Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Акинфиев Сергей Ильич

Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в.
<
Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Акинфиев Сергей Ильич. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2001 219 c. РГБ ОД, 61:02-13/915-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ш.А.АМОНАШВИЛИ С.18

1.1. Ведущие целевые ориентиры образования и воспитания С.18

1.2. "Момент истины" как аксиологическая характеристика педагогической позиции учителя

1.3. Целостность гуманного педагогического процесса С.50

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С. 83

2.1. Аксиологический аспект обучения на содержательно-оценочной основе С. 83

2.2. Эмоциональность педагогического процесса С. 101

Глава III. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ш.А.АМОНАШВИЛИ С.124

3.1. Духовность как основа профессионализма учителя С.124

3.2. Профессиональное мастерство С.141

3.3. Об индивидуальном стиле педагогической деятельности С. 172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.190

ПРИЛОЖЕНИЕ С.205

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С.211

Введение к работе

Актуальность и проблема исследования. В современной общеобразовательной школе России педагогический процесс осуществляется преимущественно на основе авторитарно-императивной педагогики. Ее антиподом является гуманно-личностная педагогика, получившая мировое признание в конце XIX - XX веке. В России (СССР) у истоков этой педагогики стояли такие выдающиеся деятели, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Огромный вклад в гуманно-личностную педагогику внес крупный отечественный ученый-психолог и педагог Шалва Александрович Амонашви-ли, чье творчество достигло расцвета в 70-90-е годы XX века и успешно продолжается в наши дни, в начале XXI столетия.

В трудах Ш.А.Амонашвили глубоко обоснована с точки зрения философии, психологии и педагогики целостная концепция нового типа образования и изложены пути его реализации, раскрыты основы искусства гуманистического воспитания. Свою педагогическую концепцию ученый назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителя вверх. Его концепция вбирает в себя научные и духовные знания, учительский передовой опыт, обобщенный и систематизированный личный профессионально-педагогический опыт, результаты тридцатилетней научно-исследовательской деятельности. Педагогическая концепция Ш.А.Амонашвили как плод нового, гуманного педагогического мышления включает в себя истины и идеи, открывающие возможности непрерывного обновления педагогического процесса, совершенствования творчества, профессионализма учителя. Ведущим постулатом его концепции является вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы последнего, уважение и утверждение личности, направление ее на путь служения добру, истине, красоте,

справедливости. Данная концепция включает и идею единства материального и духовного, рационального и иррационального, научного и религиозного, земного и космического, вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая немыслима без развития и совершенствования духа. Положения этой концепции направлены на облагораживание души и сердца ребенка, а знания рассматриваются как необходимое условие созидания, творения блага. Концепция нацелена на воспитание детей самой жизнью. Суть гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили видит не только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью которых они должны быть достигнуты. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А.Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.96-97).

Творческая, качественная реализация целей и задач, средств и методов образования, обучения и воспитания, раскрытых в концепции Ш.А.Амонашвили, способствует достижению высокого уровня духовного, нравственного, интеллектуального развития личности каждого ребенка. Это доказано многолетней практикой отечественной школы. Автор концепции свои теоретико-методологические положения, постулаты, принципы и закономерности гуманно-личностной педагогики обобщил и применил к начальному образованию. Однако его концепция в основе своей может быть претворена в жизнь во всех классах средней общеобразовательной школы.

Ш.А.Амонашвили показал, что в гуманно-личностной педагогике цель, задачи, содержание, средства и методы формирования личности реализуются успешно, если учитель воплощает в себе такие высшие

общечеловеческие качества, как любовь к детям, уважение личности ребенка, справедливость, доброта, терпение, скромность, мужество, оптимизм, интеллигентность, стремление к творчеству, духовность, мудрость, преданность учительскому делу, понимание своего учительского величия. Творческий поиск учителя должен основываться на воспитании школьников с их же позиции. Как "человек из будущего", учитель глубоко верит в познавательные способности детей, делает их жизнь здоровой и радостной, стремится к тому, чтобы школьники были соучастниками своего воспитания и обучения.

В день своего семидесятилетия Ш.А.Амонашвили в беседе с корреспондентом газеты "Труд" подчеркнул особую актуальность гуманной педагогики в наши дни, когда российские чиновники усиленно насаждают технократизм и авторитаризм в школе, грозят уволить всех учителей, не владеющих компьютером (заметим, что во многих школах компьютеров еще нет!). В этой связи педагог спрашивает: "А как же душа, сердце, талант - это уже не нужно школе?" И здесь же отвечает:

"Надо создавать высокие цели и намерения и закладывать их в ребенка. Он не должен быть предоставлен сам себе в сотворении своего духовного мира, особенно в такие времена. Это для него величайшая трудность. Ему обязательно, как витамин, нужны сильные и добрые примеры, нужны герои..." (Труд, 2001, 6 марта).

Видный отечественный педагог и журналист В.Ф.Матвеев (1932-1989), один из организаторов общественно-педагогического движения за гуманно-демократическое обновление советской школы, идеолог методической системы "педагогика сотрудничества", на съезде Творческого Союза учителей в г.Сочи (1989) справедливо утверждал: "Сейчас учительством принята педагогическая линия: Сухомлинский-Амонашвили, в основе которой личностно-гуманный подход к ребен ку (Цит: В.Гуливатый. Учитель света и радости // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Часть 1.- Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993, с.6).

Педагог В.Гуливатый по праву называет Шалву Александровича "человеком действенной гуманистической мысли и одухотворенного дела". Он пишет: "Амонашвили первый, кто во имя защиты детства возвращает школьную педагогику в науку... Он объясняет, как вернуть в школу радость и свет, как сделать ее мастерской человечности. Только на любви держится действительный гуманизм в педагогике" (Гуливатый В. Учитель света и радости // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Часть 1.- Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993, с.6).

Созданная Ш.А.Амонашвили педагогическая концепция, основанная на гуманно-личностном подходе к учащимся, была рекомендована в 1992 году Министерством Образования Российской Федерации к внедрению в практику общеобразовательной школы как новая педагогическая технология (См.: Вестник образования, 1992, №3).

Нельзя не согласиться с утверждением Д.Д.Зуева, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, главного редактора "Антологии Гуманной педагогики", в том, что концепция гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, его книга "Школа Жизни" "играет и будет играть в системе образования огромную роль, ибо прежде всего через чтение и внутреннее осмысление прочитанного, возникает у учащихся массовой школы образ, наиболее полно отражающий личностное отношение ребенка к описываемому явлению, формируется наиболее полное представление о предмете, предлагаемом к постижению... Книга прочно, искренне верю, что навсегда, -займет свое место в уникальном явлении из ближайшего будущего гуманной педагогики, имя которому "Школа Жизни" (Зуев Д.Д.

"Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.106-107).

Заслуживает внимания оценка книги "Школа Жизни" и педагогической концепции Ш.А.Амонашвили, данная видным отечественным психологом и педагогом, крупным деятелем народного образования А.Асмоловым: "Скажу лишь, что трактат "Школа Жизни", хотя и посвящен прежде всего начальной школе, являет собой долгожданную мировоззренческую педагогику, которая как воздух нужна всему нашему образованию. Вряд ли я сильно погрешу против истины, если замечу, что сам Шалва Александрович Амонашвили - большой ребенок, который строит трактат по образу и подобию своему. Ведь им, как и описываемым им ребенком, правят те же неиссякаемые страсти - страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Читая этот трактат, обретаешь надежду, что все наши мытарства не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься верой, что все мы - учителя, как бы ни было тяжело, представители самого вдохновенного искусства на свете — искусства гуманистической педагогики" (Асмолов А. Введение в Мир по имени Амонашвили // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.З).

Министерство образования Российской Федерации в циркулярном письме № 108112 от 30 марта 1999 года, подписанном Министром В.М.Филипповым, обратило внимание руководителей органов управления Образования субъектов Российской Федерации, ректоров (директоров) учебных заведений высшего и среднего профессионально-педагогического образования на необходимость "целенаправ-ленной работы по формированию у учителя двадцать первого века гуманного педагогического мышления, уходящего своими корнями в

глубины Российского и мирового классического педагогического наследия". В названном документе отмечена особая роль, которую выполняет выпускаемая под редакцией Ш.А.Амонашвили серия книг "Антологии Гуманной педагогики" - первое в России краткое, академически выверенное издание ключевых книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Вместе с тем в названном циркулярном письме указано, что издана книга Ш.А.Амонашвили "Школа Жизни" -Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики и разработанных им положениях его педагогической концепции. Министр образования В.М.Филиппов рекомендовал "Антологию Гуманной Педагогики", труды Ш.А.Амонашвили использовать в учебном процессе школы и при подготовке учителей.

Современная отечественная педагогика и школа испытывают большую потребность в научно обоснованных положениях и методических рекомендациях, направленных на реализацию гуманно-личностных подходов к учащимся, на развитие у них прирожденных способностей в обучении и воспитании в процессе преодоления противоречий и трудностей в соответствии с их индивидуальными возможностями, с учетом заложенных в них духовных и природных сил. Основными недостатками традиционной (авторитарной) педагогики является отсутствие в ней подхода к воспитанию как развитию, восхождению внутреннего духовного и душевного состояния личности, что является направляющей силой всей целостной жизни человека. Присвоение знаний, облагораживание личности должно осуществляться через сердце и духовность, а поэтому необходимо, чтобы воспитание опережало обучение. Образование в гуманно-личностной педагогике Ш.А.Амонашвили рассматривается как процесс питания ду ши и сердца всем лучшим, возвышающим человека, одухотворяющим его плодами общечеловеческой культуры.

Основной целью новой школы - Школы Жизни, построенной на фундаменте гуманно-личностной педагогики, выступает оказание помощи ребенку в его становлении, развитии, формировании личности благородного человека путем раскрытия его природных и духовных сил. Только такая школа может предотвращать негативное влияние социальной среды, политической и нравственной индоктринации, навязывание худших образцов западных буржуазных ценностей путем внушения, выработки стереотипов, внедрение чуждых доктрин, насаждение примитивизма, пошлости, разврата, агрессивности, преступности, антинауки и других общественных пороков. Средством достижения названных выше целей и задач воспитания и образования является реализация педагогической концепции Ш.А.Амонашвили в деятельности Школы Жизни. Разработанные им в 70-90-е годы положения названной концепции получили дальнейшее развитие в конце XX-начале XXI столетия.

Отдельные вопросы исследуемой проблемы в некоторой мере освещались в педагогической литературе конца XX века. Так, вопросы содержательной оценки знаний учащихся в структуре их учебно-познавательной деятельности анализировались в журнальных статьях В.Гуливатого (1993), М. Константиновского (1997), Д.Д.Зуева (1999). Сущность, основные параметры и краткая характеристика гуманно-личностной образовательной технологии Ш.А.Амонашвили рассматриваются в учебном пособии Г.К.Селевко "Современные образовательные технологии" (1998). Целевые ориентиры образования и воспитания концепции Ш.А.Амонашвили даны в учебниках по педагогике под редакцией В.И.Смирнова (2000), В.А.Сластенина (2000), в курсах лекций по педагогике В.В.Макаева (1992), Т.А.Стефановской

(1998). Эмоциональность педагогического процесса в свете концепции Ш.А. Амонашвили освещается в лекции О.И.Берестовской, включенной в экспериментальное пособие по педагогике под редакцией В.В.Макаева(1992).

Проведенный нами анализ источников и педагогической литературы позволил установить, что в отечественной истории педагогики и образования рассматриваемая проблема не нашла должного освещения. Не исследованы ведущие целевые ориентиры образования и воспитания в педагогической концепции Ш.А.Амонашвили, целостность гуманного педагогического процесса, ведущие черты этого процесса. Не выявлены особенности гуманно-личностной образовательной технологии в этой концепции. Не получил научного обобщения и оценки один из основных вопросов концепции Ш.А.Амонашвили - аксиологический аспект оценивания учебно-познавательной деятельности школьников, а также вопрос об эмоциональности преподавания. Для педагогической науки и школьной практики, совершенствования подготовки учителей представляют ценность анализ результатов исследования Ш.А.Амонашвили аксиологического аспекта профессиональной деятельности учителя, в том числе проблема духовности учителя, являющаяся источником его профессионализма, а также индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.

Противоречия социального, психологического и педагогического характера, недостаточное освещение в педагогической литературе идей, теорий гуманно-личностной педагогики, в том числе концепции Ш.А.Амонашвили, опыта ее реализации в современных условиях, а также теоретическая и практическая значимость названных выше вопросов - все это свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы в историческом аспекте. Сказанное определило тему нашей

диссертационной работы: "Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А.Амонашвили (70-90-е годы XX века)".

Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике ведущих положений, идей гуманно-личностной педагогики, разработанной в 70-90-е годы XX века Ш.А.Амонашвили.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: теория и практика педагогического процесса в России в 70-90-е годы XX века.

Предмет исследования: гуманно-личностная педагогическая концепция Ш.А.Амонашвили, созданная в 70-90-е годы XX века и успешно развивающаяся в наши дни.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи диссертационной работы:

1.Проанализировать и охарактеризовать разработанные Ш.А.Амонашвили в 70-90-е годы теоретические основы гуманно-личностной педагогической концепции.

2.Выявить особенности гуманно-личностной образовательной технологии, разработанной Ш.А.Амонашвили.

3.Раскрыть аксиологический аспект профессионально-педагогической деятельности учителя в концепции Ш.А.Амонашвили.

4.Показать с позиций историзма актуальность и прогностическое значение педагогической концепции Ш.А.Амонашвили, определить его вклад в гуманно-личностную педагогику.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался идеей признания философского, гносеологического плюрализма, в том числе допустимости единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического. Принималась во внимание мысль о том, что воспитание есть общечеловеческая ценность и что его развитию присущи пре имущественно гуманистические традиции. Гуманное педагогическое мышление признается как вечная истина и как стержень всякой педагогической теории, концепции, как ведущий фактор постоянного обновления школы, творческой деятельности учителя.

Педагогические факты, явления, идеи изучались в их диалектическом единстве и взаимосвязи. Подбор и оценка фактов, явлений, их анализ осуществлялись объективно. При этом имела место связь объективного с субъективным, логического с историческим. К анализу и обобщению педагогических фактов, явлений, теорий применялись конкретно-исторический, культурологический и системный подходы.

Теоретические основы исследования составили положения, идеи и концепции в которых раскрыты:

-сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Л.Ю.Гордин, Д.Д.Зуев, П.Ф.Каптерев, В.М.Коротов, Я.Корчак, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, В.А.Слас-тенин, А.Т.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.Г.Филонов, Е.Н.Шиянов и др.);

-специфика воспитательной работы (Г.Г.Воробьев, Р.Г.Гурова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, Л.И.Ру-винский, В.Н.Сорока-Росинский, Н.Е.Щуркова и др.);

- историко-педагогический процесс как составная часть историко-культурного процесса (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, В.Н.Вульфсон, Н.К.Гончаров, В.И.Додонов, А.Н.Джурин-ский, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, 3.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, И.А.Шоров и др.);

- психологические основы обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов и др.).

Использовались следующие основные методы историко-педаго-гического исследования: анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; накопление и фиксация фактов науки и опыта; сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

Источники исследования: труды Ш.А.Амонашвили; государственные документы СССР и Российской Федерации; произведения видных педагогов России и зарубежных авторов, периодическая печать, материалы и документы, хранящиеся в личных фондах.

Этапы исследования. Первый этап (1997-1999) включал сбор фактического материала, его анализ и систематизацию на основе разработанных соискателем теоретико-методологических подходов. На втором этапе (1999-2000) обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, подводились итоги исследования, делались теоретические обобщения и выводы, подготавливались материалы для публикации. На третьем этапе (2000-2001) завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике даны анализ и характеристика теоретических основ гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А.Амонашвили. При этом выявлено, что важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентиро-ванное взаимодействие учителя и учащихся, их добровольное сотрудничество. Особая роль отводится воспитанию духовности личности, становлению Благородного Человека, внутренней нравственно-волевой мотивации учения. Даны теоретическое обоснование и функ циональная характеристика созданной педагогом гуманно-личностной образовательной технологии (на материале обучения младших школьников и создания эмоциональности в преподавании), показана высокая эффективность этой технологии. Исследован аксиологический аспект профессионализма учителя, выявлена ведущая черта этого профессионализма - духовность учителя. Раскрыты источники и компоненты педагогического мастерства учителя, охарактеризована сущность индивидуального стиля педагогической деятельности (личного "почерка" учителя) в концепции Ш.А.Амонашвили.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что выявлена целевая ориентация педагогической концепции Ш.А.Амонашвили и основанной на ней технологии образования и воспитания. Эта ориентация включает такие составные, как демократизация школы и личности, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях учителя и учащихся, приоритет личностных отношений, предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности, становление личности Благородного Человека путем раскрытия его сущностных сил, облагораживания души и сердца ребенка, развития его познавательных способностей, творчества.

Разработанные Ш.А.Амонашвили вопросы гуманно-личностной педагогики включают в себя систематизированные научные знания, способствующие более полному и глубокому осмыслению сущности современного педагогического процесса и критическому использованию этих знаний в дальнейшем развитии науки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной школе в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебные по собия и учебники по педагогике для педучилищ и педвузов, использоваться для подготовки и повышения квалификации учителей, работников образования, а также родителями учащихся.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников, соответствием методов исследования цели и /задачам диссертационной работы, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда высших педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Результаты анализа и обобщения теоретических основ гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А.Амонашвили:

- воспитание основывается на целостностной природе ребенка и ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей совокупности качеств личности;

- школа обеспечивает полноту жизни учащихся, осуществляет развитие, воспитание и образование с помощью самой жизни;

- обучение становится смыслом жизни, "моментом истины", если оно управляется с позиций самих учащихся;

- образование - процесс духовного развития личности, питания души и сердца всем лучшим, добрым, человеческим, жизнеутверждающим, а также активного участия детей в различных видах деятельности сообразно их возрасту;

- целостный педагогический процесс имеет гуманно - демократическую направленность, ориентирует на создание в обучении и воспитании атмосферы сотрудничества, исключает принуждение, создает условия для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, раскрытия индивидуальности и уникальности личности;

- ведущей формой жизнедеятельности учащихся является урок.

2. Результаты исследования аксиологической сущности и особенностей технологии обучения на содержательно-оценочной основе (в начальной школе):

- самооценка учения школьником как составная часть педагогического процесса;

- гуманно-демократический характер обучения без отметок;

- продолжение жизни учащихся на уроке;

- технология создания эмоциональности педагогического процесса как стимулирование "ситуации успеха".

3. Обобщение с позиций историзма опыта исследования Ш.А. Амонашвили аксиологического аспекта профессионализма учителя:

- духовность учителя как основа его профессионализма;

- педагогическое творчество;

- индивидуальный стиль ("личный почерк") педагогической деятельности.

4. Выводы и рекомендации, способствующие совершенствованию целостного педагогического процесса на фундаменте гуманно- личностной концепции Ш.А.Амонашвили.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались в 2000-2001 г.г. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на научно-практических конференциях Ставропольского института им.В.Д.Чурсина (2000, 2001), на III Международном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 2001), на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции Пятигорского городского клуба молодых ученых (2000,2001).

Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, преподавателями Карачаево-Черкесского филиала Московского открытого социального университета, Ставро польского института им.В.Д.Чурсина, на лекциях, спецсеминарах по педагогике, при выполнении дипломных и курсовых работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, объем которых составляет 80 страниц.

Ведущие целевые ориентиры образования и воспитания

Теоретической основой гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили считает классическую формулу, устанавливающую, что ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет, а поэтому и школу следует рассматривать не как место подготовки детей к жизни, а как саму жизнь. Эту идею наиболее полно обосновали Ж.Ж.Руссо, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Дж.Дьюи. В частности, К.Д.Ушинский писал: "Педагоги часто забывали, что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности" (Ушинский К.Д. Собр. соч., т.8, с.23). Дж.Дьюи, не отрицая необходимости подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, отмечал, что в школьные годы ребенок живет полной своей жизнью соответственно возрасту. Чем полнее детская жизнь, чем разнообразнее деятельность школьников, тем успешнее они развиваются и готовятся к жизни. Он писал: "Жизнь детей в школе должна быть такой же, как и вне школы, только еще лучше потому, что в школе можно помочь детям научиться работать плодотворно и не в одиночку, а друг с другом" (Дьюи Д. И Дьюи Э. Школа будущего. - Берлин: Госиздат, 1922, с.31). Школу он называл "частью жизненного опыта ребенка". Школа не достигает своей цели, если она не обеспечивает полноты проживания жизни ученика. Каждый ученик на основе жизненного опыта должен познать то, что ему кажется полезным.

Ш.А.Амонашвили утверждает, что задачей образования и воспитания учащихся является обеспечение полноценной их жизнедеятельности на каждом из возрастных этапов их развития. Полнота жизнедеятельности является необходимым условием развития, воспитания и социализации личности. "Надо открыть ребенку саму жизнь, - пишет он, - помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для ее улучшения, выбрать в ней верный путь... Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность" (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни // Учительская газета, 1996, № 15).

Учебно-воспитательное заведение, основанное на идеях гуманно-личностной педагогики, Ш.А.Амонашвили называет Школой Жизни. Ведущим принципом этой школы он провозглашает развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни. И хотя в своем трактате "Школа Жизни" он раскрывает основные положения гуманно-личностной педагогики начальной ступени образования, его положения сохраняют свое значение для последующих ступеней школьного образования.

Школу Жизни Ш.А.Амонашвили определяет как пространство, насыщенное процессом образования. Понятие "образовательный процесс" он отождествляет с понятием "педагогический процесс" и подчеркивает, что этот процесс "прозрачен, как воздух, но так же необходим для жильцов Школы Жизни, устремленных к развитию, взрослению и свободе, как воздух".

Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили зиждется на следующих трех постулатах, т.е. исходных положениях, принимаемых без доказательств, на веру, как это подсказывают интуиция, подсознание, предчувствие, внутренняя устремленность и оправдывает деятельность, опыт (верю, потому что нельзя доказать).

Первый постулат: ребенок есть явление в земной жизни, а не случайность. Он рождается на зов людей, как друг, он необходим другим людям.

Второй постулат: ребенок как явление несет в себе свою жизненную задачу, жизненную миссию, которой должен служить. Его служение должно быть обращено на благо людей.

Третий постулат: ребенок - высшее творение Природы и Космоса. Он несет в себе их такие черты, как могущество и безграничность, стремится к одухотворению своей природы, к познанию.

Вера в ребенка, согласно этим постулатам, есть оправдание педагогической деятельности, а деятельность - углубление веры. Вера в ребенка позволяет строить оптимистический, гуманный педагогический процесс (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни // Учительская газета, 1996, № 16).

В трудах Ш.А.Амонашвили определена целевая ориентация школы, создаваемой на принципах гуманно-личностной педагогики: развитие, формирование и социализация личности. Эту цель образовательного процесса он выводит из высшего гуманного идеала цивилизованного общества, сформулированного в заповедях Нового Завета: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". Данный целевой ориентир означает способствование становлению в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств: "формирование облика Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина" (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни // Учительская газета, 1996, № 18).

Аксиологический аспект обучения на содержательно-оценочной основе

Совершенствование образовательной системы, педагогического процесса в России сопровождается развитием педагогических технологий.

Современная наука о воспитании рассматривает педагогическую технологию как последовательную взаимосвязанную систему действий учителя, направленных на решение воспитательно-образовательных задач, как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология представляет собой совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление определенных принципов обучения и воспитания в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность учителя (См.: Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. уч. зав. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М.: Школа - Пресс, 1998, с.330-331).

В гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили получила обоснование и развитие инновационная педагогическая технология, выдвинутая требованиями гуманизации и демократизации российского общества и являющаяся результатом многолетней опытно-экспериментальной работы педагога - технология обучения младших школьников на содержательно-оценочной основе. В этой технологии четко прослеживается теоретико-методологический фундамент, раскрываются особенности содержания и методов обучения и воспитания, приводится фактический материал, позволяющий характеризовать сущность и практическое значение новой педагогической технологии. Названная технология является одной из ведущих черт педагогической концепции Ш.А.Амонашвили.

Многолетние экспериментальные исследования Ш.А.Амонашвили оценочной основы педагогического процесса показали, что отметки вызывают у учеников неадекватные мотивы учебно-познавательной деятельности, разрушают эту деятельность, приводят к расслоению ученических коллективов на ярусы: хорошие ученики (отличники), средние ученики (троечники) и слабые (двоечники). Последние рассматриваются в педагогическом коллективе как "трудные", "тянущие класс назад", "позорящие класс и товарищей". Зачастую отметка создает конфликтные отношения в детском коллективе, а также между учащимися и учителем. Разрыв коллективных связей представляет затруднения для эмоциональной жизни школьников, их нравственного и социального становления. "Отметка, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащегося, - заключает педагог, - в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения" (Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990, с.41).

Аксиологический аспект названной технологии Ш.А.Амонашвили раскрывает следующим образом. Учебно-познавательная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, есть конкретный автономный акт длительного и постепенного процесса учения. Основными компонентами (звеньями) этого процесса являются следующие:

- осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

- построение плана ее разрешения;

- практическое решение задачи;

- контроль над процессом разрешения задачи;

- контроль и оценка результата в соответствии с эталоном;

- определение цели и задач дальнейшего совершенствования знаний, умений, навыков, способов деятельности (См.: Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995, с.381).

Духовность как основа профессионализма учителя

Понятие "учитель" в гуманной педагогике Ш.А.Амонашвили наполнено новым содержанием - высоким духовным смыслом. Оно раскрывается с помощью таких базисных характеристик, как "Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет"; "смысл Жизни"; "Любовь"; "Знания"; "Мудрость". Понятие "учитель" педагог органически связывает с понятием "ученик" и раскрывает последнее с помощью базисных характеристик: "Дух, ищущий, принимающий Свет"; "Жизнь"; "Любовь"; "Знания"; "Мудрость".

Взаимосвязь и взаимообусловленность понятий "учитель" и "ученик" Ш.А.Амонашвили объясняет Вселенским единством, целостностью сути этих обобщающих понятий. Поясняя сказанное, он пишет: "Учитель есть соработник у Бога, его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, - как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, -то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребенка будут искажены, миссия его будет погублена" (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.80).

Учитель, утверждает Ш.А.Амонашвили, должен способствовать духовному восхождению человечества и Человека, выживанию и спасению жизни на Земле, а поэтому его не должны покидать искренняя любовь и преданность каждому ребенку, чувство ответственности за судьбу каждого воспитанника, стремление понимать каждого из них. Чтобы профессиональная деятельность каждого учителя наполнялась духовным смыслом, она должна основываться на следующих педагогических аксиомах, т.е. исходных положениях науки, принимаемых без доказательств и составляющих фундамент истинности последующих положений педагогики:

- Личность воспитывается Личностью;

- Благородный человек воспитывается Благородным человеком;

- Любовь воспитывается Любовью;

- Доброта воспитывается Добротой;

- Сердце воспитывается Сердцем.

Для учителя должны быть незыблемыми и вечными следующие педагогические аксиомы и заповеди:

- верь в безграничность ребенка;

- ищи и найдешь;

- спроси - и дано будет;

- стучи - и открыто будет;

- учи счастью красоты;

- учи счастью знания;

- учи счастью любви;

- учи счастью слияния с Высшим (Амонашвили Ш.А. Школа

Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.81).

Одной из ведущих идей профессионализма в концепции Ш.А. Амонашвили является мысль о том, что учителем новой школы -Школы Жизни - должен быть человек, служащий достижению высшей цели человечества, целям планетарной и космической эволюции - воспитанию высокоразвитого и образованного человека, опережающего общество и способного вести его за собой. "Учитель, -подчеркивает наш педагог, - будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человека; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую

Похожие диссертации на Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в.