Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное воспитание детей и подростков по системе "скаутинг" Савченко Алла Павловна

Социальное воспитание детей и подростков по системе
<
Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе Социальное воспитание детей и подростков по системе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савченко Алла Павловна. Социальное воспитание детей и подростков по системе "скаутинг" : 13.00.01 Савченко, Алла Павловна Социальное воспитание детей и подростков по системе "скаутинг" :на примере "Организации российских юных разведчиков" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Архангельск, 2007 162 с., Библиогр.: с. 122-139 РГБ ОД, 61:07-13/2804

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социального воспитания 14

1 1. Методологические основы проблемы социального воспитания 14

1.2. Дети и подростки как объекты и субъекты социального воспитания 40

Глава 2. «Скаутинг» как система социального воспитания детей и подростков 61

2.1- Историко-педагогический анализ скаутинга 61

2.2. Анализ современного скаутинга как системы социального воспитания в опыте «Организации российских юных разведчиков» 80

Заключение 114

Список литературы 122

Приложения 140

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием системы социального воспитания подрастающего поколения, потребностью определения роли государственных и общественных структур в создании воспитательного пространства, отвечающего конкретным социально-политическим, экономическим условиям нашей страны, задачам формирования человека - гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота.

Исторически сформировавшаяся система социального воспитания обеспечивает присвоение подрастающему поколению определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными- Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы социального воспитания» преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Развивающая роль системы социального воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Сегодня очевидно снижение влияния семьи на воспитание- В иерархической структуре профессиональных интересов педагогов школы приоритетное положение занимают вопросы, связанные с обучением и вытекающими из него утилитарными задачами - формированием знаний, умений, навыков. Дети и подростки оказались в условиях кризиса социальных ценностей, нравственных принципов, идеалов.

Государство ищет общенациональную идею? оно озадачено тем, какие ценности надо воспитывать, пытается формулировать социально значимые, практические воспитательные задачи. Социальное воспитание в начале XXI века становится приоритетным направлением политики российского госу-

дарства. Одной из важнейших позиций, учитываемых в социальной политике в интересах детей, является признание их социально уязвимой группой населения.

С социальным воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России, Объективно развивающаяся тенденция отдает предпочтение новым отношениям сотрудничества Взрослого и Детского мира; возрастанию роли человеческих усилий в собственном росте; усилению влияния природно-естественных, общественных факторов на развивающуюся личность.

Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к проблеме воспитания, устанавливающим его стратегию и основные направления, является принятие таких основополагающих документов, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (от 4 октября 2000 г.),1 «Концепция модернизации российского образования на пери* од до 2010 года» (от 11 февраля 2002 г.). В названных документах воспитание провозглашаеіся первостепенным приоритетом в образовании, органичной составляющей социально-педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.3

«Национальная доктрина» определяет цели воспитания, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития на период до 2025 года. В ней определены основные цели и задачи в области становления личности ребенка: воспитание граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость; разностороннее и своевременное развитие детей и мо-

1 Собрание законодательства РФ, 09.09.2002. - № 36. - ст. 3484.

2 Бюллетень Минобразования РФ. - № 2, - 2002,

3 Собрание законодательства РФ, 09.09.2002. - № 36. - С, 1; Бюллетень Минобразования РФ.
- №2.-2002.-СЛ.

лодежи; формирование у молодого поколения активной жизненной позиции, творческих способностей, навыков самообразования, самореализации личности/

Среди важнейших социальных задач воспитания в «Концепции» выделены: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.

Потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны -выделила социальное воспитание как первостепенный приоритет в образовании, важнейший индикатор его качества-

Чтобы это произошло в действительности, государство должно не только провозгласить приоритет социального воспитания как общенациональной ценности, но и создать реальные условия для этого. Воздействуя на ребенка как на социальную единицу, государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными личностями, способными в будущем внести конструктивные изменения в политику, экономику, науку, другие жизненно важные сферы общества. В этом отношении социальное воспитание играет решающую роль.

С 2000 г. государство практикует программно-целевой подход, призванный решить или, по крайней мере, смягчить остроту проблем по отдельным направлениям воспитательной общественной практики. Реальным шагом на пути решения назревших проблем явилась разработка и утверждение госу-

1 Собрание законодательства РФ, 09,09-2002, - № 36. - С. 4.

2 Бюллетень Минобразования РФ. - №2.-2002. -С. 6.

дарственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005*2010 годы» (от И июля 2005 г.).1 Программа является продолжением Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Цель программ - развитие системы патриотического воспитания граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию социальной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов России. Поставленные цели конкретизируются в ряде социальных задач: воспитание гордости за Российское государство, его свершения; воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Сегодня мы имеем достаточную правовую основу для создания детских организаций. На международном уровне «Конвенция о правах ребенка» (3990 г.). Внутри России это Федеральные Законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.)? «Об общественных объединениях» (1996 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.). То есть позиция государства в отношении самой возможности создания детской организации определена - разрешено, признается официально и регистрируется наравне со всеми другими.

В статье 7 закона РФ «Об общественных объединениях» отмечено, что среди форм проявления детских общественных объединений могут быть детские организации, детские движения... Основными принципами государственной политики детских и молодежных объединений являются: партнерство государства и детских общественных объединений в развитии социальных отношений; содействие детским общественным объединениям как фактор

1 Собрание законодательства РФ, 18.07,2005. - № 29. - ст, 3064.

2 Собрание законодательства РФ, 18.07.2005. - № 29. - С, 3.

обеспечения социальной безопасности; поддержка общественных инициатив, способствующих развитию социальных отношений.

Идеи воспитания молодого поколения через детские общественные орга
низации в масштабах России волновали многих педагогов (В.ГЬВахтеров,
И.Н.Жуков, П.Ф.Каптерев, КК.Крупская, А.С.Макаренко,

В.С.Преображенский, В.Н.Сорока-Росинский, СХШацкий и др.). Ими доказывалось, как в теории, так и на практике, что средством решения проблем социального воспитания выступают внешкольные формирования.

Одно из главных мест внешкольных организаций занимает скаутинг. Всемирная организация скаутского движения (ВОСД) обозначает скаутинг как «... Добровольное, неполитическое воспитательное движение для молодых людей, открытое для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными Основателем движения... Система скаутинг -это структурированная основа, разработанная так, чтобы вдохновлять и вести каждую молодую личность по пути ее личностного роста».1

Особый интерес представляет 100-летний социально-педагогический опыт воспитания детей и подростков в «Организации российских юных разведчиков» (ОРЮР), которая в 2006 году получила признание Общественной палаты России, став лауреатом конкурса грантов.2

Исторической наукой накоплен большой материал, на основе которого можно сформировать представление о скаутском движении (Н.Ф.Басов, Ю.В.Кудряшов, ВАКудинов, Т,И.Кузнецова, ВЛНиколаев, Е.П.Пулкова, О.В.Решетников, МВ.Фурс, В.Е.Черных, В.Г\Яковлев и др.), но до сих пор недостаточно представлено педагогических исследований, посвященных проблеме воспитания детей и подростков по системе «скаутинг», что и послужило основанием для выбора темы научного исследования: «Социаль-

1 Сборник документов Всемирной организации скаутского движения, - Женева, 1991. - С. 22.

Центра.] ьный сердер Скаутов-разведчиков России: ; Сайт Общественной палаты РФ:

ное воспитание детей и подростков по системе «скаутинг» (на примере «Организации российских юных разведчиков»).

Цель исследования - проанализировать систему «скаутинг» как эффективное средство социального воспитания на примере «Организации российских юных разведчиков».

Объект исследования - социальное воспитание детей и подростков.

Предмет исследования - социальное воспитание подрастающего поколения по системе «скаутинг».

Гипотеза исследования - система «скаутинг» является эффективным средством социального воспитания детей и подростков, поскольку:

имеет общественную направленность деятельности, отвечает возрастным особенностям, потребностям и запросам детей;

активизирует субъектную позицию ребенка» реализует его творческий потенциал, способности и задатки;

ориентирует ребенка на оптимальное поведение в обществе, на становление личностного опыта лидерства;

обеспечивает взаимодействие взрослых и детей разного возраста;

стимулирует совместную деятельность и общение детей и подростков в организации.

Цель, объект и гипотеза исследования определили следующие задачи;

  1. Осуществить историко-педагогический анализ теоретических подходов к проблеме социального воспитания.

  2. Проанализировать современное состояние теоретико-методологических подходов к проблеме социального воспитания в России-

  3. Рассмотреть позицию детей и подростков как объектов и субъектов социального воспитания, различия между субъект-объектным и субъект-субъектным подходами.

  4. Выявить субъект-субъектную роль детей и подростков в условиях

детской общественной организации.

5- Представить историю создания скаутского движения, ведущие идеи основателя скаутинга Р.Баден-Пауэлла.

  1. Дать историко-педагогический анализ зарождения и развития методики скаутинга в России.

  2. Проанализировать современное состояние системы «скаутинг» как средства социального воспитания подрастающего поколения в опыте «Организации российских юных разведчиков».

Теоретико-методологической базой исследования выступили:

  1. исследования трудов зарубежных и отечественных философов, педагогов, психологов, социологов, работавших в разное время и в разных условиях, внесших значительный вклад в теорию социального воспитания (В.Г.Бочарова, В,Г.Белинский, ПЛ.Блонский, Н.Н.Вентцель, М.А.Галагузова, Дж.Дьюи, Т.СДорохова, Г.Ксршенштейнер, Н.КІСрупская, А.В.Луначарский, А.В.Мудрик, П.Наторп, Л.Е.Никитина, Л,ЯОлиференко? Л.ИЛетражицкий, М.МЛлоткин, КДУшинский, В.ШІІульгин и др.);

  2. исследования позиции детей и подростков как объектов и субъектов социального воспитания, роли социального воспитания в общественной жизни детей и подростков (К.ААбульханова-Славская, Л.В.Алиева, А.В.Брушлинский, Н.Ф.Басов, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Н.Х.Вессель, И.Г.Гордин, А.Г.Кирпичник, ВА,Кудинов, Т.Е.Конникова, ИАіСолесникова, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, М.ИРожков, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.);

  3. идеи основателя скаутинга Р-Баден-Пауэлла, видных деятелей российского скаутского движения - АЛС.Анохина, ИЛ.Жукова, ПА.Захарченко, Б.Б.Мартино, О.ИЛантюхова, В.А.Попова5 В.С.Преображенского, Р.ВЛолчанинова, А.ВЛоремского, ЭЛЦытовича и др., о системной природе скаутинга, обеспечивающей развитие подрастающего поколения в ходе их социального воспитания;

4) Конституция, Стратегия, Миссия Всемирной организации скаутского движения (ВОСД), ОРЮР.

Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы, обобщение и систематизация полученных данных, опрос, анкетирование, включенное педагогическое наблюдение, анализ социально-воспитательных программ, эксперимент.

Базой для проведения исследования явились:

  1. Центральный отдел «Организации российских юных разведчиков», г. Москва.

  2. Дружина «Невская», Северо-Западный отдел «Организации российских юных разведчиков», г. Санкт-Петербург.

  3. Дружина «Кострома», региональное отделение «Организации российских юных разведчиков», г. Кострома,

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (2002-2004 гг.) - теоретический анализ философской, научно-
педагогической, исторической и другой научной литературы по проблеме ис
следования, включенное педагогическое наблюдение за детьми и подростка
ми в «Организации российских юных разведчиков» Москвы, Санкт-
Петербурга, Костромы в соответствии с программой исследования.

2 этап (2004-2005 гг.) - сбор и систематизация социально-
педагогических идей, положений, определение концепции, методологических
основ и структуры исследования на основе аналогии, абстрагирования, ин
дукции, дедукции; разработка и обоснование основных положений исследо
вания, проведение опытно-экспериментальной работы,

3 этап (2005-2007 гг.) - обобщение и систематизация полученных дан
ных, внесение уточнений и дополнений, редактирование и оформление кан
дидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что это целостное, обобщающее историко-педагогическое исследование в котором, основываясь

на практической деятельности «Организации российских юных разведчиков», дан анализ современного состояния системы «скаутинг» как средства социального воспитания детей и подростков, обоснована необходимость повышения применения опыта ОРЮР в современной практике социального воспитания.

Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании осуществлен анализ методологических основ проблемы социального воспитания с использованием идей отечественной и зарубежной социально-педагогической мысли, выделены особенности содержания социального воспитания на различных исторических этапах, выявлены современные взгляды на дефиницию социального воспитания; рассмотрено развитие личности ребенка как качественное изменение, ведущее к его становлению субъектом в процессе реализации социального воспитания, освоения имеющегося и создания нового социального опыта - субъективного.

Практическая значимость исследования заключается в осмыслении исторического воспитательного опыта «Организации российских юных разведчиков» с позиций современной теории воспитания, в возможности использования его результатов в практической деятельности детских организаций, в практике работы организаторов воспитательной работы в школе. Материалы исследований используются в учебном курсе «Особенности деятельности детских общественных организаций в Архангельской области» для подготовки лекционных занятий, при разработке учебного курса «Управление системой социальной защиты детства», при разработке спецкурсов со смежной тематикой, при чтении теоретического курса методики воспитательной работы и проведении лабораторных и практических занятий в вузе по специальностям «Социальная педагогика», «Организация работы с молодежью».

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса

методов, адекватных цели, предмету, задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1- Исследователями по-разному трактуется понятие «социальное воспитание», термин не имеет четкой дефиниции,

  1. Детская общественная организация способна обеспечить подлинную субъектность позиции ребенка в его социальном развитии.

  2. Историко-педагогический анализ зарождения и развития методики скаутинга, анализ современного состояния «Организации российских юных разведчиков» свидетельствует о том, что система «скаутинг» является эффективным средством социального воспитания детей и подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на всех этапах научно-исследовательской работы через выступления и публикации статей по материалам диссертационного исследования на Международной научно-практической конференции «Воспитательный потенциал детских, подростковых и молодежных общественных организаций» (Шуя, 01-10 ноября 2004 г.), Всероссийских научно-практических конференциях «Реализация идей личностно-ориентированной педагогики в системе образования» (Архангельск, 25-26 марта 2003 г,), «Профессиональная компетентность учителя начальной школы в условиях личностно-ориентированного образования» (Архангельск, 2-3 ноября 2004 г.), Региональных научно-практических конференциях «Традиционные и новые аспекты исследований в науке и образовании» (Каргополь, 24 марта 2007 г,), «Исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе» (Каргополь, 14 апреля 2007 г.); через публикации в сборнике Российской академии образования северо-западного отделения (СПб-Архангельск, 2005 г.), в коллективной монографии «Личност-но-ориентированные учебно-воспитательные процессы современной начальной школы в условиях модернизации образования России» (Архангельск, 2006 г.), в научном журнале «Вестник Поморского университета» (2006 г.); в выступлениях на кафедрах педагогики и педагогики начального образования

и социальной педагогики Поморского государственного университета имени MB.Ломоносова, в выступлениях на семинарах и в лагерях в «Организации российских юных разведчиков» Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы,

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав, заключения, списка литературы (включает 205 наименований). Объем основного текста 138 печатных страниц, Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены таблицы, диаграммы, В приложениях представлены программно-методические материалы.

Методологические основы проблемы социального воспитания

Само понятие «социальное (или общественное) воспитание» возникло в античные времена. Тогда под ним Платон понимал такое воспитание, которое должно давать детям и юношам государство, чтобы подготовить примерных граждан. Он настаивал на отрицании семейного начала и передачи в исключительное ведение государства все дело воспитания с первых дней рождения ребенка, указывая на необходимость организации специальных воспитательных учреждений, куда передавались бы дети? где их, под жестким контролем, приучат выполнять одну из социальных ролей и внушат абсолютный приоритет общественных интересов над личными.1

Аристотель считал, что общественное воспитание играет очень важную роль, но должно обязательно дополняться семейным. Он требовал, чтобы с самого раннего детства социальное окружение способствовало формированию положительных качеств ребенка, так как от этого во многом зависит результат социального воспитания. Аристотель различал общественное воспитание, которое должно регламентировать общий порядок и направить каждого отдельного человека, которое должно решать конкретные педагогические задачи - воспитывать в гражданах умение пользоваться досугом и счастьем. Социальную природу воспитания связывал с психологическими факторами - властвованием и подчинением, которые «,.. Не только необходимы но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевленные существа».1

С помощью методов подчиненности, послушания, покорности, принуждения, насилия осуществлялось решение социально-педагогических проблем в Средние века в Европе: «... Насилие хотя и достойно презрения, но оно в социальной действительности необходимо, поскольку все виды земного сообщества людей (семья, гражданское общество-город, государство) имеют тенденцию к дезинтеграции из-за раздираемых человека эгоизма и вражды» (Св, Августин), Безаппеляционно признается, что человечество обречено на страдания из-за первородного греха, божественной предопределенности наступления событий. Важнейшим средством социального воспитания, которое должно было начинаться с первых минут жизни ребенка (еще в утробе матери) и продолжаться всю его последующую жизнь, была религия/

Социально-педагогическая концепция Раннего Христианства предусматривала доминирование семейно-религиозного воспитания. Социальное воспитание известными христианами (Климент Александрийский, Марк Порцио Канто Старший и др.) не отрицалось полностью, но они указывали на очень большую опасность стихийной социализации и негативного воздействия на неокрепшую душу ребенка светских педагогов,3

На формирование человека социально-ориентированного была нацелена система воспитания эпохи Возрождения (Т.Мор, ММонтень, Т.Кампанелла, итальянские школы Витгорино да Фельтре, Г-Веронезе, немецкие школы Р.Агриколы, Я.Вимфелинга, французские школы Г.Бюде, ПРамуса и др.)-1

Весьма актуальны и современны направления социального воспитания, которые выделил ЯЛ.Коменский в Новое время: внушать ребенку и юноше знания о жизни, обучить его жить в согласии с другими людьми, избегать ненужных конфликтов между отдельными людьми и обществом в целом, фор-мировать ответственность за слова и поступки; совет А.Дистервега принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить,3

Дж.Локк одним из первых отметил, что влияние социальной микросреды на формирование личности ребенка нередко является более существенным, чем воспитание. «... Вы должны признать за несомненную истину, - писал он, - какие бы наставления вы ни давали и какие бы уроки благовоспитанности вы бы ни вдалбливали в них (детей, -автор) каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят»,4

Р.Оуэн, Ш.Фурье и др, рассматривали социальное воспитание как главную сферу деятельности общества, связывали его с идеями совершенствования общества, с неповторимостью человеческой индивидуальности, которая вне общественного существовать не может.5

К.Маркс и Ф.Энгельс подвергли пересмотру идеи Р.Оуэна, Ш.Фурье, объясняя социальную природу воспитания его классово-историческим характером путем установления обусловленности общественного сознания общественным бытием. Они отвергали положение о человеке как продукте воспитания, среды и обстоятельств» возлагали на классовую революцию определенные педагогические функции, ориентированные на создание нового поколения людей. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что решающим фактором формирования новой личности является планомерно организованная в новом обществе система воспитания всесторонне развитых людей. Как прогрессивное явление Маркс рассматривал вовлечение детей в общественное производство.1

Дети и подростки как объекты и субъекты социального воспитания

В последние десятилетия в развитии отечественнЬй педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной {личностно ориентированной) парадигме воспитания. Ребенок из «объекта воздействия» постепенно превращается в полноправного партнера педагога по совместной работе, в личность, которая не подлежит каким-либо манипуляциям. Воспитание же понимается как процесс совместной жизнедеятельности, «помощь ребенку в реализации его возможностей»1, где воспитывающий взрослый - посредник между ребенком и миром культу-ры, миром жизни (развитие идеи JLC.Выготского о посредничестве). Именно поэтому важнейшее значение приобретает личность педагога: ведь он может стать фактором либо разрушения другой личности (если подойдет к ней с позиций манипулирования), либо роста ее самопонимаиия, самоуважения, саморазвития.3

Как мы видим, различия между субъект-объектным и субъект-субъектным подходами начинаются с ценностей, с представлений о личности и ее воспитании.

Полноценным членом общества человек становится, выступая не только объектом, но и субъектом системы. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (М-И.Рожков).1 Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

Данной точки зрения придерживается и Л.ВАлиева, отмечая при этом, что подрастающее поколение заявляет о себе и как объект, требующий внимания, заботы взрослых, и как активный субъект системы, способный заявить о своих внутренних потребностях, интересах, отношении к обществу, государству, о своем месте в нем.

Л.С.Выготский и ДЛэ.Эльконин отмечали, что субъекта характеризует, гордое «само ..», будь то: самосознание, развитое до уровня рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество - открытость к самосовершенствованию и саморазвитию, и т.д. Ведь, согласно Л-СВыготскому, развивается не сам по себе ребенок, а особая органическая (позднее - гармоническая) общность - двухполюсная система «ребенок - взрослый». Она является носителем единой (трансперсональной) психики, субстратом которой служит не мозг индивида, а энергия («поле») взаимодействия полюсов этой системы. Именно эта энергия, первоначально генерируемая, аккумулируемая и получающая активную форму своего функционирования «вне головы» индивида, в итоге «заставляет» работать индивидуальный мозг, активизирует всю его сложнейшую нейроди-намику.

А.В.Брушлинский отмечает, что человек ни рождается субъектом, а становится им в процессе своей жизнедеятельности. Это положение он развивает и обосновывает в своей критике теории «третьего» мира К.Поппера, а также обращаясь к взглядам СЛ.Рубинштейна и исследованиям К.ААбульхановой-Славской, А.Л.Журавлева, Е.Л.Сергиенко, ГАЦукерман Субъект, согласно А.В,Брушлинскому, - это «всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д..,,».

Несколько отличную гипотезу высказывает К.А.Абульханова-Славская: «Каждая личность в разной мере реализует себя как субъект жизни и в качестве такого субъекта обнаруживает свой способ жизни, свою индивидуальность. Разные люди в разной мере способны организовать ход своей жизни соответственно со своими целями и притязаниями, в разной мере реализовать свои возможности, способности, осуществить самореализацию своей индивидуальности в категориях и формах своей жизни. Таким образом, субъект не есть эталон и предел совершенствования, он постоянно решает задачу совершенствования, это его постоянно возобновляющаяся жизненная задача».

Это означает, что каждый человек - это и субъект, и личность, и индивидуальность; каждое из этих понятий необходимо для выделения и исследования различных сторон жизнедеятельности человека. По отношению к индивиду превращение в субъекта есть не что иное, как процесс воспитания, становления личностных качеств, приобщение человека к другим людям и его обособления от других, его социализации и самоутверждения.

В конкретно-психологическом значении КА.Абульханова-Славская определяет субъект как источник порождения (благодаря своей активности) и преодоления противоречий между объективными условиями деятельности и возможностями и притязаниями личности. Главнейшей характеристикой субъекта она считает способность к саморегуляции. Рассматривая личность как субъект, на первый план выводит саморегуляцию - в ее понимании - вертикаль, субъектное свойство, координатор разномодальных личностных качеств, обеспечивающий преодоление противоречий и функционирование личности в деятельности.

Как показывают исследования Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО), саморегуляция является функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности (выступающие как психические ресурсы, по выражению К.А.Абульхановой-Славской) для реализации собственной активности, для достижения субъектно принятых целей.2

Историко-педагогический анализ скаутинга

Для понимания содержания исследования сначала дадим определение понятию «скаутинг». Согласно официальным документам Всемирной организации скаутского движения (ВОСД), скаутинг это «добровольное, неполитическое воспитательное движение1 для молодых людей, открытое для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными Основателем движения, ,,».?

Главная цель движения: «содействие развитию молодых людей для достижения их полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ».3

История скаутинга начинается в первом десятилетии XX века в Великобритании. Его основателем был английский военный, общественный деятель Роберт Баден-Пауэлл, попытавшийся развить в подходящей для детей и подростков форме скаутские мероприятия, которые практиковал во время своей военной карьеры.

Для этой цели в июле 1907 года он организовал для мальчиков палаточный лагерь, состоящий из небольших скаутских групп-патрулей.1

Старший в патруле назывался «вожатым» и был ответственен за поведение всех членов вверенного ему патруля. Патрули представляли собой отдельные единицы, имели в лагере свою отдельную стоянку и постепенно обучались делу «разведок».

Каждый скаут должен был проявить себя в лесном искусстве, показать личную бережливость, выдержку, дисциплину, научиться помогать другим, проявить в себе чувство товарищества. Мальчики практиковались в следопытстве, вязали морские узлы, учились разводить костры, упражнялись в пожарном деле, слушали увлекательные истории о жизни, путешествиях и приключениях. Ежедневно в лагере проходили спортивные игры, проводились различные соревнования между патрулями на сообразительность, наблюдательность, выносливость. Совместно были придуманы элементы будущей скаутской формы,

В лагере Р.Баден-Пауэлл вел специальный дневник, куда записывал наблюдения за детьми, мысли о воспитании, его целях, принципах и методах, Впоследствии дневниковые записи были опубликованы в книге «Скаутинг для мальчиков». Публикация книги дала толчок к распространению скаутского движения сначала в Великобритании, а затем практически во всех уголках земного шара.

Из результатов первого опыта появилась идея основополагающего правила скаутского Закона: «Скаут друг для всех и брат для каждого скаута», а факт организации лагеря стал считаться рождением скаутинга. Развивающая деятельность и активные методы воспитания, которые применялись в первом лагере скаутов, стали основой скаутинга.

Главную цель скаутинга Р.Баден-Пауэлл определил как «образование характера». Дать требуемые условия обстановки и направить через игру самолюбие мальчика так, чтобы пробудить в нем стремление быть хорошим человеком и гражданином»/ и поэтому, прежде всего, продумал механизм реализации цели. Такими механизмами стали соблюдение Клятвы, Законов скаутов, следование Торжественному обещанию, традициям и обычаям.

Каждый член скаутской организации следовал Законам, принятым в организации - на честь разведчика должно полагаться; разведчик предан своему Государю, Родине, начальникам и тем, на службе у которых он находится.2 Введя Законы в жизнь организации, Р-Баден Пауэлл дал каждому ее участнику возможность самосовершенствования, так как соотнесение себя с выдвигаемыми правилами вызывает необходимость внутренней работы над собой. Вступающие в организацию дети давали Торжественное обещание, в котором говорилось: «Честным словом обещаю, что: 1) буду исполнять свой долг перед Богом и Государем; 2) буду делать все от меня зависящее, чтобы помогать ближним, чего бы это мне не стоило; 3)зиаю закон разведчиков и буду ему повиноваться». Р.Баден-Пауэлл выдвинул девиз для скаутов: «Будь готов!», который, по его мнению, «... Обозначал, что разведчик должен путем предварительных размышлений и упражнений подготовить себя действовать при всяких обстоятельствах и несчастных случаях так, чтобы никогда не быть поставленным в тупик; разведчик всегда в точности знает, что ему надлежит делать при самых неожиданных обстоятельствах».

Р.Еаден-Пауэлл отмечал; «Будьте готовы нравственно, в том смысле, чтобы благодаря тренировке, вы стали бы способны повиноваться приказанию, а также в смысле предварительного обдумывания возможных несчастных случайностей и положений, так; чтобы вы сразу знали, что необходимо сделать все в надлежащую минуту и были готовы исполнить это. Будьте готовы физически тем, что, развивая свои силы, становитесь сильными и деятельными и способными исполнить ваш долг».

Ведущими идеями в воспитании подрастающего поколения Р.Баден-Пауэлл считал идеи патриотического служения Родине и воспитания ответственных граждан. Он писал; «Весь скаутизм сводится фактически к выработке характера, так как это основное для хорошего гражданина. В понятие хороших граждан входят следующие качества: характер, здоровье, ремесло для того, чтобы сделать карьеру, услуги ближним.. ,»,3

Анализ современного скаутинга как системы социального воспитания в опыте «Организации российских юных разведчиков»

Анализ социально-педагогической деятельности детско-юношеских движений и организаций в стране и мире показывает, что их деятельность идеологически и содержательно направлена на включение детей и подростков в реальные социальные отношения с окружающим миром, когда происходит пшнание самого себя, реализуются интересы и потребности, развиваются способности, накапливается жизненный опыт. Так считают многие отечественные ученые Н.Ф.Басов, И.Г.Гордин, А.Г.Кирпичник, В.А.Кудинов, Ю.В.Кудряшов, ТЛКонникова, Н.И.Монахов, В.ВЛебединский, 1С.Д.Радина, МИ. Рожков, Б.Е.Ширвинд и др.

Особое внимание к жизнедеятельности социальных институтов воспитания подрастающего поколения и, прежде всего скаутингу, как наиболее действенной и стабильной организации детства, организованной социально-педагогической деятельности вне установленной государственной системы воспитания, обращенной к определенной возрастной группе - детям и юношеству. В силу этого скаутинг является каналом социализации личности. Применяемая в его идеологии и структуре (Приложение № 1) система «скаутинг» остается на сегодняшний день одной из наиболее эффективных, гибких и стабильных социальных систем воспитания. Наш интерес к социально-педагогическому опыту ОРЮР так же обусловлен и рядом других факторов: — потребностью современного общества в лице государства и его основных социальных институтов (семьи, школы) в том, чтобы некоторый социальный субъект взял на себя определенную долю ответственности за выполнение социального заказа- воспитание разносторонне развитой, творческой и социально активной личности («Национальная доктрина образования в Российской Федерации»); — актуализацией социальной роли подрастающего поколения и повышением их социального статуса; — тесной связью теории и практики воспитания детей и подростков в ОРЮР, ориентированной на процессы социального становления личности; — активностью использования групповых форм работы. В социальном воспитании одна из важнейших целей скаутинга - подготовка детей и подростков для широкой социальной деятельности и, прежде всего, научить их способности к взаимодействию с другими людьми.

«Организация российских юных разведчиков» принимает ребенка как уникальную личность - с его собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами.

Членом организации может быть каждый ребенок, считающий Законы, Торжественное Обещание, принципы организации для себя приемлемыми. Членство в «Организации российских юных разведчиков» открыто для всех, кто согласен быть верным его целям, принципам, задачам. В организации нет жестких правил в ограничении возраста. Все члены организации -дети, подростки, молодые люди и поддерживающие их взрослые - вступают а организацию по собственной воле. «Организация российских юных разведчиков» не признает различий между людьми на основе религиозного, этнического или социального статуса молодого человека, его вероисповедания или пола,

Члены «Организации российских юных разведчиков» имеют специальную форму и разделяются согласно полу и возрасту на следующие ветви: от 7 до 11 лет - «волчата» и «белочки» (Приложение № 2); от 11 до 18 лет - разведчики и разведчицы (с 15 лет старшие разведчики и разведчицы в зависимости от подготовки) (Приложение № 3); от 18 лет - «витязи» и «дружинницы» (Приложение № 4), Общее название всех членов «Организации российских юных разведчиков» - «скауты». Для зачисления в организацию лиц моложе 18 лет требуется согласие их родителей. Родители заполняют специальную анкету «Общества родителей и друзей ОРЮР» (Приложение №5).

На первом этапе осуществляется отбор детей и подростков в организацию, имеющих желание изживать в себе вредные привычки, бороться с отрицательными чертами характера, укрепиться в вере к Богу. Первичную диагностику осуществляют руководители скаутских оірядов, а также опытные скауты-разведчики.

На втором этапе идет подача регистрационных листов для вступления в скаутские патрули, а также заполнение анкет для регистрации членов организации, В рамках данного этапа проходят сборы дружины, обучающие семинары, походы, экспедиции, праздники, В течение второго этапа начинают и продолжают свою работу Совет и Штаб дружины.

Третий этап начинается с подготовки к летнему оздоровительному палаточному лагерю. Скауты дружины изучают разряды и специальности, знакомятся с опытом работы других молодежных организаций и клубов.

Четвертый этап завершается анализом прошедшего года и подготовкой к палаточному лагерю.

Подводит итоги года Совет руководителей, который формулирует приоритетные направления деятельности организации на следующий год, в том числе организационно-методическое обеспечение, финансы, материально техническую базу, социально-значимые проекты, развитие дружины, руководительский состав (курсы). В организации взрослый человек называется инструктором или скаутма-стером и непосредственно работает с группой скаутов, от него зависит жизнь и характер скаутской группы. Поэтому существует серьезная система подготовки скаутских лидеров через специальные курсы. Курсы, устраиваемые ОРЮР, готовят ведущие кадры Организации - квалифицированных вожаков, начальников единиц и старших руководителей для ведения воспитательной работы в рамках организации. ОРЮР проводит следующие курсы (в порядке возрастающей важности): — Курс для вожаков (КДВ), — Курс для начальников единиц (КИЕ), — Курс для руководителей (КДР). КДВ готовит вожаков для работы со звеньями в отрядах, КНЕ и КДР -руководителей-воспитателей для работы с единицами и соединениями, а так же к деятельности в верховных органах управления организации.

Участие взрослых и их профессиональная компетентность обеспечивает организации включенность в широкий спектр жизни общества и государства, способность быть замеченными и услышанными, потенциальную возможность внимания общественных формирований и государственных структур к условиям их деятельности.

Компетентность здесь выступает как способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире; как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Похожие диссертации на Социальное воспитание детей и подростков по системе "скаутинг"