Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Минуллина Эльза Ильдусовна

Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков
<
Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минуллина Эльза Ильдусовна. Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Казань, 2006.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2588

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Историко-педагогические предпосылки развития нравственного воспитания женщины в татарской демократической педагогике второй половины XIX - начала XX веков 15

1.1. Социальные и общественно-педагогические факторы развития нравственного воспитания татарской женщины в татарской демократической педагогике второй половины XIX - начала XX веков 15

1.2. Особенности нравственного воспитания женщины в контексте исследований трудов татарских прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX веков 51

Выводы по первой главе 72

Глава II Организация процесса нравственного воспитания женщины в татарской национальной школе в конце XIX - начале XX веков 75

2.1. Содержание нравственного формирования личности женщины на рубеже XIX-XX веков 75

2.2. Методы и средства нравственного воспитания женщины в прогрессивных татарских мектебе и медресе для девочек в конце второй половины XIX - начале XX веков 128

2.3. Роль личности учителя в нравственном воспитании женщины в историческом контексте 145

Выводы по второй главе 156

Заключение 160

Список источников

И использованной литературы 168

Введение к работе

С ростом кардинальных политических и социально-экономических преобразований в России и Татарстане перед педагогической наукой со всей остротой встала воспитательная задача формирования нового поколения граждан, достойных преемников духовной культуры и народных традиций. Известно, что большое значение в нравственном становлении личности играет преемственность традиций предшествующих поколений, грамотное использование огромного богатства народной мудрости, содержащей ценные идеи в опыте воспитания. Сохранение многовековых традиций татарской национальной культуры, умелое использование их в нравственном воспитании личности является составной частью решения социальных и ряда экономических проблем, актуальных для современного общества. Существует тесная связь между общественной мыслью и национальным образованием, национальным, российским и общемировым компонентом в развитии данного направления.

Современный характер развития нашего общества ещё раз доказывает, что женщина играет все более важную роль в формировании новых общественных отношений и зачастую выбирает карьеру в ущерб своей роли женщины-матери. Решение данной проблемы заключается в определении современного положения женщины как равноправного, свободного члена общества, полностью реализовавшего себя не только как мать и хозяйка дома, но и сумевшего также раскрыть весь свой духовный и личностный потенциал в выбранной ею сфере деятельности. Один из путей реализации концепции нравственного воспитания женщины - раздельное обучение. Второе решение заключается в дифференциации процесса образования в школах с совместным обучением, в которых у девочек формируются в процессе воспитания и обучения традиционно нравственные ценности, такие как: девичье целомудрие, совестливость, любовь к супругу и детям, готовность их оберегать, уважение к родителям. В связи с этим, особенно ценен опыт, накопленный в татарских

4 женских образовательных учреждениях Казанской губернии, например, в учебных заведениях Ф.Аитовой, Г.Буби и Л.Хусаиновой, которые считаются одними из лучших татарских женских учебных заведений периода конца XIX -начала XX века. В школах готовили не только достойных преподавателей, но и образованных, высоконравственных «матерей нации».

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что изучение проблемы нравственного воспитания девочек в татарской демократической педагогике в конце XIX - начале XX вв. позволит проследить становление, динамику развития педагогических процессов, выявить взаимосвязь педагогической мысли татарского народа со всем комплексом общественной жизни и использовать опыт нравственного воспитания девочек прошлого в современном процессе обучения.

Изучение истории развития образования, различных аспектов воспитания, педагогической мысли народа имеют свою актуальность в любую эпоху. Знание истории народа, духовного наследия дореволюционной школы в лице ее лучших представителей способствует успешному решению современных задач.

Педагогическая мысль татарского народа имеет богатую многовековую историю и традиции. Среди важнейших исторических вопросов развития татарской педагогической мысли особое место занимает проблема нравственного воспитания в период конца XIX - начала XX веков. Вопрос свободы личности считался одним из факторов нравственного развития. По мнению многих выдающихся педагогов-просветителей, таких как: Ш.Марджани, Х.Фаезханов, К.Насыри, и др., только лишь свободная нация способна привести свой народ к прогрессу мировой цивилизации. Проблема женского бесправия рассматривалась как часть вопроса свободы личности. Самый разгар борьбы за свободу и равноправие татарской женщины приходиться на период конца XIX - начала XX веков, когда происходило реформирование общества в России и Казанской губернии.

Педагоги джадидисткого движения Р.Фахрутдинов, Г.Буби, Г.Баруди, З.Кадыри и другие стали активными продолжателями просветительской деятельности Ш.Марджани, Х.Фаезханова, К.Насыри. Так же как и просветители, они боролись за свободу личности, равноправие татарской женщины, светское образование, реформирование всей структуры образовательных учреждений Казанской губернии согласно требованиям времени. Педагоги-джадидисты считали, что нравственное становление личности ребенка зависит от женщины-матери. Следовательно, нравственное развитие, всестороннее воспитание, образование и свобода татарской женщины - один из факторов дальнейшего процветания татарского народа. Решение вышеприведенной задачи педагоги-джадидисты видели в полном равноправии татарской женщины, создании целой сети специализированных учебных заведений для девочек для обучения высоконравственных «матерей нации». В связи с чем, историография данного диссертационного исследования разделена по хронологическому и тематическому признакам.

В России вопросам нравственного воспитания всегда уделялось серьезное внимание. Развитию теории нравственного воспитания способствовали работы выдающихся гуманистов В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Демократические и гуманистические идеи в области нравственного воспитания пропагандировались представителями теоретической педагогики К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым и другие.

После революции 1917 года в стране прогрессивные педагогические идеи в области нравственного воспитания подверглись переосмыслению. Развитие и становление педагогической теории стало происходить на основе коммунистического воспитания и классовом подходе к нравственным ценностям. Проблемы нравственного воспитания рассматривались в целом ряде работ послеоктябрьского периода. П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко считали, что решение проблемы формирования нового человека

заключается в организации самостоятельной деятельности и активного участия воспитанников в строительстве коммунистического общества.

Разработка проблем нравственного воспитания нашла свое отражение в трудах известных ученых-педагогов советского и современного периодов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, А.В.Бондаря, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина, И.Ф.Харламова и других.

Вопросами нравственного воспитания и развития личности занимаются
ученые Татарского государственного гуманитарно-педагогического

университета. Исследование вопросов воспитания гуманности как нравственного качества личности встречается в работах Р.А.Валеевой, З.Г.Нигматова, Л.Ю.Сироткина, А.Н.Хузиахметова и других. Диссертационные исследования В.И.Баймурзиной, Ф.Г.Газизовой, В.Г.Закировой, А.Б.Хузиной посвящены использованию традиций педагогики различных народов как средства нравственного воспитания.

В диссертационных исследованиях Б.Г.Гильмутдинова и А.И.Ибрагим Абед Халил рассматривается применение нравственного потенциала Ислама в воспитании учащихся.

Вторая группа исследований посвящена истории возникновения и
развития татарского прогрессивно-педагогического движения в конце XIX -
начале XX веков, литературно-просветительской деятельности известных
татарских писателей-педагогов. К ним относятся труды Я.Г.Абдуллина,
Д.Валиди, М.Х.Гайнуллина, В.М.Горохова, Т.Я.Курбанова, Р.И.Нафигова,
Ю.А.Туишева, М.З.Тутаева, Л.И.Тухватуллиной, Я.И.Ханбикова,

З.Т.Шарафутдинова и других.

Как уже упоминалось нами ранее, среди вопросов образования и воспитания особенно остро стояла проблема свободы личности человека как необходимого условия нравственного развития. Проблема женского бесправия рассматривалась как часть вопроса свободы личности и была особенно острой в период конца XIX - начала XX веков, времени реформирования общества в

7 России и Казанской губернии. Исследования в этой области появились в 20-е годы XX века. К ним относятся научные работы Г.Ибрагимова, А.Сайфи и др.

С конца 20-х до конца 50 - начала 60-х годов исследований в этой области было очень мало. В начале 60-х годов стали публиковаться работы Т.А.Биктимировой, Г.Р.Галиуллиной Г.Ибрагимова, К.С.Идиатуллиной, В.Н.Смирновой, Л.И.Шайдуллиной по проблеме бесправия татарской женщины. В диссертационном исследовании В.Н.Смироновой на основе анализа большого круга источников, исследовательских работ по истории женского движения у татар представлены различные стороны участия женщин в революции 1917 года. В 1963 году Л.И.Шайдуллина защитила кандидатскую диссертацию «Коран и шариат о положении женщины в семье и обществе». В 1971 году появилась работа З.Бурнашевой, где рассматривается история возникновения борьбы татарских женщин за равноправие. В 1995 году Г.Р.Галиуллина защитила кандидатскую диссертацию «Женский вопрос в России: региональный аспект (1900 - 1917)».

У татар, как несколько ранее у русских, борьба за женское равноправие начиналось с требования образования для женщины: татарские педагоги К.Насыри, Р.Фахрутдинов, Г.Буби, Г.Баруди, З.Кадыри считали просвещение женщин необходимым условием не только для достижения, но и ликвидации отсталости татарской нации в том числе.

Труды казанского педагога В.М.Горохова и его ученицы А.Б.Рустямой, опубликованные во второй половине 50-х годов, посвящены истории возникновения и распространения средних и высших учебных заведений для татарских девочек. В настоящее время вопросами женского образования татарского народа занимаются Т.Э.Биктимирова, А.Х.Махмутова, З.А.Расулова, А.Н.Хузиахметов и др.

В числе педагогов, которые сыграли главную роль в разработке организационно-педагогических, теоретических и методических основ среднего женского образования в России, первое место принадлежит К.Д.Ушинскому. В своих трудах педагог отстаивал равноправие женщин во всех областях жизни и

8 составил развернутый план перестройки женского образования в России, двумя основными идеями которого были демократизация женского образования и уравнение его в содержании и правах с мужским образованием. В 70-80-е годы были опубликованы работы Э.П.Днепрова, В.Р.Лейкиной-Свирской, Э.П.Федосеевой, посвященные истории женского образования в России.

Необходимо отметить, что при работе над диссертационным исследованием мы ознакомились с рядом работ о женском движении и становлении женского образования и воспитания в зарубежных странах. Например, вопросами женского школьного образования, проблемами бесправия женщин в образовании и обществе занимаются такие учёные, как Л.Алфуззер (L.Althusser), В.Бойд (W.Boyd), Р.Дим (R.Deem), А.Оаклей (A.Oakley), С.Д.Савингтон (S.J.Savington), М.Хенкель (M.Henkel), Х.Энтвиссел (H.Entwistle) и другие. По нашему мнению, среди всех научных трудов по данному вопросу особое место занимает работа Роуз Дим «Женщины и образование» («Women and Schooling»). В своей работе автор исследует историю возникновения и развития женских школ в Великобритании.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы и архивных материалов по теме выявил наличие следующих противоречий:

1) между имеющимся эмпирическим опытом нравственного воспитания
женщины в татарской демократической педагогике на рубеже XIX - XX веков
и отсутствием целостного обобщения этого опыта для наиболее полного
удовлетворения потребностей современной школьной практики;

2) между исторически сложившимися традициями нравственного
воспитания женщины в татарской демократической педагогике на рубеже XIX
- XX веков и недостаточной разработанностью содержания, методов, средств и
их применения в современных социально-педагогических условиях.

В настоящее время с глобальными процессами реформирования в обществе и государстве возникают объективные условия для актуализации педагогического наследия выдающихся деятелей татарской национальной школы в русле нравственного развития личности в конце XIX - начале XX

9 веков. Это период коренных политических, социально-экономических, культурных преобразований и реформ в жизни страны, в который наблюдается большой подъем творческой инициативы, активный поиск новых путей и средств развития педагогической науки созвучен современным переменам в нашей стране.

Поиски путей разрешения выявленных противоречий позволили сформулировать проблему исследования: как осуществлялось нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике в конце XIX -начале XX веков?

Цель исследования: изучить и дать историко-теоретический анализ педагогического наследия татарских просветителей и педагогов в области нравственного воспитания женщины, раскрыть влияние татарского прогрессивно-педагогического движения на разработку проблемы нравственного воспитания женщины, выявить методы и средства реализации концепции нравственного воспитания в мектебе и медресе для девочек в период конца XIX - начала XX веков.

Объектом исследования является нравственное воспитание как один из аспектов целостного воспитательного процесса в период конца XIX - начала XX веков.

Предмет исследования: научно-теоретическое наследие и практический опыт нравственного воспитания женщины в татарской демократической педагогике в конце XIX - начале XX веков.

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что проблема нравственного воспитания татарской женщины в современной педагогической практике будет решаться наиболее продуктивно при условии выявления и осмысления позитивного опыта, сложившегося в один из самых плодотворных в отечественной педагогике периодов - второй половины XIX -начала XX веков.

Исходя из обозначенного предмета и цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить социально-исторические и культурно-просветительские условия и предпосылки, оказавшие влияние на возникновение татарского прогрессивно-педагогического движения.

  2. Изучить педагогическую деятельность и наследие прогрессивных татарских просветителей и педагогов конца XIX - начала XX веков.

  3. Выявить методы и средства нравственного воспитания женщины в прогрессивных педагогических женских учебных заведений.

Методологической основой данного исследования стали системный анализ, принципы историзма, учет национального самосознания татарского народа и выявление национальных традиций для использования их в контексте современного нравственного воспитания женщины.

Диссертационное исследование опирается на методологические и теоретические принципы истории и теории педагогики, в частности, на концепции нравственного и религиозного воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как к части истории культуры.

В нашей работе мы использовали методы, характерные для историко-
педагогических исследований. Для реализации принципа научного историзма
нами применялись историко-ретроспективный, сравнительно-

сопоставительный методы, а также научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов. Мы стремились к широкому, многоплановому освещению исторических событий для раскрытия конкретных исторических условий, в которых реализовывалась концепция нравственного воспитания женщины в татарской демократической педагогике в период конца XIX - начала XX веков.

Этапы исследования:

Первый этап (2002-2003 гг.) - поисковый - включал в себя анализ философской, педагогической литературы, обоснование (определение) целей и задач исследования.

Второй этап (2003-2005 гг.) - теоретический - систематизация материалов, их теоретическое осмысление, уточнение логики исследования, завершение рабочего материала исследования.

Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающий - корректировка и конкретизация материала, оформление выводов и заключения диссертации.

Источниками исследования послужили историко-педагогическая, философская и религиозная литература по данной проблеме, в том числе труды Ф.А.Аитовой, И.А.Акчури, Ф.Амирхана, Г.М.Барудли, Г.Буби, М.Буби, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, З.Кадыри, Г.Кулахметова, А.Х.Максуди, Р.Фахрутдинова, Л.Хусаиновой как опубликованные, так и неопубликованные. Из архивных источников использованы печатные и рукописные материалы Национального архива республики Татарстан (НА РТ), Научной библиотеки КГУ им. Н.И.Лобачевского (Казань).

По нашему мнению, лучшими источниками для изучения творческого наследия и педагогической деятельности Ф.Аитовой, Г.Буби, М.Буби, З.Кадыри, Р.Фахрутдинова, Л.Хусании являются собственные произведения просветителей, их учебники и статьи, опубликованные в различных печатных изданиях на татарском и русском языках. Особое внимание обращено на оригиналы и текстологию источников, ибо из-за многократного изменения графики татарской письменности представленные документы мало доступны большинству современных читателей. Опубликованные и рукописные труды Ф.Аитовой, Г.Буби, М.Буби, З.Кадыри, Р.Фахрутдинова, Л.Хусании и архивные материалы способствовали разработке темы диссертации в хронологической последовательности.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней:

1) введено в научный оборот рукописное наследие Ф.Аитовой, Г.Буби,
М.Буби, З.Кадыри, Л.Хусаиновой, выполненные на основе арабской
письменности, и разнообразные архивные исторические материалы по теме;

2) определены социально-исторические и педагогические условия,
оказавшие влияние на возникновение татарского прогрессивно-педагогического

12 движения и развитие теории нравственного воспитания женщины: просветительское движение, джадидисткое движение, влияние русской и европейской культуры;

3) раскрыты актуальные педагогические идеи прогрессивных татарских
писателей-просветителей и педагогов-джадидистов конца XIX - начала XX вв.
в области нравственного воспитания и женского образования:

идея единства разума, просвещения, свободы и морали в основе нравственного воспитания женщины;

необходимость решения проблемы половой дискриминации женщины;

определение в качестве приоритетов в нравственном воспитании женщин таких нравственных качеств, как: гуманизм, милосердие, благонравие, доброта, честность, уважение к учености и познаниям, трудолюбие, дисциплинированность, справедливость;

понимание необходимости всеобщего образования девочек вне зависимости от социального происхождения;

преподавание на родном языке;

изучение светских наук (арабского, персидского языков, арифметики, географии, зоологии, астрономии и т.д.), русского языка, домоводства, рукоделия;

отказ от схоластической системы обучения и физических наказаний;

4) определены методы и средства нравственного воспитания женщины в
прогрессивных педагогических учебных заведений для девочек в период
конца XIX - начала XX вв.:

методы нравственного воспитания женщины: упражнение, приучение, убеждение, поощрение, этическая беседа, нравственные требования к поведению учениц, личный опыт воспитанниц, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, личный пример наставника;

средства нравственного воспитания женщины: учебная и трудовая деятельность, воспитание в труде.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа архивных исторических материалов и рукописного наследия писателей-просветителей и педагогов-джадидистов конца XIX - начала XX вв. дополнены и конкретизированы современные представления об истории педагогической мысли и женского образования татарского народа конца XIX -начала XX века, раскрыты методы и средства нравственного воспитания женщины в прогрессивных педагогических учебных заведений для девочек в период конца XIX - начала XX вв. Результаты исследования вносят вклад в разработку современной целостной концепции нравственного воспитания женщины.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

1) способствуют творческому использованию педагогического наследия
татарских просветителей конца XIX - начала XX вв. в воспитании всесторонне-
развитой и высоконравственной личности;

2) в современных условиях материалы исследования могут быть
использованы в вузовских курсах истории педагогики, в ходе
совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

На защиту выносятся:

  1. Характеристика социально-исторических и общекультурных педагогических условий, оказавших влияние на возникновение татарского прогрессивно-педагогического движения и развитие теории нравственного воспитания женщины в период конца XIX - начала XX вв.

  2. Педагогические идеи прогрессивных татарских писателей-просветителей и педагогов-джадидистов конца XIX - начала XX вв. в области нравственного воспитания женщины.

  1. Содержание, методы и средства нравственного воспитания женщины, выдвинутые татарскими просветителями и педагогами-джадидистами конца XIX - начала XX вв.

  2. Педагогические возможности использования идей татарских просветителей и педагогов в области нравственного воспитания женщины в современной школьной практике.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации апробированы на ежегодных итоговых конференциях молодых ученых и специалистов ТГГПУ (2003-2006 гг.), всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя», г. Казань, (2003 г.); международном форуме «Глобализация и национальная самобытность: Женский фактор. Форум языков», г. Казань, (2004 г.); научно-практической конференции, посвященной 30-летию кафедры английского языка КГПУ, (2005 г.); V республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Республики Татарстан «Наука. Инновации. Бизнес», г. Казань, (2005 г.); обсуждались на кафедре педагогики и кафедре английского языка филологических факультетов ТГГПУ.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, использованием большого архивного историографического материала, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам, четкими методологическими позициями, позволяющими проанализировать материал с различных позиций.

Социальные и общественно-педагогические факторы развития нравственного воспитания татарской женщины в татарской демократической педагогике второй половины XIX - начала XX веков

Известно, что одной из главных особенностей характера татарского народа является стремление на протяжении многих веков к воспитанию достойного и образованного человека своей нации. Первые просветители, философы, писатели и поэты считали, что решение данной задачи заключается в создании школ для всех детей вне зависимости от их происхождения.

Вторая половина XIX - начало XX веков - эпоха перемен в социально-экономической и культурной жизни татарского народа: происходят изменения в устоявшихся ценностях, поиски новых ориентиров развития татарской нации, именно в этот период начинается процесс разложения феодального строя и развития капиталистических отношений.

Национальный гнёт, великодержавный шовинизм политики царской России вызывали острое недовольство татарского общества. В то же время общественно-политическое движение в татарском обществе вызывалось необходимостью сопротивления феодальной знати и высшему духовенству, стремившемуся любой ценой сохранить старые порядки в культуре и образовании татарского народа. В системе образования господствовали религиозная схоластика и догматизм ислама.

Именно в конце XIX - начале XX веков возникло национальное движение как протест против политики царской России, преследовавшей культурное развитие татарского народа, родной язык, религию, подавлявшей национальное самосознание, лишающей политических прав татар. Национальное движение оказывало сопротивление феодальной знати и реакционно-настроенному духовенству, которое руководствовалось старыми взглядами, запрещая петь, ставить театральные пьесы.

В силу своего сочетания с общероссийскими общественно-политическими условиями и особенностями развития татарской нации накал борьбы за реформы в системе образования проявился в период буржуазно-демократических революций. Развитие татарского прогрессивного педагогического движения началось во второй половине XIX века с распространения просветительского движения, возникшего ещё в XVIII веке под влиянием передовой русской культуры. Выдающиеся педагоги татарского просветительства К.Насыри, Х.Фаезханов, Ш.Марджани выступали за отказ от схоластики ислама и догм восточной педагогики, за реформы школьного образования на основе достижений русской передовой педагогической мысли. Одним из средств, необходимых для просвещения татарского народа, великие педагоги-просветители считали изучение русского языка и русской культуры.

Именно в конце XIX - начале XX веков возникло национальное движение как протест против политики царской России, преследовавшей культурное развитие татарского народа, родной язык, религию, подавлявшей национальное самосознание, лишающей политических прав татар. Национальное движение оказывало сопротивление феодальной знати и реакционно-настроенному духовенству, которое руководствовалось старыми взглядами и идеями в запрещении петь, постановок театральных пьес, публичного появления татарской женщины без сопровождения.

Мы считаем, что необходимо отметить и тот факт, что молодой татарской буржуазии приходилось сталкиваться с борьбой за рынки с более сильными русскими конкурентами и противодействием администрации царской власти. В ходе процесса формирования татарской нации появилась проблема культурного развития: для преодоления культурной отсталости и дальнейшего развития татарской нации была острая необходимость в образованных кадрах из татар во всех отраслях общественно-политической, культурной и экономической сфер жизни. В связи с чем, требовалась реформа всей системы образования. Необходимость преобразования образовательной системы послужила причиной возникновения борьбы между старой схоластической и новометодной систем образовательных учреждений.

По мнению известного исследователя татарской просветительской мысли Я.Г.Абдуллина, школа в тот момент «находилась...в центре идейной жизни татар, имела непосредственную связь со всей совокупностью идеологических отношений, затрагивала проблемы миропонимания, морали, религии и оказывала влияние на политические отношения. Именно поэтому, страсти среди приверженцев старого и нового в наиболее острой форме разгорались вокруг школьной проблемы» [16.С.250].

В силу своего сочетания с общероссийскими общественно-политическими условиями и особенности развития татарской нации накал борьбы за реформы в системе образования проявился в период буржуазно-демократических революций, о развивающемся педагогическом движении пишет в своем рапорте Казанскому губернатору Н.Маклаков: «В течение ряда последних десятилетий среди населяющих Империю мусульман, главным образом в губерниях Поволжья, стало наблюдаться движение, направленное к преобразованию и реорганизации магометанских конфессиональных школ (мектебе и медресе). Движение это нашло себе внешнее выражение не только в применении в означенных школах улучшенных методов обучения, но и в расширении их программ путем введения преподавания общеобразовательных предметов, в целях обращения вероучительных школ в школы общего типа» [1.Л.1].

Развитие татарского прогрессивного педагогического движения началось во второй половине XIX - начале XX вв. с распространения просветительского движения, возникшим ещё в XVIII веке под влиянием передовой русской культуры. С открытием в 1758 году гимназии и в 1804 - университета Казань становится крупнейшим очагом общественно-педагогической мысли, оказавшей большое влияние на возникновение и развитие передовых идей среди татар и других народов Поволжья.

Внимание педагогов-просветителей к проблемам образования в Татарстане было обострено в связи с историческим опытом татарского народа, местом мектебе и медресе в его исторической судьбе, так как у татар уже с глубины веков существовала целая система образовательных учреждений. Несмотря на все потери, лишения и войны, в результате которых были уничтожены жемчужины татарской цивилизации, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Иске Казан и другие населённые пункты, татарский народ сохранил верность традициям в воспитании детей и содержании школ для обеспечения знаниями нового подрастающего поколения. Пережив кровопролитную войну -завоевание Казанского ханства Иваном Грозным, татары продолжали сохранять школы в условиях жестокого национального гнёта и шовинистической политики царской России [108.С.144].

Особенности нравственного воспитания женщины в контексте исследований трудов татарских прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX веков

Период второй половины XIX - начала XX веков для татарского народа стал эпохой перемен, когда создавалась общность экономической жизни, возник общенациональный татарский язык, формировалось национальное самосознание. Именно в это время развернулась борьба между сторонниками старых и новых методов обучения в татарских школах, стремившимися всеми силами искоренить вековые предрассудки, невежество, решить проблему половой дискриминации татарской женщины. В связи с этим, формирование нравственных идеалов и на их основе нравственное воспитание гармонично развитой личности стало актуальной проблемой татарской педагогики конца XIX-началаXX веков.

Интересы татарского народа выражали лучшие представители татарской интеллигенции ещё с 1861 года и известные как просветители. Помимо развития просвещения и распространения знаний среди татарского народа педагоги-просветители считали нравственное совершенствование людей одним из необходимых условий преодоления отсталости и приобщения к прогрессу. По их мнению, нравственность имеет большое влияние на жизнь татарского общества и является основой формирования человеческих взаимоотношений, ибо ею пронизаны все сферы жизни людей, включая межличностные отношения и общественно-политическую деятельность; именно нравственность выступает фактором, побуждающим народ к совершению благородных дел для достижения мира, спокойствия и процветания своего народа. Татарский просветитель М.Акъегет-Заде говорит, что под руководством нравственного чувства любви к родине и своему народу Петром Великим совершались великие подвиги во имя могущества и процветания России, в 1812 году русский народ завоевал победу в борьбе с иноземными захватчиками. Причину страданий и печали человечества татарские просветители видели в нравственных пороках, способствующих развитию несправедливости и гнёта, злоупотребления властью и унижению достоинства личности. В связи с чем, нравственное совершенствование, освобождение татарского народа от пороков будет способствовать оздоровлению общества, преодолению несправедливости и решению проблемы женского бесправия [17.С.265].

Проблемой нравственного развития личности занимались многие просветители, но мы считаем, что наиболее полно вопросы нравственного совершенствования личности рассмотрены великим татарским учёным, педагогом-просветителем - К.Насыри. По его мнению, основу человеческих поступков составляют нравственные силы, состоящие из мыслительно-познавательной и двигательно-побудительной, которые подразделяются в свою очередь на две ветви: теоретическую и практическую, вторая на - влечение и гнев. Под руководством данных сил человеком совершаются добрые или злые дела: «Функционируя в человеческом теле, эти четыре силы могут выступить причиной самых разнообразных поступков» [17.С.267]. Совершаемые человеком поступки зависят от выбора человеком нравственных сил, под воздействием которых осуществляется выполнение тех или иных поступков. Однако, по мнению К.Насыри, высоконравственны лишь те поступки, которые совершаются под руководством знаний и разума человека: «Разум человека выступает в роли царя, а благопристойные поступки и нравы в роли подданных. Ослабление разума неизбежно вызывает изъян в нравах» [17.С.267].

М.Акъегет-Заде также считает, что именно разум и знания влияют на нравы и помыслы человека: «...весьма сомнительны порочные нравы и помыслы у человека, который с детства хорошо учился и любил знания» и при общении с человеком необходимо обращать внимание «...на дела. Ведь известно, что мастак обгоняет паршивого скакуна. Пусть у человека внешний вид непригляден, но чтобы приглядны были его душа и помыслы» [17.С.268-269].

Таким образом, в понимании природы и источника нравственного совершенствовании личности татарские педагоги-просветители конца XIX века руководствовались идеей единства разума и морали. По мнению Я.Г.Абдуллина, в своих взглядах татарские просветители встали на те же позиции, которые отстаивались такими прогрессивными представителями философско-этической мысли, как Б.Спиноза и Н.Г.Чернышевский. По мнению Н.Г.Чернышевского: «Добро и разумность - эти два термина в сущности равнозначащие. Это одно и то же качество одних и тех же фактов» [17.С.268].

Татарские педагоги-просветители считали, что характер совершаемых людьми поступков зависит от сознательного выбора, которыми руководствуются люди при совершении тех или иных поступков. Безнравственные поступки - результата невежества человека и неумение им отличать добра от зла. Путём научного познания и помощи разума человек способен управлять своими помыслами и выбирать «высоконравственную линию поведения». Знания помогают ему предвидеть последствия совершаемых поступков, ибо «предвидение результатов своей деятельности выступает предпосылкой для избавления от ошибок» [17.С.269]. Трактовка проблемы нравственного совершенствования несколько наивна, но, несомненно, имеет большое значение для своего времени.

Как уже было указано нами ранее, одной из центральных в джадидизме была проблема обучения, воспитания подрастающего поколения, нравственного совершенствования личности, реформы мектебе и медресе, решение проблемы половой дискриминации татарской женщины. По мнению Я.Г.Абдуллина, что так же как это было характерно просветителям вообще, джадидисты воспевали человеческий разум и его свободу, подчёркивали необходимость избавления его «от оков схоластики и традиционализма» [14.С.131], в своих мыслях и действиях опирались на позиции ислама. Педагоги-джадидисты отстаивали сохранение верности нравственным ценностям и морально-этическим принципам мусульманской религии. На их взгляд, залогом успешного развития и процветания татарского народа является воспитание. А образ разумной, образованной и высоконравственной женщины-матери стал для многих педагогов-джадидистов идеалом нравственного совершенствования личности.

Например, личный идеал педагога-джадидиста Ризы Фахрутдинова, описанный им в романе «Салима или невинность», некоторых биографиях в книге «Прославленные женщины», представляется как «образованная, владеющая красноречием, разумная женщина» [125.С.317].

Содержание нравственного формирования личности женщины на рубеже XIX-XX веков

Известно, что в историческом прошлом татарский народ имел национальную систему непрерывного религиозного образования. Религиозное образование состояло из двух ступеней: элементарной и элитарной. Начальное образование было ориентировано на получение элементарной грамотности. Его могли получить все желающие в учебных заведениях, которые назывались мектебе (араб, мактаб - «место, где пишут») - начальные конфессиональные школы у мусульман, располагавшихся при мечетях в каждой деревне [114.С.564].

В донесении Директору народных училищ Казанской губернии от 29 ноября 1909 года говорится следующее: «У татар мусульманской России веками сформировались и окрепли два типа учебных заведений: мектебе и медресе, некоторые из них имеют цель дать более или менее основательное знакомство с исламом на основе изучения богословской литературы; в них обучаются главным образом лица, готовящиеся быть муллами; мектебе же -это низшие школы, где дети прихода обучаются арабско-татарской грамоте и начаткам религии. Мектебе и медресе всегда были излюбленными учреждениями татар и по-своему процветают, отличаясь строгим религиозным характером и не менее строгой нравственностью и даже аскетической их жизнью. Чрез эти учебные заведения проходит все (до 80%) мусульманское юношество, по крайней мере, Казанской и соседних с него губерний, здесь формируются не только религиозные воззрения, но и взгляды на жизнь, и окружающий мир. Воспитанники мектебе и медресе утверждаются в убеждении, что нет, и не может быть ничего лучше и более высокого, чем мусульманская наука, что магометанская школа выше, чем всякая другая» [З.Л.70].

На первом этапе курс обучения состоял из заучивания начертаний арабских букв и слов, чтение их по слогам. Затем учащиеся с голоса преподавателя повторяли хором и заучивали наизусть избранные места из Корана, позже - Коран целиком. На протяжении трех лет обучения учащиеся овладевали элементарными навыками чтения. На последних курсах учебы изучались каллиграфия и некоторые художественные произведения, читались «Чаар-китаб», «Суфи-Аллаяр» и другие священные книги мусульман на арабском и персидском языках. Содержание прочитанных книг не понималось не только детьми, но и самими учителями-мусульманами. В мектебе детей обучал мулла - выпускник медресе. Иногда преподавание отдельных занятий поручалось учащимся старших классов медресе - шакирдам. Общий курс обучения обычно длился 5-7 лет. Как правило, в мектебе учились только мальчики 7-13 лет.

Известный педагог В.М.Горохов отмечает исторический факт, что: «Жизнь учащегося в этих школах протекала, как и в средневековых церковных школах. Дети находились под строжайшей палочной дисциплиной. Им внушали слепую покорность, «веру в авторитет», «страх божий» [55.С.224].

Среднее элитарное религиозное образование могла получить наиболее одаренная часть татарской молодежи в учебных заведениях высшего разряда медресе. Медресе (араб. Мадраса, от дараса - поучать) - средняя конфессиональная мусульманская школа, возникшая у арабов в V - VII вв. Большинство медресе давали среднее духовное образование. Основной целью медресе была подготовка мусульманского духовенства, ученых и судебных работников. В царской России выпускники медресе приравнивались к лицам, окончившим духовную семинарию.

Курс обучения состоял из трех ступеней: начальной (иптидаи), средней (рушди), старшей (игдади). В медресе изучались такие предметы: мусульманская религия, философия, арабский язык, включая лексикографию, синтаксис, риторику, историю, математику, астрономию [114.С.557].

Процесс обучения строился таким образом: «Бестолковое заучивание наизусть, исключительная нетерпимость, соединенная с суеверием, долголетнее прохождение курса (иногда лет до 25-30 жизни), побои, большое число недоучек, не выучивающихся даже писать и читать - нормальное явление и признаки старой медресе. Не давая житейской силы своим питомцам старометодная, фанатизирующая население, школа менее опасная для государства, являющаяся из двух зол меньшим» [5 .Л. 12].

Исследователь В.М.Горохов отмечает, что: «В медресе царила зубрежка, притуплявшая умственные способности молодых людей» [55.С.203].

В донесении от 23 ноября 1909 года директор народных училищ М.Пинегин констатирует факт, что: «В одной Казанской губернии насчитывается до 300 медресе и более 600 мектебе. ...Число шакирдов зависит от степени учености и популярности заведующих или мулл (мудеррисов), а также от богатства прихода или общества. Обучение в медрессах не имеет правильной системы и заключается в усвоении чисто схоластическим путем магометанского богословия и наук о правах и обязанностях мусульманина. Обыкновенный способ преподавания состоит в том, что, взяв книгу по какой-либо отрасли наук, составленную столетие тому назад и почти всегда на арабском языке, мулла (мудеррис) или мугаллим пред своими учениками, сидящими пред ними полукругом на коленях, переводит арабский текст и приводит свои собственные комментарии, заимствованные из таких стародавних книг. Ни самостоятельного личного взгляда, ни разработки вопроса в ином, чем в комментариях, дух не допускается» [З.Лл.73-75].

Еще в более тяжелом положении находилось образование девочек. В.М.Горохов с горечью констатирует: «В тесной и грязной кухне деревенского муллы... по несколько часов подряд находились девочки в удушливой атмосфере, упорно старались своим детским умом постичь то, что преподносилось на непонятном для них арабском языке. Подобная женская школа обычно находилась в ведении жены муллы. Она обучала девочек грамоте, основам вероучения и сказаниям о жизни мусульманских святых» [55.С.198].

Основной целью обучения девочек у абыстай было религиозно-нравственное воспитание будущих матерей мусульманских семейств, приверженец вековых традиций и нравов ислама. Ученицам преподавались каноны мусульманской религии, в мектебе царила атмосфера замкнутости, фанатизма, религиозной нетерпимости, предрассудков и невежества.

Девочкам внушалось, что они - будущие матери мусульман, хранящие вековые традиции и устои ислама, в них воспитывалась глубокая вера в могущество Аллаха и авторитет духовенства. Они заучивали мотив и чтение определённых религиозных книг на арабском языке, от девочек не требовалось понимание заученного материала. Объяснение этого заключается в том, что мусульманин не может постичь своим умом божественных предписаний, а стремление в познании - греховное дело. Выпускницы, прошедшие курс обучения, могли читать определённые религиозные книги и знали наизусть некоторые молитвы. Данное положение в сфере женского образования определялось реакционно-консервативными взглядами мусульманского духовенства о роли татарской женщины в семье и обществе в целом.

Методы и средства нравственного воспитания женщины в прогрессивных татарских мектебе и медресе для девочек в конце второй половины XIX - начале XX веков

Какие же факторы, методы и средства нравственного воспитания лежат в основе нравственного становления личности девочек в период конца XIX - начала XX веков?

Известно, что одним из важнейших факторов нравственного развития личности являются внешние условия. Философское положение «бытие определяет сознание» сохраняет свое значение и по отношению к нравственному формированию учащихся. К числу одного из важнейших компонентов бытия можно отнести: социально-экономические условия, семейно-бытовую обстановку, ценностные установки и моральную ориентацию именно той конкретной группы, с которой связан ученик, его общение, воспитание как специально организованное педагогическое и общественное воздействие на учащихся. В совокупности все эти компоненты бытия выступают как внешние и объективные источники и факторы нравственного формирования личности [102.С.51].

Исследователь А.И.Ибрагим Абед Халил считает, что основными факторами нравственного воспитания являются: социально-экономические условия жизни, психологическая атмосфера в семье, условия для разумной и деятельной организации свободного времени ребенка, дурные товарищи, гуманное или жестокое обращение с детьми [66.С.43].

По мнению исследователя И.С.Марьенко, развитие личности определяются социальными и биологическими факторами. Однако «сущность личности образуют ее социальные качества. Отсюда нравственное развитие школьника - это становление его отношений, овладения опытом социальной и общественной жизни. В связи с чем, в учебно-воспитательном процессе необходимо обеспечить целенаправленное формирование мировоззрение и морально-волевых качеств личности, составляющих основу гражданских черт личности» [89.С.4].

Как видим из приведенных выше цитат, основными факторами нравственного воспитания личности являются: социально-экономические условия жизни, психологическая атмосфера в семье, социальные и биологические факторы.

Конец XIX - начало XX века - это время коренных преобразований в социально-экономической, культурной сфер и системе образования татарского народа. Представление о гармоничном развитии общества и человека, которое разрабатывалось татарскими педагогами-джадидистами, сталкивалось с острым противоречием между идеалом - личностью, осознавшей свои возможности и успешно этим пользующейся, и проблемой половой дискриминации татарской женщины. Причину данного противоречия татарские педагоги-джадидисты искали в низком нравственном уровне общества и стремились к совершенствованию нравственного представления в обществе посредством укрепления веры, путем образования, в том числе обеспечением полноценного образования для татарских девушек. В связи с этим, социально-экономический фактор стал одним из важнейших в нравственном становлении татарских девочек в период конца XIX - начала XX вв.

Известно, что внутренняя позиция личности и ее активность определяются внешними факторами, в том числе и воспитанием. Следовательно, на процесс нравственного воспитания можно оказывать психолого-педагогическое воздействие различными методами и средствами нравственного воспитания.

Полезные навыки и привычки вырабатываются в процессе упражнения. Путем многократного повторения нравственно ценных поступков закрепляются моральные нормы и правила поведения. В процессе анализа и оценки своего собственного поведения, поступков окружающих людей, исторических и литературных героев учащиеся упражняются в нравственных суждениях и нравственных поступках. В итоге дети приучаются к более осознанной оценке своего поведения и поведения других людей.

Одним из основных средств нравственного воспитания (метод упражнения. - Дис.) является трудовая деятельность. Именно в труде у личности формируются устойчивые навыки и привычки поведения, нравственное сознание.

В качестве основного вида трудовой деятельности, необходимого воспитанницам, Габдулла Буби, Лябиба Хусания и Фатыйха Аитова считали рукоделие и ручной труд, которые преподавались в мектебе Лябибы Хусании, Фатыйхи Аитовой и медресе Иж-Буби. Об этом подробно мы говорили в предыдущем параграфе.

Современная педагогическая наука отмечает, что: «Важнейшей стороной нравственного воспитания является включение учащихся в практическую деятельность и оказание им помощи в овладении способами деятельности, и отработке техники поведения. Здесь имеет значение то, что сама нравственность проявляется в деятельности, поэтому и ее формирование, как и все воспитание вообще, носит деятельный характер» [102.С.55].

Зарубежный опыт также дает интересные примеры включения молодежи в деятельность, имеющую высоконравственные цели. Так в Англии отмечается праздник «День Памяти», который приходится на первое воскресенье после 11 ноября (11 ноября - день завершения Первой мировой войны 1914-1918 гг. -Дис). В этот день существует традиция продажи искусственных маков как символ траура, которые прикрепляются к лацкану пиджаков. Каждый мак олицетворяет жертву двух мировых войн. Деньги, собранные от продажи маков, перечисляются в фонд помощи жертвам войны и их близким.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике : конец XIX - начало XX веков