Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Супонина Екатерина Григорьевна

Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина
<
Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Супонина Екатерина Григорьевна. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Супонина Екатерина Григорьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Пензенский государственный педагогический университет"].- Пенза, 2010.- 205 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общественно-педагогическая деятельность П. Г. Редкина с. 27-92

1.1. Становление П.Г.Редкина, как учёного: его преподавание в Московском и Петербургском университетах с.27-51

1.2. Вклад П. Г. Редкина в развитие отечественной педагогической периодики с. 52-69

1.3. Участие П.Г.Редкина в создании и деятельности Петербургского педагогического общества с.70-89

Выводы по первой главе с.90-93

Глава 2. Педагогические взгляды П. Г. Редкина с. 94-153

2.1. Пропаганда П.Г.Редкиным идей передовых немецких педагогов с. 94-108

2.2. П.Г. Редкий о теоретических основах педагогики с. 109-125

2.3. П.Г.Редкин о вопросах воспитания и обучения с. 126-150

Выводы по второй главе с. 151 -154

Заключение с. 155-162

Список использованных источников и литературы с. 163-192

Приложение 1.

Приложение 2.

Введение к работе

40-е — 70-е годы XIX века занимают особое место в отечественной истории. В этот период Россия феодальная превращается в Россию капиталистическую. Если 1840-е годы можно назвать апогеем режима Николая I, то 1850-е — кризисом самодержавия, наиболее ярко проявившемся в поражении Российской империи в Крымской войне. Война обнажила все язвы крепостной России, показав необходимость проведения кардинальных экономических и политических реформ, их неизбежность.

Реформы 1860-X-1870-х годов затронули все сферы жизнедеятельности государства, включая народное образование. На вопросы воспитания и образования обратил внимание еще Николай I. Педагогические вопросы он связывал исключительно с направлением политической мысли и считал необходимым создать такую систему образования, которая бы препятствовала развитию в стране революционных идей. Консервативно-охранительное направление в сфере народного просвещения, нашедшее идеологическое обоснование в триаде С.С.Уварова «православие, самодержавие и народность», сохранялось в течение всего периода правления Николая I. Но уже в 1840-х годах в обществе ощущается потребность в создании науки о воспитании и образовании — педагогики. В среде передовой интеллигенции ставится вопрос о разработке альтернативной официальной теории развития народного просвещения концепции, предпринимаются попытки наладить издание педагогических журналов.

Во второй половине 50-х - первой половине 60-х годов XIX века идет становление отечественной педагогики. Поражение России в Крымской войне обострило национально-патриотические чувства россиян, заставив прогрессивно настроенную часть российского общества обратить самое пристальное внимание на проблемы воспитания и образования.

Во многом этому способствовали появившиеся в 1856 - 1857 годах на страницах журналов «Морской сборник» и «Журнал для воспитания» педагогические статьи Г. Бёма, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина. В этих статьях впервые во всей своей полноте ставятся вопросы воспитания, определяются цели и задачи учебно-воспитательного процесса, проблемы разработки научных основ педагогики, подчеркивается необходимость их решения на государственном уровне.

«В конце 50-х годов, - писал М. Л. Песковский, - у нас в России, как бы случайно, неожиданно открыли целую область, почти совершенно неведомую раньше, или, по крайней мере, не обращавшую на себя должного внимания. Область эта — педагогическая, т.е., иначе — всё учебно-воспитательное дело»1. Нельзя не согласиться с мнением Э.Д. Днепрова, что именно с вопроса о школе, о реформе системы воспитания и образования «началось общественное обсуждение основ предстоящих реформ, он первым стал на повестку дня буржуазных преобразований в России» .

В 1860-е - 1870-е годы завершается процесс становления отечественной педагогики и происходит ее дальнейшее развитие. В этот период быстрыми темпами развивается педагогическая периодическая печать; помимо официальных «Журнала Министерства народного просвещения» и «Педагогического сборника», издаются частные журналы -«Учитель», «Журнал для родителей и наставников», «Народная школа», «Семья и школа», «Детский сад», переименованный в «Воспитание и обучение», и др., на страницах, которых печатались статьи на актуальные педагогические темы, учебные и учебно-методические пособия, дидактический материал, обзоры зарубежных педагогических журналов, работ выдающихся европейских педагогов. В это время из печати начинают выходить научно-исследовательские работы, учебные издания,

1 Песковский М.Л. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность//
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф: Биографические повествования / Сост.,
общ. ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск. 1997.С. 307.

2 Днепров Э. Д. «Морской сборник » в общественно-педагогическом движении 60-х годов
XIX в. // Советская педагогика. 1964. №10. С. 77.

5 дидактические материалы, пособия по методике воспитания и обучения отечественных педагогов. В Петербурге организуется педагогическое общество - первое объединение российских педагогов, при котором функционируют курсы подготовки учителей для начальных школ.

В нашей стране вопрос о научных теоретических основах педагогики как науки был поставлен еще в середине 40-х годов XIX века. Одним из первых к рассмотрению этого вопроса обратился педагог, правовед, профессор Московского университета Пётр Григорьевич Редкий, удачно сочетавший в себе талант и высокое мастерство учёного и педагога. Однако, его педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность до сих пор мало изучены. Между тем исследование его педагогических взглядов и общественно-педагогической деятельности представляется актуальной темой для диссертационного исследования. П. Г. Редкий внёс определённый вклад в развитие российской педагогики. Он одним из первых стал систематически печатать на страницах отечественных педагогических журналов обзоры работ европейских педагогов А. Браубаха, А. Дистервега, Ф. Кернера, Б.Сигизмунда, что, несомненно, помогало российским педагогам в их работе. Сознавая важность и значимость педагогических периодических изданий для учебно-воспитательного процесса, П.Г. Редкий предпринял попытку издавать педагогический журнал для педагогов и родителей, и для детей. Вместе с историком Д. А. Валуевым он издавал журнал «Библиотека для воспитания», а затем один - «Новую библиотеку для воспитания». П.Г.Редкин активно сотрудничал с педагогическими журналами «Учитель» и «Журнал для воспитания». Пётр Григорьевич был инициатором создания Петербургского педагогического общества, возглавляя его на протяжении почти двадцати лет, а также Фрёбелевского общества содействия дошкольному воспитанию.

В своих педагогических статьях П.Г.Редкин ставил и пытался определить, на каких философско-теоретических основах должна формироваться педагогическая наука, что она должна изучать, какие перед

ней стоят задачи, методы научного исследования. В отечественной педагогике он одним из первых обозначил проблему единства воспитания и обучения, как начального процесса, готовящего человека к последующему непрерывному самообразованию; попытался определить основные составляющие воспитательного процесса. В своих статьях Пётр Григорьевич Редкий указывал на необходимость религиозного обоснования главных педагогических положений, на важность сочетания, особенно в воспитании, достижений педагогической науки и православного вероучения.

Тема исследования актуальна, прежде всего, с позиций сегодняшнего дня. Одним из источников становления современной российской педагогики является обращение к наследию русских педагогов. Его всестороннее и глубокое исследование будет означать не только качественное приращение знаний в теоретико-педагогической сфере, но и станет определённым вкладом в практическую педагогику. Исследование педагогического наследия - это своеобразный диалог настоящего с прошлым и возможность заглянуть в будущее педагогики. Формирование современной педагогики на основах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, соединение воспитательно-образовательного процесса с основами христианского православия делают необходимым обращение к историко-педагогическому опыту. Неоднозначность проблем, которые стоят перед современным образованием, поиск более эффективных путей развития педагогических знаний настоятельно диктуют необходимость всестороннего и глубокого изучения и активного использования педагогического наследия прошлого. С этой точки зрения анализ педагогических воззрений П. Г. Редкина, его общественно — педагогической деятельности имеет немалую практическую ценность. В современном обществе возрождается духовность, христианские заповеди становятся жизненными ориентирами для всё большего числа наших граждан и стержневыми составляющими воспитания, основы православия преподаются во многих средних школах Российской Федерации. В такой ситуации современно звучат призывы П.Г.Редкина сочетать основы

7 православия и научно-педагогические достижения в учебно-воспитательном процессе. Принципы гуманизма, которые он пропагандировал, составляют центральное звено отечественной педагогики, а его мысли о европеизации российского образования сегодня находят свое отражение в интеграции России в европейское образовательное пространство.

Анализ педагогических трудов российских педагогов середины и второй половины XIX века актуален и в свете проходящих научных дискуссий об особенностях основных направлений педагогической мысли, о периодах становления русской педагогики, этапах её развития. Таковы обстоятельства, превращающие изучение истории педагогический мысли в предмет не только научного, но и практического интереса для современной педагогики. Особенно высокую научную ценность представляет исследование процесса становления отечественной педагогики, а также общественно-педагогическая деятельность и теоретическое наследие тех российских педагогов и общественных деятелей, которые внесли весомый вклад в становление и развитие педагогической науки в России. Одним из таких просветителей являлся Пётр Григорьевич Редкий.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между возрастающей в современном российском обществе потребностью осмысления педагогического наследия российских педагогов XIX века, использования его для совершенствования системы отечественного педагогического образования и недостаточной степенью изученности, научной разработанности этого педагогического наследия.

Началом историографии темы можно считать два биографических очерка о П.Г. Редкине, один из которых помещен в биографическом словаре преподавателей Московского университета1, изданном к 100-летнему

Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета, за истекшее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755г. по день столетнего юбилея января 12-го 1855 г., составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 г. и расположенный по азбучному порядку. М.,1855. 4.2. С. 376-386.

8 юбилею университета, другой принадлежит перу Н.В.Гербеля, который уделил больше внимания пребыванию П.Г. Редкина в Нежинской гимназии1.

Следующей группой публикаций в историографическом обзоре
являются посвященные П.Г.Редкину некрологи в педагогических и
общественно-политических журналах2. Среди них стоит выделить статьи
Д.Д.Семёнова, написанные на основе своих воспоминаний . Д.Д. Семёнов
первым предпринял обзор общественно-педагогической деятельности
П.Г.Редкина, показав его заслуги в организации педагогических
периодических изданий в России, организации Петербургского

педагогического общества и Фрёбелевского общества содействия начальному (дошкольному) образованию. Д.Д. Семёнов дал очень высокую оценку общественно-педагогической деятельности П.Г. Редкина, особо подчеркнув ее прогрессивный характер.

Основательное исследование педагогических воззрений Петра Григорьевича Редкина предпринял М.И.Демков . Он отметил, что для своего времени его взгляды на воспитание отличались новизной, а поставленные им вопросы являлись актуальными для формировавшейся российской

Гербель Н.В. П.Г. Редкий// Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. СПб., 1881. С. 441-447.

Бестужев-Рюмин К. Н. П.Г. Редкий: некролог//Журнал Министерства народного просвещения. 1891. 4.274. С. 167-170; М.П. В-а [Варавва М.П.] Памяти Петра Григорьевича Редкина/ЛЗестник воспитания. 1891. №5. С. 1-10; К.М. [Модзалевский К.М.]Памяти Петра Григорьевича Редкина// Русская школа. 1891 .№4. С. 50-63; Из общественной хроники// Вестник Европы. 1891. № 4.С. 908-909; Заметки //Неделя. 1891. №12. Стлб. 373-374; П.Г.Редкин: некролог // Север. 1891. №12. Стлб. 749-750; Смесь: хроника// Исторический вестник. 1991. № 5. С. 527.

3 Семёнов Д.Д. Пётр Григорьевич Редкий как педагог//Женское образование. 1891. №5. С. 481-487; он же. Пётр Григорьевич Редкий. Очерк его педагогической деятельности // Русская старина. 1891. №8. С. 311-326.

Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях: Опыт педагогической хрестоматии. М., 1898; он же. Очерки по истории русской педагогики: для народных учителей и учительниц, учительских семинарий и институтов, женских институтов и гимназий и епархиальных училищ. М., 1909; он же. История русской педагогики: В 3 Ч. Ревель, 1909. Ч.З; он же. Старые и новые педагоги: их жизнь, мысли и труды. М., 1912; он же. Руководство по истории педагогики: для педагогических курсов при высших начальных училищах, для учительских семинарий, женских гимназий и епархиальных женских училищ. М. 1913.

9 педагогики. По мнению М.И.Демкова, взгляды П.Г. Редкина на воспитание и образование были высказаны своевременно.

Если М.И. Демков дал положительную оценку педагогическим статьям Редкина, высоко оценил его воззрения на воспитание и образование, то П.Ф. Каптерев и А. Н. Острогорский подвергли их критике1. П.Ф. Каптерев отмечал, что рассуждения П.Г. Редкина базировались на «богословской» основе, его статья «Что такое воспитание?» написана более тяжелым языком и «формальнее» статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», а проблемы, поставленные им в области педагогики «слишком общие».

По мнению А.Н.Острогорского, трактовка основных педагогических понятий, предложенная П.Г. Редкиным, быстро устарела, классификация педагогических понятий ему не удалась.

Следует заметить, что М.И. Демков, П.Ф. Каптерев и , А.Н. Острогорский рассматривали только одну статью П.Г.Редкина «Что такое воспитание?» и на основе её анализа делали выводы. Другие его педагогические работы остались вне поля их зрения. Собственно, этим и исчерпывается дореволюционная историография темы. Историки педагогической мысли дали в целом объективный анализ педагогических взглядов П.Г.Редкина. Вместе с тем, нельзя признать, что их исследование было полным: многие аспекты остались не рассмотренными.

Советские исследователи к педагогическому наследию П.Г. Редкина практически не обращались. В обобщающих работах, учебных и справочных пособиях по истории педагогики о нем или вообще ничего не говорится , или

1 Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915; Острогорский А.Н.
Образование и воспитание//Избр. пед.соч./Сост. М.Г.Данильченко. М., 1985.

2 См: Шпильберг И.Я. Прогрессивный характер русской классической педагогики.
Симферополь, 1946; Очерки по истории педагогики: Сб. статей /Под ред. Н.А.
Константинова. М. 1952; Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории
начального образования в России. 2-е изд. испр. и доп. М., 1953; История
педагогики./Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1955: Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,
Смирнов В.З. История педагогики: М., 1956 (2-е изд. - 1959; 3-е изд.доп. и перераб., -
1966); Константинов Н.А. Смирнов В.З. История педагогики. М., 1959; Хрестоматия по
истории педагогики. /Сост. В.З. Смирнов. М., 1961; Гончаров Н.К. Историко-
педагогические очерки М., 1963; Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской

10 только упоминается его фамилия1. Исключением стали избранные педагогические сочинения П.Г. Редкина, вышедшие в 1958 году под редакцией В.Я. Струминского, и хрестоматия «Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.», составленная П.А. Лебедевым2.

В вводной статье В.Я. Струминского изложена подробная, насколько позволили источники, биография П.Г.Редкина, и предпринят анализ его педагогических трудов. Изучая биографию П.Г. Редкина, В.Я. Струминский внес уточнения и дополнения, предложил свои объяснения ее спорных моментов. Так, причиной увольнения П.Г.Редкина из университета он считал не моральный аспект — нежелание Редкина работать в одном вузе с взяточником и семейным деспотом Н.И. Крыловым, а политический, - его либеральные взгляды, высказываемые на лекциях. В.Я. Струминский также полагал что, именно по совету П.Г. Редкина К.Д. Ушинский приступил к написанию своей фундаментальной работы «Человек, как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Вклад П.Г.Редкина в отечественную педагогику, по мнению В.Я. Струминского, состоит в том, что он одним из первых начал систематически печатать на страницах педагогических журналов обзоры работ зарубежных, в основном немецких педагогов; П.Г.Редкин одним из первых поставил вопрос о научных философских основах педагогики, выступая и, как теоретик, и как идеолог демократического крыла формировавшейся педагогической науки в России. Работу В.Я.Струминского следует признать единственным серьёзным

педагогики ХГХ века. М., 1963; Хрестоматия по истории педагогики/Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. Минск, 1971; Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)/Под ред. Ш.И. Ганелина. М., 1974; Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978; Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979.

См.: Педагогическая энциклопедия /Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930. Т.З; История педагогики/Под ред. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, В.З. Смирнова. М.,1951; Педагогический словарь: В 2 т./Гл. ред И.А. Каиров. М., I960. Т.2; Педагогическая энциклопедия: В 4 т./Гл. ред. И.А. Каиров. М., 1966. Т.З; История Ленинградского университета 1819-1969: очерки/Под ред. В.В.Мавродина. Л., 1969.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х годов) /Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

исследованием о П.Г. Редкине в советской историко-педагогической литературе.

В большинстве современных научно-исследовательских и учебных работ по истории педагогики о П.Г.Редкине также ничего не говорится1.

Краткий биографический очерк содержится в педагогической энциклопедии В.В. Давыдова, «Русском биографическом словаре» составителями которого являются П. Калинников и И. Корнеева , в учебных пособиях А.Н. Джуринского4, Г.Б. Корнетова5, А. И. Пискунова6,

См.: Анисимов М. И. Источники изучения истории педагогики в России: Учебно-методич. пособие. М., 1991; Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Корифеи педагогической мысли. Саратов, 2001; Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000; Богуславский М.В.Отечественное образование: персонажи истории. М., 2003; он же. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005; Гусейнов А.З. История развития педагогической мысли. Саратов, 2005; Егоров С.Ф., Волобуева Л.М., Лыкова СВ. Учебно-методические материалы по истории педагогики/ Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2000; Егоров С.Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история и современность// Педагогика, 2002. №4; История педагогики в России: Хрестоматия. /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999; Капранова В.И. История педагогики. М., 2003; Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003; Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века). М., 1998; она же. История педагогики и образования. М., 2007; Литвинцева В.Т. Философия и история образования. СПб., 1999; Мазалова М.А. История образования и педагогической мысли. Краткий курс. Балашов, 2003; Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. М., 2006; Мосолов В.А. Воспитание в России. Опыт парадигмального анализа педагогической мысли IX -XX вв. СПб., 2000; Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1994; Пуйман С.А. Предмет педагогики: история и современность// Российский исторический журнал (Балашов). 1995. №5; Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл.ред. В.Г. Панов. М., 1993. Т.2; Свободное воспитание: Хрестоматия/ Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995; Стеклов М. Русские педагоги М., 1997; Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999; Фрадкин Ф.А. Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.1995.

2 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1999. Т.2. С.
254-255.

3 Русский биографический словарь: В 20 т./ Сост. П.Каллиников, И.Корнеева. М., 2001.
Т.13.

4 Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

5 Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993; он же.
История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли».
М., 2002.

6 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе
до конца XX в. /Под ред. А.И. Пискунова. М., 2004. С. 352-353.

12 Н.Д.Никандрова1, а также в конспекте лекций по истории педагогики В.А. Титова2.

По мнению, А.Н.Джуринского П.Г.Редкин одним из первых среди российских педагогов и общественных деятелей поставил вопрос о необходимости объединения практического педагогического опыта и теоретических положений в строго научную, логически и последовательно выстроенную систему знаний.

Г.Б. Корнетов отметил, что вопросы воспитания и обучения П.Г. Редкий разбирал с «гуманистических позиций». По мнению Г.Б. Корнетова в основе мировоззренческой концепции П.Г.Редкина лежат принципы, выделенные французскими просветителями. Г.Б.Корнетов обратил внимание на отличное знание П.Г.Редкиным научно-педагогических трудов западноевропейских педагогов и общественных деятелей.

В учебнике под редакцией А. И. Пискунова подчеркивается, что для середины XIX века взгляды П.Г. Редкина на цель и содержание образования отличались новизной. Пётр Григорьевич Редкий назван здесь педагогом-западником, поскольку считал, что отечественная педагогика должна развиваться на тех же основополагающих принципах, что и европейская. К педагогам-западникам его причисляет и Е.В. Тюкова3. Напротив, П.А. Гагаев и О.В. Глазырина, перечисляя педагогов - западников дореформенной России, П.Г. Редкина среди них почему-то не называют4.

В учебном пособии под редакцией Н.Д.Никандрова отмечается высокий уровень лекторского мастерства П.Г.Редкина, его участие в издании журнала «Библиотека для воспитания».

1 История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. М, 2007.

2 Титов В.А. История педагогики. М., 2003. С. 133.

Тюкова Е.В. Система развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского. Дис... канд.пед.наук СПб., 2005.

Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике// Педагогика. 2001. №1; Глазырина О.В. Педагогические основы организации В.Ф. Одоевским детских приютов в России. Дис. ... канд пед. наук. Смоленск, 2005.

Можно отметить статьи интернет-сайтов, которые, однако, не содержат новой информации по рассматриваемой теме1.

Ничего не говорится о П.Г. Редкине в подавляющем большинстве диссертационных работ по истории отечественной педагогике, выполненных за последние 15 лет. Исключение составили диссертации Л.В. Зиминой , Л.И.Паньковой3, Л.Х. Газгиреевой4.

Л.В.Зимина, рассматривая в своём исследовании участие К.Д. Ушинского в литературно-общественном движении 40-х — 60-х годов XIX века, констатировала: в 40-е годы Пётр Григорьевич Редкий оказал большое влияние на формирование мировоззрения К.Д. Ушинского. По мнению Л.В. Зиминой интерес к детской литературе у Константина Дмитриевича Ушинского возник также под влиянием Редкина.

Л.И. Панькова предприняла разбор статьи П.Г. Редкина «На чём должна основываться наука воспитания». Она, верно, заметила, что суть этой работы составила мысль о единстве воспитания и обучения. Нельзя не согласиться с выводом Л.И. Паньковой, что педагогические идеи П.Г. Редкина, являлись наиболее продуманными как в содержательном, так и в «технологическом отношениях, и оказали действительное влияние на дальнейшее развитие теоретико-практических основ воспитывающего обучения»5.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что диссертантка использовала только одну работу П.Г. Редкина, - «На чём должна основываться наука воспитания», хотя вопросы воспитывающего обучения с большей полнотой отражены в другой его работе - «Что такое воспитание?». И все же,

1 См: http: // www. jchitel. com/readme. Html; jurfak, /librarj/ collection
; http// lib. / lib= dictionarj.

2 Зимина Л.В. К.Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х — 60-х годов
XIX в. Дис. ... канд. филолог, наук. Саратов, 2003.

3 Панькова Л.И. Развитие идеи воспитывающего обучения в педагогике дореволюционной
России (вторая половинаXIX - начало XX вв.) Дис.... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

4 Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII — XIX
веков.Дис... канд. пед.наук. Пятигорск, 2006.

5 Панькова Л.И. Указ. соч. С. 52.

14 диссертацию Л.И. Паньковои следует признать единственной среди современных историко-педагогических исследований, в которой рассматриваются взгляды П.Г. Редкина на проблемы воспитания и обучения.

Л.Х. Газгиреева называет П.Г. Редкина в числе представителей абстрактного направления в русской педагогике 50-х — 60-х годов XIX века.

Анализ научно-исследовательской литературы позволил выявить общую проблему суть, которой состоит в отсутствии целостного историко-педагогического исследования общественно-педагогической деятельности и педагогических взглядов П.Г.Редкина. С одной стороны есть ряд работ, в которых рассматриваются педагогические взгляды П.Г.Редкина, его общественно-педагогическая деятельность, с другой стороны, представленные в них отдельные аспекты его трудов исследованы недостаточно. Имеется значительное количество источников, архивных и опубликованных - документального, мемуарного и эпистолярного характера, связанных с преподавательской и общественно-педагогической деятельностью П.Г.Редкина, но вместе с тем, они не проанализированы с учётом современных проблем воспитания и обучения.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в изучении общественно-педагогической деятельности и теоретико-педагогических трудов Петра Григорьевича Редкина, определении его вклада в развитие отечественной педагогической науки, а также в определении тех педагогических идей П.Г.Редкина, которые могут быть продуктивно использованы в контексте современных проблем развития учебно-воспитательной системы в России.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её теоретическая и практическая значимость, стремление решить данную научную проблему определили выбор темы исследования — «Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г.Редкина».

Объектом исследования является развитие педагогической мысли в России XIX века в наследии Петра Григорьевича Редкина.

Предметом исследования выступает общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Петра Григорьевича Редкина.

Цель исследования: определить предпосылки становления, факторы развития, содержание, общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина и сущность его педагогических взглядов.

Обозначенные проблема, объект, предмет, цель исследования определили постановку следующих задач, посредством решения, которых достигается цель исследования:

  1. Выявить предпосылки и факторы становления, развития педагогических взглядов и общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина.

  2. Осуществить системный анализ общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина, обозначить факторы, обусловившие её развитие и содержание.

  3. Провести сравнительный анализ научно-педагогических трудов П.Г.Редкина, изложить суть его педагогических идей, определить возможность творческого использования педагогического наследия П.Г.Редкина в современных условиях.

  4. Выделить результаты общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина, определить её значение для развития отечественной педагогики пореформенного периода.

Методологическую основу исследования составляют

диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, о связи истории и современности, положения педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности в процессе своего развития, концептуальные идеи современной философии образования, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных учебно-воспитательных задач.

Специальную методологию исследования составляют следующие научные подходы объективирующие рассмотрение проблемы исследования:

- аксиологический подход (С.И.Гессен, В.Т.Литвинцева, З.И.Равкин,
Л.А.Степашко, А.Н.Копыл и др.), который использовался при исследовании
становления педагогических взглядов П.Г.Редкина и характеристики
содержания его общественно-педагогической деятельности;

- системно-деятельностный подход (Е.П.Белозерцев, М.В.Богуславский,
Г.Б.Корнетов, Е.Г.Осовский, В.А.Титов и др.), применявшийся в связи с
исследованием содержания организации общественно-педагогической
деятельности П.Г.Редкина;

герменевтический подход (М.И.Анисимов, Л.М.Волобуева, С.В.Лыкова, В.А.Мосолов и др.), реализуемый в систематизации и интерпретации историко-педагогических источников документального, мемуарного, эпистолярного характера.

Теоретической основой исследования являются:

философско-педагогические труды выдающихся европейских

мыслителей (Д.Дидро, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо);

исследования зарубежных педагогов конца XVIII в. — первой половины XIX века о методах и принципах воспитания и обучения (И.Г.Песталоцци, Б.Браубаха, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега, Г.Спенсера, Ф.Фрёбеля);

исследования отечественных дореволюционных педагогов о теоретических основах педагогической науки, её цели, задачах, объекте и предмете изучения, практической значимости (Н. Ф. Бунаков, Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, В. Ф. Одоевский, А. Н. Острогорский, К. М. Модзалевский, Д. Д. Семёнов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский.);

- современные исследования в области педагогической аксиологии
(С.Ф.Егоров, В.А.Мосолов, Н.Д.Никандров, М.Г.Плохова, З.И.Равкин,
Л.А.Степашко, Ф.А.Фрадкин, Е.Н.Шиянов и др.);

историко-педагогические исследования, отражающие генез
педагогических идей, опыта и моделей отечественной системы образования
(Е.П.Белозерцев, М.В.Богуславский, П.А.Гагаев, Л.Д.Гошуляк,

17 А.Н.Джуринский, Э.Э.Днепров, Е.Г.Осовский, А.И.Пискунов, С.В.Сергеева, В.А.Титов, В.Г.Торосян и др.)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы анализа, синтеза, обобщения и историко-педагогической интерпретации эмпирического материала и научной информации по изучаемой теме; сравнительно-исторический и историко-структурный методы, которые обеспечивают сопоставление историко-педагогических факторов, выявление в них общего, особенного, единичного; ретроспективный метод, позволяющий рассмотреть развитие историко-педагогических процессов, от поздних к более ранним; метод исторической актуализации проблемы, выделяющий те события и явления прошлого, которые имеют наибольшую научную и практическую значимость в современном учебно-воспитательном пространстве.

Педагогические работы П.Г.Редкина представляют основной источник для изучения его педагогических взглядов. Наиболее значимыми являются его статья «На чём должна основываться наука воспитания», напечатанная в «Библиотеке для воспитания» в 1846 году и, вошедшая в сборник его педагогических сочинений , а также работа «Что такое воспитание?», состоящая из трех статей, впервые появившаяся на страницах «Журнала для воспитания» в 1857году и почему-то, не включённая в избранные педагогические сочинения Петра Григорьевича Редкина составителем этого издания В. Я. Струминским. В статье «На чём должна основываться наука воспитания» П.Г. Редкий, излагая основные положения вышедшей в Германии в 1841 году книги немецкого педагога А. Браубаха, задаётся вопросом; какие философские теоретические основания должна лежать в основе педагогической науки. По его мнению, только получив мощный теоретический фундамент, педагогика станет наукой в полном смысле этого

Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Избр. пед.соч. / Сост. В.Я.Струминский. М, 1958. С. 61-74.

2 Редкий П.Г. Что такое воспитание? // Журнал для воспитания. 1857. Т.1. №1. С.3-14; №2. С. 137-154; №3. С. 265-287.

18 слова. В этой статье он определяет предмет изучения педагогики, её цель, задачи. Работу «Что такое воспитание?» можно рассматривать и как теоретическую (философско-педагогическую), и как методическую, в помощь воспитателям. Собственно о воспитании речь идет в третьей статье, а первые две представляют, своего рода, предисловие, отвлечённое рассуждение о самом понятии «воспитание», о его духовных основах.

Взгляды П.Г. Редкина на отдельные педагогические проблемы содержатся в его обозрениях немецкой педагогической литературы, к которым он давал обстоятельные комментарии. В них он сумел передать достаточно выразительно главное содержание педагогической системы выдающегося немецкого педагога А. Дистервега и, что особенно важно, применительно к потребностям русских педагогов1 . Следует отметить также биографический очерк П.Г Редкина о преподавателе Нежинской гимназии (лицея) К. В. Шаполинском, являвшемся в глазах П.Г. Редкина образцовым педагогом . Вопросы профессионального образования и профессиональной этики затронуты в речи П.Г Редкина, произнесённой на одном из торжественных заседаний в Московском университете3.

Источниковая основа темы включает в себя практически все категории архивных и опубликованных источников — документы, мемуары, материалы эпистолярного характера.

Архивные документы официального содержания составили:

хранящееся в Государственном архиве Российской Федерации дело «О бывших профессорах Московского университета Редкине и Кавелине, замеченных в вольнодумстве», заведённое III отделением в 1849 году4;

Редкий П.Г. Обозрение педагогической литературы // Избр. пед. соч. С. 74-110: Современные педагогические заметки // Там же. С. 123-308.

Редкий П.Г. К.В. Шаполинский // Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. СПб., 1881. С. 315-318.

3 Редкий П.Г. Какое общее образование требуется современностью от русского
правоведца. Речь, произнесенная в торжественном собрании императорского Московского
университета 15 июня 1846 г. М., 1846.

4 Государственный архив Российской Федерации Ф.109 (III отделение). I экспедиция.
1849. Оп. 24. Д. 223.

19 послужной список П.Г.Редкина, который находится в Российском государственном историческом архиве1.

Категория опубликованных источников представлена постановлениями Министерства народного просвещения, а также протоколами заседаний Санкт-Петербургского педагогического общества, председателем которого Пётр Григорьевич Редкий был почти двадцать лет. Протоколы, печатавшиеся в журнале «Учитель» и ряде других педагогических периодических изданий, позволяют проследить его участие в деятельности педагогического общества, определить его позиции по ряду актуальных вопросов педагогики, которые он высказывал на заседаниях Санкт-Петербургского педагогического общества.

Источники, составляющие вторую группу, представленные

воспоминаниями слушателей лекций П.Г.Редкина, отражают содержание его преподавательской деятельности в Московском университете. Так, о преподавательской деятельности П.Г.Редкина, ценные сведения содержатся в воспоминаниях, А. Н.Афанасьева , СЮ. Рехневского , Б.Н. Чичерина , Н.П. Колюпанова5.

Все они отметили высокое профессиональное мастерство П.Г. Редкина, как лектора, положительное воздействие его лекций на студентов, а также его приверженность философской системе Г.Гегеля, на которой строились все лекции.

О преподавании П.Г.Редкина в Петербургском университете рассказано в биографическом очерке-воспоминании М.В. Шимановского6.

Российский государственный исторический архив. Ф.733. Оп. 147. Д. 153.

Московский университет в воспоминаниях А.Н.Афанасьева. 1843-1849 гг.// Русская старина. 1886. №8. С. 358 - 384. 3 Рехневский Ю.С. К. Д. Ушинский: некролог // Вестник Европы. 1871. Кн.2. С. 883-902.

Чичерин Б.Н. Воспоминания: Москва 40-х годов / Вступ, статья и примеч. СВ. Бахрушина. М., 1929.

5 Колюпанов Н.П. Из прошлого. Университет (1843 - 1849)// Русское обозрение. 1895. Март. С. 6.

Шимановский М.В. Пётр Григорьевич Редкий. Биографический очерк. Одесса. 1890.

20 Автор обратил внимание на эволюцию философских взглядов П.Г. Редкина, его переход от идеализма Г. Гегеля на позиции позитивизма О. Конта.

Руководство П.Г.Редкиным Петербургским педагогическим

обществом освещено в воспоминаниях его участников А.Н. Плещеева1, В.В. Назарьева , А.Н. Овсянникова . Они отметили отличное знание Петром Григорьевичем Редкиным иностранной педагогической литературы, его организаторские способности, умение вести заседания, дискуссии, уважительное отношение к нему со стороны членов общества.

Источники эпистолярного характера представлены, как
опубликованными материалами, так и архивными. В отделе рукописей
Российской государственной библиотеки удалось обнаружить несколько
писем и записок П.Г. Редкина, а также упоминание о нём в письмах

С.М.Соловьёва, Н.И.Крылова, А.И.Чивилёва . Эти материалы впервые вводятся в научный оборот.

Несомненную ценность для исследования представляют опубликованные переписка профессора всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановского5, и воспоминания издателя и редактора «Журнала для воспитания» А.А.Чумикова . Переписка Т.Н. Грановского позволяет определить круг преподавателей, с которыми общался П.Г. Редкий в университете и за его стенами. Это были прозападнически настроенные профессора, среди которых лучшим другом стал Т.Н. Грановский. В его письмах содержатся высокие оценки профессионально-деловых и нравственных качеств П.Г.Редкина. Т.Н. Грановский и П.Г. Редкий верили в

1 А.П. [Плещеев А.Н.] Петербургское педагогическое общество // Отечественные записки.
1869. №11. С. 124-142.

2 Назарьев В. Вешние всходы: Из воспоминаний, встреч и переписке 70-х годов // Вестник
Европы. 1898. Кн. 4. С. 661-718.

3 Овсянников А.Н. Из воспоминаний старого педагога // Русская старина. 1900. Кн. 1. С.
195-224.

4 ОР РГБ. Ф.169 (фонд Д.А. Милютина) Папка № 73. Ед. хр.82; Ф.321. Ч.П. Папка №17.
Ед.хр. 45; Ф.233. (фонд С.Д.Полторацкого) Папка № 59. Ед.хр.15; Ф.285 (фонд
С.М.Соловьёва) Папка №1. Ед. хр. 5; Ф.465 (фонд Е.Ф.Корша) Папка №2. Ед.хр. 79.
Ф.530 (фонд М.П. Вараввы) Папка №1. Ед.27.

5 [Станкевич А.Н.] Т.Н. Грановский и его переписка. М., 1897. Т. 1-2.

6 Чумиков А.А. Из записок. М., 1902.

21 силу научного знания, считали необходимым заимствовать передовые достижения западноевропейских стран в области науки, оба были либералами по своим политическим убеждениям. В воспоминаниях А.А. Чумикова приведены письма к нему П.Г. Редкина, относящиеся к 1855 — 1856 годам. По ним можно проследить появление у П.Г.Редкина идеи издавать педагогический журнал, обоснование необходимости такого издания. В этих письмах П.Г.Редкин высказал свои соображения относительно структуры и содержания, намечавшегося педагогического журнала.

Хронологические рамки исследования - это годы жизни и деятельности П.Г.Редкина. При этом, считаем целесообразным выделить следующие этапы его жизнедеятельности: учеба в Нежинской гимназии (1820-1826 гг.); преподавание в Московском университете (1835 — 1848гг.); послеуниверситетский период (1849 — 1863 гг.); преподавательская деятельность в Петербургском университете (1863 — 1878гг.). Выделение этих временных периодов позволяет проследить становление П.Г.Редкина как университетского преподавателя, формирование его педагогических взглядов, наиболее полно исследовать общественно-педагогическую деятельность. Эти периоды хорошо обеспечены источниками и научно-исследовательской литературой.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009 год и состояло из трёх логически связанных между собой этапов.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) - выявлялась степень изученности проблемы в историко-педагогической литературе, определялись объект, предмет и задачи исследования, его методология и методы, изучалась философская, историко-педагогическая, дидактическая, справочная литература по теме исследования

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) разрабатывались теоретические основы исследования, выявлялись предпосылки становления, факторы развития организации и содержания общественно-педагогической

22 деятельности и педагогических взглядов П.Г.Редкина; осуществлялись публикации отдельных положений исследования в научных журналах и сборниках.

На третьем этапе (2007 - 2009 гг.) анализировались результаты исследования, происходила их систематизация и обобщение, определялась возможность творческого использования педагогического наследия П.Г.Редкина; осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в

исследовании:

- выявлены предпосылки становления общественно- педагогической
деятельности и формирования педагогических взглядов П.Г.Редкина;

обосновано влияние личностных, общественно-политических, педагогических факторов на общественно-педагогическую деятельность П.Г.Редкина;

- выделены основные этапы развития и содержание общественно-
педагогической деятельности и педагогических идей П.Г.Редкина;

определены результаты и значение общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина для развития российской педагогики второй половины XIX века и возможности творческого использования педагогического наследия П.Г.Редкина в современных условиях;

впервые введены в научный оборот новые малоизвестные источники, позволившие расширить представления о педагогических взглядах и общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит значительный вклад в изучение общественно-педагогической деятельности, научных трудов и взглядов по вопросам воспитания и обучения одного из видных русских педагогов и общественных деятелей XIX века Петра Григорьевича Редкина. Определены основные принципы и направления его общественно-педагогической деятельности, проведён анализ его педагогических идей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно
обогащает практическую составляющую современного учебно-

воспитательного процесса, связанную с использованием историко-педагогического наследия русских педагогов XIX века. Собранный материал и, полученные в ходе исследования результаты могут быть продуктивно использованы в научных разработках по истории педагогики, гражданской истории, истории русской философии и права, при написании учебных и учебно-методических пособий по истории отечественной педагогической мысли XIX века, а также при подготовке лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики в высших учебных заведениях и учреждениях системы повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность и надёжность исследования обеспечиваются
теоретической и методологической обоснованностью его положений,
опирающихся на аксиологический, системно-деятельностный,

герменевтический подходы, использованием комплекса методов историко-педагогического исследования, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, анализом значительного объёма научно-исследовательской литературы и разноплановых источников по изучаемой теме.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, её результаты и выводы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского; с основными положениями исследования автор выступала на Международных (Пенза, 2006 - 2008 гг., Саратов, 2006 - 2007 гг.); Всероссийской (Пенза, 2006 г.); Межвузовских (Балашов, 2008 — 2009 гг.) научно-практических конференциях. По теме исследования издана монография и опубликовано десять научных статей, в том числе две из них в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе чтения лекций и проведения

24 семинарских занятий по истории педагогики со студентами дневной и заочной форм обучения факультета философии и психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.

Положения, выносимые на защиту: 1. Основными предпосылками становления общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина можно считать следующие: личностные (влияние родителей, наставников и учителей Роменского уездного училища и особенно Нежинской гимназии (лицея) - Н.Ландражина, К.В.Шаполинского, Н.Г.Белоусова, преподавателей Профессорского института в Дерпте, а также выдающихся немецких учёных Э.Ганса, Г.Гегеля, С.Савиньи); общественно-политические (становление либерализма, как прогрессивного направления русской общественно-политической мысли второй четверти XIX века, главными течениями которого стали западничество и славянофильство; формирование демократической интеллигенции); педагогические (развитие педагогической мысли в России дореформенного периода; открытие новых образовательных учреждений и подготовка в них специалистов для нужд экономического развития страны; потребность государства в высокообразованных педагогических кадрах для системы начального, среднего и высшего образования).

Несомненно, данные предпосылки оказали решающее влияние на формирование научно-педагогического мировоззрения П.Г.Редкина и способствовали выбору направления его профессиональной деятельности.

Главными факторами, определившими развитие общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина стали: общественно-педагогическое движение 1850-х - 1860-х годов; развитие капиталистических отношений в стране; проведение буржуазных реформ 60-х - 70-х годов XIX века; развитие демократического направления в российской педагогике; постоянное взаимодействие П.Г.Редкина с прогрессивно мыслившими представителями отечественной и зарубежной педагогической общественности.

2. Содержание общественно-педагогической деятельности П.Г.Редкина
составили: его участие в подготовке научно-педагогических кадров в
Московском и Санкт-Петербургском университетах; издание журналов для
детского чтения («Библиотека для воспитания», «Новая библиотека для
воспитания»), которым П.Г.Редкин отводил важное место в учебно-
воспитательном процессе; активное участие в основании первого
общественного объединения российских педагогов (и руководство им в
течение восемнадцати лет), - Санкт-Петербургского педагогического
общества, объединившего лучшие педагогические силы столицы и
оказывавшего разностороннюю практическую помощь городским и сельским
учителям. П.Г.Редкин внёс решающий вклад в создание Фрёбелевского
общества, призванного содействовать развитию в России системы
дошкольного воспитания. Благодаря стараниям П.Г.Редкина при обществе
были основаны и успешно функционировали курсы подготовки воспитанниц
для детских садов. Важным направлением общественно-педагогической
деятельности П.Г.Редкина стала популяризация на страницах российских
педагогических журналов достижений передовых европейских педагогов.

3. Педагогические идеи о целях воспитания и образования П^Г.Редкина

носили прогрессивный характер, в их основе лежали воззрения выдающихся

европейских педагогов: А.Браубаха, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега, Ф.Кёрнера,

И.Г.Песталоцци, Г.Спенсера, Ф.Фрёбеля. Научно-педагогические работы

і П.Г.Редкина являлись актуальными и значимыми, как в теоретическом, так и

в практическом отношениях для российской педагогики середины и второй половины XIX века, они стали весомым вкладом в разработку теоретико-методологических основ педагогической науки. Педагогические идеи, высказанные П.Г.Редкиным, не утратили своей актуальности и востребованы реалиями современного процесса реформирования отечественной учебно-воспитательной системы.

4. Результатом общественно-педагогической деятельности Петра
Григорьевича Редкина стало: актуализация роли детских, а также научных

26 педагогических журналов в оптимизации учебно-воспитательного процесса; объединение педагогических сил Петербурга в педагогическое общество и использование его потенциала на практике; популяризация научных идей, концепций, методов и принципов воспитания и обучения выдающихся европейских педагогов, которые использовали в своих теоретических работах и в практической деятельности отечественные педагоги.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами

исследования, их логической связью и последовательностью. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложений.

Становление П.Г.Редкина, как учёного: его преподавание в Московском и Петербургском университетах

30-е - 50-е годы XIX века - важный и противоречивый период в истории российского государства. С одной стороны — это период начавшегося промышленного переворота в стране, с другой - укрепление консервативных начал в духовной жизни общества, ужесточение цензуры, преследование любых проявлений свободомыслия. Император Николай I свою главнейшую задачу видел в борьбе с освободительно-демократическим движением, как в своей стране, так и за ее пределами. Однако, поступательное экономическое развитие станы требовало качественно иных общественно-производственных отношений и технологий производства. Управление технически оснащённым производством, работа на нём, требовали наличие образованных, подготовленных, высококвалифицированных управленческих кадров, которых, существовавшая в стране образовательная система подготовить не могла. На проблемы образования император Николай I обратил внимания сразу же после вступления на престол. Он сознавал необходимость преобразований в области народного просвещения, но рассматривал данный вопрос в тесной связи с направлением политической мысли в стране, и считал необходимым создать такую учебно-воспитательную систему, которая исключала бы возможность развития в государстве освободительных идей. В силу этого Николай I с самого начала своего правления провел ряд мер консервативно-охранительного характера. Так, уже в июне 1826 года издаётся новый цензурный устав, состоящий из 230 запретительных параграфов и названный современниками «чугунным». В декабре 1828 года принимается новый школьный устав, который перестроил школу по сословному принципу, ликвидировав преемственность между начальной, средней и высшей школой, узаконенной ещё Александром І в 1803 году. В 1835 году был принят новый университетский устав, лишивший университеты их внутренней автономии. Наконец, в 1830-е годы консервативно-охранительное направление в просвещении получило свое идейное обоснование в известной триаде «православие, самодержавие, народность» министра народного просвещения С.С.Уварова.

Реакционная направленность внутриполитического курса правительства Николая I, несомненно, самым негативным образом сказалась на системе народного образования, однако игнорировать потребности в специалистах для хозяйства страны было невозможно. Потребность в высокопрофессиональных и образованных специалистах заставила правительство развивать систему подготовки кадров, особенно университетских, для чего в 1830-е годы стали широко практиковаться командировки за границу наиболее способных, подающих надежды российских студентов. Во многом, благодаря этим командировкам в 40-е годы XIX века в России появилась целая плеяда молодых, прогрессивно мыслящих учёных, много сделавших для развития учебно-воспитательной системы.

Понимание необходимости её изменения, создание новой, основанной на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, духовности, всестороннего развития личности, достижений прогресса, т.е., на тех принципах, на которых базировалась европейская педагогика, стало главной предпосылкой обращения передовых российских общественных деятелей к проблемам воспитания и образования. Одним из таких представителей русской интеллигенции был Пётр Григорьевич Редкий, ставший видным деятелем общественно-педагогического движения в России. Пётр Григорьевич Редкий родился 4 октября 1808 года1 в г. Ромны Полтавской губернии в семье малороссийских потомственных дворян. Первоначальное образование получил дома под руководством французского гувернера и русского учителя. В декабре 1816 года родители определили его в Роменское трёхклассное уездное училище где, «по случайному стечению обстоятельств, все почти учителя были люди достойные и где все предметы были преподаваемы по хорошим в свое время, руководствам, изданным в царствование императрицы Екатерины II для народных училищ...»2. Уже здесь у П.Г.Редкина проявилась страсть к чтению. «В продолжении этого времени, - писал Н.В. Гербель, - молодой Редкий прочел целый ворох разных русских книг, частью пользуясь ими из небольшой домашней библиотеки, частью получая их для прочтения от своего умного и начитанного деда по матери» .

Окончив с отличием училище, П.Г.Редкин осенью 1820 года поступил в только что открывшуюся в г. Нежине гимназию высших наук князя Г. А. Безбородко, преобразованную в 1832 году в лицей.

Нежинская гимназия высших наук являлась одним из тех учебных заведений, которые в начале XIX века разрешались правительством по ходатайствам высшего дворянства, многие представители которого были недовольны университетами, считая, что в них неоправданно длительный период обучения. Предполагалось, что лицеи в относительно короткий срок смогут подготовить необходимые государству кадры для различных отраслей государственного управления.

Вклад П. Г. Редкина в развитие отечественной педагогической периодики

В 1843 году вместе с историком Д. А. Валуевым П.Г.Редкин приступил к выпуску научно-популярного педагогического журнала для детей и взрослых «Библиотека для воспитания». Интерес к педагогике у него проявился ещё в Роменском уездном училище. «Любимой его игрою, - писал Д. Д. Семёнов, - была игра с однолетками «в уроки»1. «Очень рано — вторил Семёнову М. И. Демков, - у молодого Редкина обнаружились педагогические наклонности: он любил собирать вокруг себя мальчиков, задавать им уроки и выслушивать их» . Учёба в Нежинской гимназии ещё больше способствовала развитию интереса к педагогике.

В 1841 году П.Г.Редкин был назначен инспектором частных учебных заведений в Москве, а в 1842 году командирован за границу с целью знакомства с учебно-воспитательными учреждениями (Англии, Франции, Пруссии) . Вероятно, за границей у него появилась мысль издавать в России педагогический журнал. Необходимо отметить, что издание педагогического журнала в России, исключительно бедной в те годы педагогической литературой, имело, несомненно, очень важное значение. К 40-м годам XIX века педагогической периодики, как таковой, в стране не существовало. «Журнал министерства народного просвещения», являвшийся официальным изданием, не уделял должного внимания вопросам воспитания и обучения. Частных педагогических журналов не издавалось, выходившие в начале 1830-х годов частные журналы «Радуга», «Учебный математический журнал» (издавался в Ревеле) и «Педагогический журнал» (издавался в Петербурге) имели незначительное число подписчиков и просуществовали очень недолго.

«Библиотека для воспитания» состояла из отдельно издававшихся книжек для детей и для взрослых. В первых содержались материалы для детского чтения, во вторых — статьи на актуальные темы воспитания и обучения. Основная работа лежала на плечах П.Г.Редкина, который помимо общей редакции возглавлял ещё отдел педагогики для родителей и воспитателей. СП. Шевырёв возглавлял отдел словесности, Д.Л. Крюков отвечал за отдел филологии и истории, а во главе отдела средних веков и новой истории стоял Т.Н. Грановский.

В 1843 году вышли четыре книжки для детского чтения и две для взрослых. Содержание детских выпусков составили, исключительно, переведённые с иностранного языка повести, сказки, рассказы. В 1844 году после отъезда Д.А.Валуева на лечение за границу, издание журнала было приостановлено и вновь возобновилось в 1845 году. Педагогический отдел был сокращён, в содержании детских книжек наметились значительные изменения: решено было печатать не переводы иностранных произведений, а повести и рассказы русских авторов. «Наша главная цель, - отмечал Д. А. Валуев в предисловии к первой книжке «Библиотеки для воспитания» на 1845 год, - дать пищу для пробуждающейся деятельности души и мысли, оживить для учащегося сухую науку, чтобы измлада он мог привязать своё благородное, ещё ничем не искажённое сочувствие к предметам достойным его, а, прежде всего к великому святому достоянию своего Отечества, его высокой судьбе и назначению, к великим годинам его прошедшего и его сподвижниками за веру и родину» .

В составлении книжек для детей приняли участие профессора Московского университета: Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье, С. П. Шевырёв, Н. Ф. Буслаев. В подготовке материала для педагогов и родителей активное участие принимали преподаватель педагогики и дидактики Московского воспитательного дома А. Северин, учитель 1-й Московской гимназии Н. Билевич, известный петербургский педагог В. Ф. Одоевский. П.Г.Редкин написал несколько педагогических статей для журнала, среди них статья об изучении иностранных языков, в которой рассматривались методические приёмы обучения иностранным языкам и работа, в которой разъяснялись условия, при которых педагогика должна стать подлинной теоретической наукой о воспитании и обучении1.

«Библиотека для воспитания» была положительно встречена не только специалистами-педагогами, но и передовой российской общественностью. «Первая часть Валуево-Редкинской библиотеки для детей вышла, - сообщал А. С. Хомяков Ю. Ф. Самарину. — Пожалуйста, хвалите и распространяйте. Аксаков готовит туда статью: Князь Д. М. Пожарский. Обещают Жуковского и Гоголя. На вас надеемся. Дело истинно — доброе» . С. П. Шевырёв назвал журнал «одним из лучших повременных изданий для детского чтения...»3. «Это был, без сомнения лучший сборник статей для чтения в юношеском возрасте, какой когда-нибудь появлялся в России», - восторженно вторил С.П.Шевырёву А. И. Кошелев4.

После смерти Д. А. Валуева издатель «Библиотеки для воспитания» А. Семен в 1846 году отказался от издания из-за убыточности журнала. Пётр Григорьевич Редкий продолжил один на свои средства издавать журнал, но под изменённым названием - «Новая библиотека для воспитания». Он издавался с 1847 по 1849 год. За это время вышло десять книжек для детей. «Этот журнал, - писал Д. Д. Семёнов, - представляет собой весьма любопытную попытку издавать детский журнал при исключительном участии людей науки и известных литераторов»1. Например, в нескольких номерах (книжках) журнала печаталась «Русская летопись для первоначального чтения», подготовленная С. М. Соловьёвым . Эту работу по просьбе П.Г.Редкина С.М.Соловьёв подготовил, несмотря на свою занятость, в «разгар работы над докторской диссертацией»3.

«Новая библиотека для воспитания» была также положительно встречена современниками. В обзоре литературы за 1847 год В. Г. Белинский писал: «Новая библиотека для воспитания», издаваемая г. Редкиным, есть единственная книга, которую можно рекомендовать отцам семейств, из всех книг, этого рода, появившихся в последнее время. Мы не скажем, что «Новая библиотека для воспитания», издаваемая г. Редкиным, вполне удовлетворяла всем требованиям и не могла бы быть лучше, даже гораздо лучше; но мы по совести можем сказать, что и сама по себе это — дельная и полезная для детей книга» . Обозреватель журнала «Учитель» Е. Кемниц, разбирая содержание статей, напечатанных в «Новой библиотеке для воспитания» сделал вывод, что «по достоинству и разнообразию статей «Новая библиотека» может быть, смело, отнесена к числу лучших у нас детских сборников»5.

Пропаганда П.Г.Редкиным идей передовых немецких педагогов

Развитие естественных и гуманитарных наук в Европе в начале XIX века вызвало у европейцев интерес к педагогическим вопросам, особенно в Германии, являвшейся научным и культурным центром тогдашней Европы. Прогрессивно настроенные немецкие педагоги пропагандировали педагогические взгляды, методы воспитания и обучения А.Я. Коменского, И.Г.Песталоцци, издавали учебные и учебно-методические пособия, научные работы, разрабатывали теоретические вопросы педагогики. Именно в немецких землях к середине 50-х годов XIX века педагогическая наука получила свое теоретическое и практическое оформление. Значительный вклад в становление и развитие педагогики внесли немецкие педагоги А. Браубах, А. Дистервег, Ф. Кернер, Б.Сигизмунд высказывавшие прогрессивные взгляды по вопросам воспитания и обучения. Поэтому, вполне закономерным стало обращение российских педагогов, общественных деятелей, интересовавшихся вопросами воспитания и обучения, к работам немецких педагогов. Педагогические идеалы, выработанные немецкими педагогами, по образному выражению П.Ф. Каптерева «пришлись юной русской педагогии по душе»1. «Вообще, - вторил П.Ф.Каптереву А.П. Медведков, - российскому обществу был по душе идеал именно немецкой педагогики — общечеловеческой, определявший воспитание, как равномерное и гармоничное развитие всех человеческих сил и способностей...» . Когда российское общество занялось разработкой вопросов воспитания, то, как заметил А.П.Медведков, «оно их ставило во всей широте и научной основательности»1.

Однако, ни теоретических знаний, ни практического опыта не было. «Когда настала крайняя нужда в педагогических знаниях, а их не было, что же делать русским педагогам?» - задавался вопросом П.Ф.Каптерев . Обратиться за опытом к «более просвещенным и опытным в педагогике западным соседям, особенно к немцам», - отвечал А.П.Медведков . «В настоящее время, - писал в 1857 году К.Д. Ушинский, - когда педагогические убеждения наши только что начинают зарождаться, когда может быть кладутся основания и русской педагогики, нам ближе всего обратиться за материалом к нашим соседям, в классическую страну педагогики»4. Критически относившийся к немецкой педагогической системе К.Д.Ушинский, тем не менее, признавал, что «система германской педагогики есть образец, к достижению которого стремятся другие народы»5. По мнению А.А. Чумикова создать в России действенную высокоорганизованную учебно-воспитательную систему можно «не иначе, как, ознакомив наше общество с результатами педагогики и дидактики, добытыми веками умственного труда западных народов» .

Необходимость заимствовать у европейцев лучшее в области педагогики признавали даже славянофилы. «Конечно, нам, следовало, многому научиться у других старших братьев наших, опередивших нас на пути просвещения», - писал в славянофильском журнале Г.Я. Аппельрот7.

Таким образом, обращение к немецкой педагогической мысли русского общества во второй половине 50-х годов XIX века представляется вполне закономерным и обоснованным. В этот период в России по справедливому замечанию А.Н. Острогорского, «традиционное воспитание обнаружило свою несостоятельность, требовалось заново пересмотреть все содержание русской педагогики (и цели, и средства), пришлось ознакомиться с педагогической литературой других европейских народов и, спеша, научить других, делиться с читателем приобретенными познаниями»1.

Одним из первых знакомить российских читателей с западноевропейской педагогической литературой начал Петр Григорьевич Редкий. Его обзоры иностранной педагогической литературы появились в первом и втором номерах «Журнала для воспитания» за 1857 год. Обозрение посвящено характеристике немецкой педагогической литературы. Свое решение обозревать иностранную педагогическую литературу П.Г.Редкин объяснял так: «Необходимость исторического изучения науки для верного и основательного ее понимания не подлежит сомнению. Но педагогика принадлежит к числу тех наук, знание истории которых весьма полезно даже для практики. Несмотря на то, история педагогики мало ещё обработана»". Перечислив работы по истории педагогики, написанные немецкими педагогами, П.Г.Редкин с сожалением заключал, что «ни на английском, ни на русском языках ничего не издано, по истории педагогики»3. Далее он акцентирует своё внимание на сочинении А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей», считая его «самым важным» и «весьма полезным» для российских педагогов. Вот как П.Г.Редкин определял последовательность изложения этой работы: «Постараемся сперва представить сущность Дистервегова воззрения на воспитание, ученье и педагогику; потом сообщим основные начала его дидактики, наконец, изложим его общие правила преподавания предметов общего образования»4.

Разбор книги А.Дистервега представляет собой извлечение основных положений его научного труда, сопровождаемое пространными комментариями самого П.Г.Редкина. Содержание работы великого немецкого педагога давалось применительно к потребностям русских воспитателей, наставников, учителей, потому П.Г.Редкин выбрал изложение материала от первого лица. Думается, высказывание В.Я. Струминского: «Вероятно, это было первое в русской педагогической литературе изложение классической работы Дистервега»1, вполне можно из разряда предположений перевести в разряд утверждений.

Главный принцип воспитания, согласно А.Дистервегу, - принцип свободного развития человека, сообразного с его природой и с законами самого развития. А.Дистервег требовал, чтобы воспитательный процесс совершался с учётом естественного развития воспитанника. Так же, как и И.Г.Песталоцци А.Дистервег считал, что природные задатки ребёнка необходимо развивать. Для этого их необходимо постоянно выявлять, всячески содействовать их развитию в соответствии с природой ребенка. Это, по мысли А.Дистервега, и является главной задачей природосообразного воспитания. Педагог должен осуществлять гармоничное развитие задатков ребёнка. В дополнение к принципу природосообразности учебно-воспитательного процесса А.Дистервег выдвигал требование, чтобы воспитание носило культуросообразный характер, т.е., в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать уровень культурного развития общества в целом, страны, региона, населенного пункта, где проживает воспитанник.

Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания, выдвинутые великим немецким педагогом, как главные в воспитании, перекликались с требованиями И.Г.Песталоцци и Ж.Ж.Руссо о свободном развитии природы человека. Пётр Григорьевич Редкий одним из первых среди российских педагогов обратил на это самое пристальное внимание.

П.Г. Редкий о теоретических основах педагогики

В 40-х — 50-х годах XIX века под влиянием возраставшей потребности распространения воспитания и образования в народе, в сознании прогрессивно настроенной части русской интеллигенции зарождается потребность в научном обосновании педагогической деятельности, в разработке педагогики как науки об основных закономерностях воспитания и обучения. Наряду с практической просветительской работой значительное внимание стало уделяться теоретическим вопросам воспитания и обучения. Вопрос о цели воспитания становится одним из важнейших вопросов общественной жизни. Российские педагоги предпринимают попытки определить цель, задачи и содержание организованной системы воспитания, принципы ее формирования.

В Западной Европе в это время уже происходил процесс становления педагогической науки, особенно успешно он осуществлялся в Германии, где за придание педагогике прогрессивного научного содержания и соответствующей ему формы выступали выдающиеся педагоги А.Браубах, А. Дистервег, Ф. Кернер, Б. Сигизмунд.

В России же, говоря словами В.Ф. Одоевского применительно к 40-м годам XIX века, педагогическая наука «не достигла еще степени развития других точных наук, хотя мы уже видим зарю того дня, когда педагог будет в состоянии с достоинством сказать: такая-то мера неизбежно приведет к такому результату»1. Нельзя отказать В.Ф.Одоевскому в проницательности. «Педагогика, - утверждал он, - находится еще в состоянии младенчества. Детей учат, как знахарки лечат больных по лечебникам. Всякий судит по тому, что ему случалось видеть, но в этом деле каждый из нас видел немного и неполно. Педагогике недостает еще той массы неопровержимых положительных наблюдений, при посредстве которых может предвидение науки — это конечная цель её» . Даже в начале 1860-х годов обозреватель журнала «Учитель» Е.Кемниц категорично заявлял: «Самостоятельной педагогики в России пока не существует, за исключением отдельных, более или менее случайных явлений. Русская педагогика до сих пор не более как слабое отражение света, который озаряет запад, и главный факел которого горит в Германии»2. Думается, столь критичное суждение Е.Кемница полностью принять нельзя; в начале 60-х годов XIX века в России происходило становление педагогической науки.

Одним из первых к определению теоретических основ педагогики обратился Пётр Григорьевич Редкий, считавший, что «это первый важнейший вопрос в педагогике»3. По мнению А.Н. Пыпина, «существенные теоретические основы», которые уже «лежат в физиологии и психологии, наук политических и экономических» должны быть «верным ориентиром» и в педагогике4. «Журнал для родителей и наставников», доказывая, что педагогика — наука, сравнивал ее с политической экономией и международным правом .

Всестороннее исследование «важнейшего вопроса в педагогике» П.Г.Редкин предпринял в своей статье «На чём должна основываться наука воспитания». В её основе лежит анализ, вышедшей в 1841 году, книги немецкого учёного и педагога А. Браубаха . П.Г.Редкин открыто заявляет, что считает «полезным изложить здесь вкратце его мысли» . Впрочем, он тут же оговаривается: «Мое изложение самостоятельно: г-н Браубах писал для Германии, я пишу для России» . По мнению В.Я. Струминского «мысли Браубаха были исходной точкой его собственного изложения: таков стиль почти всех других статей Редкина» . Полностью согласиться с мнением В.Я. Струминского нельзя; П.Г.Редкин изложил и свои взгляды на теоретические положения педагогической науки.

Обосновывая актуальность рассматриваемого вопроса, Пётр Григорьевич Редкий подчеркивал его исключительную важность для воспитания и обучения. «Нет науки, которой польза была очевиднее той, которую может доставить педагогика», - утверждал он . Однако, чтобы стать наукой педагогике, по его мнению, «недостаёт твёрдой основы». Только получив такую основу, она станет наукой в полном смысле этого слова, считал П.Г.Редкин. Согласно его рассуждениям, в основе педагогической науки, должно находиться «такое главное теоретическое положение или практическое правило, из которого все прочие положения или правила должны развиться сами собой, следуя законам логического мышления»4. После того как педагогика получит теоретический фундамент, «все отдельные педагогические правила найдут для себя высшее оправдание в науке; все частные наблюдения объяснятся; все вопросы разрешаться для педагога»5. Наконец, для того, чтобы педагогика стала наукой, также необходимо «привесть все педагогические познания в такую единую и целостную систему, в которой бы внутренняя связь отдельных мыслей выразилась и во внешней связи. ... В соединении их заключается идеал науки. Возможно совершенное, т.е. условно оконченное воспитание - вот цель педагогики!»6. С рассуждениями П.Г.Редкина соглашался его друг и коллега профессор Т.Н. Грановский, видевший конечную цель педагогики «в равномерном (гармоничном) развитии всех способностей учащегося, из которых ни одна не должна быть принесена в жертву другой»1. Очевидно, П.Г.Редкин подходил к определению теоретических основ педагогики с философских позиций, полагая, что фундамент педагогической науки должен представлять собой философское обоснование элементов воспитания и обучения. При этом он, к сожалению, не давал объяснений, что собой должно представлять это философское обоснование. Думается, не будет значительным преувеличением заявить, что впервые понятие философия науки в России применительно к педагогике выдвинул Пётр Григорьевич Редкий. В конечном итоге, педагогика, по его мнению «в истинном своём значении должна быть вместе и наука положительная, опытная, и наука философия, основанная на началах разума» .

Итак, П.Г.Редкин однозначно считал педагогику наукой, имевшей важнейшее научно-теоретическое и практическое значение для развития общества. Спустя почти двадцать лет этот вопрос вызвал бурные споры среди российских педагогов. Начало спорам положила дискуссия, развернувшаяся осенью 1864 года на заседаниях Петербургского педагогического общества между И.И. Паульсоном и К.Д. Ушинским. И.И.Паульсон выступил с рефератом, в котором доказывал, что педагогика — это наука. «Долг всякого педагога, истинно любящего свое дело, - отмечал он в своей статье, на основе которой был подготовлен реферат, - по мере сил и возможностей пытаться доказать, что она (педагогика - Е.С.) не только может быть наукой, но ив настоящем, несовершенном своем виде иметь такое же право на это название, как и все науки»3. «Педагогика, следовательно, во всяком случае, имеет полное право называться наукой», -делал вывод И.И.Паульсон .

Доказательная база Иосифа Ивановича Паульсона состояла из трех тезисов: 1) педагогика является реальной прикладной наукой основу, которой составляют физиология и опытная психология; 2) науку не следует путать с искусством, ибо «практическая сторона прикладной науки может называться искусством только в смысле более или менее сложной техники»; 3) знание философии необходимо только «педагогу-теоретику», а для «дальнейшей разработки педагогики это знание не нужно»1. Вероятнее всего, третий тезис составлен И.И. Паульсоном на основе статьи П.Г. Редкина «На чём должна основываться наука воспитания»; не случайно он подчеркнул, что знать философию науки должны только ее теоретики.

Итак, И.И. Паульсон считал педагогику прикладной наукой, поскольку она объединяет знания, заимствованные из области других наук, прежде всего физиологии и психологии, а не имеет дело со свойственными только ей закономерностями, явлениями, процессами. Впрочем, он допускал, что педагогику можно рассматривать и как искусство, основывающееся на научных знаниях.

Похожие диссертации на Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Г. Редкина