Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Боташева Земфира Хусеиновна

Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии
<
Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боташева Земфира Хусеиновна. Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2004 184 c. РГБ ОД, 61:05-13/711

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники знания и умственного воспитания подрастающего поколения 14

1.1. Мифы 15

1.2. Сказки 23

1.3. Пословицы и поговорки 37

1.4. Песни 42

1.5. Игры, загадки 52

1.6. Природа 63

Глава 2. Образование и воспитание ума как составная часть формирования совершенного человека 74

2.1. Общее образование 76

2.2. Профессиональная подготовка 106

Глава 3. Средства, способы и приемы обогащения знаниями и воспитания ума 123

3.1. Родное слово 123

3.2. Труд 132

3.3. Педагогическая технология 136

Заключение 160

Библиографический список использованной литературы 175

Введение к работе

Одним из основных направлений модернизации образования в
Российской Федерации является повышение его качества и эффективности. В
Концепции образования, утвержденной правительством в 2001 году на
период до 2010 года, подчеркнута необходимость повышения качества
среднего образования, усиления его направленности на формирование
интеллекта, совершенствования опыта коммуникативной, практической и
творческой деятельности. В этом же документе определено одно из
стратегических направлений модернизации образования - преодоление
репродуктивного стиля обучения и переход к новой образовательной
парадигме, обеспечивающей познавательную активность и

самостоятельность мышления учащихся. В указанный период в сфере общего и профессионального образования намечено осуществление регионализации, включающей не только передачу школы в ведение субъектов Российской Федерации, но и усиление регионального компонента содержания образования. В решении названных проблем педагогическая наука должна учитывать исторический опыт, в том числе достижения народной педагогики.

Одно из центральных мест в народной педагогике занимает умственное воспитание. Оно включает овладение знаниями, формирование интеллектуальной культуры, развитие умственных сил и способностей, познавательных мотивов, мышления, мировоззрения, выработку умений и навыков самообразования, развитие творчества, интеллектуальной свободы личности. В процессе умственного воспитания формируются такие ведущие черты личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в познавательной деятельности, умение применять знания на практике.

В народной педагогике Карачаево-Черкесии представлен обобщенный опыт умственного воспитания как составной части формирования совершенной личности. Карачаевский народ высоко ценил знания, острый ум, критическую мысль, стремление «докапываться» до истины. Людей,

обладавших такими качествами ума, называли акъылман (мудрый). В понятия «ум», «мудрость» народ включал такие черты личности, как рассудительность, степенность, находчивость, осмотрительность, дальновидность, прозорливость, уверенность. В источниках народной педагогики Карачаево-Черкесии отражено значение знаний, ума, сообразительности в трудовой деятельности. Трудовая инициатива, организация труда, смекалка, изобретательность, умение непрерывно совершенствовать работу на основе применения знаний, способность добиваться высокой производительности труда - все это народ характеризовал как мудрость, как «ум в действии». Народная мудрость свидетельствовала о том, что недостаток разума, низкий уровень умственных способностей трудно восполнить или чем-то заменить. Ум не восполняется ни красотой, ни внешней статью, ни нарядами, ни деньгами.

Сказанное выше позволяет утверждать, что умственное воспитание в народной педагогике Карачаево-Черкесии имеет важное значение для решения проблем воспитания в современной школе. Умственное воспитание сегодня, в начале XXI столетия, должно осуществляться таким образом, чтобы наука о воспитании и народная педагогика взаимодействовали. Народный опыт умственного воспитания отражает национальные чувства, психологию народа, его менталитет, бытовые условия. Содержание, формы, средства и методы развития у подрастающего поколения ума - разума, выработанные народом, являются не только памятником культуры. Они во многом актуальны и требуют глубокого изучения с целью использования в современных условиях.

В народной педагогике Карачаево-Черкесии умственное воспитание раскрывается с позиций природосообразности. Народ с полным основанием рассматривал человека продуктом природы, ее совершенным творением и считал, что умственное развитие, трудоспособность, здоровье людей всецело обусловлены их взаимосвязью с природой. Гармония человека с окружающей природой - источник духовных сил, интеллектуального

развития, обогащения ума. Составной частью умственного воспитания подрастающего поколения выступало формирование у него осознания ответственности за природу, стремления поддерживать ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии, относиться к ней так, как желаешь, чтобы относились к тебе. В народной педагогике отражена идея взаимообусловленности интеллекта людей и состояния природной среды, подчеркивается необходимость выработки у молодежи гуманного отношения к природе. Здоровая природная среда рассматривается при этом как необходимое условие бытия человека, развития его интеллектуальных сил и способностей. Мысль о том, что осознание причастности и личной ответственности каждого за экологическое состояние природы весьма актуальна для современной России сегодня, когда с ростом численности населения и расширением сферы материального производства усиливается разрушительное воздействие на природу, нарастает угроза экологической катастрофы на Земле. Поддерживать природу в благоприятном для жизнедеятельности состоянии - одна из актуальных проблем общества в целом, в том числе педагогики и школы. В решении этой проблемы ценным является опыт народной педагогики Карачаево-Черкесии.

Актуальность исследования опыта умственного воспитания, накопленного народной педагогикой Карачаево-Черкесии, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, имеющими место в современной российской действительности. Наряду с утверждением принципов демократизации и гуманизации образования, сохранением и развитием образовательного пространства России, некоторым повышением качества образования, реализацией профильного обучения, созданием многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности, а также другими позитивными изменениями в сфере образования, имеют место значительные негативные явления. В числе их: чрезмерная коммерциализация образования, отсутствие должной материальной поддержки школы со стороны

государства, недостаточная подготовка юной смены к труду. В содержании образования слабо отражен созидательный характер взаимодействия человека с природой. Школа и семья не уделяют должного внимания духовному развитию личности, формированию ее интеллекта и нравственности. Средства массовой коммуникации насаждают антикультуру. Все это ведет к уменьшению роли умственного воспитания в формировании личности, к снижению уровня национального самосознания. Многовековой опыт- умственного воспитания, накопленный народной педагогикой Карачаево-Черкесии, может оказывать существенную помощь педагогической науке и практике воспитания детей в семье и школе в преодолении указанных противоречий не только в КЧР, но и других республиках Северного Кавказа, входящих в СНГ.

Анализ научных исследований в области народной педагогики свидетельствует о том, что особенности умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии изучены недостаточно. В 70-90-е годы XX века в связи с исследованием общих проблем народной педагогики горцев Северного Кавказа некоторые вопросы умственного воспитания рассматривались Г.Н.Волковым, М.Б.Гуртуевой, М.О.Загазежевым, З.К.Меретуковой, Ш.А.Мирзоевым, Р.М.Пашаевым, К.Б.Семеновым, Е.Е.Хатаевым, И.А.Шоровым и др. Однако названные исследователи не ставили своей целью выявление специфики умственного воспитания в педагогической культуре народа. Актуальные задачи народной педагогики, в том числе вопросы умственного воспитания в этой педагогике, освещались на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994г.). Развитию этнопедагогики большое внимание уделила XVII сессия Научного Совета РАО,' посвященная национальным ценностям образования (1996г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики в практике современного воспитания детей в семье и школе обсуждался на XIX сессии

названного Совета (1998г.). Проблемам народной педагогики были посвящены сессии АП и СН «Педагогические традиции в этногенезе» (2003,

2004гг.).

В исследовании Х.Х.-М.Батчаевой «Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике» (2001г.) показано, что под влиянием родителей у детей в 6-10-летнем возрасте складывались познавательные интересы, развивались склонности к непрерывному расширению своего образовательного кругозора, укреплялось желание заниматься тем или иным видом искусства. Установлено, что познание реальных вещей, явлений, духовное и эстетическое освоение действительности осуществлялось преимущественно в процессе трудовой деятельности. Отсюда имела место тесная связь умственного воспитания с трудовым, эстетическим и нравственным воспитанием. Значительно полнее некоторые вопросы умственного воспитания подрастающего поколения освещены Х.Х.-М.Батчаевой в монографии «Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика)» (2002г.). Однако автор не ставил задачу раскрытия проблемы образования и умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии. Им освещены теоретические основы формирования традиционной культуры карачаевского народа как этнопедагогики, а также охарактеризовано культурное пространство карачаевской семьи.

Ф.Т.Кущетерова в монографии «Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев» (2000г.) раскрывает специфику воспитания семьянина и гражданина, показывает роль семьи в физическом, трудовом и нравственном воспитании детей, но вопросы умственного воспитания и образования автором не рассматриваются.

Попытку выявить ведущие положения карачаевской народной педагогики, относящейся к умственному воспитанию, предприняла С.А.Каракотова в кандидатской диссертации «Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании

младших школьников» (Майкоп, 2003). Предметом ее исследования явился учебно-воспитательный процесс в современной начальной карачаевской школе. Автор рассмотрел некоторые источники народной педагогики Карачая, раскрывающие значение образования и умственного воспитания в формировании личности. В процессе опытно-экспериментальной работы создана модель умственного воспитания младших школьников на фундаменте современного образования в школе КЧР.

Таким образом, до настоящего времени проблема умственного образования и воспитания в карачаевской народной педагогике не была предметом самостоятельного исследования. Теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, посвященных содержанию, формам, методам, технологии обучения и умственного воспитания, недостаточное внимание использованию положительного опыта народной педагогики в школе и семье, задачи повышения эффективности образования, обучения и воспитания подрастающего поколения обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии».

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе анализа, систематизации и обобщений педагогического опыта народов Карачаево-Черкесии раскрыть особенности содержания, средств и методов умственного воспитания подрастающего поколения и показать значение этого опыта для модернизации современного образования.

. Объект исследования: карачаевская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: содержание общего образования, профессиональной подготовки и процесс умственного воспитания подрастающего поколения как самодеятельное педагогическое творчество народов Карачаево-Черкесии в дофеодальный и феодальный периоды.

Цель исследования: научный анализ, систематизация и обобщение накопленного народами Карачаево-Черкесии опыта обучения и умственного воспитания детей, молодежи, выявление его прогностического значения.

Задачи исследования:

- охарактеризовать источники образования и умственного воспитания
подрастающего поколения в народной педагогике Карачаево-Черкесии;

- раскрыть содержание общего образования и профессиональной
подготовки;

выявить и охарактеризовать основные средства, методы, технологию педагогического воздействия на детей и молодежь в целях их умственного развития и воспитания;

показать актуальность традиций народной педагогики Карачаево-Черкесии для современной педагогики, школы и семьи.

Методологические основы и теоретическая база исследования.

Исходные методологические позиции исследования определял диалектический подход, позволяющий раскрывать сущность педагогических фактов, явлений на фундаменте историко-теоретического анализа с учетом того, что образование и воспитание обусловливаются экономическими, общественнополитическими и социокультурными факторами развития общества. Учитывались положения науки о всеобщей связи явлений природы и общества, мышления, о творческой и деятельностной сущности человека, преобразующего окружающий мир и самого себя. Имелась в виду целостность и объективность изучения историко-педагогических фактов, явлений, концепций, связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и настоящего. Автор руководствовался идеей о том, что природосообразность воспитания характеризует единство и взаимосвязь биологического и социального в формировании личности.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

-. основные положения философии воспитания и образовательных систем (В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон, В.В.Краевский, В.В.Кумарин, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, С.А.Смирнов, К.Д.Ушинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов);

т концепцию целостного мирового педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, М.В.Богуславский, А.Н.Джуринский, В.И.Додонов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин);

- ведущие положения этнопедагогики как отрасли научных знаний, предметом которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания (М.Ю.Айбазова, Л.С.Алексеева, Л.Г.Андреева, И.А.Арабов, Х.Х.-М.Батчаева, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, М.Г.Загазежев, А.Э.Измайлов, Р.А.Ортабаева, К.Б.Семенов, Л.И.Ханбиков, Е.Е.Хатаев, С.М.Шакарян, И.А.Шоров).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, М.Г.Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников, сравнительно-исторический анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по этнографии, народному творчеству, краеведению, историко-педагогические труды и монографии по исследуемому периоду, диссертации по проблемам этнопедагогики, труды по методологии историко-педагогических исследований, педагогическая периодическая печать.

Этапы исследования. Первый этап (1999-2001) - сбор фактического материала, его анализ и систематизация. На втором этапе (2001-2003) обобщался и систематизировался материал, устанавливались наиболее существенные связи педагогических фактов, явлений, определялись предварительные результаты исследования. На третьем этапе (2003-2004)

проводилось целостное исследование процесса умственного воспитания и образования в народной педагогике Карачаево-Черкесии, определялись результаты исследования, завершалось оформление диссертации.

' Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа таких источников, как мифы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игры, загадки и др. выявлены и охарактеризованы особенности содержания образования и умственного воспитания подрастающего поколения как самодеятельного творчества народа. Установлена связь знаний с жизнью, трудовой деятельностью, развитие мыслительных способностей на фундаменте знаний, выработка умения подниматься до обобщения усвоенных знаний и понимания высшей гармонии на земле. Раскрыты применявшиеся народной педагогикой средства, способы и приемы умственного воспитания, составившие основы педагогической технологии (развитие дара слова, общение, наглядность обучения, прочность усвоения знаний, беседы-экспромты в быту, процессе труда, рассказ, предметное обучение, элементы исследовательского метода, наставление, назидание, упражнение, пример).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт образования и умственного воспитания молодежи, накопленный народом, представляет собой научный анализ понятий и идей, составлявших фундамент теории образования и воспитания в народной педагогике. Этот фундамент включает в себя идеал, цель, задачи, содержание и педагогическую технологию умственного воспитания, а также результаты реализации процесса умственного воспитания. Идеи народной педагогики Карачаево-Черкесии об умственном воспитании позволяют глубже и полнее осмысливать сущность педагогического процесса и его закономерности в современных условиях.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в современной практике обучения и умственного воспитания в национальной школе в целях

их совершенствования и модернизации. Материалы и выводы могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике, использоваться в процессе повышения квалификации учителей, работников системы образования, а также в семейном воспитании.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены их соответствием методологическим и теоретическим подходам, адекватностью методов исследования поставленным задачам, внедрением полученных результатов в практику. Использованы достоверные источники, документы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Мифы, сказания о нартах, сказки, пословицы, поговорки, песни, игры, загадки, а также природа являлись универсальным источником знания и развития интеллекта подрастающего поколения в народной педагогике Карачаево-Черкесии, школой мудрости.

  2. В педагогическом опыте народа сведения по математике, обучение счету, элементарные понятия об окружающей природе, животном и растительном мире, об историческом прошлом своего народа, адыгский этикет, знания об организме человека и поддержании его здоровья, религиозные сведения были составной частью содержания общего образования детей и молодежи.

3. Система идей и опыт народа в профессиональной подготовке
растущего человека: знания, умения и навыки, необходимые для
хозяйственно-трудовой деятельности в области земледелия, скотоводства,
кузнечного дела, различных видах ремесел, домашней промышленности,
изготовления предметов домашнего обихода. Обучение профессии
включало развитие общего интеллекта, выработку самостоятельности,
инициативы, формирование творческого мышления.

4. Характеристика созданных народом основных средств, способов и
приемов обучения и умственного воспитания: родное слово, общение,

осмысленный труд, включающий применение знаний, самодеятельность, творчество, а также характеристика педагогических технологий, включавших применение наглядности, доступность обучения, прочность знаний, использование словесных (беседа, рассказ, объяснение) и практических (упражнение, предметный прием, выполнение практических заданий) методов обучения, приемов создания эмоциональности в обучении, использования назиданий, примера и др.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались в 2001-2004 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на методических конференциях в Карачаево-Черкесском филиале Московского открытого социального университета в 2003-2004 гг., на педагогических чтениях в г. Черкесске в 2003 г., на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета в 2003-2004 гг.

Основные положения диссертации отражены в десяти публикациях автора.

Мифы

Образование, развитие ума у детей, молодежи в народной педагогике есть объективная реальность, присущая не только древнейшему, дописьмен-ному периоду развития культуры ее народов, но и последующих исторических, периодов. Она осуществлялась непрерывно как один из видов деятельности родителей, старшего поколения, народных наставников - деятельности, направленной на формирование совершенной личности. Эта деятельность характеризует педагогическую культуру народов.

В нашем исследовании мы исходили из того, что в своем развитии традиционная педагогическая культура народов Карачаево-Черкесии прошла четыре периода.

Первый период - X-XVI вв. На педагогическую мысль народов оказывала влияние духовная культура, связанная с христианизацией, проводившейся Грузией и Византией. В этот период сформировались национальный язык, алфавитное письмо, существовавшее до XV-века. Культура традиционного воспитания вбирала в себя черты терпимости к инакомыслию, стремление к творческой самодеятельности личности, отличалась способностью адаптировать местные обычаи и верования.

Во второй период (XVI - XVIII вв.) господствующей становится тюркско-мусульманская культура, отражавшая две основные тенденции религиозного мировоззрения - рационалистическую и мистическую. Эти тенденции в трансформированном виде сохранялись до XX века. В XVIII веке с утверждением ислама мусульманская религия для народов Карачая и Черкесии явилась фактором сохранения их целостности, развития культуры и самобытности. В педагогику проникают идеалы гуманизма, отчетливо выделяется противопоставление добра и зла, распространяются идеи социального протеста.

В третьем периоде (конец XVIII - XIX в.) педагогическая культура карачаевцев, черкесов, развивая прежние традиции, в то же время приобщается к достижениям русской, а через нее и западноевропейской мысли. Общественно-педагогическая мысль народов Карачаево-Черкесии этого периода раз-вивалась преимущественно в форме религиозного реформаторства, а также и гуманистического просветительства.

Четвертый период (XIX - XX вв.) связан с формированием философского свободомыслия карачаевских, адыгских деятелей и находил свое отражение в просветительских идеях и идеологии джадидизма. Суть последнего выражалась в постепенном переходе от конфессиональных традиций общества к светским, открытым для зарождавшейся буржуазии (См.:Батчаева X. Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). - Казань: Изд. КГУ, 2002, с.40-42).

До 70-х годов XIX века в силу общественно-политических и социально-экономических условий народов Карачая и Черкесии, как и всех горцев Северного Кавказа, грамотность не имела широкого образования. Однако подавляющее большинство детей горцев росло умственно развитыми, разумными, глубоко мыслящими, интеллектуальными людьми. Активному приобщению молодого поколения горцев к общечеловеческой мудрости способствовали произведения фольклора, народные обычаи и традиции, трудовой опыт, общение.

В названные выше периоды основными источниками знаний, развития ума в народной педагогике являлись мифы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игры, загадки, природа. Рассмотрим эти источники. Мифы. Обогащению знаниями о природе, социальной среде, человеке, о развитии ума, способствовало ознакомление детей, молодежи с мифами - архаическими повествованиями о жизни и деянии богов, необыкновенных героев, обладающих сверхчеловеческой силой.

В современной научной литературе термин «миф» раскрывается как «сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях» (См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1993, с. 387).

Мифы являются плодом народной религиозной фантазии. Как тип общественного сознания мифология присуща всем народам на ранней ступени их развития. Мифические герои являлись примером идеального человека, образцом поведения, источником духовных, в том числе умственных сил людей. Магическое влияние мифов осуществлялось с помощью ритуалов - совокупности церемоний, обрядов, традиционных действий. В силу своей образной яркости, конкретности, эмоциональности мифы оказывали воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Народ наиболее активно воспринимал те мифы, которые соответствовали верованиям, личным убеждениям, подтверждались жизненным опытом, помогали создавать предметы материальной и духовной культуры.

Мифы являлись одной из форм общественного сознания на ранней ступени развития человечества. С помощью мифов объяснялись также реальные явления природы и общественной жизни. Мир рассматривался как единая общность. Природные и общественные явления, события объяснялись желаниями и интересами богов. Особое место занимали календарные мифы. Они связывались с обрядами, посвященными началу, окончанию сезонных работ в поле. Космологические мифы описывали творение мира, происхождение людей, животных.

Исследователь Я.Э.Голосовкер показал, что миф - это не выдумка, не фантазия, а «познанная объективность мира», нечто предугаданное, открытое в нем. С этой точки зрения мифологические образы сохраняют свое значение, несмотря на новые, научные аспекты познания, на новейшие достижения разума и человеческого бытия (См.: Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. - М.: Наука, 1987, с. 184).

Сказки

Великий русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что первый воспитатель - народ, а народные сказки - это первые блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» (Ушинский К.Д. Соч., т.6, с.ЗОО).

Развивая эту мысль К.Д.Ушинского, исследователь народной педагогики горцев Северного Кавказа А.Ф.Назаревич показал, что «зародившись в глубокой древности на основе трудового опыта горцев, сказка прошла долгий путь своего исторического развития, отразила сходные общественные отношения, была острым оружием в руках трудового народа в его борьбе с угнетателями, выражала чаяния и ожидания народа, служила его духовным потребностям, художественно обогащалась, совершенствовалась, сверкала самобытными национальными красками, способствовала зарождению первых ростков народной литературы» (Назаревич А.Ф. В мире городской народной сказки. - Махачкала, 1962, с. 352).

Видный русский писатель и педагог Сергей Михалков подчеркивает, что сказки открывают людям дверь в чудесный, таинственный и неведомый мир. Обращаясь к юным читателям сказок народов Северного Кавказа, он говорит: «Сегодня вы открываете не просто книгу сказок, но и волшебную дверь, ведущую в жизнь Седого и Мудрого Кавказа. Вы сможете узнать и полюбить своих дальних и ближних собратьев, узнать о горестях и радостях, о жизни и мечтах, о подвигах и доблестях свободолюбивых и смелых горцев. Главное - постарайтесь разглядеть за подчас необычными для вас сегодня традициями и обычаями, словами и поступками то «великое и вечное», что объединяет всех нас - людей, живущих на Земле, - человечность» (Михалков С. Дорогие дети! // Народные сказки балкарцев и карачаевцев/Сост. А.Алиева. - М: 2003, с.З).

Сказка, утверждал балкарский народный поэт Кайсын Кулиев, «полна мудрости, веры в жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остается нашим национальным сокровищем наравне с родным языком» (Кулиев К. Сказки и горы // Народные сказки балкарцев и карачаевцев / Сост. А.Алиева. - М.: 2003, с.4)!

Образовательное значение сказок народ видел в том, что в них отражена жизнь людей, их историческое прошлое и настоящее, лучшие черты народа: трудолюбие, гуманность, коллективизм, взаимопомощь. Сказочным героям приходится вести борьбу с чудовищными и злыми волшебниками - поработителями, угнетателями. Им помогает природа, животные, добрые духи.

Одной из особенностей сказок народов Карачаево-Черкесии является то, что в них, как правило, поэтизируются и гиперболизируются умственные способности сказочных персонажей. Они наделены такими чертами, как рассудительность, сообразительность, изобретательность, находчивость, ловкость, а иногда и хитрость. Антиподы героев изображаются глупыми, одураченными. Сказки наводят слушателей на размышления. Вместе с тем они -источник познания реальной действительности. Благодаря сказкам осуществляется воздействие не только на рассудок, но и на чувства детей, происходит развитие фантазии. Вот почему сказки являются действенным источником умственного воспитания подрастающего поколения.

Сущность ума ярко и образно раскрывается в абазинской сказке «Ум и богатство». Сыновья по просьбе стареющего отца рассказывают ему о том, что считают самым важным в жизни. Старший называет богатство ( «у кого богатство, у того и ум»); второй сын - богатую одежду; третий - золото. Четвертый, младший, у которого не было ни золотого перстня, ни золотого пояса, ни дорогой парчовой одежды, назвал важным руки, любящие работать, сердце, не знающее страха, голову, которая умеет думать. В сказке подчеркивается: не напрасно народ говорит: «Богатство - это ум. Богат и счастлив тот, кто умен и работящ» (Абазинские народные сказки. - М: Наука, 1985, с.283). В карачаевской сказке «Счастье, Ум и Богатство» рассказывается о том, как однажды Счастье, Ум и Богатство заспорили между собой о своей значимости:

- Я сильнее вас всех! - похвалялось Богатство.

- Без счастья и богатство ни к чему, - возражало Счастье.

- Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, - сказал Ум.

Не сумев прийти к согласию, Ум, Счастье и Богатство решили на деле проверить: кто из них прав? Увидев бедняка, они дали ему богатство. Но бедняк не смог им воспользоваться. Затем Счастье, чтобы доказать свое могущество, глянуло на бедняка и велело:

- Будь счастлив бедняк!

Но и здесь бедняк не смог воспользоваться полученным. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:

- Верни бедняку рассудок!

Сжалился Ум, вернул бедняку рассудок и сразу бедняк заговорил разумно и складно.

. Сказка заканчивается словами: «Если у человека ума нет, не помогут ему ни богатство, ни счастье» (См.: Народные сказки балкарцев и карачаевцев / Сост. А.Алиева. - М: 2003, с. 189).

В народных сказках ярко и убедительно раскрывается женский ум. Логика мышления, сообразительность молодой дочери бедного старика показаны в адыгской сказке «Мудрая девушка». В ней говорится о том, что разгневанный князь решил сорвать злобу за свои неудачи на старике - унауте. Он приказал старику наточить поострее нож и к завтрашнему вечеру снять шкуру с огромного камня. Красавица и умница, единственная дочь унаута подсказала отцу выход из создавшегося положения.

Общее образование

Содержанием общего образования в народной педагогике выступала, основная, наиболее практически значимая часть общечеловеческой и национальной культуры, отобранной обществом, семьей для овладения растущим человеком в соответствии с целями подготовки совершенного человека. Эта цель, как показал Г.Н.Волков, носила общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии человека и природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее (См.: Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974, с. 12).

Содержание образования охватывало не только познавательный материал, но и имело воспитательное воздействие. Оно составляло учебно-познавательную деятельность детей. В народной педагогике Карачаево-Черкесии содержание образования - это не просто совокупность знаний, умений и навыков, а система, включавшая: - знания, отражавшие опыт познания мира, многообразные отношения и связи человека с миром, являвшиеся необходимыми для его всестороннего развития и активного участия в жизни общества; - умения и навыки как совокупность приемов, способов действий и по ведения по установленным образцам; - опыт творческой преобразующей деятельности, в том числе и в первую очередь - трудовой; - развитие познавательных сил и способностей, творческого ума, культуры, мышления и речи; - опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме общения, личностных ориентации, т.е. формирование направленности личности.

Изучение основных сторон действительности в опыте народных масс осуществлялось рассредоточенным образом, однако в их единстве и взаимосвязи. Этот путь познания соответствующим образом находил отражение в народной педагогике применительно к обучению подрастающего поколения. Наиболее ярко это сказалось в определении содержания и форм обучения молодежи труду: в связи знаний с трудом, в постижении основ сельскохозяйственного производства, ремесел, в выработке умений и навыков обращения с несложными орудиями труда, инструментами, а также в формировании качеств личности будущего труженика-умельца, в формировании у нее созна- \ тельного отношения к труду и добрых человеческих отношений к людям труда.

Накопленный веками жизненный опыт народов Карачаево-Черкесии позволил дать высокую коллективную оценку разуму человека. «Малдан акъыл игиди» («Ум дороже стада») - это суждение издавна бытовало у карачаевцев. Вот почему народ одобрял выбор крестьянского сына получить вместо ста баранов пять мудрых советов. В народе говорили: «Акъыллы да - насып, би-лимли да - хазна» («Разум - счастье, ученость - клад») (См.: ГуртуеваМ.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. - Нальчик: «Эльбрус», 1997, с. 125).

Ум (акъыл), человеческую мудрость карачаевцы и балкарцы рассматривали как основу сознательной, разумной жизни. Старшие учили младших: «Акъыл неден да кючлюдю» («Ум всего сильнее»); «Акъыл сёзге багьа джокъту» («Нет цены мудрости») (Карачаево-Балкарский фольклор. Хрестоматия. - Нальчик: «Эльбрус», 1996, с.434).

Многочисленные исследования специалистов в области этнопедагогики дают основание рассматривать в качестве основного реально действующего фактора образования молодежи семью. Именно семья определяла содержание воспитания, формы, средства, методы и приемы педагогического воздействия на подрастающее поколение.

Источником знаний, ума-разума для подрастающего поколения являлся богатый жизненный опыт старейших. Народ воспринимал старость как саму мудрость. Не только молодежь, но и взрослые дорожили мнением советов старейших людей. На карачаевских, балкарских ныгъышах слово старейшего имело преобладающее значение. В карачаевских сказках «Аныча джаш бол», «Ток Тхаголеджа» и других герои разрешают свои затруднения благодаря тому, что следует советам старейших, проявляют при этом находчивость, смекалку.

Видный карачаевский ученый У.Алиев с полным основанием утверждал: «Карачаевцы довольно развиты в умственном отношении, чему способствовало политическое их устройство. В народе, не имеющем под собой никаких властей, каждый должен был заботиться о себе и об общественной пользе, заводить связи и употреблять силу слова для ограждения своих интересов. Это общественное положение дало карачаевскому народу навыки в политике своего края, изощряло умственные способности, развивало предусмотрительность и приучало к ораторскому искусству, особенно необходимому в народных собраниях. И действительно, между карачаевцами есть много людей, говорящих с необыкновенным искусством длинные речи, замечательные по содержанию конструкции, логическому порядку выводов и силе убеждения» (Алиев Умар. Карачай (Карачаевская автономная область). - Ростов-на-Дону : Крайнациздат, 1927, с. 120).

Родное слово

Анализ источников народной педагогики Карачаево-Черкесии позволяет установить, что умственное образование и воспитание подрастающего поколения включало в себя систему средств, методов и приемов.

К средствам умственного образования и воспитания народ относил орудия, приспособления, действия, необходимые обогащения детей знаниями, развития у них ума-разума, познавательных сил и способностей. Установившиеся в народной педагогике Карачаево-Черкесии основные средства умственного образования и воспитания, как и других составных частей формирования совершенной личности, включали общение (слово), труд, природу, а также религию, народные традиции.

Многообразием отличаются способы (пути) умственного воспитания: словесные (беседа, объяснение, рассказ, наставление, убеждение, пожелания и др.) и практические (пример, показ, упражнение и приучение, поощрение и наказание и др.).

Совокупность ряда приемов обучения, умственного воспитания составляла, говоря языком современной педагогики, образовательные технологии.

Родное слово.

Анализ произведений устного поэтического творчества, образа жизни и деятельности народа, его нравов, обычаев позволяет установить, что обогащение детей умом - разумом, развитие их умственных сил и способностей начиналось с момента их рождения и осуществлялось по мере овладения ими родным языком, вовлечения в различные виды деятельности.

Заповеди народной педагогики особое значение придают овладению детьми родным словом, акцентируют внимание на то, что язык служит формой выражения мысли. Карачаевские пословицы и поговорки следующим образом отражают сказанное: «Миллетни джаны - ана тил» («Душа народа -его язык»); «Сез джюрегинде болгъанны айтады» («Язык говорит то, что в

сердце»); «Ана тилин сюймеген, кишини да сюймез» («Если человек не знает родную речь, он ничего не знает») (Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Ставропольское кн. изд., 1990, с.32).

Дети с колыбели усваивали «материнский язык» - его звуки, отдельные слоги, слова, слушали колыбельные песни, затем произносили слова, обогащали свою лексику, «творили» слова. Словотворчество являлось следствием освоения реальной действительности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский убедительно показал, что ребенок, усваивая родной язык, «усваивает не только одни слова..., но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов... Родной язык - самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» (Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 2, с.557).

У горских народов ряд пословиц и поговорок глубоко раскрывает образовательную и воспитательную силу родного слова. Во всех произведениях устного народного творчества находят свое отражение богатство, выразительность и познавательная мудрость родного языка. Карачаевские пословицы гласят: «Сёз къанатсыз учар» («Слово летает без крыльев»); «Тилсиз мил-лет джокъ болур» («Без языка народ исчезнет»); «Адам сёзюнден белгили» («Каков человек, такова его речь») (Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Ставропольское книжн. изд., 1990, с.21-24).

Значение слова в умственном воспитании и образовании растущего человека характеризуют следующие карачаевские пословицы и поговорки: «Ашхы сез-джаныга азыкъ, Аман сез-башха къазыкъ» («Хорошее слово - услада для души, плохое слово - что кол для головы»); «Джантауну - узуну ашхы, сезню - къысхасы ашхы» («Веревка хороша, когда длинная, речь - когда короткая»), «Тил джюрекге джол ишлейди» («Язык строит путь к сердцу»); «Хар сезню орну бар» («У каждого слова есть свое место») и др. (Роль

фольклора в формировании духовной жизни народов. - Черкесск: Ставропольское кн. изд., 1986, с.40).

В числе первых произведений, являвшихся источников развития родного языка, выступали колыбельные песни, исполнявшиеся преимущественно матерью, а также песенки и считалки, исполнявшиеся во время игр. С помощью красивых и метких слов содержавшихся в песенках, считалках, поэтических загадках, прибаутках, скороговорках, народ прививал детям любовь к родному слову и приобщал их к знаниям об окружающем мире.

Родители устраивали игры, способствующие развитию дара речи, логического мышления, памяти. Вот пример игры со словами «тауукъ» («курица») и «парий» («собака»).

Тауукъ (курица):

- Тауукъ не табдынг? (Курица, что ты снесла?). Гаккы (яйцо).

- Не этдинг? (что сделала?).

- Сатдым (продала).

- Не алдынг? (что купила?).

- Баппу (хлеб).

- Не этдинг? (что сделала?).

- Къабдым (съела).

Парий (собака):

- Парий, нек юресе? (Собака, почему ты лаешь?).

- Берюлени къоркъутама (волков пугаю).

- Парий, къуйругьунгу нек къысханса?

- (Собака, почему хвост поджала?).

- Берюледен къоркъама (волков боюсь). (См.: Батчаева Х.Х. - М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. - Карачаевск, 1999, с.94).

Похожие диссертации на Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии