Се верному Кавказу до сих пор остаются почти неизученными. Серьез- ные пробелы имеются в изучении просветительских и педагогических воззрений дореволюционных писателей, мыслителей, педагогов и просветителей. Мало опубликованных работ по этим проблемам.

В исследованиях, посвященных деятелям культуры и видным представителям общественной мысли горских народов, основное внимание их авторы уделяли анализу общественно-политических взглядов или литературной деятельности этих деятелей культуры, а их педагогические идеи или воззрения оставались неизученными.

Что касается научно-просветительской и педагогической деятельности Харитона Александровича Уруймагова (1864-1919), одного из крупных педагогов Северного Кавказа конца XIX - начала XX в., то она до сих нор совершенно не изучена. Нет о нем опубликованных работ, нет о нем и защищенной диссертации.

Между тем, Х.А.Уруймагов принадлежит к числу тех деятелей культуры кавказских народов, чьи имена навечно остаются в их памяти. Не было, пожалуй, ни одного более или менее значительного события, имевшего место в культурной жизни Осетии и Северного Кавказа рассматриваемого периода, на которое бы он не откликнулся в периодической печати.

Его выступления по школьным вопросам печатались почти во всех русских изданиях всего Кавказа. Они посвящались таким злободневным проблемам педагогической науки, как определения места и роли школы в жизни общества, идеала воспитания, разумного использования возможностей родного и русского языков в обучении горских детей, выявления факторов развития детей, совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя, критике вредных обычаев старины и др.

Педагогические идеи Х.Уруймагова отвечали духу времени, соответствовали прогрессивным тенденциям демократической педаго- гики Запада и России рассматриваемого периода, выдвигались с позиций простого народа и оказали благотворное влияние на развитие народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы определена необходимостью научного подхода к исследованию избранной проблемы, ее неразработанностью.

Перестроечные процессы, происходящие во всех сферах нашей действительности, проходят не гладко, а болезненно. Они вскрыли все негативные стороны нашей воспитательной системы, свернули на нет деятельность ученических общественных организаций. С них началось падение престижа образования в обществе. Среди определенной части молодежи они породили тунеядство, рэкет, разбои и другие деяния уголовного характера.

Наблюдается в обществе утрата веками передаваемых из поколения в поколение обычаев почитания старших и женщин, нежелание, незнание и неуважение частью молодежи не только своей национальной культуры, но и культуры других народов.

В этих условиях необходимы переосмысление всей нашей воспитательной системы, использование в ней живых примеров, лучших образцов нравственного поведения из прошлой жизни наших народов, рациональных элементов из богатейшего педагогического наследия этих народов.

Для совершенствования деятельности школы необходимо возродить традиционную культуру воспитания горских народов.

Обращение к истории и педагогическому наследию выдающихся деятелей культуры нашего прошлого может подсказать нам много полезного для решения многих сложных проблем современной практики воспитания, помочь жить в мире и согласии с другими народа- ми. В этих условиях проблема, избранная автором для изучения значительно актуализируется.

Таким образом, с учетом сказанного был определен выбор темы исследования, проблема которой формулируется так: каковы условия и факторы формирования просветительских и прогрессивно-педагогических воззрений Х.А.Уруймагова и его вклад в развитие школы и педагогической мысли горских народов Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования явились школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX - 1919 г.).

Предметом исследования является научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Х.А.Уруймагова.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью воспитания поставлены следующие^задачи исследования: - выявить исторические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавка за; систематизировать научно-педагогическую биографию X. Уруймагова и определить его вклад в развитие народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа; раскрыть сущность идей развивающего обучения X.Уруймагова и методов работы учителя; дать оценку научной разработке Х.Уруймаговым вопроса о роли родного и русского языков в обучении горских детей; показать отношение X.Уруймагова к вопросу о возможности использования в деятельности школы традиционной культуры воспитания горцев и его критику вредных обычаев старины.

Методологическую основу исследования составляют философ-* ские положения о взаимосвязи общественного развития и воспита- ния, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогов, о диалектике обшего и особенного, о бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и критическом, творческом его освоении.

Для решения поставленной цели и задач исследования использованы следующие методы исследования: - изучение и анализ архивных документов; - сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографи- ческих, историко-педагогических, философских и литературно- фольклорных произведений.

Источмиковую базу диссертации составляют: архивные документы, извлеченные в центральных архивах городов Москвы, С-Петербурга, Владикавказа; труды дореволюционных и современных авторов о школе и просвещении народов Северного Кавказа.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: 1996-1997 гг. - Определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2-й этап: 1998-1999 гг. - Сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования;

3-й этап: 2000-2001 гг. - Систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание монографии по проблеме.

Основные положения» выносимые на защиту: - решающими факторами становления, развития школы и педаго гической мысли народов Северного Кавказа Х.Уруймагов считал присоединение их к России и прогрессивные последствия этого ис- торнческого акта для их последующего социально-экономического и духовного развития; - для формирования прогрессивных педагогических взглядов Х.Уруймагова решающее значение имели педагогические идеи К.Ушинского, Н.Пирогова и др. русских прогрессивных педагогов, но педагогические взгляды его питались не только передовой рус ской культурой, но имели свою собственную национальную физио номию и почву, не были точной копией педагогических идей других педагогов;

Х.Уруймагов, Г.Дзасохов, М.Гарданов и другие его единомышленники разработали свои особые подходы к созданию народных начальных, женских, педагогических и других профессиональных учебных заведений и тем самым оказали прогрессирующее влияние на развитие педагогической мысли горских народов; в общественно-педагогическом движении Х.Уруймагов был общепризнанным руководителем левого демократического крыла осетинского учительства; в своих очерках и педагогических статьях Х.Уруймагова содержится много ценных высказываний о развивающем характере обучения и необратимости совершенствования учебных планов, программ, учебников и методов работы учителя; его деятельность была направлена на научную разработку вопроса о разумном использовании развивающих возможностей родного и русского языков в обучении горских детей; будучи последовательным защитником светского образования и народной школы, Х.Уруймагов настаивал на постепенной реорганизации церковных школ в народные и выступал против засилья духовенства о школьных делах; - требуя возрождения традиционной культуры воспитания, Х.УруЙмагов вместе с тем проявил себя стойким непримиримым борцом против вредных обычаев старины.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой нсточниковой базой исследования, соответствием методов и задач целям исследования, апробацией результатов.

Практическая значимость исследования. Содержащие в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: поставлена и решена одна из актуальных проблем историко-педагогического регионоведения - вклад Х.Уруймагова в развитие школы и педагогической мысли горских народов Северного Кавказа; систематизирована его научно-педагогическая биография; - выявлены факторы формирования педагогических воззрений Х.Уруймагова; раскрыта сущность его общепедагогических идей и критика им существующей школьной системы на Кавказе; охарактеризованы его дидактические взгляды и положения о развивающем обучении; дана оценка его усилиям по определению роли родного и русского языков в обучении горских детей; выявлен вклад Х.Уруймагова в рациональную постановку обучения и воспитания горских детей; показаны защита им идеи возрождения традиционной культуры воспитания и критика вредных обычаев старины.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику бсуществлялись по мере завершения его частей. Результаты иссле- дования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях (Владикавказ, Карачаевск, Пятигорск), проведенных в 1998-2001 гг. Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Северо-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекционного курса «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Материалы диссертационной работы используются студентами университета при написании ими дипломных сочинений. Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Х.Уруймагов - видный осетинский педагог //Вестник СОГУ. Владикавказ, 1999, № 1. С.306-314.

Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов //Вестник СОГУ. Владикавказ, 1999, № 1. С.314-329.

Педагогические идеи Х.А.Уруймагова //Проблемы общей педагогики. Тезисы докладов научно-практической конференции. Владикавказ, 1999. С.54-55.

Х.Уруймагов о положении и назначении учителя в обществе и проблеме подготовки его к педагогической деятельности //Вестник СОГУ, 2000, № 2.

Х.Уруймагов о роли и назначении школы в жизни общества //Вестник СОГУ, 2001, № 1.

Х.А.Уруймагов - видный педагог-просветитель Северного Кавказа Монография: Изд-во СОГУ. Владикавказ, 2001.

Похожие диссертации на Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.