Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии Щугарева Ирина Николаевна

Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии
<
Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щугарева Ирина Николаевна. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Щугарева Ирина Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Таганрог, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2050

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Занятия хоресирафией как источник нравственного воспитания младших школьником 12

1.1. Возможности искусства хореографии в поспитаний высоконравственной личности младшего школьника 17

1.2 Психолого-педагогические основы воспитания учащихся младших классов в процессе запиши хореографией 35

1.3. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией 50

1.4. Сотворчество учителя и ученика на занятиях хореографией 65

Выводы по первой главе 81

Глава II. Авторская программа нравственного воспитания младших школьников в процессе занятий хореографией 84

2.1. Модель процесса педагогической организации нравственным воспитанием детей 6-9лет в условиях занятии хореографией 84

2.2. Программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией 101

2.3. Критерии опенки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии в авторской экспериментальной программе 114

2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию нравственных качеств младших школьников де геи в процессе занятий хореографией 127

Выводы по второй главе 148

Заключение 150

Список использованной литературы 156

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения, происходящие is нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В условиях противоречивой внешней си іуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориенп ірьі, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. Проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания в педагогической теории и практике получила достаточное развитие.

Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, И.Г.Пссталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требовании общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яловская и др.). Функциями нравственного воспитания являются включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентации (Р.Г.Лмосова, Е.В.Боидаревская, А.Г.Асмолов). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л.И.Божович. Л.С.Выготского, В.И.Новиковой, В.А.Аверина.

В силу специфики возраста нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Н.Е.Щуркова, О.С.Богдапова, О.Д.Калинина). Учет возрастных особенностей, а именно наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте (В.А.Гаврилов, Т.Б.Лихачев) обусловливает единство нравственного и эстетического (К. В.Гаврил овец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания для данного возрастного периода очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Встлугина, Б.М.Неменский, Н.Е.Шуркова, В.А.Караковскип и др.).

Однако между целями, задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в настоящее время сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания н выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обусловливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новые идеологические основы не созданы, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания.

Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал. достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречия сложились и в самой педагогической пауке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, почти полностью исключила из воспитательного процесса этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к потере ощущения принадлежности к Родине и нивелировал такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, «нравственность». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства народа, приобщения к искусству.

Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере образования. Как показывает практика, систематическое занятие одним видом искусства - будь то танцевальное, музыкальное, изобразительное, литература или театр - закладывают основу, на которой и дальнейшем строится «здание» нравственных и эстетических ценностей личности. Каковы возможности нравственного воспитания в формировании младшего школьника средствами хореографии?

Особая роль в развитии нравственной личности принадлежит хореографическом}' искусству. В условиях, когда с помощью средств массовой информации оно пошло в каждый дом и приобрело всепроникающий характер, возросла его значимость в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон идейно-эмоционального воздействия на ребенка. В этой связи можно констатировать, что нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии стало объективно значимым для современного образования.

Среди множества средств нравственного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают нравственные качества личности, образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Однако в сравнении с музыкой- пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, гак и не занял подобающею ему места в числе обязательных предметов образования школьников.

Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноцепного нравственного совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкрстичность хореографического искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления о духовных и нравственных качествах личности; и, вместе с тем, учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.

Но данным медицинских исследовании (Л.В.Баль, С.В.Баркановой. И.В.Звездиной, А.Г.Илыша и многих других) за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического здоровья среди детей младшего возраста. Ухудшение здоровья детей является не только медицинской, но и педагогической проблемой. Соответственно, наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач, стоящих в процессе нравственного

6 воспитания и обучения, считаем необходимым, приобщая детей к прекрасному. сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, на что непосредственно направлены занятия хореографией.

Кризисность воспитательной ситуации в области хореографии обьясняется следующими противоречиями: - отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности: несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одарённых учащихся творчески развивать себя; между новыми задачами воспитания и общим низким уровнем культуры педагогов; между необходимостью использования в нравственном воспитании младших школьников уникальных возможностей хореографии и недостаточной разработанностью этой проблемы.

Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему научного поиска педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в процессе занятий хореографией и выбор темы диссертационного исследования: «Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии».

Цель исследования - выявить педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в процессе занятий хореографией и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия, повышающие эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.

Гипотезой исследования является предположение о 'ШМ, что нравственное восшггание младших школьников средствами хореографии будет эффективным, если: - сущность нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореоірафии, будет понята и реализована, как гармоничное развитие духовных п творческих способностей ребёнка: способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; в педагогический процесс обучения хореографии будут введены содержание и методы, способствующие нравственному развитию младшего школьника: введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении проблем воспитания, общения, творчества, предоставление возможности нравственного выбора и др.; будет реализован комплекс необходимых педагогических условий: специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии классической, народной, современной и сопутствующих предметов этики и эстетики; будут разработаны и реализованы критерии эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования: определить сущность нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии; раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографии в развитии нравственных ценностей младшего школьника; сконструировать модель нравственного воспитания младших школьников средствами хореоірафии; выявить критерии нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии; разработать комплекс педагогических условий нравственного развития младших школьников средствами хореографии.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребёнка, является высшей ценностью в обществе; культурологический, аксиологический, этнопедагогическии, деятельностный, личностно-ориентированный, подходы к проблеме гармоничного развития личности; о взаимодействии искусства и воспитания; о роли искусства в развитии личности; принципы: природосообразности, культуросообразности, наглядности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, синкретизма, эстетизации.

При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогического опыта, а также программ и методической литературы по воспитанию детей; анкетирование; интервьюирование; педагогическое наблюдение (в том числе включенное) за детьми в условиях учебно-воспитательного процесса; психологическое тестирование участников самодеятельного хореографического коллектива с целью создания их психологического портрета; устные и письменные опросы: наблюдения, беседы, письменные опросы и творческие работы учащихся; создание ситуаций морального выбора; опытно-экспериментальная работа, включающая элементы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; качесгоениый и количественный анализ результатов эксперимента. Теоретической основой исследования являются:

1. идеи единства нравственных и эстетических ценностей (Р.В.Захаров, Ф.ВЛопухов, Л.Н.Столович и др.); теории о влиянии искусства на развитие личности (В.С.Селивамов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и др.); психологические теории о взаимодейсгвии искусства и воегштания (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Вьн отскии, Р.Р.Каракозов, БлМ.Теплов и др.); закономерности эстетического воспитания (А.Я.Ваганова, К.Я.Голейзовский, Б.М.Меменский, В.Г.Крысько.. И.А.Моисеев и др.): идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственных ценностей (Е.В.Бопдаревекая, В.Й.Новикова, Н.В.Перчун и др.); концепции нравственного воспитания младших школьников (О.С.Богданова, П.П.Пивнснко, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: определена сущность нравственного воспитания средствами хореографического искусства; раскрыты специфика и педагогический потенциал хореографического искусегва в развитии нравственных ценностей младшего школьника; сконструирована модель нравственного воспитания младших

ШКОЛЬНИКОВ средствами хореографического искусства; разработан и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографического искусства: выявлены критерии, показатели нравственного воспитания младших школьников средствами хореоірафии.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-педагогических условий эффективного использования хореографического искусства в нравственном воспитании младших школьников, а именно: опоре на методологические основания теории. представленные аксиологическим, деятельностным. культурологическим, этиопедагогическим, личностным подходами к нравственному воспитанию младших школьников в современных условиях; пониманием педагогами сущности нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, как реализации духовных и нравственных способностей ребёнка: способность чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; введении младшего школьника в мир ценностей, оказании педагогической помощи и поддержки в решении проблем обучения, общения, творчества, предоставлении возможности нравственного выбора и др.; опоры педагогов на принципы современного воспитания, включающие: природосообразность, культуросообразность, наглядность, связи музыки с жизнью, эмоциогенноеть, синкретизм, эстетизацию; создании творческо-воспитагелыюй среды жизнедеятельности; использовании в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственной культуры школьника; использовании критериев оценки воспитанности, включающих: эмоциональную развитость и отзывчивость, художественно-образное восприятие танцевального движения, устойчивость нравственных принципов, ценностные духовно-нравственные ориентации, музыкально-творческий процесс.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы моїуг способствовать повышению уровня нравственного развития личности в системе непрерывного образования средствами хореографического искусства: разработана модель процесса педагогического управления воспитанием детей 6-9 лет в условиях занятий хореографией; разработана и экспериментально проверена программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Таганрогского педагогического института. Проводились открытые занятия по классическому, народному и современному танцу с тематикой: «Классический танец - основа учебной работы», «Народный танеи - источник традиций русской культуры», «Эстрадный танец - сюжетный танец» (Таганрог. Дом Детского Творчества), отчётные концерты «Жизнь танцу посвяшаю», «Маме посвящается», «Путешествие в мир танца и музыки», «Посвящение в танец» и т.д. Автор принимал участие в Ш Региональной научно-практической конференции 11ЕПРЕРЫВИОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры». (Материалы конференции.- Ростов н/Д: И1ІО ЛИ ЮФУ, 2007г.), выступления и публикации материалов: «Педагогические основы воспитания младшего школьника на занятиях хореографией». Начальное образование в России и Южно-Российском регионе: проблемы и перспективы развитии (Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008), «Хореографический образ в танце - возможность самопознания и самовыражения в воспитании высоконравственной личности школьника» (Актуальные проблемы

II современной педагогики: Сборник научных трудов.- М.: Компания Спутник+.2007), «Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры». (Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. Ростов и/Д. 20О8.-№4), «Роль танцевального искусства в нравственном воспитании младших школьников в современной семье» (ИППК ЮФУ. Социально- гуманитарные науки.- Ростов н /Д, 2О08.-№8), «Приобщение младшего школьника к нравственной культуре через занятия хореографией - основа воспитания и обучения личности». «Воспитательная роль уроков хореографии в младшем школьном возрасте», регулярно выступал в Федеральном государственном научном учреждении «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи». Межрегиональной общественной организации содействие воспитанию «Содружество орі-аиизаторов воспитательного процесса» (Москва. Журнал «Воспитание детей и молодежи», 2008г.).

База исследования: оныпю-экспериментальпая работа проводилась в танцевальных коллективах, организованных на базе Дома Детского Творчества города Таганрога (Детский Образцовый хореографический ансамбль «РЕЛЕВЕ»9 руководитель Щугарева И.Н., ансамбль танца «ГРАНД», руководитель Щугарева АЛО., Образцовый хореографический ансамбль «Топотушки» и ансамбль танца «Кнопочки», руководитель Ерсмчук А.А.; ансамбль танца «Гармония». руководитель Мухина Л.Л.); муниципального центра эстетического воспитания детей города Новочеркасска, Образцовый хореографический ансамбль «Родник», рукоііодитель Казакова М.Е.; школа искусств села Покровского Иеклииовского района, хореографический ансамбль «Россиянка», руководитель Ткаченко О.Г.. Всего экспериментом было охвачено 268 детей 6-9 лет, проживающих в городах Новочеркасск, Таганрог и селе Покровском Мсклиновского района,

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 1996-2006 гг. - в три основных этапа,

I этап (1996-2006 гг.) -ориентировочно-поисковый. Изучались и анализировались литература по проблеме, массовый и инновационный опыт школ, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, психологами, руководителями танцевальных кружков, ансамблей и родителями.

II этап (2006-200 8 гг.) - экспериментально-обобщающий. Проводился педагогический эксперимент. Обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающие нравственное воспитание младших школьников, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов. психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей.

Ш этап (2008г.) - итоговый. Обобщались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Возможности искусства хореографии в воспитании высоконравственной личности младшего школьника: искусство хореографии гармонично развивасг духовные и творческие способности человека; развивает эстетические способности: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; позволяет осуществлять воспитание на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры с учётом российской ментальності); является эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека. сохранения и развития его духовного и физического здоровья.

2. Педагогическими условиями нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией, становятся: - стиль ведения: занимательно - игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; - общение: создание в коллективе обстановки доброжелательности; харакгер общения и обязательная похвала; - организация: воспитание и развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжстно-игровой и сюжетно-образной хореографии; - коррекция: воспитание живописным изображением музыкальных образов; гимнастика и развивающие игры для коррекции движений и правильного положения частей тела; культура: создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного человека; воспитание основ зрительской и исполнительской культуры; .музыка: воспитание с использованием разнообразной, разнохарактерной, классической, народной,, исторической и современной музыки; - ритмика: формирование мотивационной. стороны поведения детей; - самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных хореографических моментов и решение новых оригинальных движений и этюдов, воспитывающих самостоятельность и творческие способности.

3. Авторская программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией, которая отшатывает следующие разделы, объединенные в непрерывно выполняемый комплекс: ритмика — соответствие музыкальному ритму и темпу, возможность находить наиболее нравственно-интересные стороны жизни. Воспитание способности продуктивно работать в коллективе, расположение к общению, доброжелательность, работоспособность; классический танец - воспитание духовно-нравственного потенциала па основе знакомства с мировой художественной культурой. Устойчивая мотивация к непрерывном}' образованию;, самообразованию и саморазвитию, широкие познавательные интересы и потребности; народный танец - воспитание в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Развитие общечеловеческих сокровищ народного духа нравственных взглядов как ценностных образований; эстрадный танец - элементы упражнений дают представление о добре, красоте, и человечности. Воспитание и развитие духовно-эмоционального обогащения; импровизация движений - создание ситуаций, в которых имеется возможность проявлять доброту, чуткость и развитие творческих способностей; - постановка, репетиция номера - ознакомление с нормами нравственности. Воспитание ценностного отношения к собственной выдержке как к слагаемому долга перед людьми.

4. Модель процесса педагогической организации нравственным воспитанием детей

6-9лет в условиях занятий хореографией, предусматривающая: аксиологический подход, ориентация на развитие личности младшего школьника, его существенных возможностей, признание человека наивысшей ценностью; личностно-ориентированный подход позволяет поддержать эмоциональное благополучие младшего школьника; помогать обнаружить ошибки, терпеливо, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены; - деятельностный подход, определяющий культуру как основу творческой активности младшего школьника, как способ бытия. Данный подход предполагает обновление знаний ценностных ориентации, формирование нового опыта в процессе воспитания путем включения младшего школьника в активную познавательную деятельность; культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности; - кинетический подход, обучение младших школьников совершенному владению хореографическими навыками (от греч. kinetikos - приводящий в движение); этнопедагогический подход, включающий учет культурно-исторических традиций народа, этпонедагогических ценностей в воспитании, сформированных этнопсихологических особенностей личности как представителя определенного этноса.

1. Принцип природосообразности - исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал младший школьник с его конкретными особенностями и уровнем развития. Суть этого принципа предполагает рассмотрение ребенка как неотъемлемой части Матери-природы, помимо этого воспитание эстетического отношения, уважения к природе, преклонения, любви, бережного, чуткого отношения к природному окружению.

2. Принцип культуросообразности — содержание модели выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является младший школьник, его неповторимый эмоциональный мир.

З.Прпнцип наглядности выступает в качестве логической основы построения системы нравственно-эстетического воспитания.

4. Принцип связи музыки с жизнью предполагал постоянное соответствие музыкальных произведений с уровнем понимания детей, общего развития и степени музыкальной подготовки, осознание детьми собственных многообразных переживаний на основе восприятия музыки как специфического отражения явлений окружающей жизни. Музыкально-эстетические переживания не должны оставаться изолированными, а связываться со всей духовной и физической жизнью младшего школьника.

5. Принцип эмоциогенности предполагает поіружение младшего школьника в эмоционально-эстетическую среду, предполагающую понимание своего эмоционального состояния и языка эмоций другого человека в музыке. б.Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов танцевально-эстетической деятельности. Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка танца, других искусств.

7.Принцип эстетизации обеспечивает наполнение жизни младшего школьника палитрой их переживаний от соприкосновения с прекрасным, овладения языком музыкального искусства. Этапы: организационный - определение задач эксперимента, гипотеза, выбор методов (анкеты, тексты диагностических работ), сроки, этапы, подготовка материальной базы; практический - проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой технологии, методики, контрольные срезы; диагностический - анализ состояния, выявление противоречий (обоснование её

16 актуальности); - обобщающий - обработка данных, оформление и описание хода и результатов эксперимента: - внедренческий - распространение новой методики, организация опыта по реализации нового.

5-Критерии оценки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии: ценностные нравственно-духовные ориентации - умение ориентироваться в потоке получаемой информации, отличать истинные нравственные и духовные ценности от мнимых; эмоциональная развитость - означает интенсивность эмоций и чувств, тонкость их градаций облагораживающих духовный мир человека: - художественно-образное восприятие танцевального движения - предполагает способность ребенка к эстетическому восприятию действительности, технике исполнения движений; - устойчивость нравственных принципов - умение дать обоснованную нравственную оценку объекту; - музыкально-творческие способности - творческие проявления, умениеимпровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. списка использованной литературы и приложения.

Возможности искусства хореографии в поспитаний высоконравственной личности младшего школьника

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в духовно-нравственном и художественно- эстетическом воспитании подрастающего поколения. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовнош опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями, так как искусство является специфической формой познания и преобразования реальной действительности, отражающей жизнь в конкретных художественных образах. Обладая большой силой воздействия на человека, оно осуществляет целый ряд таких важных функций, как познавательная, преобразовательная, воспитательная, оценочная, коммуникативная и т.д.

Подчеркивая влияние искусства на формирование личности ребенка, исследователи (ИЛ. Саккулина. Т.Я. Шникалова, В.А. Флерина,В. И.Новикова) утверждают, что искусство возвышает человека, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, порождает оптимизм, социальную активность людей, направляет их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения.

Процесс взаимодействия как присвоение и создание новых культурных ценностей в рамках образовательной системы является созиданием. То ость, связан е культурой в ее динамическом аспекте. Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к ребёнку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования и воспитания школьника.

В процессе образования школьник осваивает культурные ценности (историческое наследие искусста). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание подрастающего поколения средствами культуры «Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» [103.59]. Проблема нравственного воспитания личности младшего школьника в хорсографин специальному исследованию не подвергалась, отдельные её аспекты затрагивались только в ограниченном количестве работ. Очевидно, поэтому в некоторых пособиях по методике воспитательной работы данная проблема не освещается. В качестве возможности хореографии в нравственном воспитании младшего школьника выделяем: - развитие личностных качеств — самостоятельность, инициативность, широта кругозора, способность к творчеству; - накопление нрапетвешюго опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах): - развитие доброты, милосердия, чуткости, силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; - формирование общеличностной культуры учебного и интеллектуального труда; - разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственное та, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию. Одни и тс лее воспитательные задачи могут быть решены разными способами, Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь: логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств; индивидуально-личностных особенностей школьника; условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облик} , речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. Этот показатель является естественным шагом по реализации идей К.Д. Ушипского. П.Ф, Каигерева и других русских педагогов-ученых об объективной творческой природе человеческой личности, которые были развиты психологами С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. Практическая учебно-воспитательная деятельность энтузиастов педагогического труда И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф, Шаталова и многих других, чьи достижения широко освещены в педагогической литературе 80-х гг.. подтвердили реальную возможность включения каждого школьника в созидательную творческую деятельность. В ходе истории и процессе развития хореографического искусства понимание теории и практики нравственного воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен хореографии прежде всего с позиций педагогического процесса. Сегодня нравственное воспитание средствами хореоїрафии можем понимать: формирование нравственного вкуса путем приобщения к хореографическому искусству; организация образа жизни и деятельности школьника; создание условий для развития личности; определение основ духовно-нравственного человеческого начала, формируя потребность в осознанном здоровом образе жизни: воспитательное взаимодействие педагога и школьника; развитие музыкально - хореографического и духовно- нравственного потенциала ребенка, знакомя с мировой художественной культурой; способствовать формированию творческой активности; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив. Разные подходы к определению сущности нравственного воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. В современной школе, как показывает практика, наметилось стремление проникновения искусства и культуры во все сферы образования на основе ряда концепций российских ученых (К.Я.Голейзовского, Л.Г.Лрчажпиковой, Т.С.Коморовой и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в последние годы. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредствам ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают изобразительное искусство, литература. театр, музыка, хореография.

Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией

Многообразные направления нравственного воспитания, по которым развивалась за последнее время наука, явились предметом целого ряда исследований, педагогических изысканий, неординарных решений и подходов в области нравственного воспитания детей.

Существенной стороной воспитания любого нравственного качества личности является формирование его интеллектуально-чувственного компонента, основу которого составляют этические знания. Поэтому формирование у школьников начальных классов системы знаний о сущности и значении моральных правил, норм и принципов поведения выступает одним из важнейших направлений воспитания нравственных качеств личности младшего школьника.

Принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов нравственного воспитания личности ребенка. Совпадение л описи воспитательного процесса и деятельности, в которой он осуществляется, составляет одно из необходимых педагогических условий его эффективности.

Для решения педагогических и воспитательных задач в структуре педагогических технологий создаются специальные подсистемы, которые при функциональном подходе действуют автономно, что придает педагогическому процессу односторонность. В педагогическом процессе при воздействии на личность ребенка решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи нравственного воспитания. Оптимальность использования основ нравственного воспитания личности в процессе занятий танцевальным искусством обеспечивается, на наш взгляд, на базе следующих исходных методических положений: - нравственный потенциал танцевального искусства может быть наиболее полно использован при условии координации методов педагогического воздействия педагогов и родителей; кадры, обеспечивающие деятельность танцевальных коллективов, должны иметь фундаментальную культурологическую, психолого-педагогическую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социальными группами детей и формировать не только профессиональные навыки, по и оптимальную нравственную среду; - потенциал танцевальной деятельности детей реализуется наиболее полно при условии формирования нравственных качеств субъекта деятельности. Процесс нравственного воспитания подразумевает определение основных факторов развития личности. Наличие обширного объема исследовании свидетельствует об определенной степени разработанности рассматриваемой проблемы. Вместе с тем, в определении факторов, влияющих на развитие личности, обнаруживаются некоторые разногласия, которые усложняют постижение истины. Наличие противоречивых точек зрения по проблеме потребовало систематизации факторов нравственного воспитания личности ребенка; определения места каждого из них в этой системе; изучения взаимодействия и взаимообусловленности совокупности факторов. Ввиду того, что проблема очень обширна и многогранна, в данном исследовании мы ограничились рассмотрением факторов, воздействующих на личность ребенка в процессе творческой деятельности. «Нравственные знания, - отмечают О.С.Богданова и В.И.Псгрова, - являются важной предпосылкой совершенствования правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения» [25,176]. Обогащение младших школьников нравственными знаниями происходит под влиянием всей совокупности условий их жизни: разнообразных социальных и бытовых (семейных) воздействий. В результате знакомства школьников с природой, общения их со сверстниками и взрослыми, осмысления опыта своего поведения и т. д. Однако наибольшее значение в этом плане имеет специальная целенаправленная воспитательная работа учителя по формированию у учащихся системы этических знаний о сущности и значении нравственных качеств личности, моральных норм, правил и принципов поведения. Процесс усвоения младшими школьниками этических знании требует соответствующей организации их морально-познавательной деятельности. Только организация морально-познавательной деятельности, как показало исследование. обеспечивает формирование у учащихся младших классов системы нравственных представлений и понятий, стимулирует возникновение положительных эмоциональных переживаний, воспитание нравственных чувств и соответствующих взглядов, В этой связи необходимо раскрыть педагогические условия, которые мы учитывали при организации воспитательной работы, направленной на формирование у младших школьников знаний о сущности и значении нравственных качеств личности, а также па усвоение ими нравственных норм и правил поведения. R качестве одного из таких условий следуег вы делить соблюдение взаимосвязи и преемственности между учебной и внеучебной воспитательной деятельностью учащихся. Хореографическое обучение, основанное на і реиииге. является ведущей формой педагогического взаимодействия, при соблюдении требований к качеству созидательного процесса: - создание педагогом условий, формирующих нравственную оценку учащихся; - создание педагогом ситуаций визуальной практики наблюдений за хореографическим процессом танца; стимулирование развития качества воспитания, пластического самосовершенствования как нормы выявления нравственности каждой индивидуальности; - поощрение учащихся к самоопределению в исполнительском мастерстве танцев различных хореографических школ. Нравственное воспитание средствами хореографии является актуальным для осуществления принципа гармоничного развития личности. «Воспитание нового гармоничного человека, будь то в школе или за её пределами, есть, прежде всего, формирование новых отношений между людьми. Воспитание - это процесс социализации личности, формирование её четкой жизненной позиции, основанной на гармонии души, интеллекта, физическом здоровье» [178,286]. Анализируя работы ученых, можно отметить, что принцип гармоничного развития ребёнка выступает обязательным в теории и практике общего воспитания и образования детей (К.Д.УшинскиЙ, Е.В.Боидаревская, В.И.Новикова и др.).

Модель процесса педагогической организации нравственным воспитанием детей 6-9лет в условиях занятии хореографией

В предыдущей главе отмечалось, что нравственное воспитание младших школьников в процессе занятий хореографией имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. С категорией структуры воспитательной деятельности непосредственно связана целостность как интегрнровашюсть, самодостаточность, самостоятельность развивающейся педагогико-хореографической системы. В целостности отражается своеобразие воспитательной деятельности как системы, присущие ей как общие, так и специфические закономерности развития и функционирования. Хореографическая целостность — свойство, органически присущее воспитательной деятельности как любому объекту педагогической реальности. Однако, являясь по сути динамической, изменчивой характеристикой, она может присутствовать на одном этапе осуществления деятельности и в меньшей степени проявляться в другом. «Становление личности - это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери», - пишет Е.В. Бондаревская [29,62]. Выявление особенностей воспитания представляется основной задачей педагога-хореографа, если воспитание понимается как оказание педагогической поддержки самостановления младшего школьника. Новая педагогическая теория дает системное представление о сущности воспитания, доказывая, что нравственное воспитание есть системный процесс ориентированного человековедения. На наш взгляд, нравственное воспитание, по своей сущности, есть системно-синергетический процесс, а не линейный, не односторонний, не однофакторный и даже не многофакторный процесс. В этой связи, говоря о проблеме нравственного воспитания, анализируя пути выхода из сложившейся сегодня кризисной ситуации, в первую очередь, необходимо остановиться на определении воспитательной системы и на этой основе построить ее адекватную модель применительно к специфике воспитательного процесса в хореографическом коллективе. Среди таких понятий, как «педагогическая система», «дидактическая система» нравственная воспитательная система занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, а это значит, что оно должно стать в педагогике исходным для характеристики всего круга системных понятий. По нашему мнению, теоретическая модель воспитательной системы хореографического коллектива может быть представлена как мысленный образ объема, отражающего его структуру, прогнозный фон, взаимосвязи компонентов, тенденции развития. Создание воспитательной системы в хореографии невозможно без специально осуществляемой творческой деятельности по ее моделированию и построению. Поэтому любое изучение хореографических закономерностей есть моделирование педагогических процессов, явлений или систем объектов путем построения и изучения, использование моделей для определения или уточнения: характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование представляет собой одну из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые. абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). В качестве модели педагогической организации воспитанием детей 6-9 лет в условиях занятий хореографией могут выступать знаковые или материальные, искусственные или естественные системы: - воспроизводящие некоторые свойства системы-оригинала; - способные замещать, представлять изучаемую систему в определенных отношениях; - позволяющие проверять истинность и полноту представлений об изучаемой системе, получать о пей информацию. Между моделью и младшим школьником должно существовать известное подобие. Оно может заключаться либо в сходстве физических характеристик, либо в сходстве функций, осуществляемых моделью и школьником, либо в тождестве математического описания «поведения». В любом случае модель может выполнить спою роль тогда, когда степень ее соответствия младшему школьнику определена достаточно сірого. Методы воспитания необходимо также различать в соответствии с тем. формирование каких структурно-хореографических компонентов нравственною качества личности они обеспечивают. В этой связи, наиболее научно обоснованной является предложенная В.А.Сластёниным классификация методов воспитания. Все методы воспитания разделены им на следующие группы: L «Методы стимулирования активности и формирования нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности; метод одобрения, метод осуждения, метод требования. 2.Методы организации морально-познавательной деятельности младших школьников по восприятию, осмыслению и усвоению этических знаний и воспитанию нравственных чувств: рассказ, разъяснение, этическая беседа, метод положительного примера. З.Методы организации деятельности и формирования опыта нравственного поведения учащихся: метод приучения, метод контроля, метод переключення» [185. 105-125]. Не вдаваясь в подробный анализ названных методов нравственного воспитания (они достаточно обстоятельно охарактеризованы в учебной и научной педагогической литературе), покажем их связь со средствами хореографии.

В педагогике хореографии до настоящего времени отсутствует единый подход к определению сущности средств воспитания. В одних учебных пособиях это понятие вообще не упоминается, в других - трактуется «как совокупность приемов воспитания» (182,3011, в третьих - иод средствами воспитания понимаются «те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады и т.д.)» а также предметы (картины, кинофильмы и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного, метода» [172,256].

Организуя разнообразные виды хореографической деятельности и общение младших школьников, педагог имеет возможность использовать специфические способы (методы) воспитательного воздействия на личность младшего школьника. Только в деятельности и общении методы нравственного воспитания находят свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания "следует понимать учебную (познавательную) и различные виды кие учебной деятельности младших школьников, а также их общение.

Критерии опенки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии в авторской экспериментальной программе

Освоение движений младшим школьником на занятии хореографией осуществляется под непосредственным влиянием псдагога-хореоірафа, так как особенностью овладения данным видом деятельности является повторение и воспроизведение учеником увиденного движения (рук, ног, поворота головы, наклона корпуса и т.д.), технического приема или комбинации, когда педагог показывает и объясняет, а ребенок повторяет.

Особенно важным для развития психики младшего школьника является овладение координацией движения, умения ориентироваться в пространстве, что развивается в процессе систематического обучения, тренировки и постоянных упражнений. Здесь необходимо выделить развитие таких качеств личности как внимание, упорство, требовательность к себе, развитие логического мышления. Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике младшего школьника, принуждает его овладеть новыми исполнительскими навыками и умениями. Определяя особенности моторного развития на занятиях хореографией, отмечаем необходимость непроизвольного развития в комплексе рук, ног, головы, гибкости позвоночника и т.д. Особенности хореографической деятельности заключается в том, что для се полноценного осуществления важно не просто развитие отдельных физических частей тела, а также важен комплекс зрительного и мыслительного контроля над исполняемым движением. Формирование исполнения хореографических движений есть овладение техникой хореографического искусства, которая включает и само движение и восприятие его, а также оценку правильности выполнения (движение постоянно находится под контролем зрительных и двигательных ощущений). При восприятии движения у младшего школьника образуется представление о нем, формируется оценка правильности выполнения, и на этой основе строятся исполнительские действия. Вначале зрительный контроль имеет большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования исполнительской техники. роль зрительного контроля снижается: тело исполнителя (постановка корпуса, рук, ног, натянутость подъема, наклон головы и т.п.) как бы приобретает представление о правильности исполнения движений, ощущение как бы входит в корпус исполнителя, движения постепенно выполняется автоматически. Тем более осознанность действий относятся к навыкам, позволяющим изменять направления движений (повороты, вращения, комбинации прыжков и т.д.), что является особо актуальным в танцевальном исполнительском искусстве. Однако важно научить детей не только правильно овладеть техникой исполнения при выполнении хореографических движений, но и научить более сложному приему - уметь не бояться и применять полученные знания в самостоятельной деятельности при решении поставленных задач (составлении хореографических комбинаций, композиций, сочинений сюжетных танцев), внося элементы творчества. Специальные упражнения позволяют решать комплекс задач формирования исполнительской хореографической культуры ребенка. Занятия хореографией способны значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости, организованности и тренированности внимания, памяти, навыков коллективного труда нравственных качеств младших школьников па занятиях хореографией. Определяя критерии оценки эффективности нравственного воспитания на занятиях хореографией, будем рассматривать, как развитие овладения хореографической деятельностью, а именно: способность видеть и понимать глубинный смысл хореоірафических движении и комбинаций, передавать эмоциональное содержание увиденного в танце с помощью мимики и пантомимики, находить наиболее нравственно интересные стороны в эмоциональной передаче художественного образа. Опытно-экспсрпмснтальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и кои «рольный эксперименты. На копе татируюшем этапе эксперимента приняли участие 129 детей, формирующем - 47, на контрольном 92 школьника от 6 до 9 лет. Также нами были определены группы: экспериментальная - 45 и контрольная - 45 дегей для проведения эксперимента, которые были подобраны с учетом обоснованного выбора идентичности исходных данных (интеллектуального и физического развития детей, квалификации педагогов, количественного состава, материально-технического уровня оснащения занятий). Рассмотрим проведение и результаты констатирующего эксперимента. В стходе решались следующие задачи: 1. Выявить состояние работы в практике начальных классов общеобразовательных школ по изучаемой проблеме, определить позицию педагогов-хореографов танцевальных групп по данному вопросу, уточнить факты использования праве і «енного воспитания в процессе занятті хореографией. 2. Исследовать отношение родителей к процессу нравственного воспитания детей средствами хореографического искусства. 3. Диагностировать исходный уровень сформированности нравственного воспитания в хореографии детей младшего школьного возраста. При опросе детей 6-9 лет «Для чего вы занимаетесь хореографией?» большинство (70%) ответило односложно: «Нравится». При более подробном разговоре мы отметили, что на первом месте при восприятии ребенком изучаемого предмета (хореографии) стоит личность педагога. Дети отмечают, как учитель двигается, как говорит, как одет, причесан, как общается с коллегами и родителями. Это позволило в очередной раз подтвердить важность личного примера педагога в воспитании детей.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии