Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Шелыгина Ольга Борисовна

Нравственное становление детей в православном семейном воспитании
<
Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании Нравственное становление детей в православном семейном воспитании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шелыгина Ольга Борисовна. Нравственное становление детей в православном семейном воспитании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Киров, 2004 206 c. РГБ ОД, 61:04-13/1725

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного становления человека в православной антропологии 11

1.1. Положения православной антропологии как основание построения процесса воспитания нравственности личности 12

1.2. Сущность нравственного сознания личности в православном учении 34

1.3. Особенности православного семейного воспитания в контексте учения о сущности и становлении человека 64

Глава 2. Содержание и методика православного нравственного семейного воспитания детей 103

2.1. Традиции православного семейного воспитания в целях нравственного становления детей 103

2.2. Практика нравственного воспитания детей в православных семьях в современных условиях 127

2.3. Модель православного семейного воспитания, работа с родителями с целью педагогической

поддержки православного семейного воспитания 152

Заключение 172

Библиография 180

Приложения 192

Введение к работе

Актуальность исследования. Педагогическая наука неразрывно связана с философскими течениями. Различные подходы к пониманию роли и сущности жизни человека предполагают вариативность педагогических теорий в зависимости от философских взглядов и позволяют сделать соответствующий выбор методологических позиций в педагогических исследованиях.

Законом. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) предусмотрено положение о свободе иметь и распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, признается особая роль православия в российской истории, культуре и образовании. В докладе «Возрождение России: комплексная научная программа» на заседании координационного совета по гуманитарным и общественным наукам Л.Д. Кудрявцев отмечает, что важное место в научных исследованиях должна занять проблематика веры в повседневной жизни людей.

Актуальность идей православного семейного воспитания определяется несколькими положениями. Во-первых, в России семья является непреходящей ценностью, не только социальной, но и «духовной ячейкой» общества. Семья представляет собой естественную педагогическую среду, оказывает наибольшее воспитательное влияние на ребенка. Во-вторых, необходима разработка условий эффективного духовно-нравственного воспитания детей в семье. Исторический подход позволяет обеспечить более полное понимание путей и способов решения проблемы. В-третьих, если конфессиональная воспитательная система является одной из разновидностей педагогических систем, то исследование особенностей православного семейного воспитания в России и изучение современных тенденций позволит оптимизировать ведущие направления нравственного становления детей. Обращение к идеям и опыту воспитания нравственности необходимо для гуманизации отношений в обществе.

Тысячелетняя история христианства на Руси сформировала конкретные подходы к решению проблемы нравственного становления человека. Духовность и нравственность веками связывалась со следованием христианской этике. Религиозные философы - славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) отстаивали мнение о том, что воспитание, основанное на православных традициях, есть наиболее ценное и истинное воспитание. Именно православная педагогика, по мнению С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, К.Д. Ушинского и др., отвечает запросам общества, менталитету и вере русского человека. Религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский и др.) предупреждали, что утрата религиозности и духовно-нравственных ориентации в жизни ведет к деградации человека. Поддержка православных идей в воспитании: была выражена С.Н. Булгаковым, В.В. Зеньковским, П.А. Флоренским, С.Л. Франком. По их оценке, православие занимает особое место в духовной эволюции человечества.

Христианское учение, имеющее гуманистическую направленность, не противоречит современным духовно-нравственным потребностям общества. Таким образом, актуальность исследования связана с гуманистической ориентацией педагогической науки и с идеей сотрудничества и диалога с различными конфессиями с целью нахождения оптимальных путей развития нравственности.

Несмотря на значимость, проблемы нравственного семейного воспитания в православии остаются недостаточно разработанными. Возникают противоречия: 1) между недостаточностью информации о православном семейном воспитании, закономерностях его функционирования и необходимостью этих знаний для педагогической науки и практики; 2) между потребностью родителей изучения православной педагогики с целью более эффективного воспитания детей и преобладанием репринтных дореволюционных изданий по христианскому воспитанию, не соответствующих современным требованиям и условиям; 3) между светским антропо-

центрическим пониманием сущности нравственного воспитания и необходимостью учета православных традиций семьи, носителем которых является ребенок; 4) между правом самоопределения личности в вопросах веры и узкой направленностью педагогического влияния образовательных учреждений в мировоззренческом плане. Противоречия определили проблему нашего исследования: выявить цели, подходы, содержание, условия, формы и методы, способствующие процессу православного нравственного становления детей в семье.

Объект исследования - православное нравственное становление личности.

Предмет исследования - процесс нравственного становления детей в православной семье.

Цель исследования - обобщить и систематизировать педагогические взгляды православных педагогов и богословов по проблемам нравственного становления < детей в семье, построить модель православного семейного воспитания.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятий «нравственность», «духовность», «нравственное становление» в православной антропологии;

  2. Выявить концептуальные положения православного учения о нравственном сознании личности;

  3. Охарактеризовать специфику нравственного воспитания детей в семье с позиций православной педагогики;

  4. Выявить и классифицировать традиционные и современные методы православного нравственного воспитания, определить условия, обеспечивающие нравственное становление детей в семье.

5. Предложить модель православного семейного воспитания, на ее
основе разработать и апробировать курс занятий с родителями с целью
нравственного становления детей.

Идея исследования отражена в следующей гипотезе: нравственное

становление детей может осуществляться в процессе семейного воспитания, построенного на идеях православного богословия, реализующихся в укладе семьи посредством использования методов развития нравственных качеств. Методологической основой исследования являются:

- философские концепции личности (Н.Л. Бердяев, С.Н.Булгаков,
И.А. Ильин, П. Флоренский, С.Л. Франк и др.);

-антропологическая теория христианства (Б.П.Вышеславцев, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама, архимандрит Киприан (Керн), А.В. Кураев, А.И. Осипов, Л.В; Сурова, СВ. Троицкий и др.);

теории богословия нравственности и изучение творений святых отцов по проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, А.П; Желобов, Е.А. Карунин, Н.О. Лосский, В.М. Мальцева, М.В. Махортова, митрополит Антоний Сурожский, О.Н. Новоселов, о. Иоанн Крестьянкин, протоиерей В. Свешников, протоиерей Е. Шестун, М.Г. Тайчинов и др.);

философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для* духовно-нравственного воспитания в семье (о.Александр Ельчанинов, митрополит Амфилохий (Радович), о. АнатолийГармаев, В.В. Зеньковский, И.А.Ильин, св. Иоанн

Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.);

- исследования особенностей православной педагогики, ее принципов и
содержания (И.М. Андреев, В.В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, А.Е. Лихачев,
Н.Д. Никандров, Б.В. Ничипоров, А.И; Осипов, А.Б. Рогозянский,
Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др.);

- исследования процесса православного воспитания нравственности в
истории педагогики (Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, АЛО:. Гранкин,
С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина,
Л.Н. Модзалевский, В.М. Пилипов, о. Теорий Флоровский и др.).

В качестве методов исследования выступает теоретический анализ философских, богословских, исторических, психологических, педагогических

работ, диссертационных исследований, публикаций, эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование), опытно-экспериментальная работа, анализ результатов педагогического опыта.

Базой экспериментального исследования выступили Вятская православная гимназия им. преп. Трифона, воскресная школа им. блаж. Прокопия.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998-2001 гг.) посвящен изучению библиографических источников, теоретическому анализу философской, педагогической; богословской, литературы по проблеме исследования, обоснованию актуальности проблемы и разработке основных теоретических положений, уточнению гипотезы, цели и построению программы исследования.

Второй этап (2001-2002 гг.) - разработка теоретических основ исследуемой проблемы, обоснование связи содержания, форм, методов, условий, принципов православного семейного воспитания с христианской антропологией, разработка методики опытной работы.

Третий этап (2002-2004 гг.) эксперимент с целью определения тенденций изменения, подходов к нравственному становлению детей в семье в современных условиях, опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку гипотезы, разработка и апробация методики педагогической поддержки православного семейного воспитания, оформление выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования) в том, что:

-раскрыта сущность и содержание понятий духовность, нравственность, нравственное становление с позиций православия;

-определены положения православного учения о содержании нравственного сознания личности;

охарактеризованы основные цели, задачи, принципы, содержание, на которые ориентируется воспитательный процесс в православной семье;

выявлены ведущие подходы к выбору методов и средств, определены условия нравственного православного воспитания в семье;

- разработана модель православного семейного воспитания, на ее основе
апробирована методика занятий с родителями.

Практическая значимость состоит в том, что разработан и апробирован курс занятий с родителями, предложенный теоретический материал может быть использован; в преподавании курсов истории педагогики и образования, религиоведения, этики, философии образования и воспитания, спецкурсов, связанных с изучением вопросов конфессиональных традиций, семейной педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается значительным объемом анализируемых педагогических, исторических и богословских материалов, комплексным использованием методов исследования, сопоставлением полученных научных данных с имеющимся педагогическим, опытом.

Апробация результатов основных положений исследования. Концептуальные положения исследования изложены на областных, Всероссийских, международных конференциях: Свято-Трифоновские образовательные чтения (1999, 2000, 2001 гг. - г. Киров), «Краеведческие аспекты воспитания гражданина России» (2001 г. - г. Рязянь), «Провинция: процесс международной интеграции в 21 веке» (2001 г. - г. Киров), «Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования» (2002 г. -г.Владимир). Внедрение полученных результатов осуществлялось через публикации тезисов, статей, а также в процессе организации опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ православной концепции показал, что

природа людей тождественна, отличие людей - в уровнях развития нравственности и духовности, которые зависят от воспитания и самовоспитания;

духовность - это некоторый уровень богоподобия, который достигается высоким развитием духовных качеств и всесторонним совершен-

ствованием личности благодаря свободе и усилиям;

-качество нравственности находится в соответствии с духовными побуждениями и стремлениями человека; нравственность - качественное проявление духовности относительно отношения к людям, способность руководствоваться духовными идеалами и ценностями в жизни, «чистота помыслов» в общении с людьми и доброделание;

- динамика развития нравственности и духовности от образа Божьего к
подобию составляет суть воспитания и становления личности; нравственное
становление - сознательное свободное приобретение личностью устойчивых
духовных качеств, направленных на деятельность в обществе и
проявляющихся в нравственных воле, чувствах, знаниях и убеждениях,
ценностных ориентирах, мотивах поведения, потребности в доброделании.

2. В православной традиции нравственное сознание представляет собой:

принятие личностью объективных нравственных законов и ценностей, являющихся ориентиром в духовно-нравственном возрастании (положенного в основу нравственности «естественного нравственного закона» и учения Библии);

личную духовную ценностную установку в стремлении к реализации в жизни нравственной нормы и духовных ценностей - добродетелей.

3. Специфика православного семейного воспитания определяется основными идеями православной онтологии и антропологии, пониманием семьи как Малой Церкви, что находит отражение в укладе семьи и проявляется в направленности воспитания на абсолютную цель жизни, христоцентрических и антропологических принципах, в руководстве Священным Писанием и Священным Преданием, в приоритете духовно-нравственного содержания воспитания, личностном подходе к ребенку.

4. Нравственное воспитание детей в семье осуществляется посредством методов, направленных на развитие потенциальных качеств всех уровней бытия человека, и через создание условий, способствующих нравственному становлению и включающих: православный уклад и быт, атмосферу любви,

воцерковление, пример родителей, воспитание посредством труда, восприятие ребенка как Божьего дара и внимание к промыслу Божьему, субъектный подход к ребенку, учет современных условий и возрастных особенностей для определения оптимальных методов воспитания.

5. Созданная модель православного семейного воспитания позволяет реализовать в практике курс занятий с родителями для поддержки традиций православного воспитания, способствующего нравственному становлению детей в семье.

Положения православной антропологии как основание построения процесса воспитания нравственности личности

Согласно православной онтологии человек завершал творческие действия Бога. Мир материальный оказался промежуточной формой, он предвосхищал образование более совершенного духовного существа -человека. Человек является особенным существом, по своей природе и-достоинству возвышающейся над другими существами. «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою» [Быт. 2,7][20, с. 6].

Ученые - богословы рассматривают человека, как двуединое, триединое и пятиединое существо. Дихотомия сущность человека разделяет на две составные: душа (дух) и тело. Душа в этом случае обозначает нетелесное начало в человеке, она противопоставляется всему временному, материальному. Когда говорится о нематериальном начале в человеке, то оно может быть названо и «душою» [Быт. 2,7, Иов 2,6 и др.] [20, с.6, с. 513], а может быть «духом» [Екклесиаст 12,7 и др.] [20, с. 513], где оба понятия синонимичны. О дихотомичности человеческой природы говорили святой Иустин Философ, Афанасий Александрийский, святой Василий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Египетский, преподобный Симеон Новый Богослов и другие.

В творениях святых отцов мы также находим мнение о трихотомичности (дух, душа, тело) человеческой природы (святой Григорий Нисский, святой Ефрем Сирин, святой Ириней Лионский, святой Иустин, святой Никодим Святогорец и др). По их мнению дух и душа не синонимы, они различны в сути и являются; одновременно в составе человека: «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится...», [1 Сол. 5,23] [20, с. 1297] - говорил апостол Павел.

Святой Ириней Лионский утверждает: «Совершенный же человек состоит из трех - плоти, души и духа, из коих один, то есть дух спасает и образует, другая, то есть плоть, соединяет и образуется, а среднее между ними

двумя, то есть душа, тогда, когда следует духу, возвышается им,. а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения» [93, с. 123].

И.А. Ильин писал: «Душа не то же самое, что дух. Душа - это весь поток не-телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений ... состояний и так далее. Дух - это, во всяком случае, лишь те состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными и на познание истины... на совершение добра, на общение с Божеством; словом на то, что человек признает высшим и. безусловным благом» [74, с. 23].

Начиная с Максима Исповедника, ученые-богословы (В.В. Зеньковский, А.И. Кураев, А.И. Осипов, св. Григорий Богослов, свт. Филарет (Дроздов)) в составе человека рассматривают 5 планов бытия. Обобщая сущность этого понимания антропологии мы делаем следующие выводы.

Человеческая природа содержит в себе пять уровней. Первый -низший уровень - физический. Он предполагает наличие только материальных качеств, которые присутствуют во внешнем бытии, начиная с неживой природы. Более совершенной является живая природа, в структуре которой есть биологический уровень, указывающий на происхождение в организме элементарных биологических процессов, таких как рост, развитие, размножение и т.д. Над биологическим уровнем возвышается психический. Восходят к этому уровню высокоорганизованные животные и человек. У них наблюдается появление чувств, эмоций, элементарного мышления -эмпирики.

Еще более высокий уровень - нравственный. До него поднимается только человек. Нравственность человека - это положительное качество по отношению к окружающему миру, прежде всего к другим людям. Оценить отношения можно по деятельности и поступкам человека. Однако, внутреннее состояние человека только по внешнему поведению определить невозможно, мотивы часто скрыты от проявления и могут по качеству с поступком не совпадать. Истинная нравственность должна исходить из бескорыстных побуждений делания добра. Поэтому вершиной является духовный уровень. Рядом с ним нравственность приобретает зависимый характер. «Но для философа и для богослова важно нечто иное ... это что-то и есть подлинная суть человека, его богоподобие, его изначальная «усия»»,-указывал отец Киприан Керн [189, т.2, с. 419].

Духовный уровень - это внутренний пласт бытия, обладающий только положительными качествами, такими как любовь, радость, смирение, кротость, милосердие и т.п., не допускающими эгоизма, гордыни, корыстолюбия и других отрицательных качеств. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» [Гал. 5, 22-23] [20, с. 1278]. Не все внешние нравственные поступки; таким образом, являются духовными. «Духовная жизнь - это не просто мышление, а качество мышления, состояние мысли, обращенность мысли, чувств, желаний...», - утверждает О.Н. Новоселов [140, с. 367] . Л.А.Попов сравнивает духовность с горящим светильником, «который озаряет внутренний мир людей...» [165, с. 42].

Действие духа проявляется в жизни человека через поведение, через дела. Ценность духовной жизни человека для общества и состоит главным образом в том, что духовность отражена в действительных нравственных отношениях к окружающему миру. Нравственность - сами реальные поступки «в их объективно развернутой полноте...» [48, с..10], это конкретное поведение человека.

Сущность нравственного сознания личности в православном учении

Понятие о нравственности, как проявлении духовной составляющей человека в социальной сфере, побуждает обратиться к учению нравственного богословия для определения признаков истинной нравственности. Опираясь на религиозное понимание основ ценностного отношения к людям; можно построить воспитательный процесс.

В православной традиции в основу нравственности, всех этических и моральных норм положено учение о так называемом «естественном нравственном законе».

Еще апостол Павел в своем Послании к римлянам указывает на него: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» [Рим. 2, 14,15] [20, с. 1228]. Многие святые отцы и учителя церкви излагали учение о «естественном нравственном1 законе» (святой Василий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Максим Исповедник и др.). Они признавали закон основой нравственного поведения, заложенного в природе каждого человека. «Есть объективный закон добра, нарушение которого ведет к внутреннему разложению, страданию, духовной гибели и к разрыву с окружающим», - пишет С.С. Верховской [171, с. 409].

В работах византийских богословов и святоотеческом предании, естественный нравственный закон рассматривается как внутренний закон, дарующий; человеку способность различения добра, наказывающий внутренними мучениями за сделанное зло. По православной традиции, нравственные нормы установлены самим Богом при Его творении человека. Поэтому они имеют абсолютный, объективный характер. Мы согласны с положением нравственного богословия, что человек знает основные понятия и категории добра и зла, может определять качества поступков. Естественный нравственный закон посылает импульс, точно дающий характеристику происходящего. Кроме относительных характеристик действительности естественный нравственный закон предполагает идею абсолютного добра. У каждого человека есть идеал добродетельной жизни. Идеалы теоретически совпадают.

Согласно православному учению, понятие об абсолютном добре также изначально заложено в каждом человеке, это «печать и воздействие Абсолютного на мой разум» (святой Григорий Богослов), человек может излагать и познавать мудрость, вложенную в его природу. Неписаные требования существуют независимо от воли и сознания каждого конкретного человека и человечества в целом, они неизменны ни во времени, ни в пространстве. «Как таковая мораль безусловна, априорна и по отношению к общественной практике человека - трансцендентна», - пишет Р.Г. Апресян [7, с. 45].

Проблема существовала в том, что «естественный нравственный закон» чувствовался интуитивно, был теоретически абстрактным. Человеку, как мыслящему существу, требовалось раскрытие содержания своего внутреннего голоса, говорившего от имени естественного нравственного закона. Нужен был Закон, который бы констатировал интуицию и делал ее понятной разуму человека. В христианстве это был «Закон Моисея», содержащий 10 заповедей, наиболее точно раскрывающий естественный нравственный закон [142, с. 113-116].

Закон Моисея излагал то, что было изначально заложено, поэтому Б.П.Вышеславцев пишет что, нужно «признать естественный закон, имеющий значение для всех времен и народов и понять всякую этику и всякую добродетель, как соблюдение естественного закона совести, закона, написанного в сердцах» [39, с. 36], так как «закон Моисеев есть полное выражение естественного закона» [там же, с. 38].

Закон содержит в себе 10 заповедей: 4 заповеди - об обязанности человека к Богу (почитай единого Бога, не боготвори ничему другому, не унижай имени Божия, уделяй время не только земным делам, но и духовным) и 6 заповедей- об обязанностях к ближнему (почитай родителей, уважай жизнь и здоровье других, цени святость брака, не завидуй, не лги) [Исх.20,2-17] [20, с. 73]. Действительно, в Законе легко можно найти то, что знакомо и естественно. «Все основные нравственные идеи, заключающиеся в десяти заповедях, суть общее- достояние всего человечества», - утверждает Н.О.Лосский[Ш,с.95].

Заповеди об обязанностях к ближнему указывают на то, какие должны быть человеческие, отношения. Человек является высшей ценностью. Особенно это понятно из последней заповеди: «Не желай дома ближнего твоего, не желай.жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» [Исх. 20, 17] [20; с. 73], где показана возможность нанесения ущерба другому человеку не через поведение: и конкретные действия, а даже через зависть. Человек, принявший заповеди, почтительно относится к старшим, принимает жизнь, как высшую ценность, умеет справляться с телесными влечениями и желаниями незаслуженных материальных благ. Эгоизм человека отступает в признании равноправия и достоинства других людей.

Но Закон Моисея регламентирует прежде всего человеческую деятельность, запрещая разного рода нравственные преступления. Бог в ветхозаветном Законе выступает как главный судья, требующий справедливости в человеческих отношениях, карающий за неисполнение Закона. Исходя из понимания справедливости как главной обязанности Бога, и восприятия Его как господина над своими слугами, складывались традиции ветхозаветной педагогики. (Приоритету понятия страха Божия, следовали, особенно в семейном воспитании).

Традиции православного семейного воспитания в целях нравственного становления детей

В наследии; православия работ, специально посвященных проблеме воспитания, немного, полного и тщательного теоретического обоснования системы воспитания не было. Так произошло потому, что процесс воспитания, как было показано, не отделяли от самой жизни. Давая общие советы, святые отцы призывали к естественному воспитанию, основанному на подражательности детей образу жизни родителей. Педагогические произведения направлены чаще всего на призывы к добродетельности старших и напоминания о родительском долге. Целенаправленной разработкой вопросов системы православного семейного воспитания стали заниматься ученые и мыслители начала XX века в России, а продолжали работать в большинстве в; эмиграции. Однако, все равно, православная педагогика не дает готовых рецептов, а только намечает пути и принципы построения воспитательной системы. «Христианство требует от нас единомыслия относительно основной цели жизни, а вовсе не относительно средств и способов ее осуществления. Бог есть любовь, а потому любовь должна осуществляться во всех человеческих делах. Вот цель, в стремлении к которой мы должны быть единомысленны, но в вопросе о средствах ... не существует каких-либо обязательных рецептов», - утверждает Е.Н. Трубецкой [171, с. 209]. Историю православного образования рассматривали Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И; Латышина, Л.Н. Модзалевский, арх. Амфилохий Радович, Г. Флоровский и др. Анализ исследований ученых и дореволюционной литературы позволяет говорить об определенных характерных чертах православного воспитания прежних веков. Чаще всего родители пользовались принципами педагогики, выведенными лз Ветхого Завета. «Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» [Сир.ЗО, 9-Ю] [20. с. 664]. Воспитательный подход к детям в этом случае был полностью авторитарным. Родители, особенно отец как глава семьи, добивались повиновения своим требованиям. Через внушаемое почтение и развиваемый с пеленок страх перед последствиями непослушания (как мистическими, так и физическими), ребенок приучался к дисциплине ценой отказа от собственной воли. «Полагай пределы прихотям дитяти, обуздывай стремления его воли, приучай ... к нужде, терпению, и ты разовьешь нравственную силу, которая состоит в самообладании ... », - учит игумен Вонифатий [164, с. 72-73]. «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» [Сир.З0, 8] [20, с. 664]. Кроме того, ребенок привыкал к мысли, что «воля родителей, что воля Божия, лицо их - лицо Божие». Воспитание смирения и кротости в послушании авторитету было одним из обязательных условий подхода к ребенку. «Приучайте ваших детей повиноваться вам ради Бога. Подавляйте с самых ранних лет в них своеволие ... Требуйте от них самого скорого и точного послушания: приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову. Строго настаивайте всегда на исполнении того, что вы раз приказали или запретили», - писал С.С. в 1903 году [237, с. 335]. Мы считаем, что подчинение высшему авторитету, умение с терпением и смирением повелеваться приказаниям могли привести к двум последствиям. Первое: развитие внутренней свободы. Усмирение страстей, подчинение эгоизма целям, умение заставить себя силой воли исполнять данные законы, вслушивание в чужие, но более разумные приказания, понимание собственного несовершенства и следование за идеалом (родители воспринимаются Богом данные наставники) - те добродетели, которые развиваются при полном дисциплинированна и послушании авторитету, ведущие к обретению духовной свободы, как цели жизни. Уроки, преподаваемые детям такими методами, смогут привести к стойкой привычке вести богоугодную жизнь, исходя из требований духовного начала при подчинении физического. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» [Книга Притчей Соломоновых 22, 6] [20, с. 611]. Следование чужой воле может привести к тому, что даже абсурдные приказы должны быть исполнены в покорности, «лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу свою». «Проклят злословящий отца своего или? матерь свою!» [Втор. 27, 16] [20, с. 195]. Это может привести и ко второму противоположному последствию: полному слабоволию и неумению пользоваться свободой. Привычка быть ведомым при взрослении перерастает в неспособность к собственным решениям и несению ответственности за свое поведение. Отсутствие мнения и твердых, внутренне принятых установок ведет к возможности бездумного послушания вышестоящему лицу. Любая данная свобода выбора с последующей ответственностью тяготит человека, он согласен на все, чтобы вновь попасть в среду течения «по воле волн». Об этой особенности человека, привыкшего руководствоваться не своими умом и совестью, а чужими, о возможных последствиях пишет Ф.М. Достоевский в «Великом инквизиторе». Таким образом, следует подчеркнуть, что авторитарное воспитание, достаточно распространенное в современных православных семьях (см. приложения), основанное на беспрекословном подчинении иерархично высшему лицу, будет способствовать нравственному развитию при условии становления ребенка как субъекта бытия на основе внутренней свободы.

Практика нравственного воспитания детей в православных семьях в современных условиях

В современных условиях теория воспитания, основанная на христианской антропологии, не изменилась. Современные богословы и педагоги не только не отрицают излагавшуюся теорию нравственного становления, но подтверждают и углубляют ее. В исследовании М.А. Меня утверждается, что становится все больше семей, считающих себя носителями православной веры [119]. Однако практика семейного воспитания, определяемая в соответствии с требованиями современного мира, изменилась. Для определения тенденций изменения практики нравственного воспитания детей в православных семьях мы использовали метод анализа современной литературы по проблеме, метод сравнения предлагаемой литературой современной методики семейного воспитания с методикой данной в дореволюционной литературе и в исследованиях ученых по истории педагогики, метод анализа эпистолярной литературы, наблюдения за воспитанием в православных семьях, другие эмпирические методы (см. приложения 1, 3).

Исследования подтверждают, что православная семья сохраняет основные черты домостроительства, сложившиеся веками: - муж и отец - глава семьи, на него возложена ответственность за материальное и духовное состояние домочадцев; - жена и мать - советчица мужа, любовью и заботой оберегающая семейный очаг; - дети на основе почитания и послушания воспитываются; на примере родителей в традициях религиозно-нравственного уклада дома.

Однако строго такой иерархичности придерживаются только радикально настроенные семьи, где мать не работает, а занимается только домашним хозяйством. Большинство семей стараются придерживаться традиции в свободное от работы время.

М.Т. Авсиевич, Л.И. Мельник показали, что для семейной жизни в современных условиях характерно изменение положения женщины,.что, по нашим исследованиям, свойственно и для некоторых православных семей. Женщина может теперь самостоятельно принимать решения, стала материально независимой. Частично снятая обязанность полного обеспечения семьи ведет к тому, что глава семьи не привык нести ответственность за состояние дома. Однако, по нашему мнению, при правильном понимании целей брака и семьи, даже при условии служебной работы со стороны женщины, духовная атмосфера, влияющая на нравственное становление ребенка, может быть создана стараниями обоих родителей. Тем не менее православные педагоги призывают к домашнему воспитанию детей до школьного возраста.

Во времена необходимости натурального хозяйства члены семьи были связаны общей деятельностью, чувствовали себя единым целым, объединенным трудом. Семейный труд исчезает, - нет связующей деятельности, воспитывающей солидарность и ответственность. И если, находясь все время в семье, живя одним укладом, дети нравственно воспитывались, органически усваивая правила жизни родителей, то сейчас приходится задумываться над процессом воспитания, чтобы оптимально использовать небольшое количество времени, проводимое вместе с детьми. Создается методика православного воспитания, соответствующая-потребностям времени [41, 42, 131, 148, 150, 163, 169, 170, 173, 183; 221,.231 и др.]. Практическую реализацию современной методики, осуществление предлагаемых подходов для более эффективного семейного воспитания мы встречаем во многих православных семьях (см. приложения).

Методы, используемые для нравственного воспитания, можно разделить на методы воспитания чувств, воли, ума. Наши исследования показали, что для умственного воспитания детей православная педагоги и родители использует следующие методы: формирование понятий через игру, одобрение и осуждение, объяснения, рассказ, обсуждения, дискуссии, внушение, чтение святоотеческой литературы; метод анализа и оценки событий, метод самоконтроля, метод личного примера, комментарии и разъяснение смысла увиденного и услышанного, разыгрывание пьес со специально подобранным содержанием (целью ставится не развитие актерского мастерства, а понимание основных истин христианства и умение вставать на позиции и в состояние другого человека), размышления вслух над проблемами, разговоры при детях и т.п. Для воспитания волевого компонента личности: упражнение, нравственный пример, анализ последствий поступка, требования, включение в деятельность, организация совместного действия, приучение к труду, составление программы самовоспитания, подготовка к таинствам и праздникам, внушение понятий ответственности, долга и воздаяния и т.п. Для эмоционального воспитания: организация чувственного восприятия (наблюдения за опытом родителей, священные предметы дома и в храме, прослушивание духовной музыки и песнопений, обоняние и тактильные ощущения религиозных предметов), восприятие атмосферы праздника, рисование, изготовление диаграмм и календарей, лепка и конструирование, метод переключения, метод эмоционального заражения, личный пример, анализ состояния другого человека и т.п. Рекомендуемые методы можно встретить как у святых отцов, так и у религиозных философов и современных православных педагогов и родителей. Используя данные методы, идет развитие и формирование нравственного сознания. Результатом умственного воспитания является: наличие знаний5 о нравственной норме и заповедях, представления о идеале, обдуманность в действиях, потребность в интеллектуальном развитии, этическая убежденность и проявление убеждений в жизни, осознанность нравственного выбора, наличие обширных нравственных понятий и их признаков, умение анализировать действия; Воспитание чувств должно быть ориентировано на развитие: эмоционально отклика на происходящее, отзывчивости, милосердия, толерантности, эмпатии, оптимизма, установки «на другого», умение слышать голос совести, гуманизма в отношениях, умение испытывать жалость и сострадание. Воспитание воли направлено на: реализацию нравственного осознанного выбора, становление потребности в самооценке и самовоспитании, выработку нравственных привычек, устойчивость нравственных убеждений в повседневности и конфликтных ситуациях, формирование стремления осуществить нравственное предназначение, готовность нести ответственность, критическое отношение к самому себе, трудолюбие.

Похожие диссертации на Нравственное становление детей в православном семейном воспитании