Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Бутунина Любовь Васильевна

Педагогическая концепция В.П. Вахтерова
<
Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова Педагогическая концепция В.П. Вахтерова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутунина Любовь Васильевна. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Смоленск, 2006.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1437

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование педагогической концепции В.П. Вахтерова

1.1. Ретроспективный обзор научных исследований, посвященный педагогическому наследию В.П. Вахтерова 13

1.2. В.П. Вахтеров - педагог, просветитель и организатор народного образования 29

1.3. Становление мировоззрения В.П. Вахтерова 51

Выводы по первой главе 77

ГЛАВА II. Характеристика педагогической концепции В.П. Вахтерова

1. Образование народа как ценность педагогической концепции В.П. Вахтерова 82

2. Содержание и структура нравственного воспитания В.П. Вахтерова 110

3. Концептуальные положения В.П. Вахтерова о роли учителя в организации эффективного педагогического процесса 129

Выводы по второй главе 140

Заключение 143

Список литературы 147

Список приложений 165

Введение к работе

Актуальность исследования. Радикальная перестройка общественно-политической и социально-экономической систем нашего общества наряду с позитивными процессами принесла и много негативного. Данные тенденции, а также трансформация ценностных ориентации, вхождение России в мировое образовательное пространство обусловливают необходимость пересмотра подходов к существующей педагогической теории и сложившейся практике учебно-воспитательного процесса. Актуальным при этом является использование историко-педагогического опыта, так как в основе взаимодействия истории науки и современных процессов лежат закономерности исторической повторяемости.

В настоящее время одновременно с возрастанием роли человека повышается значение наук о человеке и, прежде всего, педагогики как науки об образовании и воспитании, поэтому возникает необходимость творческого переосмысления педагогических идей, которые были разработаны в прошлом.

Одним из условий познания истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью, что побуждает постоянно обращаться к трудам ученых прошлого. Развитие педагогической науки немыслимо без творческого осознания наследия, созданного предыдущими поколениями. В «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года, говорится об «...обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [116, С. 4].

Именно поэтому начало XXI века в нашей стране ознаменовалось повышенным вниманием к историческому наследию, к идеям представи-

4 телей отечественной педагогики Н.Ф. Бунакова, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.В. Чехова и других, в трудах которых нашли отражение идеи развития индивидуальности ребенка, учета своеобразия детской личности, гуманизации педагогического процесса.

В этом ряду ученых-педагогов прошлого имя В.П. Вахтерова занимает достойное место, так как оно вошло в золотой фонд русской теории и практики образования конца XIX - начала XX веков. В отечественной педагогике начала XX века его современников Н.Н. Иорданского, Д.И. Тихомирова, Н.В. Чехова и других привлекла разносторонняя практическая и научно-педагогическая деятельность В.П. Вахтерова. В различных публикациях появляются отзывы и рецензии, высоко оценивающие его методические и научные работы (Х.Д. Алчевская, П.В. Евстафиев, К.В. Ельниц-кий, Н.В. Чехов и др.).

В истории советской педагогики педагогическое наследие В.П. Вахтерова не получило должной оценки. В трудах Ф.Ф. Королева, Е.Н. Медынского, А.В. Ососкова система взглядов В.П. Вахтерова на воспитание и образование считалась «мелкобуржуазной». В 50 - 60-е годы XX века изменяется оценка педагогических воззрений Василия Порфирьевича, а его наследие постепенно вводится в научный оборот.

Новый этап в изучении наследия В.П. Вахтерова начинается в 80-х
годах XX столетия, когда были опубликованы «Избранные педагогические
сочинения» (1986) В.П. Вахтерова с обстоятельной вступительной статьей
профессора, члена-корреспондента РАО С.Ф. Егорова, а также фрагменты
работ педагога в «Хрестоматии по истории школы и педагогики в России».
С.Ф. Егоров пишет: «Нельзя не восхищаться глубиной проникновения
В.П. Вахтерова в диалектику педагогического процесса, филигранностью
\ методики естественного эксперимента, беззаветной преданностью делу

5 обучения и воспитания подрастающих поколений, которому он посвятил всю свою жизнь» [36].

Выход в 1990 году «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начала XX веков» под редакцией профессора Э.Д. Днепрова [126] и «Антологии педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX веков» продолжили этап переосмысления педагогических трудов В.П. Вахтерова [5].

В 90-х годах XX века появляются диссертационные исследования А.Ю. Бутова, С.А. Минюковой, Н.Б. Ромаевой, Т.А. Ромма, Б.Г. Тебиева [16, 112, 143, 144, 167], в которых авторы рассматривают различные аспекты педагогического наследия В.П. Вахтерова: принципы воспитания, деятельность педагога по введению всеобщего начального образования, теорию общественного воспитания.

«Российская педагогическая энциклопедия» (1993) и «Педагогический энциклопедический словарь» (2002) представляют В.П. Вахтерова как разработчика самостоятельной педагогической концепции, которая получила название эволюционной педагогики, раскрываются его взгляды как деятеля народного образования, педагога и методиста начального обучения, который следовал общепедагогическим идеям К.Д. Ушинского [146,130].

Историко-краеведческий материал о деятельности выдающегося педагога В.П. Вахтерова был опубликован профессором Смоленского государственного университета М.Е. Стекловым. В своих работах он описывает педагогическую деятельность Василия Порфирьевича Вахтерова во время работы на Смоленщине [161, 162, 163, 164,165].

Наследие В.П. Вахтерова представляет собой одну из интереснейших страниц отечественной педагогической мысли, которое до сих пор недостаточно изучено. Подробное изучение общественно-политических, философских и педагогических взглядов В.П. Вахтерова особенно значимо

для обогащения современной теоретико-практической и методологической базы педагогической науки в целом, так как его деятельность была эффективна в тот период развития науки. Взгляды педагога на роль учителя, его профессионализм актуальны и в наше время, когда складываются новые представления о профессиональной подготовке и образованности педагогических кадров.

Историографический и библиографический анализ показывает, что наследие В.П. Вахтерова вызывало и вызывает большой интерес многих исследователей в разные исторические периоды, так как каждая современная теория, позволяющая преобразовать педагогическую практику, неизбежно основывается на положениях прошлого. Так, в 60-е годы XX века в Арзамасе была переименована улица Южная в улицу им. В.П. Вахтерова, а позже городская администрация присвоила ему звание почетного гражданина города Арзамаса, что отражено на городской доске почета. В 2003 году была открыта памятная доска на здании Арзамасского педагогического института, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Порфирьевича.

Противоречие между значимостью личности В.П. Вахтерова в истории отечественной педагогики, его существенным вкладом в историю и теорию педагогической мысли, важностью его общественно-просветительской деятельности, ценностью его педагогического наследия и недостаточным системным представлением о его педагогических идеях обозначило проблему: каковы основные составляющие педагогического наследия В.П. Вахтерова, взаимосвязанные между собой и представляющие стройную единую педагогическую систему. Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая концепция В.П. Вахтерова».

Объект исследования - педагогическое наследие Василия
\ Порфирьевича Вахтерова.

Предмет исследования - педагогическая концепция Василия Пор-фирьевича Вахтерова.

Цель исследования - выявление и систематизация основополагающих взглядов В.П. Вахтерова на образование и воспитание, а также на роль учителя в организации эффективного педагогического процесса, раскрытие их значения для современной педагогической практики.

Сформулированные выше цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать и систематизировать архивные материалы, документы и историко-педагогические источники по теме исследования, на основе анализа педагогического наследия В.П. Вахтерова раскрыть теоретико-методологические основы его концепции.

  2. Выявить и обосновать основные этапы формирования взглядов В.П. Вахтерова на образование и воспитание, определить основные направления в его творческой деятельности на основе использования фактических данных, полученных в ходе исследования ранее неизвестных архивных материалов.

  3. Дать характеристику концептуальных положений В. П. Вахтерова об образовании, воспитании и развитии детей, выявить и научно обосновать их гуманистический характер.

  4. Определить актуальные идеи и положения о роли учителя, их развитие и значимость в педагогическом наследии В.П. Вахтерова, которые могут быть использованы в теории и практике современной школы, в процессе профессионального совершенствования учителей.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют: историко-педагогические исследования педагогической мысли России

конца XIX - начала XX веков дореволюционных ученых (М.И. Демков,

П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский);

современная литература по вопросам философии образования и исторического развития и становления российского образования конца XIX - начала XX веков (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, А. А. Касьян); по истории образования (М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, З.И. Равкин);

диалектико-исторические концептуальные положения теории гуманизации обучения, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества и имеющие в настоящее время первостепенное значение для определения перспектив развития системы образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Л.В. Романюк, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

идеи о единстве обучения и воспитания (В.А. Караковский, В.М. Ко-ротов, Б.Т. Лихачев и другие);

разработка вопросов, затрагивающих исследования практической и теоретической деятельности В.П. Вахтерова (М.В. Богуславский, Э.О. Вахтерова, С.Ф. Егоров, М.Е. Стеклов).

Для решения поставленных задач использовались следующие
методы историко-педагогического исследования: сравнительно-
исторический метод (теоретический анализ философской,
f педагогической, методической литературы); метод получения

ретроспективной информации (теоретический анализ и обобщение литературных источников, документов и архивных материалов); систематизация и обобщение полученных . результатов и выводов.

Исследование обеспечено комплексом источников, включающим следующие материалы:

печатное и рукописное наследие В.П. Вахтерова: педагогические
сочинения, учебники и учебные пособия, методические работы,

\ публицистические статьи, письма, дневники, речи;

труды научной и общественной мысли: биографо-энциклопедическая литература, педагогическая историография, педагогические монографии, педагогическая пресса;

мемуары и художественная литература;

материалы государственных архивов: ГАСО (Государственного архива Смоленской области); На РАО (Научный архив Российской академии образования); ОР РНБ (отдел рукописей Российской национальной библиотеки), РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства); ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации).

Организация исследования. . Первый этап (2000 - 2002) - поисковый. На данном этапе проводилось изучение историко-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнение и конкретизация биографических фактов. Сравнительный анализ и систематизация научных источников; выявление, анализ, обобщение архивных материалов; выявление основной проблематики исследования.

Второй этап (2002 - 2004) - теоретический. В течение этого
периода велась теоретическая разработка проблемы, основных положений.
Была определена структура и логика изложения диссертационного
' исследования; осуществлялась апробация результатов путем публикации

научных статей по теме диссертации. Шло написание текста диссертационного исследования.

Третий этап (2004 - 2006) - обобщающий. Он включал в себя дополнительный сбор архивных материалов для уточнения некоторых теоретических позиций, а также обобщение и систематизацию полученной информации, обработку, анализ и формулирование выводов по результатам исследования, редактирование текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на
) основе документальных источников и научной литературы проведено

10 системное исследование педагогической концепции В.П. Вахтерова как целостного явления с учетом периодизации его педагогической и общественной деятельности. С современных позиций осуществлен целостный анализ общественно-политических и философских взглядов педагога, позволяющий определить ориентиры образования педагогической концепции В.П. Вахтерова; представлены механизмы воплощения его концеп-туальных положений об образовании, воспитании и развитии личности в образовательном процессе. В ходе историко-педагогического исследования впервые в научный оборот введено более пятнадцати архивных источников, находящихся в Государственном архиве Смоленской области.

В процессе обобщения и анализа историко-педагогических фактов выявлено, что именно на Смоленщине родились многие педагогические открытия В.П. Вахтерова. Одним из них является идея о доступности обучения, получившая в дальнейшем широкое распространение и нашедшая отражение в книге «Предметный метод обучения».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная
диссертационная работа расширяет возможности изучения педагогической
концепции В.П. Вахтерова с позиции ее целостности; обогащает историко-
краеведческие знания о деятельности педагога на Смоленщине; позволяет
t определять социоисторические истоки формирования педагогических

концепций ученых конца XIX - начала XX веков; вносит вклад в развитие истории педагогики, углубляя знания о демократических тенденциях в отечественном образовании.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнения к соответствующим разделам по истории отечественной педагогики, на спецкурсах и семинарах по истории образования и воспитания, изучаемых в педагогических вузах; в системе повышения квалификации педагогических кадров; фактологический материал и обобщенные в

диссертационном исследовании положения могут войти в содержание учебников и учебных пособий для педагогических учебных заведений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные методологические позиции, применением адекватных объекту, цели и задачам исследования методов, использованием комплекса взаимодополняющих источников и материалов, а также введением в научный оборот малоизвестных и неопубликованных историко-педагогических материалов и архивных источников.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. В.П. Вахтеров (1853 - 1924) - выдающийся педагог второй половины
XIX - начала XX веков. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова
представляет значительный вклад в развитие педагогической мысли
России и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся
российский историко-педагогический контекст. Она содержит в себе
теоретические и практические аспекты демократического подхода к
образованию и воспитанию, основанные на опыте отечественной
педагогики, достижениях общественно-политической и философской
мысли ученых XIX века и тем самым отражает преемственную линию
прогрессивной мысли русской педагогики того периода.
> 2. На становление педагогических взглядов В.П. Вахтерова оказали

влияние не только его жизнедеятельность, педагогическая деятель
ность, но и философские взгляды, которые формировались под
влиянием идеи позитивизма. Развитие его педагогических взглядов
шло в тесной связи с социально-политическими процессами,
происходящими в России.
3. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова представляет собой
стройную систему взглядов педагога на образование, воспитание
и развитие личности ребенка, которая базировалась на принципах
! признания уникальности сущности ребенка.

12 4. Взгляды В.П. Вахтерова на роль учителя в обществе, на цели и задачи народного образования, на соотношение общего и специального образования не утратили своей актуальности в настоящее время и могут внедряться в процесс повышения образования учителей.

Апробация работы и внедрение в практику результатов иссле
дования:
материалы и основные положения диссертационнрго исследова-
ния докладывались на всероссийских и международных научно-
практических конференциях: Международной научно-практической
конференции «Проблемы личностно-ориентированного обучения» (Смо
ленск, 2000), Всероссийской научной конференции «Школа на рубеже
веков», посвященной памяти заслуженного деятеля науки А.Е. Кондратен-
кова (Смоленск, 2000), Всероссийской научно-практической конференции
«Народное искусство. Прошлое и современность» (Смоленск, 2002),
Всероссийской научно-практической конференции «В.П. Вахтеров - педа
гог и просветитель Серебряного века» (Арзамас, 2003), Всероссийской
научно-практической конференции «Проблемы развития российского и
зарубежного образования» (Смоленск, 2003), Международной научно-
практической конференции «Аксиология современного воспитания в
системе непрерывного образования» (Смоленск, 2004).
> Материалы диссертационного исследования докладывались на

заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, а также использовались в процессе профессиональной подготовки студентов в университете.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Ретроспективный обзор научных исследований, посвященный педагогическому наследию В.П. Вахтерова

Изучению различных аспектов педагогического наследия Василия Порфирьевича Вахтерова посвящены диссертационные исследования и статьи как современников педагога, так и современных авторов, таких как М.В. Богуславский, П.В. Горностаев, С.Ф. Егоров, Г.Н. Козлова, П.А. Соснин, М.Е. Стеклов и другие [11, 12, 13, 14, 65, 66, 67, 80, 81, 82, 83, 98, 99, 160, 161, 162, 163, 164, 165].

Проведенный нами анализ научной и публицистической историко-педагогической литературы показал, что в отечественной истории образования можно выделить четыре этапа изучения и анализа жизни, деятельности и творчества В.П. Вахтерова.

Первый период - прижизненный - с 1872 года по 1924 год.

Основными источниками исследования первого периода являются педагогическая историография (очерки), литературная критика, эпистолярные материалы, публикации В.П. Вахтерова, а также литература биографо-энциклопедического содержания.

Сведения о Василии Порфирьевиче Вахтерове включают многие дореволюционные энциклопедии, биографические словари, такие как: справочные издания Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона [177], Критико-биографический словарь С.А. Венгерова [56], Энциклопедический словарь т-ва Бр. А. и И. Гранат и К0 [22].

Дореволюционные биографические издания представляют Вахтерова как видного педагога и общественного деятеля. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона дается следующая биографическая справка: «В.П. Вахтеров - педагог и публицист. Был инспектором народных училищ в Москве, но оставил службу после того, как в качестве товарища председателя московского комитета грамотности, прочел в 1894 году доклад «О всеобщем обучении». Сотрудничал в «Русских Ведомостях», «Русской Мысли», «Образовании», «Вестнике Воспитания», «Русской школе» и других изданиях. Руководил временными педагогическими курсами для учителей в разных губерниях, читал публичные лекции по педагогике, одно время руководил школами и курсами для взрослых при тверской мануфактуре. В 1903 году переселился против воли в Новгород, в декабре 1904 года возвратился в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. Напечатал несколько книг для детей и взрослых. Редактировал некоторые издания московского комитета грамотности и журнал московской Лиги образования «Просвещение» [178, С. 147].

Достаточно подробное описание педагогической деятельности Василия Порфирьевича дано в «Формулярном списке о службе» [182, Св. 109]. Здесь же сообщается о продвижении педагога по службе и о его наградах. Также биографические сведения приведены в газетах «Нижегородский листок» за февраль 1897 года и газете «Столичное утро» за 1907 год. Статья, посвященная «25-летию педагогической и литературной деятельности В.П. Вахтерова», опубликована в «Русском начальном учителе» за 1897 год (№4 и№ 5).

Первая статья В.П. Вахтерова «О роли чувства в деле воспитания» была напечатана в первом и втором номерах журнала «Семья и школа» за 1874 год. Большой интерес представляют статьи талантливого педагога по вопросу введения всеобщего обучения, напечатанные в журнале «Русская школа». В 1895 году в № 9 публикуется статья «К вопросу о всеобщем обучении». В данной статье он отмечал огромную роль земств в организации всеобщего обучения и показывал необходимость финансовой поддержки со стороны Министерства народного просвещения. А в 1896 году в первых трех номерах выходит в свет его работа «Возможно ли, и нужно ли у нас обязательное обучение». Вторую статью Василий Порфирьевич посвятил полемике по высказанному им ранее положению о возможности введения всеобщего образования в России и необходимости издания закона об его обязательности.

В этом же году вышли две его книги «Внешкольное( образование» и «Сельские воскресные школы», в которых собран богатый материал по вопросам организации образования взрослых. В 1897 году была опубликована книга «Народные чтения», посвященная данной проблеме. В них автор высказывал мысль о том, что школа обязана являться местом просвещения крестьян на селе, включая занятия для взрослых, народные чтения и организацию праздников.

В журналах «Вестник просвещения», «Народный учитель», «Педагогический сборник», «Русская школа» на произведения В.П. Вахтерова были опубликованы рецензии педагогов и общественных деятелей П.В Евстафиева, А. Острогорского, Е. Разина, С. Руссова, И. Суходеева, Д. Ушакова, В. Фармаковского.

В 1897 году Московское общество праздновало 25-летний юбилей педагогической деятельности В.П. Вахтерова. В газетах «Русские ведомости», «Сын отечества» и журналах «Русский народный учитель», «Русская школа», «Вестник воспитания» была опубликована серия очерков, посвященных данному юбилею. Данные статьи содержали только положительные отзывы о преподавательской деятельности В.П. Вахтерова. В них Василий Порфирьевич характеризовался как выдающийся педагог, талантливый ученый, активный общественный деятель на ниве просвещения народа.

В.П. Вахтеров - педагог, просветитель и организатор народного образования

В.П. Вахтеров родился 13 (25) января 1853 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье консисторского сторожа. В 1866 году Василий Порфирьевич окончил духовное училище, и через год 14-летним подростком отправился пешком в Нижний Новгород с целью поступления в Духовную семинарию. В годы обучения он примкнул к движению народников. На его дальнейшую судьбу значительное влияние оказала так назы ваемая «теория малых дел», согласно которой интеллигенция должна была служить народу, поднимая его культурный уровень, то есть, организуя народные школы, работая сельскими учителями. Особым доверием поль зуются мемуары жены педагога Эмили Орестовны Вахтеровой. Как отмечала она в своих воспоминаниях, именно под влиянием идеи «хожде ния в народ» всю свою жизнь будущий педагог посвятил распространению образования в России, улучшению материального и общественного поло жения учителей, повышению их профессиональной компетентности и мастерства [54]. Мы считаем, что именно это время можно считать началом формирования его педагогической концепции. Э.О. Вахтерова пишет о том, что Василий Порфирьевич смотрел на работу учителя как на миссию, «не имеющую себе равных по своему значению». Как отмечал Вахтеров в своем дневнике, чем больше он читал педагогических книг, тем сильнее воодушевлялся задачами народного учителя. И эти задачи казались ему высшей целью жизни. Педагогические статьи и книги, прочитанные тогда, определили направление его деятельности - всю свою жизнь он посвятил народному образованию. Следуя намеченной цели, Василий Порфирьевич уже в 19-летнем возрасте сдал экзамены на народного учителя. С 1872 года стал работать учителем в образовательных учреждениях Нижегородской губернии, сначала в народном училище Васильсурска, а затем - в уездном училище Ардатова. В своих воспоминаниях о Нижегородском периоде он писал: «Школа доставляла мне большое нравственное удовлетворение. Я устраивал с учениками экскурсии, снабжал их книгами, принимал горячее участие в педагогическом совете, который в то время еще не был превращен в простую регистратуру начальственных предписаний» [27, С. 118]. Необходимо отметить, что первый положительный опыт работы В.П. Вах-терова в школах Нижегородской губернии нашел свое отражение в его будущей педагогической концепции. Через два года В.П. Вахтеров окончил одногодичные курсы при Московском учительском институте. В «Личных документах В.П. Вахте-рова» записано, что за отличные занятия во время пребывания на курсах было выдано Василию Порфирьевичу денежное вознаграждение. По распоряжению Попечителя Московского учебного округа молодой педагог был переведен на работу в Смоленскую губернию [181]. В исследованиях B.C. Джанполадяна, Н.Б. Ромаевой, П.А. Соснина [73, 143, 160] достаточно подробно описана биография В.П. Вахтерова. Однако в них и в историко-педагогической литературе почти не освещен смоленский период деятельности педагога, который охватывает 15 лет огромной работы, проводимой педагогом в глубинке России. Поэтому одна из основных наших задач заключается в том, чтобы с учетом неизвестных ранее архивных источников описать педагогическую деятельность Василия Порфирьевича на Смоленщине более основательно. В 1875 году В.П. Вахтеров получил назначение в Духовщинское городское училище Смоленской губернии, где он одновременно трудился и учителем и заведующим. Уже в начале своего педагогического пути он отличался новаторскими взглядами на организацию педагогического процесса в образовательном учреждении. С первых дней пребывания молодого педагога в учебном заведении начались серьезные перемены в учебно-воспитательном процессе, а именно: занятия стали вести сами преподаватели, тогда как раньше с маленькими детьми занимались взрослые ученики, а со старшими — учитель. В.П. Вахтеров ввел звуковой метод обучения вместо буквослагательного, стал преподавать новые предметы, что повысило активность учащихся, практиковал так называемые «экскурсии в поля» с целью изучения " растений. Под прямым воздействием Василия Порфирьевича изменилась и нравственная атмосфера в коллективе. Раз в месяц он собирал учащихся в классе и сообщал им о том, насколько успешно они успевают по разным предметам. Через два года его переводят на должность учителя-инспектора этого же училища. С первых шагов своей педагогической деятельности Василий Порфирьевич занимался самообразованием и следовал завету А. Дистер-вега: «Учитель до тех пор учитель, пока сам учится». В.П. Вахтеров считал профессию учителя настоящей миссией. На собственные деньги он выписывал книги и журналы, тем самым пополняя местную библиотеку. Нельзя не отметить те факты деятельности педагога, которые были описаны в статьях «Смоленского вестника» №21, 22, 24 и других за 1878 год. В них указывалось, что в трудные минуты для города и образовательных учреждений педагог находился в центре событий. Так, во время пожаров 7 августа 1878 года в 11# часов вечера, он еще работал в училище, упаковывал книги и вещи в ящики, чтобы спасти от пожара имущество образовательного учреждения [184,185, 186]. Начало педагогической деятельности В.П. Вахтерова на Смоленщи не было успешным. Об этом свидетельствует судьба первого выпуска городского Духовщинского училища. Выпускников было всего шесть человек: из них два выпускника (Горбатов и Лебедев) по рекомендации Василия Порфирьевича поступили в Московский учительский институт и впоследствии стали педагогами. Один человек (Сапожников) стал офицером. Только два ученика (Лидванский и Трушкин) в силу разных обстоятельств не стали дальше учиться, а пятнадцатилетний П.К. Козлов был оставлен при училище для подготовки к поступлению в учительский институт. Позже под руководством Н.М. Пржевальского он отправился в путешествие в Центральную Азию, что и определило его дальнейшую судьбу. П.К. Козлов стал ученым-исследователем, известным путешественником, академиком [198, С. 65].

Образование народа как ценность педагогической концепции В.П. Вахтерова

Историк и теоретик отечественной педагогики В.П. Вахтеров в работах «Внешкольное образование народа», «Запросы народа к образованию и школе», «Заметки о народной школе», «Насущный вопрос», «Пережитое зло», в незаконченной рукописи «Идеалы воспитания» и других рассматривал образование во всех его видах и формах, так как считал, что оно является одним из важнейших факторов общественного прогресса. Василий Порфирьевич хотел видеть Россию богатой и культурной, образованной страной, полагал необходимым реформирование общественной жизни за счет расцвета народного образования, которое, по мнению педагога, позволит сгладить все существующие в обществе противоречия. Он был уверен, что образование является государственной ценностью, так как представляет собой важный инструмент целенаправленного формирования общественного сознания, которое создавало бы основу взаимоотношений между государством и народом. В своей незаконченной рукописи «Идеалы воспитания» педагог рассуждает о том, что «... образование должно состоять, во-первых, из общечеловеческого и национального элементов, что составляет задачу общеобразовательной школы; во-вторых, из профессионального или специального элемента, что составит задачу профессионального образования. Первое нас равняет со всеми, но в своей специальности мы должны стоять выше других, что нисколько не возвышает нас над ними, поэтому у каждого есть своя специальность, в которой он высоко поднимается над общим уровнем» [200, С. 178]. Со второй половины XIX века во всем мире начались процессы, которые привели к научно-технической революции. Данные преобразова ния все больше требовали квалифицированных кадров в разных отраслях производства. В.П. Вахтеров считал, что образование должно было сыграть свою роль в развитии производительных сил страны: «... мы никак не можем обойтись без специальностей. Следует только стремиться к такому общественному устройству, чтобы в каждой специальности работали люди не по назначению и принуждению, а по призванию, таким образом, и сами бы получали от своего любимого труда наибольшую сумму счастья, и доставляли бы обществу наибольшую пользу. А это возлагает на воспита ние и обучение развивать специальные способности и качества до высшей доступной для него степени» [200, С. 178]. В то время технологические изменения претерпевало и сельское хозяйство. В России шел поиск новых, интенсивных форм развития аграрного сектора экономики, что требовало повышения общей культуры крестьянина. Для государства образование было значимо и в том плане, что России нужны образованные агрономы, высококвалифицированные медицинские работники, компетентные юристы, чтобы «наши первые министры не изумляли мир юридическим невежеством», специалисты-педагоги, чтобы «поднять на должную высоту нашу отсталую, изуродованную школу, недостатки которой теперь общепризнанны» [36, С. 262 - 263]. В.П. Вахтеровым была высказана смелая для того времени мысль о том, что сила страны состоит не в пространстве, даже не в числе жителей, и меньше всего в количестве войск. По мнению педагога, сила страны состоит в числе просвещенных, энергичных, трудолюбивых, стойких деятелей. Он писал: «Мы, граждане данной страны и люди, и это обязывает нас подготовиться к исполнению своих национально-гражданских обязанностей и общечеловеческих качеств, что и должно входить в обязательный минимум общего образования» [200, С. 178]. Продолжая данную мысль, педагог утверждал, что: «Никто не придет на помощь народу, если он сам не в силах себе помочь. Но, чтобы стать хорошим хозяином своей участи, недостаточно ходить на помочах званых и незваных вождей, надо самому иметь просвещенный ум, реальные знания, обладать творческими силами и общественными стремлениями и действовать самостоятельно. А для этого нужно хорошее образование и воспитание» [47, С. 6]. Именно данные рассуждения педагога о значении образования для народа показывают прогрессивность взглядов В.П. Вахтерова. Мы полагаем, что, его прогрессивные идеи в области образования опережали свое время. В своих статьях, выступлениях Вахтеров отстаивал право народа на образование и. создание таких условий в государстве, чтобы они давали каждому человеку возможность пройти все ступени обучения. «Образование - именно образование, а не учеба - стало потребностью народной жизни», - так считал Василий Порфирьевич. В работе «Насущный вопрос» педагог рассуждал о том, что бы предпочло большинство людей: быть миллионерами, но оставаться безграмотными и невежественными или же быть бедняками, но стать в первых рядах просвещенных европейцев. И отвечал, что наш идеал - это равное для всех общее образование [206]. Современник Вахтерова В.Я. Гебель подчеркивал преданность Василия Порфирьевича идее всеобщего образования, которая следовала из «... горячей любви к родному народу и отечеству, служению которому он посвятил всю свою продолжительную трудовую жизнь, идее, которая всегда стояла перед его глазами» [198, С. 3]. В статье «Государственный Комитет и всеобщее обучение» В.П. Вахтеров предстает перед читателем как педагог, глубоко разбирающийся в тонкостях дела народного образования. На основании конкретных фактов, множества цифр он аргументирует истинность своих идей. Так, он не голословно утверждает, а доказывает, что по однодневной школьной переписи 1911 года даже в начальных школах большая часть учащихся покидает школу ранее окончания курса: в сельских школах учащиеся распределяются между отделениями следующим образом:

Содержание и структура нравственного воспитания В.П. Вахтерова

Отличительной чертой русской педагогики конца XIX - начала XX веков был процесс интенсивного развития теории воспитания. Еще одним компонентом педагогической концепции В.П. Вахтерова являются его взгляды на нравственное воспитание, которое он рассматривал как одно из центральных звеньев становления личности ребенка.

Русский педагог понимал духовность и нравственность как единое целое, ибо эти понятия достаточно близки, и поэтому нравственное воспитание занимает одно из основных мест в педагогической системе В.П. Вахтерова. В его трудах, отражающих проблемы нравственного воспитания, была обоснована стройная система взглядов педагога на цель, задачи, содержание, средства и методы нравственного воспитания.

Как отмечает современный ученый Ю.И. Симакова, В.П. Вахтеров разрабатывал вопросы нравственного воспитания с позиций «организми-ческого подхода», в основу данного подхода были положены идеи органической теории общества Г. Спенсера и социальной динамики О. Конта, связанные с понятием «прогресса» [152].

По мнению педагога, нравственное воспитание - это длительный, сложный и противоречивый процесс, охватывающий все стороны жизни и деятельности ребенка. В своих трудах он разрабатывал конкретные методики развития нравственного сознания, при этом большие надежды он возлагал на процесс воспитания будущего поколения.

Воспитание должно стремиться к беспредельному ч совершенству человеческого рода. Вахтеров утверждал, что «... когда воспитание народных масс и в школе, и в жизни будет поставлено на основах учения о развитии, согласовано со здоровыми стремлениями к развитию, с законами природы, только тогда можно рассчитывать на то, что страна проявит всю мощь своих творческих сил и всю инициативу и энергию на справедливую организацию общественной жизни, промышленности, науки, искусства и культуры вообще» [47, С. 123].

Василий Порфирьевич считал, что никакую систему воспитания нельзя рассматривать как что-то изолированное от жизни, само себе довлеющее и ни от чего другого не зависящее. Совершенно наоборот, всякую систему воспитания можно рассматривать только в связи со сложными условиями личной и общественной жизни, с соответствующими в обществе и народе стремлениями, с существующими интересами и задачами, выдвигаемыми современной действительностью [35, С. 62].

Как отмечал педагог, система воспитания должна быть согласована с духом времени, с требованиями современной жизни, а поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы, направляя развитие природных начал человека, создать условия для его социального общежития. Важно, чтобы «не подавлять эгоистических стремлений, а развивать их в гармонии с общественными стремлениями, не бороться со стремлениями к личному довольству и счастью, а только согласовать их с общественными целями» [36, С. 138]. В ходе воспитания ребенка важно учитывать политические, экономические, социальные отношения общественной среды, в которой растет ребенок, при этом содействуя развитию его природных сил.

В.ГІ. Вахтеров полагал, что идеальным является такой процесс воспитания, когда окружающая среда будила бы в детях только одни хорошие стремления и задатки, а не возбуждала бы дурных пережитков, атавистических наклонностей и задатков.

По мнению педагога, истинное воспитание человека должно быть направлено на его стремление к развитию. Всякое знание, всякое новое впечатление получает цену лишь тогда, когда оно содействует правильному развитию: «Будущее, - замечал он, - несомненно, принадлежит людям, которые вполне сознательно поставят во главу угла не всеми осознанное теперь, хотя и присущее всем в бессознательной форме, стремление к развитию как своей личности, так и всего человеческого рода» [36, С. 359]. Ученый видел «глубочайшую тайну» воспитания в том, чтобы каждый нормальный ребенок стремился к развитию всех заложенных природой в нем сил и способностей, то есть в полной мере смог реализовать свои способности. Он утверждал, что «...все наши инстинкты подчинены тому широкому и глубокому стихийному стремлению, которое в сознательной форме мы ощущаем как стремление, как потуги к развитию личному и затем к развитию родовому» [47, С. 130].

Цель нравственного воспитания, по Вахтерову, состоит в том, чтобы выпустить в жизнь бодрых, работоспособных людей со «светлым взглядом на жизнь», с верою в свои силы, с желанием работать, с. надеждою на лучшее будущее, чтобы воспитанник в будущем умел жить для общества, возможно точнее умел определить и возможно лучше выполнить свою роль в общественной жизни, но и в то же время жить для себя, чтобы тем успешнее была наша общественная жизнь.

По нашему мнению, взгляды педагога на нравственное воспитание носили оптимистический характер.

Василий Порфирьевич Вахтеров отмечал, что цели воспитания должны преобразоваться в цели самовоспитания: «Необходимо, чтобы человек был сам господином своих поступков, чтобы он подчинялся только внушениям своего разума и своей совести, чтобы он внутри себя носил идеалы, достаточно высокие для своего времени и своих сил» [36, С. 69].

Большое внимание педагог уделяет социальному аспекту нравствен-ности: важной задачей в самовоспитании В.П. Вахтеров считал развитие нравственного чувства. «... Да и что такое сама нравственность, как не цемент, связующий людей друг с другом в целые общества. Если бы человек жил вне общества, не существовало бы самого понятия нравственности», - подчеркивал Василий Порфирьевич в своей работе «Нравственное воспитание и начальная школа» [36, С. 109]. Он писал: «Развить это чувство, иметь силу подчинять все свои поступки требованиям совести -это значит навсегда, на всю жизнь определить направление своей деятельности, своего образа жизни, это значит дать самое верное средство честно и по совести прожить жизнь, без вреда для своей нравственности пройти мимо всех прелестей и соблазнов, мимо всех искушений, прожить, не нуждаясь в посторонней помощи, с возможно большей пользой для ближних, для родины, для людей вообще» [36, С. 69].

Нравственное воспитание должно развивать такие качества, как любовь к людям, дружбу, товарищество, умение личное подчинять общественному, стремление к взаимопомощи, гуманность, патриотизм, уважение представителей всех национальностей, трудолюбие, дисциплинированность, скромность, аккуратность, заботу об обездоленных.

В.П. Вахтеров в ряде таких работ, как «Воспитание общественности», «Национальное воспитание», «Нравственное воспитание и начальная школа» и других рассматривал содержание нравственного воспитания: он писал о воспитании любви к Родине, трудолюбия, коллективизма, гуманизма, дружбы, стремления к взаимопомощи, сдержанности, скромности, аккуратности, точности. Педагог подробно не раскрывал сущность каждой из этих нравственных черт, но и такое перечисление основных проблем содержания нравственного воспитания в то время было очень актуальным.

Похожие диссертации на Педагогическая концепция В.П. Вахтерова