Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Иванова Наталия Ивановна

Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков
<
Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Наталия Ивановна. Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2004 243 c. РГБ ОД, 61:05-13/726

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Актуализация многовекового исторического опыта как теоретико-методологической предпосылки развития музыкального образования в Чувашии .

1.1. Теория и практика гармонического развития человека в античном мире и в последующие эпохи 16

1.2. Обучение музыке, как составная часть семейного и школьного воспитания и образования в России 37

1.3. Период зарождения музыкальных традиций чувашей, его онтологические основы 66

Глава II. Становление и развитие современной системы музыкального образования в Чувашии, характеристика ее основных компонентов .

2.1. Симбирская чувашская учительская школа как новый этап музыкального образования чувашей и других народов Среднего Поволжья 99

2.2. Развитие содержания музыкального образования и исполнительской деятельности в Чувашии 117

2.3. Соотношение общетеоретических и методологических положений общей и музыкальной педагогики 146

2.4. Музыкальное образование на различных ступенях современной национальной системы образования в Чувашии. Социально-педагогические условия повышения его эффективности 166

Заключение 198

Библиография 204

Приложения 218

Введение к работе

Важнейшей особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является повышение социокультурной роли образования. Что особенно актуально сегодня, когда имеет место размывание нравственно-эстетических ценностей, выработанных и выверенных веками, нивелирование шкалы культурных ценностей путем навязывания западной модели образа жизни. Все это влияет на ценностно-оценочную ориентацию молодежи. Поэтому сегодня важно в системе образования сохранять многовековые традиции народа, приобщать учащихся к общечеловеческим и регионально-национальным ценностям. Это полностью касается и вопросов музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Гармонически развитый человек был идеалом гуманистов. По их мнению, такой человек может быть сформирован только в системе образования, основанной на принципе гармонии духа и тела, где большое место отводится музыкальному воспитанию. Считалось, что оно способствует эстетическому развитию детей, приучает их к упорядоченности в движениях, мыслях, в проявлении эмоций и деятельности.

Сторонниками музыкального образования и воспитания в античном мире были Аристотель, Аристофан, Платон, Квинтиллиан. Общий музыкальный курс кифариста предусматривал владение музыкальными инструментами, изучение законов стихосложения, ритмики и мелодии. У детей формировались чувства приличия и такта, грация и утонченность.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) жили и творили Д.Боккаччо, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Альберта, Тициан и др. Они стремились возвратить культурные идеалы античности. При этом воля и действие шли вместе, старое и новое объединялись. Революционное

значение эпохи Возрождения очевидно для многих видов человеческой деятельности, в том числе и для музыкального образования. Именно тогда популярным становится музицирование, складываются предпосылки для развития бытового и профессионального, светского музыкального творчества. Музыкальные произведения этого периода отличаются напевностью, песенностью, многоголосием, которые присущи народной музыке. К XIV-XVI векам относится становление композиторских школ. Этот период связан с такими именами как Филипп де Витри, Жоскен Депре, Гийом Дюфаи, Якоб Обрехт, Йоханес Окегем, Палестрина, Орландо Лассо, Антонио де Кабесона, Франческо да Милано, Луис де Милан, Ханс Найидлер, Джон Даулед и др.

Воспитание в Древней Руси осуществлялось на основе народных традиций и обычаев. Большое значение придавалось формированию таких качеств, как трудолюбие, долг, честь, доброта, справедливость, умение коллективно трудиться, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. Все это имело не меньшую силу, чем родовое право и религиозные факторы. К средствам воспитания относились также сказки, предания, легенды, мифы, колыбельные песни. Народно-педагогическая мысль была также связана с аграрно-календарными обрядами, устным народным творчеством, пастушьими и обрядовыми песнями, сопровождавшимися порой игрой на музыкальных инструментах. Центрами образования были монастыри и княжеские дворы, где проходили занятия и по хоровому пению. Наряду с мастерами грамоты, были мастера пения, которые обучали детей.

Отмена крепостного права, по выражению М.Е.Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку», внесла коренные изменения в ход развития прогрессивных идей в образовании и просвещении. Эти идеи связаны с именами таких выдающихся деятелей, как В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф,

П.Ф.Лесгафт, И.М.Сеченов, С.М.Соловьев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.А. Римский-Корсаков, С.И.Танеев, Е.И.Линова, Б.Л.Яворский и др.

Идеалы и установки современной культуры выступают как сплав достигнутого человечеством в предыдущие века. При этом важным является то, как это достигнутое используется для дальнейшего развития в той или иной области деятельности. Это полностью касается и вопросов музыкального образования подрастающего поколения, которое нуждается в постоянном совершенствовании, обогащении многовековым музыкально-педагогическим опытом народов.

В своем историческом, культурном развитии чувашский народ
прошел ряд этапов. Эти этапы освящены в работах Г.А.Алексеева,
Н.И.Егорова, В.Д.Димитриева, В.П.Иванова, А.В.Изоркина, Ю.А.Илюхина,
И.Е.Ильина, Г.И.Комиссарова, А.Д.Краснова, Н.Г.Краснова,

С.Р.Малютина, Г.Б.Матвеева, А.К.Салмина, А.А.Тимофеева, А.П.Хузангая. и др.

Истории развития музыкальной культуры, музыкального образования чувашей посвящены работы С.М.Михайлова, Н.В.Никольского, И.Я.Яковлева, Ф.П.Павлова, М.Г.Кондратьева. Определенный интерес представляют высказывания русских и зарубежных писателей, поэтов, музыковедов, историков, краеведов об отношении чувашей к музыке, песенному творчеству, исполнительской деятельности.

С точки зрения рассматриваемой проблемы определенный интерес представляют работы таких современных исследователей Чувашии как Ю.А.Дмитриевой, В.К.Кириллова, Т.В.Кирилловой, Л.В.Кузнецовой, И.А.Медведевой, Г.Г.Тенюковой, и др.

Поворотным пунктом в подготовке музыкально-педагогических кадров, в развитии музыкального образования, музыкально-исполнительского мастерства стала деятельность Симбирской чувашской

учительской школы под руководством И.Я.Яковлева. Его ученики и последователи, воспитанные на лучших образцах зарубежных и отечественных музыкальных произведений И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Дж.Верди, И.Брамса, К.Дебюсси, Ф.Шопена, Р.Шумана, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, М.Мусоргского, П.Чайковского, С.Рахманинова, Н.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, много сделали для становления музыкального образования и формирования музыкальной культуры чувашей.

Несомненный вклад в развитие музыкального образования чувашского народа внесли профессиональные и самодеятельные композиторы, исполнители, являющиеся одновременно и педагогами: А.Асламас, В.Адюков, А.Бурундуков, Ф.Васильев, Ю.Жуков, В.Кривоносов, Ю.Кудаков, Г.Лебедев, Ф.Лукин, И.Люблин, А.Михайлов, А.Орлов-Шузьм, Ф.Павлов, Ю.Петров, И.Степанов, Г.Максимов, С.Максимов, Ф.Токарев, Т.Фандеев, В.Федоров, В.Ходяшев, Х.Хирбю и многие другие. Их творчество для чувашей выступало как культурообразующий, одухотворяющий фактор.

Однако это богатое наследие сегодня изучается недостаточно как в теоретическом, так и в практическом плане. Это приводит к снижению интереса к музыкальному образованию учащейся молодежи, деформации музыкальной культуры, ее искажению, пропаганде низкопробной исполнительской деятельности. В рыночных условиях профессиональная музыкальная деятельность становится не престижной. В связи с этим имеет место угроза потери целого поколения профессиональных музыкантов, заботливо выращенных в XIX - XX веках в нашей стране. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью социальной защиты и дальнейшего развития музыкального образования как важнейшего фактора

гармонического развития подрастающего поколения и недостаточным изучением и использованием в современных условиях опыта формирования музыкальной культуры в регионально-национальной системе образования. Необходимость и важность решения этого противоречия определила актуальность темы исследования.

Проблема исследования нами сформулирована следующим образом: каковы сущностно-содержательные предпосылки и реалии становления и развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX - XX веков?

Решение этой проблемы стало целью диссертационного исследования.

Объект исследования: История развития музыкального образования Чувашии в контексте российского музыкального образования в целом.

Предмет исследования: Развитие музыкального образования в Чувашии второй половины XIX - XX веков (историко-педагогический анализ).

В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования.

1. Осуществить ретроспективный анализ музыкального образования
и воспитания в различные исторические эпохи как теоретико-
методологической предпосылки изучения истории развития музыкального
образования в Чувашии.

2. Выявить особенности содержания музыкального образования
Чувашии, связанные с этногенезом, укладом жизни и деятельности, устным
народным творчеством, традициями и обычаями народа.

3. Изучить учебные программы с целью обновления их с учетом
национально-регионального компонента, в соответствии с новыми
требованиями общества к музыкальному образованию.

4. Проанализировать современное состояние системы музыкального образования и воспитания в Чувашской Республике. Выявить социально-педагогические условия повышения его эффективности.

Методологической основой исследования являются программно-
нормативные документы (закон Российской Федерации «Об образовании»,
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025
года», «Концепция модернизации российского образования на период до
2010 гг.»). Исследование велось в контексте теории системной методологии
и теории целостных систем (А.Н.Аверьянов, Л. фон Берталанфи,
И.В.Блауберг, А.А.Богданов, Б.М.Кедров, В.П.Кузьмин, В.А.Локторский,
В.Н.Садовский, В.С.Тюхтин, А.И.Уемов, Ю.А.Урманцев, Э.Г.Юдон и др.);
психофизиологическиой концепции обучения и научения (Б.Г.Ананьев,
И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, И. М.Сеченов, Б.М.Теплов и
др.); теоретической основы процесса обучения (Ю.К.Бабанский,
В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин,
Д.Фелыптейн); теории интеграции родственных знаний (Я.Ф.Аскин,
Е.М.Бойков, А.В.Савин, П.Н.Федосеев, Э.М.Чуднов и др.); принципа
единства исторического и логического, структурно-функционального,
деятельностного, личностно-ориентированного подхода в обучении, теории
гуманизации образования, рассмотрении музыкального образования не в
узком технологическом аспекте, а в широком историческом,
культурологическом, этнологическом, общеобразовательном аспекте
(М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, В.П.Зинченко, А.Маслоу, К.Роджерс и
др.); теории музыкального воспитания и образования (Э.В.Абдуллин,
Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев,

О.О.Бороздина, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, О.С.Нечаев,

Н.А.Терентьева, Л.В.Школяр, Е.О.Яременко и др.).

Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические и эмпирические методы - анализ историографических, этнографических, научно-педагогических источников, архивных документов Центрального государственного архива ЧР (фонды 7, 207), Чувашского государственного института гуманитарных наук (От. 1, 10; Т 147, 157), Центрального государственного архива Ульяновской области (фонд 99), Центрального государственного архива РТ (фонд 92), местных церквей и монастырей, материалов учреждений системы образования ЧР, личных архивов Н.В.Никольского, Г.П.Григорьева, Г.И.Комиссарова, (фонды 222, 244, 290, 298, 345, 1335), анализ учебных планов, программ 1-8 классов по музыке; аналогия, ретроспективный метод, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение учебных, внеклассных и внешкольных занятий, обобщение и описание передового опыта, изучение произведений музыкального фольклора, прогнозирование, анкетирование, непосредственная преподавательская работа автора.

Исследование проводилось с 1997 по 2004 гг. в несколько этапов.

Первый этап (1997 - 1998 гг.) - поисково-творческий. На основе ретроспективного анализа состояния проблемы в теории и практике определение исходной позиции автора. Обобщение многовекового опыта музыкального образования с древних времен до наших дней, выявление роли музыки в гармоническом развитии личности.

Второй этап (1999 - 2000 гг.) - конструирование теоретической модели исследования, его содержательной и логической структуры, разработка критериальных показателей готовности педагога к реализации музыкального образования и воспитания учащихся, включающих в себя: общетеоретическую, специальную, методологическую, методическую подготовку, коммуникабельность, наличие чувства ответственности за

качество подготовки, владение музыкальным инструментом, языком коренных народов, общекультурное развитие, профессионализм.

Третий этап (2001 - 2002 гг.) - реализация цели и задач исследования, внедрение результатов исследования в практику различных образовательно-воспитательных учреждений (спецкурсы и практические занятия).

Четвертый этап (2003 - 2004 гг.) - апробация результатов исследования на научно-практических конференциях в системе повышения квалификации учителей, промежуточное обсуждение материалов работы на расширенных заседаниях кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета, публикация результатов исследования в виде научных статей, монографии, оформление диссертации, составление ее автореферата.

Научная новизна исследования выражается в том, что в нем:

проанализировано развитие музыкального образования и воспитания в различные исторические эпохи с целью выявления научно-педагогических основ темы исследования;

- на основе сложившейся в современной педагогике деятельностной
концепции изучена современная системы музыкального образования в
России и в Чувашии, определены перспективы его дальнейшего развития;

- осуществлен анализ музыкальных учебных программ с целью
выявления потенциальных возможностей повышения их образовательных и
развивающих функций: воспитание чувства ритма, музыкальной памяти,
музыкального слуха, эмоционально-волевой сферы детей, повышение
уровня исполнительского мастерства, приобретение навыков
коллективного творчества, расширение знаний истории родного края,
знакомство с музыкальным фольклором и др.;

- выявлены научно-педагогические, содержательно-сущностные
предпосылки оптимального проектирования регионально-национальной
системы музыкального образования (целостность, преемственность
содержания, методов и форм музыкального образования, повышение
воспитательных, развивающих функций системы).

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что:

- смоделирована последовательность взаимосвязанных действий
участников учебного процесса в музыкальном образовании;

с точки зрения общетеоретических позиций охарактеризован ряд компонентов музыкального образования (целевой, содержательный, процессуальный компоненты, а также дидактические средства, система методов обучения; деятельностный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса и др.)

выделены и описаны научно-педагогические и организационно-педагогические предпосылки дальнейшего развития национального музыкального образования чувашей (развитие теории музыкальной педагогики, расширение сети музыкально-образовательных учреждений, повышение уровня исполнительской деятельности, установление тесной связи с творческими коллективами, повышение педагогического мастерства преподавателей музыки и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

его результаты направлены на развитие музыкального образования, формирование духовно-нравственных ценностей, эстетического сознания обучающихся, подготовку педагогических кадров, повышение их квалификации;

обучение музыке охарактеризовано как важнейшая составная часть семейного и школьного образования в России (исторический аспект);

- выявлены педагогические условия, повышающие эффективность
функционирования системы регионально-национального музыкального
образования (развитие национальной певческой исполнительской
культуры, детского музыкального творчества, использование наглядно-
слуховых и словесных методов, повышение уровня музыкально-
эстетического сознания народа, созвучность содержания музыкального
образования со временем, расширение сети музыкально-образовательных
учреждений, совершенствование учебных программ, улучшение учебно-
методической базы, достижение профессионализма в подготовке
педагогических кадров);

- результаты исследования могут быть использованы при
составлении учебных программ нового поколения, учебных пособий, при
разработке и чтении спецкурсов по истории и теории музыкального
образования в вузах и средних специальных учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются: исходными теоретическими и методологическими положениями; применением совокупности методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием архивных материалов, отчетов государственного статистического управления, анализом результатов детского творчества, изучением первоисточников, нормативно-правовых документов и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характерные особенности развития национального музыкального образования (использование музыкального фольклора, устного народного творчества связанного с исторической судьбой чувашского народа; тесная связь с традициями, обычаями, хозяйственной деятельностью и природой, языческой и православной религией, доминирование хорового пения).

  1. Основные этапы развития музыкального образования в Чувашии, включающие в себя период зарождения музыкального образования, его онтологические корни, деятельность Симбирской чувашской учительской школы как нового этапа музыкального образования и воспитания музыкально-педагогических кадров, становление современной системы музыкального образования.

  2. Совокупность социально-педагогических условий влияющих на развитие музыкального образования, повышающих эффективность формирования у учащихся музыкально-эстетической культуры.

Апробация исследования. Основные положения диссертационной
работы докладывались на научно-практических конференциях в Москве,
Казани, Чебоксарах, Новочебоксарске, Йошкар-Оле; опубликованы
автором в монографии, в межвузовских сборниках научных статей: «Новый
виток реформы образования: предпосылки, основные направления, научно-
методическое обеспечение» (2001 г.), «Педагогическое творчество: поиски,
размышления, находки» (2002 г.), «Образование на рубеже двух
тысячелетий» (2002 г.), «Научно-методическое обеспечение модернизации
образования и реструктуризации сети сельских школ» (2003 г.),
«Совершенствование воспитательной работы в вузе в условиях
модернизации образования (2003 г.), «Современная семья, ее проблемы»
(2004 г.) и т.д.; материалы исследования использовались автором при
чтении учебных курсов «Музыкальная педагогика»,

«Инструментоведение», «История исполнительства на русских народных инструментах», «Методика обучения игре на народных инструментах», «Чувашские национальные инструменты»; внедрялись в учебный процесс музыкального училища им. Ф.П.Павлова, Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М.Максимова, Чувашского республиканского училища культуры, научно-методического центра народного творчества,

республиканских курсов повышения квалификации работников искусства, кафедры искусств Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, Чувашского государственного института культуры и искусств. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры педагогики и психологии ЧГУ, кафедры искусств ЧГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 208 наименований, из них 5 наименований на иностранных языках, приложений. Общий объем диссертации составляет 243 страницы из них 217 страниц основного текста, 25 страниц приложений. Работа содержит 2 схемы, 18 таблиц, 2 диаграммы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема, определяются цель, объект, предмет, задачи, описываются методологические основы и методы исследования, раскрывается научная новизна, характеризуются теоретическая и практическая значимость, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Актуализация многовекового исторического опыта как теоретико-методологической предпосылки развития музыкальной культуры и образования Чувашии» теоретически обоснована роль музыки, музыкального образования в гармоническом развитии личности в античном мире и в последующие эпохи; обучение музыке представлено как составная часть семейного и школьного образования и воспитания в России; проанализирован период зарождения музыкальных традиций чувашей, его онтологические основы.

Во второй главе «Становление и развитие современной системы музыкального образования Чувашии, характеристика ее основных компонентов» рассмотрена деятельность Симбирской чувашской учительской школы как новый этап музыкального образования чувашей и

других народов Среднего Поволжья. Определенное место отведено анализу развития содержания музыкального образования и исполнительской деятельности в Чувашии, соотношению общетеоретических и методологических положений общей и музыкальной педагогики. Заключительная часть главы посвящена музыкальному образованию и воспитанию на различных ступенях современной системы образования в Чувашии (содержательно-методический, процессуальный, аксиологический аспекты, обобщение опыта организации и деятельности дошкольных детских учреждений, школы, учреждений дополнительного образования, музыкальной школы, музыкального училища, вузов).

Теория и практика гармонического развития человека в античном мире и в последующие эпохи

Предпринимая предлагаемое исследование и выстраивая его структуру мы исходили из следующих основополагающих положений:

«Историческое развитие, - писал К.Маркс, - покоится... на том, что последняя по времени форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе...» [102. С.42-43].

Второе положение исходит из ленинской формулы исторического познания - «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [96. С.67]. Формула Ленина ориентирует прежде всего на анализ исходных точек развития, на различение качественных состояний в процессе этого развития.

Зарождение элементов педагогической теории, в том числе и музыкального образования происходило именно в эпоху античности.

Гармонически развитый человек был идеалом Древней Греции, Древнего Рима, эпохи Возрождения, мыслителей-гуманистов. Древние греки создали теорию воспитания для свободнорожденных граждан, построенную на принципах гармонии духа и тела. В формировании такого человека они использовали живопись, гимнастику, музыку и другие виды искусства: в статуях богов, героев было запечатлено идеальное человеческое тело, афинской драмой были выведены цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект, нравственную чистоту, мужество и непреклонную силу воли.

В гармоническом развитии личности большое внимание уделялось музыке, вокалу, хоровому пению. «Отец комедии» Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке, что во главе народа должны стоять граждане музыкального образования, мусические [греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, искусства, которой ведали музы].

Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы - Гомером и Гесиодом. «Душу мы, прежде всего, совершенствуем, - говорил греческий писатель Лукиан, -обучая юношей музыке, счету и грамоте... затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли... Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши понемногу вырастают душою, и чувствуют стремление подражать им для того, чтобы в последствии и их воспевали и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера». Лукиан описывает школьный день афинского мальчика, что дает представления о постановке воспитания в Афинах в эпоху Перикла-Аристотеля [173. С. 14-15]. После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

Мусическому воспитанию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, эмоциях и в деятельности. «И Кифаристы, со своей стороны, заботясь об их рассудительности и о том, чтобы молодежь не бесчинствовала; к тому же, когда те научатся играть на кифаре, они учат их творениям хороших поэтов песнотворцев, согласуя слова с ладом кифары, и заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии.» [126. С.435].

В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того, «который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и ратном деле», и того, который может быть использован в мирное время. Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и умеренно.

С не меньшей скрупулезностью отбирает Платон и музыкальные инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне свирели.

Греки понимали музыку всегда в соединении со словом, поэтому Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Платон различает двух муз: одна из них чрезвычайно улучшает людей, на ней воспитавшихся, а другая ухудшает, в связи с чем он подвергает «чистке» Гомера, предлагает установить надзор над сочинителями сказов, цензуру в отношении постановок трагедий. По Платону, воспитание должно начинаться с первых лет после рождения ребенка и продолжается до конца жизни (что справедливо, что несправедливо; что хорошо, что нехорошо; что похвально, что постыдно; что свято, что не свято; что разрешается делать, что - нет)... Для развития «хороших качеств души» гимнастические упражнения, игры, танцы, ритмические движения детей необходимо сопровождать музыкой [173. С.8, 12]. Платон говорит, что пренебрежительное отношение молодежи и их наставников к установившимся представлениям о том, «что благообразно и что безобразно» [173. С.18] касается и плясок, песнопения, хороводов. «То занятие музами, - пишет Платон, - где беспорядок замещен порядком, всегда бесконечно лучше, даже если здесь и отсутствует сладостная муза. А приятность есть общее свойство всех муз. Человек, с детства вплоть до зрелого и разумного возраста сжившийся с здравомысленной и упорядоченной Музой, услышав противоположную ей Музу, испытывает к ней ненависть и признает ее неблагородной; кто же воспитывается на Музе обыкновенной и сладостной, тот говорит, что противоположная ей Муза холодна и неприятна... Одна из них чрезвычайно улучшает людей, на ней воспитывающихся, а другая ухудшает» [173. С.21-22].

Обучение музыке, как составная часть семейного и школьного воспитания и образования в России

Педагогическое самосознание русского народа развивалось столетиями, медленно, в системе педагогики церкви, государственной и общественной педагогики [74]. Церковная педагогика охватывала педагогику до Петра I. Образование здесь заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного писания. Второй период охватывает время с Петра I до воцарения Александра I. Этот период знаменуется тем, что здесь заведование делом народного образования осуществляется государством, образование осуществлялось исходя из принципов государственности, профессиональности, сословности. Третий период - это период общественной педагогики, период возникновения всеобщего элементарного начального образования, городской начальной школы, церковноприходской школы, открытия классической мужской гимназии, женской гимназии, высших женских курсов, пансионатов, реальных училищ. Открытие многих типов школ было осуществлено благодаря требованиям земств, сельских общин, городской управы, церкви и частных лиц.

В первые два периода «собственно педагогических произведений ... не было [6. С.5-8], педагогика еще не выделялась в самостоятельную область знания. В то же время педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре - устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях обрядах» - она включалась в летописи, поучения, жития и т.д. «В древнерусских книгах встречается немало изречений, советов и рекомендаций о воспитании детей... Колыбельные песни, частушки, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, которые донесла до нас народная память, являются неотъемлемой частью нашего педагогического наследия... Хотя в Древней Руси не было детской литературы, музыки, книжной графики, общая культура русского народа была в высшей степени педагогична. Древнерусская педагогика большое значение придавала воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим» [6. С.6]. В «Антологии педагогической мысли» также говорится, что детей учили грамоте с семи лет, но гораздо раньше их вводили в мир музыки, живописи, прикладного искусства. Родители с детьми играли, пели песни, рассказывали им сказки. В хозяйстве для детей всегда находилось посильное дело, детей учили, чтобы они никогда не теряли контроля над собой, были терпеливыми по отношению к другим, доброте, отзывчивости, умеренности. Разум, знания ценились высоко, нравственность была основой воспитания («Птицам того ради крыля дане, да сетей человеческих избежать, а человеку книги, яже всю неприязнену лесть обнажать». - «Слово Иоанна Златоуста. «Како не ленится книг чести». «Больного навестите». «Не пропустите человека, не поприветствовав его» - «Поучение» Владимира Мономаха. «Получив добро - помни, а сделав - забудь» - из «Изречений Исихия и Варнавы» и т.д. ). [6. С.7-9].

Далее в предисловии к «Антологии педагогической мысли» отмечается, что «переведенная с греческого языка литература принесла на Русь немало достижений античной науки и культуры». Эта литература при всем своем жанровом разнообразии нашла преимущественно учительный характер и древнерусские произведения как бы ставились рядом с переводными в общем деле учительства. Мудрость и учительность были свойственны всей древнерусской культуре. Воспитание в Древней Руси осуществлялось на основе народных традиций, представляющих преемственность общественно-исторического опыта. Традиции включали обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы и другие стереотипизированные формы поведения индивидов, групп, семьи, общины. Выполняя заветы предыдущих поколений, исполняя обычаи и обряды, дети в деятельности усваивали социальную практику. К средствам воспитания относились не только тот или иной вид бытовой деятельности, но и колыбельные песни, сказки, легенды. Педагогический аспект обычаев, нравов выражался в формировании у подрастающего поколения определенных привычек. Традиции помогали выработать у детей такие социально значимые качества, как честность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность. В воспитании большое значение придавалось соблюдению запретов (табу), представляющих собой требования, предъявляемые обществом своим членам, включая и детей. В воспитании большое значение придавалось формированию таких качеств личности, как долг, честь, доброта, справедливость, которые имели не меньшую силу, чем родовое право, чем религиозные факторы. Совместный труд, коллективное пользование орудиями и результатами труда, взаимопомощь считались высшими идеалами добра. От членов общины требовалось, чтобы они были храбрыми, имели сильное, закаленное тело, стойкую психику, обладали выдержкой, были трудолюбивыми. Труд и нравственное воспитание являлись единым процессом становления человека как личности.

Вместе с тем, жизнь требовала изменения, модификации старых традиций, внесения в социальную практику нового, прогрессивного.

Противоречия между старым и новым явились движущей силой совершенствования общественного воспитания, развития народной педагогики. Зарождение феодальной собственности, возникновение классов способствовали размежеванию целей, содержания, задач воспитания, разделению педагогической культуры на народную педагогику и педагогику господствующего класса, на культуру феодалов и культуру трудящихся масс. Но ломка старых обрядов не могла произойти сразу с полным отказом от всех бытовых и моральных традиций [15.]; [159.]; [58.]. В этих условиях особое значение приобрело воспитание таких качеств, как доброта, чуткость, отзывчивость, чистосердечность, гуманизация процесса воспитания. Начиная с XI века, педагогическая мысль становится важным компонентом христианско-этических учений, народных педагогических воззрений, нашедших свое отражение в различных памятниках письменности, хотя педагогика оставалась особой областью знаний со своим предметом и проблематикой.

Симбирская чувашская учительская школа как новый этап музыкального образования чувашей и других народов Среднего Поволжья

В конце XIX - начале XX вв. национальное движение чувашей «развернулось быстрее и успешнее, чем у других народов» [73. С.41]. Помимо других причин такого положения надо отметить то, что именно в этот период благодаря деятельности Н.И.Ильминского и И.Я.Яковлева начинает интенсивно развиваться национальное просвещение чуваш, «чувашское дело». Полувековая деятельность на ниве просвещения И.Я.Яковлева совпадает с этапом национального возрождения чувашей, эпохой просвещения народов Среднего Поволжья. В начале XX века у чувашей появилась поэзия, художественная проза, театр, драматургия, живопись, исполнительское, композиторское музыкальное творчество -вокальное и инструментальное, музыкальное образование и просвещение. И.Я.Яковлев в своей просветительской деятельности выдвигал и реализовал следующие идеи: 1) христианского просвещения инородцев (неславянских народностей) светом Евангелия; 2) сближения и объединения чувашей с русским народом («Никакой самостоятельной политической роли нашим восточным инородцам играть не суждено, никакого самобытного и национального развития им искать не следует»); 3) родной язык в школьном обучении, родной язык в богослужении, Евангелие на родном языке, доступные пониманию всякого чуваша, учитель и священник из природных местных инородцев, из крестьянской среды... Родной язык в церкви и школе...» [199. С.2-4].

Яковлев И.Я. был народным педагогом, просветителем-демократом, русификатором чувашей. В духовно-нравственном отношении он был глубоким христианином, в то же время, по его признанию, монархистом, вынашивал и пытался реализовать идею слияния чувашей с русским народом [60. С. 15], однако, он не ставил на один уровень чувашей и русских, ибо считал, что чуваши, слишком ничтожная величина по отношению ко всему великому русскому народу [200. С.95].

И.Я.Яковлев вошел в историю России как видный деятель культуры и выдающийся педагог-просветитель. Им при участии студента-филолога В.А.Белинина был издан алфавит и новая письменность на чувашском языке. Симбирская чувашская учительская школа И.Я.Яковлева стала кузницей кадров культуры для чувашского и других народов Среднего Поволжья и Приуралья. В процессе создания национальных кадров большую роль сыграло постепенное включение в национальную культуру элементов русской культуры во второй половине XIX века. Этому способствовала также просветительская деятельность И.Я.Яковлева, деятельность русских миссионеров; открытие в середине XVIII века четырех школ для иноверцев; начало перевода на национальные языки священных текстов в период существования Российского Библейского общества в 1812-1826 гг.; подготовка первых священнослужителей, владеющих языком коренного населения; изменение характера проповедей миссионеров, связанное с национальным самосознанием, национальным предназначением (высшее призвание начали толковать как обязанность русского народа (Россия считалась преемницей Византии в сохранении православной веры) совершить нечто важное для человечества («русская идея»). Все это определенным образом двигало национальное обновление на русской почве [151. С. 150], включая национальную интеллигенцию («Быть русским - значит, прежде всего, быть православным». «Русская народность и православие у нас синонимы» говорится письме И.Я.Яковлева священнику И.Т.Трисвятскому от 30 августа 1881 г.) [198. С.81].

Благодаря деятельности Н.И.Ильминского мессианские идеи проникли в чувашскую культуру в славянофильском варианте. Под влиянием Н.И.Ильминского и А.А.Братынского - учителя Бурунуского удельного училища (где в 1856-1860 гг. учился И.Я.Яковлев) Иван Яковлевич решил строить Симбирскую школу по образцу и подобию крещенотатарской семинарии, основанной Ильминским еще в 1864 году. Могу сказать, пишет И.Я.Яковлев, что не будь моей встречи с Н.И.Ильминским, я пошел бы, может быть, обыкновенной чиновничье-педагогической дорогою [198. С. 170, 216, 182-184, 95]. Это определенным образом сказалось на миссионерско-просветительской деятельности самого Яковлева, в дальнейшей деятельности Симбирской чувашской школы, в подготовке национальной интеллигенции. Основным направлением деятельности Симбирской школы стало использование родного языка в начальных классах и богослужении, христианского миросозерцания, просвещение детей чувашей «светом Евангелия» [45. С.59].

Много интересных сведений дошло до нас благодаря воспоминаниям симбирского помещика Назарьева Валериана Никаноровича (1829-1902), связанные с созданием чувашской национальной школы в Симбирске, с деятельностью выдающихся просветителей народов Поволжья И.Н.Ульянова, И.Я.Яковлева, великого русского писателя Л.Н.Толстого, великого русского химика А.М.Бутлерова с которым он жил в одной комнате в период учебы в Казанском частном пансионе. Приведем извлечения из его очерка «Современная глушь».

Развитие содержания музыкального образования и исполнительской деятельности в Чувашии

Содержание образования в целом представляет собой совокупность учебных дисциплин, включенных в учебный план. Оно определяет объем и научный уровень знаний, умений учащихся на весь период обучения. Содержание образования аккумулирует все ценное и доступное в той или иной области познания, строится на трех принципах: фундаментализация, логизация и профессиональная направленность знаний, умений и навыков.

Основной структурной единицей содержания образования является учебная информация, которая может быть рассмотрена с разных сторон: семантики, количества, качества, скорости обработки и т.д. Семантическая сторона характеризует учебную информацию с содержательной стороны, качественная - со стороны смысловой плотности; количественная — смыслового объема, помехоустойчивости при восприятии и воспроизведении. Ценность информации носит относительный характер, ибо зависит от эрудированности субъекта в данной области и отношения его к этой информации. На скорость обработки информации, измеряемой «отношением Ус: Ос, где Ус - количество усвоенного содержания; Ос -обрабатываемое содержание в единицу времени, на которую влияет множество факторов: интеллектуальный уровень субъекта, степень абстракции и др. Скорость обработки увеличивается, если на прием информации одновременно работают различные анализаторы, используются специальные средства и методы. В зависимости от указанных и других факторов скорость обработки может колебаться от 6 до 18 б/с. Эти показатели могут служить объективной мерой эффективности используемых средств и методов передачи и усвоения учебной информации, затрат времени для достижения промежуточных целей обучения.

В учебном процессе имеют место различные подходы к предъявлению научной информации: изложение материала в полном объеме, освещение узловых вопросов, создание проблемно-поисковой ситуации, решения познавательных задач. Каждый из этих подходов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому только их оптимальное сочетание способствует повышению эффективности обучения [76.].

«Современная система образования должна строится на принципах гуманизма, демократизма, альтернативности, интеграции, дифференциации, разноуровневости, учета актуальных и перспективных потребностей в дипломированных специалистах, свободного развития личности, уважения к человеческому достоинству. В динамической системе «наука - культура - образование» каждый элемент, взаимодействуя с другими элементами, должен способствовать формированию целостной системы знаний, умений и навыков учащихся, целостной личности. Чтобы соответствовать современным требованиям учитель должен иметь высокий творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные, аналитико-синтетические и другие способности, уметь работать с различными категориями учащихся. Наши исследования также показывают, что значительная часть учителей не обладает в достаточной степени этими качествами. Выпускники педвузов имеют слабую методологическую подготовку, недостаточно владеют прогностическими средствами, методами осуществления системно-структурного подхода к анализу учебного материала, его предъявлению и усвоению. К числу недостатков подготовки педагогических кадров (в контексте исследовании) необходимо отнести низкий уровень знаний в области системной терминологии, методологии и технологии» [79. С.28, 29]. В целях устранения этих недостатков нами были разработаны и апробированы методические рекомендации по преподаванию специальных дисциплин, включенных в учебный план подготовки дипломированных специалистов в области музыкального образования на кафедре искусств Чувашского государственного университета в объеме 70 учебных часов по каждому направлению.

Как мы уже доказали выше новая веха развития музыкального образования в Поволжье началась в Симбирской чувашской учительской школе, с ее выпускников, которые повсеместно внедряли в практику опыт СЧУШ. Учитывая то, что содержание образования (в том числе и музыкального), динамика его развития отражаются в официальных документах, в учебных планах, программах, в планах внеклассных и внешкольных мероприятий (см. Приложение III), дадим количественную и качественную характеристику этих документов, принимая за точку отсчета в этом отношении деятельность в музыкальном направлении Симбирской чувашской учительской школы.

Похожие диссертации на Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков