Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Цаллагова Татьяна Харитоновна

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова
<
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цаллагова Татьяна Харитоновна. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2003 140 c. РГБ ОД, 61:03-13/1487-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Этапы жизни и педагогической деятельности Л.П.Семенова (1886- 1959 гг.) 14

1.1. Развитие педагогической мысли в Северной Осетии во второй половине XIX - начале XX веков 14

1.2. Состояние системы народного образования в Северной Осетии после Октябрьской революции 28

1.3. История СОГУ - одного из первых высших учебных заведений на Северном Кавказе 36

1.4. Основные этапы жизненного пути Л.П.Семенова, формирование его педагогических и просветительских взглядов 47

ГЛАВА 2. Общественно-педагогическая и научно-практическая деятельность Л.П.Семенова 61

2.1. Общетеоретические основы педагогических взглядов Л.П.Семенова 61

2.2. Деятельность Л.П.Семенова по созданию " и сохранению научно-просветительских учреждений

2.3. Вопросы учебно-воспитательной работы и взаимоотношений преподавателей и студентов филологического факультета 87

2.4. Дидактические воззрения Л.П.Семенова 100

Заключение 117

Литература 124

Приложения 136

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние социально- экономической и этно-политической жизни страны, значительные перемены в общественном сознании и народном образовании обусловили огромный интерес к культуре и этнической истории Северного Кавказа, судьба народов которого всегда была тесно связана с судьбой России. Обострение межэтнической конфронтации в регионе, отдельные проявления шовинизма и спекуляция экстремистски настроенными псевдолидерами националистическими лозунгами заставляют искать пути решения проблемы в истории и идеях просветительства. Появилась насущная потребность проанализировать, понять значимость педагогического наследия горских народов для современной школы, являющейся наиболее эффективным звеном формирования мировоззрения подрастающих поколений. За последние годы произошли существенные изменения во всех сферах жизни, в том числе и духовной, которые привели к изменению общественно-исторического и духовно-нравственного сознания народа. В этих условиях ученые призваны глубже изучать наследие своего народа, его духовную историю, налаживать связи прошлого с современностью.

Серьезные труды вопросам просвещения, жизни кавказских народов, их культуре, лингвистическим, историко-этнографическим проблемам посвятили русские и кавказские ученые и общественные деятели: М. Абаев, И. Кануков, М. Ковалевский, В. Миллер, П. Услар и многие другие. Эти исследователи внесли значительный вклад в кавказоведение, их труды представляют большой интерес для изучения духовной культуры и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Вместе с тем ряд вопросов северо-кавказского образования, творческое и научное наследие отдельных педагогов продолжают оставаться нераскрытыми.

Становление и развитие педагогической мысли народов России, Северного Кавказа и Северной Осетии в частности связано с таким явлением, как просветительство. Просветительство - особый феномен общественного сознания. Оно отражает традиционные, национальные, религиозные и государственные стороны народной жизни. Просветительство в Северной Осетии, являющейся самым полиэтничным уголком Кавказа, связано с именами Г.В. Баева, А.А. Гассиева, Г.В. Дзасохова, И.Д. Канукова, Х.А. Уруймагова, К.Л. Хетагурова, Г.М. Цаголова, А.Т. Цаликова и многими другими. Своеобразие просветительства в Северной Осетии в том, что оно в условиях низкого уровня образованности большинства населения оказалось способным подняться на общероссийский, общечеловеческий уровень понимания национальных проблем обучения и воспитания.

Важным компонентом истории осетинского народа являются идеи этнической педагогики, вехи развития образования, педагогической мысли и просветительства. Цивилизованное развитие осетинской культуры, пути её сближения с достижениями русской и мировой культуры и образования связаны с именами А. Ардасенова, Е. Газданова, В. Миллера, К. Хетагурова, И. Чепиговского, Д. Шанаева, И. Шанаева, А. Шегрена и другими. К ряду перечисленных деятелей культуры и просвещения относится и Л.П. Семёнов, стоявший в центре образовательных и просветительских процессов своего времени, учёный-энциклопедист, педагог и просветитель осетинского народа. До сих пор научное наследие Л.П. Семёнова не собрано во всем объеме. Обращение к исследованиям этого выдающегося деятеля просвещения важно не только для педагогического регионоведения, но и для обогащения современной педагогической теории и практики, научного осмысления актуальных проблем этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

О литературоведческой работе Л.П. Семёнова существует немало материалов - статья в литературной энциклопедии; статьи о замечательной лермонтовской коллекции, подаренной им в 1951 г. пятигорскому музею "Домик Лермонтова"; множество рецензий на "Лермонтовскую энциклопедию", идею и план которой он вынашивал всю жизнь; некрологи на его кончину. К 90-летию профессора Л.П. Семёнова был выпущен сборник статей Северо-Осетинским университетом, в котором прошла вся его педагогическая деятельность; к 100-летнему юбилею Л.П. Семёнова в СОГУ была проведена научная конференция, материалы которой опубликованы в сборнике, написанном его учениками, "Л.П.Семёнов — историк и критик русской литературы", изданном к его столетию. Просветительско-педагогические идеи Л.П.Семёнова историками педагогики не рассматривались. Между тем, Л.П.Семёнов — это педагог, посвятивший свою жизнь делу подготовки педагогических кадров, в сферу его интересов входили также фольклор и этнография, краеведение, история и археология Кавказа. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно Кавказ с его этнографическим многообразием, древними сказаниями и лермонтовским романтизмом формировал гуманистические воззрения педагога, этнопедагогические аспекты его наследия.

В последнее десятилетие появилась серия диссертационных работ, посвященных развитию просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе. Среди них привлекают внимание докторские диссертации В.К. Кочисова, СБ. Узденовой, Е.Е. Хатаева и другие. Многие из них руководят работой молодых исследователей. Исследованию научно-педагогического наследия кавказских просветителей посвящены кандидатские диссертации Ф.В. Абаевой, Т.А. Бекоевой, Ф.А. Кокаевой, Л.Б. Кусовой, Р.А. Хатаевой, Ф.Н. Цораевой и другие. Наша диссертация находится в русле этих научных исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Время подтвердило ценность и большое значение трудов Л.П. Семёнова. К его исследованиям о русской, осетинской и других литературах и фольклоре постоянно обращаются многие современные литературоведы. Однако, несмотря на то, что имя Л.П. Семёнова получило широкое признание, до сих пор не появлялось специальных трудов, посвященных его просветительской и педагогической деятельности, недостаточно осмыслена его роль как учёного-энциклопедиста.

Изучение работ ученого проходило с узкоотраслевой позиции: литературоведы анализировали его труды в области комплексного и системного изучения литературы, для этнографов он интересен своими полевыми и музейными работами, исследованиями по духовной и материальной культуре кавказских народов, для историков важны его исторические и источниковедческие публикации и так далее. Исследователями наследия Л.П. Семёнова не затрагивались такие приоритетные для ученого вопросы, как просветительство и состояние народного образования в Северной Осетии. Анализ трудов и деятельности Л.П. Семёнова позволил нам сделать вывод о том, что именно эти вопросы прежде всего интересовали и волновали ученого и просветителя. Всю жизнь Л.П. Семёнов активно сотрудничал с научно-исследовательскими учреждениями Северного Кавказа, Москвы, Ленинграда, Тбилиси, участвовал в работе различных научных, литературных и краеведческих обществ, оставив яркий след в их становлении и истории. Огромна его роль в образовании и воспитании первого эшелона советской национальной интеллигенции на Северном Кавказе: ученых и наставников молодежи в вузах и школах, писателей, журналистов, деятелей культуры. Анализ творчества и материалов, касающихся жизни и педагогическо-просветительской деятельности Л.П. Семёнова позволили нам сделать вывод о том, что педагогическая практика ученого не была предметом специального научного исследования, хотя занимает важное место в наследии Л.П. Семёнова и представляет собой значительный вклад в развитие народного образования Северной Осетии.

Как показало наше исследование, причиной научной неразработанности педагогического наследия Л.П. Семёнова является то, что сложился определенный стереотип - рассматривать профессора Л.П. Семёнова как видного ученого, литературоведа, кавказоведа, страстного популяризатора и пропагандиста науки. Таким образом, возникло противоречие между широким использованием наследия Л.П. Семёнова в научной литературе, исследованием его вклада в отдельные области науки и отсутствием целостного представления о жизненном и просветительском пути ученого и педагога. Это противоречие и потребность его снятия обусловило выбор проблемы нашего исследования: "Каковы факторы формирования просветительско-педагогических воззрений Л.П. Семёнова и его вклад в просветительско-педагогическую мысль в Северной Осетии конца XIX - начала XX вв.".

Объект исследования - просветительско-педагогическая мысль и состояние народного образования в Северной Осетии в конце XIX - первой половине XX вв.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л.П. Семёнова на развитие высшей школы.

Цель исследования: изучение педагогических воззрений и деятельности Л.П. Семёнова.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить и охарактеризовать основные этапы научной биографии и педагогической деятельности Л.П. Семёнова;

- определить вклад просветителя в историко-педагогическую науку и практику республики Северной Осетии - Алании;

- рассмотреть общепедагогические идеи просветителя-педагога, проанализировать основные дидактические положения Л.П. Семёнова;

- показать позитивное отношение ученого к устному народному творчеству горцев, его воспитательной направленности;

- раскрыть сущность просветительско-педагогических воззрений Л.П. Семенова и его подходы к решению проблемы подготовки педагогических кадров для школ многонационального Кавказа;

- обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для практики современных учебных заведений на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого материала.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, соотношении общего и особенного в жизни общества, диалектическом единстве национального и общечеловеческого, творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого; системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в единстве биографию ученого, его личный вклад в историю развития горской культуры и просвещения, науки и образования.

В работе использовались следующие методы исследования: методы сбора, сопоставления и обобщения литературных и архивных источников, их историко-культурный, сравнительно-сопоставительный, историко типологический анализ.

Источниковую базу исследования составляют:

- труды Л.П. Семёнова в разных областях научного знания;

- архивные материалы;

- опубликованные документы, статьи, работы, отражающие жизнь и научную деятельность Л.П. Семёнова;

- документы, дневники, отчеты, переписка Л.П. Семёнова с отдельными лицами и учреждениями о состоянии просвещения и образования на Северном Кавказе;

- материалы съездов, совещаний, конференций с участием Л.П. Семёнова, а также совещаний по вопросам просвещения, образования и культуры Северного Кавказа;

- стенограммы встреч с людьми, знавших Л.П. Семёнова.

Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа:

1997-1998 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, установление степени научной разработанности проблемы;

1999-2000 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, выявление актуальности темы, определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования;

2000-2002 годы - систематизация и обобщение материалов, издание статей, учебно-методического пособия по результатам исследования.

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена одна из актуальных проблем историко-педагогических исследований регионального характера - определение вклада видного просветителя-педагога конца XIX- первой половины XX вв. Л.П. Семенова в развитие высшего образования и педагогической мысли на Кавказе;

- изучена и приведена в систему научно-педагогическая биография Л.П. Семенова;

- дан целостный анализ просветительской и педагогической деятельности Л.П. Семенова, его практическому вкладу в развитие системы высшего образования в республике Северная Осетия - Алания;

- раскрыта сущность его общепедагогических и дидактических взглядов;

- показана роль Л.П. Семенова в решении актуальной для его времени задачи подготовки квалифицированных кадров учителей-словесников для школ и вузов края;

- показана позиция Л.П. Семенова в отношении личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе любой школы;

- представлены взгляды Л.П. Семенова на роль и развитие просветительских учреждений на Северном Кавказе;

- определена роль наследия Л.П. Семенова в развитии просвещения в крае;

- показана преемственность идей Л.П.Семенова в контексте развития просветительско-педагогической мысли Северного Кавказа и Северной Осетии в частности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена просветительско-педагогическая деятельность Л.П. Семенова и его огромный вклад в

организацию подготовки педагогических кадров для национальных школ Кавказа. Теоретически значимы его идеи о внедрении научно-исследовательской работы в учебный процесс, о необходимости обеспечения единства учебной и научной деятельности, о приобщении студентов к определенной научной школе, о совершенствовании методики самостоятельной работы студентов (индивидуализация процесса обучения), о важности кружковой и краеведческой работы в воспитательном процессе, о необходимости изучения устного народного творчества горцев и многие другие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для написания учебных пособий по истории педагогики, они могут стать составной частью изучения педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определенную ценность представляет материал исследования и для таких дисциплин, как краеведение, этнография, литературоведение, история Северного Кавказа. Материалы данного исследования могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по педагогике и истории педагогики в педагогических училищах, колледжах и педагогических вузах Северного Кавказа. Они представляют интерес для учителей, студентов, аспирантов, могут быть использованы при разработке спецкурса по истории педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого-энциклопедиста (литературоведение, музееведение, библиотековедение, общественно-педагогическая деятельность, история, археология, этнография и т.д.); методологической обоснованностью методов исследования; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Л.П. Семёнов входит в плеяду просветителей юга России конца XIX- первой половины XX веков, его наследие отражает как общие, так и социально-культурные проблемы развития горских народов Северного Кавказа этого

периода. Своими исследованиями ученый определил ракурс научного направления работ по комплексному и системному изучению литературы, искусства, духовной и материальной культуры кавказских народов.

2. Педагогические воззрения Л.П. Семёнова отражают глубокое понимание духовных интересов осетинского народа, так как сформировались под воздействием многонациональной и демократической среды интеллигенции, в которой вырос ученый-педагог, под влиянием личного взаимодействия с крупными учеными, в результате многолетней просветительской деятельности на Северном Кавказе.

3. Основные черты методической системы Л.П. Семёнова свидетельствуют о приверженности ученого прогрессивным педагогическим идеям: взаимосвязь научной и преподавательской деятельности в вузе, использование широких знаний в области истории, этнографии, фольклора Северного Кавказа в преподавании литературы; усиление практической направленности университетских курсов; обучение студентов способам и методам научной работы.

4. Л.П. Семенов о путях и средствах рациональной постановки обучения в вузе: система подготовки педагогических кадров; совершенствование программно-методической работы преподавателей высшей школы; обращение к изучению фольклорных источников литературы; краеведческая работа со студентами, благодаря которой учащиеся глубже познавали историю, культуру родного народа, его традиции, обычаи; комплектование фондов и усовершенствование каталогов библиотек; организация краеведческого музея и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по мере подготовки материалов исследования. Результаты работы обсуждались и получили одобрение на научных конференциях в г. Москве ("Этнографические проблемы современного учебно-воспитательного процесса", 2001 г; "Новация как традиция отечественной педагогики," 1999 г.), в г. Владикавказе ("Воспитание детей и учащейся молодёжи в краях и областях Южного федерального округа", 2001 г.). Материалы исследования автора использовались в учебном процессе Московского педагогического государственного университета, университета Российской Академии образования и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Развитие педагогической мысли в Северной Осетии во второй половине XIX - начале XX веков

До второй половины XIX века Северная Осетия была отсталым в экономическом отношении краем, где в разрозненных аулах обособленными патриархальными семьями проживало почти полностью неграмотное, некомпактное население и где в основном никаких заслуживающих внимания политических, философских и педагогических течений не существовало. Чтобы успевать за техническим и социальным прогрессом, Осетии нужны были соответствующим образом обученные кадры и прежде всего учителя.

Касаясь особенностей новой фазы социально-экономического развития страны, известный деятель народного образования и культуры Осетии Инал Кануков подчеркивал, что на этом этапе "храбрые джигиты уже сходят со сцены, уступая место своим сыновьям и внукам. Для наших детей и внуков зажигается заря новой жизни, жизни труда и мысли. Они уже не идут по нашим стопам, из них не воспитываются добрые до самопожертвенности удальцы, из них выйдут честные и мирные граждане" [103,С26 ].

И. Кануков объективно оценивал прогрессивные сдвиги, происшедшие в результате развития капитализма как в экономике края и социальной структуре людей, так и в их взаимоотношениях, в сближении "низших слоев" Кавказа с трудящимися массами и прогрессивной интеллигенцией России, с её культурой. Он написал: "Против могущественного напора цивилизации не устоят никакие традиции старины. И слава богу, что цивилизация забросила к нам луч свой; наконец, мы видим и железную дорогу; свист локомотива оглушает нас, мирных граждан, и напоминает нам ежедневно, что мы присоединились к семье цивилизованной Европы" [44, С.37].

Интересные соображения относительно роли и значения развития на Северном Кавказе экономики, промышленности, хозяйства и путей сообщения, повышения сознательности местного населения высказывал осетинский писатель А. Ардасенов. Он утверждал: "В настоящее время "туземцы" Северного Кавказа вступают в новый период жизни. Современная торгово-промышленная жизнь начинает касаться их все более и более, благодаря улучшенным путям сообщения, в особенности железным дорогам, сблизившим пространства и народы. Новые экономические отношения, в которых горцу приходится действовать волей или неволею, как более развитые и могущественные, подвергают его хозяйственный быт, культуру серьезному испытанию, увлекая за собой и подчиняя своему влиянию" [7,С14].

А. Ардасенов, И. Кануков, К. Хетагуров и другие представители прогрессивно-демократической интеллигенции хорошо видели не только положительные стороны капитализма, о которых говорилось выше, но и нечеловеческие усилия, в которых приходилось трудиться рабочим на фабриках и заводах, а также сельским труженикам. В буржуазную эпоху "деньги стали меркою моральных качеств человека" [45,С157].

По мнению профессора М.С. Тотоева, представители нарождавшейся осетинской светской прогрессивной интеллигенции конца XIX в., сформировавшиеся на передовых идеях русской культуры, своей культурно-просветительской и общественной деятельностью, несомненно способствовали дальнейшему сближению своего народа с русским народом, укреплению между ними добрососедских, дружественных взаимоотношений [112, С. 17].

М.Г. Цаголов и другие выдающиеся горские просветители, и педагоги (А. Гассиев, Г. Дзасохов, X. Уруймагов, К. Хетагуров) были приверженцами сближения горцев с передовой демократической Россией, с её культурой, видели в этом сближении единственную возможность для прогрессивного развития их духовного и материального потенциала [142, С. 15].

К числу наиболее известных представителей этой интеллигенции относятся: А. Ардасенов, Е. Газданов, А. Гассиев, Б. Гатиев, И. Кануков, Д. Сохиев, А. Тускаев, братья Шанаевы и другие. Понятно, они не держались в своей деятельности одинакового идейного направления. Одни из них стояли на либеральных позициях и ограничивали свою деятельность областью этнографии (Б. Гатиев, братья Шанаевы), другие - на либерально-демократических позициях, занимаясь литературно публицистической деятельностью (А. Гассиев, И. Кануков), третьи же, под влиянием идей русского революционного народничества, сделали попытку принять участие в революционной борьбе против самодержавия, следуя по тому же пути, по которому шло русское революционное народничество 70-х гг. XIX в. (А. Ардасенов, Д. Сохиев и др.).

Интеллигенция Осетии получала своё образование в высших и средних учебных заведениях России, в стенах которых они испытали на себе могучее влияние русской культуры, прогрессивных идей её выдающихся представителей. Так, например, Д. Шанаев окончил юридический факультет Одесского университета в 1874 г.; Петербургский лесной институт окончили: А. Ардасенов (1874 г.), Б. Газданов, Д. Сохиев (1874 г.), И. Шанаев (1872 г.); X. Тускаев окончил Петровско-Разумовскую Академию. Другие получили своё образование в гимназиях, духовных академиях и семинариях, землемерных училищах и в других учебных заведениях. "Лишь в единстве с Россией, считали просветители, северокавказские народы могли преодолеть межплеменную разобщенность, сложиться в нации, а вне нации, вне государственности для просветителей нет развития" [2, С.20].

Состояние системы народного образования в Северной Осетии после Октябрьской революции

Народное образование на Северном Кавказе после Октябрьской революции не приняло широкого размаха ввиду сложной политической обстановки и условий гражданской войны. Тем не менее, органы новой, народной власти на Тереке в эти годы успели проделать значительную работу.

В 1917 г. возник Северо-Осетинский училищный совет, созданный по инициативе отдельных представителей осетинской интеллигенции, многие годы работавших на поприще народного образования: Б. Алборова, М. Гарданова, Г. Гуриева, Г. Дзагурова, X. Уруймагова и других. Перед ним стояли следующие задачи: открытие в Осетии новых школ, подбор штатов в существующих школах, руководство учебно-воспитательной работой учебных заведений, организация учительских съездов и различных курсов по переподготовке учительских кадров и т.д.

Большая работа проводилась по дошкольному воспитанию. В целях осуществления внешкольного образования во Владикавказе было открыто шесть школ грамоты для взрослых, народная консерватория, художественная школа.

В1918 г. было открыто значительное количество новых школ, в том числе две гимназии и одна учительская семинария во Владикавказе; были открыты краткосрочные курсы по подготовке учителей, которые занимались по новым программам.

На 1 ноября 1918 г. во Владикавказе функционировало 23 начальных училища; к этому времени в городе обучалось более 2.5 тыс. учащихся, из которых 43.9% были приняты осенью 1918 г. Кроме того, летом и осенью 1918 г. было открыто семь школ грамоты для взрослых. Кроме начальных училищ и школ грамоты, во Владикавказе существовал ещё ряд средних учебных заведений, в том числе и специальных [43, С. 121].

Однако положение школ и культурных учреждений в республике продолжало оставаться очень тяжелым. Вопросы школьной жизни обсуждались в этот период не только на митингах трудящихся и в печати, но и на учительских съездах, сыгравших важную роль в мобилизации демократического учительства на борьбу за народную школу [132, С.30].

Это объяснялось рядом причин: во-первых, напряженная политическая обстановка в области мешала развернуть нормальную работу органов народного образования; работники органов просвещения нередко были вынуждены заниматься другими делами, связанными с гражданской войной на местах; во-вторых, часть учительства занимала выжидательную позицию и не только не включалась в строительство новой школы, но даже не прилагала должных усилий к устранению недостатков в работе школ.

С захватом Северного Кавказа деникинцами во всех учебных заведениях были восстановлены старые порядки. Таким образом, школы Северной Осетии и других районов, занятых деникинской контрреволюцией, с февраля 1919 г. по март 1920 г. пережили мрачный период. В своей работе "О постановке педагогического образования среди горцев Кавказа " Б.А. Алборов пишет: "Годы революции дали много горцам, но не дали национальной школы, где бы его язык, история его народа, география края, богатая устная народная словесность получили достойное место наряду с другими учебными дисциплинами, не дали ему также и учителя, который бы свободно мог осуществить национализацию горской школы, не дали ему и всех необходимых пособий на родном языке" [46, С,332].

Так М.М. Рубинштейн отмечал, что "общечеловеческую идею мы можем сочетать и выявлять в школе на тщательном изучении всего родного, народного (но не только его одного!). Всё изучение должно быть насыщено тенденцией -духом, чтобы каждый народ своим бытием и по-своему дал возможно больше не только себе и своим сынам, но и всему человечеству, и человечности ... Только при этом условии педагог выполнит настоящую учительскую миссию" [72, С.393].

После восстановления Советской власти на Тереке школами ведал Отдел народного образования. В его ведении находилось: а) начальных училищ — 150 с 460 учителями; б) высше-начальных училищ — 28 с 127 учителями; в) средних учебных заведений — 5 с 42 учителями. Учреждений дошкольного типа к тому же времени было 7, учебных заведений внешкольного типа (школы грамоты и курсы повышенного типа) - 13 и изб-читален - 5 [3 ].

К началу 1921 г. в области народного образования были достигнуты определенные успехи: организованы курсы по подготовке учителей трудовой школы, двухмесячные курсы по подготовке учителей физического воспитания; создано 24 школы грамоты во Владикавказе и в селах Северной Осетии. Значительно расширилась сеть школ всех типов. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, положение школ оставалось тяжелым. Посещаемость, особенно в зимние месяцы, была слабая из-за отсутствия топлива, обуви и одежды. В городах и во многих селах лучшие школьные здания были заняты беженцами из Юго-Осетии, воинскими учреждениями и другими организациями, что мешало нормальной работе школ.

Крупным событием в области культурного строительства в первые годы Советской власти на Тереке было открытие высших учебных заведений. Ещё в 1918 г. во Владикавказе был создан Политехнический институт, который впоследствии стал одним из крупных вузов на Кавказе по подготовке кадров для сельского хозяйства.

Общетеоретические основы педагогических взглядов Л.П.Семенова

Значительный вклад Л.П. Семёнова в становление и развитие горского просветительства признан современной наукой. Вместе с тем, теоретические вопросы такого феномена исторического развития горского народа, как национальное просветительство, остаются в ряду слабо разработанных проблем. Прежде чем говорить о конкретных формах просветительской деятельности Л.П. Семёнова, мы сочли необходимым определиться в некоторых общетеоретических вопросах.

Длительное время понятия " просвещение " и "просветительство" употреблялись как синонимичные. Эта традиция была заложена Вольтером и Гер дером [124] и объяснялась конкретностью задач просветителей XVIII столетия. Разделение содержания указанных понятий в России происходит в XIX веке, в тот период, когда окончательно складывается государственная система образования. Под просвещением стали понимать меры по развитию и подъему образовательного уровня населения, в то время, как просветительство - это течение общественной мысли, целостная система теоретической и практической деятельности личностей или их объединений, ставящая задачу распространения просвещения, образования, культуры своей страны или народа, изучения исторических источников становления и развития эпоса страны, эпохи, связей с другими национально-культурными образованиями и, наконец, видящая пути развития национальных духовных ценностей и их иерархию, их соотношение с общечеловеческими ценностями, стремящаяся к развитию национального самосознания своих народов [1, С.31-32]. Просветительское движение формируется там и тогда, когда появляются общественные деятели, способные охватить всю социокультурную ситуацию своей эпохи, своего общества, сформулировать и выразить духовные, интеллектуальные, экономические и прочие потребности своего народа, представить программу их реализации, то есть тогда, когда появляются просветители. Просветительское движение на Кавказе принято называть "умственное движение передовой горской интеллигенции", развернувшееся в процессе присоединения края к России [136, С.З]. Национальное просветительство народов Северного Кавказа, связано с именами наиболее одарённых и образованных просветителей этноса этого региона.

Просветительское движение в крае зародилось в конце XVIII - начале XIX столетий, когда сказываются "прогрессивные последствия сближения" Кавказа с Россией [115, С.5]. Просветительское движение в регионе имеет свои "хронологические рамки, предопределенные особенностями национального процесса" [136, С. 7]. Первый его период - конец XVIII - 50-е годы XIX века -совпал с началом, разгаром и затуханием Кавказской войны; просветители этого этапа не посягали на существующий общественный строй, были уверены, что его недостатки можно устранить посредством распространения грамоты и просвещения. Просветители этого периода, русские архимандрит Пахомий, игумен Григорий, осетины Гайоз Токаев, Иван Ялгузидзе, адыги Измаил Атажукин, Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей и другие занимались созданием национальных алфавитов, переводили на осетинский язык книги, адыги собирали исторические сведения о своём народе, занимались вопросами образования, литературным творчеством.

Деятельность просветителей второго периода — 60-е годы XIX столетия — 80-е годы - русских ученых Петра Услара, Андрея Шегрена, осетин Афанасия Гассиева, Аксо Колиева, Коста Хетагурова, ингуша Чаха Ахриева, чеченца Умалата Лаудаева, дагестанца Абдуллы Омарова, адыгов Кази Атажукина, Адиль-Гирея Кешева преобретает "по сравнению с предыдущим более выраженный антифеодальный характер", они считали, что образование должно быть доступным и бессословным, от составления проектов перешли к их практической реализации - открывали школы, составляли азбуки родных языков, сами занимались обучением горцев [137, С. 48].

Просветительство третьего периода - 90-е годы XIX века - первая четверть XX столетия, когда произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономического влияния России, дальнейшее расслоение общества и возрастание революционной активности народа (следует заметить, что фактически этот период длился почти на тридцатилетие дольше, так как некоторые просветители жили и активно работали и в 50-е годы XX столетия -это русский учёный Леонид Петрович Семёнов, дагестанский мыслитель Сайд Габиев, представитель карачаево-балкарского народа Умар Джашуевич Алиев, адыгский представитель Сефербий Сиюхов и некоторые другие). Среди просветителей этого периода были осетины Гапо Баева, Гиго Дзасохов, Харитон Уруймагов, Георгий Цаголов; русские ученые Лев Лопатинский, Леонид Семёнов, адыги Талиб Кашежев, Владимир Кудашев, Паго Тамбиев; дагестанцы Сайд Габиев, Алибек Тахо-Годи; чеченец Таштемир Эльдарханов и другие. Они занимались сбором фольклора, составлением азбук и букварей для школьного пользования, способствовали открытию светских учебных заведений, занимались литературной деятельностью, стали авторами ряда исторических и этнографических сочинений, а после революции участвовали в строительстве новой школы, занимались общественной работой; некоторые из них покинули родину и судьба этих просветителей неизвестна. В целом же для просветительского движения этого периода характерна демократическая направленность, новое поколение просветителей "расширяет тематику и разнообразит жанры своих произведений" [141, С.6].

Деятельность Л.П.Семенова по созданию " и сохранению научно-просветительских учреждений

Л.П. Семёнов был многосторонне образованным человеком, убеждённым гуманистом и просветителем; его интересовал широкий круг научных проблем. Вследствие этого, а также благодаря колоссальной работоспособности он в течение жизни принимал участие в работе различных просветительских и научных обществ, организаций.

Основным содержанием работы этих обществ начала XX века было развитие внешкольных форм народного образования. При содействии комитетов грамотности учреждались бесплатные народные библиотеки и читальни; организовывались народные чтения, воскресные школы, книжные склады; осуществлялось издание и распространение в народе дешевой литературы, снабжение книгами земских школ, народных библиотек и многое другое.

Рассматривая просветительско-педагогическую деятельность Л.П. Семёнова, следует обратить внимание и на его вклад в развитие библиотечного и музейного дела. Отмечая важное культурное значение библиотек и музеев, Л.П. Семёнов неизменно подчёркивал значимость этих "очагов культурной жизни" для решения научных и просветительских задач. Просветительская деятельность Л.П. Семёнова была связана с борьбой за демократизацию и расширение библиотечного дела. Деятельного участия в развитии, сохранении культурно-просветительских учреждений Л.П. Семёнов не прекращал в течение всей жизни. Предметом его особой заботы было комплектование фондов и усовершенствование каталогов библиотек тех научных и образовательных учреждений, в которых он работал. Он неоднократно передавал книги по различным областям естественных и гуманитарных наук из своей личной библиотеки в школы. Так, профессором Семёновым была передана библиотека (250 книг русских писателей) в гимназию № 5 и среднюю Пушкинскую школу. Его главной целью было оставить учеников, дать возможность другим изучать то, чему он сам посвятил жизнь, отдать обществу и дорогие идеи, и любимые книги. Так, многие редкие сборники по кавказоведению он передаёт в общественное пользование в библиотеку Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, литературы и экономики. Интересную лермонтовскую коллекцию дарит в 1952 г. в музей на родине Лермонтова - в Тарханы. В 1951 г. Л.П. Семёнов передал в дар музею "Домик Лермонтова" в Пятигорске ценнейшее собрание книг и других материалов по лермонтоведению, которое он собирал в течение пятидесяти лет своей жизни.

Библиотека - идеологическое и научно-информационное учреждение, организующее общественное пользование книгами и призванное путём всесторонней помощи читателям в выборе литературы, активной и целенаправленной пропаганды книги, путём библиографической информации содействовать культурному и профессиональному росту народа.

Богатейшие фонды произведений печати, собранные в библиотеках, имеют большое культурное значение, это - "золотой фонд" культуры, сокровища огромного и многообразного опыта, накопленного человечеством. Однако само по себе собрание книг, хотя и составляет основу библиотеки, ещё не определяет её общественной роли.

Библиотеки как собрания памятников письменности возникли в глубокой древности (например, библиотеки Древнего Египта, античной Греции и Рима, монастырей средневековья и др.). Но особенное развитие они получили с XV в., после изобретения книгопечатания. Долгое время это были мертвые, замкнутые хранилища, которые и не мыслились как учреждения, предназначенные для какого-либо пользования. Лишь после французской буржуазной революции в некоторых странах возникла идея доступности библиотек для пользования читателями. В последующем буржуазия, учитывая потребность капиталистического производства в грамотных рабочих, стала создавать сравнительно широкую сеть библиотек.

Этот же путь характерен для развития библиотек на территории нашей страны. Первые библиотеки появились в IV - VI вв. в Закавказье и Средней Азии, а в XI — XIII вв. и на Руси, когда памятники письменности и рукописные книги собирались в монастырях, дворцах крупных феодалов и представителей высшего духовенства, а также и в некоторых зарождающихся школах. Несмотря на то, что история русского книгопечатания насчитывает более 400 лет, первые памятники создания так называемых библиотек (т.е. библиотек, предназначенных для широкого пользования) относятся к началу XVIII в., но лишь в конце XVIII и в XIX в. они получили распространение. К значительным достижениям русской культуры следует отнести создание таких крупных библиотечных учреждений, как библиотеки Академии наук (1724), Московского университета (1756), Петербургская публичная (1814) и Московского Румянцевского музея (1862).

Похожие диссертации на Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова