Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Чехонин Александр Дмитриевич

Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо
<
Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чехонин Александр Дмитриевич. Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.04 / Чехонин Александр Дмитриевич; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/983

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико - методологические основы нравственного воспитания подростка 13

1.1 Особенности нравственного развития личности подростка в исследованиях зарубежных и отечественных авторов 13

1.2 Феноменология нравственного поведения подростков 19

1.3 Психолого-педагогическая основа формирования нравственного поведения подростков 36

1.4 Выводы 40

Глава 2. Нравственный потенциал занятий айкидо 42

2.1 Специфика айкидо в историческом аспекте 42

2.3. Нравственные основания "я концепции" личности в айкидо 72

2.4 Выводы 88

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния занятий айкидо на формирование нравственных качеств личности подростка 90

3.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы (ОЭР) 90

3.2 Мониторинг результатов ОЭР 92

3.3 Результаты ОЭР и их интерпретация 97

3.4. Выводы 131

Заключение 134

Библиография 136

Приложения 148

Введение к работе

Одной из важнейших задач современного психолого-педагогического исследования является отображение существующих в педагогической практике противоречий и поиск путей их продуктивного разрешения. Такое противоречие обнаруживается и в контексте подростковых занятий восточными единоборствами, в частности - айкидо. Оно существует между философским и смысловым содержанием боевых искусств Востока, их педагогическим потенциалом и его использованием на практике. Реально существующая проблема занятий айкидо в России заключается в отсутствии полноценной активизации возможностей этого боевого искусства в аспекте нравственного воспитания и личностного развития молодого поколения, увлекающимся данным боевым искусством, в отсутствии нравственно-ориентированного целеполагания в педагогической практике и его реализации.

На данный момент школьное физическое воспитание в традиционном понимании нередко рассматривается как средство оптимизации физического ;: статуса человека в определенном противопоставлении интеллектуальному и духовному развитию. Сходное мнение высказывается и в отношении восточных единоборств, в том числе айкидо. В настоящее время айкидо, как показывает опыт, часто отождествляется с "экзотическим" видом физического воспитания с "еще одной" формой физкультуры, что обусловливает отсутствие интереса к анализу внутреннего содержания данного боевого искусства, его воспитательных возможностей. Поэтому, проблема активизации педагогического потенциала айкидо в контексте интеграции нравственного и физического развития подростка является на данный момент в полной мере не исследованной. Как следствие этого, нравственный потенциал айкидо на занятиях с подростками зачастую оказывается нереализованным, педагоги в общем случае "тренируют", а не

воспитывают и за физическим воспитанием бывает невидимой возможность развития духовного и нравственного начала занимающихся.

Актуальность исследования возможностей занятий айкидо оказывать влияние на нравственное развитие подростка обусловлена с одной стороны известной спецификой подросткового периода - его нравственной неустойчивостью, активным и, подчас, неосмысленным усвоением поведенческих паттернов, диктуемых окружающим миром, и с другой стороны - сложностью современной социальной ситуации, массовой популяризацией безнравственного образа жизни, повышенной социальной агрессии, приматом материального над духовным, обилием нравственно разлагающих факторов и т.д.. Думается, что необходимость для подростка в современной России духовно-нравственно ориентированной практики очевидна, поскольку подростковая восприимчивость, способность к реактивному усвоению безнравственного поведенческого стереотипа, может привести к появлению человека без «нравственного стержня», что не соотносится с тенденциями строительства гуманного общества, сохранением и развитием человеческого облика новых поколений, наследием общечеловеческих ценностей и добродетелей, всего того, что делает человека личностью, а не сугубо биологическим индивидом. Известно, что период пубертата часто окрашен агрессивным отношением подростка к миру, деструктивными тенденциями в поведении и т.д.. Думается, что направление энергии подросткового возраста в физические занятия, помогающие осмыслить собственные настроения и повысить степень саморегуляции в поведении, способные привить дисциплину и нравственные начала, является перспективным направлением практической педагогики подросткового возраста, в том числе и сферы подростковой физической культуры и спорта. Вопрос нравственного воспитания подростка с давних пор ставится в педагогической теории, однако формирование нравственной личности в сфере занятий айкидо является практически не изученным, перспективным в

психолого-педагогическом смысле и адекватным современным потребностям общества в практике такого рода. Актуальность диссертационного исследования обусловлена не только наличием противоречий между текущим уровнем преподавания айкидо и его потенциальными возможностями в воспитательном смысле. Панорамное видение занятий айкидо может дать преподавателю новые ориентиры в построении системы занятий, помочь увидеть перспективы собственного труда и развития личностей учеников, их технического мастерства и внутреннего совершенства. Планирование отдельно взятого занятия, несомненно, является важным элементом системы занятий, однако адекватное её построение невозможно без общего, концептуального планирования деятельности преподавателя айкидо. В случае воспитания нравственности мы неизбежно сталкиваемся с проблемой неопределенности и долгосрочности результатов, которые, к тому же, не являются гарантированными. Деятельность педагога в случае нравственного воспитания идет параллельно с извечной проблемой отслеживания результатов такого развития, выбора показателей мониторинга качественного изменения личности человека (в нашем случае - подростка). Кроме того, результаты нравственного воспитания всегда промежуточные, поскольку конечных итогов в данном случае быть не может, по причине того, что человек развивается и изменяется в течение всей жизни. Поэтому невозможность достижения конечной цели - получения «готового» нравственного человека, открывает безграничные возможности для оттачивания педагогического мастерства, вариативности подхода к ученикам, экспериментированию и всё более глубокому познанию учительского пути и взаимоотношений между учеником и педагогом, формированию педагогической мудрости...

Говоря об актуальности исследования, стоит отметить, что наряду с теми метаморфозами, которые происходят в современной России на глобальном социальном уровне, развитие психолого-педагогического знания не может не быть актуальным для сферы воспитательного процесса. Знания о

проблемах, целях и методиках нравственного воспитания молодежи являются важным элементом также и в сфере преподавания восточных единоборств. На фоне всеобщей интеграции образовательных и воспитательных усилий, происходящей во имя поддержки воспитания достойного нового поколения, растущего в сложных условиях современной действительности, возникает необходимость изучения возможности, действенности и эффективности нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо. В настоящеевремя необходима теоретическая проработка и обоснование соответствующих психолого-педагогических условий совершенствования личности подростков занимающихся айкидо, системность и осмысленность данного вида практики воспитания, отражение концептуальной рефлексивной педагогической модели построения системы занятий айкидо, позволяющей преподавателю единоборства активизировать педагогический потенциал искусства айкидо, корректировать свою деятельность, добиваться продуктивного воспитания молодежи. Существенными по значимости направлениями исследования данной научной проблемы может являться разработка психологической модели личности педагога с учетом специфики боевых искусств (педагогическая компетенция, знания, навыки, педагогический такт и т.д.), разработка концепции эффективного педагогического общения в контексте воспитания нравственной культуры подростка на занятиях айкидо и др.

Анализ современного уровня теоретической разработанности возможностей и потенциала занятий айкидо как сферы нравственного воспитания подростка выявил основное противоречие между потребностью в эффективных системах его физического и нравственного развития и недостаточной теоретической и практической разработанностью форм построения процесса занятий физической культурой в аспекте интеграции физического и нравственного воспитания в едином педагогическом конструкте. Обозначенное противоречие определило проблему раскрытия и использования воспитательного потенциала занятий айкидо, поиска способов

их организации с ориентацией на задачи интеграции нравственного воспитания подростка и его физического развития. Проблема исследования, его актуальность и практическая значимость определили тему: «Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо».

Объект: воспитательный процесс на занятиях айкидо с подростками.

Предмет исследования: ценностное содержание искусства айкидо, условия и особенности организации занятий айкидо.

Цель исследования - выявить механизм оспособления подростком нравственно-развивающего потенциала айкидо и разработать реализующий его алгоритм.

Гипотеза исследования: наряду с физическим воспитанием подростка занятия айкидо будут эффективными и в отношении его нравственного воспитания, если:

  1. воспитательный процесс в айкидо будет основан не только на физических упражнениях и изучении технической стороны айкидо, но и на использовании педагогического потенциала этого искусства, обращении к идеалу нравственного человека в айкидо;

  1. смысловым ядром нравственно и физически развивающих занятий айкидо с подростками станет концепция «Я-достоинство» (самоуважение, толерантность, дисциплина, ответственность) реализуемая через показ и объяснение нравственной семантики техники этого единоборства (траекторий движений, которые позволяют нейтрализовать атаку с минимальным ущербом для соперника), раскрытие смысла системы поясов как символов личностного совершенствования подростка (усиление уровня ответственности и самодисциплины, более глубокое и проверяемое Учителем знание техники и понимание идей айкидо, его этикета и др.), смысла интернализованной соревновательности искусства айкидо (т.е. направленной на себя, самоизменение на основе принципа - «не навреди сопернику»), личный пример, убеждения, беседы, рассказы на темы философии и нравственных основ айкидо;

  1. воспитательный процесс в айкидо будет построен на механизме оспособления подростком нравственно-развивающего потенциала айкидо, а его практическая реализация осуществлена в форме алгоритма действий субъектов воспитательного процесса в айкидо, суть которого заключается в создании ситуаций резонансного взаимодействия и «со-бытия» учителя и ученика в освоении техники и идеалов нравственности айкидо;

  2. основанием для своевременной и адресной коррекции воспитательного процесса явятся результаты замеров изменений уровня общей и специальной физической подготовленности подростка и лонгитюдного отслеживания (педагогическое наблюдение, психологические тесты, беседы, сочинения и др.) его качественных личностных изменений (самоуважения, честности, справедливости, ответственности и др.).

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать отечественные и зарубежные теории нравственного развития подростков; найти способы и условия интеграции { нравственного воспитания с физическим.

  2. Провести историко-теоретический анализ педагогического потенциала айкидо (в том числе - в сравнении с различными стилями восточных единоборств), определить особенности его адаптации к российским условиям.

  3. Сформулировать смысловое ядро и принципы организации нравственно и физически развивающих занятий айкидо.

  4. Провести опытно-экспериментальную работу по верификации исходных теоретических положений диссертационного исследования.

  5. Разработать рекомендации для преподавателей айкидо по построению занятий подростков с акцентом на их нравственное воспитание.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Педагогика айкидо, в отличие от спортивной ориентации воспитания в других видах единоборств, является направлением нравственно-физического воспитания подростков, базирующимся на философии айкидо, нравственный смысл которой выявляется через раскрытие ценностно-смыслового содержания техники айкидо, подкрепляемого беседами о сути айкидо как боевого искусства, положительным личным примером учителя, а также системой поясов как символов личностного совершенствования подростка.

  2. Идеи педагогики айкидо необходимо реализовывать через интеграцию ценностно-смыслового содержания техники айкидо и физического воспитания (общей и специальной физической подготовки с регулярной отработкой техник и одновременным пониманием движений айкидо как идеомоторной модели конфликта, который, через использование огибающих атаку траекторий, разрешается с минимальными потерями для обеих его сторон), способствующего формированию широкого спектра двигательных навыков и осмыслению на этой основе семантики идеомоторной активности подростка. Нравственное воспитание подростка в системе занятий айкидо, в свою очередь, базируется на концепции "Я-достоинство" личности (самоуважение, дисциплина, дружелюбие, ответственность).

  3. Основой проведения эффективных нравственно и физически развивающих занятий по айкидо с подростками является резонансное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, суть которого заключается во взаимо-со-действии, со-переживании в педагогической нравственно-воспитывающей ситуации, совместном постижении философии нравственности айкидо, соучастии в процессе личностного и физического самосовершенствования, в отличие от широко распространенного авторитарного стиля подготовки отечественных единоборцев.

Научная новизна:

1) Выявлена специфика единоборства айкидо, которая заключается в интеграции основ нравственности и миролюбия с техническим арсеналом, который, в свою очередь, является не только видом физических движений, но и уникальным перцептивно-кинестетическим транслятором философии мира и толерантности.

2) Определен педагогический потенциал искусства айкидо,
включающий в себя философию и технику айкидо, соединенных в
идеомоторный конструкт, который, раскрываясь в этикете айкидо, в системе
поясов как «феноменологических фиксаторах» совершенствования личности
подростка, является эффективной основой процесса интеграции
нравственного и физического воспитания.

  1. Определены способы интеграции нравственного и физического воспитания подростка, заключающиеся в сочетании техники физических упражнений с нравственным их содержанием, обусловленным философией миролюбия, толерантности, сохранения человеческого достоинства, а также использованием элементов "внешней атрибутики" (пояс-символ) как своеобразных "меток" личностного совершенствования подростка.

  2. Выделен и обоснован механизм оспособления и "со-бытийного" освоения учеником ценностно-смыслового содержания айкидо, суть которого заключается в рефлексии ценностно-смысловых оснований поведения, возникающей в процессе познания и «проживания» в движении нравственных основ философии айкидо и резонансном взаимодействии учителя и ученика.

  3. Разработан алгоритм реализации данного механизма с ориентацией на особенности российского менталитета и интеграцию физического и нравственного самосовершенствования подростка через освоение им двигательных навыков и «проживание» с учителем и другими учениками смысла философии айкидо в ситуациях «со-бытия», создаваемых педагогом.

6) Определены особенности адаптации нравственного потенциала айкидо к условиям российской действительности (необходимость объяснения философии айкидо, показа идеомоторной семантики движений и раскрытия идей «со-бытия» в динамических формах, совместного развития учителя и ученика, парной отработки техник с постоянной сменой партнеров и «индивидуальной настройкой» на каждого, проговариванием смыслов отдельных движений, принципов гуманного взаимодействия друг с другом, важности ответственности и самодисциплины), учитывающие специфику современного менталитета российского подростка (преимущественная ориентация на субкультурные ценности, отказ от безоговорочного почитания старших, но в то же время, ориентированность на духовность, соборность, коллективизм, свойственные российскому архетипу личности), нашедшие отражение в разработанном алгоритме действий субъектов воспитательного процесса в айкидо.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Доказано, что айкидо в своей философской и технической базе содержит образы нравственности, которые могут выступать системообразующими ориентирами в процессе его преподавания, понимаемого как практики нравственного воспитания подростка в сфере физической культуры, что обогащает педагогические представления о потенциале восточных единоборств как систем интеграции нравственного и физического воспитания человека.

  2. В педагогическую науку введено понятие "педагогика айкидо", отличающееся от классического спортивного подхода в воспитании единоборцев тем, что в нём раскрыты основы нравственного воспитания подростков через оспособление ими ценностно-смыслового содержания техники айкидо, идей миролюбия философии айкидо, отраженной в высказываниях его основателя, рефлексию символики поясов как

"феноменологической фиксации" единства личностного и физического совершенствования.

3. Определено ядро личностного совершенствования подростка в
айкидо -"Я-достоинство" (самоуважение, дисциплина, ответственность,
толерантность), выступающее целевым ориентиром организации занятий,
интегрирующих его нравственное и физическое воспитание.

4. Разработаны специфические принципы «педагогики айкидо»:
сохранения и передачи нравственного содержания практики, интеграции
нравственного и физического воспитания, «со-бытийного» развития,
определяющие нормы организации нравственно и физически развивающих
занятий айкидо.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по построению нравственно и физически развивающих занятий айкидо с подростками, которые могут быть использованы при проведении семинаров, повышении квалификации инструкторов айкидо в России.

Особенности нравственного развития личности подростка в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

Социальное измерение позволяет говорить о человеке как о личности, поскольку в смысле биологическом, животном понятие личности, как известно, не существует. При этом, социальные межличностные отношения имеют своеобразную "окраску", когда речь заходит об их субъективной оценке. В данном случае имеет значительный вес категория нравственности, поскольку именно с нравственных позиций выглядит субъективная оценка поведения как "правильного" или "неправильного", "хорошего" или "плохого". Категории нравственности, несмотря на некоторую их абстрактность, являются одним из весомых регуляторов поведения личности человека.

Н. И. Шевандрин выделяет следующие составляющие личности человека [149, с. 144-145]: 1) Потребностно-мотивационная. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития, мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности. 2) Эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. 3) Когнитивно-познавательная. Эта сфера обычно представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации; 4) Морально-нравственная. Эта сфера включает личностные репрезентации основных нормативных регуляций действия человека, закрепленных в привычках, обычаях, традициях, принципах социальной жизни людей; 5) Экзистенциально-бытийная. К этой сфере следует относить субъективные самопрезентации существования личности. Эта сфера проявляется в состоянии самоуглубления переживания своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире. 6) Действенно-практическая. Сюда обычно относят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним могут быть отнесены демонстрации его способностей, навыков, умений, достижений; 7) Межличностно-социальная. К этой сфере относят межличностный обмен информацией, взаимодействия, отношения и пр. «Нравственность - это разделяемые личностью и принимаемые в качестве основ к действию этические представления, обычаи, нормы поведения» [65, с. 117]. Одним из показателей нравственности выступает стремление человека жить в согласии с совестью, не причиняя вреда другим. Нравственные ориентиры выступают своего рода моделями, которые регулируют экзистенциальную составляющую личности.

К понятию нравственного ориентира имеет отношение понятие «нравственный идеал» [65, с. 116]. В нравственном идеале содержится жизненный смысл, именно в нем видна подлинная направленность того или иного намерения, и, как следствие, поступка человека. Идеал нравственности является нравственным ориентиром, направляющим и регулирующим деятельность человека. Вопросы нравственности всегда были актуальны для гуманитарных наук, прежде всего философии, педагогики и психологии, поэтому понятие нравственности сопрягается с появившимся в различных научных системах такими понятиями как нравственное сознание и самосознание, нравственные убеждения, нравственные переживания, нравственный онтогенез, моральные суждения. В ряде философско-этических исследований изучается роль нравственного самосознания в контексте саморегуляции личности в котором выделяют категории долга, стыда, совести, ответственности, чести, достоинства, Перечисленные категории в контексте личностного мироощущения могут ощущаться и эмоционально, как переживания.

В работах С. Л. Рубинштейна был намечен основной подход к изучению нравственных переживаний. С его точки зрения, переживания в связи с осознанием своих психических особенностей, и в их числе — нравственных качеств, опосредуются реальным бытием личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности в ходе постоянного соотнесения своих ценностей, стремлений, установок с требованиями и нормами общества и того социального окружения, в котором данная личность находится [111, с. 291-292].

Последующие исследования самосознания человека (Л. И. Божович [16], В. В. Столин [121], И. С. Кон [62], И. И. Чеснокова [144]) подчеркивают его нравственную природу. В этих исследованиях самосознание рассматривается как культурный феномен, позволяющий испытывать чувство ответственности за социальные ценности их конкретного носителя. Нравственное самосознание регулирует межличностные и внутриличностные отношения. В самосознании происходит соотнесение совершенного поступка или поведения, требуемого ситуацией, с представлением о нравственном образце.

В. В. Столин отмечает, что существует ряд важных нравственных категорий, составляющих самосознание человека. Каждая из них определяет соответствующий ей механизм деятельности человека. Категории различаются своей сферой воздействия на поведение, регулируют взаимоотношения человека с окружающими с собственной личностью. По В. В. Столину структуры нравственного самосознания выполняют мотивирующую и целеобразовательную функции, определяют стиль общения с окружающими и формируют черты личности, служат формой ее самоконтроля [121, с. 76-79].

Нравственно-опосредованные формы самоотношений (совесть, долг, гордость, требовательность) И. И. Чеснокова считает ядром психического мира личности, поскольку они определяют целостность самосознания, упорядочивают внутренние ценности человека в систему. В то же время, каждая из них специфична, поскольку отражает определенную социально-экзистенциальную сторону личности и ее нравственный опыт [144, с. 26-32].

Анализ современного состояния отечественных теорий проблем нравственного развития, позволяет отметить и другие подходы к пониманию нравственного становления личности. Одним из таких выступает христианская психология, в рамках которой духовность понимается как суть человека и его психики одновременно [20]. Согласно положениям ; христианской психологии, выделяются несколько основополагающих уровней в структуре личности, которые сопряжены со степенью ее духовного развития.

Психолого-педагогическая основа формирования нравственного поведения подростков

Очень важно при воспитании нравственных чувств, подчеркивал Сухомлинский, — понять, что только глубоко эмоциональный человек способен тонко воздействовать на эмоциональный мир ребенка. Он сетовал на то, что не только родители, но и воспитатели подчас не знают, как управлять своими чувствами и эмоциями. Иные воспитатели, родители считают, что только наказание способно возыметь действие на ребенка. Наказаниями, применяя их систематически, можно, конечно, дисциплинировать ребенка, т. е. попросту сломать, убить его волю, но воспитать доброго человека нельзя.

Поэтому в основе духовно-нравственного воспитания должно лежат эмоциональное удовлетворение, радость от сделанного. Чем полнее и глубже нравственность проникает в сферу чувств, навыков и привычек, тем последовательнее нравственное поведение ребенка, тем активнее он отстаивает свои нравственные позиции.

«Мы побуждаем воспитанников, — писал В.А.Сухомлинский, — к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства» [126, с. 82].

В контексте проблем нравственного воспитания подростка необходимо отметить, что именно личность воспитателя обладает огромным потенциалом воздействия. Личный пример педагога - наиболее эффективное средство формирования духовно-нравственных ориентиров. Рассматривая данный вопрос, отечественный исследователь А. В. Зосимовский указывает также на то, что личный пример должен обязательно сопровождаться рассказами учителя. «Очень распространенным среди педагогов является мнение о том, что личный пример уважаемого наставника убеждает в истинности декларируемых им нравственных норм и идей как бы самопроизвольно, автоматически и не нуждается в каком-то особом, чисто вербальном оформлении. Конечно, независимо от субъективных намерений воспитателя его нравственный облик постоянно влияет на школьников. Однако убеждающая сила примера не реализуется все же при этом с достаточной полнотой. Ведь если наставник ничего и никому не рассказывает о себе, то многие поучительнейшие моменты (если таковые имеются) его нравственной биографии оказываются скрытыми от воспитанников. К тому же учащиеся часто не могут с необходимой эмоциональностью воспринять подлинный нравственный смысл непосредственно наблюдаемых ими дел и поступков учителя и не всегда их верно оценивают» [48, с. 77].

В связи с этим важной составляющей духовно-нравственного развития является самораскрытие педагога, на что указывал П.П.Блонский. "Как сильно может всколыхнуть детские души, рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях" [71, с. 165].

Таким образом, полностью принимая в расчет роль спонтанного воздействия личного примера, воспитатель должен уметь специально обращаться к нему как к важному средству непосредственно-эмоционального убеждения. В одних случаях подобное обращение может, например, помочь психологически подготовить детей к выполнению какого-либо сложного для них дела, в других — косвенно подсказать им правильный нравственный выбор в определенной жизненной ситуации. Вполне очевидно, что использовать личный пример в беседах с воспитанниками надо очень корректно, без назойливой назидательности, одинаково избегая в ссылках на факты собственной биографии нескромности и чрезмерной самокритичности.

Помимо личного примера, большую эффективность в воспитании нравственности дают различные формы словесного воздействия - похвала, тонкая шутка, поучение. Этика Сухомлинского выступала за такие формы словесного воздействия, которые бы не оскорбляли человеческого достоинства, не унижали его. Он всегда подчеркивал мысль о том, что эмоциональное слово, обращенное к воспитаннику, имеет огромное воздействие на чувства воспитуемого. Слово, считает Сухомлинский, выступает специфическим средством формирования нравственных чувств. «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности» [126, с. 84].

Уважение к педагогу, побуждающее ему подражать зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Личный пример педагога, персонификация им тех личностных качеств, которые он воспитывает, является одним из основных компонентов механизма нравственного развития подростка. Если среда, в которой оказывается подросток, не голословно декларирует нравственные ценности жизни, но и сама является их воплощением, или же примером самовоспитания, рефлексии, конструктивной самокритики и действия, то вероятность принятия ценностей данной среды будет значительно выше, нежели в другом случае, поскольку для подростка данная среда будет настоящей. Воплощение в педагоге положительных личностных качеств, является одной из образующих воспитательный процесс основ. Психолого-педагогические основы формирования нравственного поведения подростка не базируются, однако, только лишь на личном примере педагога. Фундамент, на котором основано нравственное воспитание подростка, состоит из знания о нравственном онтогенезе, возрастных особенностях, основах психологии, и анализа имеющегося педагогического опыта нравственного воспитания.

Нравственные основания "я концепции" личности в айкидо

Анализ западного и отечественного опыта в исследовании проблем нравственного развития и воспитания, позволяет с большей определенностью наметить пути качественного преобразования практики айкидо. Возвращаясь к актуальности нашего исследования и основным положениям теории нравственного воспитания, мы можем сказать, что успех в деле становления подростка как нравственно развитой личности, зависит во многом от среды, в которой протекает деятельность человека. Таким образом, качественное изменение воспитательного процесса в айкидо заключается в том, чтобы через анализ значимых в нравственном смысле элементах практики этого боевого искусства и их активизацией в новом виде на практике, создать среду занятий, на которых бы в радостном духе совмещалась двигательная активность и воспитывающее резонансное общение педагога с подростками. Среду, в которой через педагогическую реализацию нравственного потенциала философии айкидо, создавались бы условия для нравственного развития подростка.

Нравственность характеризует человека в наличии ценностей, превалирующих над удовлетворением только лишь материальных потребностей, и формирующих определенные модели взаимоотношений человека с социумом и природой, при этом - в значительной степени этим социумом определяемых. Говоря о воспитании нравственности подростка в системе занятий айкидо, раскроем суть нравственного идеала философии данного боевого искусства. Зачастую считают, что все японские единоборства в своем философском базисе основаны на синтезе синтоизма (национальной религиозной системы Японии) и дзен буддизма, однако, стоит внести важный корректив - этот синтез не линейный, он не является "склеиванием" двух мировоззренческих систем, но порождает уникальную философскую концепцию. Известно, что воинские искусства Японии произошли из идейных основ кодекса чести самурая - бусидо, провозглашающего эфемерность человеческого бытия, ценность "чистого" и "незамутненного сознания" - "му син", соблюдения самурайского этикета. Однако айкидо, являясь современным боевым искусством специфично тем, что, наследуя принципы самурайской этики, оно одновременно пересматривает эту этику в новом свете. Айкидо является воплощением принципа наследования лучших традиций и отказ от неактуальных для современного времени идей. Если боевые искусства в древности служили навыком умерщвления противника на поле боя, то современный взгляд на цель занятий единоборством оказался иным. Айкидо явилось не единоборством, культивирующем жестокость, а напротив - психофизической практикой, гармонизирующей человека, практикой достижения состояния единства с окружающим миром. Данная формулировка является общей, но, тем не менее, определяет базис целеполагания практики единоборства. Айкидо, являясь боевым искусством постижения пути уважения человека к себе и окружающему миру, и, основанное на переосмыслении этики самурайского сословия и дзенского мировоззрения, является, в первую очередь, не спортивной деятельностью, а особой духовной практикой воспитания в человеке нравственных начал, ведущих его по жизненному пути, воспитания его тела и духа как основ для непрерывного саморазвития в личностном и социальном смыслах. Анализируя философскую базу айкидо, отраженную в наследии основателя (см. приложение 2), можно сформулировать идеал нравственности этого боевого искусства, образа личности, воспитываемой в айкидо, составляющих эту личность качеств. Как искусство мира, айкидо, по нашему мнению, в первую очередь сфокусировано на воспитании в человеке уважения к себе и окружающим, как во внешних проявлениях (неагрессивности, дружелюбного отношения, вежливости) так и во внутреннем смысле (убеждений толерантности, принятия окружающего мира, искренности). Айкидо, которое постигается в упорных занятиях, не может отделить от идеала нравственности такое качество личности как дисциплинированность, способность сдерживать деструктивные порывы. Знания приемов, которые могут калечить людей, предполагает ответственность человека, занимающегося айкидо перед социумом. Ответственность за свои навыки, проявляемую как в занятиях айкидо с партнером, так и экстраполируемую на весь окружающий мир. Для айкидо в данном случае подходит известная формулировка - только сильный может позволить себе быть добрым. Думается, что озвученные нами качества личности составляют фундамент идеала нравственности айкидо, основу представлений о достойном человеке, воспитываемого в сфере занятий этим единоборством. Разумеется, в случае подросткового воспитания нравственности, невозможно "обрушить" на воспитанника "свод правил праведной жизни" и предписать ему придерживаться их. Анализ особенностей нравственного развития подростка, говорит нам о необходимости последовательного и очень тонкого раскрытия в подростке духа нравственности, привития ему нравственных норм при одновременном условии осознания учеником ценности последних. Поэтому для начала необходимо выделить основные позиции воспитания на занятиях айкидо, его специфические особенности. В айкидо, как боевом искусстве, основанном на философии любви и толерантности, нет "придуманной" мировоззренческой системы. Она не просто дана исторически, но и воплощена в тренировочных принципах, в идеомоторике движений техники айкидо. Однако, проблема реализации успешного воспитания в контексте этого искусства заключена в адаптации занятий айкидо как условия и фактора нравственного воспитания к "российской почве", с учетом образа жизни современного подростка, ныне существующих социальных реалий. Существует большое различие между менталитетом россиян и менталитетом японским, что, конечно же, сказывается на разнице в воспитательных подходах. Академик РАО Ш.А. Амонашвили в своем выступлении на всероссийской научно-практической конференции 24 октября 2007 в г. Тюмени высказал мнение, что если западная педагогика полна методов, форм, схем и концепций воспитательного процесса, то на востоке их обилие заменяет мудрость. Для японского подростка послушание и внимание словам учителя является таким же естественным, как для российского ребенка — индивидуальность (но не индивидуализм), самоутверждение, непоседливость и частое неповиновение. Японский класс айкидо - это молчаливая покорность преподавателю, российский класс айкидо - это, как показывает практика, радостный галдеж весельчаков и шалунов. Вопрос в том - возможно ли реализовать занятия айкидо как эффективный процесс воспитания нравственности подростка, или же российский подросток может усваивать только лишь моторную, техническую часть занятия этим боевым искусством? Каким образом реализовать воспитательный потенциал айкидо применительно к современному подростку? Мы считаем, что, если в Японии ученик, молча и уважительно принимает для себя поведенческие и морально-этические нормы айкидо, что обосновано особенностями культуры и менталитета японцев, в российском айкидо необходимо привлечение форм и методов воспитания, которые могли бы раскрыть и передать образ г. нравственности философии искусства айкидо подростку и основывались на знаниях механизмах нравственного становления его личности. На наш взгляд, суть адаптации преподавания искусства айкидо к условиям и особенностям воспитания современного подростка заключается в раскрытии ученику философской и нравственной сути занятий, её активизации в ходе воспитательного процесса в формах общения учителя с учениками, раскрытии идеомоторных особенностей техники в образах разрешения конфликтов (атака - защита), в принятии за основу взаимоотношений учителя и ученика в айкидо резонансного взаимодействия. Взаимодействие преподавателя и воспитанника в айкидо должно быть основано на эмпатии, сопереживании, соучастии и со-включенности в процесс личностного самостроительства и нравственного саморазвития, во взаимном чувственном отклике ученика (см. главу 1).

Мониторинг результатов ОЭР

Проведение педагогического исследования по теме диссертационного исследования осуществлялось в подростковых группах Тюменской областной федерации айкидо (ТОФА). К тренировочным базам относятся Спортивные комплексы города Тюмени: "Здоровье", "Дорожник", "Динамо", "филиал ДЮСШ №6 (Локомотив)".

Практическая часть нашего диссертационного исследования заключалась в проведении ОЭР в подростковых группах ТОФА. Для определения достоверности гипотезы и эффективности положений нашей работы были выделены экспериментальная и контрольная группы по 40 человек в каждой, возраст участников исследования - 10-14 лет (т.е. младший и средний подростковый возраст).

В течение двух лет, в экспериментальных группах на практике воплощалась построенная нами модель воспитания нравственности у подростка на занятиях айкидо. Реализация педагогического потенциала искусства айкидо заключалась в практическом воплощении нашей модели. Если прежние занятия состояли, как правило, из разминки, специальной физической подготовки (шаги, передвижения) и изучения техники (в ее физическом смысле), то в экспериментальной группе акцент был сделан на компоненте педагогического резонансного взаимосодействия, в котором педагогом, совместно с учениками раскрывался нравственный образ техники айкидо, основы философии миролюбия в движении, значение этикета айкидо, его изучение и приучение подростков к соблюдению правил поведения, предписываемых им (см. Приложение 1). С подростками обсуждались цитаты - изречения основателя айкидо — М. Уесибы, выявлялось соответствие занятий айкидо идеям мастера, основавшего это искусство. Педагогическое наблюдение за подростками непосредственно на занятиях, наблюдение за их эмоциями, предпочтениями, мыслями, высказываемыми ими, позволяли корректировать построение каждого занятия, варьировать его структуру, делать акценты на необходимых "здесь и сейчас" педагогических методах и приемах. Кроме того, данные, полученные в на констатирующем этапе ОЭР (ДЦЧ, саморегуляция), позволяли выделить подростков, кому в большей степени нужно было уделить внимание (подростки с дефицитом внимания, агрессивные подростки и т.д.). Эти выводы также дополняли короткие сочинения подростков на темы "что такое айкидо?", "зачем я занимаюсь айкидо?" и т.д. Подобные сочинения также служили материалом и основанием для корректировки педагогической деятельности педагога. На основе этих данных педагог варьировал построение занятия с целью сочетания "радости + эффективности" в отношении выбранного нами целеполагающего вектора. С другой стороны, подобные сочинения позволяли подростку оценивать собственные занятия, желания, обретать более четкий образ своего роста, целей занятий и т.д.

Также, специфической значимой частью занятий с экспериментальной группой являлось формирование значения пояса в айкидо, как образа личностного роста и нравственности его носителя. Пояса, как стимула к саморегуляции и ответственности подростком за свое поведение. Чем "старше" был пояс у подростка, тем большие требования предъявлялись к нему педагогом по части знания этикета, контроля своих эмоций. Если в спорте, система разрядов подразумевает соответствие технических навыков спортсмена тому, или иному разряду, то в наших занятиях, помимо соответствия технического уровня, от подростка требовалось соответствие поясу его поведения.

Общение с учениками, в течение ОЭР показало, что подростки в построенной в экспериментальной группе "среде воспитания нравственности", стали более осмысленно рассуждать на темы агрессии, ответственности и т.д. Подросткам, со временем, стало интереснее изучать технику айкидо в образе нравственности, стал меняться акцент в выполнении техники с болевой части, на более тщательную проработку мягких, круговых движений, подростки стали больше интересоваться принципами айкидо, задавать вопросы о возможности разрешения конфликтов в их повседневной жизни, в школе, с родителями, сверстниками. Случалось, что подростки вступали в конфликты в школе, дрались, но старались не избить соперника, а аккуратно и благородно "посадить его на пол". Подобные случаи осознанной силы и контроля своей агрессии были явным воплощением идей нравственности айкидо в повседневной жизни ученика. Многие стали меньше ругаться со школьными учителями, родителями, стали более уравновешенными. Создание такой среды занятий боевым искусством, в которой существует компонент "проговаривания" нравственного смысла практики, выражен дух радости взаимосодействия педагога и ученика, может позволить получить положительные результаты воспитательного процесса. При этом явных, существенных изменений в личностных показателях контрольной группы не обнаруживалось. Изменения, опосредованные общим социальным, возрастным развитием были заметны, но отношение к занятиям айкидо как к нравственной психофизической практике нами замечено не было. Эти наблюдения подтвердила контрольная психологическая диагностика обеих групп в 2009 году.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо