Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Толстова, Лариса Николаевна

Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ
<
Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толстова, Лариса Николаевна. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2005. - 299 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев

1.1. Факторы и условия формирования военно-этических взглядов русских флотоводцев XVIII - начала XX вв 20-58

1.2. Анализ источниковедческой базы исследования военно-этических взглядов русских флотоводцев XVIII - начала XX вв 5 8-83

Выводы 83-85

Глава 2. Историко-педагогический анализ зарождения и становления военно-этических взглядов русских флотоводцев XVIII века

2.1. Петр I и его вклад в зарождение военно-этических взглядов русских флотоводцев начала XVIII в 86-103

2.2. Характеристика военно-этических взглядов и деятельности Ф.Ф.Ушакова 104-115

Выводы 116

Глава 3. Эволюция и развитие военно-этических взглядов и деятельность русских флотоводцев XIX - начала XX вв .

3.1. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев первой половины XIX в 117-139

3.2. Анализ содержания военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев - последователей лазаревской школы (В .А. Корнилова, П.С. Нахимова, Г.И. Бутакова, И.Ф. Лихачева) 139-186

3.3. Характеристика военно-этических взглядов и деятельности С.О.Макарова 186-196

3.4. Пути и условия использования военно-этического наследия русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. в современных условиях 196-215

Выводы 215-217

Заключение 218-224

Список использованной литературы и источников 225-244

Приложения 245-299

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Совершенствование системы воинского воспитания, морально-психологической подготовки военнослужащих и военного образования является одним из приоритетных направлений современного военного строительства1. Без решения этих задач невозможно успешное осуществление процесса модернизации Вооруженных Сил. Основой для их решения служат качественные изменения в процессе подготовки и воспитания военнослужащих. В связи с этим особую значимость для современных Вооруженных Сил приобретает опыт, накопленный представителями отечественной военной мысли на протяжении веков. Восстановление боевой мощи армии и флота немыслимо без формирования морального духа войск, и это прекрасно понимали лучшие представители военно-морской мысли России. Контр-адмирал А. Д. Бубнов рассматривал возрождение военно-морской силы страны в неразрывной связи с духовным, отмечая, что долг офицерского состава перед Россией состоит в том, «чтобы сохранить всеми мерами военно-морской духовный капитал, приобретенный тяжкими трудами и переданный ему из поколения в поколения, и стараться всеми ме-рами его умножить, чтобы поддержать уровень современных требований» .

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации характеризуется сложностью и противоречивостью. Происходит падение престижа воинской службы, особенно среди молодежи: 46% опрошенных (в возрасте до 30 лет) отрицательно относятся к службе в армии3. Вооруженные Силы стремительно теряют кадровый состав: за истекшее десятилетие ежегодно увольняется по разным причинам до 50 тыс. офицеров, половина из

1 Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ [Электронный ресурс] / М: МО РФ, 2003. - Режим
доступа: lutp://vvw\v.mil.ru/artidcs/article5005.shtml.- Загл. с экрана.

2 Бубнов А. Основы русской морской политики //Военно-морская идея России: Духовное наследие Импера
торского флота. 2-е изд. испр. и доп. - М., 1999. - С. 258.

3 Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века //Социс. - 2003. - № 12. - С. 57.

них в возрасте до 30 лет . На совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации (июль 2005 г.) отмечалось, что состояние правопорядка и воинской дисциплины является чрезвычайно важной и острой проблемой. Современное состояние нравственного воспитания военнослужащих явно не соответствует предъявляемым требованиям. За первую половину 2005 г. в два раза увеличилось количество преступлений, совер-шенных солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту . В числе причин указывались: утрата традиций и преемственности воинского воспитания; системы подготовки офицерского состава; уклонение командиров от исполнения обязанностей по поддержанию правопорядка и дисциплины; недостаточная педагогическая культура выпускников военных учебных заведений и др.

Деформация нравственных ценностей происходит как среди проходящих военную службу по призыву, так и кадровых офицеров. Если 20 лет назад молодежь приходящая на службу была ориентирована, прежде всего, на моральные и военно-корпоративные ценности (долг перед Родиной, шаг к самостоятельности, школа мужества и жизни); теперь на первом месте находится семья, на втором - долг, честь, Родина, третьем - карьера, профессиональные и на последнем месте духовное развитие3. Уменьшается количество офицеров, для которых являются значимыми высоконравственные ценности военной службы. По данным ГУВР Вооруженных Сил Российской Федерации только 14% офицеров гордятся причастностью к делу защиты отечества, ценности военно-корпоративного характера (причастность к защите отечества, воинская честь и достоинство) сегодня не являются доминирующими4. О неблагополучной морально-психологической обстановке в воинских коллективах свидетельствует низкий уровень межличностного доверия среди воен-

1 Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века //Социс. - 2003. - № 12. - С. 58.

2 Материалы расширенного совещания руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации по
вопросам состояния воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте Вооруженных Сил РФ [Элек
тронный ресурс] / М.: МО РФ, 2005. - Режим доступа: . - Загл. с
экрана.

3 Информационно-методический сборник. - 1993. - № 2 (5). - С. 57-58.

4 В российской армии меняется шкала ценностей службы - опрос // ИНТЕРФАКС - АВН. 21.04.2003 [Элек
тронный ресурс].

нослужащих. В трудную минуту готовы обратиться к командиру части 11,7%; заместителю командира по воспитательной работе 9,4%; командиру батальона, роты, боевой части, дивизиона - 12,9%; старшине команды - 2,4%; командиру отделения -5,1%1.

Именно поэтому в Вооруженных Силах Российской Федерации все более обостряются противоречия в современной военно-педагогической практике между: 1) потребностями обеспечения духовной безопасности и ее реальным состоянием; 2) комплексом нравственных ценностей необходимых личному составу Военно-морского флота для успешной военно-профессиональной деятельности и нравственными ценностями доминирующими и насаждаемыми в обществе; 3) возрастающим значением нравственных качеств военнослужащих в условиях современных войн и их реальным состоянием; 4) решающей ролью офицерского состава в воспитательном процессе и низким уровнем педагогической культуры и др.

Создание и совершенствование системы воспитательной работы сегодня рассматривается как одно из основных направлений военного строительства. 22 августа 2002 г. Президентом Российской Федерации утверждена Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания. В ней подчеркивается, что воинское воспитание необходимо осуществлять на «основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонациональной России, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры»2.

Вооруженным Силам XXI века необходимы специалисты, обладающие не только качественным образованием, профессиональными навыками, но и определенными нравственными качествами. Ведь именно человеческий фактор играет решающую роль в деле создания современной боеспособной ар-

1 Военно-социологические исследования. Сборник статей. - 2003. - № 4. - С. 28.

2 Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов к единой системе воинского воспитания (утв. Президентом РФ 22 августа 2002 г.) [Электронный
ресурс]/ М.: Парк. РУ, 2002. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

мий. Концепция воспитания личного состава (2004) приоритетной целью воспитательной работы в Вооруженных Силах определяет формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, воина профессионала и высоконравственной личности .

Одним из важнейших компонентов воспитания военнослужащих является нравственное воспитание, которое неразрывно связано с воинским, государственно-патриотическим, религиозным и другими видами воспитания личного состава армии и флота. Ведь воины это люди, облеченные особым доверием нации - вооруженные защитники Отечества. Именно поэтому воин и нравственность в русской культуре рассматривались как понятия неразделимые2.

Особенно важное значение нравственное воспитание приобретает в Военно-морском флоте, деятельность которого определяется специфичными условиями жизнедеятельности, требующими особой подготовки. Своеобразие театра военных действий, продолжительное пребывание в море, изменение привычных жизненных условий, прекращение семейных отношений, длительные моральные и физические перегрузки, при отсутствии достаточных условий для восстановления сил, непредсказуемая морская стихия, однообразная и монотонная окружающая обстановка, замкнутость и ограниченность корабельного коллектива, обособленность личного состава во время несения службы и наоборот, тесное общение во время вахт и досуга - это далеко неполный перечень особенностей службы военных моряков3.

Все эти условия существенно повышают значение нравственных начал в процессе воспитания личного состава флота. Ведь именно нравственная атмосфера на корабле является основой его боевой мощи. Не случайно совре-

1 Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ /Приложение к приказу МО РФ 2004 года
№ 70.-М.,2004.-С. 15.

2 См.: Ильин И.А. Духовный смысл войны. - М., 1915. - С. 24.

См.: Доценко B.T. Психологические условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. С. 50-51; Жаворов А.К. Психологические условия профессионального самоутверждения молодых офицеров надводных кораблей: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2003. - С.87-88; Костров А.Н. Психологическое обеспечение безопасности службы моряков подводников: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2003. - С. 37; Броневицкий Г.В. Психология военных моряков: психические состояния. - СПб., 2002. - С. 29-77.

менный Корабельный устав Военно-морского флота (2002) определяет воспитательную работу на корабле, как приоритетный вид служебной деятельности командира1.

Нравственные качества военнослужащих - это залог здоровья не только армии, но и нации в целом, основа стабильности и процветания государства. Воспитание нравственно здорового подрастающего поколения, поколения готового защищать свое Отчество, поколения знающего, понимающего и уважающего историческое наследие своей страны неразрывно связано с патриотическим воспитанием граждан, одним из направлений которого является «мобилизация творческого потенциала деятелей науки на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания, разработку трудов по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев и флотоводцев»2.

Важность изучения данной проблемы обусловлена также малым количеством исследований нравственного фактора военного искусства, недостаточно глубоким подходом авторов к рассмотрению проблемы. Так, Н.И. Смолин утверждает, что идейные принципы правительственной политики, выраженные в призыве «За веру, царя и Отечество», приобрели у русских солдат и командиров характер прочного стереотипа: «Жесткий дисциплинарный режим, который постоянно поддерживался на протяжении рассматриваемого периода, имел свои следствием повсеместное развитие у солдат шаблонного мышления, догматизма, причем шаблон был задан сверху и лишь его скрупулезное выполнение могло предоставить возможность избегнуть наказания»3. Это противоречит тому факту, что как очевидцы, так и современники - исследователи событий единодушно отмечали небывалый нравственный подъем участников Крымской войны, и особенно участников

1 Корабельный устав Военно-морского флота. - М., 2002. - С. 87.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы» [Электронный
ресурс]/ М.: Правительство Российской Федерации, 2002. - Режим доступа: -Загл. с экрана.

3 Смолин H.H. Роль морального фактора Русской армии в ходе Крымской войны: 1853-1856 гг.: Дис. ...
канд. ист. наук. - М., 2002. - С. 179.

Севастопольской обороны. Решающая роль здесь принадлежала личному составу флота, возглавляемому воспитанниками лазаревской школы: В.И. Истомину, В.А. Корнилову, П.С. Нахимову и др.

Подобные недостатки существуют в работе В.А. Артамонова «Боевой дух русской армии XV-XX вв.». Признавая решающее значение боевого духа в военном искусстве, он утверждает, что героические победы русской армии, и в частности «Севастопольская страда» держались исключительно на русском национальном характере1. Многочисленные исторические источники опровергают данное утверждение. Проведенное нами исследование показывает, что высокий боевой дух создавался в результате повседневной военно-педагогической деятельности русских военачальников и флотоводцев. Подробный анализ данных работ выходит за рамки данного исследования, но подтверждает необходимость более обстоятельного и взвешенного исследования этического наследия русской военно-морской мысли.

Многовековая история России необычайно богата яркими и знаменательными событиями, явлениями и личностями, прославившими наше Отечество, жизнь и деятельность которых может служить наглядным примером для новых поколений. В ряду замечательных соотечественников, которые внесли неоценимый вклад в становление и развитие Военно-морского флота России, одержали блестящие победы, продемонстрировали образцы исполнения воинского долга, единство слова и дело, гуманные отношения с подчиненными, искусство обучения и воспитания личного состава, находятся такие выдающиеся русские флотоводцы XVIII - начала XX вв., как: Петр I, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, Г.И. Бутаков, И.Ф. Лихачев, СО. Макаров.

В связи с этим большой теоретический интерес и практическую значимость вызывают исторические традиции отечественной школы воспитания военных моряков, достижения выдающихся русских флотоводцев, которые

Артамонов В.А. Боевой дух русской армии XV-XX вв. //Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. -М., 2002. -С.131-147.

не только своей теоретической, организаторской и практической деятельностью, а также личным примером заложили мощный фундамент в развитие военно-морской мысли России и ее нравственных составляющих, но и военной мысли в целом. В многочисленных исследованиях, научных и популярных изданиях, мемуарах, записках, статьях раскрыты различные стороны их многогранной жизнедеятельности. Вместе с тем, такая важная и характерная сторона, повлиявшая на военно-этическое воспитание личного состава флота, как военно-этические взгляды и военно-этическая деятельность не нашла пока всестороннего и глубокого изучения и обобщения.

Военно-этическое наследие выдающихся русских флотоводцев XVIII -начала XX вв. - это уникальное явление в мировой и отечественной военной мысли, имеющее не только и не столько военно-профессиональное, сколько общегосударственное значение. По своему положению и масштабам это были государственные деятели, которые в сложных, а нередко драматических событиях тех лет продемонстрировали органичное единство слова и дела, личное мужество, образцы бескорыстного служения Отечеству, гуманизма, что не могло не влиять на нравственное состояние не только личного состава флота, но и нации в целом. Их взгляды, идеи - это не просто сокровищница военно-морского искусства страны, но и основа успешного развития Военно-морского флота и Вооруженных Сил России.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена целым рядом факторов: во-первых, успешное осуществление военного строительства в Российской Федерации требует совершенствования работы всей системы военных и политических институтов, организаций, занимающихся воспитанием военнослужащих; во-вторых, необходимостью определения роли и значения нравственного воспитания в процессе подготовки личного состава, формировании духовной мощи российского Военно-морского флота; в-третьих, потребностью повышения роли нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях; в-четвертых, необходимостью изучения и обобщения достижений военно-морской мысли России по вопросам

формирования нравственных качеств моряков; в-пятых, необходимостью сохранения преемственности в деле воспитания личного состава Военно-морского флота, приумножения сложившихся традиций.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что первые попытки осмысления этического компонента военного искусства были предприняты в начале XIX в. и наиболее активно стали разрабатываться военными учеными и педагогами после Крымской войны1. В этих работах военачальники, писатели и педагоги стремились осмыслить значение морального фактора военного искусства, наметить подходы к процессу формирования нравственных качеств военнослужащих.

Изменение политической системы после октября 1917 г., существенно повлияло на процесс осмысления духовной составляющей русского военного искусства. В советский период эта тема приобрела соответствующее идеологическое оформление, и опыт дореволюционной отечественной военной мысли, как и имена многих военных теоретиков, философов, историков, пе-дагогов, социологов и психологов оказались забытыми . Исторический опыт деятельности выдающихся русских флотоводцев оказался востребованным, только с началом Великой Отечественной войны. И хотя появился ряд работ раскрывающих взгляды и деятельность флотоводцев, среди них по-прежнему

См.: Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров военной службе себя посвятивших. - СПб., 1807; Бобровский П.О. К характеристике военного искусства и дисциплины в войсках XVII и начала XVIII вв. - СПб., 1891; Гершельман С. Нравственный элемент под Севастополем. - СПб., 1897; Головин Н.Н. Исследование боя: Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СПб., 1907; Ливен А.А. Дух и дисциплина нашего флота. - СПб., 1914; Макаров СО. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб., 1904; Михневич Н.П. Основы русского военного искусства. Сравнительный очерк состояния военного искусства в России и Западной Европе в важнейшие исторические эпохи. - СПб., 1898; Петр Великий. Духовный элемент в военной и политической деятельности государя. - СПб., 1897 и др.

2 См.: Баранов Г.А. Корабельный коллектив и его роль в воспитании высокой дисциплинированности матросов и старшин срочной службы: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1969; Броневицкий Г.Г. Война. Океан. Человек. О морально-политической и психологической подготовке советских военных моряков. - М., 1974; Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М., 1976; Гришанов В. Война, океан, человек. - М., 1982, Гутник Г.Ф. Воспитание у курсантов военно-морских училищ любви к профессии офицеров ВМФ СССР: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1971; Иванов И.Я. Воспитание у воинов-подводников высокой ответственности за поддержание на лодке высокой боевой готовности: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1969; О воспитании молодых офицеров ВМФ. Сборник статей. - М., 1956; О воспитании морского офицера. Сб. статей. - М.-Л., 1944; О самостоятельности и инициативе офицеров флота. - М., 1959; Слепов В.Я., Лианин СМ. Морально-психологическое воспитание будущих офицеров-подводников. Учебное пособие для курсантов. -Л., 1968 и др.

отсутствовали самостоятельные исследования военно-этического наследия дореволюционной России1.

В 90-х годах XX в. значительно увеличилось количество работ посвященных военно-этическим аспектам воинской службы. Тем не менее, в существующих исследованиях современных ученых рассматриваются лишь отдельные проблемы военной этики, нравственного воспитания военнослужащих, значения морального фактора военного искусства: В.И. Вдовюк - военно-педагогической этики; А.В. Демидов - истории воинского этикета; И.А. Алехин, СВ. Боруднов, В.Е. Кучеров - истории военной педагогики; A.M. Герасимов - формирования педагогической культуры; СИ. Денисенко

- воинской дисциплины; А.С. Сушанский, А.Г. Трофимчук, СЛ. Шпанагель

- нравственного воспитания; Е.С Иванов - воспитания воинской чести;
Н.Н. Смолин, Л.А. Смирнов - роли морального фактора, Л.Н. Ховрина -
гуманизации военного образования; Д.И. Земсков, СВ. Литвиненко - воен
но-педагогического наследия русских полководцев и др.2

См.: Зверев Ю.И., Бычков А.П. Военно-педагогические взгляды выдающихся русских флотоводцев и их значение для воспитания советских военных моряков. - Севастополь, 1986; Коробков Н.М. Вице-адмирал Корнилов. - М., 1944; Лурье А., Маринин А. Адмирал Г.И. Бутаков. - М., 1954; Найда С. Адмирал Нахимов. - М., 1945; Тарле E.B. Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800). - М., 1959.; Тарле Е.В. Нахимов. - М., 1944; Тарле Е.В. Экспедиция адмирала Д.Н. Сенявина в Средиземном море (1805-1807). - М, 1954 и др.

См.: Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1983; Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1995; Бордунов СВ. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1991; Герасимов A.M. Формирование педагогической культуры молодых офицеров в части (Педагогическое исследование на материалах сухопутных войск и Военно-морского флота). Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1985; Демидов А.В. Этикет русского офицера в XVIII столетии: историческое исследование: Дис. ...канд. ист. наук. - М, 2001; Денисенко СИ. Развитие педагогической теории и практики поддержания воинской дисциплины в части (на корабле): Дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1998; Земсков Д.И. Военно-педагогические взгляды и деятельность М.И. Драгомирова: Дис... канд. пед. наук. -М., 1994; Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XVIII - начала XX вв.: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1994; Кучеров В.Е. Историко-педагогические тенденции патриотического воспитания офицеров Российской армии (XVIII - начала XX вв.): Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1998; Литвиненко СВ. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии А.В. Суворова: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001; Смирнов Л.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности Российской армии во второй половине XIX - начале XX веков: история, опыт, уроки: Дис. ...канд. ист. наук. - М., 1997; Смолин Н.Н. Роль морального фактора Русской армии в ходе Крымской войны: 1853-1856: Дис. ...канд. ист. наук. - М., 2002; Сушанский А.С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв.: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 2002; Трофимчук А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1990; Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: Дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1996; Шпанагель СЛ. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002 и др.

По-прежнему немногочисленны научные исследования, посвященные различным аспектам воспитания и обучения личного состава Военно-морского флота: Г.А. Броневицкий, В.Т. Доценко, А.К. Жаворов, А.Н. Костров, А.В. Шайдулин - военно-морской психологии; А.А. Кузнецов, В.П. Ма-сягин - преемственности военно-морских традиций; Е.П. Гаркуша - воспитания воинской чести; И.А. Сирковский - эффективности воспитательной работы; П.П. Дерюгин - межличностных отношений в корабельных коллективах и др.1 В них в той или иной мере затрагиваются особенности обучения и воспитания специалистов Военно-морского флота, некоторые аспекты военно-педагогической деятельности выдающихся русских флотоводцев по во-просам военно-морского воспитания и образования .

Вместе с тем в прямой постановке проблема военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. не исследовалась. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его объект, предмет, цели и задачи.

Объектом исследования являются военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв.

Предмет исследования составляет историко-педагогический анализ военно-этических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. и их влияние на нравственное воспитание личного состава флота.

1 См.: Броневицкий Г.А. Психология военных моряков: психические состояния. - СПб., 2001; Гаркуша Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материалах ВМФ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989; Дерюгин П.П. Педагогическая диагностика межличностных отношений в военно-морских коллективах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991; Доценко В.Т. Психологические условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997; Жаворов А.К. Психологические условия профессионального самоутверждения молодых офицеров надводных кораблей: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2003; Костров А.Н. Психологическое обеспечение безопасности службы моряков подводников: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2003; Кузнецов А.А. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII - начало XX вв.): Дис. ...канд. ист. наук. - М., 2000; Масягин В.П. Воспитание офицеров корабля на традициях ВМФ России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996; Сирковский И.А. Оценка эффективности воспитательной деятельности офицеров корабля 3 ранга: Дис. ...канд. пед. наук. - M., 2000; Шайдулин А.В. Зарождение и развитие отечественной военно-морской психологии: Дис. ...канд. психол. наук. -M., 1994.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-педагогического анализа военно-этических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев указанного периода и их влияния на воспитание личного состава флота в прошлом, выявить и обосновать педагогические пути и условия использования исторического наследия для совершенствования военно-этического воспитания личного состава флота.

Задачи исследования:

1. Обосновать факторы и условия, оказавшие влияние на становление и

развитие военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала XX вв.; систематизировать и уточнить источниковую базу исследования.

  1. Осуществить историко-педагогический анализ содержания военно-этических взглядов выдающихся русских флотоводцев указанного периода и их влияния на военно-этическое воспитание личного состава флота: обосновать основные тенденции и особенности их взглядов и деятельности.

  2. Определить основные педагогические пути и условия использования военно-этического наследия выдающихся русских флотоводцев указанного периода в современных условиях.

Замысел исследования состоит в том, чтобы с современных научных позиций проанализировать процесс становления и эволюции военно-этических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев XVIII - начала XX вв., выявить и обосновать основные тенденции и особенности использования военно-этического наследия в современных условиях.

Предполагалось, что реализация замысла исследования возможна на основе систематизации его источниковедческой базы, введения в научный оборот архивных материалов ранее неизвестных широкому кругу исследователей.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологические положения исследования основаны на комплексном использовании аксиологического, диалектического, компаративного и др. подходов к анализу сущности и содержания историко-педагогических явлений и процес-

сов. В диссертации также использовались общенаучные подходы: системный, комплексный, личностно-социально-деятельностный и др. При проведении исследования автор руководствовался принципами научности, объективности, теоретического и эмпирического единства и др.

Теоретическую основу исследования составили труды известных ученых: В.И. Вдовюка, И.А. Алехина, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Бескровного, СВ. Бордунова, П.Н. Городова, А.П. Балыкова, В.П. Давыдова, В.Г. Дёмина, И.И. Дьяченко, Н.Ф. Котова, А.С. Кравчуна, И.Д. Ладанова, В.К. Луценко, А.С. Миловидова, В.Я. Слепова, Л.М. Архангельского, В.В. Селиванова, Н.В. Кузьминой, а также современных исследователей: Г.П. Гаркуши, В.Н. Герасимова, Д.И. Земскова, Е.С. Иванова, А.И. Каменева, В.Е. Куче-рова, А.С. Сушанского, С.Л. Шпанагеля.

Кроме того, источниковедческую базу диссертации составили научные труды историков, философов, социологов, педагогов и психологов, военных ученых, а также официальные, архивные и военно-исторические документы, работы военачальников прошлого и настоящего. Были использованы общегосударственные и ведомственные нормативно-правовые акты, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, диссертации и монографии по исследуемой проблеме, материалы научных конференций и семинаров, в том числе международных, публикации в научной периодике.

Методы исследования. Среди теоретических методов преобладали: историографический, сравнительный, системного анализа, логический, проблемный и классификационный, терминологический, методы обобщения. Кроме того, использованы специальные исторические методы: хронологический, периодизации. Эмпирические методы составили: анализ архивных документов, военно-исторической документалистики, изучения и обобщения накопленного опыта и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки1.

Источниковедческой базой исследования послужили материалы и документы Российского государственного архива древних актов (РГАДА),

См.: Жуков E.M. Очерки методологам истории. -2-е изд., испр. / Отв.ред. Ю.В. Бромлей. - М., 1987; Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В., Методические проблемы исторического познания. - М., 1981 и др.

Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива ВМФ (РГАВМФ), Центральной военно-морской научной библиотеки, Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), библиотеки Военного университета, а также монографии, справочная и энциклопедическая литература, диссертационные исследования, мемуарная литература, периодическая печать и другие научные источники информации.

Все изученные источники можно разделить на следующие группы: законодательные акты, акты военного управления, военную периодическую печать, источники личного происхождения, публицистику, научные труды, справочную литературу (См. Глава 1).

В ходе проведенного исследования можно выделить три основных этапа:

Первый этап (2000-2001 гг.) - подготовительный. Основными задачами были: определение степени разработанности проблемы, выбор объекта и предмета исследования, разработка гипотезы и плана работы; определение цели и задач исследования; обоснование программы исследовательской деятельности, сбор, накопление, систематизация фактического материала, консультации с ведущими специалистами по исследуемой проблеме; участие в конференциях, методических семинарах по данной проблеме; подготовка статей в сборник по гуманитарным аспектам обучения и воспитания кадров Военно-морского флота.

Второй этап (2002-2003 гг.) - основной. Он заключался в углубленном изучении архивных, документальных, исторических источников по проблеме исследования; сборе, систематизации и обобщении фактического материала; обсуждении полученных результатов с научным руководителем; подготовке статей и докладов в сборник ТОВМИ, сборник материалов Всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции, журнал «Россия и АТР», на Приморские образовательные чтения (2003). На данном этапе уточнялся концептуальный подход к сущности и содержанию изучаемой проблемы.

Третий этап (2004-2005 гг.) - заключительный. Его основной целью являлось окончательное обобщение и систематизация накопленного фактического материала, уточнение теоретических выводов и практических рекомендаций, обсуждение на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедр ВУЗов, участие в научно-теоретических и научно-практических конференциях ТОВМИ, выступление с докладами на Приморских образовательных чтениях (2004, 2005), подготовка и издание: самоучителя «Нравственные основы подготовки моряков в истории военно-морской мысли России», учебно-методического пособия «Военно-этическое наследие М.П. Лазарева», литературное оформление диссертационного исследования.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования проанализировано более 80 дел архивных документов и материалов дореволюционного периода; около 400 источников современного и дореволюционного издания, в том числе более 50 докторских и кандидатских диссертаций; более 20 нормативных документов, приказов, директив федерального и ведомственного значения; изучены основные периодические военные, педагогические и исторические издания дореволюционной и современной России. Новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснованы основные факторы и условия становления и развития во
енно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала
XX вв.

2. Осуществлен историко-педагогический анализ развития военно-
этических взглядов и деятельности русских флотоводцев указанного перио
да; выявлены их периоды и тенденции.

  1. Определены пути и условия использования военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XIX - начала XX вв. в современной теории и военно-педагогической практике.

  2. Разработан информационно-образовательный проект «Морская душа».

На защиту выносятся:

1. Выявленные в ходе исследования основные факторы и условия воен
но-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала
XX вв.; систематизированная источниковедческая база исследования военно-
этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала XX
вв.; обоснованная периодизация развития военно-этических взглядов и дея
тельности русских флотоводцев рассматриваемого периода: первый этап
(XVIII в.) - зарождения и становления военно-этических взглядов и деятель
ности русских флотоводцев; второй этап (XIX - начала XX вв.) - эволюции и
развития военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев.

2. Историко-педагогический анализ содержания военно-этических
взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. Выяв
ленные основные тенденции зарождения и развития военно-этических взгля
дов и деятельности русских флотоводцев. На первом этапе (XVIII в.): преоб
разование способов формирования военно-этических взглядов от стихийно-
личностных - до преимущественно традиционно-приемственных; трансфор
мация выраженного прикладного характера военно-этических идей, в норма-
тивно-правововую форму их фиксации в уставах, инструкциях, приказах, ра
портах и т.п. актах; относительное преобладание мировоззренческой и оце
ночно-нормативной функций в реализации военно-этических взглядов фло
товодцев над воспитательной функцией. На втором этапе (XIX - начало XX
вв.): усиление научно-теоретического характера военно-этических взглядов,
проявляющихся в переходе от моральных «постулатов» и «заповедей» к во
енно-этическим законам, принципам и правилам; смещение акцентов в под
боре и подготовке офицерского состава из области анатомо-физиологических
и сословных кондиций в полеприоритетности значения военно-этических на
чал; изменения содержания военно-этических взглядов от положений касто
вого характера к нормам и принципам, утверждающим гуманизм и необхо
димость сближения офицерского состава с низшими чинами; усиление сте
пени выраженности воспитательной функции в военно-этических взглядах по
сравнению с их мировоззренческой и оценочно-нормативной функциями.

3. Разработанные педагогические пути использования военно-этических взглядов русских флотоводцев XIX - начала XX вв. в современных условиях: воспитание у военнослужащих военно-этической убеждённости; организация воинской службы на основе осознания военнослужащими военно-этической значимости и ответственности за свои действия и поступки; повышение военно-этической культуры корабельных офицеров-воспитателей и условия их эффективной реализации. Подготовленный в ходе исследования информационно-образовательный проект «Морская душа».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты содержат решение научной задачи - осуществления историко-педагогического анализа развития военно-этических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев XVIII - начала XX вв.

Разработанные концептуальные положения позволяют расширить современное представление о военно-этическом наследии русских флотоводцев указанного периода, а использование обобщенного исторического опыта позволит осуществлять научно обоснованное совершенствование нравственно-го воспитания личного состава Военно-морского флота России. Они могут служить научной опорой для исследования проблем, связанных с морально-психологической подготовкой военнослужащих.

Практическая значимость исследования состоит в определении прикладных основ совершенствования системы нравственного воспитания личного состава Военно-морского флота на основе современных военно-этических идей. Разработанный в процессе работы над диссертацией информационно-образовательный проект «Морская душа» может найти практическое применение, обеспечивая повышение эффективности нравственного воспитания личного состава флота, курсантов военно-морских учебных заведений. Выводы и практические рекомендации, сформулированные диссертантом, могут быть использованы в руководящих документах органов государственного и военного управления, позволяя более эффективно решать задачи воинского воспитания.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигнута за счет использования архивных документов, методики историко-педагогического исследования, системного подхода к рассмотрению предмета диссертации в его структурно-функциональных характеристиках; установления взаимосвязей между ними; применения разнообразных теоретических и эмпирических методов в соответствии с логикой и организацией исследования; внедрением в образовательный процесс военно-морских вузов научных выводов и практических рекомендаций исследования; апробацией результатов в образовательном процессе военно-морских вузов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования освещались автором в научных сообщениях, докладах на научных и научно-практических конференциях, образовательных чтениях, выступлениях перед курсантами и студентами высших заведений (ТОВМИ им. СО. Макарова, МГУ им. Г.И. Невельского, ДВГУ). Материалы, полученные в результате диссертационного исследования, использовались в качестве дидактического обеспечения для проведения лекционных, семинарских, практических занятий по истории, культурологи, социологии, педагогики, организации деятельности военно-научного общества курсантов в ТОВМИ им. СО. Макарова. Результаты исследовательской работы изложены на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОВМИ им. СО. Макарова и кафедры педагогики Военного университета.

Факторы и условия формирования военно-этических взглядов русских флотоводцев XVIII - начала XX вв

Как показало исследование, военно-этические взгляды и деятельность выдающихся русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. являются закономерным историко-педагогическим явлением. Они зарождались и эволюционировали под влиянием многих факторов и конкретно-исторических условий, выявление которых служит предпосылкой научного понимания жизнедеятельности выдающихся личностей, их значения в современных условиях.

Для осуществления историко-педагогического анализа военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. необходимо определить основные этапы их развития. Исследовательский подход основан на анализе наиболее важных исторических явлений в различных сферах общественной жизни, и военной мысли в частности. В результате исследования были выявлены два основных этапа ее развития в дореволюционной России: первый - XVIII в., второй - XIX - начало XX вв.

На первом этапе происходил процесс зарождения и становления военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев, а на втором -процесс их эволюции, теоретического оформления военно-этических идей.

1 этап (XVIII) - это период формирования военно-этических идей русских флотоводцев. Содержание военно-этической деятельности и направление развитие военно-этических идей во многом было обусловлено реформаторской деятельностью Петра I по созданию регулярной армии и флота, разработкой нормативно-правовой базы вооруженных сил страны, созданию системы военно-морского образования и пр. В указанный исторический период были намечены основополагающие направления развития отечественной военной педагогики, определены требования к подготовке личного состава и нравственным качествам военнослужащих. Возрождение петровской системы подготовки личного состава флота, дальнейшее становление военно-этических идей и их реализация связаны с деятельностью Ф.Ф. Ушакова, который на основе использования традиций воинского воспитания в процессе своей деятельности на Черноморском флоте способствовал укреплению гуманистических традиций отечественной педагогической школы.

К основным особенностям развития военно-этических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев данного этапа следует отнести: ярко выраженный прикладной характер военно-этических идей, воплощенных в соответствующих нормативно-правовых актах; стихийный характер становления военно-этических взглядов, обусловленный потребностями военного строительства и личностями флотоводцев; отсутствие теоретического оформления военно-этических идей; преемственность в процессе воинского воспитания; отсутствие единой системы воинского воспитания и др.

2 этап (XIX - начало XX вв.) - это период эволюции и развития военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев, активных идейных исканий отечественной военно-морской мысли, теоретического оформления военно-этических идей, обоснования особенностей военно-морской службы, создания черноморской школы воспитания личного состава флота, формирования особой военно-морской культуры.

На данном этапе происходит активное приращение военно-этических идей, внедрение их в педагогическую практику выдающимися русскими флотоводцами, создание лазаревской школы воспитания личного состава флота. Вершиной развития военно-этических взглядов русских флотоводцев данного периода стала флотоводческая деятельность СО. Макарова, богатый практический опыт которого был обобщен в его знаменитой работе «Рассуждения по вопросам морской тактики». На сегодняшний день эта работа является одной из самых значительных в истории отечественной военно-морской педагогики. Основными особенностями данного этапа развития военно-этических взглядов русских флотоводцев являлись: становление военно-морской мысли как самостоятельного направления военного искусства, теоретическое оформление военно-этических идей русских флотоводцев, обоснование идеи о приоритетном значении нравственных начал в процессе подготовки личного состава флота, активная разработка системы военно-этических ценностей, пристальное внимание к подбору кадрового офицерского состава флота, утверждение гуманизма как важнейшего принципа воинского воспитания, активное содействие развитию культуры военнослужащих, обоснование особенностей военно-морской службы и др.

Эволюция военно-этических взглядов русских флотоводцев определялась всей совокупностью исторических условий жизни страны, а также особенностями развития политической, общественной, педагогической и военной мысли XVIII - начала XX вв. Какие факторы повлияли на процесс зарождения и развития военно-этических взглядов русских флотоводцев рассматриваемого исторического периода?

История военной мысли России, а точнее эволюция военно-этических взглядов русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. неразрывно связана и обусловлена этапами становления российского государства, развитием всех сторон общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Особую роль в этом процессе играли уникальное геополитическое положение страны, находящейся на стыке двух цивилизаций: западной и восточной, что отразилось как на ходе развития страны, так и особенностях формирования менталитета россиян.

Вооруженные Силы всегда играли значительную роль в жизни российского государства, особенностью исторического развития которого является непрерывная вооруженная борьба за расширение и укрепление территории, защиту свободы и независимости страны от иноземных захватчиков. Война, как справедливо отмечает военный социолог В.В. Серебрянников, как будто «приговорила русский народ к сизифову труду по строительству своей госу дарственности» , на разных этапах формирования которой (Древняя Русь, период феодальной раздробленности, Московское государство) менялись состав, организация и вооружение войск. Становление и развитие отечественной военной теории и практики было напрямую обусловлено характером и значением войн в жизни общества, всей практикой военного строительства.

Следует отметить, что помимо объективных факторов, обусловленных потребностями развития страны, особенностями ее геополитического положения, в истории развития российского государства, армии и особенно Военно-морского флота значительную роль на наш взгляд играл субъективный фактор - личные качества монархов, государственных и общественных деятелей, полководцев и флотоводцев. Именно от них зачастую зависела судьба российского флота, который на протяжении столетий то становился мощной боевой силой, с которой считались ведущие морские державы, то приходил в состояние упадка и разрухи.

Российское государство рассматриваемого исторического периода -это крупная держава, обладающая огромными территориями, но заметно отстающая в экономическом, культурном и военном отношении от уровня передовых европейских стран. Активная политика страны по формированию государственной территории, укреплению международного положения сопровождалась значительными преобразованиями во всех сферах жизни общества, направленными на сохранение и укрепление абсолютизма. Этот период в российской истории был насыщен разнообразными событиями, противоречивыми и неоднозначными по своим последствиям, основное содержание которых было во многом обусловлено деятельностью монархов (Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и др.).

Петр I и его вклад в зарождение военно-этических взглядов русских флотоводцев начала XVIII в

Исследование процесса зарождения и развития этических идей выдающихся русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. проводилось на основе достижений современной военно-педагогической науки, как отрасли педагогики, изучающей сущность, задачи и закономерности обучения и воспитания воинов, при историко-педагогическом анализе факторов влияющих на изучаемый процесс и уровень его развития в данный период1.

В процессе формирования военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев можно выделить два основных этапа: первый - XVIII в., второй - XIX - начало XX вв. В XVIII в. происходил процесс зарождения и становления военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев, а в XIX - начале XX вв. процесс их эволюции, теоретического оформления военно-этических идей.

1 этап: зарождение и становление военно-этических взглядов и деятельность русских флотоводцев XVIII в. - это период формирования военно-этических идей русских флотоводцев. Основными факторами, определившими процесс становления военно-этических взглядов русских флотоводцев рассматриваемого периода были: укрепление абсолютизма; нестабильная внешне и внутриполитическая обстановка; формирование светской сословной образовательной системы; создание регулярной армии и флота; зарождение отечественной системы военного образования; становление и развитие этических идей в обществе; подчинение церкви интересам государства и др.

На данном этапе были определены основополагающие подходы к содержанию нравственного воспитания личного состава, характеризующиеся ярко выраженной прикладной направленностью, отсутствием специальных теоретических работ по данной проблематике, о чем свидетельствует анализ исторических источников (См.: Глава 1, п. 2). Становление военно-морской теории происходило в рамках военной науки, военной мысли в целом.

Зарождение военно-этических идей русских флотоводцев связано с реформаторской деятельностью выдающегося русского флотоводца, Петра I (1672-1725). По инициативе и при активном участии самодержца была проделана огромная работа по подготовке и созданию нормативно-правовой базы Вооруженных Сил страны. Внедрение воинских уставов, артикулов, регулирующих жизнедеятельность армии и флота, происходило постепенно, с учетом происходящих социальных, политических, культурных изменений в жизни общества.

Военные нормативно-правовые акты начала XVIII века, разработанные с учетом опыта зарубежного военного строительства, в тоже время являются самобытным явлением в истории военного искусства. По мнению И.П. Михневи-ча, Петр I изучивший «военное дело по западно-европейским образцам, благодаря своему гениальному уму и творчеству, сразу стал выше своего века, дал в области стратегии образцы, равные высочайшим образцам Наполеона, а в области тактики целый ряд нововведений вполне рациональных, поставивших сразу русское военное искусство на твердый и оригинальный путь» . Творческий подход к созданию первых воинских документов отмечал и знаменитый специалист по истории военного законодательства П. О. Бобровский, считая их глубоко обдуманным сводом из «лучших иностранных военных законов конца XVII и начала XVIII столетия сообразный с условиями быта регулярной армии и особенностями характера русского народа в данную эпоху» .

Идеи Петра I о нравственных основах воспитания личного состава флота, единстве системы воинского обучения и воспитания, во многом предопределили особенности и дальнейшее развитие российской военно-педагогической мысли. Воспитание и обучение войск петровской эпохи находилось в тесной зависимости от практических задач, связанных с формированием регулярной армии и флота. Умелое использование опыта иностранного военного строительства в сочетании с национальными особенностями и традициями, на наш взгляд, обусловили успех военно-педагогической деятельности Петра I. Это позволило создать передовые законодательные акты и реализовать прогрессивные идеи обучения и воспитания войск в процессе осуществления военного строительства, многие из которых надолго пережили свою историческую эпоху.

Важнейшими правовыми документами, определившими основные направления и содержание воинского воспитания российского Военно-морского флота, были первоначально Артикул воинский (1715) и Устав воинский (1716). 13 января 1720 г. после длительной и тщательной подготовки был введен в действие Морской устав о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море. Этот документ послужил законодательной основой формирования отечественной системы воспитания личного состава флота. О значимости Устава морского свидетельствует его «долгожительство», он неоднократно переиздавался и использовался вплоть до 1853 г. , а в военно-морских уставах (1797, 1853) сохранились многие положения Устава морского (1720).

Петр I принимал активное участие в разработке первых воинских документов. Позаимствовав из уставов иностранных армий все самое лучшее, он переработал, переосмыслил и дополнил воинские уставы на основе собственного опыта2. Флотоводец не только активно использовал иностранный опыт военного строительства, но стремился учитывать национальные особенности российского воинства, сохраняя преемственность сложившихся традиций.

Он был не просто инициатором всех осуществляемых преобразований, но и лично определял содержание документов, участвовал в их подготовке, вносил свои дополнения и поправки. При разработке Устава морского Петр I до 14 часов в сутки проводил в конторе морского регламента1. Значительная часть положений документов проводилась в жизнь еще до их окончательной редакции, «дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить»2.

Таким образом, Петру I принадлежит ведущая роль в разработке и составлении первых нормативно-правовых актов Военно-морского флота начала XVIII века. Примечательно, что он является автором значительной части статей уставов, регулирующих этические нормы поведения военнослужащих. Следует отметить, что содержание статей по вопросам прав и обязанностей военнослужащих, правила внутреннего распорядка в войсках были во многом обусловлены национальными особенностями российской армии и флота, в то время как разделы, посвященные вопросам тактики, в основном заимствованы из опыта иностранных армий.

Особенностью военно-этических взглядов и деятельности Петра I является пристальное внимание к нравственному фактору военного искусства. Как отмечал военный историк А. 3. Мышлаевский, Петр Великий видел в солдате прежде всего «человека, развитого нравственно, начала которого обеспечат дисциплину более надежно, нежели суровые взыскания»3. Анализ содержания артикулов Устава морского, свидетельствует о том, что нравственность рассматривалась как фундаментальная основа в процессе подготовки войск. Из 525 артикулов Устава морского, более 160.способствовали формированию военно-этических норм военнослужащих, что составляет более 30 % от общего количества.

Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев первой половины XIX в

Дальнейшее развитие взглядов русских флотоводцев происходило в условиях консервативного правительственного курса, характеризующегося непоследовательностью и противоречивостью; дальнейшим обострением внутренней и нестабильностью внешнеполитической обстановки; непоследовательностью процесса военного реформирования; противоречивой образовательной политикой; формированием охранительной государственной идеологии, укреплением позиций церкви в образовательном процессе; активными этическими исканиями общественной, политической, военной мысли страны.

2 этап эволюции и развития военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев XIX - начало XX вв. - это период активных идейных исканий отечественной военной мысли, теоретического оформления военно-этических идей, создания черноморской школы воспитания личного состава флота, формирования особой военно-морской культуры.

Дальнейший процесс становления военно-этических взглядов в истории отечественной военно-морской мысли связан с деятельностью Дмитрия Николаевича Сенявина (1763-1831), последователя и преемника петровских традиций воинского воспитания, военно-этических взглядов Ф.Ф. Ушакова. Талантливый флотоводец, по свидетельствам современников обладал удивительным даром влияния окружающих, пользовался непререкаемым моральным авторитетом: «Искусство командовать со славою есть, конечно, отличное достоинство в начальнике. Но привлекать сердца подчиненных, возбуждать послушание в союзниках, заслуживать уважение самих неприятелей - все сие есть дар особенный, украшающий малое число отборных полководцев. Все те, которые служили под начальством Дмитрия Николаевича Сенявина, знают, сколь он сильно даром сим обладает»1.

Отличительной особенностью его военно-этических взглядов являлось пристальное внимание к поддержанию морального духа личного состава: «Не теснота делает болезни, а угнетение человека в духе. Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух»2. Адмирал обращал внимание на все стороны морской службы, правильная организация которой способствует воинскому, в том числе нравственному воспитанию личного состава флота.

Сторонник строгой воинской дисциплины, Д.Н. Сенявин считал, что она должна быть основана на осознанном исполнении воинского долга. Требовательный и взыскательный командир, он требовал такого же отношения со стороны других офицеров. Попустительство командиров по отношению к подчиненным, считал он, создает условия для самодурства среди офицерского состава (рукоприкладства, грубости и др.). Поэтому, нередко наказывая виновных, адмирал выносил взыскания командирам кораблей, на которых творились подобные бесчинства3.

Требовательность для него была неразрывно взаимосвязана с законностью взаимоотношений военнослужащих. В формировании правовой культуры личного состава он видел одно из действенных средств нравственного воспитания, для чего предписывал «читать служащим в свободное время и не менее как два раза в неделю из законов те статьи, наиболее кои относятся для благого поведения; равным образом, чтобы сами ротные командиры и чрез офицеров своих как можно чаще внушали бы служащим о воздержании себя от всякого рода дурных поступков, а паче от пьянства, которое... соделывает часто вред службе государя Императора и товарищам своим»4. В то же время

Д.Н. Сенявин отмечал, что взыскания всегда должны быть справедливыми и правомерными, а любое рукоприкладство приводит лишь к потере уважения к начальству.

Гуманистические идеи воинского воспитания нашли отражение в повседневной военно-педагогической деятельности флотоводца. Д.Н. Сенявин стремился всеми мерами сохранять здоровье вверенных ему людей, пристально следил за качеством и организацией питания военнослужащих, состоянием бытовых условий.

Милосердие - характерная черта военно-этической деятельности Д.Н. Сенявина. Он проявлял его по отношению ко всем окружающим: подчиненным, военнопленным, мирным жителям. В. Броневский отмечал ласковое обхождение и снисходительность адмирала с по отношению к подчиненным, заботливое отношение к раненым, которые по «мере нужд и заслуг не оставались без равного внимания»1. В целях укрепления здоровья личного состава экипажей эскадры он приказывал «привозить свежее мясо и зелень и брать с собой с берегу свежую воду - достойное попечение достойного начальника»2.

Человеколюбие адмирала в период Средиземноморской кампании, снискало ему небывалую любовь и уважение мирных жителей. Даже порой недружелюбно настроенные иностранцы, вынуждены были признать, что русские никого не обижали и не притесняли. Спустя сорок лет после пребывания Д.Н. Сенявина на Ионических островах русские моряки с удивлением отмечали «искреннее участие и уважение иностранцев к человеку, уже давно упокоившемуся от непрестанного волнения света, но славою которого всегда будет украшаться наш флот»3.

Личный пример как мощное средство нравственного воздействия на подчиненных широко использовался Д.Н. Сенявиным в его повседневной военно-педагогической деятельности. Он считал, что каждый командир должен служить примером для подчиненных, быть требовательным и справедливым:

«строгость необходима в службе, но, прежде всего должно научить людей, что им делать, а потом взыскивать с них и наказывать за упущения»1. Во время шторма на корабле "Преображение" (1778) личный состав которого находился в ожидании смерти и готовился к близкому и неизбежному концу, Д.Н. Сенявин, собственным примером вдохновил окружающих ожидающих неизбежного конца на действия по спасению гибнущего корабля, «озарив их лучом надежды». Сенявин спустился в трюм, наполненный водой, «умоляя, матросов не унывать и надеяться на помощь божию, собрал вместе с ними кадки, ушаты и всякого рода посуду, которой можно было черпать; трудился неутомимо три часа; исправил несколько насосов и привел воду в такое положение, что она на-чала убавляться: корабль был спасен» . Именно за то, что строго спрашивая с подчиненных, адмирал сам служил для них примером, по нашему мнению, его горячо любили и уважали окружающие.

Его искренняя забота о личном составе, уважение и внимание к окружающим послужили основой любви подчиненных к флотоводцу, который не злоупотребляя своей властью, не позволял этого и другим. «Сенявин скромный и кроткий нравом, строгий и взыскательный по службе, был любим как отец, уважаем как справедливый и праводушный начальник, - свидетельствовал В. Броневский. - Он знал совершенно важное искусство приобретать к себе любовь и употреблять оную единственно для общей пользы»3.

Анализ содержания военно-этических взглядов и деятельности русских флотоводцев - последователей лазаревской школы (В .А. Корнилова, П.С. Нахимова, Г.И. Бутакова, И.Ф. Лихачева)

Вторая половина XIX - начало XX веков - новая эра в развитии флота и военно-морского искусства, ознаменовалась появлением нового Морского устава (1853), поражением в Крымской войне. В этот период происходит процесс дальнейшей эволюции военно-этических идей, начинается их теоретическое оформление, появляются первые работы о морском образовании и воспитании, формируется особая морская культура, о которой писали в своих произведениях Григорович, Закревский и др.

Крымская война, со всей очевидностью показавшая несостоятельность самодержавной власти Российской империи, в то же время продемонстрировала чудеса храбрости и героизма русских войск. Героическая оборона Севастополя, значительный вклад в которую внесли моряки Черноморского флота, стала наглядным подтверждением жизненности военно-этического наследия М.П. Лазарева, его военно-педагогической школы. Достойными преемниками взглядов адмирала стали его прославленные ученики, трое из которых погибли, защищая город - В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Их жизнь, деятельность и даже смерть стали наглядным примером самоотверженного и бескорыстного служения отечеству.

После смерти М.П. Лазарева в 1851 г. командование Черноморским флотом практически, а с 1852 г. фактически перешло к Владимиру Алексеевичу Корнилову (1806-1854). За время своей службы он не раз удостаивался самых высоких оценок своего строгого и сдержанного на похвалы учителя. М.П. Лазарев считал Корнилова просвещенным, благоразумным и деятельным человеком, обладающим всеми качествами отличного командира военного судна, одним из тех офицеров, «которые поддержат честь нашего флага»1.

Характерной чертой военно-этических взглядов В.А. Корнилова была беззаветная преданность взглядам своего учителя («одобрение которого я всегда ставил выше всяких крестов и наград»), желание сохранить и приумножить его духовное наследие . М.П. Лазарев, по свидетельствам современников, сыграл решающую роль в становлении его мировоззрения. В период службы В.А. Корнилова на корабле «Азов» он не раз беседовал с молодым офицером. Во время одной из таких бесед, когда отношения с командиром, по мнению Корнилова, стали невыносимыми, состоялся разговор, определивший его дальнейшую судьбу. М.П. Лазарев, обращаясь к нему отметил, что для продолжения морской службы ему необходимо заняться самообразованием. Внимательно просмотрев книги читаемые молодым мичманом, он выбросил их за борт, заме нив французскую литературу, книгами по военно-морскому искусству из собственной библиотеки1. Эта встреча стала решающей в дальнейшей судьбе В.А. Корнилова.

Тяжело переживая смерть наставника, он воспринял ее как нравственную обязанность продолжать начатое им дело, неукоснительно следуя его заветам: «Память покойного благодетеля моего... священна, а что он скажет, если мы оставим руль в трудные обстоятельства нашего несчастия. Нет, я всем твержу, что теперь настоящее время высказать ему нашу признательность к нему, усугубив деятельность, и поддерживать дела в таком виде, чтобы самые недоброжелатели, если такие есть, сознались, что все, что сделано Лазаревым в Черном море, сделано не только хорошо, но и прочно»2.

В.А. Корнилов отличался обостренным чувством долга, самозабвенного служения отечеству, стремлением к сохранению нравственной чистоты: «...Надейся на бога и молись, чтобы он не допустил только твоему мужу оставить детям позорное имя и дурной пример»3. Военно-этическая деятельность адмирала стала наглядным воплощением принципа общественного служения: «...Будьте уверены, ваше высокопревосходительство, что у меня до сих пор на службе никогда не было других расчетов, кроме пользы общей, которой я всегда готов жертвовать всем, даже моим самолюбием, так завещал мне отец и словом и делом и так я надеюсь пройти жизнь, несмотря ни на какие испытания»4. Его преданность делу основывалась на «душевной любви» к морской службе, честном, бескорыстном и самоотверженном служении («деньги не кор-ниловский элемент»). «Служба по собственному выбору, без видов возмездия, -утверждал он, - не есть невольничество, а есть занятие почтенное»5 В.А. Корнилов всегда обостренно воспринимал несправедливость, грубость, безответственность, с которыми неизбежно сталкивался в процессе своей деятельности: «встречаешь зло, видишь, что даже подлежишь за него ответу если не на чальству, то совести, и вместе с тем видишь, что бессилен еси, как в постели под гнетом кошмара. Сто раз давал себе слово не тревожиться об участи дел, не стоящих в непосредственной зависимости начальника штаба, и предоставить их правильному течению, но не такова натура, не то старик заповедал нам...»1.

Крымская война жестоко обнажила накопившиеся в вооруженных силах проблемы: разнузданное воровство, бездарность армейского командования, отсталость вооружения, нехватку образованного офицерского состава. Невиданный моральный подъем русских войск, безжалостно разбивался об эти преграды: «...Недостаток размышлений наших генералов губит нашу армию. Надо видеть, в какой степени люди одушевлены, а им за то платят картечью», - с го-речью отмечал в своем дневнике В.А. Корнилов .

В своем завещании, обращаясь к сыновьям, он излагал свои основные нравственные принципы: «Детям завещаю: мальчикам - избрав раз службу государю, не менять ее, а приложить все усилия сделать ее полезною обществу, не ограничиваясь уставом, а занимаясь с любовию, изучая всеми своими способностями то, что для полезнейших действий пригодно. Лучший пример для них в отношении последнего - дед и дядя, и могу смело сказать, - отец»3.

Похожие диссертации на Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв. : Историко-педагогический анализ