Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Пшеничная Людмила Михайловна

Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже)
<
Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пшеничная Людмила Михайловна. Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Сургут, 1998 204 c. РГБ ОД, 61:98-13/301-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Ориентация будущих воспитателей на творчество как педагогическая проблема

1.1. Общие направления формирования основ педагогического творчества 15

1.2. Ориентация студентов на творчество в условиях гуманизации образования 40

1.3. Специфика подготовки специалистов к преподаванию основ изобразительной деятельности дошкольникам 59

ГЛАВА 2. Процесс творческой ориентации воспитателей в условиях дополнительного художественного обучения в педагогическом колледже 92

2.1. Содержание и назначение эксперимента 92

2.2. Условия, методы и средства развития творческих способностей и формирования творческого опыта студентов 109

2.3 Оценка результативности и эффективности экспериментальной работы 153

Заключение 166

Список литературы 171

Приложения 185

Введение к работе

Совершенствование профессиональной подготовки педагогов -одна из важнейших задач развития общества. Социально-экономическое обновление всех сфер жизнедеятельности общества предъявило педагогической науке массу проблем и противоречий, решение которых связано с формированием высокой общей и профессиональной культуры педагога, его готовности к педагогическому творчеству- Разрешение этих проблем возможно через гуманизацию процесса подготовки будущих специалистов, при которой выявляется и формируется творческая индивидуальность, ибо творчество есть прерогатива свободной, способной к самоуправлению личности.

Духовное становление человека, включающее и эстетическое и творческое развитие, начинается с самого раннего детства. В дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с духовными ценностями общества. Важное место в этом процессе отводится эстетическому воспитанию детей, раскрытию их творческого потенциала. Успешность осуществления этой важной миссии целиком зависит от уровня профессиональной подготовки будущих педагогов и их творческой ориентации.

Анализ практики показывает недостаточность подготовки специалистов дошкольного профиля, что проявляется в низком уровне общей эстетической культуры, узости кругозора, отсутствии необходимых знаний, умений и навыков по организации и управлению сложнейшими процессами изобразительного творчества дошкольников, отсутствии у них элементарного опыта профессионального и

художественного творчества. Множество причин как объективных, так и субъективных являются тормозом положительных изменений в сложившихся условиях. Одна из них та, что современное дошкольное образование не

готово обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов, способных свободно ориентироваться в потоке быстрых перемен, творчески на них реагировать. Критериями развития творческой личности будущего педагога должны стать результаты его деятельности, умение быстро найти оптимальное решение задачи и проблемы, оригинальность замыслов, продуктивность, быстрота и четкость решения, его педагогическая целесообразность и современность, так как эти критерии выступают показателями готовности к педагогическому творчеству.

Художественному воспитанию детей дошкольного возраста уделялось пристальное внимание еще в период становления общественного дошкольного воспитания (Е.А. Аркин (П), П.П. Блонский (18, 19), Н.К. Крупская (78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85), Н.П. Сакулина (146) и др. Вопросам изучения изобразительного творчества и эстетического развития детей посредством изобразительного искусства посвящены работы Н.С. Александрова (4), З.А. Богатеевой (20), Л.А. Блашук (17), Г.М. Вишневой (29), А.А. Грибовской (36), Г.Г. Григорьевой (37), Е.Н.Дмитриева (44), Н.В. Дягилевой (49), Т.Н. Доронова (46), О.О. Дроковой (48), Н.М. Зубаревой (54), Р.Г. Казаковой (61,62), СП. Козыревой (68), Т.С. Комаровой (69,70,71), Л.В. Компанцевой (72), В.Ф. Котляр (73), Н.А. Курочкиной (94), Н.Г. Какауридзе (64), Р.И. Капустиной (66), B.C. Мухиной (109), Ю.В. Максимова (105), Р.А. Мирошкиной

(107), А.Е. Одерий (114), Г.Н. Пантелеева (117), Л.В. Пантелеевой (118), Г.А. Подкурганной (124), Л.А. Раевой (136), Е.С. Рогалевой (141), Н.П. Сакулиной (146), Р.Н. Смирновой (158), В.М. Старостиной (163), Н.Б. Халезовой (177, 178, 179) и других. Каждый из них внес ценный вклад в изучение вопросов создания в детских садах условий для глубокой и целенаправленной работы по проблемам эстетического воспитания и обозначил чрезвычайно важную проблему подготовки воспитателей к творческой профессиональной деятельности в вопросах изобразительного творчества дошкольников.

Необходимость качественной подготовки компетентного воспитателя, способного творчески решать задачи эстетического развития дошкольников, и возможность содействовать процессу развития детского изобразительного творчества исследованы многими педагогами: А.В. Антоновой (10), СВ. Громаковой (38), У.Ш. Ибрагимовым (55, 56), М.Л. Палавандишвили (116) и другими.

За последние годы в дошкольном образовании появился целый комплекс различных условий (нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных), позволяющих реально осуществлять реформы своей деятельности, все же во многих дошкольных учреждениях недостаточно прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, нацеленных на решение этой задачи, что, в первую очередь, требует не только знания специфики художественного творчества, но также наличия высокого творческого потенциала и опыта творческой деятельности самого педагога.

Однако, сложность решения самой проблемы обусловлена множеством причин и первая из них та, что творчество всегда считалось уделом только одаренных от природы людей. Вторая, в невозможности подготовить всех к творческой деятельности, сформировать в каждом студенте педагогического учебного заведения творческую личность. Третья причина в том, что целью педагогического образования была и остается передача будущему специалисту необходимых знаний, умений и навыков, когда студент выступает в роли объекта учебной деятельности, что затрудняет его адаптацию в роли педагога, активного субъекта педагогического процесса.

Просматривается очевидное противоречие между индивидуально-творческим характером педагогической деятельности и, продолжающейся подчас, массовой практикой поточной, поэлементной подготовки педагога.

Выявленные причины и противоречия позволяют нам сделать выводы о необходимости переосмысления содержания и качества подготовки специалистов-"дошкольников" в курсе дисциплин эстетического цикла и включения дополнительного художественного образования будущих воспитателей в педагогических учебных заведениях всех уровней (допрофессиональная, педколледж, педвуз). Но, эффективность профессиональной подготовки специалиста к развитию творческой личности ребенка возможна лишь в специальных условиях, позволяющих осуществлять своеобразный тренинг художественных и творческих способностей студента. Данный подход к подготовке специалистов способствует не только решению проблемы совершенствования профессионального образования педагогов и развитию художественных способностей личности, но и

обеспечивает их конкурентоспособность на рынке педагогических

профессий.

Изучение, имеющихся в современной теории и практике ис
следований по проблемам художественного образования педагогов
дошкольного профиля (Н.С. Александровой (4), А.В. Антоновой
(10), СВ. Гро маковой (38), Е.Н.Дмитриевой (44),

У.Ш. Ибрагимова (55, 56), О.Р. Лагутиной (95), Т.Н. Тарановой (164), Н.С. Фаас (170) и др.) позволило нам сделать вывод о недостаточной исследованности данной проблемы. Наиболее глубоким и всесторонним исследованием ее является работа У.Ш. Ибрагимова "Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей", но в ней также не исследуется процесс подготовки специалистов для изостудий и эстетических центров.

Все научные поиски, связанные с проблемами педагогического творчества, всегда решались в контексте педагогики школы (В.И. Загвязинский (52), В.А. Кан-Калик (65), Н.Д. Никандров (65), М.М. Поташник (131), И.П. Раченко (138, 139) и др.), но так как специфика творческой деятельности воспитателей детского сада не позволяет переносить все рекомендации школьной педагогической науки в дошкольное образование и воспитание, а требует их переосмысления, то проблема в целом требует глубокого дальнейшего исследования. Такие важные предпосылки, как недостаточность теоретической изученности, практическая значимость проблемы и социальная необходимость ее решения, актуализировали тему нашего исследования и позволили сформулировать основную проблему, состоящую в разработке опытного образца модели специалиста

в области управления процессом изобразительного творчества дошкольников.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки воспитателей дошкольного профиля, а предметом - содержательный и процессуальный аспекты творческой ориентации студентов педагогического колледжа.

Целью нашего исследования является выявление, теоретическое обоснование и практическая апробация условий, средств и методов, обеспечивающих творческую ориентацию и качественную подготовку воспитателей к обучению изобразительной деятельности дошкольников.

Гипотеза исследования: дополнительное художественное обучение, если оно осуществляется в условиях оптимального сочетания различных форм аудиторной (внеаудиторной) коллективной (индивидуальной) работы, создабт в педагогическом колледже резервные возможности для повышения творческой активности студента, вовлечения его в режим накопления опыта разнообразной творческой деятельности и ориентирует будущего специалиста на предстоящее профессиональное творчество.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения ряда задач. Задачи исследования:

1. В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выделить основные проблемы подготовки специалистов дошкольного профиля к обучению детей изобразительной деятельности.

  1. Изучить сущностное содержание терминов "творчество" и "креативность", основные положения о творчестве, способностях, специфике педагогического творчества и уточнить понятие "ориентация на творчество".

  2. Определить возможности диагностирования творческого потенциала личности с целью обоснования критериев и показателей ориентации будущих воспитателей на творчество.

  3. Разработать и апробировать условия, средства и методы творческой ориентации специалистов-,,дошкольников" через изучение основ изобразительной деятельности в педагогическом колледже.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использован комплекс методов исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемым проблемам; опрос, наблюдение, анкетирование (практических работников дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педколледжа); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); метод хронотопической локализации, диагностика и самооценка базовых (общепедагогических) и специальных (художественно - творческих) умений студентов, эстетических свойств личности и уровня ориентации их на творчество; анализ продуктов творческой деятельности студентов (конспектов занятий, творческие работы, курсовые и т.п.).

Методологическую основу исследования составили концепции о природе творческого педагогического труда и специфике управления творческими процессами (В.И. Андреев (6, 7,),

Н.В.Кузьмина (87, 88, 89, 90, 91, 92), Ю.Н. Кулюткин (93), Н.Д. Никандров (65), Я.А. Пономарев (126, 127, 128), В.А. Сластенин (155, 156), В.П. Симонов (151, 152, 153) и др.); об аспектах ориентации на творчество как интегративно-личностном образовании (СЮ. Гуревич (40)); о личностно-деятельностном подходе в обучении и воспитании (СИ. Архангельский (12), В.В. Сериков (150), В.П. Симонов (151, 152) и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись

педагогический колледж г. Сургута и его филиал в г. Нефтеюганске, дошкольные учреждения г. Сургута (№1 "Красная гвоздика", № 14"Рябинушка", №3 Г'Золотая рыбка", №34 "Ивуш-ка", №6 1 "Лель", №71 "Дельфин", №73 "Соболек" и др.). Исследованием были охвачены дети дошкольного возраста, студенты, выпускники, воспитатели и преподаватели вышеназванных учреждений. Основные этапы исследования. Первый этап (1993-1994г.г.)

Изучались теоретические материалы до проблеме исследования. Анализировался передовой и массовый опыт художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Исследовалась практика подготовки будущих воспитателей к руководству процессом изобразительного творчества дошкольников. Определились возможности организации творческой учебно-познавательной деятельности студентов в ходе изучения основ изобразительного искусства и методики обучения изобразительной деятельности дошкольников, а также учебной, производственной практики и внеучебной деятельности. В этот же период выявлялась проблема, выдвигалась гипотеза, определялись

объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и разрабатывался план экспериментальной работы.

Второй этап (1994-1996г.г.)

Проводилась опытно- экспериментальная работа по формированию у студентов необходимого комплекса умений в области изобразительного творчества. Апробировалась эффективность экспериментальных программ; создавались оптимальные условия, способствующие накоплению творческого опыта студентов.

Третий этап (1996-1998г.г.)

Сопоставлялись результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Анализировались результаты опытно- экспериментальной работы, подводились итоги, формулировались выводы и теоретические обобщения.

Научная новизна нашего исследования в том, что :

специальному исследованию была подвергнута проблема подготовки будущих воспитателей к работе с дошкольниками (на уровне изостудии);

разработана модель специалиста (готового осуществлять работу в изостудии детского дошкольного учреждения ), конструктивную основу которой составляют дополненные и переработанные нами общепедагогические, специальные (художественно- творческие), а также умения, связанные с процессом эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства.

Практическая значимость состоит:

в разработке и апробации экспериментальных программ по теоретической и практической подготовке будущих специалистов для изостудий (эстетических центров) детских дошкольных учреждений;

в реализации возможностей клубной работы, нацеленной на накопление творческого опыта будущих воспитателей, как тренинга художественно- творческой деятельности;

в использовании комплекса адаптированных к условиям нашего эксперимента и авторских разработок для диагностирования сформированности необходимых умений, наличия определенных свойств и уровня ориентации личности на творчество.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и отдельные аспекты научного поиска обсуждались периодически на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и частных методик; методических объединениях Сургутского педагогического колледжа. Проблемы и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на межрегиональной научно-практической конференции "Личностно-ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров" (г. Сургут, 1994г.), также на конференции преподавателей и аспирантов кафедры педагогики МПУ по итогам научно- исследовательской работы в 1995 году "Совершенствование воспитательно-образо-вательного процесса в школе и вузе" (Москва, 1996г.).

На защиту выносятся три группы результатов:

1. Аналитические результаты:

а) вывод о противоречии между социальным запросом и су
ществующей практикой подготовки специалистов к обучению детей
изобразительной деятельности;

б) утверждение о недостаточной эффективности базисной под
готовки будущих воспитателей в курсе дисциплин эстетического
цикла и резервных возможностях дополнительного художественного
обучения в педагогическом колледже.

2. Теоретические результаты:

Обоснование понятия "ориентация на творчество" как целевой установки личности, зависимости педагогического творчества воспитателя от ряда внутренних и внешних факторов и структуры свойств эстетически развитой личности.

3. Прикладные результаты:

а) разработаны и апробированы:

модель специалиста по управлению процессом обучения дошкольников основам изобразительной деятельности;

программа спецкурса "Народное декоративно- прикладное искусство1';

программа практики по специализации "Руководитель изобразительного творчества детей";

план-комплекс внеаудиторной (клубной) работы, нацеленной на совершенствование профессиональных художественно-творческих способностей;

характеристика 4-х уровней сформированное^ профессиональных умений связанных с изобразительной деятельностью дошкольников;

характеристика показателей сформированности профессионально—исследовательских умений студентов в процессе выполнения курсовых работ;

б) уточнена квалификационная характеристика воспитателя-специалиста по управлению процессом обучения изобразительной деятельности дошкольников;

в) предложена структура анализа свойств эстетически развитой личности в диагностируемых признаках.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи: 1.0 формировании профессиональных умений будущих педагогов //Новейшие исследования в педагогической теории и практике. Сборник научных трудов. -М.: МПУ, 1994 г. С. 96-97. 2. Какого специалиста ждет современный детский сад //Воспитательно-образовательный процесс: стремление к идеалу. Сборник научных трудов. - М.: - Серпухов, 1996 г. С. 74-76. 3.Некоторые нетрадиционные подходы в курсе преподавания изобразительной деятельности в педколледже. //Совершенствование образовательного процесса и управление им. Сборник научных статей под редакцией проф. Симонова В.П. - М., 1997 г. С. 116-118. 4. Ориентация на творчество - основа подготовки современного специалиста. //Совершенствование образовательного процесса и управление им. Сборник научных трудов. - М.: МПУ, 1998. С. 72-73

Общие направления формирования основ педагогического творчества

Обновление образовательной системы в России и переход ее на личностно- ориентированную модель воспитания и обучения должны начинаться , прежде всего, с дошкольного образования . На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству подготовки специалистов дошкольного профиля. Появление в последние годы сети альтернативных дошкольных учреждений, их развитие, обретение ими большей самостоятельности во многих вопросах показало , что сейчас необходим такой педагог , который не только внедряет в практику новые научные разработки, но и сам является творцом педагогической инновационной деятельности.

Глубокое изучение всего спектра проблем подготовки специалистов для дошкольных учреждений позволяет нам констатировать важный для нашего исследования постулат: проблеме подготовки творчески ориентированного педагога уделяется серьезное внимание. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров рассматривали педагогическое творчество как "выход за пределы норм" (65), В.И. Загвязин-ский - как "новизну в преобразовании" (52), М.М. Поташник - как умение "оптимизировать учебно-воспитательный процесс" (131), И.П. Раченко - как высшее проявление педагогического опыта, который "не принимается", а проектируется и создается самим учителем на основе научной организации педагогического труда (138).

Однако учитывая, что все научные поиски, связанные с проблемой творческой деятельности, всегда решались в рамках педагогики школы, мы видим назревшую необходимость в дальнейшем изучении различных аспектов педагогического творчества и специфики творчества педагога дошкольного профиля. Приступая к исследованию обозначенных проблем, изначально определимся в объеме и сущностном содержании термина "творчество" ("креативность"), а также основных, сопряженных с ним понятий и категорий. Представим ряд дефиниций анализируемого понятия:

Творчество- высший уровень познания . Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области. Иначе человек будет ломиться в открытую дверь (1 И, с.281). Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество/, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер ( 24, с. 54). Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (135, с.136). Творчество - высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне).

Сравнивая эти определения между собой и с другими (173,с.185; 174,с.642), мы видим, что творчество - это деятельность, высшая форма активности человека, которая "создает", "порождает" "нечто качественно новое,..," "оригинальное", "ценное", результатом которой являются "духовные ценности".

Совершенно иначе дает определение понятию "творчество" А. Горальски. Он считает, что, познавая вещи сложные и может быть изменчивые (их пример - творчество), необходимо поступать так: добровольно и сознательно отказаться от попыток охвата вещи как таковой (на уровне дефиниции это выражается отказом от намерения найти определение, завершающее поиск...), искать возможно большее количество взаимонезависимых подходов к познаваемой вещи - это выражается согласием на частичные определения; для этого их необходимо получить много с тем условием, чтобы каждое следующее вносило существенно новое содержание в предыдущее ( 33, с. 153). А далее, придерживаясь принципа комплиментарности (взаимодополнений), А. Горальски переходит к рассуждениям о познании творчества. Ответ на вопрос "Что это такое творчество?" такой: "Творчество есть новое", но так как не всякое новое есть творчество, то "значит, творческое - это новое и ценное". Затем рассуждения о деятельности и ее ценностной потребности приводят автора к утверждению: "Деятельность всегда является творческой, когда направлена на достижение гуманистической ценности и предпринята в условиях недостаточности средств". А из этого, по мнению автора, следует: "Творчество - это средство. Оно, без сомнения, является средством самовыражения, средством реализации, средством самосохранения" ( 33). Таким образом, целая серия определений получена, как сказал А. Горальски, "здесь и сейчас". Нам представляется наиболее любопытным и соответствующим нашему исследованию его размышления о творчестве педагога в связи с прошлым, будущим и настоящим, т.е. углубляясь во время. Учитывая это, рассмотрим творчество педагога, обязанность которого -передача ученикам достояния минувших поколений, осуществляемая определенными средствами. Что определяет ядро этих средств? Оно в том виде творчества, в котором педагог, будучи выразителем настоящего, осуществил своеобразный диалог с прошлым, выбирая для своей передачи именно то, что одновременно воспринимается как необходимое и желаемое. Переходя от связи творчества с будущим, выразим это так: творчество- это попытка формировать будущее. И наконец, творчество, воспринимаемое в ретроспективе прошлого и перспективе будущего, коренным образом касается настоящего (33). Все выдвинутые определения получены по принципу комплиментарности. "И это не предел", - утверждает А. Горальски, так как, согласно данному принципу, такой поиск никогда не кончается, а самое главное потому, что "творчество творит самое себя, значит, и объем, и содержание этого понятия есть и будут изменчивы".

Специфика подготовки специалистов к преподаванию основ изобразительной деятельности дошкольникам

В последние годы проведен целый ряд исследований, в которых раскрывается специфичность подготовки специалистов-дошкольников и анализируется исторический аспект становления системы подготовки кадров данного профиля (А.В. Антонова (10) СВ. Громакова (38), У.И. Ибрагимов {55), М.Л. Палавандишвили (116), Л.Г. Семушина (149), Т.Н. Таранова (164) и др.).

Обратим особое внимание на одно фундаментальное исследование, которое проводилось доктором педагогических наук М.Л. Палавандишвили в 1990г (116). На сегодняшний день нет более крупного по масштабам и широте охватываемых проблем труда, в полной мере осветившего всю многоаспектность подготовки педагогов - дошкольников. Учитывая особенности современного этапа развития нашего общества и связывая его с кризисным состоянием образования, что прежде всего выражается в рассогласовывании его целей с реальными результатами, М.Л. Палавандишвили существенно пересмотрела и уточнила цели , задачи, содержание подготовки педагогических кадров, в частности, воспитателей детского сада, ориентированных на воспитание активной творческой личности с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности (116, с.З). Разработанная автором концепция целостно-личностного подхода к системе психолого-педагогической подготовки будущего воспитателя детского сада на основе формирования у него установки на творческое овладение данной профессией существенно обогатила теоретические представления о целях, задачах, содержании и структуре этой подготовки как предпосылки повышения эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду с целью полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста.

Проблеме подготовки творчески ориентированного специалиста для детского сада уделяется серьезное внимание лишь на уровне декларирования.

Так, Н.Н. Подьяков подчеркивает, что "накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, проявляющихся в неистощимой фантазии, в разнообразии детских игровых замыслов"(123). В то же время развитие этих качеств у ребенка диалектично связано с творчеством и мастерством самого педагога - "дошкольника", где одним из основных показателей является сформированность профессионально-педагогических качеств воспитателя.

По утверждению В.И. Логиновой, специальному анализу проблема педагогического творчества воспитателей дошкольных учреждений не подвергалась (47), решение же проблемы развития педагогического творчества она связывала с гуманизацией процесса подготовки будущих специалистов-дошкольников. Именно гуманизация педагогического процесса позволит "изменить деятельность воспитателя, заставить отказаться от стереотипных шаблонов и стандартов при организации работы дошкольных учреждений, поможет создать условия для раскрытия творческого потенциала педагога, ибо, лишь став творческой личностью, педагог сможет успешно развивать творческую активность дошкольников" (47,с.54-59).

В работе "Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника" В.И. Логинова выступает против авторитарного, "усредненного", стандартного учебно-воспитательного процесса, рассчитанного на абстрактного человека, против "превалирования форм долженствования по отношению к ребенку", против "жесткого отбора средств воспитания". При таком подходе оказывается "невостребованной обществом и сама талантливая личность педагога, от которой требуется работа только в жестких рамках стандартов"(101).

Авторитарному подходу к деятельности детей и воспитателя В.И. Логинова противопоставляет демократический, когда целью воспитания является личность. Сущность категории "педагогическое творчество" близка понятию творчество - таково мнение В.И. Логиновой, но оно явление более конкретное и в значительной мере профессионально-ориентированное, оно выступает как социально-исторический феномен. Исследователь связывает его такими с достижениями педагогической мысли всех времен и народов.

Содержание и назначение эксперимента

Одной из важнейших задач современной теории и практики педагогического образования является повышение требований не только к уровню профессионализма будущего специалиста, но и возрастания его личностной значимости. Сегодня требуется педагог, способный к самостоятельной разработке и внедрению творческих проектов обновления образовательной системы. Современный педагог должен не только широко и глубоко знать свой предмет и владеть разнообразными методическими приемами, но и иметь основательную психолого — педагогическую подготовку, стремиться к творчеству.

Развитие творческих способностей наиболее тесно связано с раскрытием индивидуальности. Творчество как потенциальная возможность заложено в каждом человеке. Поэтому знание того, что блокирует его проявление и, наоборот, способствует его активации у каждого человека, необходимо для развития творческой индивидуальности в процессе обучения.

Наш эксперимент осуществлялся в контексте новых целей, идей и ценностей, выдвигаемых условиями обновления общественных педагогических институтов, и позволял переосмыслить сложившуюся практику подготовки специалистов дошкольного профиля к эстетическому воспитанию детей посредством изобразительного искусства.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе дошкольного отделения Сургутского педагогического колледжа и охватывала процесс учебной, учебно-производственной и внеаудиторной работы.

Участники эксперимента определялись следующим образом:

1. Одна группа из 45 человек должна была обучаться по программам традиционно предлагаемым (государственным), но включающим определенные изменения, выражающиеся в обогащении теоретических материалов и увеличении степени отработки практических навыков. Эта группа определялась как контрольная (3), на фоне которой возможно было отслеживать протекание эксперимента в двух экспериментальных группах(1, 2).

2. Задачи эксперимента предписывали выделить две экспериментальные группы. Они формировались в условиях различных уровней мотивации к учебной деятельности. Одна группа из 18 человек выбрала специализацию по интересу самостоятельно, осознанно (приняв возможность получить дополнительную специальность как удачную), и в нашем эксперименте она условно определена- группа 1.

Вторая группа из И человек была поставлена перед вынужденным выбором данной (либо другой специализации), так как воспитатели остаются не востребованными на сегодняшний день, ее мы условно обозначили - группа 2.

Для групп 1 и 2 нами использовались авторские программы, разработанные в трех направлениях (учебная, учебно-производственная и внеаудиторная работа).

Следует сразу же оговориться, что в условия эксперимента не входил специальный отбор студентов по уровню их изобразительных возможностей. Единственным условием было желание (в одном случае - самостоятельное, в другом- "вынужденное").

Для удобства и наглядности восприятия мы представляем план эксперимента в виде рисунка (см. Рисунок 8).

Экспериментальная работа строилась е три этапа*

Первый этап предполагал следующие структурные части:

1. Мотивационно-целевая установка на выбор специализации для групп 1,2.

2. Предъявление стандартов и квалификационных характеристик:

а) действующих для специальности — группе 3;

б) дополненных для специализации - группам 1 и 2 (Приложение 1).

3. Обследование базового профессионализма студентов на уровне умений.

4. Обследование знаний, умений и навыков специальных (основ изобретательного искусства и изобразительной деятельности).

5. Диагностика уровня ориентации студентов на творчество на начальном этапе.

6. Самооценка студентами педагогических и специальных умений.

7. Анализ эстетических свойств студентов экспериментальных групп (1, 2).

Похожие диссертации на Ориентация будущих воспитателей на творчество (В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже)