Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Сиверская Ирина Викторовна

Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв.
<
Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сиверская Ирина Викторовна. Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Армавир, 2003 134 c. РГБ ОД, 61:03-13/2242-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория и практика трудового воспитания в дореволюционной отечественной педагогике 12

1.1. Теория трудового воспитания как социально-педагогическое явление 12

1.2. Традиционные народные формы и научно-педагогические концепции трудового воспитания в дореволюционной российской педагогике 30

1.3. Основные факторы, повлиявшие на развитие системы трудового воспитания на Кубани 52

Глава 2. Возникновение форм и методов трудового воспитания в Кубанском регионе (XIX - начало XX вв.) 72

2.1'. Традиционное влияние этнических групп на трудовое воспитание в казачьих и адыгских семьях и общинах 72

2.2. Возникновение новых форм и методов трудового воспитания на Кубани во второй половине XIX - начале XX вв ... Ї : 84

2.3. Возможности использования подходов к трудовому воспитанию, практиковавшихся в Кубанском регионе в

XIX - начале XX вв., в современных условиях 97

Заключение 117

Список литературы. 122

Введение к работе

Актуальность исследования. Трудовое воспитание всегда составляло одну из важнейших задач формирования человеческой личности в целом. Однако в различные исторические эпохи и при различном социально-экономическом укладе у разных народов этой проблеме уделялось или особое внимание или она практически переставала интересовать педагогов. Достаточно вспомнить, что известные "семь свободных искусств", т.е. основные предметы, преподававшиеся в средневековых школах и восходившие еще к Аристотелю, назывались "свободными" именно потому, что предполагали полную "свободу" воспитанников от недостойного их физического и некоторых других видов труда. В свою очередь, различные аспекты трудового воспитания привлекали пристальное внимание таких известных западных и русских педагогов конца XIX - XX вв., как Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.П. Блонский и др.

Вместе с тем в отечественной педагогической науке последнего десятилетия наблюдается явная тенденция к резкому уменьшению числа исследований по трудовому воспитанию, в том числе и его историческому аспекту. В последнем издании Российской педагогической энциклопедии (1999 г.), в отличие от педагогических энциклопедий и словарей предыдущих изданий, словарная статья "Трудовое воспитание" вообще отсутствует, имеется лишь статья "Трудовое и профессиональное обучение". Равным образом почти исчезли диссертационные работы, специально посвященные изучению трудового воспитания. Определенное исключение составляют лишь многочисленные исследования по этнопедагогике, в которых; в общем контексте, рассматриваются традиционные народные формы приучения детей к различным видам труда. (Ю.Н. Абакумов, Г.Н.Волков, Р.Р.Газизов, Е.В. Демкина, В.Б. Помелов, И.Б. Стояновская,

Л.Ярошенко, И.А. Шоров и др.). Сюда же можно отнести и работы по истории социальной педагогики, в которые включены разделы, связанные с различными концепциями трудового воспитания (И.Н. Андреева, Ю.В. Василькова, М.А.Галагузова, Т.А. Ромм, Т.В. Самсонова и др.)-

В отношении казачьего населения Северо-Кавказского региона к исследованиям подобного рода следует отнести немногочисленные работы, среди авторов которых можно назвать Ю.Н. Абакумова, А.В. Григорьеву, Л.Ярошенко и некоторых других. О формах и методах традиционного трудового воспитании в контексте адыгской этнопедагогики писали З.З.Азашикова, К.И.Бузаров, Е.Е. Хатаев, К.М. Химишев, И.А. Шоров и некоторые другие авторы.

Отдельные аспекты истории трудового воспитания применительно к детям, нуждавшимся в различных видах социальной поддержки, содержатся также в исследованиях по истории социальной работы и педагогики социальной работы (И.Н. Андреева, В.Н. Егошина, С.А.Завражин, В.П.Мельников, В.И. Спирина, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.).

Впрочем, в некоторых учебниках по педагогике последних лет (Б.Т.Лихачев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) имеются разделы, специально посвященные трудовому воспитанию, правда, небольшие по объему.

Подобное положение дел вызвано, по нашему мнению, теми процессами, которые происходили в российской педагогике с начала 90-х гг. XX в. и во многом были связаны с большими заимствованиями из современной западной педагогической науки, и сохраняются в сущности до сих пор. Сегодня у нас очень модно говорить о тотальной "демократизации и гуманизации" образования, о личностно-ориентированных подходах, о формировании гуманитарной культуры и т.п., а трудовое воспитание отступило на второй план. Эта ситуация в современных экономических условиях выглядит поистине парадоксально, поскольку от юношей и

девушек для их успешной трудовой деятельности в наши дни как раз и требуются хорошая профессиональная подготовка, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность и целый ряд иных качеств, вырабатывать которые помогает как раз трудовое воспитание, получаемое как в семье, так и в различных образовательных учреждениях. Заметим также, что трудовое воспитание является хорошей профилактической мерой против молодежной преступности и иных асоциальных проявлений. В России в официальных документах это отмечалось еще в XVII столетии.

В нашей стране имеется богатый исторический опыт воспитания трудовых качеств подрастающего поколения. Он принадлежит как народной педагогике, так и содержится в работах многих выдающихся педагогов нашей страны - от В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова до Л.С.Выготского и А.С. Макаренко. Представляется, что изучение подобного опыта и возможности использования некоторых его элементов применительно к современным . социально-экономическим условиям может быть весьма полезным.

Кроме того, в условиях многонациональной Российской Федерации, где существуют регионы с различными исторически сложившимися социально-экономическими условиями жизни, значительный интерес представляет региональный аспект развития различных форм трудового воспитания. В современных условиях, когда в народном хозяйстве России отсутствует строгая централизация и жесткое управление из единого центра, значимость региональных традиций воспитания и обучения в целом и, в частности, трудового воспитания значительно возрастает.

Таким образом, обнаруживается противоречие между востребованностью исторического опыта трудового воспитания в России и отдельных ее регионах и недостаточностью его изученности (или изучением подобного опыта с узко классовых позиций, как это имело место в советской педагогике). Названное противоречие обозначило проблему исследования:

выяснить, какими были основные направления развития трудового воспитания в Кубанском регионе в дореволюционный период?

Решение этой проблемы и выявление возможностей использования элементов исторического опыта трудового воспитания на Кубани в современных условиях составляет цель исследования.

Объектом исследования является трудовое воспитание как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования - народные традиции и научные концепции, обусловившие различные направления трудового воспитания на Кубани в рассматриваемый исторический период.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи:

1. Рассмотреть основные тенденции исторического развития теории
трудового воспитания в трудах известных педагогов XVIII - начала XX вв.

2. Дать оценку различным традиционным формам и научным
концепциям трудового воспитания в дореволюционной России.

3. Выявить и обосновать основные факторы, повлиявшие на развитие
трудового воспитания в Кубанском регионе в конце XIX - начале XX вв.

4. Проанализировать формы и методы трудового воспитания,
практиковавшиеся на Кубани в рассматриваемый исторический период.

5. Определить возможности использования элементов исторического
опыта трудового воспитания в Кубанском регионе применительно к
современным социально-экономическим условиям Краснодарского края.

Методологической основой исследования послужили важнейшие положения философской и педагогической антропологии, рассматривающие личность одновременно как субъект саморазвития и объект внешнего педагогического воздействия. В качестве методологических подходов, позволяющих всесторонне исследовать социально-педагогический феномен трудового воспитания в его историческом развитии, были выбраны

конкретно-исторический, культурологический и аксиологический. Каждый из них дает возможность наиболее полно и объективно рассматривать отдельные грани трудового воспитания как исторического явления.

В качестве методов исследования были выбраны конструктивно-генетический метод; сравнительно-исторический метод; метод актуализма, т.е. использование знаний о современных явлениях для интерпретации и реконструкции минувших событий и деятельности людей. Также используются ретроспективный анализ различных исторических и современных источников; изучение и обработка различных архивных документов; структурный анализ текстов.

Выбор хронологических рамок исследования - конец XIX - начало XX вв. 7 обусловлен периодом целенаправленного заселения Кубанского региона казаками и представителями других сословий, у которых в течение достаточно длительного времени сохранялись традиции народного воспитания. Вместе с тем, именно в этот период все большее развитие получают чисто государственные, а затем и общественные формы трудового воспитания, распространение которых постепенно затрагивало все большее число лиц различных сословий, а позднее и часть адыгского населения. Вместе с тем, после 1917 г. в связи с коренной ломкой прежних социально-экономических отношений и политического устройства старые формы трудового воспитания были оставлены или в значительной степени трансформированы.

Источниковой базой исследования послужили:

- исторические и историко-педагогические труды, монографии по
рассматриваемому историческому периоду;

архивные материалы и документы по теме исследования;

различные фольклорные материалы коренных народов Северного Кавказа;

работы современных авторов по исследуемой проблеме.

Основные этапы исследования:

  1. Первый этап (1997 - 1998 гг.) - поисковый: ознакомление с историческими и историко-педагогическими материалами по рассматриваемой тематике; анализ историографии; формулирование цели исследования.

  2. Второй этап (1998 - 2000 гг.) - теоретический: классификация и систематизация материалов, их теоретическое осмысление; апробация первичных результатов; коррекция и уточнение логики исследования.

3. Третий этап (2001 - 2003 гг.) - обобщающий: проведение
сравнительно-сопоставительного анализа материалов; анализ и синтез
полученных результатов; литературное оформление диссертации и ее
доработка.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:

.системном и целостном изучении генезиса феномена трудового воспитания в дореволюционной России;

разработке методологического подхода к изучению региональных особенностей становления и развития совокупности форм и методов трудового воспитания в Российской империи;

определении особенностей проявления народных форм трудового воспитания в Кубанском регионе и выявлении их генезиса в его государственных и общественных организациях;

выявлении возможностей использования элементов регионального исторического опыта трудового воспитания на Кубани применительно к современным социально-экономическим условиям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание и выводы могут дополнить соответствующие разделы курсов "История образования и педагогической мысли" и "История социальной педагогики", а также могут быть использованы при создании новых учебных

пособий и спецкурсов по рассматриваемой тематике для студентов педагогических вузов и на курсах повышения квалификации педагогов и социальных педагогов. Полученные нами выводы по результатам исследования исторического опыта трудового воспитания могут найти применение в практической деятельности школьных учителей и социальных педагогов Кубанского региона.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные методологические позиции, применением адекватных объекту, цели и задачам исследования методов, использованием комплекса взаимодополняющих источников и материалов, актуализацией и введением в научный оборот малоизвестных фактов из истории развития трудового воспитания на Кубани.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и
выводы исследования докладывались и получили положительную оценку на
научно-практических конференциях (Всероссийское совещание-семинар по
технологическому образованию сельских школьников 30 сентября — 3
октября 1998 года - Армавир; Международная конференция по
технологическому образованию сельских школьников 21-24 сентября 1999
года - Армавир; ежегодные научные конференции в Армавирском
государственном педагогическом институте). Результаты исследования
докладывались на заседаниях, научных семинарах кафедры педагогики и
аспирантских объединениях Армавирского государственного

педагогического института. Помимо этого автором были опубликованы статьи:

1. Факторы развития системы трудового воспитания на Кубани //
Депонирована в ИНИОН РАН 29.11.2002 г. № 57624. - 10 с.

2. Традиционное трудовое воспитание в казачьих семьях и общинах //
Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-

экономических условиях на Кубани. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Армавир, 2003. - С. 257-260.

3. Проблемы трудового воспитания в Российской педагогике на рубеже XIX

XX вв. // Образование в России: история, опыт, проблемы. Сборн. науч. тр.

Армавир, 2003. - С.77-82.

4. К проблеме подготовки учителя по кулинарии // Проблемы
технологического образования сельских школьников. Материалы
Всероссийского семинара-совещания по технологическому образованию
сельских школьников 30 сентября - 3 октября 1998 года. — Армавир, 1998. -
С.99-100.

5. Научно - педагогические аспекты использования средств мультимедиа в
профессиональном образовании студентов специальности технология и
предпринимательство // Технологическое образование учащихся в
современных условиях. Материалы международной конференции по
технологическому образованию сельских школьников 21—24 сентября 1999
года. - Армавир, 1999. - С.61-63.

  1. К вопросу о подготовке учителя технологии в современных условиях // Технологическое образование учащихся в современных условиях. Материалы международной конференции по технологическому образованию сельских школьников 21-24 сентября 1999 года. - Армавир, 1999. - С. 123-124. ...

  2. Развитие творческих способностей студентов педагогических ВУЗов на занятиях по культуре дома // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально—экономических условиях на Кубани. Тезисы материалов научно-практической конференции. - Армавир, 2000. - С. 204-205.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Трудовое воспитание как сложное социально-педагогическое явление прошло длительный путь исторического развития и на каждом его

этапе было обусловлено комплексным воздействием ряда социально-экономических и социокультурных факторов. Оно представлено различными его формами: семейным, общественным, школьным.

  1. Специфика традиционного народного трудового воспитания в Кубанском регионе во многом зависела от специфики и уклада территориальных объединений и национальных особенностей проживавших там этносов.

  2. Основными факторами, определявшими специфику трудового воспитания в Кубанском регионе в дореволюционный период, явились особенности социально-экономического и социокультурного развития этой области.

4. С последней четверти XIX в. в Кубанской области практикуются
новаторские формы трудового воспитания, прежде всего в различных
городских государственных и негосударственных образовательных
учреждениях, что было обусловлено ускоренным экономическим развитием
края, изменением социального состава его населения и потребностями
народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

5. В современных условиях весьма эффективным станет
использование элементов исторического опыта трудового семейного и
социального воспитания, к которым можно прежде всего отнести:

обращение к содержанию семейного и социального трудового воспитания в рамках профильных классов с фермерским уклоном;

использование практики общественного труда на благо людей;

усиление роли трудового воспитания, осуществлявшегося в школах и внешкольных детских структурах и не связанного напрямую с профессиональным обучением.

Теория трудового воспитания как социально-педагогическое явление

Как уже отмечалось во введении, проблемы трудового воспитания в российской педагогике 90-х гг. XX столетия отошли на второй план, и этой тематике было посвящено сравнительно мало исследований. Возможно, это было связано, с достаточно быстрым и неоправданным отказом от всех ценностей и традиций советской педагогики и чрезмерным увлечением различными западными гуманистическими педагогическими теориями. Положение стало постепенно меняться только в первые годы XXI в., однако и теперь многие вопросы трудового воспитания в быстро меняющихся экономических и социальных условиях российской жизни не получили должного отражения в работах по педагогике.

В последнее десятилетие в отечественной педагогической науке не было выработано нового общепринятого и достаточно компактного определения ,понятия "трудовое воспитание", которое отвечало бы социально-экономическим реалиям сегодняшнего дня. Так, например, в учебном пособии "Педагогика" под редакцией В.А. Сластенина (2002 г.) перечислены основные функции трудового воспитания в учебных заведениях. Вкратце они сводятся к необходимости:

- формирования положительного отношения к труду как высшей ценности жизни;

- развития познавательного интереса к знаниям и стремления к их творческому применению на практике;

- воспитания трудолюбия, инициативности, дисциплинированности, деловитости и т.п.;

- обучения различным трудовым навыкам и формирования основ культуры умственного и физического труда [114,315].

Несколько по-иному формулирует определение трудового воспитания Б.Т. Лихачев в учебном пособии "Педагогика", вышедшем в 1993 г. По его мнению, трудовое воспитание "есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека" [71,285].

В приведенных выше определениях содержится много верных мыслей, однако, по нашему мнению, необходимы некоторые уточнения. Так в первом из них утверждение о том, что "труд - высшая ценность жизни", представляется несколько спорным и, по крайней мере, неприемлемым для верующих учащихся, для которых высшая ценность все-таки Бог. (Заметим в скобках, что дети из глубоко верующих православных семей в массе своей как раз и отличаются трудолюбием). Второе определение, на наш взгляд, несколько сужено и сводится к утверждению, что трудовое воспитание имеет необходимой основой вовлечение детей в разные виды общественно полезного труда. В этом случае исключается приучение ребенка к труду, направленному на самообслуживание и на благо своей семьи и отдельных людей, а не на;нужды абстрактного "общества".

К сожалению, в подавляющем большинстве иных современных учебников и учебных пособий и словарей по педагогике, включая фундаментальную Российскую педагогическую энциклопедию, издание которой было завершено в 1999 г., определение трудового воспитания вообще отсутствует, да и о нем самом упоминается крайне редко. Всё это представляется парадоксальным, поскольку как раз в современных социально-экономических условиях роль трудового воспитания в нашей стране должна возрастать из-за повышения требований именно к трудовой подготовке молодых людей, вовлекаемых в производственную деятельность сегодняшнего предприятия, которое жестко ориентировано на рыночные механизмы, острую конкурентную борьбу.

Не менее удивительным кажется почти полное отсутствие упоминаний о необходимости трудового воспитания (а точнее перевоспитания) в исследованиях последних лет по проблемам теории социальной работы и педагогики социальной работы (Л.В. Бадя, Л.Г.Гуслякова, М.В. Фирсов, Р.П. Холотова др), в которых очень широко представлены рассуждения о необходимости сверхгуманного и терпимого отношения к. разного рода маргиналам (бродягам, профессиональным нищим, алкоголикам, лже-беженцам и пр.) и о том, что все эти лица пострадали исключительно из-за неблагоприятных внешних условий, а не из-за собственной лени и пьянства. Недостаточно, на наш взгляд, говорится о том, что представителей всех этих асоциальных групп, если они работоспособны, необходимо привлекать (в том числе и принудительно) к разным видам трудовой деятельности и прекратить их паразитическое существование за счет общества. К сожалению, за бортом современных исследований по проблемам социальной поддержки детей зачастую остается и проблема трудового воспитания как средства профилактики детской и юношеской преступности.

Обращаясь к изучению проблемы трудового воспитания в более ранних трудах советских педагогов послевоенного периода, можно отметить, что здесь почти всегда присутствуют различные толкования этого понятия. В качестве характерных примеров можно привести определения трудового воспитания, представленные в "Педагогическом словаре" (1960 г.) и в учебнике для вузов "Педагогика" под ред. Г. Нойнера и Ю.К. Бабанского (1984 г.). В "Педагогическом словаре" трудовое воспитание определяется как "система воспитательных воздействий, предусматривающая вовлечение детей и юношества в целях их общего развития в трудовую деятельность" [99, 494]. В этом же словаре имеется специальная словарная статья "Трудовое воспитание в семье", в которое включается "приучение детей к самообслуживанию, посильному труду в семейном хозяйстве, возбуждение у них стремления и потребности трудиться" [99, 456]. В свою очередь, в учебнике "Педагогика" под трудовым воспитанием понимается составная часть коммунистического воспитания, осуществляемого в процессе непосредственной трудовой деятельности [98, 172]. Здесь же, в разделе, посвященном трудовому воспитанию, обильно присутствует разнообразная коммунистическая фразеология.

Представляется, что и оба этих определения, особенно второе, не удовлетворяют полному и целостному толкованию понятия "трудовое воспитание" применительно как к историческим реалиям, так и к современным' социально-экономическим условиям, существующим в Российской Федерации. В первом из них практически не упоминается о воспитательной деятельности, направленной на формирование определенных личностных качеств, таких как трудолюбие, инициативность и т.п. Второе же рассматривает трудовое воспитание как явление, обусловленное только участием в производительном общественно полезном труде. Здесь не упоминается труд, направленный на самообслуживание и помощь родителям, что особо важно для дошкольной и семейной педагогики.

Традиционные народные формы и научно-педагогические концепции трудового воспитания в дореволюционной российской педагогике

Традиционное трудовое воспитание появилось у восточных славян с древнейших времен, поскольку оно являлось жизненно необходимым. Можно с уверенностью предположить, что именно оно доминировало над всеми другими видами воспитания в течение столетий. Проблемам трудового воспитания в контексте народного воспитания в целом посвящено значительное количество исследований отечественных педагогов.

Поскольку подавляющее большинство населения России вплоть до начала XX столетия составляли крестьяне, в основном жившие сельскими общинами, можно утверждать, что трудовое воспитание их детей осуществлялось в патриархальных семьях, а также в самой общине. Методы подобного воспитания достаточно хорошо изучены. Это:

- пример родителей и родственников; - самостоятельное посильное участие детей в разнообразных семейных и общественных работах; - различные игры для детей младшего возраста, в которых имитировались разные виды трудовой деятельности; - поучения старших; - знакомство с фольклорными произведениями, в которых воспевалось трудолюбие; - наказания за леность.

После принятия Русью христианства значительную роль в трудовом воспитании стала играть Церковь. К новым формам воздействия на формирование, трудолюбия можно отнести прежде всего исповедь, проповедь и поучения священнослужителей, а также церковные епитимьи (наказания) за плохое выполнение своих трудовых обязанностей. Впрочем, наказания, обычно физические, за леность часто практиковались и в семье.

Достаточно близкая к сельской практика трудового воспитания имела место и в городах, хотя здесь в качестве "воспитателя" нередко выступал ремесленник или торговец, которому детей отдавали "в ученье". Все эти формы и методы народного воспитания были достаточно подробно описаны в трудах по педагогике еще на рубеже XIX - XX вв.

Вместе: с тем имело бы смысл обратить внимание на те народные формы трудового воспитания, которые являлись специфическими для отдельных социальных групп и этносов, населявших Российское государство. По большей части они были обусловлены особенностями хозяйственной деятельности этих групп и этносов, а также их культурными традициями. В качестве примера можно привести трудовое воспитание в различных артелях (плотничьих, охотничьих, рыболовецких и пр.), что было характерно для Севера России. Эти артели, в состав которых входили и дети начиная с 11 - 13 лет, на длительное время покидали свои деревни. Формы трудового воспитания в них, если судить по историческим источникам, были более жесткими (физические наказания и уменьшение или увеличение денежных выплат), чем в семье или общине, но и эффективность подобного воспитания была высокой.

Свои особенности воспитания существовали и у народов и социальных групп, занимавшихся преимущественно скотоводством. С давних времен существовала специфика трудового воспитания в казачьих поселениях и т.п. Перечисление и анализ особенностей всех подобных типов трудового воспитания не входит в задачи настоящего исследования -подробнее специфика такого воспитания у казаков и горских народов Кубанского региона будет рассмотрена ниже. Однако хотелось бы подчеркнуть, что, во-первых, традиционное трудовое воспитание в различных регионах России имело свои отличия, иногда довольно существенные. Во-вторых, даже у одной социальной группы, особенно если она отличалась мобильностью, формы народного трудового воспитания могли существенно меняться на протяжении жизни всего нескольких поколений в соответствии с изменением внешних экономических условий. Пример подобной метаморфозы будет представлен ниже при рассмотрении трудового воспитания у кубанских казаков.

Народные формы трудового воспитания в нашей стране абсолютно доминировали вплоть до XVII в., и только в конце этого столетия стали зарождаться иные подходы к этой проблеме, которую пытались разрешить уже на общероссийском уровне в государственных учебных заведениях различных типов. Впрочем, следует учитывать, что до последней четверти XIX столетия подавляющее большинство российских детей принадлежало к низшим сословиям, учебных заведений многие из них не посещали или учились один-два года и получали трудовое воспитание преимущественно в его традиционных формах - в семье и в разнообразных, используя позднейший термин, трудовых коллективах.

Пожалуй, одним из первых официальных документов, посвященных своеобразному "трудовому воспитанию" неимущих и нищенствующих детей в России стал проект указа царя Федора Алексеевича (1682 г.), в котором важнейшим способом борьбы с детским нищенствованием и преступностью названа организация обучения детей-нищих различным ремеслам. Документ этот весьма интересен тем, что в нем своеобразно сочетаются чисто православное порицание лености и весьма гуманное отношение к воспитанникам с европейскими идеями раннего Просвещения, которые в русском варианте звучат следующим образом: "... человек кроме учения (в данном случае - без образования и знания какой-либо полезной специальности) человеком именоваться не может" [77, 42]. Автор отмечает, что знание специальности ремесленником потребно не только ему одному, но и направлено на "пользу общенародную". Однако никаких конкретных рекомендаций по организации собственно трудового воспитания неимущих детей автором не дается. Он уповает лишь на то, что "... ко всяким ремеслам были бы чаять многие охотники для того (т.е. потому, что) от народа российского многие зело понятны (т.е. очень понятливы) ..." [77, 44]. Впрочем, никаких практических последствий подготовка этого указа не имела.

Значительные преобразования в деле трудового воспитания в государственных образовательных и иных учреждениях начали реализовываться только в царствование Петра I. Как известно, в период его правления вновь созданные школы и училища предназначались в первую очередь для решения вполне утилитарной задачи - подготовки квалифицированных специалистов в различных технических областях: металлургии, кораблестроении, военном деле и т.п. Соответствующими были и методы воспитания - жесткое принуждение к освоению новых специальностей с частым использованием физических наказаний.

Традиционное влияние этнических групп на трудовое воспитание в казачьих и адыгских семьях и общинах

Поэтому можно говорить, что наиболее "классическим" общинное воспитание в начале XIX столетия в Кубанском регионе было именно у адыгов, издревле живших на этой земле и имевших прочные старинные народные традиции. В предыдущем разделе мы уже рассматривали основные факторы, повлиявшие на подобное воспитание.

В последние годы, как уже отмечалось выше, появилось немало исследований, посвященных проблемам народной педагогики в отдельных областях и республиках Российской Федерации, в том числе и в отношении Кубанскбго региона. Подобные исследования показали, что трудовое семейное, а затем и общинное воспитание у кубанских казаков начиналось достаточно рано и было напрямую связано с особенностями станичной жизни.

С самых юных лет детей приучали рано просыпаться, самостоятельно одеваться и обслуживать себя, помогать родителям в хозяйстве - в доме и на огороде. Согласно этнографическим исследованиям уже к десяти годам подросток из казачьей семьи должен был уметь запрягать лошадей, пасти скот, самостоятельно работать на огороде, а в двенадцать лет - обращаться с лошадьми не хуже взрослых казаков.

Равным образом девочек учили выполнению "женской" работы в доме. Девочка должна была уметь подметать и мыть полы, подать на стол, помочь в приготовлении еды. Достаточно рано старшие девочки в многодетных казачьих семьях начинали нянчить младших детей. К 15 годам молодая девушка уже выполняла полноценную женскую работу: готовила пищу, стирала, гладила, ткала, готовила припасы на зиму. Следует отметить, что это был достаточно тяжелый физический труд, о чем имеются свидетельства как в фольклорных произведениях, так и в русской художественной литературе XIX столетия.

Особенностью трудового семейного и общинного воспитания девочек на Кубани было также еще и то, что казаки-мужчины нередко отвлекались от своего хозяйства по делам службы: ходили в походы, несли пограничную службу, работали на общевойсковых работах - на рыбных промыслах и т.п. Поэтому девочек нередко приходилось обучать и некоторым видам "мужской" работы, чтобы они смоли заменить в станицах отсутствующих казаков.

Следует отметить, что при проведении различных народных обрядов, например, во время свадьбы, молодые казаки и казачки принародно должны были продемонстрировать свои трудовые навыки и умения. Для жениха это было испытание "конем" и испытание "топором", т.е. он должен был продемонстрировать умение обращаться с лошадью и с различными инструментами. В свою очередь, невеста должна была принести воду из колодца в двух ведрах на коромысле, не пролив при этом ни капли. Она же принародно подметала и мыла полы и готовила некоторые блюда для свадебного стола. Кроме того, невеста должна была дарить гостям разные вышивки, сделанные ею самой до свадьбы.

Подобное трудовое семейное и общинное воспитание проводилось в различных формах, но, как уже подчеркивалось выше, главным образом за счет примера старших и совместного участия всех членов семьи в работе. Вместе с тем и практиковались различные наказания детей за лень и некачественно выполненную работу. Эффективность подобного трудового воспитания была достаточно велика. Так, имеются свидетельства современников, в которых подчеркивается такое качество кубанских казаков, как трудолюбие. Например, о жителях станицы Новоминской писали, что они "отличаются трудолюбием, честностью, общительностью" [15, 17].

Вместе с тем, для ментальности кубанских казаков было характерно и определенное "нестяжательство". Пренебрежительное отношение к богатству у их предков - запорожских казаков было очень красочно описано в известной повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Большинство из них жили, по выражению современника, "несколько зажиточно", но это не означало, что весь мирный труд казаков был направлен на накопление личного богатства.

Здесь были сильны общинные традиции, да и войсковая служба не позволяла полностью отдаваться личному хозяйству. Некоторые авторы отмечали, что подобное отношение к трудовой деятельности в среде кубанских казаков сохранялось и в начале XX в., т.е. дольше, чем у крестьян и других иногородних. Эта особенность непосредственно отразилась на трудовом воспитании детей, которым нередко внушали, что войсковая служба - дело более почетное, а иногда и выгодное, чем крестьянский труд в своем хозяйстве.

В какой-то мере подобные настроения присутствовали и у части адыгов, для которых военные набеги и награбленная добыча нередко ценились выше результатов собственного труда. Однако, несмотря на подобные "региональные особенности", уже во второй половине XIX столетия после окончания Кавказской войны основным источником доходов большей части населения на Кубани, в том числе у казачьих и горских семей, стал личный крестьянский или иной труд.

Таким образом, во второй половине XIX в. на Кубани постепенно возрастает значимость семейного трудового воспитания, хотя его формы продолжают оставаться в основном прежними.

Об эффективности такой педагогической практики свидетельствует тот факт, что после введения во многих сельских училищах Кубанской области , профессиональной подготовки учащихся по разным сельскохозяйственным и близким им специальностям, востребованным в регионе (от пчеловодства до рыбного промысла), основные усилия педагогов были направлены не на трудовое воспитание, а на профессиональное обучение. Связан этот факт был с тем, что дети были уже приучены к труду дома, однако не владели и не могли владеть новейшими для того времени сельскохозяйственными технологиями - способы ведения хозяйства в семьях оставались в основном консервативными. Только наиболее зажиточные из казаков могли позволить себе покупку новой техники: молотилок, жнеек, маслобоен. К тому же не только иногородние, но и часть казаков в начале XX в. стали периодически работать не дома, а наниматься в крупные и мощные сельскохозяйственные предприятия, число которых на Кубани в те годы быстро росло.

В подобной ситуации семейное трудовое воспитание в Кубанском регионе рчень. медленно и постепенно стало менять одну из своих главных функций. На протяжении большей части XIX столетия оно было направлено, в первую очередь, на выработку у детей навыков и умений ведения собственного хозяйства. При этом, конечно, параллельно происходило и формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уважительное отношение к труду и т.п. Однако впоследствии, в случае если повзрослевшим детям значительную часть своего времени приходилось работать уже на общественном (промышленном или сельскохозяйственном) производстве, то особую значимость для них приобретали уже вышеперечисленные качества, а не умение выполнять сельские работы в собственном небольшом хозяйстве. Конечно, не следует думать, что много крестьян и казаков уходило на постоянную работу в города или к крупным землевладельцам. Скорее можно говорить о каких-либо не всегда регулярных сезонных отхожих промыслах или подработках. Тем не менее подобное явление имело место.

Возникновение новых форм и методов трудового воспитания на Кубани во второй половине XIX - начале XX вв

Как было показано в предыдущих разделах, в первой половине XIX столетия в Кубанском регионе доминировали традиционные семейные и общинные формы трудового воспитания. Некоторым исключением из этого правила являлось трудовое воспитание, проводившееся в различных артелях и подобных структурах. Но и оно было по своим формам и методам очень близко к общинному.

Однако, начиная со второй половины XIX в., положение дел в этой области стало постепенно меняться, причем на рубеже XIX - XX столетий подобный процесс пошел ускоренными темпами. Выше нами были выявлены и проанализированы причины этого явления. Трудовое воспитание, причем уже в несколько видоизмененных формах, стали активно проводить в ряде учебных заведений, число которых постоянно увеличивалось. Это следует, в первую очередь, отнести к специализированным учебным заведениям - закрытым, а также разного рода приютам для детей из нуждающихся семей.

Основной формой трудового воспитания здесь стало изучение различных форм ручного труда и изготовление предметов. Так, например, даже в Кубанском Мариинском женском институте, где учились дочери достаточно состоятельных людей, среди учебных предметов имелись такие, как домашнее хозяйство, рукоделие, огородничество и садоводство. Целью изучения этих учебных дисциплин было не только ознакомление девочек с вещами, которые необходимо знать матери-хозяйке дома, но и приучение их к трудолюбию.

Подобная практика распространялась и на многие мужские учебные заведения, причем с учетом региональных особенностей и будущей трудовой деятельности их воспитанников. В конце XIX - начале XX вв. в большинстве школ и училищ было введено углубленное изучение особенностей земледелия в крае, сопровождавшееся продолжительными практическими занятиями. С целью обеспечения высокого качества таких занятий в районе анапского побережья были созданы специальные Анапские сельскохозяйственные курсы для учителей народных училищ. Немалый вклад в организацию подобной системы обучения внес известный кубанский педагог, последователь К.Д.Ушинского, Д.Д. Семенов. По его настоянию в кубанской учительской семинарии, готовившей педагогов для начальных училищ края, были введены такие предметы, как основы различных ремесел и сельского хозяйства. При учительской семинарии существовали сад, огород, пасека, столярные мастерские, где проводились практические занятия.

Одним из важнейших видов трудового воспитания в Кубанском регионе являлось трудовое воспитание детей-сирот и детей из неимущих семей. Значимость его особенно усилилась на рубеже XIX - XX вв., когда на Кубани появилось достаточное количество иногородних, занимавших нижние ступени в социальной иерархии: батраков, мелких ремесленников и просто нищих, в том числе и нищих детей-беспризорников. Следует отметить, что подобной педагогической деятельностью занимались не только государственные структуры, но и различные благотворительные общества, а также органы городского самоуправления.

Еще в начале 80-х гг. в Екатеринодаре был открыт белошвейный класс для девочек из бедных семей. Его организация произошла при активном участии Екатеринодарского благотворительного общества. Позднее число подобных центров профессионального обучения постоянно возрастало. К ним можно отнести два приюта для несовершеннолетних преступников, основанное обществом исправительных приютов в Екатеринодаре; приют для девочек и мальчиков в Ейске, созданный Ейским обществом пособия бедным; Убежище для бесприютных детей, созданное в Екатеринодаре в 1907 г. по решению Екатеринодарской городской думы, и многие другие.

Одной из важнейших функций этих учреждений было профессиональное обучение и трудовое воспитание неимущих детей, призванные подготовить их к нормальной взрослой социальной жизни, и предотвращение роста детской преступности. С этой целью, например, в Ейском приюте девочек обучали кройке и шитью. В Убежище для бесприютных детей в Екатеринодаре одним из главных предметов стали сельскохозяйственные работы, поскольку в начале века наиболее востребованными в Кубанском регионе оказались сельскохозяйственные рабочие. Они трудились не только батраками у казаков, но и в крупных имениях, где производство сельскохозяйственной продукции велось по последнему слову агрономической науки тех лет и от рабочих требовалась определенная квалификация и технические знания.

Особо следует остановиться на организации своеобразного "трудового воспитания" и профессионального обучения для взрослых неимущих, которое также активно проводилось на Кубани в начале XX столетия. Речь идет, в первую очередь, о структурах, предназначенных для поддержки различных бродяг и люмпенов, которых пытались возвратить к нормальной трудовой жизни или, используя выражение советских лет, "перевоспитать".

На Кубани в конце XIX - начале XX вв. в связи наплывом разного рода мигрантов, многие из которых как раз и являлись подобными люмпенами, была создана целая сеть ночлежных домов и домов трудолюбия. Интересный способ стимулирования этой категории лиц к труду практиковался, например, в Екатеринодарском ночлежном доме. Здесь срок пребывания ограничивался одним месяцем, и только первые четыре ночевки были бесплатцыми - за остальные требовалось вносить деньги. Впрочем, сумма была чисто символической и играла, скорее, "воспитательную" роль - ночлежник должен был самостоятельно заработать хоть какие-нибудь деньги и не пропить их до ночи.

Кроме того, Екатеринодарское благотворительное общество полагало, что работоспособным нуждающимся никогда нельзя выдавать на руки помощь в виде денег, а только еду, вещи и т.п. Это также должно было активизировать у человека стремление зарабатывать самостоятельно.

Особо следует остановиться на деятельности домов трудолюбия, где их обитатели (подростки, старики и инвалиды) получали возможность работать в специальных мастерских и зарабатывать деньги. Конечно, нельзя говорить об экономической рентабельности этих заведений. Как справедливо отмечает В.И. Спирина, само название этого учреждения - "дом трудолюбия" - "подразумевало не только предоставление возможности заработка (которого вряд ли бы хватило на достойное существование), но и выполнение некоторых воспитательных функций. Это, во-первых, приучение к систематическому труду подростков и, во-вторых, отвлечение стариков и инвалидов от занятий попрошайничеством, чтобы они не подавали дурного примера другим" [119, 198].

Какие же методы использовались при проведении трудового воспитания в упомянутых учебных заведениях различных типов и центрах социальной помощи? Что касается "обычных" учебных заведений, то здесь важнейшим методом выступало формирование трудолюбия и уважительного отношения к труду в процессе трудового обучения. Обучение это планировалось таким образом, чтобы собственно теоретическое обучение сочеталось с практическими занятиями и вызывало интерес у детей, которые не были знакомы с передовыми методами труда (в первую очередь, проведения сельскохозяйственных работ). Поэтому руководство Кубанской учительской семинарии обращало такое большое внимание на подготовку в этой области будущих учителей.

Похожие диссертации на Основные направления развития трудового воспитания на Кубани, ХIХ - начало XX вв.