Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Блейх Надежда Оскаровна

Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова
<
Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блейх Надежда Оскаровна. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2000 175 c. РГБ ОД, 61:01-13/1485-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Г.И.Дзасохов - активный участник демократического и педагогического движения на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв 14

1.1. Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце ХГХ - начале XX в

1.2. Жизненный путь просветителя - педагога и общественного деятеля 23

1.3. Первые выступления Г.И.Дзасохова в печати по педагогическим и общественным вопросам. .35

1.4. Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях 1905-1907 гг 45

7.5. Литературно-публицистические статьи педагога 53

1.5. Г. Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле 59

ГЛАВА II. Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова 68

2.1. Г. Дзасохов о роли и значении передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев 68

2.2. Критика Г.Дзасоховым просветительской политики правительства на Кавказе и сословно-классовой и духовной школ 75

2.3. Выступления Г.Дзасохова против ранней специализации образования и защиты им идеи общественного воспитания 83

2.4. Воззрения Г. Дзасохова на проблему национальной народной школы 91

2.5. Вопросы женского образования в творчестве Г.Дзасохова 96

2.6. Г.Дзасохов о насущных задачах реформирования школы 101

2.7. Взгляд Г.Дзасохова на желательный тип школы и систему образования для горских народов Северного Кавказа 106

ГЛАВА III. Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова 1 12

3.1. Дидактические положения Г.Дзасохова 112

3.2. Г.Дзасохов о совершенствовании форм и методов обучения 1 16

3.3. Воззрения Г.Дзасохова на роль двуязычия (русского и родного языков) в обучении горских детей 120

3.4. Взгляд Г.Дзасохова на проблему учебника 125

3.5. Высказывания Г.Дзасохова о связи школы с жизнью, с семейным воспитанием 128

3.6. Выступления Г.Дзасохова по проблеме педагога 134

3.7. Творческое содружество Г.Дзасохова с видными прогрессивными педагогами Северного Кавказа 140

3.8. Вклад Г.И.Дзасохова в современную педагогику 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЯ 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Знаменем нашего времени является духовное обновление общества, повышение его культуры, определенный дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история - это память человечества, ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования, и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.

Это важно, прежде всего, потому, что в период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества.

С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными переменами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.

Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии кавказоведения и просвещения в крае принадлежала русской науке в лице ее передовых ученых-кавказоведов, к которым следует отнести историков: Н.Ф. Дубровина, Н.И.Надеждина, М.М.Ковалевского; этнографов и языковедов: П.К. Ус-лара, В.Ф.Миллера, Ф.И.Леонтовича, а также видных русских педагогов-кавказоведов: Д.Д. Семенова, Я.М. Неверова, Л.Н. Модзалевского и того же П.К.Услара.

Достижения современной северокавказской школы являются результатом развития педагогической мысли и образовательно-воспитательного опыта народов нашей страны и, в частности, самих северокавказских народов.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было появление среди горцев этого региона своей народной интеллигенции, наиболее видные представители которой обучались в российских учебных заведениях и формировались под влиянием освободительного движения и передовой русской культуры; одним из ярких представителей передовой горской интеллигенции был и Г.И.Дзасохов (1880 -1918 гг.).

Общественно-политические взгляды и революционная деятельность Г.И.Дзасохова изучены достаточно хорошо. Что касается его просвети-тельско-педагогического наследия как наследия видного педагога горских народов конца XIX и начала XX веков, то оно до сих пор не подвергалось специальному исследованию.

Первые отзывы об общественно-политической деятельности Г.И, Дзасохова относятся к 1926 году, когда в московском журнале «Новый Восток» появилась статья В.Апухкина «Революционное движение 1905 года среди горцев Северного Кавказа», в том же году имя Дзасохова упоминается в сборнике документов «1905 год на Северном Кавказе», изданном совместно в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В этом сборнике дается высокая оценка общественно-политической и публицистической деятельности Г.И.Дзасохова.

Попытку же рассмотреть просветительско-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова в самых общих чертах предпринял профессор М.С.Тотоев в работе «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии» (Орджоникидзе, 1962). Но в ней этому вопросу посвящен лишь один небольшой параграф.

Важной источниковой базой для решения проблемы нашего исследования является сборник статей и очерков Г.И.Дзасохова, выпущенный в издательстве «ИР» Северной Осетии в 1970 году под редакцией Х.С.Булацева, что дает нам возможность проанализировать и привести в систему педагогические воззрения педагога-просветителя. При этом автор указанного сборника не ставил своей целью сделать предметом исследования просветительско-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Частично вопросы, касающиеся педагогическо-просветительской деятельности Г.Дзасохова, затронуты в докторской диссертации профессора Е.Е.Хатаева «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. - 1917 г.) (М., 1996), в которой в рамках одного параграфа дана краткая характеристика педагогической деятельности педагога-публициста.

Вышеприведенные статьи и очерки М.С.Тотоева, Х.С.Булацева, Е.Е.Хатаева не решают проблему научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Анализ указанных трудов показывает, что их авторы не ставили своей задачей раскрытие педагогических воззрений Г.И.Дзасохова, который являлся одним из крупных и талантливых педагогов северокавказских народов, и несмотря на это до сих пор в Северной Осетии о нем нет защищенных диссертаций, нет и опубликованных монографий, в которых так или иначе бы была раскрыта его разносторонняя научно-публицистическая и просветительско-педагогическая деятельность. Вне поля зрения исследователей остаются педагогические воззрения Г.И.Дзасохова, его общепедагогические и дидактические положения, не выявлены его творческие контакты с северокавказскими просветителями по созданию народных школ для детей горцев и не обозначен его вклад в дело воспитания и образования северокавказских народов. Все вышеизложенное и побудило нас из-

брать темой исследования «Научно-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова».

Педагогическое наследие Г.И.Дзасохова многогранно. Будучи видным просветителем прогрессивной северокавказской интеллигенции начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.

В своих публицистических выступлениях Г.И.Дзасохов отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению Г.Дзасохова, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.

Педагогические воззрения Г.И.Дзасохова адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием по ней монографий или учебных пособий. Григорий Иванович Дзасохов был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, и внес в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует

выбранную нами проблему исследования. Никто до настоящего времени не пытался систематизировать его научно-педагогическую биографию и педагогические воззрения полномасштабно. Эти вопросы требуют своего научного подхода и неотложного решения.

Объект исследования — школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Проблема исследования — особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов Северокавказского региона в конце XIX начале XX вв. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность просветительской политики царского правительства, проводимой им на Северном Кавказе;

показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.Дзасохова и проанализировать его взгляды на роль и назначение народной школы;

произвести анализ педагогической публицистики Г.И.Дзасохова;

на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-просветительскую значимость выводов и положений диссертации для современной северокавказской народной школы и практики вузовского обучения.

Методологические основы диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, учение о диалектике и принципе историзма, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого. Автор исхо-

дит из того принципа, что при оценке духовного наследия недопустимо какое бы то ни было перечеркивание исторического прошлого и заслуг осетинского народа.

В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:

изучение и теоретический анализ архивных источников;

теоретический анализ историко-педагогических, историко-этнографических, философских, литературных трудов до и послереволюционных авторов о культуре и просвещении народов Северного Кавказа;

- изучение и теоретический анализ учебных планов и программ до
революционных церковно-приходских школ и гимназий Северного Кав
каза;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных ав
торов по истории школы и педагогической мысли народов Северной
Осетии.

Основными источниками исследования являются:

- архивные материалы и документы Отдела рукописных фондов
Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических ис
следований (фонды 11, 12, 19, 102), Центрального архива республики
Северная Осетия-Алания (фонды 49, 102, 150, 802). В них отображается
научно-публицистическая и педагогическая деятельность Г.И. Дзасо
хова, его участие в общественно-политическом и педагогическом дви
жении и революциях 1905 и 1917 гг. Многие архивные документы вво
дятся в научный оборот впервые;

- педагогические и другие периодические издания России и Кавказа
дореволюционной поры об истории школы и педагогической мысли
горских народов;

учебники, учебные планы и программы школ дореволюционной Северной Осетии;

печатные труды по истории педагогики, диссертационные исследования, посвященные проблемам истории генезиса и развития народного образования Северной Осетии и Северного Кавказа;

- очерки и статьи Г.И.Дзасохова,
Организация и этапы исследования:

  1. 1997 1998 гг. - предварительное ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.

  2. 1998-1999 гг. - определение методологии, методов, задач, источ-никовой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках.

  3. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей и историко-педагогических пособий по результатам исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Решающим фактором формирования прогрессивно-демократичес
кого мировоззрения Г.И.Дзасохова стали влияние прогрессивной рус
ской культуры и педагогики России, освободительное движение, раз
вернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX веков.

Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.И. Дзасохова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.

В своей деятельности Г.И.Дзасохов, как педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа.

В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.И. Дзасохов изобличал произвол, учиняемый чиновниками Кавказской администрации и учебно-духовного ведомства над простыми тружениками, народными учителями,

Г.И. Дзасохов настаивал на необходимости создания для горцев подлинно демократической системы школьного образования, в которой преподавание предметов велось бы на родном и русском языках. Педагог-гуманист выступал против оторванности школы от жизни, от народа. Он был за внедрение в практику активных методов обучения.

В своих педагогических статьях и очерках Г.И.Дзасохов писал о засилье духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы священнослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении.

Г.И.Дзасохов писал о тяге горцев к свету, образованию, но вместе с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших прогрессивному развитию горцев.

Г.И.Дзасохов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев и была на страже интересов имущих граждан.

Для начального периода обучения горских народов Г.И. Дзасохов намечал широкую общеобразовательную программу, предусматривающую изучение горцами родного и русского языков, арифметики, истории, письмоводства, педагогики, греческого и иностранных языков. Важнейшим условием успешности школьного обучения Г.И.Дзасохов считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обобщенные и систематизированные понятия,

идеи, характеризующие научно-педагогическую биографию Г.И. Дзасохова расширяют и углубляют наши представления и знания о прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX -начала XX вв.

В диссертационной работе раскрыты прогрессивно-педагогические взгляды Г.И.Дзасохова на школу и просвещение многонационального Северокавказского региона в рассматриваемый период.

В работе проанализирована педагогическая публицистика Г.И. Дзасохова, исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания подрастающих поколений, определяющие факторы всестороннего их формирования.

Обобщены взгляды педагога-публициста на систему школьного образования, его высказывания о желательных типах учебных заведений для горских народов Северного Кавказа.

В диссертационной работе охарактеризованы средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в школе, выявлен вклад Г.И. Дзасохова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы, способствующие устранению пробелов в педагогической биографии Г.И. Дзасохова.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, при чтении спецкурсов по истории школы и педагогической мысли северокавказских народов, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы студентами при написании ими курсовых и дипломных работ. Они

расширяют наши представления об истории просвещения и педагогической мысли народов дореволюционного Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой источ-никовой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.

Апробация и внедрение в практику осуществлялось по мере подготовки и издания материалов исследования в печати. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии «Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в учебно-методических пособиях: «Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Г.И.Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в статье Григорий Дзасохов видный педагог-просветитель кавказских народов» (Карачаевск, 1999), используемых студентами при изучении ими спецкурса «Просветители горских народов XIX - начала XX в.», а также учителями общеобразовательных школ.

Результаты исследования регулярно обсуждались на межвузовских и региональных конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах.

Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце ХГХ - начале XX в

Исследование деятельности такого выдающегося осетинского педагога-просветителя, как Г.И.Дзасохов, важно провести в контексте с временем, в котором он жил и творил. Прежде всего, необходимо рассмотреть просветительскую политику монархии, проводимую в Осетии в исследуемый период (конец XIX - начало XX вв.), поскольку она наложила отпечаток и на творчество как самого Г.Дзасохова, так и других видных осетинских просветителей.

Начало XX века для осетинского народа, как и всех народов Кавказского региона, характеризуется резким обострением социально-экономической, политической обстановки в крае и развернувшимся освободительным движением. Активное участие принимало в нем прогрессивное учительство в лице лучших его представителей (Г.Дзасохова, М.Гарданова, Х.Уруймагова и др.), требовавшее проведения демократических школьных реформ.

«Исследование конкретных форм влияния политики правительства на развитие народного образования в Осетии позволяет выявить два основных направления деятельности центральной власти, обращенной на инородческую школу: изменение структуры и изменение содержания народного образования, - отмечает кандидат педагогических наук Ф.Н. Цораева. - Эту деятельность предваряло разрешение ключевой проблемы - сохранение или уничтожение особых черт в организации школьного дела в крае»[96, 37]. Иными словами, выбор целесообразного (для империи) пути развития кавказской школы. И здесь уместно вернуться к истокам школьного дела в Осетии,

Как известно, до присоединения к России, ни у осетин, ни у других многочисленных кавказских народностей не было своих алфавитов и письменности. Только после присоединения осетины, как и другие народы Кавказского наместничества, получили право на знания. Кавказовед А.Краснов отмечал, что «осетины - один из немногочисленных народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делавший на этот поприще большие успехи. Осетины жаждут обра-зования»[167].

Несмотря на то, что имперская политика в области образования строилась на принципе целесообразности и выгодности, мы можем утверждать на тысячах примерах, что Россия духовно обогащала Кавказ. «Присоединение к России, независимо от целей, преследуемых русским царизмом, - отмечает профессор Б.А.Цуциев, - имело для осетинского народа, как и для других народов Кавказа с точки зрения дальнейшего экономического, политического и культурного развития объективно прогрессивное значение; оно дало право осетинам пользоваться благами русской материальной и духовной культуры и тем самым вырваться из состояния глубокого экономического и культурного застоя, в котором они пребывали в течение многих веков»[96;21-22]. Нельзя не согласиться с мнением кавказоведа Л.С.Гатаговой, о том, что «история российско-кавказских отношений полна драматическими поворотами, которые сегодня нередко используют в беспринципных политических играх»[16, 4]. Однако наиболее привлекательным выглядит путь извлечения примеров, дающих позитивную перспективу, ибо «в пробуждении общественного самосознания горской молодежи неоценимую роль сыграли передовая общественная мысль России, ее прогрессивная наука и культура»[6, 31,

С присоединением Кавказа к России в жизни северокавказских народов произошли значительные перемены. Менялись также взгляды и характер деятельности просветителей этих народов, в том числе и горцев, получивших образование в русских учебных заведениях и испытавших на себе влияние передовой русской культуры [9, 6].

Стремление к знаниям среди осетин заметно усиливается в начале XIX века. Академик Ю. Клапрот писал, что осетины «являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа» [5 1; 17]. Этому высказыванию адекватна статья, помещенная в газете «Кавказ» от 1887 года, отмечавшая, что «благодаря трудолюбию, все больше и больше проникающему в массу осетин, и трезвости взгляда их лучших людей, понявших истинное значение русского владычества на Кавказе, они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев в умственном отношении»[58, 232J.

В начале XIX века общее образование в России было представле ні но малыми и главными училищами, созданными в 80-х годах XVIII в. К 1800 году насчитывалось 315 училищ, в которых обучалось 18128 учеников мужского и 1787 женского пола [63, 339-340]. Наиболее распространенными типами школ Северного Кавказа до начала поре форменного периода были общественно-приходские и уездные учи лища. Кроме того, действовали Ставропольская и Екатеринодарская гимназии с пансионом для горцев. Однако нехватка школ по-прежнему ощущалась очень остро, особенно в горной местности. «В горах, - отмечал профессор М.С.Тотоев, -в среднем на 300-400 человек приходился один, с трудом умевший читать и писать грамотный человек. Человек, который мог бы написать жалобу или прошение на имя начальства, был для горцев находкой в 4 полном смысле этого слова. Если же такого человека не было в прихо- де, то его приходилось искать в плоскостных селах за 30-50 км.»[72; 138]. Огромный вклад в устроение школ внесло «Общество восстановления православия на Кавказе». Им был открыт целый ряд школ христианского направления, магометане же оставались по-прежнему без школ. На это обратил внимание Г.Баев, который писал, что и в магометанские селения должно приходить просвещение, причем по инициативе самих сельчан. «Вот факты, над которыми стоит остановить свое внимание каждому интересующемуся жизнью горцев Кавказа, - отмечал видный осетинский общественный деятель. - Видно начало осуществляться то, во что так глубоко верил составитель кабардинской грамматики Шор-Бекмурзин Немов (Ногмов), который еще в 30-х годах говорил: «Сердечное убеждение говорит мне, что придет время, когда в душе грубого горца вспыхнет чудное чувство, светильник жизни, любовь к знанию. Ударит и для нас час, когда мы примемся за грамоту, книги и письмо!» [101].

Жизненный путь просветителя - педагога и общественного деятеля

Как видно из предыдущей части исследования, педагогическая мысль в Осетии в начале XX века получила значительное развитие. Она носила острый, боевой, наступательный характер. Одним из наиболее деятельных представителей осетинского просветительства в рассматриваемый период являлся Г.И.Дзасохов.

К сожалению, жизнь и педагогическое наследие Григория Ивановича Дзасохова почти не изучены. Отрывочные сведения о нем, содержавшиеся в осетинской историографической литературе, не давали полного представления о его педагогической деятельности и облике в целом. Сейчас в нашем распоряжении достаточно литературы и документов. Многие педагогические труды Г.Дзасохова позволяют полнее отразить не только его общественно-публицистическую деятельность, но и раскрыть его богатейшее педагогическое наследие. Они проливают свет на его жизнь и деятельность в целом.

Григорий Иванович Дзасохов родился 14 августа 1880 года на Кубани в селении Георгиевско-Осетипское (Лаба) в бедной крестьянской семье. Отец его приложил немало усилий, чтобы дать полноценное образование своим детям (кроме Григория, у него их было три сына и одна дочь). Впрочем, отец Батчери (Иван) Дзасохов заботился не только об образовании своих детей, но и ребят односельчан. На своей арбе он привозил в Ставрополь молодых горцев с тем, чтобы устроить их в разные учебные заведения. Когда руководители этих учебных заведений отказывались принимать детей, отец Дзасохова попросту выгружал мальчиков из арбы и уезжал. Директорам училищ ничего не оставалось, как принимать их в свои учебные заведения. Но такие «номера» проходили очень редко, и тогда Иван прибегал к помощи своего знаменитого земляка Коста Хетагурова, продолжительное время жившего и работавшего в Ставрополе. Об этом свидетельствует отрывок из письма поэта, адресованного в 1826 году А.Цаликову. В нем Коста писал: «Батчери Дзасохову передай, что вакансии в пансионе гимназии нет и в нынешнем году» [88, 30] (по всей видимости Батчери хлопотал за сына Григория). В связи с этим 16-летнему Григорию пришлось поступить в Ардонскую семинарию в Осетии, которую он окончил в 1901 году. Подробных сведений или воспоминаний о пребывании юноши в семинарии нет. Но из некоторых его педагогических публикаций (например, «К вопросу о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ», «Об Ардон-ской семинарии», «К вопросу о восстановлении миссионерской семинарии в Ардоне» и др.) можно составить представление о семинарском укладе жизни и отношении к нему будущего педагога-просветителя. «Помимо скудости общего образования, которое дает Ардонская семинария, - писал Г.Дзасохов, - здесь противнее всего духу питомцев ее монастырский уклад жизни. Всякое стремление к самоопределению, к развитию своих природных задатков считалось здесь «гордостью» и преследовалось как зло, как грех против заповедей Иеговы», И далее он продолжал: «Питомцы семинарии выходят с полным отвращением к воспитывающему их учебному заведению и всему церковному...» [1 19].

Но духовно-учебное ведомство Кавказа вполне было удовлетворено такой постановкой обучения и воспитания горцев. Как бы дополняя картину, описанную Григорием, ректор Ардонской семинарии архимандрит Арсений сообщал в учебный комитет при Святейшем Синоде: «Наша семинария делает многое: она обуздывает этих горных юношей (горцев), не позволяет вторгаться врожденным разрушительным инстинктам в область политики, идти против существующего строя; корпорация постоянно внушает молодым мысль, что семинария есть заведение исключительно учебное и воспитательное, для воспитания будущих пастырей церкви, а не политических вождей» [11, 23-24].

Эта атмосфера насильственного воспитания церковности и преследования всякого вольнодумства и вызывала в юноше отвращение и протест, ибо уже тогда он серьезно заинтересовался проблемой народной жизни и литературой, в которой эти проблемы поднимались. Особенно он был увлечен творчеством осетинского поэта, своего земляка К. Хе-тагурова, наиболее полно и сильно выражавшего нужды и чаяния обездоленных горцев. Стихи Коста Левановича молодой Григорий не только

Г. Дзасохов о роли и значении передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев

Присоединение к России определило дальнейшую судьбу Осетии, открыло новый период в истории осетинского народа. Если в осетинской историографии не было единого мнения по проблемам оценки цивилизаторской миссии царской России в Кавказском регионе [8, 31-46], то значение русской культуры всеми исследователями оценивалось однозначно с позитивных позиций [36; 37; 46; 47; 99 и др.]. Проникновение российской культуры в национальную глубинку, которую представлял Кавказ, привело к развитию всех сторон жизни горцев. «И если Осетия после присоединения к России добилась известных успехов в области экономики и культуры, - считает историк Б.А.Цуциев, - они были результатом прогрессивного воздействия русской материальной и духовной культуры» [96, 57]. «Влияние передовой русской культуры наиболее рельефно сказалось в области просвещения, являющегося культурным запросом самого народа, увидевшего в России не просто великую державу, но и страну, могущую стать источником просвещения» [61, 65], - говорил Руководитель Администрации Президента РФ С.А. Филатов, В подтверждение этих слов газета «Тифлисский листок» в 1906 году писала: «Из всех многочисленных горских народов на Северном Кавказе, осетины - наиболее культурный и во всех отношениях даровитый народ, весьма склонный к просвещению». Всего лишь два-три поколения понадобилось Осетии, чтобы создать у себя стройную систему образования, национальную литературу с богатым литературным языком. За это же время была сформирована мощная военная и гражданская интеллигенция, ставшая R Осетии общественным сословием, способным влиять на судьбы своего народа, участвовать в важнейших: событиях российской истории» [33, 217J.

«Одним из выдающихся последствий благотворности присоединения Осетии к России было то, что большое количество осетинской молодежи получило возможность, особенно вслед за крестьянской реформой, учиться в средних и высших заведениях России. Молодежь стала рваться к русскому просвещению, к получению образования в российских городах» [66, 49], - считал историк М.С.Тотоев.

Развитие культуры во второй половине XIX века явилось результатом благотворного влияния передовой России на всю общественную жизнь Осетии и было связано во многом с прогрессивной деятельностью К.Хетагурова и других представителей осетинской интеллигенции, к числу которых относятся, прежде всего, А.А.Гассиев, Г.М.Цаголов, И.Д.Кануков, Х.А.Уруймагов, Б.И.Гурджибеков и др.

Но в новый период, особенно с начала XX века появилось и новое замечательное поколение, внесшее также весомый вклад в культуру своего народа. К ним следует отнести Г.Дзасохова, Б.Туганова, М.Гарданова, Е.Бритаева, Г.Малиева и др. Они придерживались интернациональных позиций по защите прав и духовных интересов трудящихся. Судьбу и развитие горцев просветители мыслили себе не иначе как через приобщение их к русской культуре.

Таким образом, если в развитии культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века был сделан дальнейший шаг, то это во многом было результатом плодотворной деятельности представителей «старого» и «нового» поколений передовой осетинской интеллигенции.

Именно благодаря проникновению русской культуры на национальные окраины, передовые представители осетинского народа, одним из которых являлся Г.И.Дзасохов, смогли увидеть и сориентировать свой народ на демократическую Россию. Будучи горячим патриотом своего народа, беззаветно служа делу его социального и национального освобождения, он никогда не рассматривал проблемы осетинского народа в отрыве от других горских народов и от великого русского народа. Он выступал страстным поборником дружбы между всеми народами многонациональной Российской империи, справедливо усматривая в этом главный залог победы и будущего расцвета всех национальностей, создающих своим трудом материальные и духовные ценности цивилизации мира. В своей научно-просветительской деятельности Г.Дзасохов занимался проблемами культуры, литературы и школьного образования, справедливо считая, что именно через образование, «мирными средствами» Россия должна завоевать Кавказ. Педагог-мыслитель говорил: «Входя в общую семью народностей Русского государства, население Кавказа скорее воспримет блага завоевания человеческого ума» [138], Он советовал правительству обратить серьезное внимание на состояние просвещения нерусских народов, видя в этом единственное средство приобщения их не только к русской культуре, но и ко всей мировой цивилизации. «Судьба Кавказа в руках русского государства, - пишет педагог. — И культура европейская может сделаться достоянием населения Кавказа только через русскую школу»[138]. Просветитель понимал всю важность и пользу открытия духовным ведомством школ, рассматривал их объективно известную пользу, так как эти школы «были призваны правительством и церковью как одно из средств приобщения горцев к православию»[55, 499]. Учебно-воспитательные работы в духовных школах были полны недостатков. Однако они все же знакомили детей с русской культурой и гражданственностью.

Дидактические положения Г.Дзасохова

К тому времени, когда на педагогическое поприще вступил Г.Дзасохов (начало XX в.), просветительство в России имело давние традиции, заложенные еще М.Ломоносовым, Н.Новиковым, А. Радищевым, В.Белинским и другими, которые подчеркивали важную роль просвещения в развитии общества по пути прогресса. И это было свойственно каждому этапу Российской истории. В начале XX века вопросы народного просвещения в России и на Кавказе становились особенно актуальными. Эти вопросы трактовались по-разному в зависимости от социально-политической ориентации педагогов и деятелей культуры. Рассматривая наследие Г.И.Дзасохова как одного из виднейших педагогов Северного Кавказа в контексте основных направлений педагогической мысли народов России в рассматриваемый период, мы относим его воззрения к прогрессивно-демократическому направлению общественно-педагогического движения Северокавказского региона.

Дидактические воззрения Г.И.Дзасохова многогранны и очень разнообразны: они касаются педагогических процессов, принципов, форм и методов развивающего обучения, а в целом - работы учителя школы. Эти мысли замечательного горского педагога перекликаются с дидактическими положениями К.Д.Ушинского, НИ.Пирогова и других классиков русской педагогики, придававших пристальное внимание рассматриваемым проблемам дидактики.

Анализируя постановку обучения в дореволюционных горских школах Северного Кавказа, Г.Дзасохов констатировал тот факт, что в них господствовало словесно-догматическое обучение, преподносивиїее детям готовые знания, но препятствующее развитию их интеллектуальных способностей. Понятно, что подобными средствами обучения главная цель образования и воспитания — развитие гармонично развитой личности не достигалась [137].

Также не способствовала развивающему обучению и оторванность знаний от жизни, преподносимых в учебных заведениях детям. В одной из своих статей («Школа и жизнь») педагог говорит и о том, что определенное негативное воздействие на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся оказывают и политические события периода революций 1905 и 1917 годов.

При рассмотрении вопроса о выборе оптимальных методов обучения Г.И.Дзасохов считал необходимым, что никто не может и не должен навязывать учителю своего мнения о том, как поступать ему в каждой, отдельно взятой ситуации и какой прием ему применить для развития детей. Он настаивал на том, чтобы выбор методов развивающего обучения производил сам педагог. Но чтобы всякий раз такой выбор был целесообразным, подчеркивал Г.Дзасохов, педагогу необходимо было хорошо знать психолого-педагогические закономерности развития своих воспитанников и окружающую их обстановку.

Идя в ногу со своим временем, Г.Дзасохов придерживается пироговской формулировки — «Быть человеком», требующей широкой общеобразовательной подготовки детей [59, 47-59]. Вслед за педагогом Н.Пироговым, Г.Дзасохов считал общечеловеческое воспитание важнейшим фактором всестороннего развития детей и подчеркивал, что только через «воспитание они приучаются ценить его, как самую жизнь» [157].

Углубляясь в проблему развивающего обучения, педагог говорит о взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании и образовании горцев н решительно выступает против тех, кто считает, что эти понятия несовместимы и потому под разными предлогами старается протащить на школьную почву идеи националистического воспитания. Доказывая несостоятельность подобных утверждений, педагог подчеркивает, что идеал общечеловеческого образования по своему смыслу «свободен от всяких ограничений, всегда общечеловечен, а общечеловеческое развитие тем драгоценно, что никогда не посягает на национальность» [83, 394].

Г.Дзасохов убедительно доказывал, что механическое перенесение на национальную почву различных систем воспитания и образования, может принести больше вреда, чем пользы. При внешнем сходстве каждая из национальных систем имеет коренные отличия, свою особую цель и свои особые средства к достижению этой цели.

Поэтому в своей критике постановки школьного дела на Кавказе, в частности, системы обучения, просветитель в первую очередь обращает внимание на отсутствие обучения «инородцев родному языку». Вслед за К.Ушинским, Григорий Иванович показывает условия, при которых может происходить развивающее обучение. По мысли педагога, «это обучение только тогда будет развивающим, если оно будет преподаваться горскими учителями на их родном языке». Свое суждение он обосновывает тем, что ребенок рождается и воспитывается в горской семье, где учится говорить и общаться на материнском языке, а иначе «не избежать схоластики и зазубривания в обучении» [126].

Похожие диссертации на Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова