Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики УМАТОВА Алпият Уматовна

Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
<
Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

УМАТОВА Алпият Уматовна. Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / УМАТОВА Алпият Уматовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основы интеграции артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников 12

1.1. Сущность и специфика нравственного воспитания младших школьников 12

1.2. Нравственный потенциал артпедагогики в воспитании младших школьников 32

1.3. Интеграция содержания и технологий артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников 54

Выводы по первой главе 75

ГЛАВА 2. Педагогические условия использования средств артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников 77

2.1. Использование технологий артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников 77

2.2. Условия использования средств артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников 106

2.3. Анализ эффективности влияния средств артпедагогики на воспитание нравственных качеств личности младшего школьника 128

Выводы по второй главе 137

Заключение 139

Список использованной литературы 145

Нравственный потенциал артпедагогики в воспитании младших школьников

В сложных условиях переориентации ценностей общества с духовно-нравственных отношений людей на экономическое развитие и материальные блага людей возрастает значимость воспитания нравственности как обращенности человека к добру [185]. Без знаний и норм нравственности трудно представить справедливость взаимоотношения между людьми в обществе. Однако, обозначив проблему, мы сразу сталкиваемся с неопределенностью самих терминов и основных научных категорий, связанных с нравственностью: этика, мораль, этикет, право, духовность, доброжелательность и добродетельность, гуманность и толерантность. Чтобы объяснить сущность нравственности, необходимо выявлять и оценивать связи нравственности с этими сложными областями, касающимися с природой и характером человека.

Фундаментальной для нравственности является категория морали. Так в словаре по этике мораль (лат. moralitas om moralis) объясняется как относящийся к нраву, характеру, складу жизни, привычкам. Но параллельно дано и другое значение (mores) - нравы, обычаи, мода, поведение [173, С.186] как императивы поведения, задаваемые из вне человеку, сложившиеся в культуре, взаимоотношениях людей в традиционном укладе жизни. Мораль имеет социально-всеобщее значение и распространяется на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис взаимоотношений людей в обществе. Такой обобщенный характер морали подтверждается тем, что принципами морали определены положения, не допускающие исключений, претендующие на абсолютность, отражающие глубинные слои социально-исторических условий бытия человека.

Нравственность в словаре по этике определяется как понятие, являющееся синонимом морали [173]. В толковом словаре русского словаря И.С. Ожегова нравственность объясняется как "внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами" [143, С.423]. В толковом словаре Даля нравственность определена как "подчинение воле, любви, милосердию, страсти, обращением к уму, разуму, рассудку" [186]. Как видно из этих значений, нравственность рассматривается в строгих рамках подчинения, ограничения отношений и поведения человека, а условия благоприятного и эстетического удовлетворения человека в них остаются без внимания.

Основой морали являются моральные ценности, которые в приоритете общечеловеческих ценностей включают: гуманизм, добро, дружба, милосердие, миролюбие, справедливость, совесть, счастье, терпимость, человечность, золотое правило нравственности и др. [173, С.437].

Анализ морали в словаре по этике позволяет выделить следующие ее структурные элементы: моральные ценности, моральные знания, моральные чувства, моральные отношения, моральное сознание, моральные поступки и поведения, и моральные качества человека [173]. Необходимо при этом признать, что в словаре мораль и нравственность отождествляются по содержанию, хотя по значению моральные нормы определены как объективные ценности, не зависящие от отношений конкретного человека, а нравственность отнесена к субъективно индивидуальному сознанию, отношениям и поведению человека. Мы считаем, что, принимая такое отличие морали от нравственности, выделенные в словаре чувства, знания, отношения, поступки, поведение и качества человека, нельзя отнести к морали, а являются атрибутами нравственности. Это подтверждено в комментариях к нравственности в самом же словаре. Мораль в нем определена как форма общественного сознания, а нравственность охватывает область практических поступков. Мораль выполняет регулятивную функцию, а нравственность подтверждает уровень совпадения нравственного сознания и поведения конкретного человека с моральными принципами и нормами [173, С.224].

Необходимо при этом признать, что категории морали имеют исторически изменчивый характер, да и в одну историческую эпоху трактуются разными исследователями с разных позиций. Но мораль как регулятор взаимоотношений людей в обществе нужно отличить от регулятивных функций права, законов. Право выступает как "совокупность государственных установлений и законов, определенным образом регулирующих отношения между людьми" [110, С.459]. В праве отношения регулируются фискальными органами, которые могут привести человека к соблюдению установленных норм в принудительном порядке. Мораль не имеет такой силы, а обращена к совести человека, его осознанному признанию и соблюдению императивно провозглашенных в общечеловеческой или этнической культуре моральных ценностей.

Мораль и нравственность как категории этики одновременно являются и основными императивами религии. Религиозные концепции морали, раскрыты в трудах А.Ю. Сметаниной, митрополита Филарета, Е. Шестуна и др. В них мораль объясняют существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека [174]. Авторы убеждают, что кроме либерально-гуманистической морали в современном обществе имеет влияние религиозная нравственность. В исследованиях А.Ю. Сметаниной доказывается, что быть нравственным - значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире [174].

Интеграция содержания и технологий артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников

По определению артпедагогика является областью интегративного знания, поскольку объединяет в себе содержание и технологии художественной деятельности и педагогических методов и средств. Предмет нашего исследования ограничен в некоторой локальной части артпедагогики - использовании потенциала артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников. Но в каждой своей части взаимодействие средств и технологий художественного восприятия и преобразования мира и любого направления воспитания создает условия интеграции компонентов, и приобретения ими новых свойств.

Само понятие "интеграция" в педагогических системах можно трактовать как "целенаправленное установление структурно-органических связей элементов педагогической системы, позволяющее обеспечить ее эффективное функционирование" [141, с.14].

Анализ педагогических исследований, посвященных интеграционным процессам в образовании (А.Я. Данилюк, А.Н. Нюдюрмагомедов и др.), по 55 казывает, что сам процесс интеграции требует следующей логики его построения: - осознание цели создаваемой системы; - выявление энергетического и иного потенциала интегрируемых средств и явлений; - установление иерархических связей между элементами, и стимулирование активности личности в них; - поиск и целенаправленное создание неравновесных состояний системы, помогающих мобилизовать движущие силы системы; - создание благоприятных условий для субъект-субъектных отношений; - использование диагностических критериев, позволяющих адекватно оценивать динамику и качество результатов интеграционного педагогического процесса [141, с.14]. Эти характеристики интеграционного педагогического процесса позволят нам смоделировать процесс использования артпедагогики в нравственном воспитании учащихся. Для этого обратимся к содержанию и средствам интегрируемых процессов. Анализ их структуры и содержания показывает, что каждый из них имеет свою внутреннюю интегративную природу. Так, артпедагогика в этом аспекте имеет следующие интегративные характеристики: - в сущности самого понятия интегрированно взаимодействуют искусство, педагогика и психология; - характер взаимодействия этих трех областей знания и способов восприятия мира выводит на интеграцию гуманистического подхода, художественного творчества и личностной свободы; - художественное творчество содержательно включает несколько взаимосвязанных направлений: рисование, музыка, танец и ритмические движения, сказки, театрализование и др., которые создают комплекс пози тивного влияния на учащихся; - в артпедагогике интегрированы идеи гуманизма, креативности, рефлексии и целостности; - усвоение информации о мире, человеческих отношениях и ценностях учащиеся должны усваивать на уровне трех модальностей: через ощущения, зрения и слух, которые позволяет учитывать особенности каждого ученика.

Нравственное воспитание, в процессе которого нам предстоит использовать артпедагогику, также имеет интегративный характер. Опишем его характеристики: - нравственность и нравственное воспитание конечным своим результатом имеют идеал человека, что интегрирует в себе все добродетели; - нравственность требует разумного сочетания внешних влияний и внутреннего понимания и стремления детей к тому, чтобы стать лучше, совершеннее; - нравственное воспитание невозможно без обучения этикетным нормам, принципам, нравственным ценностям, интегрирующим в себе исторический опыт человеческих отношений; -нравственное воспитание непрерывно и касается любого человека, человеческих сообществ, а также воспитателей и воспитанников; - в нравственности ориентиром совершенства принимаются общечеловеческие ценности, интегрирующие в себе этнические, национальные традиции достойной жизни человека; - нравственность является проникающим и охватывает все направления воспитания; трудовое, физическое, эстетическое, умственное, правовое и др.; - нравственность выступает и как внешний императив, и как поступки человека, и как дисциплина, и как культура поведения, и как показатель совершенства человека, человечности как интегративного качества.

Мы ставим задачу интеграции этих двух сами по себе интегрированных процессов в единый педагогический процесс, который получил название целостного педагогического процесса. В педагогических исследованиях (В.С. Ильин, В.В. Краевский, А.Н. Нюдюрмагомедов, В.А. Сластенин и др.) целостность педагогического процесса объясняют как результат интеграции его компонентов. При этом все исследователи считают, что для целостности необходимо выделить стержневой, сущностный компонент, который регулирует целесообразные связи между другими компонентами, с сохранением за ними и автономии специфических свойств.

В исследовании А.Н. Нюдюрмагомедова "Интеграционные процессы в педагогическом образовании" в целостном процессе выделены три направления: развитие и реализация индивидуальности, воспитание качеств, социально необходимых и обязательных для каждого человека, и воспитание желательных качеств [141, с.36-44]. К социально необходимым качествам в этой модели отнесены: нравственность, ум и трудолюбие. К желательным качествам отнесены остальные качества из всесторонне развитой личности (физическое, эстетическое, патриотическое, правовое, экономическое и др.).

Соответственно в нашей интеграционной модели целостного процесса нравственного воспитания, должны быть раскрыты механизмы взаимодействия нравственного воспитания из социально необходимого компонента с эстетическим воспитанием из блока желательных качеств с учетом особенностей младших школьников. Такой подход получает свое развитие и в современных требованиях к образованию.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения начального общего образования в качестве приоритетного направления выделено развитие нравственных и эстетических начал личности ребенка. При этом подчеркивается, что в действующих программах предметные цели обучения недостаточно ориентированы на возрастные возможности и особенности младших школьников. Особое внимание в учебных стандартах уделено смене соотношений между «основными» (русский язык, математика и др.) и искусствоведческими (изобразительное искусство, музыка и т.д.) предметами. Все это создает основу для разработки новых технологий, способных более полноценно реализовать задачи нравственного воспитания детей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости актуализации средств артпедагогики в процессе нравственного воспитания. Однако исследования М.И. Воловиковой, Т.А. Соколовой, Е.А. Ямбурга свидетельствуют о том, что существенное место в образовательном процессе занимают отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Сегодня ребенок живет в мире, перегруженном негативной информацией. При этом он должен сохранить свое творческое «Я» и эмоционально устойчивую нервную систему. Поэтому особо актуальным, по мнению авторов, становится предупреждение негативных эмоциональных состояний, их закрепления в характере, а также проблема развития творческих способностей учащихся.

Значимость данного положения уточнена в исследовании Е.В. Тара-новой, которая отмечает, что воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике образовательных учреждений не принимаются в полной мере [182]. Эту же мысль подтверждает ведущий специалист в области художественного воспитания А.А. Мелик-Пашаев, утверждая, что "этот канал перекрыт сегодня в школе" [127]. И в лучшем случае художественный цикл бесплоден, ибо неадекватны способы преподавания предметов, непонятно их значение и возможности. Наблюдается недооценка способности детей к творческому освоению искусства. Статус художественных дисциплин снижен до третьестепенных, что обуславливает соответствующее снисходительно-десертное отношение, которое не позволяет максимально использовать воспитательный потенциал искусства [127].

Условия использования средств артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников

Целью констатирующего этапа работы было определение актуальных проблем, состояния и особенностей процесса нравственного воспитания учащихся начальных классов; создание условий для развития обеспечения благоприятной психологической атмосферы в классе путем включения в разнообразную творческую деятельность; артпедагогическое погружение; организация взаимодействия школы и семьи.

Задачами констатирующего эксперимента являлись: 1. Определение исходного состояния готовности педагогов и реализации программы нравственного воспитания средствами артпедагогики; 2. выявление и оценка уровня художественных представлений о нравственных взаимоотношениях людей. 3. Выявление возможностей родителей в поддержке своих детей при их приобщении и использовании средств артпедагогики;

В соответствии с поставленными задачами родителям было предложено изобразить свои представления о деятельности своих детей в школе. При этом общей темой была: «Как я представляю своего ребенка в школе». Они должны были рисовать дома и принести свои рисунки на запланированную встречу с педагогами и психологом. При этом мы исходили из артпедагоги-ческого положения о том, что рисунок это всегда возможность для самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидание), реже - каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как хорошие или плохие. Это всего лишь задание. Пусть авторы сами решают, какими являются их ожидания: избыточными, умеренными, реалистичными. Проиллюстрируем результаты исследования на примерах.

Автор рисунка мама 26 лет, единственного мальчика в семье. Мама беспокоится о здоровье сына: «в школу собирается с большой охотой. Если не будет болеть - все будет хорошо». На рисунке в одной руке у мальчика портфель, а в другой - игрушечная машинка.

Автор рисунка матери девочки сорок один год. В семье есть еще старшая дочь, ученица 8 класса, которая учится в этой же школе. Мама надеется, что старшая дочь будет помогать младшей. На рисунке изображены две контрастные по возрасту фигуры детей: старшая дочка показывает младшей плакат с буквой «а».

Автор рисунка мама мальчика. Матери 28 лет. В семье мальчик единственный. Мать возлагает на школу большие надежды, желая, чтобы «школьная жизнь дисциплинировала сына». На рисунке мальчик изображен направляющимся к зданию школы с мячом под мышкой и портфелем в руке. Мальчик один, выражения лица не видно, он изображен спиной.

Автор рисунка мама девочки. Матери 34 года. В семье есть еще старшая дочь. Она очень успешно учится в школе. Младшую мать видит застенчивой и тихой, волнуется о здоровье. Маме очень хочется, чтобы младшая была также успешна, как и старшая. Свои ожидания школьных перспектив дочери изображает красочно, оптимистично, терпеливо прорисовывает детали. В пространстве школьной жизни девочки присутствуют разные школьные предметы.

Автор рисунка мама мальчика. Матери 31 год. В семье мальчик младший. Мать уверена, что сын не будет испытывать затруднений при обучении в школе, но знает, что он любит отвлекаться, и из-за этого могут быть проблемы. Рисунок выполнен оптимистично: улыбается солнце с яркими лучами; динамичны фигуры детей, играющих на школьной спортивной площадке; радуется сын, забивший в ворота гол. Видно, что портфели детей сложены в одном месте.

На рисунке можно увидеть представления родителей так, как родители хотят видеть школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости. При этом родители в качестве художников предстают «идеалистами» или «опекунами», реже - «пессимистами» и «реалистами».

При выполнении родителями задания обнаружилась часть рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах ребенка кусочек детства. Это, например, может быть высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Мы склонны позитивно интерпретировать это свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые, казалось бы, напрямую к учебе не относятся, мы объясняем это способностью взрослого, видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть. Бывают рисунки, где родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне. Для этого достаточно посмотреть на рисунки детей на ту же тему. Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо высыпаются из портфеля, либо стоят в тетради. Обращалось внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.

Анализ эффективности влияния средств артпедагогики на воспитание нравственных качеств личности младшего школьника

Сравнение табличных показателей позволяет определить также значимый рост количества учащихся с высоким уровнем нравственного развития с 21,1% до 45,6% или на 24,5%. По познавательному и эмоциональному компонентам показатели нравственного развития возросли в два раза. Здесь также можно установить корреляцию между использованными средствами артпедагогики и позитивными изменениями в нравственном развитии учащихся экспериментальных классов.

Представленные диаграммы наглядно подтверждают результативность проведенного исследования по нравственному воспитанию учащихся начальных классов средствами артпедагогики.

В ходе проведения первой серии диагностики отмечалось, что произошло изменение в эмоциональном реагировании детей, которые стали более яркими, адекватными под влиянием систематических занятий, затрагивающих как предметные уроки, так и факультатив, классные часы. Значительно увеличился словарный запас учащихся, позволяющий более полно и красочно описать то или иное нравственное решение. Положительным в динамике является развитие интереса к сфере отношений. Особенно в красочной форме представлены сопоставления поступков сказочных героев с ситуациями реальной жизни. Родители, принимающие деятельностное участие в проведении артпедагогической работы, отмечали активное использование приобретенных детьми знаний в ежедневной семейной жизни, в отношениях между старшими и младшими, ровесниками и др.

Цветовая методика настроения подтвердила увеличение у большинства детей позитивного настроения, желания активного заполнения рисунков в заданиях по релаксации настроения (Приложение №2). При этом дети старались изобразить рядом со своим настроением не только литературного персонажа с подобным настроением, но и рисунок реального события, произошедшего с ним или одноклассниками, что подтверждает внимательное, гуманное отношение к окружающим, способность проявлять сочувствие, радоваться вместе с одноклассниками. Следовательно, опираясь на численные показатели динамики развития нравственного сознания и поведения учащихся, приведенные в диаграммах, можно утверждать, что произошедшие количественные и качественные изменения подтверждают значимость артпе-дагогики как эффективной технологии нравственного сопровождения и развития различных областей нравственности учащихся начальных классов.

Одним из основных факторов перевода духовно-нравственных ценностей искусства в эмоционально-поведенческий опыт мы определили формирование партнерских отношений педагогов и родителей и учащихся в условиях сотрудничества в начальной школе. Семья и школа – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед школой стоят задачи не только обучать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества школы и семьи возможно обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ученика как гражданина.

Эксперимент показал, что сотрудничество как интегративное явление в процессе нравственного воспитания складывалось как совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности. Одним из аспектов данного вопроса был поиск действенных путей сотрудничества, необходимым как учителю, так и родителям.

Поскольку нравственное воспитание младших школьников является одной из основных функций школы и учителей, то они должны быть компетентны в такой работе с детьми. А в семье такая работа проходит как бы спонтанно, родители не проводят целенаправленной работы по этому направлению, что потребовало организации специальной работы по их подготовке к нравственному воспитанию. При этом наш эксперимент требовал создания специальных условий проведения этой работы с использованием средств и технологий артпедагогики, к которой еще не готовы даже опытные учителя. Проведенная с родителями работа описана в п. 2.1 и 2.2, а здесь мы анализируем позитивные результаты эксперимента в этом аспекте решения проблемы. Работа с родителями была направлена на выработку единой воспитательно-образовательной позиции с семьей каждого ученика, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Поэтому на начальном этапе экспериментальной работы были выявлены особенности семей учащихся экспериментального класса, уровень их педагогических знаний. С этой целью было проведено анкетирование родителей, беседы. На основании полученных результатов были составлены индивидуальные воспитательные маршруты семьи. За основу работы был взят принцип «Родители не ученики, а партнеры по общению». В соответствии с этим принципом работа проводилась в разных формах, в том числе и нетрадиционных: семинары-практикумы, мастер-классы, артпедагогические тренинги, деловые игры, конкурсы семейного творчества, театрализованные представления, которые вызвали живой отклик и интерес у родителей. Эксперимент показал, что более удачным в формировании сотрудничества и партнерских отношений оказался метод проектов. Для метода проектов характерна групповая деятельность, что становилось одним из способов организации воспитательного процесса во внеучебной деятельности, основанного на взаимодействии учителя, учащихся и родителей между собой и окружающей средой, что особенно ценно для нравственного воспитания и процесса их социализации в окружающий школьный социум. В результате поэтапной проектной деятельности родители убедились, что их участие в процессе проектной деятельности по нравственному воспитанию детей средствами артпедагогики необходимо, потому что это важно как для собственного ребенка, так и для них самих. Критерием оценки активного включения родителей в этот процесс мы определили мнение учащихся о сложившихся семейных отношениях.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики