Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Чернова Марина Анатольевна

Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств
<
Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чернова Марина Анатольевна. Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02, 13.00.01 Москва, 2005 240 с. РГБ ОД, 61:05-13/2482

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторический анализ процесса формирования управленческой деятельности в сфере музыкального образования в России 18

1.1. Становление системы организации начального музыкального образования в России 18

1.2. Анализ современных форм управления детскими школами искусств и музыкальными школами 49

Глава II. Экспериментальное исследование муниципального управления в сфере музыкального образования детей отрасли культуры 101

2.1. Содержание инновационных форм управления деятельностью детских школ искусств и детских музыкальных школ на муниципальном уровне .. 101

2.2. Концептуальная модель управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры 159

Заключение 210

Список использованной литературы 216

Приложения 226

Введение к работе

Актуальность исследования.

Проблемы управления системами базового и дополнительного образования являются в настоящее время крайне актуальными, так как без их решения невозможна целенаправленная и эффективная деятельность в социально-экономической и организационно-производственной сферах.

В современном школоведении и теории внутришкольного управления накоплен значительный опыт, который позволяет с новых позиций подойти к модернизации и реформированию существующих систем (работы В.С.Лазарева, А.М.Моисеева, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, К.М.Ушакова, Т.И.Шамовой, Н.А.Морозовой и др.). Делается попытка построения эффективных моделей систем управления школами музыкально-эстетической направленности, в основе которых содержится выведение основных характеристик модели этих систем (Е.Б.Зотова).

Вместе с тем, анализ управленческой теории и практики образовательными (базовыми и дополнительными) системами выявляет ряд следующих проблем, решение которых представляется необходимым:

появление широкого спектра разнообразных по типу учебных заведений требуют адекватного (целевого, системного) решения возникающих в связи с этим задач;

активное развитие системы дополнительного образования (в том числе детских школ искусств и музыкальных школ) требует разработки соответствующей системы управления, охватывающей все его уровни, в том числе муниципальный;

- руководители педагогическими коллективами школ искусств
нуждаются в овладении культурой управления, включающей в себя основы
стратегического планирования, организации образовательного процесса,
руководства и контроля;

- перспектива функционирования и дальнейшего развития школ искусств и музыкальных школ требует изменения существующего в настоящее время статуса данных учреждений.

Система дополнительного образования включает в себя огромное количество разнообразных по типу и виду учреждений сферы образования и культуры, которые объединены в единый перечень на основании нормативных документов Министерства образования РФ. Насколько оправдана и убедительна подобная классификация, насколько отражает сущность и специфику деятельности школ искусств и музыкальных школ, насколько соответствует реализации и выполнению целей и задач образовательных учреждений отрасли культуры? Эти вопросы на современном этапе функционирования музыкальных школ и школ искусств являются наиболее острыми и требующими своего решения в плане определения соответствующего статуса данных учреждений. Он должен отражать следующие важнейшие позиции:

накопленный четырехсотлетний опыт развития системы начального музыкального образования в России;

цели и задачи образовательного учреждения, в котором происходит освоение первоначальной ступени полного трехступенчатого профессионального музыкального, художественного и др. образования ;

- раскрытие многогранных функций учреждения дополнительного
образования, которое предоставляет возможность получения широкого
спектра знаний и навыков, индивидуального развития конкретной личности
ученика, что в настоящее время является невозможным в рамках базового
образовательного учреждения.

Три названных позиции являются, по мнению авторов исследования, принципиальными для наиболее правильного определения статуса музыкальной школы и школы искусств, и которые не были в полной мере учтены в период выхода нормативных документов Министерства образования РФ в 90-е годы XX века. Именно из этого положения возникла

5 необходимость анализа результатов управленческой деятельности муниципальной системы учреждений образования отрасли культуры,

требующей:

- адаптации к изменившимся социально-экономическим и общественно-
политическим условиям,

систематизации основных принципов управления данными образовательными учреждениями отрасли культуры,

- изучения накопившегося за последний 20-летний период опыта решения
разнообразных проблем управленческого и профессионального характера на
территориях регионов страны.

Кроме того, анализ концептуально-управленческих основ функционирования школ искусств показывает, что отсутствие внимания руководителей образовательной сферы страны к воспитательным процессам, к сохранению и развитию духовных основ российского образования привело к выведению на первый план когнитивно-информационной педагогики, к значительному ослаблению внимания к гуманитарному циклу дисциплин в общеобразовательной школе, к оттеснению значимости ДШИ и ДМШ в образовательном пространстве страны как учреждений большого потенциала в раскрытии творческих способностей и возможностей подрастающего поколения.

Музыкальные школы и школы искусств оказались в настоящее время на периферии образовательного поля российского образовательного пространства, что не может не тормозить развитие образовательной системы отрасли культуры в целом, а также затушевывает «остроту» и возможность решения наиболее социально-значимых воспитательных проблем подрастающего поколения. Это обстоятельство настоятельно требует от руководителей образовательной сферы культуры ясной, логически обоснованной оценки результатов управления функционированием и развитием школы и определения ее значимых общих свойств, характеристик, функциональных возможностей, учета того факта, что в настоящее время в

системе дополнительного образования культуры отсутствуют такие важнейшие составляющие, как целевое, системное, опережающее управление.

Для изменения ситуации с положением музыкальных школ в образовании страны необходимо реформирование системы управления данными учреждениями, что включает в себя:

1.Создание функциональной структуры управления. Это обусловливает необходимость:

а) разработки основ стратегического планирования деятельности
ДШИ и ДМШ, в том числе, анализа и прогнозирования внутренней и
внешней среды, выработки различных концепций, проведение процедуры
самоанализа эффективности планирования, и др.;

б) построения организационной структуры образовательной
системы в рамках детских школ искусств и музыкальных школ, ее
«упорядочение», «структурирование», «регламентация», определение
функциональных обязанностей и полномочий, прав и ответственности всех
участников образовательного сообщества, создания четкого и ясного
характера инструментария, прежде всего, создания и использование
необходимого и достаточного перечня различных регламентирующих
документов для взаимодействия : субъекта и объекта, субъекта и субъекта,
объекта и объекта;

в) компетентного руководства ДМШ и ДШИ, которое сегодня
рассматривается как наиболее полно отражающее человеческие аспекты
социального управления, работу управления с людьми, сообществами,
коллективами, анализ и регулирование социально-психологического климата
в коллективах, стимулирования продуктивной деятельности подчиненных и
их саморазвития, оптимизации существующих структур неформальных
отношений в сообществах, обеспечение диагностики состояния коллективов,
оптимизация их функционирования и дальнейшего развития;

г) профессионального контроля, к составляющим действия которого относится: определение критериев и показателей оценки контролируемых параметров, выявление и констатация существующего положения дел, разработка и осуществление корректирующих действий для приведения управляемого объекта в запланированное состояние, мониторинг. Таким образом, проблемы результатов управления явились следствием некачественного, неполного выполнения главных функций управления образовательной системы, которые мы перечислили выше.

2. Реформирование обязательно должно затронуть и организационную структуру управления муниципальной образовательной системы, в которой в первую очередь необходим анализ наличия или отсутствия главных функций управления, эффективность их выполнения. В действующих муниципальных системах образования отрасли культуры наибольшие упущения в оргструктуре, на наш взгляд, допущены в функции планирования в самом широком смысле этого понятия. Текущие и перспективные планы объектов и субъекта управления за последние годы не подверглись значительным изменениям и реформированию. «Планирование» в большинстве образовательных систем так и не стало инструментом развития, не обрело качества стратегического планирования.

Функция «организации» не имеет достаточного научно-методического обеспечения, не носит системного характера.

Значительного реформирования требует функция «руководства». Муниципальная образовательная система, включая как кадры руководителей, административный аппарат, так и педагогические коллективы, не использует современных достижений социального управления, практически нигде нет продуманного и системного подхода к вопросам стимулирования продуктивной деятельности в сообществах, коллективах.

Функция «контроля» осталась во многом на позициях

доперестроечного периода. В некоторых муниципальных образовательных системах выработаны по отдельным направлениям деятельности критерии и

8 показатели оценки контролируемых параметров, однако это явление носит единичный характер, редко проводится мониторинг, научное наблюдение за состоянием образовательного процесса.

Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования. Степень научной разработанности проблемы

Для раскрытия темы исследования важнейшее значение имеют работы
по философско-социологическим и духовно-нравственным проблемам
воспитания и образования В.Г.Афанасьева, В.С.Библера, С.И.Гессена,
Януша Корчака, О.А.Кривунца, Г.С.Померанца, С.О.Соболева,

В.С.Соловьева, В.Ю.Троицкого, Е.А.Ямбурга.

Теоретическим и методическим основам образования посвящены труды Э.Б.Абдуллина, Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Л.Н.Буйловой, О.В.Дивненко, А.Ф.Еремеева, И.М.Кантора, С.В.Кочневой, Б.Т.Лихачева, Э.И.Моносэзона, В.Б.Розенвассера.

Особый интерес для нашего исследования представляют труды, в
которых получили развитие идеи социальной педагогики Р.Оуэна,
И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, в отечественной педагогике -

В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого и др.

Значительную помощь в понимании и осознании сущности социально-психологических и духовно-нравственных явлений, затрагиваемых в работе, оказали труды А.Л.Андреева, Н.К.Баклановой, Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского, И.А.Зимней, Л.С.Зориловой, Л.С.Колмогоровой, Гуго Мюнстерберга, М.М.Рубинштейна, А.Я.Флиера, Е.Г.Яковлева и др.

Теоретико-методологический и исторический аспекты вопросов
культуры и искусства по теме исследования отражены в трудах
И.А.Анисимовой, М.В.Бражникова, А.Г.Глухова, Н.В.Давыдовой,
А.Ф.Еремеева, Д.Б.Кабалевского, Л.В.Кикнадзе, В.О.Ключевского,

В.М.Ковалевой, И.В.Кошминой, Б.И.Краснобаева, Д.Л.Локшина, И.И.Мисаилова, Н.А.Морозовой, Е.В.Николаевой, А.М.Панченко, Д.В.Разумовского, Е.А.Ямбурга и др.

Проблемам творческого развития подрастающего поколения посвящены исследования В.А.Березиной, М.М.Берлянчика, В.И.Закутского, Е.Ю.Илалтдиновой, О.А.Левченко, Л.С.Романовой, Ж.А.Сулейменовой.

Вопросы теории управления с точки зрения научного обоснования темы были изучены на трудах Норберта Винера, А.В.Карпова, А.Г.Комарова, Дэвида Осборна, Петера Пластрика, Г.А.Титоренко, Э.А.Уткина и др.

Проблемы управления в учреждениях сферы образования и культуры затронуты в научных исследованиях Т.А.Артеменковой, С.Е.Джаджа, Е.Б.Зотовой, И.А.Нестеровой, М.В.Никитина, Н.Н.Рождественской, и др.

Серия исследований, посвященных проблематике регионального и
муниципального образования, является областью разработки и решения
круга вопросов современной управленческой деятельности, среди них, труды
М.В.Артюхова, В.Б.Богатенко, А.К.Бруднова, Л.Е.Вострякова,

Л.В.Королевой, С.М.Малакуцкой, Н.И.Роговцевой, и др.

Тем не менее, вопросы внутришкольного управления широко обсуждаются на уровне новых и значимых идей образования: в работах В.С.Лазарева, А.М.Моисеева, Н.А.Морозовой, М.М.Поташника, Т.И.Шамовой и др.

Перечисленные авторы и их исследования значительно приблизили понимание необходимости детального и полного исследования темы об основах системы управления в учреждениях начального музыкального образования сферы культуры. С точки зрения собственно научных проблем данная тема, как мы видим, не имеет достаточно полного научного обоснования, в научных и научно-методических работах о системе дополнительного образования отрасли культуры нет достаточно разработанных и обоснованных методов и организационных форм постановки и решения управленческих задач образовательных учреждений муниципального уровня. В связи с этим тема является весьма актуальной, а управленческая практика муниципальных образовательных систем требует более полного и качественного научно-методического обеспечения. Это

10 определило выбор темы исследования «Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в ДМШ и ДШИ».

Объектом исследования является музыкальное образование детей.

Предметом исследования является процесс муниципального управления музыкальным образования детей в школах искусств и музыкальных школах.

Цель исследования: выявить теоретические и методические основы реформирования управления школами искусств и музыкальными школами, действующими в рамках муниципальных образовательных учреждений сферы культуры.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что функционирование и дальнейшее развитие музыкального образования детей в ДМШ и ДШИ муниципального уровня возможно на основе модернизации и реформирования системы муниципального управления образовательными учреждениями отрасли культуры, создания инвариантной модели управления, способствующей эффективной управленческой деятельности в сфере начального музыкального образования, осуществления новых управленческих подходов к взаимодействию базового и дополнительного образования, выстраивания системы социального партнерства между образовательной школой и музыкальной школой, школой искусств.

Задачи исследования: - проанализировать нормативные документы и специальную литературу по теме исследования;

сформулировать основные положения методики управленческой деятельности сферы дополнительного образования отрасли культуры; - определить статус, функции и различные модели ДШИ и ДМШ в рамках муниципальных учреждений дополнительного образования; - разработать в рамках муниципальной образовательной системы отрасли культуры новые подходы к основным принципам и методам управления

детскими школами искусств и музыкальными школами как учреждениями дополнительного образования детей;

- осуществить новый подход к взаимодействию базового и дополнительного
образования, выстраиванию системы педагогического партнерства между
общеобразовательной школой и школой искусств, музыкальной школой;

- осуществить экспериментальную проверку, направленную на выявление
эффективности предложенных в исследовании новаций.

Методологическую основу исследования составляют: - философские идеи и концепции С.И.Гессена, Л.С.Зориловой, Г.Мюнстерберга, М.М.Рубинштейна, В.Ю.Троицкого, А.Я.Флиера, Е.А.Ямбурга, посвященные изучению и поискам решений проблем воспитания через систему музыкального и в целом художественного образования, основам целенаправленного управления музыкально-эстетическим обучением, развитием подрастающего поколения, их духовно-нравственного совершенствования;

- системный подход, ориентирующий на целостное управление системами
общеобразовательного типа (В.Г.Афанасьев, М.Мескон, М.Альберт,
Ф.Хедоури, Э.Г.Юдин и др.);

ситуационный и оптимизационный подходы, ориентирующие на построение системы управления, оптимальной для конкретной разновидности школы в конкретных обстоятельствах ее существования и жизнедеятельности (Ю.К.Бабанский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник);

программно-проектный подход, ориентирующий на организационно-управленческое проектирование целевых программ развития (О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, П.И.Третьяков и др.);

подход, ориентирующий на управление системой подготовки учителя музыки в условиях высшей школы (Ю.В.Степняк), руководство учреждениями начального и среднего профессионального образования сферы культуры (Т.А.Артеменкова), общеобразовательной школы музыкально-эстетической направленности (Е.Б.Зотова).

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

методологический анализ проблемы;

наблюдение и анализ деятельности школ искусств и музыкальных школ муниципального образования;

- изучение и обобщение опыта руководства муниципальной системой
образования отрасли культуры;

анкетирование руководителей образовательных учреждений и досуговых учреждений системы культуры;

методы экспертной оценки и самооценки;

организация и проведение автором исследования совещаний, практических занятий, «круглых столов», семинаров и конференций с административным аппаратом ДШИ и ДМШ по исследуемой проблеме.

Теоретическую основу исследования составили труды: В.С.Библера, М.М.Берлянчика, А.К.Бруднова, И.М.Кантора, И.А.Зимней и др.; идеи о влиянии экономического менеджмента на социальные и общественные сферы жизнедеятельности человека А.В.Карпова, А.И.Кравченко; идеи системного, личностно-деятельностного подходов Л.С.Выготского, М.А.Гулиной; теоретические и методические труды основателей и разработчиков кибернетики и управления: Н. Винера, М.Мескона, Ф.Хедоури, М.Альберта, и др.

Эмпирической основой исследования явились аналитические данные, наблюдения и факты, которые автор приобретал в течение большого периода работы: 1) в учреждениях дополнительного образования детей Балашихинского района Подмосковья, 2) в общественных организациях региона, 3) в органе управления культуры территории, 4) в результате подготовки и проведения творческих Проектов областного, российского и международного значения.

Базой исследования послужили учреждения дополнительного образования детей г. Москвы и Московской области, органы управления культурой и образованием муниципалитетов Московской области, частично Владимирской области, г.г.Твери и Калуги.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1995-1999г.г.) осуществлялись изучение и сбор эмпирических данных 1) о функционировании системы дополнительного образования детей в образовательной системе муниципалитета; 2) о работе учреждений дополнительного образования сферы культуры муниципалитета (данные более 50 учреждений были использованы в сборе информации, опрошены методом анкетирования, тестирования и обработки статистических данных более 1500 учащихся школ искусств и учреждений досугового типа), о взаимодействии учреждений базового и дополнительного образования ( рассмотрены более 15 базовых образовательных учреждений и их система взаимодействия с учреждениями дополнительного образования), выявлялись проблемы функционирования и развития их управленческой деятельности, определялись отношения учреждений образования сферы культуры и их Учредителя в момент становления муниципальных образований Московской области.

На втором этапе (2000-2003г.г.) была проведена следующая работа:

а) разработан методологический аппарат исследования, определены его
теоретические основы, выявлена технология управления учреждениями
дополнительного образования детей, система их взаимодействия с органами
управления муниципалитета;

б) осуществлена экспериментальная работа по проверке эффективности
разработанной модели системы управления детскими школами искусств и
музыкальными школами муниципального уровня и инвариантной модели
управления школами искусств и музыкальными школами на основе
собранных данных, а также проведенных социологических опросов,

14 анкетирования, изучения результатов тематических семинаров и конференций с группой руководителей ( включая заместителей, заведующих структурных подразделений) ДМШ и ДШИ, а также культурно-досуговых учреждений.

На третьем, заключительном (2004год) этапе обрабатывались данные экспериментального исследования, осуществлялась их систематизация, подготавливались выводы и рекомендации. Научная новизна исследования:

1.Выработан новый подход к основным управленческим функциям: планированию, организации, руководству и контролю для использования в системе музыкального образования детей в ДШИ и ДМШ муниципального уровня, что впервые явилось предметом специального исследования.

2.Сформулированы теоретико-методологические положения,

показатели и критерии оценки эффективности управления деятельностью ДШИ и ДМШ, которые позволили разработать и описать концептуальную модель муниципального управления музыкальным образованием детей.

3. Представлена организационная структура управления ДШИ и ДМШ муниципального уровня, основанная на взаимодействии и взаимообусловленности «горизонтальных» и вертикальных связей образовательного учреждения отрасли культуры.

4.Разработан программно-проектный подход к условиям взаимодействия и социального партнерства базовой (образовательной) школы и школы искусств, музыкальной школы в образовательно-культурном поле муниципалитета.

5.Обоснована необходимость корректировки статуса ДШИ и ДМШ в условиях действия Закона РФ «Об образовании», предложен путь его изменения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют и дополняют существующие научные знания о построении систем управления различными разновидностями

15 образовательных учреждений, обогащают представления о связях между характеристиками ДМШ и ДШИ как управляемого объекта и характеристиками системы управления школой, предлагают пути совершенствования управления системой музыкального образования детей. В совокупности эти результаты содержат решение актуальной задачи -обоснование эффективной модели муниципальной образовательной системы отрасли культуры.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения модернизированной системы управления детскими школами искусств, музыкальными школами на муниципальном уровне, а также ее практическом использовании в образовательных учреждениях большого подмосковного региона: построении системы внутришкольного управления ДМШ и ДШИ; создании в каждой школе и на уровне органа управления культурой научно-методического Совета; систематизации концертно-просветительской деятельности ДМШ и ДШИ; разработки взаимодействия школы и органа управления культурой, школы искусств и общеобразовательной школы; органа управления культурой и органа управления образованием; создании и эффективной реализации постоянно действующего семинара повышения управленческой культуры руководителей ДМШ и ДШИ.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Муниципальное управление музыкальным образованием детей в ДМШ и ДШИ основано на новом подходе в использовании основных управленческих функций: стратегического планирования, организации, руководства и контроля и сформулировано в положениях экспериментальной методики управленческой деятельностью сферы дополнительного образования отрасли культуры.

2.Данная методика является основанием выстраивания концептуальной модели управления муниципальной образовательной системы отрасли культуры:

содержание модели управления связано с реформированием подхода к ДМШ и ДШИ как учреждениям с огромными потенциальными возможностями для раскрытия и выявления особенностей личности каждого ученика и выстраивания для него наилучшей жизненной программы развития;

принципы и методы управления ДМШ и ДШИ нацелены на процесс развития, обеспечивая системное, программно-целевое, активно-поступательное, исторически оправданное движение всех компонентов системы.

  1. Организационная структура муниципального управления школами искусств и музыкальными школами определяет взаимосвязь и соподчиненность по горизонтали и вертикали всех ее элементов, место и роль образовательных учреждений отрасли культуры в образовательном поле муниципалитета, «миссию» каждого из них, раскрывая специфику деятельности объектов управления - цели, задачи, внешнюю среду, сферу влияния, контингент учащихся, и т.д.

  2. Условия взаимодействия между общеобразовательной школой и школой искусств, музыкальной школой муниципального уровня выводят две системы на уровень социального партнерства.

Обоснованность и достоверность основных результатов исследования обеспечена: а) соответствием методологии исследования, его природе и характеру, целям и задачам; б) вовлечением в исследовательскую работу многообразных научно-педагогических источников; в) апробацией основных, системообразующих положений исследования в экспериментальной работе, проводившейся в течение длительного периода времени.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций в научно-педагогической печати (5 публикаций), издания сборника собственного редактирования и составления, докладов и выступлений на российских, областных, региональных и районных форумах:

17 Областном педагогическом совете Министерства культуры Московской области (2003г.), совещании руководителей органов управления культуры и преподавателей Московской области (февраль 2004г.), областном совещании директоров школ искусств и музыкальных школ по вопросу подготовки и проведения аттестации учреждений дополнительного образования детей (март 2004г.), российской научно-практической конференции «Музыка как судьба», посвященной изучению и освоению творческого наследия Г.В.Свиридова в учреждениях дополнительного образования детей (январь 2004г.), пресс-конференциях Международных конкурсов хоровой музыки «Дни славянской письменности и культуры» (1998, 2000, 2002, 2004гг.) Международных фестивалей «Дни славянской письменности и культуры» (1999, 2001, 2003 гг.), научно-практической конференции МГУКИ «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы перспективы» (2003 г.), международной научно-практической конференции МГУКИ «Модернизация системы музыкально-педагогического образования: теория и практика (2004 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Становление системы организации начального музыкального образования в России

Социально-педагогическая система музыкального образования сложилась из опыта и достижений огромной эпохи развития образования и культуры нашего Отечества. Ретроспектива этого сложного, многоуровнего явления дает представление о длительном процессе кристаллизации профессиональной системы ценностей, бережного накапливания положительных результатов и наработок отечественной музыкальной педагогики периода Х-ХХ столетий.

Необходимо отметить, что развитие профессиональной музыки в России проходило в культовой форме в рамках церковно-певческого искусства. Исследователи русского искусства рассматривают древнерусское профессиональное певческое искусство как начальный этап развития единой национальной музыкальной культуры и становления профессиональной музыкальной школы. Формирование «музыкально-педагогических воззрений православной ориентации было связано с различной природой богослужебного пения и музыки... Богослужебное пение Русской Православной Церкви музыкой не являлось. И в этом отношении оно выступало в качестве оппозиции по отношению ко всей мирской музыке, будь то пение или игра на музыкальных инструментах» (99, с.6-7).

Обучение богослужебному пению и музыке имело различные целевые ориентиры, а следовательно, и задачи, содержание, методы обучения, что, естественно, выстраивалось в особые принципы построения системы передачи знаний, умений и навыков, связанной с функциями организации и мотивации данной деятельности. Кроме того, по мере все более широкого распространения христианства на Руси негативное отношение русского духовенства и государственной власти к мирскому музицированию постепенно усиливалось.

В период XI века в ряде литературных памятников Древней Руси указывалось на мирскую музыку, как оскверняющую чувства истинного христианина, как средство глумления бесов над преподобным. В течение последующих веков эта борьба усиливается, о чем свидетельствуют поучения из популярного на Руси в XIV в. сборника «Златая цепь», где мирская музыка ставится в один ряд с такими «злыми и скверными делами, как ...пьянство, объедение, грабеж, насилие, непослушание, нарушение божественных писаний и Божиих заповедей, разбой, чародейство, волхование, ношение масок, кощунства, бесовские песни, пляски, бубны, сопели, гусли, пищали, непристойные игры, русалии»( там же, с. 16).

Резкие обличения занятий мирской музыкой содержит и «Домострой». Принципы идеологической борьбы Русской Православной Церкви за чистоту богослужебного пения подкреплялись и методами практических запретов, что, конечно, связано с принципами постоянного контроля за музыкальной культурой на Руси. В 1551 году Церковный Собор в Москве, рассмотревший вопрос об устроении на Руси церковного пения, запретил все проявления мирской музыки и мирского музицирования как бесовские глумы. В русле этой борьбы во всех городах Московского государства духовенство обязано было организовать у себя на дому школы для детей и учить их чтению, письму, церковному пению.

Одним из первых учреждений музыкального образования середины XVI века и представляло собой школу - это была школа московских певцов и распевщиков, возглавляемая Саввой Роговым, которая обслуживала богослужения. «Обучение богослужебному пению с этого времени по своей значимости было официально приравнено к обучению чтению и письму» (там же, с. 143).

Создание достаточно развернутой сети подобного рода «домашних школ» знаменовало становление нового подхода к решению задач как общего, так и профессионального музыкального образования православной ориентации, а также зарождение принципов управления возникшей сетью образовательных школ, связанной с музыкальной культурой Отечества. Налицо истоки главных функций управленческой деятельности системы российского начального музыкального образования: планирование и открытие (организация) школ, руководство ими, а также контроль со стороны высшего духовенства. Обеспечивая получение начальной музыкальной подготовки в данной области значительно большему количеству детей, чем в предшествующие века, такие школы способствовали приобщению детей к традициям православного богослужебного пения. К тому же они становились базой для выявления наиболее одаренных учащихся с целью привлечения их в дальнейшем к профессиональной певческой деятельности в качестве клиросных певцов.

Как мы видим, истоки перечисленных выше управленческих функций построения системы музыкального образования в XVI веке явились основой построения управленческой деятельности начального музыкального образования наших дней. При этом курс обучения церковному пению, как замечает известный исследователь быта русского народа в данный период И.Е.Забелин, был единообразен во всех сословиях Московского государства, «начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю» (там же, с. 143). Другими словами, обучение на начальном этапе музыкального образования велось по единым программам, обращаясь к современному управленческому языку, т.е. основывалось на целостной организации учебного процесса.

«Направление развития педагогики, ее цели и задачи, - пишет Л.В.Кикнадзе, - зависят от типа культуры данного времени... То есть, стиль данной эпохи, воздействуя на развитие культуры в целом, определяет и развитие педагогики, влияет на характер и методику обучения» (57, с.27).

Средневековая культура - культура канонизированная. Существовали определенные нормы в жизни и в искусстве, которые определялись средневековыми представлениями «о должном». Творчество в эту эпоху ограничивалось этими представлениями и связывалось традиционными эстетическими установками. «Средневековый художник, - пишет Д.С.Лихачев,- сознательно пользуется канонами.

Анализ современных форм управления детскими школами искусств и музыкальными школами

90-е годы XX столетия - это годы активного развития современной нормативной базы образовательной системы России. После вступления в действие Закона «Об образовании» появляется ряд новых документов, направленных на реформирование базовой школы, ее системы управления, совершенствующих учебно-воспитательный процесс. Реформирование школы коснулось всех аспектов ее жизнедеятельности: как содержательного компонента, так и организационно-управленческих подходов. Этот процесс активно затронул и учреждения дополнительного образования детей, выявив необходимость реформирования всех ее компонентов, и прежде всего, управления, как основы построения всей системы. «Управление — непременная черта всякого общества, и чем эффективнее управление, тем благополучнее общество» (10, с.75).

Для достижения цели исследования о разработке основ муниципального управления учреждениями дополнительного образования детей нам необходимо опереться на результаты современных научных исследований, рассматривающих сущность и теоретические основы построения систем управления общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что «актуальность научного подхода к управлению образованием, объективно и субъективно осознаваемая потребность в научном обеспечении и обосновании управленческой деятельности... ощущается на всех уровнях управления отраслью» (111, с.4).

В последнее десятилетие произошло значительное усложнение школы как объекта управления, рост ее самостоятельности, возникла необходимость ее систематического обновления посредством организации инновационных процессов, освоения исследовательского подхода в управлении образовательным учреждением, повышением социальных требований к школе и управлению ею.

Все вышесказанное приводит нас к выводу о научном подходе к управлению образованием как самостоятельной научной дисциплине, входящей в науку социального управления. Ему присущи все закономерности и принципы социального управления, так как образование как сфера жизнедеятельности общества связано с деятельностью множества социальных организаций и систем.

Наиболее близким нашему исследованию является определение понятия управления как системы и деятельности, ориентированной на удовлетворение общественных потребностей, служение социально значимым ценностям, а также на удовлетворение внутренних потребностей своей организации, ее сообщества. Его дополняет характеристика управления, которую дают A.M. Моисеев совместно с М.М.Поташником в исследовании «Диссертации по управлению образованием»: «смысл и назначение управления усматривается в обеспечении целенаправленности и организованности совместной деятельности людей в социальных системах с помощью специфических видов действий и достижении на этой основе поставленных целей. Предполагается, что именно управление вносит основной вклад в интеграцию совместных усилий, сохранение и развитие целостности управляемых систем и тем самым - в решение проблем становления, выживания, нормального функционирования и прогрессивного развития образовательных систем (там же, с. 16).

Под основами управления мы понимаем некую совокупность принципов, которая позволит обеспечить полноценное функционирование и развитие школ искусств и музыкальных школ, как особой разновидности образовательных учреждений, призванных решать задачи как всеобщего, так и исключительно профессионального характера. Под задачами всеобщего характера мы понимаем воспитание гармонично развитой личности с активной эстетической позицией к искусству и культуре в целом, в основе жизнедеятельности которой лежат высочайшие принципы гуманного отношения друг к другу, к любым проявлениям осмысленного существования всего живого на земле.

Под задачами профессионального характера мы понимаем освоение специфических навыков исполнительской, композиторской и музыковедческой деятельности, которые позволят: 1)продолжить дальнейшее обучение в профессиональном учебном заведении и получить соответствующую профессию, 2)использовать полученные знания и навыки для активного музицирования в различных сферах человеческой деятельности, а также восприятия и необходимой оценки художественных произведений прошлого и настоящего.

В предыдущем параграфе диссертации мы осуществили попытку в историческом аспекте рассматриваемой темы охарактеризовать те ценностные основания и принципы, на которых выстроена система образования отрасли культуры. Это: историческая закономерность ее становления; добровольность и демократичность; доступность; профессиональный подход к музыкальной педагогике, высочайшая требовательность к подбору педагогических кадров, дисциплине занятий, формированию учебного процесса, разработке собственных учебных пособий.

Эти ценностные основания и принципы дали возможность сохранить систему музыкального воспитания и образования в современном мире, определить ее место в российском образовательном пространстве, решать объективные задачи, которые возникают перед образовательной системой отрасли культуры в связи с выполнением ею социального заказа.

Итак, исходя из представленных выше определений, мы видим несколько управленческих задач, которые современное общество ставит во взаимоотношениях субъекта, действующего сознательного начала, и объекта, которым управляют. Управленческими задачами субъекта являются: - создание новых образовательных учреждений разных типов и видов; - обеспечение их стабильного и устойчивого функционирования и адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; -обеспечение развития учреждений образования, постепенного перехода в новое качественное состояние на основе осуществления планомерных инновационных процессов. Таким образом достигается результативное регулирующее воздействие субъекта на объект, обеспечивая движение объекта к желаемому состоянию: постоянному, динамичному развитию образовательных учреждений.

Содержание инновационных форм управления деятельностью детских школ искусств и детских музыкальных школ на муниципальном уровне

Определив муниципальную систему музыкального образования детей в ДМШ и ДШИ как объект нашего исследования, рассмотрев характерные особенности и проблемы ее современного функционирования, нам необходимо проведение экспериментальной работы для подтверждения теоретико-методических положений, выдвинутых в гипотезе. Поскольку наука управления образовательными системами является проектной, конструктивной, созидающей, главной задачей в исследовании метауправления, т.е. управления управляющей системой, является процесс его модернизации, осуществления управленческих нововведений, которые в настоящее время отстают от темпов преобразований в собственно образовательных процессах. Конечной целью данной главы исследования является создание, внедрение и апробация модели управления образовательной системы отрасли культуры.

В чем же смысл необходимости построения обновленной модели управляющей системы в образовательной сфере культуры?

В первую очередь, в выстраивании управленческой системы, способной совместно с базовым образованием решать на паритетных началах главные задачи функционирования образовательных учреждений — воспитания и образования подрастающего поколения.

Во-вторых, в создании такой модели системы управления, которая смогла бы дать качественные изменения во всех направлениях функционирования учреждений образования отрасли культуры : 1 )определение статуса школы искусств, 2)решение ее социально-экономических проблем , 3)нахождение соответствия историческим реалиям развития образовательной школы сферы культуры и нынешнего ее положения в российском образовательном пространстве, 4)трактовка школы искусств как учреждения широкого и глубокого гуманистического развития личности ребенка, всестороннего раскрытия его творческого потенциала, 5)усиление востребованности школы искусств в рамках их функционирования в муниципальном пространстве. Обновление модели управляющей системы предполагает изменение существенных свойств системы управления и ее элементов, структуры, в том числе, возможное появление новых системных, интегративных качеств. Таким образом, развитие связано с качественными изменениями в строении и функционировании систем управления. Сущность, смысл и назначение развития видятся в переходе системы управления в иное, качественно новое состояние, в результате чего рождается во многом иная, новая система управления. Успешность развития как перехода в новое качество требует умелого управления переходными процессами: от ранее достигнутого уровня к образу желаемого будущего системы и видения путей перехода от первого ко второму. Образ желаемого будущего системы определяется целями и задачами, которые участники процесса обновления функционирующей системы ставят перед собой. Они, прежде всего, определяются качественными характеристиками подрастающего поколения, ради которого можно и должно говорить о необходимости обновления системы управления, о создании новой модели управляющей системы. Достижения высоких качественных характеристик напрямую связано с комплексом воспитательно-образовательных процессов, которые и составляют основу любой образовательной системы, независимо от ее ведомственной и федеративной подчиненности.

Раскрывая сущностные функции учреждений дополнительного образования детей, в частности, школ искусств, музыкальных школ, мы рассматриваем проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, исследование которых в их совокупности и раздельности проходят через всю историю педагогической науки. Кроме того, анализируя место и роль учреждений дополнительного образования детей в российском образовательном пространстве, мы изучаем воспитательно-образовательные задачи в образовательных системах совместно с комплексом управленческих задач в структуре как самого учреждения, так и на муниципальном уровне: во взаимодействии учредителя как субъекта управления и школы искусств, музыкальной школы как объекта управления. Воспитательно-образовательные и управленческие задачи, не подменяя и не заменяя друг друга, тем не менее находятся в современном обществе в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Подчеркнем еще раз, что осознание необходимости в обновлении, и даже модернизации управления образовательными системами отрасли культуры связано с требованием современной общественной жизни переосмысления качества воспитания и образования подрастающего поколения, в распространении качественно новых понятий современности: гуманизации общества и гуманитаризации образования. Данное явление автор исследования рассматривает в самом широком смысле этого слова и понятия, ни сколько не умаляя такого качества современного образования, как профессиональный подход и ранняя профессионализация обучения. Данные явления не только не отрицают возможность своего сосуществования, а являются взаимодополняющими и взаимозависимыми.

Вопросы воспитания и юучения подрастающего поколения волновали умы передовых ученых-педагогов во все прошедшие века, как и в нынешнее время, поэтому ответ на вопрос о: -целях современного воспитания, -значении истинных ценностей, -наиболее полном развитии своего природного потенциала, является краеугольным камнем в раскрытии сути воспитательно-образовательных задач нынешнего времени.

Концептуальная модель управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры

Формирование концептуальной модели управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры проходило на втором этапе исследования в 2000-2004г.г. В этот период разрабатывались и апробировались методологические основы исследования, выявлялась технология управления учреждениями дополнительного образования детей, проходила систематизация взаимодействия с органами управления муниципалитета.

Далее была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели системы управления детскими школами искусств и музыкальными школами муниципального уровня на базе Балашихинского района Московской области. В ней нашли в полной мере воплощение все те новые формы управленческой и профессиональной работы, которые стали основой констатирующего этапа экспериментального исследования. Их реализация дала возможность не только продолжить исследование, но и сформулировать в дальнейшем основополагающие принципы модели управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры, эффективность которой подтверждена результатами работы детских школ искусств и музыкальных школ большого подмосковного региона, значительным количеством творческих проектов различного уровня — региональных, областных, российских, международных, которые в корне меняют отношение к образовательным учреждениями отрасли культуры со стороны органов управления всех сфер муниципалитета. Выстроенная автором исследования модель управления во многом опиралась на особенности традиций музыкального образования и воспитания данного региона. При этом в ней отражены и универсальные черты управления, и своеобразные черты Балашихинского района.

В этой связи методическое объединение школ искусств и музыкальных школ района как рассматриваемые объекты образовательной системы отрасли культуры имеют неисчерпаемые возможности развития личности ребенка, многообразие путей решения своих воспитательно-образовательных задач. Каждая из составляющих культурных ценностей может быть раскрыта в рамках конкретного педагогического коллектива, муниципального образования, с учетом своеобразия местности, конкретных целей и задач, решаемых на уровне учредителя, индивидуального подхода в раскрытии особенностей объекта управления - создания вариативной модели каждой школы. Именно поэтому необходимым документом для современного развития школы искусств является ее Программа и общая Концепция развития системы дополнительного образования на уровне муниципалитета. Именно в этих документах, разработанных преподавательскими и трудовыми коллективами, утвержденными учредителем, отражается общая стратегия поступательного движения и развития, определяется тактика действий в решении поставленных задач. К сожалению, нынешняя практика работы школ искусств показывает, что некоторые педагогические коллективы еще в недостаточной степени осознают необходимость разработки тех документов, которые должны стать нормативными для их повседневной практики. Педагоги с большим стажем работы — более 30 лет - во многом живут прошлыми представлениями о своей педагогической работе, более молодое поколение смотрит на проблемы воспитания упрощенно, с позиций главного жизненного критерия, привнесенного идеологами — западниками в нашу жизнь: уровня материального вознаграждения за свой труд. Подобная разобщенность, и даже раздвоенность представлений в педагогических коллективах школ искусств и музыкальных школ значительно усложняет управленческие и воспитательные функции руководителя, призванного объединить преподавателей во имя решения главной цели функционирования школы искусств — духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Для решения названной выше проблемы, а также возникающих в ходе воспитательно-образовательного процесса множества иных профессиональных, методических, нравственно-этических, психологических задач, общими усилиями педагогических коллективов и учредителем принимаются нормативные документы школ. В них определяются цели и задачи обучения, принципы и специфические особенности деятельности данного учреждения, раскрываются его возможности для развития индивидуальности учеников в процессе их обучения и профессионально-личностного становления и абитуриентов, желающих поступить в школу. Данные документы не только определяют систему внутришкольного управления, но и дают представление родителям потенциальных учеников о выборе того учреждения, где собирается учиться их ребенок. Поэтому Программа развития школы - своего рода визитная карточка ОУ сферы культуры муниципального образования, в которой прописываются основные характеристики и принципы внутришкольного управления.

В Концепции развития системы дополнительного образования муниципалитета определяется в целом роль системы дополнительного образования отрасли культуры в образовательном пространстве территории, а также место и роль каждой школы искусств в соответствии с выбранной и освоенной моделью функционирования и развития. Итак, определим и рассмотрим принципы внутришкольного управления, зафиксированные в Программе развития школы искусств и музыкальных школ. Это: ? предназначение школы, ее миссия в виде определенного социального признания, востребованности и достижении профессиональных результатов как учеников в процессе обучения, так и выпускников; ? стройность, логичность и взаимообусловленность построения ее составляющих: отделов, профессиональных и общественных органов, в том числе, педагогического, научно-методического, родительского, трудового советов, и др.; ? функциональные возможности школы как самостоятельного юридического лица, действующего в виде социально активной системы на основе целенаправленного развития продуктивных внешних связей и социального партнерства; ? соответствие системы управления данной школы ее конкретным особенностям, специфической направленности развития; ? характеристика ключевых свойств управления, задающих основные подходы к управлению данной школы, выбору приоритетных функций управления, методов управления.

Похожие диссертации на Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школах искусств